Сборка велосипедного колеса своими руками на 36 спиц

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024


Ремонт

Каждый ответственный владелец двухколесного транспорта заботится о его техническом состоянии, исправности. В связи с длительной интенсивной эксплуатацией ободья байка утрачивают первоначальную форму. Решить эту проблему поможет переспицовка колеса велосипеда, которую можно выполнить своими руками. В результате конструкции можно вернуть утраченный функционал, она станет более комфортной в использовании.

Причины деформации

Спицевание колес — задача, с которой время от времени приходится сталкиваться всем велосипедистам. На первый взгляд, процедура кажется очень сложной, однако, стоит запастись свободным временем и терпением. В среднем весь процесс занимает не более 3-х часов.

Делать переспицовку колес велосипеда необходимо в случае сильной деформации ободьев. К подобным последствиям приводит целый ряд причин:

Все эти проблемы можно решить при помощи переспицовки колеса велосипеда, выполненной своими руками. В идеале мастер должен хорошо знать сборку байка, чтобы произвести ремонт самостоятельно, ведь трудности часто возникают в поездках.


Переспицовка требуется в результате деформации обода

Разновидности переспицовки

Сегодня существует несколько типов спицовки, все они базируются на основных разновидностях: радиальной и тангенциальной. Установить элементы можно по-разному, каждый вариант имеет свои особенности:

  1. Радиальная. Предполагает пересечение спиц друг с другом. Чаще всего ее предпочитают ставить на переднем колесе, оснащенном ободной тормозной системой. В этом случае конструкция не подвергается серьезным нагрузкам. Данная разновидность переспицовки имеет привлекательный внешний вид, снижает массу колеса.
  2. Тангенциальная. Один элемент может пересекаться с другими от 1 до 4 раз. Актуальна для колес, которые испытывают серьезные нагрузки. Этот тип считается наиболее популярным для 36 спиц.
  3. Смешанный. Соединяет в себе особенности радиального и тангенциального типа с установкой спиц крестом. В результате получается интересный рисунок, состоящий из повторяемых узоров. Подойдет для обода с высоким профилем и аэроспицами.
  4. Крученая. Главная особенность этой разновидности — многократное перекрещивание спиц друг с другом, закручивания и изгибы. Специалисты не рекомендуют устанавливать элементы на колесо таким образом, поскольку это приводит к запоздалой реакции на удары, нестабильному поведению обода. Однако, многие райдеры отдают предпочтение такому необычному решению из-за оригинальности, раскачивающей амортизации.

Крученая Радиальная Смешанная Тангенциальная

Пошаговая инструкция

Чтобы разобраться, как своими силами переспицевать колесо велосипеда, необходимо уточнить все тонкости процесса. Состоит он из трех основных этапов: уточнения подходящей длины спиц, установки и последующей настройки. Благодаря подробному описанию с работой справятся даже люди, которые столкнулись с подобной проблемой впервые.

Определение подходящей длины

Очень важный этап, поскольку от длины спиц зависит функциональность байка. Обычно сложности возникают на заднем колесе, которое оборудуют несколькими скоростными режимами. Это сильно усложняет процесс центровки. Элементы будут иметь разные углы наклона и продолжительность.

Заменить детали на переднем ободе гораздо проще, поскольку обычно параметры спиц с обеих сторон остаются неизменными. Удобнее всего рассчитать длину при помощи специальных онлайн-калькуляторов. Достаточно ввести актуальные данные, и сервис за пару секунд выдаст оптимальные значения.

Измерить внутренний диаметр обода и прибавить толщину его стенки Далее определить диаметр расположения спицевых отверстий втулки Выполнить расчеты Для просчета длины спиц проще всего использовать любой онлайн-калькулятор

Установка

Для качественной переспицовки велосипедного колеса потребуются специальные инструменты: ключ, отвертка, втулка, а также обод в хорошем состоянии. Если установка проводится впервые, необходимо обратить внимание на расположение боковых отверстий. Компоненты со втулочного фланца, находящегося справа, проходят сквозь углубления с той же стороны, с левого — соответственно, в обратном направлении.

Одна половина установленных спиц называется лидирующей, вторая — хвостовой. Первые чаще всего окрашивают в синий цвет, располагают по направлению движения колес. Вторые имеют красный окрас, смотрят против вращения ободьев. Переспицовка производится поэтапно:

  1. Хвостовой компонент фиксируют таким образом, чтобы он проходил внутрь фланца. Монтируют его снаружи, с правой стороны, затем перемещают в отверстие, расположенное правее.
  2. Ниппель прикрывают, чтобы спица не выпала.
  3. Вторую ведомую спицу помещают внутрь того же фланца.
  4. Третий элемент проводят сквозь 3 отверстия после самого первого.
  5. Обод разворачивают так, чтобы он оказался на переднем плане от левого фланца.
  6. Для следующей группы спиц используют хвостовые компоненты. Колесо поворачивают, чтобы золотник оказался сверху.
  7. Спица, вставляемая первой, должна проходить по углублению с левой стороны.
  8. Хвостовые элементы фиксируют, переходят к лидирующим. Колесо переворачивают так, чтобы открылся доступ к правому фланцу.
  9. Лидирующие компоненты можно вставлять в разные отверстия. По этому поводу нет никаких строгих правил.

После выполнения перечисленных действий необходимо поворачивать втулку по часовой стрелке. Главное условие — лидирующая спица должна пересекаться с тремя хвостовыми, причем с первыми двумя — по внешней стороне, с последней — по внутренней. В некоторых случаях требуется немного изогнуть элемент, это можно делать, не опасаясь за качество работы. Лидирующие элементы можно поставить аналогичным способом.

Натяжение и регулировка

После установки необходимо плотно закрутить ниппели, чтобы избежать разбалтывания спиц. Каждое крепление поворачивают одинаковое количество раз, иначе натяжение получится неравномерным. Если обод отрегулирован по всем правилам, заднее колесо во время катания не будет биться.

После завершения сборки элементы нуждаются в настройке. Компоненты, находящиеся с правой стороны, натягивают немного туже по сравнению с левыми. Для этого необходимо закрутить ниппели на 3–5 лишних оборотов. После этого каждый фиксатор проворачивают еще 1 раз. Если ощущается слабина, дополнительно применяют одно вращение.

Когда три четверти колеса пройдено, ниппели могут с трудом поддаваться кручению. В этом случае необходимо ослабить все механизмы на одно вращение, чтобы не допустить перетяжки.

Когда сборка завершена, необходимо проверить, где находится зонтик заднего колеса. При правильном выполнении процесса он будет располагаться в плоскости, которая пересекает середину расстояния между наконечниками втулки. Нельзя легкомысленно относиться к этому моменту, иначе байк будет постоянно тянуть в сторону, комфортной такая езда точно не будет.

Освоившись с правильной заменой спиц на колесе велосипеда, можно ремонтировать ободья в любом месте. Многие райдеры полагают, что при необходимости их выручат профессиональные ремонтные мастерские, однако, не все специалисты выполняют процедуру качественно, поскольку пропускают важные этапы для экономии времени. В результате без дополнительной регулировки ездить на таком транспортном средстве со временем станет просто невозможно.

Видео


Большинство велолюбителей со временем встречаются с проблемой переспицовки колеса. Если вовремя не провести нужную процедуру, то колесо навсегда потеряет свою круглую форму и вернуть обратно ее станет невозможно. В данной статье мы рассмотрим алгоритм данного действия с подробным инструктажем.

Как собрать?

Процесс сборки колеса является достаточно медленным и требует большой внимательности и усидчивости. Работать со спицами следует предельно аккуратно, к тому же стоит и чётко следить за процессом их установки, потому что неправильное положение даже одной из спиц может сильно повлиять на работу всего колеса, а также привести к поломке этой спицы.

Чаще всего работу по спицовке колеса приходится проводить в несколько этапов, потому что за один раз невозможно успеть сделать абсолютно всё. К тому же, в таком случае нередко возникновение раздражения от того, что данный процесс является слишком медленным и трудоемким.

Очень важно при процессе сборки колеса соблюдать несколько правил. Чтобы спицы не повредили обод, не стоит очень сильно и туго натягивать спицы, так это создаёт повышенную нагрузку на все детали, включая втулку и даже ниппели. В то же время, если спицы сильно ослаблены, они могу сломаться в процессе езды. При правильной настройке колеса необходимо ослабить тугие спицы или подтянуть слабые, а также не забыть про соседние, так как в большом количестве случаев они так же нуждаются в правке.

Причины, вызывающие деформацию колеса

Причин, вследствие которых изрядно искривляется колесо, может быть несколько:

  • Это, конечно же, вес велосипедиста, который изо дня в день создает нагрузку на колеса. Так как вес человека может быть разным, то и нагрузка соответственно тоже разная.
  • Резкое торможение велосипеда может создать дополнительную нагрузку для спиц колеса.
  • Крутые повороты на пути велосипедиста также могут стать причиной деформации.
  • Неровный рельеф, по которому едет велосипед нередко приводит к проблемам с колесами.
  • Сильный удар или падение, скорее всего, приведут к так называемой восьмерке.
  • И, в конце концов, просто разболтанные спицы приведут ни к чему иному, как деформации колеса.

Основные виды переспицовки колес

Существует два основных вида спицовки:

Есть еще несколько названий, которые являются уточнением рисунка, получаемого в итоге из спиц колеса:

Основным отличием радиальной спицовки от крестовой или тангенциальной является то, что при радиальном методе спицы не пересекаются между собой.

Особенности радиальной спицовки

Опытные специалисты такой вид спицовки используют в основном для передних колес. Объясняется это тем, что они менее подвержены нагрузки со стороны педалей и тормоза. Но, несмотря на это, колесо получает колоссальную нагрузку, которая направлена вертикально. Именно поэтому при радиальной спицовке, используется большое количество спиц. Механики рекомендуют оптимальное количество спиц 32.

Стоит отметить, что при таком способе спицевания не играет большой роли куда обращена головка спицы. По желанию велосипедиста она может быть направлена внутрь флянцев втулки, так и наружу.

Особенности тангенциального спицевания

Это спицевние позволяет прекрасно выдерживать все нагрузки, возникающие во время езды. При этом есть один нюанс: чем угол, образованный между фланцами и спицей шире, тем колесо прочнее. Это объясняется тем, что при таком расположении нагрузка распределяется равномерно, не нанося при этом особого вреда велосипеду.

Процесс настройки велосипедного колеса.

Теперь пришло время ответить на вопрос – как грамотно произвести подтяжку спиц на велосипеде. Здесь тоже нужно точно выполнять определенные этапы четко придерживаясь описанной инструкции.

  1. Чтобы избежать опасности деформации кручения спиц, колеса следует поочередно закрепить в специальном станке, предназначенном для центрования. Линия центровки поддается опасности смещения, поэтому прочность фиксации колеса в станке очень важна.
  2. Процесс регулировки начинается с затягивания совокупности коротких спиц, отсчитывая от шинного ниппеля. Процесс затягивания происходит в размере полного поворота. Если ориентироваться по отношению движения байка, то переднее колесо затягивается про левую сторону, а заднее – по правой. Потом действия переносим на противоположную сторону.
  3. Велосипед при движении подвергается воздействию законов физики. Чтобы избежать трения спицевой головки об гнездо, нужно ее выровнять. Трение может возникнуть при колебательных движениях самой спицы. Процедура выравнивания заключается в поочередных осторожных ударах молотка с использованием тупого пробойника по головке в области фланца.
  4. По описанной выше схеме производим затяжку на пару оборотов по стороне коротких спиц, потом по месторасположению длинных.
  5. Колесо можно извлечь из станка. Торец втулки теперь послужит базой установки зонтомера. Процесс установки начинается с коротких экземпляров и охватывает обе стороны обода. Используя регулировочное колесико производим настройку осевой длины прибора. Зазоры нужно убрать в ключевых точках:
  • правый борт обода;
  • левый борт обода;
  • втулка, а именно торец.

После этого переходим к стороне длинных спиц.

Что понадобится?

Детали, которые необходимы для спицовки колеса:

  • Втулка. Качественные втулки чаще всего бывают произведены из алюминия. У хороших втулок, как правило, идут толстые фланцы и раззенкованные отверстия под спицы;
  • 36 cпиц. Хорошие изготавливают из нержавеющей стали или титана. Большинство велосипедистов предпочитают колёса именно с 36 спицами, так как это считается оптимальным количеством в плане прочности. Размер спиц должен подбираться из учёта типа спицовки;
  • Обод. Лучше всего выбирать обод из алюминия. Такой материал делает колесо прочнее и легче, к тому же алюминий не ржавеет, что увеличивает срок службы обода;
  • Ниппель. Ниппели производятся из никелированной бронзы или же из алюминия. Главное, не использовать алюминиевые ниппели с ободами из такого же материала, потому что в таком случае они могут прикипеть друг к другу, так как произойдёт химическая сварка.

Необходимые инструменты для правильной спицовки колеса:

Прежде чем начать непосредственное спицевание колеса, необходимо сначала подготовить детали к работе. Для этого следует обработать резьбу спиц и отверстия обода маслом или специальной смазкой. Это позволит спицам лучше вращаться при закручивании, а, следовательно, способствует их более прочной и крепкой установке, позволит их сильнее натянуть, чтобы они впоследствии не болтались.

Как правильно спицевать колесо велосипеда

Выбор спиц нужной длины

От выбора спиц с оптимальной длиной для вашего велосипеда зависит функциональность переднего колеса. Ещё больше сюрпризов таит задний обод — на нём зафиксированы разные скорости, что усложняет центрирование спиц. Все компоненты должны иметь разную длину, зависящую от угла наклона, которую тоже необходимо правильно рассчитать.

Чтобы подсчитать длину спиц, специалисты рекомендуют воспользоваться калькуляторами, которые позволят подсчитать все характеристики в онлайн-режиме.

Пошаговое спицевание

Переспицовка колеса велосипеда своими руками на подготовительном этапе состоит из подготовки обязательных материалов и инструментов:

  • обод в отличном состоянии;
  • спицы;
  • втулка;
  • ключ, предназначенный для работы со спицами;
  • отвёртка.

Впервые столкнувшись со спицеванием, акцентируйте внимание на расположении отверстий — они находятся в стороне. Спицы со втулочного фланца, расположенного справа, заводят в углубления, зафиксированные в правой части, а с левого фланца — в обратном направлении. Половину спиц можно считать основными, а оставшаяся часть относится к хвостовым. Как их отличить во время установки?

  • Лидирующие компоненты смотрят в направлении вращения колеса и чаще всего окрашены в синий оттенок.
  • Хвостовые направлены против вращения обода и окрашены в красный цвет.


Для подсчета длины спиц можно воспользоваться калькуляторами, которые позволят подсчитать все характеристики в онлайн-режиме

Как правильно переспицевать колесо на велосипеде, рассказывают специалисты:

  1. Зафиксируйте хвостовую спицу так, чтобы она прошла внутрь фланца. Её монтируют снаружи от фланца справа и переводят в отверстие, расположенное ещё правее, после отверстия золотника.
  2. Прикройте ниппель, иначе спица может выпасть.
  3. Второй ведомый компонент располагают в углублении того же фланца.
  4. Третья деталь проходит через три углубления после первой монтированной.
  5. Переспицовка переднего колеса велосипеда на следующем этапе подразумевает разворот обода так, чтобы он расположился на переднем плане от левого фланца втулки.
  6. Ещё одной вставленной группой компонентов будут хвостовые спицы. Разверните колесо для расположения золотника в верхней части.
  7. Не выпускайте из виду первую вставленную спицу — находясь в первом углублении в золотнике, спица, подходящая к фланцу слева, находится по левую сторону.
  8. Зафиксировав хвостовые компоненты, займитесь лидирующими. Поверните свой велосипед так, чтобы колесо было установлено к вам правым фланцем.
  9. Лидирующие разрешается вставлять в разные углубления, чётких требований и правил здесь нет.
  10. Проверните втулку, следуя часовой стрелке до тех пор, пока лидирующая деталь не встретится с тремя хвостовыми.
  11. В идеале первые две должны пересечься со втулкой извне, а третья — внутри. Чтобы это правило было выполнимо, иногда приходится слегка изогнуть спицу.

Наглядно, как правильно спицевать колесо велосипеда, показано в видеоролике:

Как отрегулировать натяжение

Чтобы спицы не болтались, нужно закрутить ниппели. Недопустимо закручивать одни ниппели на пару вращений, а другие на 5–6 — спицы будут натянуты неодинаково. Чтобы натяжение удалось в лучшем качестве, подогните компоненты, нажимая на каждую спицу возле фланца. Ещё одно натяжение осуществляется после первичной натяжки. Если обод отрегулирован правильно, колесо при катании на байке не будет биться.

Как поменять спицы на заднем колесе велосипеда, вы уже знаете, а вот процесс натяжки предполагает важную хитрость. Спицы справа натягивают туже, чем левые — просто заверните ниппели, находящиеся в правой части, на 3–5 дополнительных оборотов. После этого каждый ниппель прикрутите ещё на одно вращение. Ощупайте, есть ли слабина — если она присутствует, прибавьте по обороту. Когда пройдено три четвёртых части колеса, может оказаться, что ниппели туго поддаются прокручиванию. Допускать перетяжки не стоит — ослабьте все механизмы на одно вращение.

Заметьте, что зонтик от заднего колеса двухколёсного средства передвижения должен находиться в плоскости, пересекающей центр расстояния между наконечниками втулки сзади. Если отнестись к этому требованию халатно, скорее всего, велосипед будет тянуть повернуть вбок, комфортно кататься на таком байке не выйдет.


Процесс натяжки спиц имеет одну хитрость – спицы справа натягивают туже, чем левые

Заключение

Освоив, как правильно спицевать колесо велосипеда, вы сможете в любое время и в любом месте отремонтировать обод. Многие владельцы велосипедов надеются, что их выручат профессиональные веломеханики, но далеко не все специалисты делают эту работу качественно, чтобы сэкономить время, они пропускают некоторые важные операции. В итоге ездить без подстройки колеса на велосипеде через некоторое время снова становится невозможно.

Особенности переспицовки колеса

В принципе вся описанная процедура разделяется на три шага.

  1. Оценка нужного размера спицы.
  2. Процесс монтажа.
  3. Регулировочные действия.

Основную сложность заключает в себе определение длины спицы. Тут важно применить специальную и сложную формулу. Чтобы полностью не заморачиваться данной проблемой можно воспользоваться специальной программой, которую отыскать в интернете несложно. Существующие калькуляторы позволят обычному пользователю совершить точные и необходимые расчеты.

Мы разобрали процесс правильного спицевания колеса. Надеемся, что данная инструкция поможет вам разобраться в возникшей проблеме самостоятельно.

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 14608
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Наверное, каждому велосипедисту доводилось хотя бы один раз выполнять переспицовку колес. Объясняется это возможностью потери колесом своей изначальной формы, что приводит к временному прекращению эксплуатации велосипедного транспорта.

Спицовка колес

Что способствует деформированию колес

Колесный обод способен сильно искривиться по следующим причинам:

  • большой вес велогонщика, ежедневно создающий нагрузку для колес;
  • при резких торможениях создается дополнительное нагрузочное усилие на колесные спицы;
  • крутой поворот, неровности рельефа – еще одна вероятная причина искривления колеса;
  • сильные ударные воздействия либо падения;
  • разболтанность спиц.

Такие проблемы не особенно опасны, решаются при помощи переспицовки обода. Будет неплохо, если вы владеете навыками сборки велосипедного транспорта и сможете решить эту проблему самостоятельно – ведь иногда такую работу приходится выполнять во время поездки. В противном случае, можно обратиться за помощью к специалистам сервисного центра.

Разновидности переспицовки

Выполняется одним из способов – радиальным или тангенциальным. Есть еще пара названий, уточняющих рисунок, который получается при переспицовке – смешанный либо крученые спицы.

Спицовка колес

Радиальная спицовка от крестовой либо тангенциальной отличается тем, что спицы при ее выполнении не пересекаются друг с другом.

Спицовка радиальным способом

Как правило, таким способом пользуются, переспицовывая передние колеса, потому что они меньше находятся под нагрузкой от педалей и тормозной системы. Однако вертикальное нагрузочное воздействие на такое колесо достаточно большое, в связи с чем для выполнения радиальной переспицовки требуется много спиц. Механики со стажем советуют в таких случаях выполнять спицовку колеса на 32 спицы.

Тангенциальное спицевание

Оно отлично выдерживает любые нагрузки, создающиеся во время поездки. Имеется один нюанс – прочность колеса зависит от ширины угла, образующегося фланцем и спицей. Это способствует равномерному распределению нагрузки, особого вреда велогонщик не получает.

Способ тангенциального спицевания рекомендован для заднего колеса, вплоть до дискового. Этот колесный обод всегда находится под нагрузкой. В качестве рисунка, считающегося популярным и обладающего максимальной прочностью, используют спицовку в 3 креста.

Правила переспицовки

Чтобы грамотно отремонтировать колесо, рекомендуется узнать каждый рабочий этап, который предстоит выполнить. При сегодняшнем выборе деталей, велосипедист сам способен принять решение, что лучше всего приобрести. Однако следует осознавать, что процесс достаточно трудоемкий и сложный, и, если что-то сразу не получается, огорчаться не следует – любой навык закрепляется с опытом.

Спицовка колес

Неплохо, если для первого раза воспользуетесь помощью опытного специалиста, который на практике подробно разъяснит и покажет каждый этап. Необходимые инструменты тоже готовятся заблаговременно. В их перечень входят станок, на котором правят колесный обод, специальный ключ для спиц, прибор, которым замеряется натяжение спицы.

Пошаговое руководство по переспицовке велосипедных колес

Все действия, которые предстоит выполнять, условно распределяют на следующие этапы:

  • уточнение оптимальной длины спиц;
  • монтаж;
  • натяжение и регулировка.

Чтобы правильно определить длину спиц, следует воспользоваться специальной формулой. Она достаточно сложная, но сегодня в интернете можно найти особые программы, позволяющие определить параметры длины оперативно, именно под ваш велосипедный транспорт. Чаще всего пользуются калькулятором спицовки колес от Lexapskov. Велогонщики уверяют, что это наиболее легкая программа в применении, выдающая довольно точные расчетные данные.

Спицовка колес

В ней же определяется и вариант ремонта, и в большинстве случаев это – спицовка в 3 креста на 36 спиц. Как только все расчеты выполнены, отправляйтесь в магазин и приобретайте необходимые для работы спицы.

Установка отнимает много времени и сил:

  • на каждую спицу по резьбе наносится смазка либо масло, в последующем облегчающие процесс проворачивания ниппеля;
  • все количество спиц делится на четыре равные группы;
  • одна группа заправляется во фланец на себя, другая – в противоположное направление. Специалисты рекомендуют работу начинать с группы, которая заправляется именно от себя;
  • чтобы облегчить рабочий процесс, обод рекомендуется удерживать на коленях;
  • заправив первую партию, надеваем ниппель, проверяем, чтобы начальная спица была надежно укреплена на ободе;
  • отсчитываем от первоначальной спицы три посадочных отверстия, установку спицы выполняем в четвертое;
  • выполнив все в соответствии с рекомендациями, между спицами по фланцу остается одно свободно отверстие, на ободе – три;
  • переворачиваем колесный обод, продолжаем работать;
  • берем спицу и запускаем ее таким образом, чтобы она размещалась параллельно втулочной оси по отношению к фланцу, расположенному напротив;
  • в обязательном порядке отслеживаем, чтобы спица уперлась точно между парой отверстий, затем вставляем ее в то, которое размещено левее;
  • по такому принципу вставляют все спицы второй партии;
  • колесо вновь переворачиваем фланцем, который находится справа, в свою сторону, вводим новую спицу;
  • она вставляется в любое фланцевое отверстие, но только с внутренней стороны;
  • она должна пересечь три элемента, установленных на том же фланце несколько раньше;
  • спицу следует немножко подогнуть, чтобы стержень прошел за перекрестным элементом;
  • важный нюанс: как только из спиц получится три креста, должно оставаться уже занятое отверстие;
  • оставшиеся спицы устанавливают по аналогичному принципу;
  • на данном рабочем этапе легко выявляется допущенная ошибка: если спицы не хватает до предназначенного под нее отверстия, и ниппель не накручивается, следует проверить последовательность установки.

Как выполняется натяжка

Рекомендации специалистов

Тщательным образом выбирайте необходимые для работы запчасти и инструменты. Выполнив расчеты на определение длины спиц, полученные сведения перепроверьте повторно, чтобы исключить случайную ошибку.

В точности соблюдайте пункты руководства по выполнению переспицевания, обнаружив ошибку, лучше начните процесс заново.

Натяжка при спицовке в один крест выполняется поочередно. Если в момент натяжения появляются отклонения, их поочередно удаляют в каждой плоскости.

Перетяжка спиц запрещается – ниппель и колесный обод легко могут получить повреждения. Если выявлены перетянувшиеся элементы, ослабьте их и те, которые располагаются по бокам.

Следите за тем, чтобы спицы не оставались свободными – при поездке они достаточно быстро ломаются.

Подтянув спицы, проверьте, как все настроено. Спустя пару месяцев с момента эксплуатации переспицованных колес, убедитесь, что натяжение не стало слабее.

При точном соблюдении всех советов мастеров, спицовка колеса станет доступной вам для выполнения своими руками – цена за такую работу достаточно приличная.

велосипедные спицы

Спицевание колеса – это проблема, с которой предстоит рано или поздно столкнуться любому велосипедисту вне зависимости от стажа и уровня мастерства езды на велосипеде. Сбор колеса только на первый взгляд может показаться сложным заданием. Следует запастись терпением и временем – на все про все уйдет не меньше часа, а то и двух-трех. К слову, самостоятельная сборка колес хороша еще и тем, что для себя вы никогда не будете халтурить и в целях экономии времени и сил пропускать некоторые операции.

Какой бывает спицовка

Выделяют два наиболее популярных вида спицевания колес – радиальный и крестовой. Радиальное спицевание применяется только для сборки передних колес, на которые будут установлены ободные тормоза. Радиальный рисунок имеет весомый недостаток – колесо с такой спицовкой испытывает высочайшую нагрузку в вертикальном направлении. А, пожалуй, единственным достоинством этого варианта можно назвать приятный глазу внешний вид.

Куда более универсальной и функциональной является крестовая спицовка. Спицевание крестом, возможно, выглядит менее эффектно, зато позволяет добиться максимально адекватной реакции на тормозящее и вращающее усилие от втулки. При таком варианте даже самая серьезная нагрузка от торможения и педалирования переводится на растяжение спиц.

Крайне редко используется смешанная спицовка. Этот вариант является чем-то средним между радиальным и крестовым способами.

велосипедные колёса

Определившись с видом спицовки, можно смело начинать процесс сборки колеса. Он делится на несколько этапов.

Этап первый. Определение подходящей длины спицы

Очень важно подобрать велосипедные спицы подходящей длины. В этом плане куда меньше проблем возникает с передним колесом – здесь спицы с обеих сторон имеют одинаковую длину. С задним все куда сложнее. Несколько скоростей, установленных на заднем колесе, усложняют его центровку. Спицы будут иметь разные показатели длины и угла наклона. Для определения подходящей длины созданы специальные калькуляторы, которые в онлайн-режиме позволяют рассчитать нужные параметры.

Этап второй: Установка

Для удачной набивки колеса понадобятся:

составные части колеса

Если вам приходится впервые переспицевать колесо, то обратите особенное внимание, что отверстия на ободе немного смещены (наклонены) в стороны. Спицы с правого фланца втулки должны быть заведены в отверстия, которые смещены вправо, а с левого фланца – влево. Половина спиц каждого фланца относится к числу лидирующих. Другая половина – это хвостовые.

  • Лидирующие спицы – те, которые направлены по ходу вращения обода. Как правило, они обозначаются оттенками синего цвета.
  • Хвостовые спицы – направленные против вращения колеса. Чаще всего их обозначают оттенками красного цвета.

Следующий шаг – поворот велосипедного колеса таким образом, чтобы оказаться перед левым фланцем втулки. Второй вставленной группой спиц также будут хвостовые. Нужно повернуть обод, чтобы золотник оказался вверху. Обращаем внимание на самую первую установленную спицу – если она в первом отверстии после золотника, то первая спица левого фланца должна быть расположена левее, если первая установленная во втором после золотника отверстии, то первая спица левого фланца должны быть расположена слева.

Когда все хвостовые спицы на месте, можно переходить к лидирующим. Поворачиваем колесо велосипеда к себе правым фланцем. Установка лидирующих спиц производится с внутренней стороны фланца. Их можно вставить в любое отверстие. После этого следует повернуть втулку по часовой стрелке, чтобы лидирующая спица пересеклась с тремя хвостовыми. Важно, чтобы первые две она пересекла с внешней стороны, а третью – с внутренней. Возможно, для установки ее потребуется немного изогнуть. В этом нет ничего страшного. Аналогично устанавливаются остальные лидирующие спицы.

Этап третий. Регулировка натяжения

Первым делом необходимо произвести начальную регулировку, которая подразумевает равномерное закручивание всех ниппелей. Обязательно следите за тем, чтобы все ниппеля были закручены на одинаковое число оборотов – спицы должны иметь одинаковое натяжение. Обычно лидирующие спицы изогнуты рядом с фланцем. Перед началом процедуры натяжения их необходимо подогнуть рукой путем нажатия на каждую спицу близи фланца.

Окончательное натяжение должно осуществляться уже после окончания начальной регулировки. Правильно натяжение позволит добиться отсутствия биения колеса при езде, что очень важно для комфортного передвижения.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что спицевание колеса – это далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены в том, что справитесь со спицовкой, обладаете достаточным терпением, навыками, знаниями и умениями, то это процедура не станет проблемой.

Читайте также: