Ритмический круг своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Федорова Ирина Павловна

Организация: МБДОУ №52

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Амурск

Основы развития культуры музыкальных движений детей закладываются в дошкольном периоде. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. (В.К. Бальсевич,1996). Говоря о критериях высокой культуры движений ребенка, прежде всего, нужно иметь в виду формирование у него способности успешно решать самые разнообразные двигательные задачи. Это значит, что уже в дошкольном возрасте ребенок должен хорошо владеть основными движениями, накопить значительный потенциал фундаментальных двигательных умений, с тем, чтобы в будущем на этой основе можно было легко освоить более сложные движения и действия. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека.

В своей практике развития культуры музыкальных движений детей я использую различные инновационные технологии, которые представлены на слайде:

1) Использование логоритмики помогает мне формировать двигательные навыки и умения, развивать чувство ритма, темпа, метра, что позволяет детям лучше ориентироваться ритмической основе слов, фраз.

2) Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) я использую, для развития музыкальной динамики, темпа, речевого и пластического интонирования.

3) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) помогают мне развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, выразительно-речевое интонирование и координацию движений.

4) Ритмодекламация – это синтез музыки и поэзии, где текст не поётся, а ритмично декламируется. Это помогает мне развивать дикционную моторику речи.

5) Совсем недавно я открыла еще одну интересную технологию, такую как эвритмия. Эвритмия это – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.

Выделяют три направления эвритмии: гигиеническая, лечебная и педагогическая.

Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.

Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.

С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

  • жизненные силы ребенка,
  • развить ловкость,
  • концентрацию внимания,
  • улучшить мелкую моторику,
  • координацию движения,
  • развить правильное переживание пространства,
  • правильную речь,
  • мышление.

Целью педагогической эвритмии является - развитие культуры движения, которая влияет на музыкальные и творческие способности детей, их психический потенциал, способствует улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости, развивает у детей способность двигательной импровизации, включая воображение и фантазию.
В основе эвритмии лежат следующие принципы, которые представлены на слайде:

Принцип природосообразности предполагает пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия.

Принцип здоровьесбережения направлен на создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Принцип развития творческого воображения предполагает создание ситуаций, которые, позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

Принцип формирования способности к сопереживанию позволяет ребенку получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность.

При использовании данной технологии я стараюсь придерживаться этапов эвритмического занятия:

1. Подготовка пространства.

2. Создание доверительной атмосферы и успокоение. Такая атмосфера создаётся в начале каждого занятия в общем кругу, дети садятся или становятся в него и приветствуют друг друга пением и жестами. Могут использоваться пальчиковые, жестовые игры и хороводы.

3. Музыкально-ритмический круг включает дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке, это такие блоки, как:

  • ритмические игры;
  • блок развития крупной моторики;
  • блок развития мелкой моторики;
  • пространственная ориентация;
  • импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
  • народные игры.

Элементами эвритмии являются пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

Данные элементы эвритмии я использую в разных формах работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная работа, дополнительное образование. Занятия с использованием эвритмии проходят в форме увлекательных сказочных историй. Подражая движениям, дети перевоплощаются в образы различных растений, животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. В музыкальной эвритмии дети знакомятся с ритмом, длительностями, тактом, учатся двигаться в характере музыки.

Детям предлагаю прослушать мелодию, на которую я накладываю различные звуки природных явлений и прошу детей придумать свои собственные движения и изобразить это явление. Так, например, дети делятся на две команды, часть детей находится в кругу, а другая за кругом. Детям, которые в кругу, предлагается показать, как дует ветер, а детям за кругом – снежинок. Придуманные движения, дети изображают под свою мелодию.

В процессе разучивания танцев, я применяю различные эвритмические упражнения, используя при этом атрибуты, такие как: ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна. Это помогает тренировать координацию слова и движения, быстроту реакций на смену движений, развивать ориентировку в пространстве. Подражая моим действиям, дети активно работают над созданием внутреннего образа, и творчески выражают его в собственной импровизации.

Таким образом, можно сказать, что формирование культуры музыкальных движений у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Развитие чувства ритма (на невербальном материале) в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры

Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове.

В норме к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах . Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.

Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, как одной из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности ее предпосылок, а именно: звукопроизносительной стороны речи, процессов фонематического восприятия, голоса, чувства ритма, лексико-грамматического строя речи, уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Ритмические реакции являются доминирующими на начальных этапах развития речи, а впоследствии и слоговой структуры. Тот факт, что уже лепетная речь является ритмически организованной и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой трудности, дает возможность рассматривать чувство ритма как одну из предпосылок формирования слоговой структуры слова.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому, ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается на том, как сокращаются ребенком до одного слова двусложные и трехсложные слова.

Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова.

Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у ребёнка могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

- линейной последовательностью слогов

- моделью самого слога

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произношению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.) . Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Примеры упражнений:

2. На уровне гласных звуков:

Примеры упражнений:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике

Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши

Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО

Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Примеры упражнений:

Повторить цепочку слогов:

4. На уровне слов:

Примеры упражнений:

отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:

hello_html_1b37ebf6.jpg

и т.д.)

иА – лиса, аА – стакан , Уа — сумка ,

аОу — автобус , Иа – слива аО – сапог

Ау – кактус ааА – ананас

наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.

выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово

1. Выполнение заданного взрослым количества движений.

2. Выполнение заданного взрослым количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью .

Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (педагог задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т.е. воспроизвести ритм).

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них.

Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т.е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма. 1. Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

. Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1. Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2. Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3. Задания с использованием ударения и темпа.

1. Воспроизведение темпа и количества ударов.

2.Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Вариант 2 . Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) сил.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

Варианты символических изображений для игры могут быть разнообразны: пчёлка с ведёрком, большие снеговики – сильный удар или хлопок; пчёлка без ведёрка, маленькие снеговики – слабый удар или хлопок.

3. Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т.е. в определённом темпе.

Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение – это универсальное лекарство против любого стресса. Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение. Одной из форм двигательной активности являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.

Но уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость введения дополнительных мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.

Для того, чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем урок с ритмической части: чтения стихов, пения, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету (использую опыт работы вальдорфских учителей). Мною подобраны ритмические упражнения для обучающихся 1-4 классов, которые я активно использую на уроках.

Инновации в образовании.

Вальдорфская школа. Ритмические круги для учеников 3 класса.

Материал подобран и используется

в работе общеобразовательной школы

учителем начальных классов,

специалистом высшей категории,

Кулак Натальей Александровной

Как известно, одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение – это универсальное лекарство против любого стресса. Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение. Одной из форм двигательной активности являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.

Но уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость введения дополнительных мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.

Для того, чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем урок с ритмической части: чтения стихов, пения, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету (использую опыт работы вальдорфских учителей). Мною подобраны ритмические упражнения для обучающихся 1-4 классов, которые я активно использую на уроках.

Предлагаю для использования в работе ритмические упражнения для обучающихся 3 класса.

Тактильный Куб

Материал: фанера, фоамиранРазмер: 19 см.Суть игры заключается в том, чтобы просунув ручки в боковые ..

Логопедическая игра 3 в 1

Данный набор включает в себя три игры на одной подставке.1. Логопедическая игра на развитие дыхания ..

Тактильный куб

Тактильный куб "Парочки"

Тактильный куб "Парочки" от Смайл Декор.Игра для развития тактильных ощущений, сенсорного опыта, вни..

Фразовый конструктор из дерева

Фразовый конструктор из дерева

Фразовый конструктор из дерева. Набор кубиков в подарочной упаковке.В ходе увлекательного игрового ..

Фразовый конструктор из дерева. Дополнительный набор

Фразовый конструктор из дерева. Дополнительный набор

Фразовый конструктор из дерева. Дополнительный набор.В ходе увлекательного игрового процесса с куби..

Развивающие линейки

Развивающие линейки

Развивающие линейки - игра для подготовки руки к овладению письмом и рисованием.Как играть?1. Рассмо..

Развивающий тактильный короб

Развивающий тактильный короб

Тактильный короб (ящик) для логопедов, дефектологов, специалистов дошкольного образования и активных..

Логопедический балансир

Логопедический балансир из дерева с фишками.Игра развивает логику, воображение, внимание и памя..

Фонетические рассказы с картинками. Свистящие звуки

Фонетические рассказы с картинками. Свистящие звуки

Логопедические уроки. Фонетические рассказы с картинками. Свистящие звуки.Логопедические уроки. Фоне..

Восприятие, внимание, память

Восприятие, внимание, память

Восприятие, внимание, память (для детей 4-7 лет). Методическое пособие с иллюстрациями по развитию р..

Авторское пособие

Авторское пособие "Один-Много"

Авторское пособие "Один-Много" из дерева.В наборе:- 42 фишки,- коробочка с крышкой из дерева.Посмотр..

Авторское пособие

Авторское пособие "Большой-маленький"

Авторское пособие "Большой-маленький" из дерева.Набор способствует развитию речи и мышления у д..

Развивающая игра

Развивающая игра "Шумный енот"

Развивающая игра "Шумный енот" (24 элемента).Raccoon Rumpus™ by Educational Insights.Присоединяйся к..

Авторское пособие

Авторское пособие "Лексические темы"

Авторское пособие "Лексические темы" из дерева.В наборе:- 72 фишки,- 12 карточек,- сортер из дерева.

Артикуляционная гимнастика, мальчик

Артикуляционная гимнастика, мальчик

Авторское пособие из дерева "Артикуляционная гимнастика", мальчик.Поможет в работе логопеда, дефекто..

Артикуляционная гимнастика, девочка

Артикуляционная гимнастика, девочка

Авторское пособие из дерева "Артикуляционная гимнастика", девочка.Поможет в работе логопеда, дефекто..

Авторское пособие

Авторское пособие "Собери бутерброд"

Развивающая игра "Собери бутерброд" из дерева. Авторское пособиеВ комплект входят:- карточки с рецеп..

Авторское игровое пособие

Авторское игровое пособие "Профессии"

Авторское игровое пособие "Профессии" из дерева.В набор входит 15 фигурок людей разных професси..

Сани деревянные

Сани деревянные

Сани деревянные цветные.Цвета в ассортименте без возможности выбора.Сани отлично разнообразят заняти..

Логопедическая горка из дерева

Логопедическая горка из дерева (березовая фанера).Придумываем тысячу заданий для занятий с ребенком.

Тактильный планшет Монтессори

Тактильный планшет Монтессори

Тактильный планшет Монтессори из дерева от Смайл Декор.Как играть?1. Рассмотрите планшет вместе..

Авторское пособие

Авторское пособие "Сладкая фантазия"

Авторское пособие Игра "Сладкая фантазия" из дерева.В набор входит:- Деревянные основы: - пирог, -ко..

Авторское пособие

Авторское пособие "Схемы предложений и предлоги"

Авторское пособие "Схемы предложений и предлоги" из дерева.В набор входит:- Планшет для выстраивания..

Авторское пособие

Авторское пособие "Панорама деревня"

Авторское пособие и игра Панорама "Деревня"В набор входит:- Основание – 1 шт- Фигурки - 23 штПанорам..

Читайте также: