Счетчик времени наработки своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В этой статье я хочу рассказать(и показать) мой личный опят по установке счетчика моточасов на свой автомобиль Nissan Teana J32 V6.

Прежде чем начать рассказ об установке счетчика, нужно разобраться, а зачем собственно на легковом автомобиле счетчик моточасов, ведь производитель двигателя в документации предписывает замену масла по пробегу( но не всегда)

Не секрет, что моторное масло работает ограниченное время. Средниее значение работы масла это 250 моточасов.

Логично, что масло может отработать 250 моточасов за пробег 15000 км, если пробег в основном по трассе или масло может выработать свой ресурс в 250м/ч и за 5000 км, если автомобиль эксплуатируется в мегаполисе, где очень много автомобильных пробок.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ДВС вашего автомобиля служил вам долго и без сюрпрзов, то следует производить замену масла именно по моточасам.

Если автомобиль на гарантии у диллера, то можно делать межсервесную замену масло по моточасам и ехать на ТО в соответствии с предписанием производжителя по пробегу. И пока автомобиль на гарантии и вы боитесь слитеть с гарантии при установке счетчика м/ч, то можно приблизительно посчитать работу ДВС в м/ч с помощью бортового компьютера автомобиля.

Для этого нужно пробег после замены масла в ДВС автомобиля и разделить на среднюю скорость. Эти параметры в современных автомобилях есть в БК автмобиля.

Например. После замены масла автомобиль проехал 2478,4 км, при этом среденяя скорость составила 31.1 км/ч.

Производим вычесления: 2478,4/31.1= 80 м/ч. При таком режиме движения, масло еще не выработало свей ресурс, поэтому эксплуатировать автомобиль с таким маслом не опасно, не нужно срочно заменить масло в ДВС, можно еще 170 м/ч кататься.

111

2222

У данного способа есть существенный минус, так как работа на холостых оборотах почти не учитывается. Для более точных значений м/ч, нужно установить счетчик моточасов.

Для того чтобы счетчик моточасов начал работать, его необходимо "подключить" к катушке зажигания или высоковольтному проводу. (бензиновые ДВС)


Установка счетчика моточасов, гарантирует определение времени фактической наработки электрооборудования.

Позволяет придерживаться точных сроков, отпущенных на техническое обслуживание и ремонт. Способно:

  • Держать под контролем оставшейся ресурс.
  • Значительно продлить срок эксплуатации используемых силовых агрегатов.
  • Предотвратить аварийную ситуацию.

Отличительной особенностью счетчиков времени, является:

  • Компактность.
  • Высокая точность снимаемых показаний.
  • Запоминание конечного значения, при исчезновении питания.
  • Возможность отсчета от исходного к начальному (обратный отсчет).
  • Работа по замкнутому циклу с самопроизвольным обнулением.

Общее представление о счетчиках моточасов

Внутренняя схема счетчика времени, собрана с учетом преобразования параметров питающей сети во временную величину. Сигнал напряжения поступает в прибор, фиксируется в индикаторе, передается в аналоговый, или цифровой датчик, регистрируется и выдается механическим, или электронным способом. В основе приборов, заложен часовой механизм кварцевого исполнения. Во всех моделях, независимо от их типа, обязательно присутствует встроенная память с требуемым объемом записанной информации. Вам остается лишь настроить временные границы и наблюдать за автоматическим режимом работы.

Изделие выпускается в светлом пластиковом корпусе. На его лицевой панели имеется показывающее табло. В механических образцах, оно состоит из 6-ти значных цифр, а на ж/к дисплее, их количество равно 7. Для подключения счетчика времени работы, необходимо наличие приборного щита. Предусмотрена его установка с наружным крепежом и с помощью существующей DIN-рейки.


Порядок монтажа счетчика времени

К каждому купленному изделию, прилагается паспорт с подробной инструкцией на цифровой счетчик наработки и его технические характеристики.

Ниже даются лишь общие рекомендации по монтажу, заключающиеся в следующем:

  • Перед производством работ, следует отключить напряжение питания и убедиться в его отсутствии.
  • Очистить от изоляции концы проводов.
  • Установить изделие.
  • Завести провода и крепко зажать их крепежными винтами.
  • Проверить правильность соединения фазного и нулевого провода на соответствующих клеммах.
  • Замкнуть схему, путем подачи напряжения на подключенное устройство.

Помните, что для некоторых моделей необходимо наличие дополнительного источника постоянного тока с напряжением 24 В. Поэтому в схеме подключения счетчика времени наработки, требуется учесть данный момент.

Что такое моточасы на тракторе и другой технике: контроль ресурса работоспособности

Отчёт о работе машины, включающий сравнение нормы и реальной величины

Это не просто время работы механизма, это учёт времени функционирования в определённых условиях. Астрономическое время корректируется на величину конкретных коэффициентов, которые являются результатом определённых режимных измерений. Существуют приборы, снимающие с механизма почти всю нужную информацию, обсчитывающие её и в реальном времени предоставляющие результаты механику.

Моточас – это единица измерения длительности работы двигателя, учитывающая количественные характеристики всех факторов. Для двигателя внутреннего сгорания основной измеряемой величиной являются обороты коленчатого вала – их количество или скорость вращения. Моточас либо меньше, либо больше астрономического часа.

Как посчитать моточасы

В практической деятельности автомехаников часто приходится подсчитывать моточасы для составления графиков эксплуатации и техобслуживания. Проблема это не простая. Единого, всеми принятого алгоритма подсчёта не существует. Разные способы дают разные результаты. Но как первичная оценка они всё равно полезны.

Известно, что с увеличением скорости вращения коленвала, увеличивается трение в соприкасающихся парах, и растёт износ металла. При переменных оборотах получение объективного результата значительно усложняется.

Расчёты могут быть полностью ручные, выполненные по записям снятых с приборов показаний. И автоматические, выполняемые специализированными устройствами. Эти приборы используются разных типов – механические, электромеханические, электронные, программируемые. В основе расчёта лежат обороты двигателя, снятые автоматическим тахометром. В формуле учитываются общий и часовой расход топлива, реальная скорость и другие параметры работы.

За 1 моточас принимают 1 час работы машины, развивающей номинальную мощность. Моточас приравнен к астрономическому часу работы в номинальных условиях. На холостом ходу значение моточаса выше, при увеличенной нагрузке ниже. Эти показатели используются при определении сроков замены расходников и проведения техобслуживания.

Контроль моточасов в автомобиле

Как моточасы перевести в часы

Для пересчёта моточасов в общепринятые единицы измерения времени, за точку отсчёта обычно принимают номинальный режим. С повышением мощности и, соответственно, оборотов коленвала, количество моточасов в одном астрономическом часе увеличивают на треть (умеренный режим) и на две трети (интенсивный режим). Этот метод даёт приблизительную, но практически полезную оценку загрузки механизма и его износа.

Многофункциональный датчик контроля ресурсов

Моточас: сколько это километров

Ресурс двигателя более правильно считать в моточасах, чем в километрах. Но у практиков чаще используются всем единицы расстояния. К ним и привязывают все графики техобслуживания. На практике используют специальную усреднённую таблицу, предполагающую, что 1 моточас для колёсных тракторов составляет 10 км, для гусеничных – 5 км. При этом, более точные расчёты требуют учёта и оценки других показателей условий эксплуатации.

Как перевести моточасы в километры

Практические способы подсчёта моточасов

Моточас и машиночас: в чём разница

Моточасы определяют время функционирования двигателя, за которое коленвал выполнил некоторое число оборотов в зависимости от степени нагрузки. Это техническая характеристика эксплуатации. Машиночас – единица рабочего времени оборудования, используемая при подсчётах затрат на производство определённого продукта. Это уже коммерческая характеристика. Понятие машиночас используется при организации автоперевозок (для расчёта зарплаты сотрудникам) или в сельском хозяйстве (когда вычисления указывают затраченное время на выполненные работы по обработке почвы, посеву и пр.). Анализ ситуации позволяет сделать выводы о сроках окупаемости вложений, эффективности и целесообразности использования той или иной техники, рентабельности производства и т. д.

Устройство и принцип действия приборов для измерения моточасов

Понимая важность и необходимость контроля и учёта расхода ресурса работоспособности агрегата, инженеры разработали и внедрили в эксплуатацию автоматические приборы – счётчики моточасов.

Особенности счётчиков моточасов и способов их применения

Для различных транспортных средств разработаны свои виды счётчиков.

Счётчик моточасов для трактора

Алгоритм расчёта принимает, что на холостом ходу 1 моточас трактора равен 1 часу реального времени.

При стандартной нагрузке моточас ускоряется почти на треть. При обычных нагрузках 1 моточас длится примерно минут 40. При интенсивной нагрузке двигатель изнашивается на две трети быстрее.

Счётчик моточасов для трактора

Счётчик моточасов для автомобиля

Разные узлы автомобиля за одно и то же время работы изнашиваются по-разному. Важно учитывать и то, что была ли машина в движении или стояла на месте с работающим двигателем. Эти соображения относятся к любым транспортным средствам. Обычно 200-250 моточасов для автомобиля — это 15000 — 17000 км пробега. Всё зависит от того, долго ли стоит авто на работающем двигателе.

Наличие счётчика моточасов в машине позволяет владельцу более грамотно планировать техническое обслуживание, замену узлов и агрегатов.

Для автомобилей разработаны разные виды датчиков в зависимости от того, какой агрегат они должны контролировать. В основе всех видов лежит счётчик времени, но разница между ними заключается в способе активации начала отсчёта. Они могут запускаться при включении зажигания, при вибрации двигателя, другими способами. Сам часовой механизм может быть электромеханическим или электронным.

Счётчики моточасов различаются по цене — от довольно дешёвых (не дороже 500 рублей), до дорогих, предназначенных для катеров и яхт, в герметичном исполнении, ценой до 8000 рублей. Ещё есть счётчики с механическими барабанами, как в одометрах старых автомобилей, только отсчитывают они не километры, а моточасы.

Врезной универсальный тахометр RL-HM005L со счётчиком моточасов и подсветкой (подсветка работает только от внешнего питания 6-48 В).
Предназначен для измерения числа оборотов двигателя и времени его работы.
Может применяться на мотоциклах, снегоходах, квадроциклах и лодочных моторах:

  • двухтактных: 1, 2, 3-х цилиндровых;
  • четырёхтактных: 1, 2, 4, 6-ти цилиндровых.

Используется только с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.
Подключается к свече зажигания двигателя, сигнальный провод наматывается вокруг свечного

Счётчик моточасов для автомобиля

Счётчик моточасов для лодочного мотора

Особенностью этого счётчика является то, что после первого включения тахометр остается включенным всё время и отображает на экране количество отработанных моточасов. Принудительно выключить тахометр можно нажатием и удержанием двух специальных кнопок, но тогда сбросится счётчик моточасов. Переключение между режимами (тахометр или счётчик) происходит автоматически: когда мотор работает — отображается тахометр, после остановки двигателя — счётчик моточасов.

Счётчик моточасов для лодочного мотора

Счётчик моточасов для дизеля

Один из вариантов счётчика для дизеля – модель ТС-013. Это бесконтактный цифровой тахометр со встроенной функцией счётчика моточасов для дизельных двигателей и механизмов с электроприводом.

Электронный счётчик моточасов для дизеля

Счётчик моточасов для генератора

Техническое обслуживание агрегатов, в том числе и бензогенераторов, привязано к моточасам или периодичности времени. Понятие моточасов рассмотрено выше. В случае с генератором специфическим вопросом является съём сигнала и защита от помех. Существует ёмкостные датчики, их подключение бесконтактное. Производится посредством обматывания несколькими витками провода, идущего от датчика, высоковольтного проводника свечи зажигания. Второй вопрос решается путём защиты прибора жестяным экраном.

Датчик моточасов для бензогенератора

Счётчик моточасов для мотоблока

Переносной бесконтактный цифровой индуктивный тахометр ТС-011. Встроены функции счётчика моточасов и отсчёта времени до очередного техобслуживания.

Счётчик моточасов для мотоблока

Прочие разновидности

Счётчики, активируемые импульсами от системы зажигания.

Счётчик, активируемый импульсами от системы зажигания

Счётчики, активируемые от вибрации двигателя.

Счётчик, активируемый от вибрации двигателя

Электромеханический счётчик с активацией при подаче питания.

Счётчик с активацией при подаче питания

Заключение

Грамотная эксплуатация любого сложного механизма предполагает замену расходных материалов и техобслуживание в полном соответствии с использованным ресурсом работоспособности. Чем точнее выполняется этот контроль, тем дольше прослужит машина. Поэтому владельцу агрегата необходимы и теоретические знания вопроса, и техническое оснащение для реализации своих знаний.

chinatown 4582511 1920

Вообще — есть много интересной теории. Например можно почитать по этой ссылке (автору — спасибо! за труд).

Для подсчёта моточасов — самое простое — установить счётчик моточасов.
Купил ТАКОЙ на Али.
Изначально — подсмотрел у kachok79

67e0236s 960

Приборчик — полностью самодостаточный, на батарейке. Не требует подключения.
Всё что нужно — обернуть измерительный провод вокруг ВВ провода или колпачка свечи.
Приборчик — измеряет импульсы, вычесляет обороты двигателя и считает моточасы.
Несколько фото по установке.

b190236s 960

fd90236s 960

9450236s 960

4150236s 960

c6d0236s 960

5dd0236s 960

4830236s 960

UPD Немного теории про МОТОЧАСЫ.

По какому алгоритму работает данный прибор — непонятно (надо постоять с секундомером у работающей машины на ХХ и попробовать сравнить.

Далее.
В ЭБУ самой сашины — также считается время работы двигателя. Взяв данные по пробегу и разделив на время работы двигателя, БК машины считает среднюю скорость. (надо брать пробег и скорость — за один и тотже период).

Таким образом, сделав обратное действие — разделив пробег, на среднюю скорость за этот пробег — получим время работы двигателя. (км : км/ч = час.)

Однако — также не понятно — КАК ЭБУ двигател считает время работы? Просто как астрономическое время без учёта оборотов, или как приведёное время работы к каким то номинальным оборотам? Точного ответа не нашел.

UPD
Первое снятие результатов. Первое что понятно — скорость — показывается только целое цисло. Т.е. сильно округлённое.
Итак:
Пробег 149091 — 148826 = 265 км
ср. скорость — 26 км/ч
Расчёт по БК — 265:26 = 10,19 мч.
Приборчик за тот же пробег показал 8,7 м.ч
Допускаю, что средняя скорость 26 км/ч — это от 25,5 до 26,5. Тогда Расчёт по БК будет от 10,4 до 10. всё равно не сходится :)) Приборчик считает меньше.
Наблюдаю дальше.

Делаем счётчик моточасов

3iAAAgBTkOA 100

Доброго времени суток. С наступившем всех.

Давно я ничего не писал, и вот подвернулся случай. Сделал я давнюю задумку, счетчик моточасов.
Было несколько вариантов. dip27 предложил не париться, и просто подключиться к сети. iGnom Предложил подключиться к датчику давления масла(типа счетчик будет считать часы только когда машина заведена). Но мы же не ищем лёгких путей 🙂
iGnom подкинул ссылку на релюшки от Энергомаш, их и взял, артикулы ниже

Что нам понадобится:
Энергомаш ИBH4 — сам счетчик моточасов
Энергомаш 362378704 — реле контроля напряжения
Какой нибудь адаптер в прикуриватель. Я раздербанил от китайского регистротора
Пара колодок под реле. Купил в ближайшем автомагазине
Немного проводов

Дербаним и подготавливает наш адаптер:

eMlGITq08wOoc7PoDSJQPJQVlDg 960

4NC3y AxQ5FsiZ12vGJTRsl1GIk 960

inGpEfQy5hpM4T20dn8mKI3Ar7M 960

r 5ioCtwkC w4UkwFlpUd 4cd0 960

cDi8l4tSt9xhoAcLLAddITCNcJU 960

cKCmSCRp21BlloWZmyFVc1 coNE 960

HlTwXT HSn 4hnEMB3SthD2qOJw 960

Npe XNzJ oekEnXGXGxKau57TPg 960

Релюшку со счетчиком не расковырял, побоялся корпус разломать.

goEFmQPS9f6qs FIaiHd pe2WiM 960

Tk3GcfFP9P7aV7WwDB6PZ3pE5y0 960

ISv08MW2BxukEWb xsAdzWtVz7k 960

У себя я настроил такие параметры(настраивал по тестеру, ибо китайский БП жестоко врал):
13,4 — включение
12,9 — выключение

Счетчик моточасов в 2109

a9d6078s 100

Всем привет!
Лазия по просторам Youtubа я набрел на одно видео, на самом деле оно не одно такого содержания, вот оно:

8UAAAgIWQ A 960

X8AAAgEWQ A 960

выбрал именно электронно-механический, потому как чтобы не случилось с питанием, показания на нем в любом случае останутся и не сбросятся.
Место для его установки было выбрано под капотом, в салоне я просто не смог подобрать куда его установить)

SgAAAgEWQ A 960

IYAAAgEWQ A 960

72AAAgIWQ A 960

7BAAAgIWQ A 960

Примастырил я его по колхозному, но главное практично, и замотал изолентой и спрятал в косу, чтоб в глаза не бросался.
Теперь включив зажигание прислушавшись можно услышать как тикают часы под капотом))) как у китайского будильника)).
Так что теперь засекаем на нем, с учетом того что уже какой то пробег я проехал без счетчика, 240 часов (как высчитал автор видео) до следующей замены масла и сравниваем, что быстрее набежит по спидометру или по моточасам.
На данный момент пробег составляет:

Счётчик моточасов для смены масла

7 w8iL2m567ydHuN2UouvoioU 100

MqAAAgNyguA 960

Привет нашим и не нашим!

Фотография первой ревизии отладочной платы — ТУТ!
Фотография второй ревизии финальной голой платы — ТУТ!

ОПИСАНИЕ.
Блок предназначен для напоминания когда нужно сменить масло в автомобильном ДВС/мотоблоке/компрессоре/другом устройстве где нужно следить за количеством наработки моточасов. При несвоевременной замене масла велик риск плачевных последствий.

Читайте также: