Сделайте вывод о значении войн как средства разрешения международных конфликтов

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Процессы, происходящие на международной арене, прямо и опосредованно влияют на характер политического, социального и экономического развития российского общества. Вследствие этого изучение, анализ и прогнозирование всех процессов, происходящих в жизни страны, немыслимы вне их корреляции с международными. Вместе с тем изучение социальных конфликтов в их международной "ипостаси" позволяет осмыслить не только характер и направленность международных отношений, но и степень, интенсивность и форму их воздействия на любое государство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. Общественная суть и особенности международного конфликта……….3
2. Типы международных конфликтов……………………………………….5
3. Урегулирование и предотвращение международного конфликта………6
Заключение…………………………………………………………………..…7
Список использованных источников…………………………………….….8

Прикрепленные файлы: 1 файл

международн конфликт.doc

1. Общественная суть и особенности международного конфликта……….3

2. Типы международных конфликтов……………………………………….5

3. Урегулирование и предотвращение международного конфликта………6

Список использованных источников…………………………………….….8

Процессы, происходящие на международной арене, прямо и опосредованно влияют на характер политического, социального и экономического развития российского общества. Вследствие этого изучение, анализ и прогнозирование всех процессов, происходящих в жизни страны, немыслимы вне их корреляции с международными. Вместе с тем изучение социальных конфликтов в их международной "ипостаси" позволяет осмыслить не только характер и направленность международных отношений, но и степень, интенсивность и форму их воздействия на любое государство.

В самом общем плане международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Иначе говоря, субъектами международных отношений являются не только государственные образования, но и различного рода негосударственные и надгосударственные организации, выступающие в роли посредников во взаимоотношениях между различными социальными группами. Они могут иметь экономический, религиозный, национальный, идеологический и т.п. характер, способствовать достижению общезначимых целей на неправительственном уровне.

Важнейшая составная часть международных отношений - межгосударственные отношения. Их отличительной особенностью является то, что субъектами этой системы выступают государства или их объединения.

1. Общественная суть и особенности международного конфликта

Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Международный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

При этом субъективные противоречия способом так или иначе воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть международный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи с данным конфликтом.

Международный конфликт при расширении числа или изменение сторон, участвующих в нем, может нести на себе и отпечаток новых аспектов, непосредственно возникающих уже как следствие самого конфликта. Возникнув как политическое отношение, международный конфликт обретает некоторую самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже самостоятельно различным образом влиять на другие отношения, развивающиеся в рамках данного конфликта, а также на характер лежащих в его основе противоречий и способы их разрешения.

Международные конфликты независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений. [1]

Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений. Он особенно нагляден и кажется автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер. Но, повторимся, вооруженный конфликт совсем не обязательная фаза в процессе конфликтного развития, поскольку дело может и не дойти до вооруженной борьбы. Сам по себе конфликт способен существовать и развиваться далее в относительно мирных условиях, без угрозы или практического применения оружия любого типа. [2]

Вместе с тем вооруженный конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная борьба при известных условиях может быть прекращена, но конфликт и при данном варианте развития событий может сохраняться и развиваться далее достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной силы. Отнюдь не исключается при этом, что через определенное время конфликт может вновь перерасти в фазу вооруженной борьбы (ближневосточный конфликт, к примеру). Вооруженная борьба как определенная фаза развития конфликта, имеющая политическую природу, вырастает из чисто политических по характеру фаз конфликта и может иметь своим следствием другие чисто политические фазы. Однако вооруженная фаза развития конфликта способна обладать собственной логикой, ведущей к расширению участников вооруженной борьбы и общей эскалации конфликта.

Международный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии.

2. Типы международных конфликтов

По характеру противоречий, лежащих в основе международного конфликта, выделяются экономические, политические, военно-стратегические, геополитические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные противоречия, которые условно можно разбить на две группы: политические и неполитические. Последние в случае их трансформации в национально-государственные интересы приобретают характер политических противоречий. Так, например, казалось бы чисто географический вопрос, связанный со статусом Каспия как моря или озера, приобретает исключительное звучание при столкновении интересов в области рыболовства прибрежных государств и его решение на данном этапе не исключает конфликтного характера развития.

Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние. В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.

В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств. При этом вооруженные конфликты могут быть конфликтами с массированным использованием военного потенциала и с ограниченным использованием военной силы, что определяется уровнем противоречий между интересами сторон конфликта. В международных конфликтах с использованием только мирных средств последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно (эмбарго, торговые ограничения снижение уровня дипломатического представительства и т.п.).

По характеру развития можно выделить: эволюционные международные конфликты, в ходе которых конфликт, последовательно проходит многие фазы развития: скачкообразные, при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта, вялотекущие и взрывные; латентные и явные.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

* межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

* национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

* внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Рассмотренные типы международных конфликтов, по всей вероятности, не исчерпывают всех возможностей классификации, но позволяют более осмысленно подойти к анализу конкретного конфликта.

5. Урегулирование и предотвращение международного конфликта

Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условия снова возродить конфликт.

В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая. Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение сторон с установками "центра силы" и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с "нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. Статусная модель урегулирования международного конфликта структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм. Ролевая модель международного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны: процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта.

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

* поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;

* основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

* предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;

* основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике -- сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.

Конфликт не предполагает конфронтации абсолютно по всем вопросам. В этом его весьма важная отличительная черта. Противостоящие в конфликте стороны в силу этого могут осознать себя не только соперниками, но и зависимыми друг от друга партнерами. Это ощущение позволяет участникам конфликта осознавать всю важность и полезность конструктивных двусторонних мер, направленных на блокирование механизмов эскалации конфликтных отношений. Война же, если она началась, представляет собой процесс, вышедший из-под контроля. Единственным средством, позволяющим контролировать этот процесс, является максимально эффективное (в соотношении с противником) использование своей военной силы с целью уничтожения противника или навязывания ему определенных условий и требований. Но и это средство весьма ненадежно, ибо противостоящие в войне стороны стремятся действовать по максимуму. Это стремление в свою очередь инициирует действие сил эскалации, которые постепенно сокращают (а часто и вовсе исключают) какое-либо ограничение в применении военных сил и средств. Таким образом, относительная управляемость конфликтными отношениями участников военного столкновения, как представляется, может выступать устойчивым признаком в идентификации военного конфликта.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

На протяжении многих веков развития международных отношений война являлась основным средством разрешения противоречий. Осознание пагубности этого пути привело к созыву международных конференций (Венский Конгресс 1814 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.), на которых впервые на межгосударственном уровне стали обсуждать проблемы мирного разрешения международных конфликтов.

Принцип мирного разрешения международных споров является одним из основных принципов международного права. Он закреплён в таких документах, как Устав ООН 1945 г. (п. 3 ст. 2), Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. [7, с. 224]. Институт мирных средств разрешения международных конфликтов является межотраслевым [1, с. 209] и пронизывает всю систему международного права.

Принцип мирного разрешения международных споров часто нарушается в связи с напряжённой обстановкой в ряде регионов мира. Кроме того, в науке существует множество спорных вопросов относительно выбранной темы. Так, в научной и учебной литературе даётся различная классификация международных конфликтов. Её основанием могут служить объект и предмет спора, степень опасности для международного мира, география распространения, число субъектов – участников конфликта [4], отраслевая принадлежность [5, с. 442], и т. д.

Обращение в международные судебные органы влечёт за собой более серьезные последствия для участников спора, так как вынесенное судом решение является обязательным для выполнения. К судебным средствам разрешения международных споров относятся арбитраж и судебное разбирательство в Международном Суде ООН.

Нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что Международный Суд принимает дело к рассмотрению лишь тогда, когда стороны выразили своё согласие на рассмотрение дела в одной из трёх форм:

1. специальное соглашение (два или более государства – стороны спора заключают специальное соглашение с тем, чтобы Суд принял дело к рассмотрению);

2. статья в договоре (для этого необходимо, чтобы договор содержал специальную статью, согласно которой государство – участник договора заранее обязуется в будущем признавать юрисдикцию Суда в случае, если возникнет спор с другим государством – участником договора относительно толкования или применения договора в будущем (так называемая юрисдикционная статья) [2, с. 567]);

Данное согласие государств – участников спора, выраженное в одной из вышеуказанных форм, имеет огромное значение. В практике известны случаи, когда Международный Суд отказывал в рассмотрении дела на основании того, что одна из сторон не признавала юрисдикцию Суда по тому или иному вопросу. Также стоит обратить внимание на высокую стоимость участия в судебном процессе.

К региональным международным организациям относятся те, членами которых являются государства определённого географического района мира. К ним относятся Содружество Независимых Государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Европейский Союз, и др. Решения данных организаций распространяются на территорию стран – её членов.

Каждую из всех международных организаций отличает своя собственная процедура разрешения международных споров.

Таким образом, на основе проведённого исследования мы можем сделать выводы о том, что отдельные теоретические вопросы нуждаются в дальнейшей разработке, и что деятельность отдельных институтов международного права нуждается в совершенствовании с целью наиболее строгого соблюдения принципа мирного разрешения международных споров.

Список литературы:

1. Бирюков П. Н. Международное право: учебник для бакалавров. / П. Н. Бирюков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 793 с.

2. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: учебник. – М.: Эксмо, 2004. – 688 с. (Российское юридическое образование).

3. Каламкарян Р. А. Международный Суд как главный судебный орган Организации Объединённых Наций. // Государство и право. – 2012. – № 8. – С. 66 – 75.

5. Курс международного права: учебник / В. Л. Толстых. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1056 с.

7. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 1008 с.

9. Фердросс А. Международное право / А. Фердросс; Перевод с немецкого Ф.А. Кублицкого и Р.Л. Нарышкиной; Под редакцией и с предисловием доктора юридических наук Г. И. Тункина. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 652 с.


Конфликты как острый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами социального взаимодействия - неотъемлемая часть истории человечества.

Основой конфликтной ситуации является возникновение противоположных взглядов, позиций, интересов у одной стороны по отношению к другой [2, c. 65].

Способы решений

Конфликты подразделяются на внутренние и внешние (межгосударственные, международные). Они могут совмещать в себе религиозные, территориальные, исторические и другие аспекты.

Важнейшее значение имеют способы разрешения конфликтов. Одни из них разрешаются мирно, другие носят непримиримый характер и в своём крайнем выражении обращаются в войны. На протяжении длительного времени силовой фактор и военная мощь являлись определяющими, а несиловые способы, прежде всего переговоры, сводились к подведению итогов войн и конфликтов [1, c. 233].

В современной практике при урегулировании конфликтов между странами применяются три типа соглашений: соглашение о перемирии; соглашение по урегулированию; соглашение о разрешении конфликта [3, c. 6].

Современная практика

В международной практике мирное урегулирование конфликтов может быть осуществлено и судебно-правовым методом, который может быть реализован посредством проведения процедуры арбитража и судебного разбирательства.

Процедура арбитража как метод регулирования отношений между государствами применяется при решении разногласий между странами в вопросах торгового или иного сотрудничества [4, c. 80].

Существует множество конфликтов, которые вышли за рамки мирного переговорного процесса и были урегулированы только через создание международных трибуналов.

В различное время для решения межгосударственных конфликтов были созданы следующие международные трибуналы:

а) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.;

б) Международный военный трибунал для Дальнего Востока - на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии 1946 г.;

в) Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в Гааге - на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г.;

г) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., - на основании Устава, принятого в 1995 г. Советом Безопасности ООН.

Источниками права, решающими вопросы уголовного судопроизводства в международных трибуналах, кроме их Уставов, являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. и др. [5, c. 54].

Вся процедура трибуналов состоит из трёх фаз: предварительное следствие и изучение дела; выдвижение обвинений; судебный процесс. Решение, принятое судьями, является обязательным к исполнению.

Наиболее сложными для разрешения представляются международные конфликты, в которых соперничество и насилие играют главную, если не решающую, роль. В них зачастую тесно переплетены расовые, классовые и групповые, национальные, территориальные и иные интересы.

В последние десятилетия в понимании международных конфликтов наметились заметные перемены. Возникла и широко распространилась идея, что существующие противоречия всегда можно разрешить взаимоприемлемыми и всеохватывающими средствами, связанными с мирным выбором.

Однако мировой опыт чаще свидетельствует об обратном. Достаточно в этой связи упомянуть военную акцию НАТО против Югославии (1999). Тем не менее сама идея исключить насилие конструктивна и полезна и для развития теории конфликтологии, и для практических целей, поскольку она стимулирует поиск мирных решений.

При выборе мирного способа решения представляется желательным четко очертить открыто проявляемые противоречия: ими гораздо легче управлять, чем скрытыми. Кроме того, всегда следует стремиться рассматривать противника (и любого другого участника конфликта) как партнера, а не как врага, подлежащего уничтожению. Тогда стороны начинают понимать, что безопасность может быть полной только в том случае, если обеспечена безопасность противоборствующей стороны.

Подобный подход, кажется, в какой-то степени восторжествовал в таком застарелом конфликте, как арабо-израильский. Элементы новых взаимоотношений наблюдаются и в российско-американских отношениях последних лет. Подобного заключения, разумеется, нельзя сделать об армяно-азербайджанском, грузино-абхазском конфликтах, а также о конфликтах на территории бывшей Югославии, где иррациональные моменты все еще преобладают.

И, наконец, другая важная особенность разрешения международных конфликтов. Непрекращающиеся попытки построить мировой порядок на основе разделения сфер влияния чаще всего приводили к смягчению конфликтов, но не к их исчезновению. Порядка было бы больше, если бы доминирующие в каждом регионе государства действовали только в соответствии с зафиксированными нормами международных отношений.

Однако события последних двух десятилетий говорят о том, что любое подобие международного правопорядка существует лишь в рамках структуры, позволяющей использовать силу государств, в том числе и ведущих, всегда готовых пойти на решительные действия.

Акты открытого вмешательства демонстрировали США (Иран, Панама, Сомали и др.), Танзания (Уганда), Турция (Кипр), Вьетнам (Камбоджа) и др.

Международному сообществу предстоит решить трудную задачу, связанную с выработкой процедур принятия решений, а главное — надзора за осуществлением актов вмешательства каждый раз, когда под угрозу будут поставлены национальные интересы конкретных стран.

Разработка таких процедур может привести к реформам Совета Безопасности, с тем чтобы он отражал новую расстановку сил в мире, создал условия для всех великих держав в плане учета интересов безопасности каждой из них и провозглашения приверженности международному праву.

Нынешний состав Совета Безопасности не позволяет ему претендовать на легитимность в ряде регионов мира. Такие крупные державы, как 1ёрмания, Япония и Индия, ."чье влияние на мир и международную безопасность весьма значительно, не являются его постоянными членами. Целые континенты — Африка и Латинская Америка — не представлены в Совете ведущими державами этих двух континентов.

США настаивают на том, чтобы статус постоянного члена предоставлялся лишь государствам, готовым внести значительные финансовые средства, т.е. своим стратегическим союзникам. Расчет строится как на участии Германии и Японии в миротворческих операциях, так и на увеличении финансовых взносов со стороны других крупных держав.

Если же применения силы избежать нельзя, США и их союзники предлагают полагаться на великие державы и военные блоки (НАТО), а не на ООН, т.е. предоставлять полномочия сильным государствам, готовым действовать с учетом своих интересов в целях принудительного обеспечения решений мирового сообщества.

Поскольку между крупными державами не существует более высоких политических и экономических барьеров и поскольку большинство стран стремится сейчас к расширению национального могущества за счет интенсивного экономического развития, а не территориальных завоеваний, мировое сообщество получило шанс заручиться согласием крупных держав на применение силы лишь в соответствии с нормами международного права.

Остается надеяться, что не во всех случаях великим державам придется прибегать к подобным актам вмешательства. Миру, скорее всего, придется столкнуться с непрекращающимися волнениями сразу в нескольких точках планеты, полагаясь в максимально возможной степени на диалог, посредничество и гуманитарную помощь.

Как бы ни были важны усилия руководителей держав к примирению и сотрудничеству, на них оказывают значительное влияние внутренние силы и вполне объяснимые формальность и официальность. Эти ограничения могут быть сняты так называемой народной дипломатией, существующей, как правило, параллельно с официальной. Этот вид регулирования международных конфликтов может быть эффективным, поскольку улучшает взаимопонимание и доверие на разных уровнях путем переговоров, обмена визитами, совместных проектов, организации культурной и материальной помощи и т.д. Обычно подобного рода деятельностью занимаются отставные политические лидеры, бывшие дипломаты, ученые, деятели культуры, экологи, медики.

Усилия народной дипломатии демократичны, гибки и поэтому достаточно результативны. Однако они длительны по времени и не всегда структурированы и требуют поддержки со стороны государственных органов.

Читайте также: