Сделать насечки на лыжах своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Добрый день!
По глупости купил ребёнку беговые пластиковые лыжи без насечек (на нижней части, которые удерживают лыжу от проскальзывания назад).
Вопрос: можно ли такие насечки сделать самому (ну, типа паяльником. ) или где в мастерских. Или "лечится" только заменой лыж на другие?

. вперёд за цыганской звездой кочевой.

О!
Спасиб за указание направления поиска (мази). Честно говоря, даже не думал, что пластиковые мазать надо, а словосочетание "мази сцепления" даже не слышал. Начал искать инфу - оказывается, столько всего интересного!

можно сделать довольно просто - приехать в специализированный магазин и попросить напарафинить широкополосным парафином под классику.
Они положат парафин держания под колодку (место на лыже под ботинком +/- 15-30см) и парафин скольжения на остальную поверхность лыжи.
Должно хватить примерно на 50км.
То есть если ребенок катается 5км за один раз, то хватит раз на десять (если не кататься активно по веточкам, шишкам и т.п.).
Стоить это будет примерно 200-300руб.
Парафинят в Альпиндустрии, Экипе и других фирмах.

Есть конечно тонкость - не под каждую погоду правильно поедут лыжи, все же даже широкополосные парафины имеют свои температурные диапазоны.
Если совсем не хочется заморачиваться, проще купить лыжи с насечкой.

плохой купил ты телевизор
в нем лишь убийства и разврат
верни наш старый черно белый
где мир гагарин и мосфильм

нет, только по лыжне.
бывают в продаже так называемые универсальные лыжи - насечка на 2/3 ширины колодки, но это такой вариант - ни нормальной классики, ни нормального конька.
Для этих двух стилей, по идее, требуются два разных комплекта лыж/палочек/ботинок/креплений.

У меня 20 лет назад были свои лыжи "Таллин", ехали только по лыжне. В лыжной секции выдали пластик - ехали по-всякому. Решил сейчас купить - после общения с продавцами голова кругом. Взял напрокат без насечек - коньком еле-еле (с непривычки может) и назад катятся
Как страшно жить.

плохой купил ты телевизор
в нем лишь убийства и разврат
верни наш старый черно белый
где мир гагарин и мосфильм

чем старше, тем жить страшнее ;)
на самом деле сейчас все существенно проще и лучше стало в плане лыжных технологий:
- если хочется походить (не побегать) классикой: можно купить лыжи с насечкой, к ним крепы классические, ботинки обычные мягкие и палочки "по подмышки". Причем будет очень правильно, если лыжи подберут по жесткости (в Экипе и Триале вроде делают), тогда лыжики будут ехать и не будет отдачи.
- если же хочется побегать коньком (не походить, ибо для конька это слово не подходит), можно купить хороший базовый или уже спортивный комплект: коньковые (skate) лыжи+крепы с жестким флексором+жесткие боты+палочки "под мочку уха". Только надо учесть - бегать коньком тяжело, это требует серьезных усилий.
- можно взять серьезный классический комплект

Я к второму варианту склоняюсь (палочки "по подмышки" вспоминаю с содроганием ). Видел две разновидности "новомодных" креплений - есть существенная разница? В магазине объясняли, но вылетело всё.
И про в одном магазине сказали, что есть что-то типа спрея удержания, который можно прямо на улице попшикать на гладкую лыжу - и по лыжне.

плохой купил ты телевизор
в нем лишь убийства и разврат
верни наш старый черно белый
где мир гагарин и мосфильм

Исправлено пользователем kenny2007 (08.01.09 15:50)

второй вариант - чисто коньковый комплект, на нем классикой не пойдешь. Ну то есть можно конечно и на горных лыжах по лестницено стоит ли
Если хотите спортивный комплект, я бы посоветовал крепления NNN (Rotefella). Почему? Большинство производителей топ-моделей лыж поставляют их уже с платформой NIS, на которую легко и правильно, с возможностью регулировки, ставятся крепления NNN.
У меня один комплект с крепами SNS, а второй с NNN.
Удобство SNS - ботинки легче очищаются от снегахотя в процессе катания, в случае попадания в сугроб, SNS забивается быстрее.
Не забудьте, от типа крепов зависит тип ботинок (SNS или NNN).
В принципе все просто, если покупаете комплект, продавец вам подберет все правильно (должен, по крайней мере).

По поводу парафинов-спреев - работают не больше 2-3км, так что это не вариант. Любой, держащийся больше 10-15км парафин, наносится утюгом (ну или несколько слоев втирания пробкой - тяжко)


Приветствую.
Чтобы можно было на что-то сослаться не мешая теорию с практикой(хотя всё равно смешаю), делаю этот пост.
Постараюсь написать максимально простыми словами и в том объёме который может пригодиться новичку, а что не пригодится то для общего развития.

В первую очередь лыжи должны хорошо скользить, обычно тут работает магия, но специалисты условно распределяют влияние на скольжение таким образом:

60% эпюра( или жесткость, весовой прогиб)
20% скользящая поверхность
20% смазка

Что касается эпюры, тут надо разобраться со стилями:

Классический стиль— когда лыжи едут параллельно друг другу. Физиологически этот стиль наиболее близок к естественным движениям человека. Пока мы скользим всё хорошо, но как только надо сделать толчок ногой появляется проблема, современные пластиковые лыжи очень скользкие, пластику по большому счёту всё равно куда скользить. Есть хитрость: в фазе скольжения вес лыжника распределяется равномерно на обе лыжи, а значит на каждой лыже ~50% веса лыжника, лыжа опирается в передней и задней частях, колодка не соприкасается со снегом. Далее лыжник переносит вес на одну ногу, вес распределён по стопе, тут колодка уже прижимается к снегу, но в идеале скольжение ещё должно сохраняться. При отталкивании ногой усилие передаётся через носок ботинка, и благодаря усилию отталкивания появляется дополнительная сила прижимающая колодку к снегу. Под колодкой у нас зона держания, на ней нанесена специальная мазь держания, либо камус, либо на худой конец насечки. Можно сказать что при толчке ногой мы зажимаем тормоз у лыжи, благодаря чему можем оттолкнуться. Если лыжа будет слишком жёсткая, мы не сможем продавить колодку, соответственно не сможем толкнуться, если слишком мягкая- лыжа будет постоянно тормозить. Тут надеюсь всё легко и понятно.


Коньковый стиль— в простонародье "ёлочка". Для коньковых лыж предъявляются иные требования, так как мы практически всегда скользим на одной ноге, а так же, толчок выполняется от скользящей опоры. Лыжа не должна продавливаться в области колодки иначе она будет тормозить. Причём в отличии от классических, коньковые лыжи всегда работают под полным весом лыжника, и при этом должны огибать неровности трассы. (да, продавленная в колодке лыжа тормозит, пускай на "голых" лыжах классикой не поедешь, но и скольжение будет так себе)


В процессе скольжения лыжа утрамбовывает снег, и как бы понятно что чем сильнее лыжа его утрамбует тем больше на это потратится энергии, и тем сильнее будет тормозить. А следовательно на более мягкой трассе нужно чтобы носок "всплывал" немного притрамбовывая снег, и ближе к колодке передается большее давление. У лыж на мягкие трассы при сжатии ощутимо расходятся мыски и пятки. Слишком жёсткие лыжи могут "зарываться" в снег. Это хорошо ощущается.
В случае хорошо укатанных твёрдых трасс равномерность распределения давления не так критична, зато важна курсовая устойчивость, иначе лыжа будет рыскать, в таких случаях области максимального давления смещают дальше к мыскам и пяткам лыж.
Так же эпюра влияет на формирование водяной плёнки.


Скользящая поверхность.
Снег сам по себе представляет из себя кристаллики льда, и в сухом виде по сути является абразивом, лыжи скользят благодаря прослойке воды которая образуется под лыжей в результате давления лыж на снег и трения. Чем морознее погода тем меньше воды, тем выше трение. Наверное многие замечали что в крепкие морозы даже лёд бывает не скользким. Когда воды слишком много возникает подлипание лыж. Для устранения этих проблем на поверхность пластика наносятся специальные структуры, своеобразный "протектор" лыж.


Для холодной погоды очень мелкие длинные продольные насечки вдоль всей длинны лыж- задача этой структуры обеспечить сохранность водяной прослойки из малого количества влаги, и минимизировать трение.
Для теплой и влажной погоды наносится крупная глубокая структура из коротких продольных насечек диагональю или ёлочкой, их задача отвести лишнюю влагу в сторону из пятна контакта.
Вариантов структур огромное множество, есть более универсальные, или наоборот узкоспециализированные.

Что касается материала скользящей поверхности, то дерево давно в прошлом, сейчас применяется только пластик.
По сути основа всех скользящих поверхностей- измельчённые гранулы полиэтилена.
Экструдированный полиэтилен, или ПНД, самый дешёвый вариант. Такой пластик выплавляют из гранул при температурах около 160-170 С.
Спечённый полиэтилен, или высокомолекулярный пластик, или полиэтилен с высоким молекулярным весом (High Performance Polyethylene – HPPE). В данном случае гранулы запекают под высоким давлением. Как правило на ощупь этот пластик более твёрдый. Благодаря тому что в кристаллической решётке этого пластика есть аморфные зоны, он может впитывать смазку в отличие от обычного полиэтилена который ничего не впитывает. Так же при производстве пластика в него добавляют вспомогательные вещества, к примеру графит который добавляет антистатические свойства и ощутимо влияет на скольжение. Есть много марок спечённого пластика, они по разному скользят, по разному впитывают смазку, и по разному стоят.


Правда при перегреве запечённый пластик может подплавиться и превратиться в обычный дешёвый ПНД. Разные производители могут называть пластики по разному, как правило чем выше цифра в названии тем выше качество пластика. Стоит добавить что ПНД не способен впитывать, а соответственно и удерживать смазки скольжения.

Смазки.
Для скольжения применяют парафины и ускорители, а так же парафины быстрого нанесения: аэрозоли, эмульсии, пасты, и т.д.
Ускорители- из высшей лиги, маленькая баночка порошка или таблетка может стоит дороже любительских лыж. Ускорители применяются как финишный этап подготовки лыж, после обработки парафинами. Порошок вплавляется в пластик и часто не продляет жизни лыжам, да и здоровья сервисменам так же не прибавляет(из-за паров фтора и пыли)
Парафины бывают: (по росту цены и свойств) CH-углеводородные, LF-с низким содержанием фтора, HF-с высоким содержанием фтора.
Задача смазок, придать гидрофобные свойства пластику. Так же парафины очищают поверхность от грязи.
Бывают базовые парафины, и на различную температуру и влажность снега.
Парафин плавится утюгом на поверхности лыж, после чего снимается скребком, вычищается из структуры специальными щётками и полируется. То есть уже предполагается наличие достаточного количества инструментов.
Разного рода парафины быстрого нанесения, если не углубляться глубоко, по сути те же парафины с растворителем облегчающим применение.

Мази держания.
Бывают смоляные, синтетические, фтористые, а так же клистеры.
Задача мази держания- быть достаточно мягкой чтобы кристаллы снега проникали в неё(подобно гвоздям) достаточно глубоко для держания, при этом достаточно жёсткой чтобы снег не налипал на неё, а так же чтобы не стираться.


За этими, казалось бы простыми условиями, скрывается большая работа. Из-за большого числа вариаций температуры, влажности, типа снега, рабочий диапазон мазей держания уже, и без опыта сложно угадать с мазью. Важность правильного выбора мази держания для классического хода гораздо выше чем правильное попадание со скольжением.

Ещё один важный параметр- вес.
Он зависит от внутреннего наполнения- сердечника. Это может быть цельное дерево, дерево с воздушными каналами, специальная пена, разные сотовые наполнители, а так же могут быть комбинации из этих материалов. Не трудно догадаться что от этого зависит не только вес лыж, но и их прочность.


Так же производители применяют разную конструкцию- капы или сэндвичи. Сюда совершенно нет смысла смотреть, это просто разные технологии которые позволяют добиться одной цели разными методами, разве что Cap позволяет играться с профилем лыж, но глобально кроме дизайна и удобства производства это не даёт преимуществ. Потому никакой важной информации в этом знании для нас нет. Даже топовые лыжи есть обоих конструкций.



Strannik-S


mb-misha автор


Strannik-S


SergRock


mb-misha автор


sorteros


Strannik-S


Pavlu440


mb-misha автор


Cancel


keed


Cancel


mb-misha автор



Добрый день! Планирую в этом году летом поездку в Петербург (3 года уже там не была). Прививка от ковида есть. Кто там был недавно, поделитесь, как там с ограничениями? А то все равно волнуюсь. Заранее спасибо



Народ, как вы покупаете субсидированные билеты? Выхожу на вкладку "Субсидированные билеты", выбираю программу "Молодежь и пенсионеры", заполняю: Южно-Сахалинск - Владивосток, ставлю даты, но кнопка "Найти" остается не активной. Что я делаю не так? Программа по продаже субсидированных билетов еще работает или я опоздала?

Я большое внимание уделяю освещению рабочего места во время изготовления насечки. Мне удобней работать, когда лампа находится на высоте 10-13см над уровнем стола. В этом случае контрастный свет, идущий справа и спереди, лучше высвечивает все нюансы, неровности насечки.


Делаю прозрачный шаблон формы будущей насечки, чтобы на обеих сторонах приклада она была одинаковая. Прорисовываю на дереве контур и наношу пересекающиеся мастер-линии(фото 7). Угол пересечения чаще всего 50-55 градусов. Для удобства дальнейшего резания стараюсь сориентировать нитки насечки так, что бы основное направление волокон древесины было параллельно биссектрисе угла их пересечения.

Читайте также: