Ритм колокольного звона в тетрадь как сделать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 15.09.2024

Сборник колокольных партитур содержит образцы церковных звонов локальных исполнительских традиций России. Произведения колокольного искусства, представленные в сборнике, могут использоваться в качестве учебного материала при практическом освоении данного вида церковного творчества.

Необходимо отметить, что попытки нотации колокольных звонов в России имеют достаточно давнюю историю. Автор учитывает опыт почти всех известных сейчас фактов нотирования колоколов. Им проделана большая работа не только по записи звучащего материала на совокупности нотоносцев в форме партитур, но и приложено много усилий по систематизации информации о сохранившихся на сегодня звукорядах важнейших колоколен и звонниц России. К примеру, автором расшифрованы звукоряды ансамблей колоколов Троице-Сергиевой Лавры, Московского Новодевичьего, Данилова монастырей, нотированы церковные звоны выдающихся звонарей XX века таких как игумен Михей (Тимофеев) и Владимир Иванович Машков. Все это способствует более полному представлению об употреблении различными звонарями исполнительских приемов и техник игры. Наконец, автор публикует целый ряд своих колокольных композиций, из которых видно, что он является незаурядным творцом, как в рамках звонов церковной традиции, так и современного направления колокольного исполнительства.

Несмотря на узкую сферу применения и некоторые ограничения при использовании представленного материала, что обусловлено особенностями русской колокольни как музыкального инструмента, данный сборник, несомненно, будет полезен многим. В первую очередь он нужен студентам богословского, регентского и иконописного отделений духовных училищ и семинарий, для которых церковное искусство является необходимой частью их профессиональной деятельности. Данный труд может быть использован в качестве учебного пособия при практическом изучении региональных традиций колокольного звона.

Cтарший научный сотрудник
Сектора инструментоведения
Российского института истории искусств,
кандидат искусствоведения А. Б. Никаноров

Ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора г. Выборга.


Ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора г. Выборга.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА: К проблеме нотации русских колокольных звонов

Вопрос о том, как точнее донести и сохранить для будущих поколений традицию церковного звона, с давних времен волнует исследователей русской колокольной музыки. Если процесс передачи звонов внутри локальной традиции не претерпел существенных изменений (сегодня, как и в древности, звон передается бесписьменным способом – от учителя к ученику), то с миграцией звона из одного региона в другой возникает множество сложностей.

Особенность передачи звона внутри локальной традиции заключается не столько в изустном характере обмена информацией между учителем и учеником, сколько в наблюдении ученика за приемами и манерой исполнения более опытного звонаря и попытках практического применения увиденного. Иными словами, ученик на первых порах полностью копирует манеру игры своего наставника, постепенно перенимая исполнительские приемы, характерные для местной звонарской традиции. Естественно, что если при этом и ведутся какие-либо нотные записи, то с течением времени они утрачиваются за ненадобностью.

Чтобы зафиксировать услышанный звон для последующего его исполнения на другом подколоколенном сооружении, где, возможно, бытует иная традиция, иной подход к производству звона, конечно же, будет необходимо записать его и попытаться адаптировать для своего инструмента. Главная проблема интерпретации (переноса чужого звона для своей колокольни) известна каждому звонарю. Заключается она в том, что звукоряды различных колоколен сугубо индивидуальны. В России нет двух идентичных колоколен. Различаться будут их звукоряды: тембровая и весовая составляющие колоколов набора и количество их на колокольне. Поэтому для звонаря, адаптирующего чужой звон для своего инструмента, нет ничего важнее, чем понять эту разницу и, оценив свои возможности, вынести решение о допустимости его исполнения.

Однако, я думаю, каждый согласится, что за всю историю человечества еще не придумано более надежного способа соблюсти и передать сведения, чем записать их на бумаге, так как природа электронных носителей не позволяет сохранить информацию с той же долговечностью, что и бумага. Форматы таких носителей нестабильны. Год от года происходит процесс улучшения аудио и видео кодеков, смена устройств для их воспроизведения. Давно ли мы составляли коллекции аудиозаписей на грампластинках? А теперь купить проигрыватель для их прослушивания можно только в дорогих специализированных магазинах. На смену пластинкам пришли видеокассеты, потом их сменили компакт-диски, DVD Конца этому процессу пока не предвидится. Поэтому, из всех возможных, наиболее удобным способом сохранения и передачи услышанного звона представляется нотная фиксация его на бумаге.

Вторая проблема, с которой сталкивается исполнитель, предпринимая попытку перенять приемы и манеру другого звонаря на колоколах своего инструмента, лежит в области профессионально-музыкальной, а именно в области акустики колокола.

Для того чтобы иметь более полное представление о сложностях, с которыми сталкивается любой исследователь, нотируя русские колокольные звоны, вкратце поговорим о природе колокольного звука.

Третья группа тонов, собственно, обертоны. Они отвечают за характерный окрас данного колокола, придают ему неповторимое, уникальное звучание. Отчетливо различимых обертона два: квинта и октава по отношению к ударному тону. За их озвучивание отвечает средняя и верхняя части колокола. Конечно, чистую квинту или октаву в звуке русских колоколов мы встретим далеко не всегда, вместо них очень часто слышится тритон и септима. Прочие же обертоны негармонического колокольного ряда имеют свойство то проявляться на первом плане, то исчезать, преображая восприятие исходной звуковой картины.

К счастью, несмотря на всю сложность проблемы, выход из сложившейся ситуации есть, и он хорошо известен большинству практикующих звонарей благодаря работе С. Г. Рыбакова [12], где автор нотирует колокольный звон А. В. Смагина, оставляя без внимания звуковысотные отношения колокольного набора. Иными словами, речь идет об отображении только ритма, но не высоты звучания колоколов. Как бы то ни было, но благодаря сложившейся ситуации, сегодня мы имеем как минимум один удачный пример адаптации традиционных звонов одного локального региона (в случае А. В. Смагина – региона Ростова Великого и иных) к колокольням другого (Санкт-Петербургской митрополии). Стоит отметить, что, несмотря на столь удачный графический опыт записи русских звонов, С. Г. Рыбаков все же не смог обойтись без словесного рассказа о структуре звонов Смагина. На основе полученной от звонаря информации исследователь описал нам, сколько помощников понадобится для исполнения того или иного звона, какими колоколами и как управляет в этот момент каждый участник ансамбля, дал примерные веса используемых колоколов и, соответственно весу, определил их функцию в звоне.

Для простоты понимания принято нумеровать колокола звукоряда от большего к меньшему в зависимости от их расположения на колокольне. Особое внимание нужно уделять средним и малым колоколам, которые могут быть подвешены на балке не в порядке уменьшения веса, а исходя из удобства употребления исполнителем. Так, зазвонные колокола звукорядов Троице-Сергиевой Лавры и Данилова монастыря нотируются мною в порядке их расположения (слева направо), а не в порядке звуковысотности.

Колокола в партитуре группируются согласно их роли в звоне: большие колокола – это группа ниток снизу партитуры, средние колокола нотируются посередине и малые (зазвонные) колокола, соответственно, в верхней группе нитей партитуры. В одних нотировках вы увидите три группы линеек, в других таких групп может быть и больше: в зависимости от того, какую роль они исполняют в звоне. Количество ниток в каждой группе также может различаться. Иногда в зазвонных колоколах используется два колокола, иногда три. Опять же, состав группы средних колоколов может очень широко варьироваться и составлять от одного до десяти в группе.

Основываясь на всем известных принципах музыкальной грамоты, я как автор сборника, предлагаю некоторые усовершенствования, касательно отображения звонов в колокольных партитурах, которые, на мой взгляд, позволят облегчить работу с нотами возможного их исполнителя:

1. Использовать при нотировке особенное обозначение фигуры форшлага. Форшлаг – основной и очень часто встречающийся элемент колокольной мелизматики. Для того чтобы не усложнять нотацию звонов с использованием форшлага частоколом штилей, предлагаю употреблять следующие его обозначения:

колокольных партитур

колокольные партитуры

2. Для того чтобы сделать ноты как можно более компактными, предлагаю использовать известный всем музыкантам знак репризы, который может охватывать музыкальный отрезок от одного до нескольких тактов. А над этим фрагментом ставить цифровое указание о том, сколько именно раз он должен быть проигран:

колокольные партитуры

колокольные партитуры

колокольные партитуры

Все вышеперечисленные сокращения могут значительно облегчить работу с колокольной партитурой.

Композиции другого современного виртуоза, ярославского звонаря Андрея Федорычева, даны мною в соавторстве с ним в последнем разделе издания. Этот раздел посвящен современной колокольной музыке как этапу развития звонарского искусства.

Все колокольные звоны нотного сборника организованы в алфавитном порядке по разделам, каждый из которых представляет регион, в котором звоны были записаны. Напоследок отмечу, что не стоит относиться к сему изданию как к попытке дать всеобъемлющую картину русской колокольной музыки и зафиксировать всю ее полноту. Это попросту невозможно. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что коль скоро в прошлом уже предпринимались попытки нотировать колокольные звоны, то эта тенденция, безусловно, будет развиваться и в будущем. Пока мы только в начале процесса формирования и структурирования колокольной грамоты, а этот сборник партитур только первый опыт подобных изданий.

Священник Павел Радин,
штатный клирик и звонарь прихода Рождества
прор. Иоанна Предтечи деревни Юкки
Ленинградской области,
руководитель Санкт-Петербургской
Епархиальной школы звонарей

(После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать книгу сразу с монитора нажмите "открыть", чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите "сохранить")

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Разработка урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

hello_html_49d3515e.jpg

Составила учитель музыки

высшей категории

Синельщикова Елена Ивановна

Цель урока: Введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

Тип урока: у рок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урок: комбинированный.

Технология: развивающего обучения, критического мышления, информационно – коммуникационная, игровая.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные:

формировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;

формировать язык музыкальных терминов;

формировать навык восприятия и анализа колокольных звонов;

формировать умение применять знания на практике.

Развивающие:

развивать у учащихся способность воспринимать колокольные звоны как проявление духовной деятельности человека;

способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений:
умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

пробуждать и развивать творческую активность и способности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать нравственное отношение к православным культурным ценностям;

средствами музыкального искусства способствовать всестороннему развитию личности;

воспитывать культуру слушания.

Оборудование: компьютер, медиа – проектор, фортепиано.

Ход урока

I .Организационный момент.

Слайд №2

II . Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

Учитель Вы, наверное, все слышали колокольные звоны.

- А всегда ли одинаково звонят колокола?

- А как вы думаете, почему?

- А вам хотелось бы узнать это?

- Как вы думаете, для чего нам нужны знания о колоколах?

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Да, мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – колокольными звонами и узнаем всё о колоколах.

Слайд №3

III . Объяснение нового материала (введение в тему).

Учитель Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.

Слайд №4

Учитель Существует такая легенда, что ещё в IV веке, в Италии, один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал, да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Скорее даже не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то отходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию колокольчика, отлив его из металла. Так появился первый колокол.

Слайд №5

Учитель На Руси мастера колокольного дела появились лишь к концу 12 века и само литьё колоколов превратилось в дело государственной важности. Для того, чтобы колокол хорошо звучал, мастер должен был знать технику отливки, математические пропорции, состав металла. И у каждого мастера были свои секреты.

Слайд №6

Учитель В народе с любовью и гордостью относились к колоколам. Праздничный звон с нежностью называли то серебристым, то малиновым (г. Малѝн - бельг. город, где отливались колокола, особо ценившиеся на Руси). (Щелчок, прослушивание праздничного звона)

Слайд №7

Учитель Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

Звонница – это стена с проёмами для колоколов.

Слайд №8

Учитель А ещё начали возводить колокольни , которые поднимались выше остальных домов, и звон с них был особенно хорошо слышен.

Колокольня – это многоярусное сооружение для колоколов.

Слайд № 9, 10, 11

Каждый ряд сначала прохлопывает свою попевку отдельно, затем - все вместе, а потом вместо хлопков играют на колокольчиках.

IV . Физкультминутка. Игра на детских музыкальных инструментах

Слайд №12

На каждое событие, к каждому празднику звонари придумывали особый звон, имеющий свой характер, значение и настроение.

Благовест – ритмичные удары в один колокол.

Слайд №13

Трезвон – одновременный звон нескольких колоколов.

Слайд №14

важность предстоящей службы или действа, например, в Для того, чтобы подчеркнуть дни больших крестных ходов, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы, звучали перезвоны.

Перезвон – поочерёдные удары от большого колокола к малым.

V . Рефлексия. Первичная проверка понимания.

Сыграть на колокольчиках уставные звоны.

Учитель Колокола среднего или большого размера часто получали собственные имена. Поводом для этого могло служить либо его происхождение, либо необычный тембр.

Слайд №15

1т 280 кг. Почему у него такое имя?

Слайд №16

Почему у него такое имя?

Слайд №17

Почему у него такое имя?

Слайд №18

Слайд №19

32 тонны.

Слайд №20

Дать ему название и с пояснением.

Сыграть группой любой уставный звон.

Представление проектов

Слайд №21

Учитель Самый большой в мире колокол, который правда никогда не звонил, находится в Кремле, у подножия колокольни Ивана Великого и называется Царь – колокол. Весит он 200 тонн.

В мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город. Над колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскалённый колокол вёдрами лили холодную воду. От перепада температур колокол треснул и от него откололся кусок весом в 11 тонн. Колокол стал непригодным для использования по назначению.

Слайд №22

Учитель Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие, средние и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола, средние звуки – средние колокола).

- А каким образом на сцене можно установить колокольню?

Слайд №23

Учитель Поэтому колокола заменяют оркестровыми колоколами.

Это набор стальных трубочек, подвешенных к раме.

Учитель Низкие звуки – большие колокол, высокие звуки – маленькие колокола, средние звуки – средние колокола. А как называется это выразительное средство музыки? (Регистр)

Слайд №24

VII . Развитие вокальных исполнительских способностей.

Скромный синенький цветок, травке кланяется он,
Назван звонко, но не слышен нам его цветочный звон.
Музыкальные приветы шлёт он полю по секрету.
Мил он, нежен и пригож, на светильничек похож.
Все, надеюсь, угадали, как цветочек тот назвали?

VIII . Рефлексия.

1.Как называется тема нашего урока? (щелчок) Великий колокольный звон

2. Как называется стена с проёмами для колоколов? (щелчок) Звонница

3. Как называется многоярусное сооружение для колоколов? (щелчок) Колокольня

4. Как называется звон, состоящий из ритмичных ударов в один колокол? (щелчок) Благовест

5. Как называется одновременный звон нескольких колоколов? (щелчок) Трезвон

6. Как называется звон, состоящий из поочерёдных ударов от большого колокола к малым? (щелчок) Перезвон

7. Как называется церковный служитель, обязанный звонит в колокола по обряду? (щелчок) Звонарь

8. Как называется набор стальных трубочек, подвешенных к раме, заменяющий в оркестре колокола? (щелчок) Оркестровые колокола

Мелодии, звучащие с колокольни, помогают верующим достичь молитвенного состояния, забыть о житейских проблемах, устремиться мыслями к Богу. Но у церковной музыки есть и другая функция – оздоровление. Возможность исцеления колокольным звоном от душевных и органических заболеваний доказано официальными исследованиями.

Исцеление колокольным звоном

История зарождения колоколов

Бронзовый век на Земле наступил сразу же за каменным и продолжался почти 2,5 тыс. лет – с 3500 до 1100 г. до н. э. Тогда появились технологии бронзового литья. Среди первых предметов, изготовленных ремесленниками, были колокольчики. Маленькие вешали на шею животным, а побольше, высотой 14-17 см, использовали для подачи сигналов. Во времена Античности их звук оповещал об открытии новых общественных учреждений, казнях, народных собраниях.

В VI в. небольшие колокола появились в христианских монастырях. Их размещали на фронтонах зданий, чтобы призывать монахов на службу. А в конце VII века уже возникли прообразы современных колоколен – в виде башенок на крышах храмов.

История зарождения

К середине XVII в. русские мастера научились отливать изделия весом до 150 пудов (2457 кг). Такие гиганты звонили по воскресеньям и церковным праздникам.

Когда стала известна целебная сила звона

В каких условиях эффективна

Для усиления лечебного эффекта лучше находиться непосредственно около звонницы. Действие сохраняется при проигрывании записи, но оно менее выражено.

Звуки лучше не только слушать, но и воспроизводить самостоятельно.

При лечении в руки детям дают маленькие колокольчики. Игра на них дополнительно развивает мелкую моторику.

Научные свидетельства

Эффективность колоколотерапии доказана официально. Японские ученые проводили эксперименты не только со звоном, но и с его звукозаписью. Ставили сначала под звучащий купол стакан с водой, зараженной вирусами, а затем располагали около исследуемого образца музыкальное устройство. В первом случае было уничтожено 90% патогенов, во втором – 75%.

Научные свидетельства

В России вибрации, издаваемые церковными колоколами, исследовала геофизик П. Кириенко. Она экспериментально доказала, что после подобного воздействия нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, повышается иммунитет.

Группой российских исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф. Я. Шипунова было установлено, что колокола – это генераторы энергии, разрушающие структуру патогенных микроорганизмов на клеточном уровне. Удалось выделить тональность, убивающую вирусы гриппа и гепатита.

Виды колокольного звона

У каждого музыкального ритма есть свое название и смысловое назначение. В православии мелодии не только помогают ориентироваться в церковных событиях, но и отображают жизненные ситуации.

Благовест

Звучит во время церковных праздников. Звук глубокий, ритм постепенно ускоряется, но паузы остаются равномерными. Мелодия начинается с 3 медленных ударов. Услышав первый удар, православные должны остановиться и поднять голову, на второй – перекреститься, на третий – поклониться в пояс, обернувшись в сторону церкви. Благовест делится на частый (обыкновенный) и постный (редкий).

Благовест

Перезвон

По звучанию напоминает гамму. Звонарь несколько раз переходит от малых колокольчиков к большим, и наоборот.

Мелодию можно услышать перед торжественными церковными событиями – Божественной литургией, Крещенской и Пасхальной службами.

Обычный звон

Мелодии звонарь может подобрать по собственному усмотрению. Включаются все инструменты сразу, между сессиями и сменой ритма делаются небольшие паузы.

Но существуют и другие виды звона.

  1. Простой перезвон – ритмичные удары по колоколам всех групп. Можно услышать в будни.
  2. Перебор – используют при печальных событиях, при панихиде или во время погребения. Музыкальные инструменты перебирают медленно, после стихания последнего звука ритм ускоряется, но порядок ударов и тональность сохраняются.
  3. Набат – оповещает о страшных событиях. Одиночные тревожные звуки с колокольни предупреждают о стихийных бедствиях и нападении врагов.

Каждая мелодия несет особую эмоциональную нагрузку. Для того чтобы понять их, нужно иметь не только музыкальный слух, но и внутреннее чутье.

Какой звон обладает целительной силой

Колокола издают не только звуки слухового диапазона (20 – 20000 Гц), но и резонансные ультразвуковые и инфразвуковые волны. Низкие, 10-20 Гц, действуют успокаивающе, высокие – от 25000 Гц – повышают тонус и активируют иммунную систему. Звуковое и резонансное воздействие обладает анестезирующим действием, облегчает течение вирусных и бактериальных инфекций, предупреждают развитие осложнений.

Звон

Есть ли вред от колоколотерапии

Организм человека под влиянием акустических воздействий находит опорный сигнал. Все системы под него подстраиваются, начинают функционировать согласованно. Но если внутренний ритм не совпадает с внешним, возникают тахикардия или стенокардия, головная боль, усиливается возбуждение. Слишком громкие звуки способны спровоцировать повреждение сенсорных клеток, что может привести к ухудшению слуха.

Чтобы не нанести вред здоровью, колоколотерапевты при первых сеансах выясняют воздействие на пациентов громкости и различных музыкальных частот. Людям, с повышенной восприимчивостью к инфразвукам, от этого способа лечения приходится отказываться.

Как происходит очищение с помощью звона колоколов

Перезвон, доносящийся с колоколен православной церкви, помогает сохранить энергетику жилища. Лучший вариант для очищения духовной атмосферы и защиты от ссор – выбрать дом или квартиру около христианского храма.

Но можно использовать другой метод:

  1. Во время православного праздника освятить колокольчик.
  2. Повесить его на входе.
  3. Периодически позванивать, обходя все комнаты.

Очищению способствует регулярное прослушивание колокольных мелодий.

Перезвон

Что нужно для чистки дома от негатива

Перед проведением очистительного ритуала нужно сделать генеральную уборку. Если домашние в ссоре, помириться. В течение суток воздерживаться от бранных слов, уважительно относиться к родителям и детям.

Звон и поющие чаши

Очищение жилища и человеческого организма можно проводить с помощью поющих чаш. Так называют один из видов колоколов-резонаторов. Звуки более мелодичные, колебания, возникающие при воздействии, входят в резонанс с вибрациями человечного организма, подстраивая их под гармоничную частоту. Сильнее воздействуют низкие тона – их используют для детоксикации и для замедления возрастных изменений. Высокие влияют на эмоциональную сферу. Послушать поющие чаши можно тут.

Для извлечения звуков используют стик-резонатор – короткую толстую деревянную палочку. По форме она больше напоминает пестик для ступки. Подбирают стик в зависимости от диаметра музыкального инструмента. Приемы для извлечения звука – удары и трение.

Поющие чаши гармонизируют пространство, очищают жилище и заряжают воду, придавая ей целительные свойства.

В отличие от колоколотерапии, противопоказаний к лечению этими инструментами нет.

Звон и поющие чаши

Как правильно очищать помещение

Что бы вы ни выбрали для очищения жилья – музыкальные инструменты или запись, – следует придерживаться такого алгоритма:

  1. Помещение подготовить заранее.
  2. Обойти все углы, извлекая мелодичные звуки.
  3. Затем лечь в удобную позу и закрыть глаза.
  4. Включить запись или взять в руки музыкальный инструмент. Звуки должны быть тихими, достаточно, чтобы их слышали только вы. Не стоит преодолевать сонливость. Захотелось поспать, закройте глаза и дайте себе полноценно отдохнуть.

Как только изменится ваша энергетика, аура распространится на весь дом, вытеснив негатив.

Очищение желательно проводить 3-4 раза в год. И не менее одного раза в сезон выбирать время для посещения храма с колокольней, чтобы слушать божественные мелодии вживую.

Лечение колокольным звоном

В Средние века колоколотерапией лечили смертельные инфекции – чуму, холеру, оспу. Несмотря на то что противоэпидемиологическая активность такого метода доказана экспериментально китайскими и российскими учеными, патогенные вирусы сейчас подавляют с помощью средств традиционной медицины, а колоколами лечат душевные заболевания.

Лучше всего слушать живой звук. Вибрационные воздействия через запись не передаются. Мелодия не должна вызывать раздражения. Громкость, ритм и тона пациенты выбирают сами, ориентируясь на свое состояние. Продолжительность сеанса – не более 15-20 минут, курс лечения – 10-14 процедур. Кратность зависит от состояния и восприятия пациента.

Прослушивание колокольного звона поможет восстановить душевное равновесие, предупредит обострение хронических и развитие острых заболеваний. Если есть возможность, нужно в Пасхальную седмицу подняться на колокольню и позвонить в храмовые колокола. Традиция разрешить желающим приблизиться к Богу поддерживается во многих православных церквях. Это лучший способ сохранить здоровье, очистить тело и душу.

Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.


Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви


Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие Средние Малые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.


Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: