Рппс в группе раннего возраста своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Крупная (или грубая) моторика - это общие движения тела, такие как, ходьба, бег и прыжки.

В организации общих движений участвуют:

* Ощущение положения тела в пространстве а также частей тела относительно друг друга.
* Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений.
* Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия.
* Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.
Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

Пример оборудование для развития крупной моторики:

* Бассейн с шариками
* Мягкие модули-кубики
* Горка Фитболы (большие мячи)

Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т. е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Видя результат своего действия ребенок снова и снова повторяет это действие, таким образом закрепляя умение и устанавливая причинно-следственную связь тех или иных явлений.

Пример оборудования для развития движения кисти руки:

* Зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
* Скаты для шариков
* Коробочки с выдвижным ящиком
* Банки с шариками
* Диски и кубики на вертикальном штыре
* Копилки
* Шарики с пробирками и пинцетом
* Модули для движения по прорезям,
* модуль с дверцами и разными замками
* Рамки с застежками, шнуровки

Зона сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, является основой для развития воображения, развивает внимание, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной видов памяти.

Примерное оборудование для сенсорной зоны развития:

* Блоки цилиндров
* Башни
* Вкладывающиеся коробочки
* Наборы вкладок Геометрические фигуры
* Модуль для подбора цветов
* Шумовые цилиндры
* Лото
* Наборы парных предметов, отличающихся по цвету и форме

Зона упражнений с сыпучими материалами

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. Когда речь идет о сыпучих материалах, подразумевается развитие мелкой моторики. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами: чувствительность пальцев (твердость, мягкость, форма, вес), зрение (форма, величина), механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро, двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Оборудование в зоне сыпучих материалов:

* Сортировка природного материала
* Перекладывание фасоли из одной емкости в другую при помощи ложки
* Пересыпание из кувшина в кувшин
* Просеивание
* Миска с чечевицей и спрятанными в ней игрушками
* Мельница для манки
* Ящик для рисования на манке
* Деревянные фрукты на липучках для разрезания

Зона упражнений с водой

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым.

Примерное оборудование в зоне с водой:

* Фартуки и полотенца
* Фигуры для работы с водой
* Водяная мельница
* Набор для переливания воды(сосуды, плошки, половник)
* Рыбалка
* Губки для впитывания воды
* Резиновая груша
* Плавающие шарики и сито для вылавливания

Зона продуктивной и изо-деятельности

Оборудование в зоне изобразительной деятельности:

* Большой стол
* 2 мольберта для рисования мелками
* Угольные карандаши, пастель, фломастеры, краски акварельные и гуашь, а также пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто и формы
* Цветная бумага, картон, наклейки, бусины, элементы декора
* Фартуки

Зона развития речи

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Основной формой работы взрослого в этой зоне является трехступенчатый урок для расширения словарного запаса с классификацией.

Наши материалы для развития речи:

* Книги серии "мои первые слова"
* Карточки для расширение словарного запаса с классификацией (животные, одежда, средства передвижения, растения)
* Пазлы и лото
* Книги и рабочие тетради "Время суток", "Животные", "Лево-право", "Цвета" и т. д.
* Набор муляжей овощей и фруктов
* Наборы фигур животных, насекомых, обитателей разных континентов и моря
* Кукольный театр

Автор: Налеухина Людмила Владимировна

Населенный пункт: Вологодская область, РП Кадуй

  1. Актуальность опыта
  • введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание должно уделяться работе с родителями, поскольку родители наших воспитанников являются одним из самых важных и ближайших партнёров.
  • родителей в деятельность ДОО, в единое пространство детского развития является одним из трех направлений работы с родителями.

В настоящее время я работаю в группе раннего возраста (дети 2-3 лет).

  • как многие воспитатели ДОУ, при переходе из подготовительной группы в группу раннего возраста, мы столкнулись с задачей оснащения РППС, содержание которой в корне отличительно от содержания групп старшего дошкольного возраста. Возникает проблема: за короткие сроки создать необходимые условия для организации жизнедеятельности в группе раннего возраста.

Решая проблему развивающей предметно-пространственной среды для группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО, мы обеспечиваем психолого-педагогические условия в части открытого характера образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Поскольку возраст детей не дает возможности включать родителей непосредственно в образовательный процесс, что мы планируем на следующих этапах дошкольного детства, я решила привлечь родителей к оснащению содержанием РППС группы. Роль родителей была определена не в благотворительной помощи по оснащению группы, а именно в непосредственном участии в создании, изготовлении своими руками пособий для развития детей в группе.

  1. В Методических рекомендациях по информированию родителей (законных представителей) по вопросу введения ФГОС ДО определены задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников ( II раздел):
  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их партнеров, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
  1. Исходя из всего вышесказанного, мною были определены цель и задачи взаимодействия с родителями:

Цель: создание необходимых условий для гармоничного развития детей раннего возраста.

  1. Проанализировать имеющиеся условия в группе.
  2. Продумать зонирование пространства, определить содержание РППС.
  3. Заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.
  4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения детей раннего возраста.

Построение развивающей предметно-пространственной среды определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становления ребенка как личности.

  1. Принципы конструирования развивающей предметно-пространственной среды

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе тех

нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и

оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно -эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В своей работе по оснащению РППС стараемся соблюдать данные принципы. В настоящее время наш детский сад, являясь базовой площадкой

ФГОС ДО, имеет возможность использовать технические средства и интерактивное оборудование в образовательном процессе

В силу возрастных особенностей детей, мы у себя в группе этим оборудованием не пользуемся, хотя у меня есть опыт использования интерактивного оборудования. Работая в группе старшего дошкольного возраста, я в занятиях, беседах и других мероприятиях использовала мультимедийный проектор. Так же представляла презентации в конкурсной работе на всероссийском уровне и методической работе в ДОУ.

Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

1. Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.

2. Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.

3. Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.

4. Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.

5. Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.

6. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.

  1. Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды:

— игр с транспортом;

— игр с природным материалом (песком, водой);

— чтения и рассматривания иллюстраций;

— релаксации (уголок отдыха и уединения).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развитие раннего возраста происходит в приоритетных для этого возраста видах деятельности: предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с веществами (песок, вода, тесто). Каждой семье было предложено изготовить игровое развивающее пособие для совместной и самостоятельной деятельности, а так же силами родителей полностью оборудована прогулочная площадка.

С учетом возрастных особенностей детей группы родители изготовили пособия для:

- восприятия художественной литературы – проведена акция «Подари книгу;

- развития двигательной активности - султанчики, ленточки на колечках;

- гендерного воспитания – планшет с гайками, ключами, замками, парковка для машин, оформлен уголок ряженья с зеркалом и пр.

- релаксации – уголок уединения;

- познавательного развития – оформлен центр экспериментирования (игры с водой и песком, набор с сыпучими материалами, мобили, отражающие времена года )

Вывод: резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что родители нашей группы являются в настоящее время активными помощниками в организации образовательного процесса. В перспективе мы планируем включать их непосредственно жизнедеятельность группы через совместную проектную, конкурсную деятельность, участие в проведении занятий. Что касается РППС, мы за короткие сроки пополнили ее содержание нужными, развивающими, качественными, яркими, соответствующими возрасту детей пособиями. Созданные совместно с родителями условия позволяют каждому малышу найти занятие по интересам, учиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, развивают его любознательность, способности. Важно и то, что работа по обновлению РППС объединяет всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей.

Мы понимаем, что пока нельзя сказать, что наша развивающая предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, но мы стремимся к этому, и при условии финансирования оснастим нашу группу и крупногабаритными конструкциями: развивающими мульти-центрами, игровыми кубами, мягкими модулями для конструирования игрового пространства и мн .др.

Автор: Явкина Оксана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15 "Ручеек"
Населённый пункт: г. Усть-Илимс, Иркутская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование

развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
2. Полифункциональность
материалов предполагает:  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;  наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
3. Вариативность среды предполагает
:  наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4. Доступность среды предполагает:
 свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 2

Презентация из опыта работы методического объединения "Новые подходы в воспитании детей раннего возраста". В ней представлен опыт воспитателй, слушателей МО по созданию предметной среды в группах раннего возраста.

Похожие презентации

2 Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно- пространственной среды.

3 Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Таким образом, предметно - пространственная среда составная часть развивающей среды дошкольного детства.

5 Задачи развивающей среды Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие; Интеллектуальное развитие; Создание условий для развития личности; Создание условий для развития личности; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса. Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

6 Компоненты развивающей среды Социальный компонент Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями. Пространственно- предметный компонент Интегральная среда для всестороннего развития ребенка Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребёнка

8 Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются: смена ведущих мотивов деятельности; развитие эмоционально-делового и предметного общения; развитие и активизация общих движений; развитие предметных действий и предметной деятельности; развитие наглядно-действенного мышления; интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи; овладение различными навыками в процессе подражания; становление представлений о себе; формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности; активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений; закрепление навыков самообслуживания; развитие внутренней речи.

9 4 основных вида деятельности ребенка: игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

10 Развивающая среда групп раннего возраста в д/с 5. Ясли. Дидактический стол в группах раннего возраста незаменим. В одном месте сконцентрированы разного рода игрушки и материалы, разные по направленности развития действий ребёнка.

11 Многофункциональное пособие - самолёт Используется как игровое оборудование для сюжетно - отобразительной игры, а также как оригинальная и удобная полочка для размещения пособий.

12 Уголок конструктивной деятельности Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.

13 Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из них, которые интересны малышу в данный период времени. Очень важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.

15 Дети раннего возраста любят все игрушки, которые гремят, звенят, шумят. Взрослым это порой представляет неудобство, но тем не менее, все эти шумные игрушки развивают малыша. Поэтому необходимо в группе раннего возраста найти место для расположения детских музыкальных инструментов. Не лишним будет создание мини – костюмерной, или уголка ряжения. Это придаст не только своеобразие воспитательному процессу, но и позволит маленькому ребёнку самостоятельно решать некоторые вопросы.

17 Уголок двигательной активности Мобили, машины не только помогают организовать сюжетно -отобразительную игру, но и служат в раннем возрасте дополнительным средством в стимулировании движений. Использование массажных ковриков и нестандартного спортивного оборудования формирует интерес к занятиям физкультурой.

18 Первая младшая группа В этой группе на большой и вместительной полке компактно собраны многие мини – зоны. Некоторые из них требуют непосредственн ого обращения детей к педагогу.

19 Музыкальные инструменты, театральные фигурки, изобразительные средства – формируют творческую деятельность ребёнка 3-го года жизни.

20 Уголок сенсорного развития Пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, втулочки, кнопочницы, шнуровки. Всё это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта.

21 Уголок двигательной активности Спортивное оборудование должно быть расположено в зоне досягаемости ребёнка. Очень удачно в данном случае подобраны яркие, лёгкие корзины, где лежат мячи, кольцебросы, кегли. Многофункциональные коврики, сделанные руками педагогов незаменимы в массировании стоп ног.

22 Художественно – речевая зона Уголок релаксации, где можно спокойно посидеть и полистать интересную книжку, которую любезно по просьбе малыша подаст педагог.

23 Рядом с книжным уголком находится зона познавательной деятельности – уголок настольно – печатных игр. За столом, накрытым красивой скатертью, в удобных креслах приятно посидеть и решить задания, которые предлагаются настольными играми. Книги, которые в своём содержании имеют задания на развитие психических процессов, также как и игры способствуют развитию познавательной сферы ребёнка.

26 Развивающая среда групп раннего возраста в ш/с 1. (совхоз) Цветовая гамма, яркость красок, украшение стен также являются частью развивающей среды ребёнка, так как действуют на всестороннее развитие малыша, посредством сенсорного воспитания, формирования эстетического вкуса.

27 Использование в оформлении группы текстильных материалов не только выполняет функцию разделения игровых зон, но и создаёт уют в помещении, создавая домашнюю обстановку.

28 Уголок двигательной активности Насыщение уголка игрушками - двигателями, разноцветной горкой, каталками, нестандартным оборудованием стимулирует двигательную активность ребёнка, грамотное руководство со стороны педагога позволит целенаправленно и эффективно действовать на все группы мышц.

31 Многоплановый уголок В этом уголке объеденены разные виды деятельности – от познавательно – экспериментальной до художественно – творческой. Такое соседство не мешает в выборе малышом занятия по интересам.

33 Игровой уголок состоит из нескольких частей: кухня, столовая, комната, спальная комната. Дополнением служат коляски, манеж и другие игрушки.

34 Развивающая среда группы раннего возраста в ш/с 1. Ясли. Рациональное размещение игр и пособий позволяет педагогу разнообразить действия детей с предметами

35 Пирамидки, шнуровки, разнообразные конструкторы помогают решать задачи как сенсорного воспитания малышей, так и развития мелкой моторики.

36 Кукольный уголок, оформленный в едином стиле, воспитывает эстетические чувства, а также содержит в себе весь комплекс детской игровой мебели.

37 Театрализованная зона для игр в группах раннего возраста стимулирует развитие речи ребёнка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы.

38 Разнообразие пособий для физического воспитания детей.

39 Мягкие подушечки разной формы и расцветки распологают мылыша к отдыху, создают уютную атмосферу. Домик для уединения с окошечками и дверьми, как настоящий. Вот где раздолье для развития отобразительной игры.

40 Большой выбор игрушек благоприятно отражается на психическом развитии малышей. Книжный уголок, расположенный на уровне роста ребёнка позволяет беспрепятственно осуществлять выбор понравившейся книжки.

41 Теоретической основой для организации предметно- развивающей пространственной среды для детей раннего возраста послужили исследования Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Н. М. Аксариной, а также нормативные документы СанПиНа. Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками

42 Данная презентация – опыт работы педагогов групп раннего возраста: Дворниковой В.Л. Гневышевой В.А. Беловол А.С. Макаровой Н.В. Крыжопольской Н.Н. Углановой П.Ю. Пособие рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений. Данная презентация – опыт работы педагогов групп раннего возраста: Дворниковой В.Л. Гневышевой В.А. Беловол А.С. Макаровой Н.В. Крыжопольской Н.Н. Углановой П.Ю. Пособие рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений. Составитель: Дворникова В.Л. – руководитель МО

Читайте также: