Сделайте реферирование статьи в а дубровская предшкольное образование как педагогическая инновация

Обновлено: 02.08.2024

Оглавление

Введение………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. Теоретические основы предшкольного образования…5-12
1.1 Появление термина предшкольное образование, характеристика основных понятий…………………………………………………. 5-7
1.2 Положение предшкольного образования на сегодняшний
день……………………………………………………………………7-10
1.3 Цели предшкольного образования ……………………………10-12
ГЛАВА II. Проблемы предшкольного образования на
современном этапе…………………………………………………13-21
2.1 Домашнее обучение……………….…………………………..13-15
2.2 Преемственность между школой и детским садом…………15-17
2.3 Критерии готовности к школьному обучению………………17-21
Заключение…………………………………………………………22-23
Список литературы…………………………………………………24-25

Методологические основы концепции предшкольного образования.

Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Сформулированные им законы психического развития являются основополагающими для решения задач, поставленных в концепции предшкольного образования.

Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой
ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который
меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году
жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии : развитие есть цепь
качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который
меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно
отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития : каждая психическая сторона ребенка имеет свой оптимальный период развития. Каждый возрастной период сензитивен для развития определенных психических процессов, функций.

Закон интегративности в развитии высших психических функций. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

Закон развития высших психических функций . Отличительные признаки высших психических функций: ответственность, опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно; образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций проходит ряд стадий, связанных с обучением в широком смысле слова в форме усвоения заданных образцов.

Цели и задачи педагогического процесса в предшкольном образовании должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, педагогические принципы, вытекающие из закономерностей развития личности.

Наиболее значимым для предшкольного образования является принцип целенаправленности педагогического процесса. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном, заданным основными психическими новообразованиями, что создает основу для формирования программы развития, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности, создание ситуаций успеха.

В тесном единстве с принципами гуманистической направленности педагогического процесса находится принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, которая определена потребностями ребенка и направлена на необходимость положительного развития его личностных качеств. Педагогические требования - не самоцель, они должны предъявляться педагогом с надеждой на успех, с искренней заинтересованностью в судьбе ребенка, с пониманием его отношений к предъявляемым требованиям, с глубокой верой в то, что они помогут скорректировать поведение ребенка, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны
его личности. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их,
компенсируя с их помощью отрицательные черты, педагог предвосхищает
процесс положительного формирования личности ребенка. При достижении
успеха, овладении новыми формами поведения ребенок переживает радость
внутренней удовлетворенности, веры в свои собственные силы, у него растет
уверенность в себе, в достижении поставленной задачи.

Принцип сознательности и активности личности ребенка в целостном педагогическом процессе является важным звеном образовательного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение ребенка из объекта в субъект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.

Психологические особенности и возможности детей 5,5 – 6,5 лет.

Изменения в социальной ситуации развития детей 5,5-6,5 лет существенно отличается по трём основаниям:

появляется ориентация на совместную деятельность со сверстником;

увеличиваются требования со стороны взрослых, предъявляемые к его поведению - соблюдению правил и норм общественной морали, этикета, волевой регуляции поведения;

особую роль в жизни ребенка начинает выполнять социально значимый Взрослый (прежде всего, учитель, воспитатель).

Место ребенка в системе отношений в семье изменяется: ребёнок отходит от представления, что он – центр семьи, он сам начинает проявлять заботу о близких, помогать им.

С шести лет у детей возрастает подвижность нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, хотя при этом процессы возбуждения, как правило, превалируют, что определяет их непоседливость, эмоциональную возбудимость. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово начинает выполнять функцию обобщения, становясь средством мышления, познания. Отмечается значительное снижение порогов всех видов чувствительности.

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют размашистые движения, нежели действия, связанные с мелкой моторикой.

В целом для детей данного возраста характерна высокая утомляемость при монотонной деятельности и деятельности, требующей произвольности.

В содержании игры для детей шестилетнего возраста становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она создает предпосылки в возникновении первичной формы личного сознания.

Активно развивается в этот период и самооценка – важная форма проявления самосознания. Самооценка 6-тилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других видах деятельности, она может быть дифференцированной. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.

Образ тела включает в себя всю гамму отношений к нему, существующих в обществе и присваиваемых ребенком в этот период (период высокой эмоциональной сензитивности). Необходимо научить ребенка ценностно относиться к своему телу, заботиться о нем, формировать позитивный образ Я, связанный с внешним обликом и не заложить в его сознании страхи и комплексы неполноценности, связанные с телесным Я. Именно в этом возрасте можно преуспеть в воспитании целомудрия и сопутствующей ему стыдливости.

В числе значимых мотивов для детей 5-6 возраста – интерес к новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.). Мотивом деятельности 6-летних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение.

Повышается дифференцированность восприятия . Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие ребенка включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир на основе использования сенсорных эталонов.

Возрастает устойчивость внимания детей при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок в речевой деятельности. Использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Несмотря на то, что к шести годам устойчивость внимания увеличивается, все же она развита еще слабо. Дети этого возраста способны заниматься одним делом не более 10–15 минут.

Шести-семилетний ребенок может быть долго сосредоточен как на игре, так и на продуктивной деятельности (рисование, конструирование) в течение 2 – 3 часов. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Хотя у детей шести лет появляется возможность регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Объем внимания ребенка шести лет уже может одновременно воспринимать не один предмет, а три и с достаточной полнотой и детализацией. Слабо развиты у шестилетних детей такие свойства внимания как распределение и переключение.

У детей с пяти лет начинает интенсивно развиваться способность к произвольному запоминанию . В дальнейшем произвольное запоминание становится непременным условием организации учебной деятельности. Дети шестилетнего возраста уже достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т. е. осуществить самоконтроль. В целом возможности самоконтроля в процессе запоминания к шести годам значительно увеличиваются. Подавляющее большинство детей этого возраста успешно используют самоконтроль как при запоминании наглядного, так и словесного материала. Детям доступны и элементы логического запоминания.

Память дошкольника является ведущей функцией, заняв центральное место среди познавательных процессов. Развивается долговременная память, с пяти лет начинают развиваться такие её виды как логическая (с опорой на осмысление материала и установление смысловых связей) и опосредствованная (с опорой на внешние средства).

Вместе с тем мышление значительной части шестилетних детей отличается эгоцентризмом, т.е. особой позицией, центрированной на себе и обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Отсутствие систематических знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия.

Кроме деловых контактов со взрослыми, шестилетний ребенок вступает также с ними и во внеситуативное общение, которое может быть познавательным и личностным. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи детей 5,5 – 6,5 возраста формируется новая функция речи - интеллектуальная, т.е. планирующая и регулирующая практические действия ребенка.

Письмом шестилетние дети овладевают значительно медленнее, чем семилетние первоклассники, так как овладение письмом требует определенной физической готовности, а у шестилетнего ребенка еще отсутствует точная координация движений, слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, не укреплен позвоночник.

В шестилетнем возрасте воображение ребенка становится управляемым, приобретает черты произвольности. Формируются замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого объекта и образ действия с объектом без внешнего практического действия. Воображение ребенка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем идет речь, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка.

4 ет осуществить плавный переход от игровой к учебной деятельности. Помимо игр широко используются и другие формы образования детей 5 7 лет: продуктивная, художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование и моделирование. Основу организации образовательного процесса предшкольных групп должно составлять детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Создание концептуальной модели предшкольного образования выдвигает необходимость подготовки специалистов, способных оказывать образовательные услуги детям с учетом соблюдения преемственности между двумя образовательными звеньями (дошкольным и начальным школьным) и в разных организационных формах. Перевод детей 5 6 лет в условия обу чения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях: сохранение за детьми 5 6 лет возможности обу чаться и воспитываться в детском саду; организация подготовительных групп как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения; внедрение единой базисной программы обу чения, воспитания и развития детей 5 6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обу чением грамоте в значительной степени игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует прежде всего общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обу чению в школе; использование в работе с детьми 5 6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться в детском саду или школе; создание в школе необходимых материальных условий для обу чения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями); подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5 6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обу чения, личностного и профессионального становления. Ключевая проблема дефицит квалифицированных педагогов как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Дошкольные педагоги значительно лучше, чем учителя начальных классов, понимают особенности развития детей пятилетнего возраста и представляют более благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации в работе с детьми 5 6 лет. Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры от педагогических колледжей до педагогических вузов и ИПКРО. Мы попытались разработать показатели готовности педагога к реализации предшкольного образования. На наш взгляд, они следующие: А. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество. В. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями. С. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом. Мы также разработали образовательную программу, которая направлена на подготовку специалиста, способного ориентироваться в своей деятельности на гуманистические, выявляющие индивидуальность ребенка методы воспитания, понимающего самоценность периода детства, где игра это ведущий вид деятельности ребенка. Наша модель выпускника колледжа предполагает умение привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и форме деятельности, умение выстраивать отношения взрослого с детьми на принципах равноправного партнерства, обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью; использовать методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность; ориентироваться в игровых методах и создании эмоционально значимых для детей ситуаций. Если целью школьного образования является формирование системных знаний, то предшкольное образование нацелено на подготовку к овладению этой системой знаний. Педагог предшколы должен быть ориентирован на осуществление педагогической поддержки ребенку, создание ситуации успеха, и не столько за- 15

Читайте также: