Резонаторная гитара своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Сын решил научиться играть на гитаре. Нам отдали старенькую акустику СССР. С двумя большими трещинами (одна была под грифом от резонаторного отверстия до самого края деки) и множеством мелких трещинок, кривыми колками, дека отходила в нескольких местах, лак местами отходил. Почитала, что краска и лак должны специальными быть для гитары. Но это для хорошей, дорогой. А тут я подумала, что эту гитару уже ничего не испортит. :)

Внизу статьи видео о моей работе с гитарой.

Разбираем гитару. Выкинула струны! Открутила гриф (для акустической гитары СССР для снятия грифа нужен четырехгранный ключ (или его называют рояльным), сняла колки, лады и порожек не трогала. Колки были стянуты черной резинкой и от старости она растеклась и заползла во все щели. Колки выкинула.

Важно! Если у вас замена колков, то купить новые надо по размеру старых. Сейчас все стремятся к стандартизации и для классической гитары расстояние между крайними валами 70мм. У акустик времен СССР расстояние между осями валов больше. Замерьте диаметр вала и расстояние между ними.

Деки не снимала. Трещины проклеила быстросохнущим клеем (можно эпоксидной смолой). В тех местах, где дека отходила, промазала клеем и под пресс. Все крупные трещины тоже залила клеем. Самую большую трещину под грифом я проклеила и с внутренней стороны приклеила для надежности небольшой кусочек фанеры. Дырочки законопатила спиченкой и тоже залила клеем.

Дальше шкурим. Шкурить надо было много. И я решила начать с реноватора. Им сняла с дек и боков лак. Дальше уже работаем наждачкой — 400 и 600. Шкурим по направлению волокон древесины.

Со всех сторон грифа (кроме накладки с ладами) тоже снимаем лак. Тут уже только наждачкой 80-400-600. Накладку грифа я просто хорошо почистила.

Далее все места, которые не надо было красить, закрываем молярным скотчем. Резонаторное отверстие тоже закрываем (можно положить мятую газету), чтобы внутрь краска не попала.

Далее грунтовка под покраску (в зависимости от того, какую вы краску будете использовать). Краска использовалась двухкомпонентная 60% матовости. 2 слоя.

Реставрация акустической гитары СССР, фото № 1

Держатель струн (подставку) и головку грифа я решила покрасить глянцевой красной эмалью с металлическим блестками. Все лишнее я заклеила молярным скотчем и замотала пищевой пленкой. Красила эмалью в 3 слоя.

Накладку на гриф я тонировала морилкой Палисандр (но он у меня какой-то светлый и палисандр напоминает только своим названием) и покрыла лимонным маслом.

Реставрация акустической гитары СССР, фото № 2

Устанавливаем колки. Собираем гитару. Настраиваем высоту грифа. Натягиваем струны и настраиваем.

Резонаторные гитары – от создания до современности





Особенности


Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:

другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.

Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.

Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.




Виды и их звучание


Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.




Производители

Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.


от типов отделки;

Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:

Экономия возможна, если выбирать модели:

знаменитой фирмы Dobro;



Как играть?

Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.


В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.

Настроить струны можно:

как у простого шестиструнного инструмента;

по методике E-Dur;

на классический слайдовый формат G-Dur.


Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.

Осталось дело за малым - сделать розетку.
Я люблю делать для каждой гитары оригинальнальный рисунок розетки, поэтому материал выбирается с расчётом изготовления одной розетки. Из полосок шпона напиливаются маленькие брусочки с сечением 0,8 мм х 0.8 мм длиной 15 см. Перед выпиливанием таких мелких брусочков обязательно приходится затачивать дисковую фрезу чтобы распил получался чистым и ровным. В результате получаем три кучки тоненьких палочек.


Склеиваю палочки в соответствии с планом розетки зажимая их между двух линеек. Через некоторое время у меня имеется 9 склееных полосок.


Теперь их надо выровнять по толщине. Для этого используется цыкля закреплённая в специальной конструкции. Каждая полоска протаскивается между цыклей и основанием. В результате получаем ровные по толщине полоски склееных брусочков.


Автоэвакуаторщики

Далее каждой полоске нужно придать форму сектора по толщине, чтобы она правильно вписывалась в окружность. Край полоски который будет распологаться ближе к резонаторному отверстию должен быть тоньше. Для проведения такой операции я использую фрезер со специальной оснасткой. Склееная полоска вставляется слева и проходит под фрезой которая снимает часть дерева. На выходе получается слегка скошенная полоска. Фреза очень активно пытается выталкивать полоску и если её не придерживать то она вылетает справа как стрела пущенная из лука.


Все полоски склеиваются в специальном приспособлении.


Далее предстоит приятная процедура напиливания секторов из склеенной заготовки. Приятная потому что напиливание я делаю с помощью моего станочка и идёт оно довольно быстро.

Было дело, смотрел концерт Dire Straits… Так вот, Нопфлер обычно за концерт использует несколько гитар, смотреть на них зело интересно и познавательно, ибо всегда интересно знать на чем и как играют такие музыканты.

Одна из гитар мне показалась очень необычной – вроде акустика, но с каким-то железным кругом. Покопавшись в инете, понял, что это — резонаторная гитара.
Признаюсь честно, раньше эти гитары выпадали из моего поля зрения. Начал копать дальше, в рунете инфы – кот наплакал. Посему, пришлось вспоминать буржуйский… В общем, представляю вам краткую историю резонаторных гитар скомпилированную из разных источников.

Вся задумка с резонаторами была нужна для повышения громкости звука гитары, т.к. звукоусиление начнет набирать обороты только в начале 30-х.
Гитары производились под брендом National и делались как из дерева, так и из метала, неизменным оставались лишь алюминиевые резонаторы.

Однако, уже через год в 1928 главный идеолог и изобретатель John Dopyera уходит из National и совместно со своими братьями-славянами (да-да, Dopyera – чехословак) основывает новую компанию, дав ей имя Добро (Dobro). Название компании неслучайно, во-первый это сокращение от DOpreya BROthers, а во-вторых, как со словацкого переводится Dobro, думаю объяснять не надо.
В этом же году братьями была представлена однорезонаторная гитара. Резонатор был выполнен из металла, и имел выгнутую форму.

Regal RC-1 Duolian Metal Body Resonator Guitar

К слову сказать, National сразу же стала производить такие же однорезонаторные гитары.
National стали ассоциировать с гитарами из металла и тремя резонаторами, в то время, как Dobro – с декой из дерева и одним металлическим резонатором.

Но уже к средине 30-х две компании объединились в одну с названием National Dobro Corporation. Компания выпускала гитары под марками National, Dobro и Regal.
Однако, с началом Второй Мировой Войны, компания перестает выпускать резонаторные гитары. По одной из версий из-за того, что с металлом в стране была напряженка, и правительство запретило изготовление из металла различных несущественных изделий.

В 1942 National Dobro Corporation была реорганизована и переименована в Valco. Фирма выпускала множество ладовых инструментов, но не резонаторные гитары.

Видимо поэтому, а может дело было в другом, но в 1959 году Эмиль (так же известен как Эд) Допера) Emile Dopyera (also known as Ed Dopera) продал торговую марку Dobro и компании фирме Mosrite. Которая стала производить гитары добро какое-то время.

Но уже в начале 60-х Руди и Эмиль Допера (Rudy and Emile Dopyera) основали новую компанию по производству резонаторных гитар – OMI (Original Musical Instruments). Гитары какое-то время выпускались под маркой Houndog.

В конце 80-х, компанию переименовали в National Reso-Phonic Guitars. Сейчас компания выпускает резонаторные гитары всех типов, делая акцент на аутентичности, т.е. воспроизводстве ощущений и звука старых инструментов.

А что же OMI? Ну и тут дела шли неплохо. В 1970-м братья Доперей выкупили бренд Dobro назад.

Dobro Houndog Wood Body Resonator Guitar

А в 1993 Gibson поглотили OMI, естественно, завладев брендом Dobro. Сейчас Gibson производит несколько резонаторных моделей.

Надо сказать, что именно словом Dobro называют все резонаторные гитары. Это слово стало для них нарицательным, как, например, Xerox для всех копиров.

Вообще, что история гитар довольна забавная особенно со всеми этими слияниями, продажами и поглощениями. =)

Надо сказать, что сейчас резонаторные гитары переживают второе рождение, и становятся популярны как никогда, даже и не знаю с чем это связано. Однако, не в России.

Дополнения, исправления, комментраии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

Читайте также: