Сделать полезные ископаемые своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Комакина Татьяна Васильевна

Населенный пункт: Омская область, р. п. Павлоградка

Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
  • Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
  • Обучать практическому применению полученных знаний.
  • Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
  • Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
  • Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
  • Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.

Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе; анализировать, обобщать и делать выводы;

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди добывают полезные ископаемые; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

  • Экран
  • Видеопроектор
  • Учебник
  • Атлас определитель
  • Рабочая тетрадь на печатной основе
  • Научно – популярные тексты
  • Коллекция полезных ископаемых
  • Презентация

Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.

Ход урока

I. Оргмомент. (1 слайд)

Долгожданный дан звонок

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроенье каково? (2 слайд) Во

Значат, будем начинать

Мир чудесный открывать

Для себя и для друзей.

К новым знаниям скорей!

Сегодня вы будете работать в группах

Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Сядьте и выберите ответственных в своих группах.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (за правильный ответ группа получает жетон) (2 слайд) (3,4 слайд)

В начале урока вспомним, как называет раздел, который мы изучаем?

- Что же такое экономика? (Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

Что включают в себя природные богатства? (Воду, воздух, полезные ископаемые, почву, растения и животные)

III Этап мотивации к учебной деятельности. Целеполагание

- Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)

- Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. (5 слайд) Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.

- А что внутри (в недрах) -?

-Как вы думаете, о чем идет речь? (Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 6) (читает хорошо читающий ученик

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока). (Слайд 7)

- Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.

Кто эти люди? (геологи)

Геолог – это человек, который занимается разведыванием полезных ископаемых. (слайд7)

-Вы как геологи какие по данной теме поставите для себя вопросы?

На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и продолжите вопросы. (Слайд 8)

Какие… (полезные ископаемые мы знаем?)

Где… (где находятся?)

Как… (как их люди используют в своей жизни?)

Как… (как их добывают?)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) (Слайд 9)

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
  • важную роль полезных ископаемых в экономике страны

IV. Работа по теме урока.

1) Словарная работа

А) Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые? (посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения)

От каких слов образовались полезные ископаемые? (Польза) Ископаемые? (Копать)

Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)

Обратимся к учебнику и проверим ваши предположения стр. 49 Совпали ваши предположения? (Да.) (получают жетон) (Слайд 10)

-Какие бывают полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые и газообразные)

Практическая работа: У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. (Слайд 11)

- Сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств гранита, известняка, глина, каменный уголь, нефть, песка)

(Слайд 12)

-Что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.)

–А что такое опыт? (Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.)

– Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?

(Слайд 13)

  • Все участвуют в работе.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • По окончании работы подать сигнал

Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. На эту работу вам отводится 5 минут.

(Слайд 14)

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

(Слайд 15)

- Итак, давайте проверим ваши работы. Первая группа прочитайте ваши результаты)

Зернистый, твёрдый и прочный

Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников

Белого, чёрного или розового цвета

Строительство, мел, мрамор

Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета

Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи

Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча

Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.

Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.

– Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)

- Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?

-Верно. Узнаем где их применяют. Для чего добывают.

К какому выводу пришли ваши группы. Для чего добывают полезные ископаемые?

А кто знает какие полезные ископаемые добывают в нашей Омской области?

Всего на территории Омской области известны 19 основных видов полезных ископаемых

- нефть и газ в северных районах области;

- минеральные соли (сульфат натрия) в Москаленком и Полтавском районах;

-строительные материалы (пески, глины, суглинки, и пр.) на 99-ти месторождениях;

- подземные воды, лечебные грязи на территории Черлакского района.

(Слайд 16)

Пришло время немножко отдохнуть

˅ Физминутка

Мы геологами станем

Да? – Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? – Да! (хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная рука (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь (плывут)

Её не пролетишь (крылья)

Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!

Да? – Да! (хлопок над головой)

- А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств полезных ископаемых, месторождений.

обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)

VI. Закрепление изученного материала.

- Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

- Оцените свою работу на этом этапе. (Слайд 19)

VII.Домашнее задание (Слайд 20)

1) Учебник стр.50 пересказ;

VIII. Итог урока.

Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке:

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

Можем ли мы теперь ответить на вопрос:

  • какова важная роль полезных ископаемых в экономике страны?

Прочитайте вывод в учебнике на стр. 50

XI. Рефлексия Заполните оценочный лист и оцените свою работу на уроке.

Оценочный лист.

Действия Знак оценивания

Активно работал на уроке.

Был организатором работы в группе.

Слушал мнение каждого участника группы

Представлял результаты работы группы перед классом

Самостоятельная работа по учебнику

Получил положительную оценку за тест

Посчитайте какая группа сколько набрала жетонов. Капитаны соберите оценочные листы.

Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.

Все изгрыз и луг и сад

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки (крот).

Ребята, а где живет крот? (Под землей.)

Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.

К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.

Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.

Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.

(Показ картинок добычи каменного угля.)

К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)

Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветом расцветает от спички (Газ).

К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.

Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.

Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.

Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.

(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).



Многие люди ежедневно озадачивают себя вопросом, как заработать деньги? Кто-то из них устраивается на работу по найму, кто-то строит собственный бизнес и т. д. Однако мало кто задумывается, что сама природа дает людям возможность получать доход, если использовать природные сокровища, на которых можно легко заработать.


Какие природные сокровища вы можете найти бесплатно и продать?

Золото

Когда речь идет о природных сокровищах, это первое, о чем обычно вспоминают. Золото действительно стоит дорого. Однако основную сложность представляет его добыча. Далеко не всем золотоискателям удается обрести богатство, но даже сам процесс добычи этого металла прекрасен. С другой стороны, вы наверняка не пожалеете о добыче золота. Вы будете наслаждаться солнцем, водой, красивыми пейзажами и, возможно, даже сможете отыскать настоящий самородок.


Итак, что вам понадобится?

  • Прежде всего, купите необходимый инвентарь.
  • Найдите место, где вы сможете отыскать золото.
  • Соберите информацию о том, как правильно это делать.
  • Найдите покупателей, которые заплатят вам за драгоценный металл. Это, например, могут быть местные магазины, которые скупают золото.

Цветы

Если вы живете в большом городе, вы, возможно, видели уличных торговцев, продающих букеты из цветов, которые выбрасывают флористы. На самом деле, это еще один доступный способ продать то, что вы получаете бесплатно.

Вы можете составить букеты и продавать их в пленочной упаковке или поставить в недорогие вазы и удвоить цену.

Дикорастущие ягоды и другие продукты

Отправившись в лес за цветами, вы можете напасть на поляну дикорастущих ягод. Не стоит обходить ее стороной. Ведь это еще одно природное сокровище, на котором вы сможете заработать дополнительные деньги.


Некоторые люди ненавидят сбор ягод, но с удовольствием полакомились бы ими. Используйте эту идею, чтобы заработать. Отправляйтесь все в тот же лес или на солнечную поляну, чтобы собрать дикую чернику, малину или ежевику. Собрав достаточное количество урожая, вы сможете продать его и заработать деньги. Возможно, это не самый большой доход. Однако вам предстоит работа на свежем воздухе. При этом за сами ягоды, которые растут в диком месте, вы не заплатите ни копейки.

Аналогичным способом вы можете заработать деньги, собирая и другие дикорастущие плоды. Например, достаточно посетить заброшенный яблоневый или грушевый сад, чтобы выйти оттуда с полными ведрами спелых плодов, которые вы сможете продать.

Вашими клиентами могут стать не только обычные люди, но и целые заведения общественного питания, которые нуждаются в продуктах питания, которые вы предлагаете. Однако для этого вам предстоит договориться с руководством о подобном сотрудничестве.

Амбра

Однажды в средствах массовой информации сообщалось, что житель Великобритании, прогуливаясь по пляжу, нашел кусок амбры стоимостью несколько долларов. Это действительно дорогая находка, которая и вам может принести дополнительные средства.


Что такое амбра? Это воскообразное вещество, которое образуется в кишечнике кита, а затем извергается наружу. Иногда подобные комки попадают на пляж, где их может найти любой гуляющий.

Возможно, вы не знали, но амбра используется в сфере парфюмерии. Это довольно редкое и невероятно дорогое вещество, которое применяется для изготовления люксовых духов. Неудивительно, что амбра высоко ценится на рынке. На текущий момент установлен рекорд, который составляет более миллиона долларов за найденный случайно кусок амбры.

Трюфели

Эти грибы относятся к числу самых дорогих во всем мире. Они произрастают в недрах земли. Вот почему искать трюфели довольно сложно, а по внешнему виду они напоминают корнеплоды знакомого всем картофеля.

Как правило, эти грибы произрастают рядом с дубом, а иногда и рядом с хвойными деревьями. Трюфели отличаются стойким приятным ароматом. Как известно, их прекрасно находят свиньи.

Кроме того, предложить найденные трюфели можно частным покупателем, найти которых можно в Интернете, разместив соответствующее объявление.


Существуют даже специальные карты, благодаря которым можно узнать, в каких местах произрастают трюфели. Цены на них варьируются в зависимости от местности, поэтому узнавать их лучше в торговых точках вашего населенного пункта.

Трость

Конечно, найти готовую трость в природе не удастся. Однако вы можете найти много тонких веток, которые требуют минимальной обработки для их последующего превращения в трость.

Ручная пила разрезает дерево за минуту, а карманного ножа может оказаться достаточно для последующей отделки, в зависимости от того, какие трости вы делаете.


Если вы будете заниматься этим регулярно, то сможете вырезать десяток тростей в день. Старые кожаные куртки можно использовать для нарезания полосок, которые пригодится для изготовления ручек. Также вы можете украшать трости мрамором, монетами и прочими декоративными элементами, повышая их ценность. Для закупки декора достаточно потратить сущие копейки, но это существенно увеличит стоимость готового изделия.

Драгоценные камни

Это одни из природных сокровищ, которые могут принести вам дополнительный доход. Однако отыскать драгоценные камни не так уж просто. Нужно знать места, в которых действительно стоит искать полезные ископаемые. В противном случае вы можете зря потерять время.

Если в вашей местности есть общественные земли, на которых можно найти драгоценные камни, почему бы не попробовать этот способ? Возможно, вам повезет, и вы найдете алмаз или другой камень, который сможете выгодно продать.

Вашим покупателем может стать ювелирный магазин или частный клиент.

Горные породы

Драгоценные камни редки, но природные сокровища можно найти повсюду! А интересные можно продать. Для этого вы можете пойти на блошиный рынок или выставку мастеров, где собираются ваши потенциальные клиенты.


Некоторые мастера создают художественные произведения из горных пород. Однако для этого им нужен материал. Вы можете стать поставщиком этого самого материала, зарабатывая деньги таким способом.

Горные породы также могут оказаться интересны частным клиентам, которые нередко используют их для ландшафтного дизайна или украшения интерьера.

Если рядом с вами есть заброшенные шахты, это одно из лучших мест для поиска интересных горных пород, кристаллов и минералов, которые в дальнейшем можно продать. Вам не нужно забираться внутрь. Просто поройтесь в шлаке и обломках, наваленных у входа в шахту. Реки и ручьи также являются хорошими местами для поиска.

Вы можете продавать не только найденные горные породы, но и нечто более интересное. Если у вас присутствует художественный талант, вы можете рисовать на больших гладких камнях, превращая из в своеобразные произведения искусства.


Образовательные сформировать у учащихся представление:

- о полезных ископаемых;

Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.

Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

Средства обучения:

атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.

- проверки (прием устного опроса)

- устного изложения (прием объяснения, беседы)

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем Гостей. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Вопросы учителя: А сейчас давайте вспомним, что мы уже изучили.

Ответьте на мои вопросы:

- какую оболочку Земли мы изучаем?

- а что же такое Литосфера? (твердая оболочка нашей Земли)

- каково строение литосферы? (состоит из земной коры и верхней мантии)

- Скажите из чего состоит Земная кора? ( из горных пород и минералов)

1) Что называют горными породами? 1) (Горными породами называют тела состоящие из нескольких минералов)

2) Что называют минералом? 2) (Тела имеющие однородный состав).

3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

3) Магматические

Гранит, Габбро, Диорит

- излившиеся

Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.

2. Осадочные

- обломочные

Щебень, галька, гравий, песок, глина

- химические

- гипс, поваренная соль

3. метаморфические

Мрамор, кварцит, гнейс.

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? (Нужны)

- Предположите, как могут называться минералы и горные породы, которые полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

- как люди их добывают? (выкапывают) записать на доске

- Попробуйте сформулировать тему нового урока.

Приступаем к изучению нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.

Задачи урока:

узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.

Выясним, что же называют полезными ископаемыми?

В составе горных пород и минералов есть породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

-Ребята, что называют полезными ископаемыми?.

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми.

Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.

Однако полезные ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.

Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.

Какие же бывают по происхождению полезные ископаемые

По происхождению полезные ископаемые, как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.

По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:

1. магматическими

2. осадочными

3. метаморфическими

Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание.

Задание мы оформим в виде таблицы.

Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.

Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.

название ПИ

Происхождение ПИ

где используется человеком

Это задание вы будете выполнять в парах. И поможет вам наш учебник. Откройте п. 11. Приступаем, у вас очень мало времени.

(Эта таблица должна быть выполнена у каждого ученика.)

Приступаем к выполнению задания.

Учитель следит за ходом выполнения задания и при необходимости помогает.

Читайте также: