Салама якутское украшение как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Цель: активизировать познавательную мотивацию к якутской танцевальной культуре, показать роль обрядовых танцев в якутской народной культуре, воспитывать чувство любви и уважения к родной природе, продолжить знакомство с традициями якутского народа.

- познакомить учеников с элементами “Приветственного танца”,

- дать представление о многообразии якутских поклонов;

- закрепить движения ранее изученных якутских танцев “Осуохай” и “Узоры”.

- положительное отношение и интерес к творческой деятельности;

- уважительное отношение к традициям, к природе своего родного края;

- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- прогнозирование предположения, чем будем заниматься на уроке;

- умение ориентироваться в пространстве;

- следовать при выполнении движений инструкциям учителя;

- руководствоваться правилами при выполнении того или иного движения.

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- анализировать предлагаемую информацию

- анализировать схемы и сопоставлять их с выполняемыми действиями

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками;

- умение работать в парах, в группах, договариваться друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: здоровьесберегающие, сотрудничества, ИКТ.

Методы и приемы: репродуктивные, научности, диалога, стимулирования, контроля, оценки, наглядные, самостоятельной работы.

Материалы для проведения урока: аудиозаписи: “Якутские танцы” видеозаписи: “Концерт Театра танца РС(Я)”, презентация “Ысыах”.

Дидактический материал: карточки с якутскими орнаментами, схемы перестроения.

Построение в “шахматном” порядке.

- Здравствуйте, дети. (Дети выполняют классический поклон)

- Давайте поприветствуем друг друга якутским поклоном. (Дети выполняют вместе с учителем якутский поклон) (Приложение 1)

- Разучим еще один якутский поклон, который называется “Поклон удаганки” (Приложение 1).

Разминка. (Приложение 1)

I. Постановка учебной задачи.

Что показалось вам необычным, не таким как всегда?

Предположите, какой танец мы будем изучать? Для того чтобы лучше понять, как исполнить танец, что нужно выяснить? С чем связаны якутские танцы?

II. Повторение пройденного. Танец “Узор”.

- Какой якутский танец мы можем сегодня вспомнить? Давайте повторим танец с помощью карточек.

(Детям раздаются карточки с изображением якутских орнаментов) (Приложение 1)

- Разделитесь на пары и получите карточки с изображением якутских орнаментов. Продемонстрируйте эти орнаменты с помощью рук. Каждая пара будет показывать свой орнамент, а остальные дети будут называть, что они обозначают. (Например: одна пара показывает руками треугольный орнамент, т.к. он изображен на их карточке. Остальные дети узнают орнамент, говорят его название и обозначение “Треугольный орнамент означает материнство”)

- С каким обрядом был связан танец “Узоры”? (Погребальным). Что показывают танцующие с помощью орнаментов? (Как жила умершая девушка и чего желают ей в загробной жизни)

- Приготовьтесь, пожалуйста, для исполнения этого замечательного красивого танца.

Дети исполняют танец “Узор”.

III. 1. Рассказ о древнем обряде кумысоприношения. (Сопровождается показом слайдов. Приложение 2)

На экране слайды с изображением праздника Ысыах.

- Ребята, посмотрите на эти фотографии и предположите, что это за праздник? (Ысыах)

- Что вы можете рассказать об Ысыахе? (Ответы детей)

- Как любой праздник, Ысыах имеет свои традиции, свои правила. Знаете ли вы, как начинается Ысыах, какой обряд проводится в начале праздника?

- В начале праздника совершается торжественный ритуал окропления кумысом. В основе данного ритуала лежит обычай якутов обрызгивать кумысом огонь, траву, таким образом, угощая и обращаясь к Айыы-божетсвам, духам-хозяевам природы с просьбой о счастье и благодати. Главный смысл Ысыаха - поклонение небесным божествам, а в их лице – природе. Древние якуты признавали могущество сил природы и одухотворяли их.

- Во время обряда в огонь льют кумыс в жертву верховному божеству Аар Тойону. Затем, повернувшись вправо, льют кумыс жене главного божества Кубэй Хотун, потом второстепенным духам, и наконец, теням умерших шаманов. Затем сосуд с кумысом передают друг другу, сначала самому почетному гостю, тот следующему по старшенству.

- В обрядовых действиях огромное значение имеет количество поклонов, круговых обходов, приседаний. Положение рук с кубком также имеет свой глубокий смысл: благодарственное преподнесение кубка духам, божествам.

- Как называется кубок с кумысом? (Чорон). К чорону обращались с особым почтением. Поднятие чорона с кумысом у якутов было символическим жестом, имеющим магическое значение. Поднимали чороны-кубки не только стоя, но и коленопреклоненно. Каждое окропление сочетали с глубокими поклонами в честь каждого божества и духа.

- В настоящее время этот ритуал превратился в прекрасный Приветственный танец с чоронами. Его исполняют не только на Ысыахе, но и других праздниках: фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, чтобы поприветствовать дорогих гостей и открыть праздник.

2. Разучивание некоторых отдельных движений Приветственного танца.

- Возьмите чороны в руки. Разучим некоторые движения. (Приложение)

3. Работа в группах со схемами.

- Разделитесь на две группы. Посмотрите на схему и выполните перестроение согласно рисунку. (Приложение) (Например: учитель показывает схему, где треугольники и кружочки расположены двумя отдельными кругами. Дети выполняют перестроение: мальчики и девочки встают в два круга, мальчики в свой, девочки в свой)

4. Разучивание Приветственного танца (Приложение).

5. Повторение ранее изученного материала. Круговой якутский танец Осуохай.

- Прочитайте слова, которые вы видите на экране. Скажите, что они могут означать? (На экране вылетают слова: “танец”, “круг”, “солнце”) (Дети отгадывают название танца Осуохай)

- Что символизирует этот танец? (Благодарение, благословление людьми божеств и духов природы и друг друга)

- Почему этот танец – самый любимый танец у якутов? (Танец собирает большое количество людей всех возрастов)

- Давайте встанем в круг. Вспомните, какие особенности существуют в сцеплении рук, ведь мы не просто так держим друг друга за руки, как в русском хороводе. В какую сторону идет ход танца? (В левую) Почему? (По ходу солнца) Почему древние якуты двигались по ходу солнца, а не наоборот? (Поклонение солнцу и силам природы).

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какой танец сегодня разучили? Каков основной смысл танца?

- Что льют в огонь? Как называется сосуд для кумыса? Почему якуты “кормят” огонь? Почему древние якуты так поклонялись божествам, духам природы?

- Какие движения встречаются практически во всех обрядовых якутских танцах? (Поклоны)

- Обратите внимание, как много в народной культуре якутов посвящено родной природе. Давайте еще раз повторим: обряд “кормления огня”, круговой танец осуохай, различные поклоны.

- Что означает слово “почитание”? Как вы думаете, современные люди так же относятся к природе, как в древности? Как сделать, чтобы природу всегда любили и берегли?

- Где вы можете применить полученные знания?

- На эту священную веревочку, которая называется “салама” (якутское национальное украшение), привяжите синюю ленточку, если вы считаете, что активно работали на уроке.

- Зеленую ленточку – если узнали сегодня что-то новое.

- Белую ленточку – если у вас позитивное настроение.

- Красную ленточку – если все понравилось.

Построение в “шахматном” порядке.

- Наш урок окончен. Выполним якутский поклон, который мы сегодня разучили.

Технологическая карта урока

Формулировка цели на урок, прогнозирование, чем будем заниматься.

Показ “Поклона удаганки”. Помощь в определении цели на урок.

На карточках изображены орнаменты. Каждая пара выходит вперед перед одноклассниками и показывает движениями рук изображенный орнаментальный рисунок. Остальные ученики называют орнамент (растительный, лировидный и т.д.) и что он обозначает или символизирует (оберег, плодородие и т.д.).

Коллективное исполнение танца “Узоры”.

- Восприятие новой информации об обряде “кормление огня”, многообразии и значении поклонов в ритуальной культуре якутов.

- Выполнение движений с предметом (чороном) по образцу учителя.

- Просмотр видео Приветственного танца.

- Работа двумя группами со схемами. Перестроения согласно схемам.

Показ выполнения поклонов с объяснением и комментариями.

Инструктаж по выполнению задания в группах, контроль за выполнением упражнения.

Скачайте это изображение,
зарегистрировав аккаунт

Зарегистрироваться через Google

Зарегистрироваться через Facebook

Зарегистрироваться через E-mail Уже есть акаунт? Войти

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы увидеть наше спецпредложение.

Похожие лицензионные изображения:

Украшение Церкви Поль Мар — стоковое фото

Положения Фиесте Испании — стоковое фото

Сушеные цветы на бельевой верёвке — стоковое фото

Вымпелы Нарисованные Детьми Будут Играть Летом — стоковое фото

Та же серия:

Зеленые Ленты Ветру — стоковое фото

Якутские Национальные Ворота Украшены Лентами Ысыах — стоковое фото

Информация об использовании

Фотографию "Салама - Якутское национальное Ысыах украшение, раскачивающееся на ветру" можно использовать в личных и коммерческих целях согласно условий купленной/приобретенной Royalty-free лицензии. Изображение доступно для скачивания в высоком качестве с разрешением до 2700x1704. Загружен: 19 мар. 2020 г.

Издавна якуты считают природу высшей силой. Её нельзя изменить, только наблюдать и пытаться договориться. Для этого во все изделия и узоры вкладывают особое значение, напрямую связанное с природой.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Якутский народ ценит всё живое: траву, цветы, деревья, скот и даже насекомых. Верит, что изображение природы на одежде, броне или оружии приносит удачу и оберегает от бед. Символы наносят разными способами: гравировка, чеканка, ковка по металлу, вышивка или бисероплетение.

В этой статье я поделюсь тем, что узнала от своей бабушки.

Самовнушение и внутренняя вера — вещи сильные. Вдруг вам тоже захочется поверить в амулеты, приносящие удачу.

Типы орнаментов

Есть четыре основные группы узоров: растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный.

Растительный тип орнамента включает в себя траву, листья и бутоны. Встречается в ювелирных украшениях и национальных нарядах. Бабушка говорит, что изображение вьющегося стебелька означает постоянное развитие, нескончаемый рост, стремление ввысь.

Вот так выглядит орнамент с листьями и ростками:

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Геометрические узоры: линии, зигзаги, круги и ромбы служат защитой и связью между человеком и высшей силой. Символ солнца означает внутреннюю силу человека, вечный жизненный цикл и храбрость. Такой орнамент часто наносили на охотничье оружие или посуду, использовали в одежде и шаманских атрибутах.

Так выглядит геометрический узор, символизирующий летнее жилище — урасу:

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Зооморфный тип орнамента несёт в себе знаки благополучия и достатка, ведь раньше было просто не выжить без разведения скота, охоты и рыбалки. Чтобы в добыче еды сопутствовала удача, а скот был здоровым и плодородным, якуты изображали рога, когти диких животных, стилизованный образ коров, птиц и даже насекомых. Они верили, что это приносило удачу в охоте и выживании в суровых условиях вечной мерзлоты.

Так, например, выглядят коровьи рога:

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Антропоморфный тип орнамента несёт в себе стилизованное изображение человека. В основном якуты олицетворяли женщину, в знак любви и почитания божества-матери. Эти узоры означают плодородие, новую жизнь, гармонию.

Такой лировидный орнамент символизирует женское начало:

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Обереги

Приведу примеры своих любимых оберегов, которые повлияли на моё мировоззрение. Некоторые из них предназначены только для мужчин, другие только для женщин, а есть и исключительно детские. Каждый оберег несёт в себе свой, особенный смысл, поэтому их нельзя смешивать между собой.

Кроличья лапка — чисто детский оберег. Считается, что ребёнок наиболее восприимчив к влиянию злых духов, а потому его следует защищать. Такие обереги носили как подвески.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Кроличьи лапки вшивали в подушку, чтобы ребёнок крепко спал и его не мучили кошмары.

Серьги — женский атрибут, который девушки и женщины надевают на торжественные мероприятия или носят в качестве амулета. Считается, что звон серебра отпугивает злых духов.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Ромбы — мужской защитный оберег. Состоит из пяти фигур, которые сливаются в одну и означают единство стихий: воды, огня, воздуха, земли, металла и дерева. В обереге обязательно должен присутствовать круг, который означает женское начало, неразрывную связь между полами.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Такой оберег носят молодые мужчины, чтобы развить стойкость и мужественность, или охотники — для защиты от когтей хищников.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Оберег помогает укрепить, привести в гармонию общее состояние человека, формирует стойкую личность. Подходит всем.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Такой оберег обычно хранят дома.

Создаём удачу своими руками: якутские орнаменты и обереги

Бабушка рассказывала, что раньше беременная женщина при родах держалась за специальную палку. И если рождался мальчик, в эту палку вонзали стрелу, а если девочка — ножницы.

Обереги и амулеты можно заказать на сайтах якутских мастеров и ювелирных компаний. Можно съездить в Якутию самому и там подобрать подходящее украшение.

Но лучше — сделать своими руками. Этим мы и займёмся в следующей статье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

¨Якутские мастера - ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс художественной обработки металла.

Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

 МДК. 1.2. Технология изготовления якутских национальных изделий из металла Гр. Ювелир-15 Тотонова Д.Г.

МДК. 1.2. Технология изготовления якутских национальных изделий из металла

Гр. Ювелир-15 Тотонова Д.Г.

 тема: История развития ювелирного дела в Якутии

История развития ювелирного дела в Якутии

Мастера работали в смешанной технике. Практически каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

 Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшение востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

Маркетологи утверждают то, что до сих пор традиционные национальные украшение востребованы на рынке сбыта Якутии. Технология изготовления этих изделий до сих пор научно не затронута и потому исследование техники гравирования мастеров Якутии по изготовлению национального украшения в современном стиле является актуальным.

( кутуу) Пожалуй самым распространенным приемом ручной обработки металла являлось литье ( кутуу), в нем якуты достигли большого совершенства. Основные металлы для литья - серебро, медь, бронза, редко свинец, олово. Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

( кутуу)

Пожалуй самым распространенным приемом ручной обработки металла являлось литье ( кутуу), в нем якуты достигли большого совершенства.

Основные металлы для литья - серебро, медь, бронза, редко свинец, олово.

Способом литья изготавливали различные украшения: серьги, кольца, кресты, всевозможные подвески и бляхи, а также более крупные вещи.

(тардыы, таптайыы) Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы ), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку. Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким. Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, ее накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

(тардыы, таптайыы)

Другим важным приемом обработки являлась расковка (тардыы, таптайыы ), которая считалась предварительным этапом и применялась обычно в тех случаях, когда необходимо было выработать тонкую пластинку.

Этот прием в ювелирном деле использовался очень широко для изготовления как крупных, так и. мелких изделий. Перед ковкой серебряную заготовку предварительно накаливали, затем, чтобы металл немного остыл, погружали в воду, иногда с молоком, от чего металл становился более мягким и ковким.

Расковку производили ровными ударами сначала с одной стороны, потом с другой, при этом несколько раз повторялся процесс накаливания. Когда пластина становилась достаточно тонкой, ее накаливали горячей золе, чтобы не растопить изделие.

(халыыпка баттааһын) Штамповка (халыыпка баттаасын) - один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок

(халыыпка баттааһын)

Штамповка (халыыпка баттаасын) - один из способов изготовления мелких нашивных и подвесных бляшек из тонких серебряных, иногда бронзовых пластинок. Некоторые сведения о способах штамповки находим у А.А.Саввина. Например, на толстом роге скота (симэх охсор муос) с помощью раскаленного железного стержня (пуансон) с выпуклым рисунком на конце выжигали нужные штампы-матрицы, затем на получившееся углубление накладывали тонкую листовую заготовку и ударом того же железного пуансона получали необходимый рисунок

( охсуу симэх) В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов.

( охсуу симэх)

В некоторых случаях для матриц использовали олово. Этим способом обычно изготовляли мелкие бляшки различной формы (охсуу симэх). Подобная техника штамповки описана у киргизов.

(охсуу, батары охсуу) Чеканка (охсуу, батары охсуу) - один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

(охсуу, батары охсуу)

Чеканка (охсуу, батары охсуу) - один из основных художественных приемов обработки ювелирных изделий. Ее использовали в оформлении браслетов, блях туосахта, пластинок наспин-но-нагрудного украшения и т.д.

ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии Гравировка (ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии) - один из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравер. Он выступает не просто как кемүсчүт, но и как художник-орнаменталист.

ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии

Гравировка (ойуулааһын, быһан ойуу, ойуу түһэрии) - один из характерных художественно-технических приемов якутских ювелиров. С ее помощью можно создать как тончайшие линии узора, так и сложные орнаментальные композиции. Мастерски владея секретами гравировки, ювелиры применяли ее в оформлении почти всех видов украшений: браслетов, нагрудных пластин, поясных бляшек и т.д. Благодаря этому необычайно выразительному техническому приему якутский мастер раскрылся как прекрасный рисовальщик-гравер. Он выступает не просто как кемүсчүт, но и как художник-орнаменталист.

(кирдиэх) Для этого вида техники , гравировки, у мастера имелись несколько видов специальных резцов (кирдиэх) на деревянных черенках.

(кирдиэх)

Для этого вида техники , гравировки, у мастера имелись несколько видов специальных резцов (кирдиэх) на деревянных черенках.

Работа с резцом (кирдиэх) имеет ряд технических приемов, от которых зависит характер наносимого рисунка. Техникой хаамтарыы - медленным движением инструмента - можно получить четкий, достаточно глубокий и ритмичный орнамент. При быстром, легком движении инструмента (сүүрдүү) получается тонкий, выразительный гребенчатый узор. Эта техника в основном используется для орнаментации мелких изделий: пластинок пояса, подвесок нагрудного украшения и т.д. Данные приемы требуют умелого владения инструментом и определенного навыка. Готовые изделия полировали до блеска древесной золой.

Работа с резцом (кирдиэх) имеет ряд технических приемов, от которых зависит характер наносимого рисунка.

Техникой хаамтарыы - медленным движением инструмента - можно получить четкий, достаточно глубокий и ритмичный орнамент.

При быстром, легком движении инструмента (сүүрдүү) получается тонкий, выразительный гребенчатый узор. Эта техника в основном используется для орнаментации мелких изделий: пластинок пояса, подвесок нагрудного украшения и т.д. Данные приемы требуют умелого владения инструментом и определенного навыка. Готовые изделия полировали до блеска древесной золой.

(кыhыл солотуу) Способом золочения (кыhыл солотуу) украшались кольца, серьги, кресты. Из-за дороговизны материала использование его было ограничено. По А.А. Саввину, золото смешивали в пропорциях один к одному со ртутью в небольшом тигле. Когда при нагревании ртуть испарялась, золото брали кончиком ножа и наносили на предварительно гравированную поверхность изделия. После этого украшаемый предмет клали в горн, на теплые угли. Держали там до начала реакции очень недолго, иначе смесь сгорит

(кыhыл солотуу)

Способом золочения (кыhыл солотуу) украшались кольца, серьги, кресты. Из-за дороговизны материала использование его было ограничено.

По А.А. Саввину, золото смешивали в пропорциях один к одному со ртутью в небольшом тигле. Когда при нагревании ртуть испарялась, золото брали кончиком ножа и наносили на предварительно гравированную поверхность изделия. После этого украшаемый предмет клали в горн, на теплые угли. Держали там до начала реакции очень недолго, иначе смесь сгорит".

хара солотуу Способ черни - хара солотуу - якутские серебряники держали в особом секрете и раскрывали его только за большое вознаграждение. Традиционный процесс чернения описан ВЛ.Серо-шевским, В.В. Ливадиным, а также Л.Л. Саввиным. Чернью украшали только серебряные изделия из хорошего металла, так как на низкопробном серебре чернь не получалась.

хара солотуу

Способ черни - хара солотуу - якутские серебряники держали в особом секрете и раскрывали его только за большое вознаграждение. Традиционный процесс чернения описан ВЛ.Серо-шевским, В.В. Ливадиным, а также Л.Л. Саввиным. Чернью украшали только серебряные изделия из хорошего металла, так как на низкопробном серебре чернь не получалась.

 (күөх солотуу) Якутские ювелиры выемчатой эмалью (күөх солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты. Якутская эмаль была немного цветной, в основном употребляли синий и зеленый цвета. Хранящиеся в музейных коллекциях изделия с эмалью отличаются тонкой работой, по ним можно судить о высоком мастерстве ювелиров, овладевших этой техникой.

(күөх солотуу)

Якутские ювелиры выемчатой эмалью (күөх солотуу) обычно украшали небольшие изделия: серьги, женские кресты.

Якутская эмаль была немного цветной, в основном употребляли синий и зеленый цвета. Хранящиеся в музейных коллекциях изделия с эмалью отличаются тонкой работой, по ним можно судить о высоком мастерстве ювелиров, овладевших этой техникой.

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В теплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном

Кузница в зимний период располагалась в жилом помещении около камелька. В теплое время года мастер работал в специальном сарае или под навесом рядом с жилищем, для грубых работ кузнецы занимали отдельные помещения, юрточки, с тем же камином-горном".

Необходимые инструменты мастер изготовлял сам или они переходили ему по наследству, кроме того, были строго индивидуальными, брать или пользоваться инструментами мастера строго воспрещалось, так как они имели иччи (духа-хозяина) и считались священными.

Ремесло кузнеца, основанное исключительно на ручном труде, требовало больших физических затрат.

Ремесло кузнеца, основанное исключительно на ручном труде, требовало больших физических затрат.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты. По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения - кольца, серьги, броши.

Итак, традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция.

Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты.

По прежнему женщины отдают предпочтение серебру, но уже высокой пробы, а из золота носят мелкие украшения - кольца, серьги, броши.

Существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. (Сокровищница Республики Саха (Якутия) Якутск.

Существует новое направление в современном ювелирном искусстве саха по созданию оригинальных изделий из драгоценных металлов с использованием натуральных камней: бриллианта, хромдиопсида, чароита, циркония, турмалина, которыми богата якутская земля. (Сокровищница Республики Саха (Якутия) Якутск.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро (үрүҥ көмүс), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в XIX в. Как показывают археологические материалы, в предшествующее время серебро было довольно редким металлом.

Традиционным материалом якутских ювелиров служило серебро (үрүҥ көмүс), оно получает широкое применение и небывалую популярность именно в XIX в. Как показывают археологические материалы, в предшествующее время серебро было довольно редким металлом.

саха кемүһэ, уулаах көмүс

(кыһыл көмүс)

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснялось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала.

В ювелирном деле якутов золото занимало весьма скромное место, употреблялось в очень незначительном количестве. Это прежде всего объяснялось отсутствием традиций, а также большой редкостью и дороговизной материала.

Золотые изделия якутской работы начали появляться во второй половине XIX в. Этому способствовало открытие и освоение Ленских золотых приисков, деятельность небольших старательских артелей, стихийно возникавших повсеместно. Через них металл могли приобретать якутские ювелиры. В начале века золото добывали на Вилюе, Алдане, Учурс. Ньюкже, Тунгирс и в других местах

Золотые изделия якутской работы начали появляться во второй половине XIX в. Этому способствовало открытие и освоение Ленских золотых приисков, деятельность небольших старательских артелей, стихийно возникавших повсеместно. Через них металл могли приобретать якутские ювелиры.

По некоторым существующим преданиям в старину ввозилось в большом количестве листовое серебро китайского происхождения, называемое туора көмүс. Другим широко применяемым материалом была медь (алтан). Металл универсальный, из него отливали мелкие предметы, выковывали крупные бытовые изделия. Якуты хорошо знали свойства меди, различали несколько ее сортов: дьэс алтан, үрүҥ алтан, күөх алтан. По мнению ВЛ. Серошевского, «медь предпочитали ярко-красную, даже желтую медь, которую зовут

По некоторым существующим преданиям в старину ввозилось в большом количестве листовое серебро китайского происхождения, называемое туора көмүс. Другим широко применяемым материалом была медь (алтан).

Металл универсальный, из него отливали мелкие предметы, выковывали крупные бытовые изделия. Якуты хорошо знали свойства меди, различали несколько ее сортов: дьэс алтан, үрүҥ алтан, күөх алтан.

Тема: Ручное изготовление якутских национальных ювелирных украшений

Тема: Ручное изготовление якутских национальных ювелирных украшений

Читайте также: