Русский прозаик подковавший блоху руками одного из своих героев

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

История создания

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  1. Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям старины глубокой;
  2. Образ Левши явно приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу;
  3. Писатель сталкивает порочную городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Смысл названия

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть: о чем?

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

Более подробно Литрекон описал сюжет в кратком содержании, там же Вы найдете отзыв.

Главные герои их характеристика

Проблемы

Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.

Основная идея

Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.

Чему учит?

Критика и художественные особенности

Исследователями неоднократно говорилось и о социальных темах, которые поднимает писатель. Прежде всего, это жестокость и безразличие власти по отношению к своему народу, непросвещенность самого народа, талант которого оказывается неспособен раскрыться в полную силу.

Автор: Юлия Филипская

Автор: Самый Зелёный · Published 03.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.06.2019 · Last modified 23.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Технологическая карта урока № 38

Дата проведения

Урок открытия новых знаний.

ü помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа;

ü увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

ü раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

ü учить школьников анализу литературного произведения;

ü развивать навыки аналитического чтения произведения;

ü развивать творческие способности учащихся и устную речь;

ü развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода.

ü воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

ü воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

ü воспитывать чувство сострадания.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

II . Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

III . Слово учителя литературы

Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил всё это, не закрывая глаз…

Его герои – представители разных сословий: чиновники – от министра до квартального, духовные лица – от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Биографическая справка.

Родина Николая Семеновича – город Орел. Его детство прошло в мелкопоместном имении Панино на Орловщине. Родился Лесков 16 февраля 1831 года. Отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужил до чинов, дававших потомственное дворянство. Когда Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю пришлось самостоятельно работать и служить. Он переезжает в г. Киев к своему дяде. Там он живет и работает. Именно в Киеве его застают значительные перемены в жизни России…

Историческая справка о положении России

К концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира. Основными сословиями страны были дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство, купечество.

Основой политического строя России являлось самодержавие.

В экономике ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от центральной власти и прежде всего от императора.

- Литература развивалась также активно. В эти годы произведения самых разных жанров находят своих читателей. Романы, повести, рассказы, поэмы, басни, сказки и сказы – вот неполный перечень литературных жанров, пришедших к читателю. Одним из таких стал сказ Лескова “Левша”. Вы, конечно, слышали про знаменитого героя одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, Левшу. Этот герой получил с легкой руки писателя самостоятельную жизнь. Об этом произведении мы будем сегодня вести наш литературный диалог.

По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением. Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на известном вам присловье.

К 60-м годам ХIХ века Великобритания оставалась самой могущественной европейской державой, превосходя все страны по уровню экономического развития и по величине своих колониальных владений Её морское первенство нашло отражение в строках национального гимна. “Правь, Британия, морями!” - гордо распевали сыны и дочери Альбиона. Но мир менялся, менялась сама Великобритания, менялись её место и влияние в мире.

В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.

- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

- А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ?

4.Теория литературы.

Что называется сказом?

Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Учитель литературы:

- У данного жанра, ребята, есть свои особенности. Вы наблюдали их при выполнении домашнего задания. Давайте раскроем особенности этого жанра. Как мы уже выясняли, в нем присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?

- В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

V . Словарная работа.

Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Вы когда читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их.

Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;

Кизлярка – виноградное кислое вино;

Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;

Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;

Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;

Грандеву – встреча, свидание;

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

1 VI . Беседа.

Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц упоминается в сказе и какую роль играет? Какие исторические события упоминаются?

Какими показаны Александр Павлович и Николай Павлович?

(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах.

У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя) .

А что общего?

( Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают ) .

- А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?

- Александр Павлович . “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

- Чтение наизусть отрывка об Александре I

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

- Левша главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

VII . Образ Левши в сказе.

Это мы и видим, когда читаем историю Левши.

Проанализировав историю Левши, мы должны ответить на вопрос:

-Какая серьезная проблема поставлена Лесковым в Левше?

-Когда появляется главный герой сказа?

-Каким изображается Левша?

-Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?

-Как вы назовёте действия Платова?

- В чем сумели русские мастера превзойти англичан?

- В чем заключалась работа самого Левши?

- Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?

10.Блиц-вопросы:

1) По какой книге изучал Левша грамоту в России? (по псалтирю да по Полусоннику)

3) Какой науки не знал Левша совсем? (арифметики).

4) Кто сопровождал Левшу в Англию? (Особый курьер, который на все языки учен)

5) Где поселился Левша в Англии? (курьер в гостинице в номер посадил)

6) В какой город Англии привезли Левшу? (в Лондон)

7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них? (его родителям)

8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером? (большую образованность дадим)

9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии? (разные заводы)

10) Каким путем вернулся Левша в Россию? (морским, по Твердиземному морю)

11) Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу? (патриотизм, гордость за родину)

Развязка сказа трагична. Левша, вернувшись в Россию, умирает. Вспомним его путь домой.

Почему англичане стараются напоить Левшу?

( Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров).

Чем удивляет Левша англичан?

Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?

Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?

(Патриотизм, преданность своему делу и родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество).

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию Левша, и поэтому решил его напоить. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог).

Какова судьба участников пари после прибытия в Петербург?

-Почему предсмертные слова Левши не передали государю?

(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании).

-Кто виноват в страшной судьбе Левши?

Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.

Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть.

12.Теория литературы.

Контраст – прием, помогающий раскрыть главную идею произведения.

- Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски)

а) Гениальность, мастерство с о дной стороны и …… (невежество с другой стороны)

б) Имея такой талант, будучи таким ма стером,…… (Левша нищий)

в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине ….. (безду шное отношение властей к нему, лжепатриотизм, безразличие к делу .

Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей, Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская.

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Сочинение — Образ и характеристика Николая Павловича в рассказе Левша. Русский язык

Когда Николай Павлович пришел к власти, он не обратил на оставленную ему братом блоху особенного внимания, сочтя ее за какой-то пустяк. Но, когда придворные хотели ее выбросить, он воспротивился, думая, раз брату она была дорога, значит, что-то означает. Император приказал узнать, что это за вещь. Об этом переполохе услышал Платов. Он пришел к государю, и объяснил происхождение этой блохи. Когда блоху завели, и она стала выделывать коленца, Платов сказал государю, что ее надо показать русским умельцам, а они-то уж сумеют переплюнуть англичан, которых так восхвалял Александр Павлович. Такое мнение пришлось по сердцу государю. Он приказал Платову отвести коробочку с блохой русским мастерам, с твердой надеждой на их мастерство.

Когда тульские мастера вернули Платову все ту же блоху, он усомнился в их работе, и передал государю со словами, что умельцы ничего не сделали против англичан. Но, в отличие от него, Николай Павлович был уверен, что туляки его не подвели. После того, как выяснилось, что мастера умудрились подковать английскую блоху, государь еще больше уверовал в превосходство и изобретательский талант русского народа. Он повелел доставить подкованную блоху в Англию, чтобы те убедились в могуществе россиян. Государь Николай Павлович был горд за свою великую страну, где простые мастеровые, без всяких инструментов, способны совершить настоящее чудо, и утереть нос высокомерным англичанам.

В повести Лескова, правитель отечества показан твердым и решительным самодержцем, любящим свою землю и свой народ, и борющийся за превосходство России над иностранными государствами.

Сочинение Николай Павлович в рассказе Левша

Он был полной противоположностью своего брата. Император ориентировался на запад, особенно на достижения Англии. Николай Павлович считал, что в России можно создать изобретение, которое превзойдёт достижения запада. Он был примером патриотизма и веры в российских мастеров. Цель его – создать нечто, что сможет доказать, что в России лучшие специалисты, механики, проектировщики и техника. Основные черты характера: патриотизм, самолюбие, самоуверенность и вера в свой народ, тщеславие. Он был гордым императором.

Левша возглавил бригаду из трёх тульских мастеров и приступил к работе. Николай Павлович, когда посмотрел на результат роботы, не заметил ничего необычного. Платов уже был готов наказать избить мастера и его бригаду. Но когда посмотрели в мелкоскоп, ужаснулись от восторга. Блоха была не просто подкована, но и на каждой подкове было имя мастера. Тульские мастера оправдали себя против против аглицкой нимфозории. Николай Павлович был доволен, что его желание осуществилось. Именно в этой ситуации раскрывается его истинная цель – удовлетворить тщеславие. Тогда он отправил Левшу с его результатом работы в Англию. Удивить и доказать изобретательность русского народа.

Вариант 3

Сюжет сказки касается Николая как раз тогда, когда умирает Александр. После смерти одного царя к другому переходит английская металлическая блоха, на которую Николай не сразу обращает внимание, ведь по истории в это время случилось восстание декабристов, и не было времени до таких мелочей. В этой блохе и заключается вся соль сказки.

Сам Николай Павлович служит скорее второстепенным, но очень важным героем. О нём известно то, что я уже сказал ранее — его любовь ко всему русскому, его патриотизм. Но разве из одного патриотизма и любви к родине он хочет выковать нечто ремесленное, что бы превосходило английскую блоху? Нет, я думаю, что совсем не из большой любви к народу или большой вере в своих мастеров. Я думаю, что и любовь эта была фальшивая. Быть может, царь и сам верил в то, что он истинный патриот, в отличие от его предшественника, но по его делам можно сказать, что патриотизм для него был скорее прикрытием его самолюбия, эгоизма и любви к победам. Он не ради русского народа хочет превзойти англичан, не ради того, чтобы показать всему миру, как Россия хороша, а лишь для того, чтобы удовлетворить своё желание быть победителем, быть лучшим. Николай Павлович был очень самовлюблённым царём.

Двигаясь по сюжету, можно заметить, что у царя есть особенная черта — он ничего никогда не забывает, помнит всех, кто ему что-то должен. Помнит он прекрасно и про блоху, которую послал вместе с казаком Платовым в Тулу, чтобы тамошние мастера, которые славятся во всём мире, смогли бы превзойти английское изделие. В течение всего ожидания ответа от Платова о проделанной работе Николай Павлович ни на секунду не сомневается в том, что тульские мастера способны на чудо в ремесленной области, но опять же, так ли он верит в русских мастеров или просто жадно хочет верить в то, что выиграет звание страны почётных умельцев у англичан?

Достоверно узнать нам этого, конечно, не дано, но я могу смело утверждать, что в мотивах Николая I, связанных с подковкой английской блохи не было ничего, что действительно соответствовало бы тому патриотизму, который ему предписывается. Он делал всё это лишь для того, чтобы потешить своё эго очередной победой, чтобы порадовать своё тщеславие. Он видит эту победу не чудом тульских мастеров, а чудом своей веры, что будто бы это он создал нечто, что превзошло англичан.


В рассказе Лескова “Левша” герои поднимают животрепещущую тему патриотизма, родины, веры в русскую народную мудрость. Повесть подобна сказке, ведь её сюжет, волшебный и добрый, воспевает ум и самобытность русского народа. “Сказ о Левше” – правдивое отражение русской реальности того времени. Необразованный, но талантливый народ всегда превосходил своей силой и мудростью других. Так точно и ярко бытность русского народа не удалось описать ни одному автору. Лесков по праву считается народным писателем.

История создания

Идея создать сказ о Левше возникла у писателя не позднее 1878 года. Летом этого года он гостил некоторое время на даче у полковника Болонина, служащего оружейного завода, расположенного в этой местности. Здесь же со своим новым знакомым он обсуждал прибаутку о том, что тульские мастера смогли подковать английскую блоху, изготовленную из стали.

Николай Лесков

Скорее всего, тогда и зародилась идея написать произведение, в основу которого легла бы услышанная прибаутка. Как утверждает сам автор, повесть им была написана в мае 1881 года. Но только эта сказка вначале была принята критиками негативно, и писателя стали обвинять, что он просто копировал уже известный сюжет.

Отзывы читателей

Краткое содержание

Действие сказа переносит читателя в 1814 год, когда действующий император Александр Первый вместе со своим помощником казаком Платовым путешествует по Европе. Цель их путешествия — изучить, какие есть достижения в области искусства и науки в других странах. В Англии императору дарят стальную блоху, которая заводится ключом и танцует. Но чтобы увидеть подарок, следует использовать микроскоп (мелкоскоп, как говорит Левша).

Александр Первый вместе со своим помощником казаком Платовым

Когда же после смерти императора Александра Первого престол занимает Николай Первый, то он случайно находит блоху, но она не работает. Новый император поручает Платову отвезти её к тульским мастерам, чтобы они смогли найти способ превзойти английских мастеров. Казак привозит блоху в Тулу, где живут самые лучшие мастера — оружейники. Самым талантливым оказывается Левша.

Две недели без отдыха и сна оружейники работали над блохой. И когда наконец Платов привозит блоху в Петербург, то Николай Первый под микроскопом обнаруживает, что тульские мастера её подковали. Вместе с блохой привёз из Тулы Платов и мастера Левшу, которого император отправляет в Англию, чтобы тот вернул блоху. В другой стране Левша посещает местные заводы, а англичане показывают ему свои удивительные достижения.

Смогли англичане по заслугам оценить и мастерство Левши, и даже старались уговорить его остаться. Но тульский мастер настолько сильно любил свою родину, что не желал её променять ни на какие блага. Когда же Левша возвращается на родину, уже находясь в Петербурге, он заболевает. Но никто не оказывает ему помощи, так как нет у него никаких документов.

Умирая, Левша просит, чтобы царю передали о том, что англичане не чистят оружие кирпичами. Но даже его совет так и не передают императору. И после смерти никто о нём не вспоминает.

лесков левша главная мысль

Тульский мастер Левша

Главным образом лесковского сказа является Левша. Он нигде не обучался, но в работе никто не мог его обогнать. Как звать мастера неизвестно, но своё имя он получил из-за того, что всё делал левой рукой, даже крестился. Автор кратко даёт описание его портрета, из которого читатель узнаёт, что он косоват на один глаз.

Когда тульские мастера подковывали блоху, Левша не только мастерил гвозди, но даже смог на них указать своё имя. Посетив другую страну, где ему было предложена и работа, и прекрасные условия для жизни, основной персонаж сказа отказывается, так как у него для этого есть свои причины:

  • Любит свою родину.
  • Любит свой народ.
  • Не может бросить свою семью.

Тульский мастер Левша

Но есть у него и вредные привычки, например, любит он выпить. Умирает Левша в простой больнице, всеми заброшенный.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Исторические лица в произведении

  1. Александр Первый.
  2. Николай Первый.
  3. Казак Платов.

Александр Первый в сказе показан, как умный и любознательный правитель. Но вот только, восхищаясь мастерством англичан, не замечает своих народных умельцев. Несмотря на всю свою рассудительность, он довольно впечатлителен. Его легко обмануть. Так, англичане забирают деньги за чехол к блохе, хотя он должен был бесплатно к ней прилагаться. Он не верит в умение и мастерство русского человека.

После смерти Александра Первого к власти приходит его брат. Николай Первый как раз является патриотом, он верит в превосходство русского народа над другими. Он-то и отправляет казака Платова к тульским мастерам, чтобы те доказали своё мастерство и удивили весь мир. Он терпелив и справедлив.

Как известно, в прошлом Платов был атаманом донского казачьего войска. Успел проявить себя как храбрый и умный человек. Вместе с императором он путешествует по Европе, но при этом он старается следить за тем, чтобы государь не увлёкся всем иностранным и не перестал уважать заслуги русских мастеров.

Но какой бы он ни был патриотом, он всё-таки виноват в смерти Левши, так как он взял его к себе в спешке без документов, а когда тот заболел, не устроил его в больницу.

Сюжет произведения

Портрет Левши — образ обычного русского человека, который обладает широкой душой и богатым внутренним миром. Описывается простой и небогатый человек, но любящий свое дело.

Краткий пересказ

Повесть начинается с путешествия императора по Европе. Англичане пытались его поразить и показали маленькую, но при этом невероятно искусную диковинку. Ей оказалась танцующая блоха, разглядеть которую можно только с помощью микроскопа. Императору она пришлась по душе, он покупает ее, но при этом думает, что иностранцы гораздо умелее русских мастеров.

После его кончины блоха попала в руки к другому государю — Николаю. Только об этой вещице никто ничего не знал, но оказалось, что есть казак Платов, который смог рассказать про блоху хоть что-то. Император попросил его найти мастеров, которые смогли бы что-нибудь сделать этакое с этой диковинкой, чтобы доказать всем, что наши умельцы ничем не хуже западных.


Издали приказ найти того, кто придумает что-нибудь еще лучше и интереснее, чем танцующая блоха. Был найден талантливый мастер Левша, который подковал микроскопическое насекомое. Император не понял, что произошло, так как блоха перестала двигаться. Посмотрев в микроскоп, он обнаружил крошечные подковы на лапках существа. Талантливого умельца наградили и отправили вместе с его изделием обратно в Англию.

Заграницей мастера встретили любезно и предложили остаться на хороших условиях, но Левша был истинным патриотом, потому не мыслил себя вдали от Родины.

Он был любознательным человеком, интересовался новшествами и секретами мастерства. Любил ружья и все, что связано с ними. Главный герой узнал секрет чистки ружья, поспешил вернуться домой, чтоб доложить об этом императору.

Левша хотел донести до него мысль, что в России неправильно чистят оружие, так как понимал, что если будет война, пострадают люди. Но до Николая он так и не добрался. На Родине его избили, после чего герой погиб.

История создания

Повесть Лескова была создана в 1881 году. Писатель задумал написать эту историю, когда гостил у работника оружейного завода в окрестностях Петербурга. Это было за 3 года до написания рассказа.

Жанр этого произведения — сказ. Повествование ведется от человека из народа со свойственными ему оборотами речи, а также искажениями иностранных слов. Здесь вымысел и действительность переплетаются воедино. Сюжет состоит из реальных событий. А это позволяет адекватно воспринимать представленные характеры героев в рассказе.

Проблематика повести

Автор в своем произведении затрагивает множество проблем. Среди них:

  1. Бесправное положение народа можно наглядно увидеть на примере Левши, посмотреть, в каких условиях он живет, какое отношение к таким людям со стороны власти.
  2. Образование. У простых людей оно отсутствует. Талантливый мастер уникален, но ему не хватает знаний. Есть желание развиваться, но нет возможности учиться.
  3. Талант простого народа не ценится по достоинству. Хотя их способности могли бы затмить многие иностранные государства. Но многим дарованиям не придается никакого значения.
  4. Преклонение власти перед иностранными умельцами, недооценивание отечественных мастеров.
  5. Патриотизм. Особенно наглядно эта проблема представлена на разных сословиях: как понимается любовь к Отчизне императором и простым мастером Левшой.

Второстепенные персонажи

Перед тем как приступить к работе, они уединяются и начинают молиться. Они, как и Левша, преданы своей родине, русскому народу и государю. Но страдает и часто погибает русский умелец от вредных привычек, например, от пьянства.

Главные герои и их характеристика

Анализ повести

Смерть Левши в сказе

Анализ произведения показывает, что автор хорошо знал русскую жизнь. О том, как изготавливается стальная блоха, писатель пишет, используя весёлость, стараясь показать отношения героев к своему ремеслу. Но ведь сказ трагичен по своему сюжету, так как бессмысленно растрачен талант. Левша погибает в одноимённом сказе.

В своём произведении автор поднимает и патриотическую тему, так как главный герой не только не остаётся у англичан, но и перед смертью этот простой человек беспокоится об интересах своей страны и просит передать государю о том, чтобы оружия не чистить кирпичом.

Язык писателя необыкновенно пёстр и современному читателю кажется слишком вычурным. Но зато он прекрасно отражает национальную и историческую стороны жизни русского человека. И в то же время автор упоминает о том, что русские мастера зачастую не имеют хорошего оборудования для своего умения. Так, в сказе они подковали блоху, удивив весь мир, но только теперь она не могла танцевать современные танцы. И автор указывает на русскую отсталость и непросвещённость.

Читайте также: