Сделать реформу или как правильно

Обновлено: 02.07.2024

После экстренного заседания члены Орфографической комиссии (ОК) РАН обратились в Минпросвещения России с просьбой отозвать проект постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении правил русской орфографии".

Известный педагог и член ОК Сергей Волков, который выложил письмо у себя в Facebook, высказался по этому поводу так: "На эту тему было много спекуляций в прессе. Вот позиция членов ОК, главная задача которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно работать над правилами правописания".

Коротко, претензии лингвистов следующие: проект "сырой", некоторые предложенные изменения лишены научных обоснований, а главное - это испорченный сокращениями знаменитый справочник 2006 года под редакцией Владимира Лопатина.

"Предложенный проект свода правил был создан на основе самого известного и авторитетного справочника "Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник" (далее - ПАС), который впервые был опубликован 15 лет назад, в 2006 году в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН (ИРЯ РАН) и одобрен Орфографической комиссией РАН, - сказано в письме. - За прошедшие 15 лет орфографическая работа в самой комиссии и в Институте русского языка не прекращалась, она активно ведется и в настоящее время в рамках выполнения государственного задания по созданию полного свода правил русского правописания".

Правила орфографии - болезненный вопрос для любого общества. Люди привыкают к старым правилам и недовольны нововведениями

По мнению лингвистов, содержание правил ПАС в проекте минпросвещения из-за механистических сокращений и необдуманных нововведений существенно искажается. "В проект не вошли целые разделы (например, правила написания аббревиатур и графических сокращений, правила употребления небуквенных знаков и др., без употребления которых трудно представить современное письмо)", - пишут члены ОК. Мало того, разрушена логика правил, что приводит к неправильным написаниям, "например, придется писать "проэкт".

Своим мнением о причинах, которые заставили ученых написать письмо в министерство, и предложенном к обсуждению проекте с "РГ" поделился член ОК, подписавший письмо в Минпросвещения, профессор РГГУ и НИУ ВШЭ Максим Кронгауз.

Максим Кронгауз: Главное, что меня расстраивает: непонятно, кто автор этого текста. В министерстве нет достаточного количества специалистов, которые могли бы сделать такую работу. Текст без авторов? На мой взгляд, это снимает ответственность за дело.

Сам проект представлен очень небрежно: он не может в этой редакции функционировать. А мы говорим о правилах, которые должны использоваться всеми. Так вот в том виде, с которым мы познакомились, это будет делать затруднительно. В тексте нет оглавления, он не разделен на параграфы, отсутствуют и ссылки - читатель должен сам разбираться, какое именно общее правило имеется в виду, как найти его и посмотреть формулировку. Предисловие, с моей точки зрения, тоже написано наспех. В такого уровня документах, должно быть серьезное научное предисловие, которое представляет собрание правил: почему оно создано, зачем… Этого ничего нет.

Максим Анисимович, проект повторяет сборник правил Лопатина?

Максим Кронгауз: Да, обсуждая это с коллегами, мы пришли к выводу, что чрезвычайно похоже на то.

В своде Минпросвещения сделана попытка частичной реабилитации буквы "ё". Предлагается закрепить ее, скажем, в позиции под ударением: "стажёр", "ребёнок". А вы считаете, мы правильно поступили, когда почти исключили эту букву из письма: употребляем ее только в детских книжках и в учебниках для иностранцев?

Максим Кронгауз: Я лично доволен факультативным статусом буквы "ё". Это привлекает к ней внимание, мы часто возвращаемся к ней в обсуждении. Она не исчезнет никогда. Мало того, из-за того, что лингвисты ее так любят, "ё" стала символом некоей странности русской орфографии.

Фото: iStock

А факультативного употребления вполне достаточно. Зачем нам эта буква, скажем, в книгах для взрослых людей, которые знают, как произносится то или иное слово? Есть определенные позиции, где "ё" необходима. Их можно пересчитать по пальцам. Это омонимы "все" и "всё", "осел" и "осёл". И, конечно, фамилии. Мы не уверены, как правильно произносить Депардье или Депардьё. Неправильно произносим фамилию известного математика - Чебышев, а он - Чебышёв. Или путаемся с фамилией шахматиста - Алехин или Алёхин.

В остальных же случаях мы привыкли обходиться без "ё". И если сейчас сделать эту букву обязательной, многие из нас станут безграмотными, будут забывать ставить эти две точки. Я точно буду забывать.

Максим Кронгауз: Это болезненный вопрос для любого общества. Попытки реформ особенно затрагивают образованных людей, которые не любят, когда кто-то сомневается в их образованности. Они привыкли к старым правилам и очень недовольны нововведениями. Это естественная ситуация, потому что любые изменения на время уравнивают образованных и необразованных. Поэтому основные критики любой реформы орфографии - писатели, журналисты, те, кто владеют в каком-то объеме правилами.

Орфографическая комиссия РАН предлагает:

1) рекомендовать отозвать подготовленный Минпросвещения Проект правил русской орфографии;

2) рассмотреть вопрос о признании не сокращенного и искаженного, а полного текста "Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник" (включая раздел "Пунктуация") наиболее авторитетным сводом правил правописания, на основе которого могут составляться упрощенные редакции (например, для нужд образования);

3) предусмотреть механизм обновления правил (в том числе и содержащихся в ПАС), согласно которому правила русской орфографии и пунктуации и все вносимые в них уточнения, поправки и изменения, а также составляемые на основе полного свода его сокращенные и упрощенные варианты должны непременно получать экспертное одобрение Орфографической комиссии РАН.

Реформы - определение, суть простыми словами. Примеры реформ в России. Реформы Петра I, Эпоха Великих реформ Александра II и отмена крепостного права, столыпинская аграрная реформа, преобразования Горбачева и Ельцина.

Фото Реформа - это… Что такое реформы. Реформы в России

Что такое реформы? Какими они бывают?

Реформа - это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа - замена наличных, находящихся в обращении - относится к экономике. Повышение пенсионного возраста - это социально-экономическая реформа.

По направленности реформы могут быть прогрессивными - нацеленными на движение вперед - либо регрессивными, реакционными - то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому. Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы - усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция - в чем разница?

Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина

Один из самых известных реформаторов в истории России - Петр I, который царствовал с 1682 по 1725 год. Петр Великий реформировал российскую армию, создал флот, отвоевал выход к Балтийскому морю и перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Он изменил систему управления страной - создал Сенат, систему коллегий, разделил страну на губернии. В его правление Россия была объявлена империей, а сам Петр стал императором.


Петр I на мозаике М.В. Ломоносова. 1754 год

Правление царя Александра II (1855-1881) получило название Эпохи Великих реформ. В 1861 году император отменил крепостное право, и это заставило менять все устройство российского общества. Александр II провел военную, судебную и земскую реформу, изменил образовательную систему и ослабил цензуру.


Освобождение крестьян (Чтение манифеста). Картина Бориса Кустодиева. 1907 год

Премьер-министр Петр Столыпин в правление Николая II стремился создать для царской власти надежную опору в деревне в виде богатых крестьян. Для этого он провел аграрную реформу - распустил крестьянскую общину, чтобы зажиточные кулаки могли активнее развивать хозяйство. Одновременно Столыпин пытался решить вопрос с нехваткой земли в центральной России - правительство раздавало крестьянам земельные участки за Уралом. В сентябре 1911 года Столыпин был убит террористом, реформа оказалась не доведена до конца и не смогла уберечь Россию от революции 1917 года.


Петр Аркадьевич Столыпин. Председатель Совета министров Российской империи в 1906-1911 годах

При последнем советском вожде Михаиле Горбачеве в СССР началась эпоха перестройки. Проводились экономические реформы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, появились кооперативы, создавались совместные предприятия с иностранцами. Горбачев также провел ряд политических реформ: на альтернативной основе был избран Съезд Народных депутатов, появился пост президента СССР, возникла многопартийность. Но эти изменения не сумели спасти Советский Союз от нарастающего кризиса - в 1991 году СССР прекратил свое существование.


Президент СССР Михаил Горбачев и президент РСФСР Борис Ельцин в Верховном Совете РСФСР. 23 августа 1991 года. Фото: Reuters

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : винительный; отвечает на вопрос : (вижу/виню) Что?

Грамматический разбор

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : именительный; отвечает на вопрос : (есть) Что?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное, множественное; падеж : родительный, именительный, винительный; отвечает на вопрос : (нет/около) Чего?, (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : дательный, предложный; отвечает на вопрос : (дать/подойти к) Чему?, (говорю/думаю) О чём?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : творительный; отвечает на вопрос : (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : единственное; падеж : творительный; остальные признаки : форма на -ою; отвечает на вопрос : (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : множественное; падеж : родительный; отвечает на вопрос : (нет/около) Чего?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : множественное; падеж : дательный; отвечает на вопрос : (дать/подойти к) Чему?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : множественное; падеж : творительный; отвечает на вопрос : (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи : имя существительное; одушевлённость : неодушевлённое; род : женский; число : множественное; падеж : предложный; отвечает на вопрос : (говорю/думаю) О чём?

Смотрите также:

Желательно наметившийся сдвиг в общественном сознании в пользу конституционной реформы перевести в политическую повестку дня.

Однопланными назывались селения, получившие по Великой реформе землю в надел по одному общему для нескольких селений акту укрепления.

Собственно, суть реформы в том, что государства должно быть ровно столько, сколько необходимо для успешного экономического развития, расширения частной инициативы и саморегулирования со стороны гражданского общества.

Другое дело, что в предложенной реформе мало практического смысла, и время для неё выбрано самое неподходящее.

Я же полагаю, что традиционное массовое сознание явно не первично в историческом беге России по кругу реформ и контрреформ.

Евгений Гонтмахер начал сразу же критически и заявил, что реформа образования не разрушила до конца то зло и традиционализм в школах и вузах, ради которых она затевалась.

Когда Медведев начал играть роль преемника, он начал озвучивать в качестве своих планов ровно то, что ему знакомо и как юристу, и как бывшему главе комиссии, разрабатывавшей программу административной реформы .

Разработка конкретного плана реорганизации общественных предприятий завершилась согласованием позиций внутри ЛДП, между правящими партиями и в Штабе по продвижению административной реформы .

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    "Малыш пьет молоко."

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • - качественное (теплый, молчаливый);
        • - относительное (вчерашний, читальный);
        • - притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

              Примеры: расходиться, бессовестный, избить, рассказать, разделаться, безрадостный.

              Sdelat-ili-zdelat

              Теперь не придется каждый раз заглядывать в словарь, чтобы узнать, как правильно пишется слово.

              Примеры предложений

              Надо сделать уроки

              Закрепим теоретический материал на практике:

              Мне надо сделать уроки до 20.00 часов.

              Попрошу плотника сделать мне новые полки для экспозиции.

              Исследователи русского языка приняли участие в международном конгрессе.

              Туристы израсходовали все запасы еды.

              Чтобы узнать правописание буквы в корне, я воспользуюсь проверочным словом.

              Следователь возбудил уголовное дело.

              Друг безвозмездно помог мне поставить палатку.

              Экскурсовод рассказал, где была раньше построена церковь.


              Дореволюционная орфография была довольно сложна, а реформа языка была нужна большевикам в том числе и для упрощения обучения. Ведь одной из главных их задач была ликвидация безграмотности. За несколько лет до революции, по разным оценкам, лишь около 40% населения России умело писать и читать. Но новый провозглашенный Владимиром Лениным правящий класс - рабочие и крестьяне, - должен был активно работать во всех областях, так что власть молодой Страны Советов обязала все население с 8 до 50 лет обучаться грамоте.

              Перепись население 1926 года показала, что всего за несколько лет в селе стало уже около 50 процентов грамотных людей.

              Из алфавита убрали несколько букв


              Владимир Ленин и нарком по просвещению Анатолий Луначарский (справа), подписавший декрет о введении нового правописания

              До революции русский алфавит состоял из 35 букв, единого свода правил правописания не было - был лишь утвержденный еще при Петре I гражданский шрифт. Петр стремился ограничить власть церкви, поэтому придумал упрощенное написание букв для государственных указов, светских документов и первых газет.

              Большевики убрали несколько букв, а несколько заменили на более простые аналоги, которые также уже существовали в алфавите (то есть по сути, буквы, которые обозначали один и тот же звук, объединить в одну). В постреволюционном алфавите оказалось 32 буквы, позже утвердили букву Ё как отдельную, и их стало 33. Этот алфавит используется по сей день.

              Декрет о введении нового правописания гласил:

              Что еще изменилось в языке


              Занятия по правописанию для рабочих московского завода Красный богатырь

              Помимо собственно написания слов, изменились несколько правил правописания.


              Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы (Чебоксарский район), 1930-е

              Также изменились сложные правила окончаний в некоторых формах падежей:

              Как реформу восприняли в обществе


              Буквы, которые "выгнали" из алфавита

              Новую орфографию белая эмиграция не принимала - люди, покинувшие страну после революции считали, что большевики едва ли не изуродовали русский язык. До 1940-50-х годов русские издания эмигрантов выходили за рубежом в старом стиле. Эмигранты более поздних лет уже были обучены новым правилам и привыкли к ним.

              Возникали сложности и с уже обученным грамоте населением. В личной переписке многие продолжали использовать старое правописание, другим же пришлось экстренно переучиваться. Ну и прежде всего, к новой орфографии пришлось привыкать самим учителям.

              Читайте также: