Сделайте вывод как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи

Обновлено: 06.07.2024

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог - служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой. Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  1. Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  2. Структурное строение (простые, двойные, составные)

Комментарии к морфологическому разбору:

1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью. Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий.

Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  1. Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  2. Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  3. В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом - синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.

Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды. Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за.

Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии. Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следствии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в - в расследовании.

Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  1. Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко.
  2. Роща осталась позади. Позади дома начинался овраг.
  3. На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после.
  4. Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  5. Дверь открывалась внутрь. Внутри ящика ничего не было.
  6. Сестра встала сзади. Маша оказалась позади меня.
  7. Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  8. Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  9. Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.

Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходить (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении "после чего-либо" предлог по употребляется с предложным падежом, например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже, например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько - грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца.

Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу. Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату.

Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с братом.

Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

Кроме сестры я люблю ещё и брата.
(то есть люблю и сестру, и брата)

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.

Предлог указывает на зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов. В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения определять цели деятельности; познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других; личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ВложениеРазмер
urok._otlichie_proizvodnyh_predlogov_ot_samostoyatelnyh_chastey_rechi.docx 25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи

Цель: Формирование умения отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

1. Сформировать умение применять алгоритм отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи.

2. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения определять цели деятельности;

познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;

личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1. Знакомство с классом.

2. Актуализация темы урока

-Ребята, во времена юности ваших родителей, когда не было мобильных телефонов часто отправляли телеграммы. Вот какую телеграмму получили мы.

Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.

-Какие слова пропущены? - Что вы знаете о предлогах?

3. Выход на тему урока. Сегодня мы будем говорить о предлогах, я думаю, вы умеете их находить в предложениях. Найдите предлоги в данных предложениях.

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным. Насчет кота можно не беспокоиться.

- Какие предлоги вы нашли в этом тексте?

- Вы нашли все предлоги, можете обосновать свой выбор?

-Почему возникло затруднение?

В 3-ем предложении укажите все части речи, будет ли слово благодаря деепричастием?

-Что надо сделать, чтобы не было затруднения?

Выход на тему урока. Запись даты и темы урока.

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

Цель нашего урока - научиться отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

-Какие предлоги называются производными?

От каких частей речи они образовались? Как их различить от самостоятельных частей речи?

4. Реализация построенного проекта

Я предлагаю сделать это вам самостоятельно в группах. Но работать мы будем следующим образом: каждый участник команды выводит эталон. Далее по моему сигналу (хлопок в ладоши) участник № 1 в течение 10 секунд высказывает свою точку зрения, через 10 секунд второй участник высказывает, далее третий, четвертый, пятый.

После того, как каждый участник команды выскажет свое мнение, вы должны составить общий эталон, дополнив ответами всех участников команды.

Каждая группа выводит свой эталон – способ различия предлогов и самостоятельных частей речи. Только соединив все способы вместе, у нас получится общий результат.

На листах вы должны записать свой эталон.

1 группа Обращая внимание на значение слов, определите, в каком столбце выделенные слова являются существительными, а в каком предлогами?

Заниматься в течение года Изгибы в течении реки

Договориться насчет похода Положить деньги на счет

Вследствие засухи был неурожай Вмешаться в следствие

Читать в продолжение часа Прочитать в продолжении романа.

Запишите эталон! (Становясь предлогами, существительные утрачивают свое … (лексическое )и … (грамматическое) значение, а также теряют … (самостоятельность)).

2 группа Задайте вопросы к выделенным словам:

Быть впереди всех – Идти впереди.

Повернуть вокруг оси – Посмотреть вокруг.

Напроти в дома вырос сад – Я живу напротив.

Внутри палатки было тепло – Мы находились внутри.

Сделайте вывод, к какой части речи возможно задать вопрос. Какая часть речи всегда входит в падежный вопрос? Запишите эталон!

3 группа Замените выделенные слова предлогами, близкими по значению:

Поговорил с другом насчет работы.

Положил деньги на счет в банке.

Ввиду дождя экскурсия не состоялась.

Везде ли это удалось сделать? Сделайте вывод, какую часть речи можно заменить предлогом. Запишите эталон!

4 группа С какими частями речи сочетается предлог?

Он обошёл вокруг дома.

Он стоял около него.

В течение пяти лет я изучал английский язык.

Предлог всегда принадлежит имени существительному, числительному, местоимению.

5 группа Каким членом предложения является выделенное слово?

Знаменосцы шли впереди .

Знаменосцы шли впереди отряда.

6 группа От каких частей речи образовались производные предлоги?

Вблизи села протекала речка.

Условились насчет экскурсии.

Несмотря на холодную погоду экскурсия состоялась.

Участники под № 2 демонстрируют получившийся эталон.

Самостоятельные части речи.

1. Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.

2. Ничего не обозначает.

3. Не является членом предложения.

4. Можно заменить другим предлогом.

5. Похож на самостоятельную часть речи.

1. Отвечает на вопрос.

2. Обозначает предмет, признак действия, количество.

3. Является членом предложения.

Работа по таблице.

ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от.

Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо.

благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Шли по долине в течени… целого дня.

В течении… реки следует опасаться водоворотов.

Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

В продолжени… часа слышались шорох и шепот.

(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Проверка. Ребята комментируют ответы.

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:

Директору транспортной конторы

Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

Зима, весна, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В Шемурше в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

Я хочу вернуться в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока вы ставили? Достигли?

А теперь обратите внимание на высказывания.

Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер)

Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну. Конфуций

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит к вам, как вы работали.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Тема урока: Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи

Учитель Хальметова Ильмира Ильдусовна

Формирование умения отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

1. Сформировать умение применять алгоритм отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи.

2. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

В процессе работы формируются:

регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения определять цели деятельности;

познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;

личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Парты расставлены таким образом, чтобы получилось 4 группы по 5 человек. На столах надписи: НАРЕЧИЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, ПРЕДЛОГ.

Ученики заходят в класс по входному билету. Объединяются в группы согласно морфологическим признакам частей речи.

- Займите свое место за тем столом, название которого соответствует вашей карточке. Итак, у нас образовались команды

Признак действия,признак признака

Где, куда, откуда, почему, зачем, как?

Самостоятельная неизменяемая часть речи

Вместе, дружно, сегодня.

Добавочное действие основного глагола

6. Что делая, что сделав

7. а, -я, -в, -ши, - вши

Думая, обсуждая, написав

11. Изменяется по числам и падежам

Знание, урок, команда.

13. Служит для связи слов в словосочетании и предложении

14. Производные и непроизводные

15. Из, на, в течение

16. Не является членом предложения

- Как вы понимаете значение этой цитаты? (Только совместным трудом можно достичь высоких результатов)

- Как вы думаете, почему именно эта цитата взята к уроку?

- Как в жизни помогает совместный труд?

- Ребята, у нас урок открытия новых знаний. Что мы будем делать в первую очередь?

- Повторять изученный материал.

- А мы весь материал будем изучать?

- Только то , что касается сегодняшнего урока.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, класс вы зашли по входным билетам. По какому принципу вы объединились в группы?( По морфологическим признакам частей речи)

Ребята зачитывают информацию на билетах. (Повторяем морфологические признаки имени существительного, наречия, деепричастия, предлога)

-Ребята, в течение урока мы должны с вами заполнить уже известную нам таблицу

Морфологические признаки Н.

Морфологические признаки Дч

Морфологические признаки П.

_ На столах у каждого из вас лежат оценочные листы. После каждого выполненного задания вы должны оценить свои действия и поставить себе оценку. В конце урока вы мне их сдадите.

- Алсу, прочитай задание , которое написано на экране.

- Соедините линиями синонимичные конструкции. Давайте вспомним, что такое синонимы.

Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

За несколько дней Ввиду непогоды

Из-за дождей В течение нескольких дней

Из-за непогоды Насчет ремонта

О ремонте Вследствие дождя

За несколько дней – в течение

Из-за дождей – вследствие

Из-за непогоды – ввиду непогоды.

О ремонте – насчет ремонта

-Оцените свои знания на листках.

- А сейчас мы будем выполнять пробные действия. С какой целью мы будем их выполнять? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, что мы не знаем?)

Пробное действие

У вас на столах лежит задание. Посмотрите , сможете ли вы выполнить это упражнение? Попробуйте.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Стоять около стола – крутиться вокруг да около.

Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.

Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

другу я добрался до дома. Благодаря друга, я добирался до дома.

3. Выявление места и причины затруднения.

Чья команда справилась с заданием? С чем вы столкнулись?

- Где у вас возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

4. Построения проекта выхода из затруднения.

Назовите цель деятельности? Посмотрите на названия команд, на задания и сформулируйте цель деятельности. Чему мы будем сегодня учиться?

- Научиться отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

- Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

На листах запишите число, классная работа и тему урока.

-Возвращаемся к таблице ЗХУ. Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

- Чем отличаются предлоги от самостоятельных частей речи.

- Запишите это в таблицу.

Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.

На доске шаги плана:

1 Провести наблюдение

2 Выявить закономерность

3 Сделать вывод

5. Реализация построенного проекта

Я предлагаю сделать это вам самостоятельно в группах. Но работать мы будем следующим образом: каждый участник команды выявляет закономерность. Далее по моему сигналу (хлопок в ладоши) участник № 1 в течение 10 секунд высказывает свою точку зрения, через 10 секунд второй участник высказывает, далее третий, четвертый, пятый.

После того, как каждый участник команды выскажет свое мнение, вы должны составить общую закономерность , дополнив ответами всех участников команды.

Каждая группа выводит способ различия предлогов и самостоятельных частей речи. Только соединив все способы вместе, у нас получится общий результат. Все это вы должны записать на листке.

1 группа (существительное)

Обращая внимание на значение слов, определите, в каком столбце выделенные слова являются существительными, а в каком предлогами?

Заниматься в течение года Изгибы в течении реки

Договориться насчет похода Положить деньги на счет

Вследствие засухи был неурожай Вмешаться в следствие

Читать в продолжение часа Прочитать в продолжении романа.

(Становясь предлогами, существительные утрачивают свое … (лексическое )и … (грамматическое) значение, а также теряют … (самостоятельность)).

2 группа (наречие)

Задайте вопросы к выделенным словам:

Быть впереди всех – Идти впереди.

Повернуть вокруг оси – Посмотреть вокруг.

Напротив дома вырос сад – Я живу напротив.

Внутри палатки было тепло – Мы находились внутри.

Сделайте вывод, к какой части речи возможно задать вопрос. Какая часть речи всегда входит в падежный вопрос? К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, а к предлогам – нет.

3 группа (деепричастие)

Замените выделенные слова предлогами, близкими по значению:

Несмотря на плохую погоду, мы пошли в поход - Идти, не смотря по сторонам.

морозам горка быстро замёрзла - Гости вышли из-за стола, благодаря хозяйку дома.

Везде ли это удалось сделать? Сделайте вывод, какую часть речи можно заменить предлогом. Какая часть речи пишется раздельно с Не.

- Предлоги можно заменить синонимичными предлогами.

4 группа (предлог)

С какими частями речи сочетается предлог?

Он обошёл вокруг дома.

Он стоял около него.

В течение пяти лет я изучал английский язык.

Предлог всегда принадлежит имени существительному, числительному, местоимению.

Участники под № 2 демонстрируют получившиеся закономерности.

- Не забудьте поставить себе оценку за эту работу.

Первичное закрепление во внешней речи.

Итог. Составление алгоритма отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи

Только к самостоятельной части речи можно задать вопрос.

Предлог всегда входит в состав вопроса.

Замените слово синонимичным предлогом

Производные предлоги можно заменить другими синонимичными предлогами.

Посмотрите, с какими частями речи сочетается данное слово.

Предлог принадлежит имени существительному, числительному, местоимению.

- Теперь, ребята, вы сможете выполнить пробное действие?

Стоять около стола – крутиться вокруг да около.

Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.

Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

Благодаря другу я добрался до дома. Благодаря друга, я добирался до дома.

- Отметьте результат вашей работы в оценочных листах.

Физкультминутка.

Я_ вам буду называть части речи, если это будет

Сам. часть речи, то делаем повороты туловища влево-вправо
П., то – руки вверх и делаем хлопок, поочередно поднимая то левую, то правую ногу

Смотреть вперед, вопреки предсказанию , вокруг дома, повернуть вправо, около дачи, несмотря на плохую погоду , не смотря в сторону, вследствие дождей, шел навстречу.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с образцом для самопроверки.)

Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

-Распределите словосочетания в два столбика:

Производные предлоги Самостоятельные части речи

В течение многих лет

Вглядываться в течение реки

Руки опущены вдоль туловища

Порезать огурцы вдоль

Благодаря хорошей погоде

Несмотря на удачу

_ Оцениваем свою работу.

Включение в систему знаний.

- Ребята, я вам раздаю конверты с картинками и сочетаниями букв. Вы должны быстренько из сочетаний слов составить ключевое слово, затем составить с этим словом два предложения. В первом случае слова должны быть предлогами, во втором – самостоятельными частями речи.

Ребята приклеивают полученные картинки с предложениями на доску.

- Теперь еще раз оцените свою работу.

Рефлексия. .

Я хочу вернуться в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока вы ставили? Достигли?

Чем отличаются производные предлоги от самостоятельных частей речи

1.Отличать производные предлоги от самостоятельных частей в зависимости

- от того, с какими частями речи сочетается данное слово,

- от возможности замены слова синонимичным предлогом

Домашнее задание.

- Выберите домашнее задание, в зависимости от того насколько успешно вы работали сегодня на уроке.

1.Определите части речи выделенных слов.

В течении реки Кубани много водоворотов. В течение прошлого года было много солнечных дней. Преступник отсидел в заключении пять лет. В заключение конференции был дан концерт. Вследствие сильной жары река обмелела. В следствии по делу об аварии было много неясного. Он находился внутри троллейбуса. Снаружи холодно, а внутри тепло. Дети обошли вокруг поляны. Тихо в округе.

Составьте небольшой текст, используя производные предлоги.

А теперь обратите внимание на высказывания.

Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер)

Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну. Конфуций

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит к вам, как вы работали.

Отличие производных и непроизводных предлогов от других ЧР
Если нет рядом существительного — это наречие. Иначе — предлог.
Предлоги Наречия
напротив сада — стою напротив
впереди колонны — лететь впереди
возле дома — лежать возле
внутри коробки — покрасить внутри
кругом бани — поглядел кругом
вдоль изгороди — прострочить вдоль
вблизи песочницы — никого вблизи
согласно приказа — думать согласно
вокруг поляны — красота вокруг
ввиду непогоды — в виду у него было
обедать вместе с вами — обедать вместе
тосковать вдали от дома — видеть вдали

Перед существительным можно вставить определение.
Предлоги Существительные
насчет предложения — на счет поступили средства
вследствие грозы — в следствие внесли поправки
в течение лекции- в течении речушки
в продолжение сказанного — в продолжении статьи
услышал в заключение — в обзорном заключении он услышал
в силу нехватки времени- в его силу не верил никто




© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Как быстро определить производный предлог? По каким признакам? Что может указывать на то, что это точно производный предлог?

Екатерина Петрова answered 2 года ago

Производные (непервообразные) предлоги — это предлоги, которые произошли от самостоятельных частей речи (существительных, глаголов, наречий) и сохранившие с ними тесные смысловые связи.

Непроизводные предлоги — на, в, за, под, к, от и др.

Есть несколько способов, по которым можно отличить производные предлоги:

1. Как служебные части речи, они не обладают лексическим значением и к ним нельзя задать вопрос, что отличает их от самостоятельных частей речи.

2. Большую часть непервообразных предлогов можно заменить на первообразные предлоги, чего, разумеется, не получится сделать с самостоятельными частями речи.

Уровень воды в реке сильно поднялся вследствие (из-за) проливных дождей.

Согласно (по) действующему законодательству минимальный штраф за нарушение Правил дорожного движения составляет пятьсот рублей.

3. Перед самостоятельной частью речи можно поставить слово. С производным предлогом этого сделать не получится.

По таким же критериям нужно отличать отглагольные производные предлоги от деепричастий.

Читайте также: