Руль баран своими руками

Обновлено: 04.07.2024

За возможность управления велосипедом по сути отвечают руль и вынос. Все остальные детали: грипсы, рога, обмотка, лежак — это дополнения, которые применяются в различных ситуациях.

Руль для велосипеда является больше чем деталью, с помощью которой можно управлять направлением движения. Велосипедный руль так же помогает держать равновесие и принимает на себя часть веса велосипедиста. Кроме того вело руль является настоящим центром управления велосипеда.

На руль можно крепить корзину, велокомпьютер, светоотражатели, сигналы и многие другие дополнительные элементы. На спортивных велосипедах на руль крепятся переключатели скоростей и тормозные ручки.

Разнообразие велосипедных рулей на сегодняшний день достаточно велико, рули отличаются по материалам из которых они изготовлены, формой и размером.

Какие бывают велосипедные рули?

Прямой руль

Этот руль представляет собой прямую или слегка изогнутую у рукояток трубу. Устанавливается в основном на горные или гибридные велосипеды. Большие рычаги и средний наклон посадки обеспечивает лучший контроль велосипеда на пересеченной местности. Типичное применение — экстремальные горные дисциплины и кросс-кантри.

прямой руль

Прямой и райзер рули

Крепление на уровне седла обеспечивает посадку под углом около 45 градусов, благодаря чему велосипедист имеет хороший обзор, возможность быстро крутить педали и невысокую нагрузку на позвоночник.

Минусы такой формы руля сказываются лишь при очень длительных поездках. Когда невозможность поменять положение рук и спины, возникает онемение и боли. Во избежание этого, руль можно оснастить съемными рогами, которые позволят расслабиться на относительно ровных участках пути.

Рули бывают прямые (в просторечье — руль-палка) и с подъемом (с просторечье — руль-райзер).

руль баран

Идеально подходит для шоссеров и туристических велосипедов. Такая форма предоставляет четыре возможных положения рук. Большое количество возможных положений позволяет длительное время передвигаться по дороге, не испытывая дискомфорта в руках или спине.

Рули дорожных и прогулочных велосипедов Городской руль

Городские (или дорожные) велосипеды оснащаются высоким рулем с загнутыми по направлению к седлу ручками. При катании велосипедист сидит практически вертикально (как на стуле), благодаря чему улучшается обзор и минимизируется нагрузка на руки. Это самый удобный вариант для прогулочной неспешной езды по ровной местности.

Руль для BMX руль для bmx

Такие рули используются только для велосипедов ВМХ, предназначенных для прыжков и трюков. Эти велосипеды имеют небольшие размеры с очень низким уровнем седла. Высокий вертикальный руль призван выпрямить посадку спортсмена. Поперечная перекладина играет роль усилителя.

Руль “бабочка” руль бабочка

Руль бабочка, он же “походный”, выполняет те же функции, что и “баран”, но ориентирован не на скоростное, а на продолжительное катание – 4-5 позиций для рук и возможность развернуть трубу в выносе вверх даёт и удобную посадку, и минимальную усталость велосипедиста при дальнем заезде в вертикальном положении тела.

Руль “усы” руль усы

“Усы” – это упрощённые версии “бабочек”, которые по режиму использования приближаются к стандартным поднятым. Такие рули можно увидеть у классических советских велосипедов. Изогнутая труба позволяет легко взяться за удобный и высокий руль, ручки которого развёрнуты в сторону велосипедиста.

Конструкция позволяет принять более низкое положение корпуса, а отсутствие острых и неудобных углов формирует множество точек хвата, минимизируя усталость райдера.

Руль “буллхорн” руль буллхорн

Этот тип руля повторяет изгиб рогов буйвола. Название это подтверждает. Удобен тем, что аналогичен прямому рулю с рогами, но не требует дополнительных компонентов (а именно рогов). Поэтому, он легче аналога с установленными рогами. Кроме того, разнообразие съемных “рогов”, обмоток и грипсов, насадок для отдыха с подставками под локти поможет вам улучшить уже имеющийся руль довольно быстро и недорого.

Как выбрать велосипедный руль?

Итак, на что стоит обращать внимание, чтобы выбрать подходящий руль для велосипеда:

Отметим, что самый простой выбор велосипедного руля — выбирать его под свой стиль езды. Под задачи кросс-кантри подойдет прямой руль, под шоссе — руль баран. Понять нужен ли вам руль “бабочка” или “буллхорн” вы сможете, когда проедете несколько тысяч своих первых километров.

Важный момент — не спешите менять тип руля, который по умолчанию установлен на велосипеде. Рискуете испортить посадку. Делать это можно только под строгим контролем опытного велосипедиста.

И последнее, что касается велосипедных рулей, это материалы, из которых их делают. Они бывают:

  • Алюминиевые
  • Стальные
  • Углепластиковые (карбоновые)
  • Титановые

Карбон — легкий и прочный материал, но стоит такой руль дорого. Алюминий — оптимальный вариант по цене-качеству. Сталь-титан — на любителя под соответствующие велосипеды.

Что такое вынос у велосипеда?

Вынос руля велосипеда предназначен для крепления руля к вертикальному штырю рулевой колонки или непосредственно к штоку вилки. Эта деталь велосипеда отвечает за правильную посадку велосипедиста.

выносы велосипеда

Обычный вынос и с регулировкой

В совокупности с правильно выбранной рамой и седлом, вынос руля способен значительно повысить комфорт во время езды, снизить скорость наступления усталости и повысить эффективность педалирования.

Виды выносов по типу изготовления

  1. Сварные выносы – самые дешевые в изготовлении и имеют больше всего комбинаций размеров. Слабым местом таких изделий естественно являются швы, на которых нередко появляются трещины.
  2. Кованные выносы – самый предпочтительный тип выноса, так как он не имеет сварных швов и соответственно обладает меньшим весом. А учитывая уязвимость сварных швов еще и более крепкими.
  3. Смешанные – у таких деталей зажим руля приварен, а зажим вилки находится непосредственно в теле выноса руля. Учитывая, что именно шов на зажиме вилки несет наибольшую нагрузку, такие выносы можно считать сопоставимыми по надежности с полностью кованными и при этом имеющие меньший вес относительно сварных.
  4. Фрезерованные выносы – изготавливаются методом фрезеровки алюминиевых отливок. Такие выносы самые тяжелые, но при этом самые крепкие. Такой тип идеально подходит для триальных велосипедов, в которых надежность является ключевым моментом.

Вынос на велосипед крепится с помощью болтов. Есть несколько вариантов:

  • Одноболтовые
  • Двухболтовые
  • Четырехболтовые

Выносы бывают разных диаметров:

  • 25,4-миллиметровые лапки крепления. Такой тип встречается на городских и трюковых (BMX) великах.
  • 31,8 мм – большая часть маунти-байков.
  • Вынос под рулевую трубу диаметром 35 мм.

Материал изготовления выноса может быть разным: алюминий, сталь, карбон.

Длина выноса руля

Длина выноса замеряется от центра клеммы руля, вдоль выноса, до центра штока вилки. Она подбирается индивидуально на велосипеде и должна быть согласована с ростом велосипедиста.

Длина выноса влияет на управление, более короткий вынос обеспечивает большую манёвренность велосипеда. Длинна выноса обычно от 35 до 100 мм, но встречаются и модели с длиной от 0 до 140 мм.

Грипсы и обмотки руля велосипеда

Грипсы на велосипед — это резиновые (иногда поролоновые) окончания ручек руля, за которые держится велосипедист во время езды.

грипсы

Разные грипсы для велосипедного руля

Все модели отличаются между собой по весу, материалу, качеству внешнего и внутреннего покрытия и месту для определённого количества пальцев рук. Основное назначение – крепкая фиксация рук на руле в любых погодных условиях.

Грипсы из мягкой резины более комфортны для рук, не натирают кожу, но срок службы их короче, чем жестких. Ручки на руль из твердой резины служат очень долго, но способны натирать ладонные бугры и основания пальцев при длительной езде.

Обмотка на руль велосипеда

Обмотка нужна для рулей типа “баран” и подобных. Грипсы вы на них не натянете, поэтому нужно использовать специальную обмотку.

обмотка руля велосипеда

Обмотка на руль велосипеда

Спектр материалов для изготовления обмотки на руль велосипеда широк и её могут изготавливать из полимерных материалов, искусственной кожи, натуральной кожи и текстильных материалов.

Обмотки обладают высокой износостойкостью и приятны на ощупь. Качественная обмотка способна обеспечить отличное сцепление с руками, а руки не натрет даже если использовать её без перчаток. Кроме того материал может быть гладким, с узорами или перфорацией.

А какой в этом смысл? Это же сразу тянет за собой замену манеток и тормозных ручек. Обычно на горные велики рога ставят на руль для смены хвата и отдыха рук.

Руль - да без проблем. Лишь бы вынос подходил. А вот как потом взгромоздить на это манетки и тормозные ручки - другой вопрос.

Без проблем, но нужно понимать, что посадка станет более растянутой, а потому если рама великовата, то ставить баран смысла нет. Но по-хорошему нужны еще и манетки шоссейные, а вот тут самое интересное. Начиная с 10 скоростей на кассете, идут различия в расстоянии между звездами, а значит придется заменять еще и кассету, и задний переключатель, это касается и переднего переключателя. Да, маркетологи перекрыли лазейку с совместимостью. Есть конечно колхозные варианты, как изменить ход манеток, чтобы они стали работать с мтб-переключателями и кассетами, но работает не всегда. Какое сейчас у тебя оборудование стоит?


Кароч история такая. Давным давно езжу дом-работа-дом по маршруту Новоленино-центр. На горных велосипедах. Но в какой то момент времени у меня был трековый Фуджи, это был просто безумно быстрый и удобный для такого маршрута байк. Сейчас ввиду больной спины я езжу тот же маршрут на найнере-двухподвесе, чрезвычайно мягкий и накатистый байк, спина не болит)) но его адски длинный руль за что только не цепляется (экспертывовсем - я знаю, зачем он такой на найнере).
Мне стыдно в этом признаться, но я подумываю о руле-баране на него. да, теперь можете теперь оскорблять и унижать, я согласен, это больная фантазия, но ведь сейчас какая только дичь не выходит из под карандаша маркетологов, и гравийные шоссеры и городские болотоходы и одна ведущая звезда на mtb прости хоспади.

lilskyle [1396688] : . но его адски длинный руль за что только не цепляется.

Тоже катаю на найнере двухподвесе, и тоже были проблемы из за длинны руля - 720 мм. С рогатыми грипсами габарит = 740 мм.
Проходить с велосипедом через двери, опасаться при езде по тропинкам среди деревьев. Между другими препятствиями, при перевозке велосипеда. И на дорогах - опасения быть задетым проезжающими авто - не везде и не всегда достаточно пространства слева.

Через почти месяц покатушек решился и отпилил слева и справа от руля по 7 см. Предварительно промерил возможность установки тормозных рычагов, манеток и грипсов, чтоб хватило места на руле и не стало неудобнее пользоваться. Теперь, вместе с рогами габарит руля = 600 мм.
Проблемы и опасения из за руля исчезли. И действительные, и психологического свойства.

Руль карбоновый, на его концах есть риски через 1 см. Отпилил болгаркой, диск 0.8 мм., до крайнего 7 го деления.

Широкий руль нужен для управляемости, когда несешься с горы. В городе такой нафиг не сдался. Но народ ездит нараскоряку. Пилите, пилите.

Куда мы катимся вообще и в прямом и переносном смысле ? Это все из за пресловутой толерантности, которую специально придумали враги! Самое время организовать инквизицию и за велоересь типа амовилки и амортизаторы на шосеейных рамах и баран на мтб отлучать от праведного велообщества!

"больная фантазия", "дичь". Да ваще плевать. Поставил, удобно - ездишь. Зачем слушать чьи-то советы и думать о том, как это будет выглядеть? Это же велосипед, на него даже девчонку не склеишь, какая разница, как он выглядит?

Дело не во внешнем виде , а в том, что подобные велики - никакие. "Универсальное" всегда и во многом хуже специализированного.

whoisit [1396821] : ставить уже точно буду баран, вот хотел узнать мож уже давно все так делают и скажут что будет не очень)

multispekt [1396858] : в моем случае двухподвес с бараном как раз специализированное решение, онли для езды на работу по городу)

lilskyle [1396878] : У меня в детстве баран и на городском стоял - просто нравилось разнообразие хватов, руки соответственно не так устают. Кстати подали хорошую идею для велотуринга - баран поставить. А то я услышал про один хваленый руль для туринга (и правда довольно удачный) однако ценники не просто задавили, а запинали ногами )))
Вот правда надо подумать как баран подружить с мтб-шным навесными цацками.

Аватар пользователя VeloTaurus

Заколебался в том, какой руль лучше подойдёт к туринговому велу.

У бараньих рогов много хватов, удобнее низкая посадка, но дуалы стóят весьма и весьма нехило, а горные манетки и тормозные рукоятки прилаживать на него придётся с диким извратом. Что-то не хочется.

На прямой руль можно приладить небольшие рожки и лежак. Тогда остаются привычные манетки-тормоза. Также на прямом руле я пока не чувствовал дискомфорта.

Господа двухколёсные!
Поделитесь своими мыслями и впечатлениями по этой теме.

Не представляю тебя с бараньим рулем и с лежаком тоже. Вообще посмотрел вот на мужиков, что-то они нечасто прибегают к этому лежаку. Мне кажется это очень неудобно, всё пережимается.

Аватар пользователя Толик

Лежак это очень удобно, но только на хорошем асфальте. Причем лежак на "бараньих рогах" добавляет бонус 5-7 км/ч (вдобавок к бонусу "барана"), увеличивает интервал между передышками (отдыхом затекающих суставов рук) и добавляет +3 к понтам (кто нибудь обязательно спросит: "а что это за педальки у тебя на руле?"). Из недостатков отмечу значительное снижение манёвренности и необходимость некоторых навыков по переходу из "лежачего" положения, в положение, при котором можно схватить тормозные ручки. И ещё раз: только на хорошем асфальте можно получить преимущества от лежака и "барана", на грунте и щебне "пряморульные" рулят.

Дуалы это как я понимаю тормозные ручки совмещённые с переключателем? если да, то в них совсем нет необходимости, хотя это и удобно. У меня переключатель на вертикальной трубке выноса сидит - мне удобно, стоил он 150 р в Велоне, привезли тогда его мне на заказ. Фотографии на велотавре есть. Лежак стоял от МТБ, на руль подмотал изоленты и получал удовольствие (пламенный привет Yorikу!).

нечего лезть в хорошо отлаженный механизм
куплю Старт-Шоссе. можно без навески.

Аватар пользователя Smirnov Egor

100% стоит прокатиться на том о чем идет речь и на тесте понять да или нет?

Аватар пользователя VeloTaurus

Толик: . только на хорошем асфальте можно получить преимущества от лежака и "барана".
Ну да, туринговый вел это и есть асфальтный вел, только, в отличии от классического шоссера, грузовой вариант. Вот я и сомневаюсь какой вариант предпочтительнее: баран или прямой с лежаком.

А переключатель на выносе мне как-то кажется неудобным. всё же когда манетка под рукой получше будет.

Homo birotis (лат.) — человек двухколёсный

У меня на шоссере тоже лежак с недавних пор стоит.
И плюсы у него для меня имеются.
Мне гораздо удобнее "лежать" на нем, нежели пользоваться нижним хватом "барана". Почему-то, спустя некоторое время, начинаю испытывать небольшой дискомфорт в спине, пользуясь нижним хватом шоссерного руля, а на лежаке все ОК, и спина разгружается нехило так. Расслабуха наступает. Соответственно на лежаке меньше давит ветер.
Подтверждаю так же, что лежак раскрывается в полную силу только на качественном асфальте, типа того, какой есть у вас (Острянка-Ст. Оскол и Ст. Оскол-Губкин).
На асфальте с ухабами уже есть серьезный риск потерять контроль над байком, пользуясь лежаком. А про грунты уже и речи нет. На них катал, только хватом за руль, никакого лежака.
Так же довольно неудобно быстро перехватиться за руль и встать с лежака, в экстренной ситуации, быстро это сделать не получалось.
Иногда на лежаке очень не хватает монеток переключения и тормозов (например, чуть притормозить или переключиться при разгоне). Приспособить конечно можно, но это либо колхоз, либо большие бабки.
Если уж выбирать, то я за вариант с прямым рулем и лежаком. На асфальте - лежак, на грунтах руль, и манетки стандартные с тормозами (МТБ).

Где твои мысли - там твой опыт
Но. помни о последствиях, и просто живи мудро

Аватар пользователя T_Dev

помимо дуалов, еще и тратиться придется либо на дисковые тормоза в модификации роад, либо на кантилеверные тормоза. плюс еще шоссейный передний переключатель. мое мнение-прямой руль с лежаком. фактически вариант Дыбы.

Аватар пользователя роман

Интересно-а чем отличаются дисковые тормоза в модификации роад?Вес такойже я сравнивал.

Аватар пользователя T_Dev

роад рассчитаны на меньший ход троса. дуалы обеспечивают большое усилие при малом ходе троса, если поставить обычные дисковые-будут хватать очень резко и непредсказуемо

Аватар пользователя Толик

Если в маршрутах присутствует грунт и щебень - да, прямой с лежаком - в чистом виде вариант Андрея или Ивана + багажник, и управлять легче, и перехватиться. Я по грунтам не люблю кататься, соответственно прямой ни к чему.
Также добавлю, что велосипед с бараном и нагруженным багажником в плане управляемости ведёт себя вполне культурно, особенно если рама жёсткая, а когда на лежаке едешь, как паровоз по рельсам, забываешь, что больше сотни кг летят без управления - голова в это время тормозной путь просчитывает, который заканчивается дальше чем видишь.

нечего лезть в хорошо отлаженный механизм
куплю Старт-Шоссе. можно без навески.

Аватар пользователя VeloTaurus

Ну да, минус лежака именно в том, что требуется время и возможность перехватиться на руль, чтобы добраться до тормозов.

А грунтов на этом велосипеде не планируется, для грунтов у меня полноценный горник есть, разве что в экстренном каком-нибудь случае вроде объезда разбитой дороги. То есть можно считать, что планируется 100% асфальтный вариант вела.

Рама (предположительно) будет стальная. Это может как-то повлиять на окончательный выбор?

Homo birotis (лат.) — человек двухколёсный

Аватар пользователя Толик

Вряд ли материал рамы на что-то влияет в этом вопросе. Речь о поведении разных участков рамы при манёврах - у меня рама стальная и не слишком жесткая, при попытках вильнуть и объехать камень или ямку в асфальте, чувствовалось виляние багажника и по моему вилки (но не уверен, может резина играла). Полагаю, что с прямым рулём она вела бы себя также.
На прямых участках разгон в нижнем хвате и переход на лежак. В установившемся режиме переключаться приходится редко, в основном переключатели нужны при старте после отдыха или после поворотов дороги - в это время лежак не используется, поэтому излишняя удобность манеток не оправдана. Это всё таки не шоссер.
Ещё минус барана - опасность при сходе на обочину (на двухполосных дорогах с интенсивным движением делать это приходится часто, на второстепенных это можно не учитывать) - узкий руль, в нижнем хвате не даёт возможности хорошо контролировать велосипед при резкой смене покрытия на щебень или песок. Торможение теряет эффективность при любых тормозах - поможет только якорь. Падения избежать сложно, но можно если притормозить заранее. За скорость платим риском.
В описанном случае лежак ставить однозначно. Ставить его на барана или на прямого - вопрос предпочтений: скорость (соответственно дневной пробег и удовольствие) или безопасность (речь не об удобстве, а об управляемости - до барана у меня был прямой руль от горника, с манетками, совмещёнными с тормозными ручками на такой же раме - ни в том, ни в другом случае дискомфорта не испытывал, это лечится привыканием и настройками). Прямой руль это потеря эффективности в угоду безопасности.

нечего лезть в хорошо отлаженный механизм
куплю Старт-Шоссе. можно без навески.

Аватар пользователя VeloTaurus

Толик: . чувствовалось виляние багажника.
Наверное, тут не в материале рамы дело, а в инерции. Похожий эффект наблюдается и на моей алюминиевой раме, когда сзади кг 15-20. Когда бывало 30кг пару раз, тогда вообще труба.

Толик: Ещё минус барана - . узкий руль.
А какой ширины руль используется? T_Dev ездил на узеньком от "Туриста", не помню уж какой он ширины, но очень маленькой и даже умудрялся переть по жидкой чернозёмной грязи и пескам. Но это уже экстрим какой-то.
В принципе, современные рули продаются разной ширины, можно и пошире купить, но тут уж, как мне кажется, больше зависит от ширины плеч. Хотя может и ошибаюсь, в бараньих рулях ничего не смыслю.

Читайте также: