Резиномоторный самолет из потолочки своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

В этой публикации предлагается начинающим авиамоделистам несложная универсальная модель, которая в изготовлении не намного сложнее схематической, но аэродинамика её и, соответственно, лётные данные находятся на вполне современном уровне.

Авиамодель может быть выполнена как в варианте планёра, так и резиномоторного самолёта, однако имеет смысл сначала собрать её в первом варианте, а затем, после овладения моделистом навыков запуска и регулировки этого летательного аппарата, оснастить его воздушным винтом и резиномотором.

Аэродинамическая схема модели — вы-сокоплан с крылом большого удлинения. Конструкция — смешанная, с применением упаковочного пенопласта, фанеры и всё тех же липовых и сосновых реек.

Фюзеляж модели состоит из балки Н-образного сечения, склеенной из 1-мм фанеры, и пенопластового заполнения. Фюзеляж собирается с помощью эпоксидного клея. В задней его части устанавливаются бобышки, фиксирующие киль и хвостовой крючок резиномотора, в передней — липовая бобышка со втулкой воздушного винта. Последняя изготавливается из кусочка стержня от шариковой или, что лучше, гелевой ручки, нужно только с одной стороны развальцевать пластиковую трубку нагретым стержнем конусной формы.

Геометрическая схема универсальной свободнолетающей модели

Геометрическая схема универсальной свободнолетающей модели

Конструкция модели

Конструкция модели:

Балка фюзеляжа

Балка фюзеляжа:

1 — носовая бобышка; 2 — перегородка; 3 — правая боковина (левая показана условно); 4 — детали бобышки с гнездом под киль; 5 — бобышка крепления крючка

В средней части фюзеляжа формируется ложемент под крыло, для чего вырезается углубление и зашивается 1,5-мм липовым шпоном. Для крепления крыла к фюзеляжу с помощью резиновых колец используются буковые штыри диаметром 6 мм, вклеенные в фюзеляж у передней и задней кромок крыла. Крыло фиксируется с помощью пары буковых штифтов диаметром 4 мм, заделанных в крыло по оси его симметрии; в ложементе под эти штифты сверлятся соответствующие отверстия.

Киль представляет собой заполненный пенопластом каркас, передняя кромка и корневая нервюра которого вырезаются из сосновых реек, а задняя кромка — из 2-мм фанеры.

Горизонтальное оперение — это стабилизатор, состоящий из соснового каркаса и пенопластового заполнения, и навешенные на него рули высоты. Последние делаются из липы и соединяются со стабилизатором с помощью своеобразных петель — отрезков мягкой стальной проволоки (например, от канцелярской скрепки), что позволяет подбирать оптимальный угол установки рулей при отладке модели.

Изготовление пенопластового сердечника крыла

Изготовление пенопластового сердечника крыла:

1 — втулка-изолятор (текстолит или фторопласт); 2 — соединительная клемма (медь или латунь, лист s2); 3 — режущая струна (нихром); 4 — шурупы; 5 — шаблон (дюралюминий, лист s2); 6 — заготовка сердечника (упаковочный пенопласт); 7 — двухпроводный электрошнур; 8 — штырь (часть гвоздя); 9 — станок лучковой пилы

Струг для прорезания канавок на сердечнике крыла под полки лонжерона (внизу справа - использование струга)

Струг для прорезания канавок на сердечнике крыла под полки лонжерона (внизу справа — использование струга):

1 — резаки (части ножовочного полотна); 2 — державка (древесина); 3 — основание (древесина)

Теоретический чертёж воздушного винта

Теоретический чертёж воздушного винта

Отделка пенопластовых поверхностей, в принципе, может заключаться лишь в последовательной их шлифовке шкурками уменьшающейся зернистости, однако всё же лучше после этой операции загрунтовать пенопласт эпоксидным клеем, после его отверждения ещё раз ошкурить поверхности и окрасить их автоэмалью подходящего цвета.

Перед запуском модели в варианте планёра следует подобрать центровку, разместив в канале под резиномотор подходящий груз. Центровка при этом должна располагаться на 25 — 30 процентах длины САХ крыла.

Если при запуске модель будет круто пикировать, то следует отогнуть рули высоты немного вверх, при кабрировании (наборе высоты с потерей скорости) — вниз. Траектория полёта правильно отрегулированной модели должна представлять собой прямую нисходящую линию. Для запуска планёра с леера необходимо в нижней части фюзеляжа прикрепить крючок из проволоки.

Для переоборудования планёра в самолёт понадобится воздушный винт. Сделать его можно из подходящего липового бруска в строгом соответствии с теоретическим чертежом. Вогнутые части винта стёсываются миниатюрной циклёй или осколками стекла подходящей кривизны. После окончательной отделки винт балансируется, для чего надевается на вязальную спицу, помещённую на две горизонтально расположенные стальные линейки. Более тяжёлая лопасть при этом потянет вниз, её нужно сошлифовать шкуркой. Правильно отбалансированный винт, если его качнуть, должен останавливаться на вязальной спице в любом положении.

Готовый винт покрывается несколькими слоями паркетного лака. Вал винта выгибается из стальной проволоки диаметром 1,5 — 2 мм. Между втулкой передней бобышки фюзеляжа и винтом устанавливается гладкая латунная шайба.

Таблица контрольных сечений крыла модели самолёта (значения X, Yв и Yн — в мм)

Таблица контрольных сечений крыла модели самолёта (значения X, Yв и Yн - в мм)

Необходимо также подготовить резиномотор. Чтобы сделать его, следует между двумя гвоздями, забитыми в подходящую доску на расстоянии 650 мм друг от друга, намотать круглую авиамодельную резину (её масса должна быть в пределах 35 — 40 г). На переднем и заднем концах резинового жгута с помощью прочных швейных ниток оформляются петли под крючок вала винта и под задний крючок.

После изготовления резиномотор следует вымыть с мылом, высушить и слегка смазать касторовым маслом. А между полётами хранить в герметично закрытом полиэтиленовом пакете.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Чертеж радиоуправляемой модели тренера Тренер из потолочки с электрическим двигателем, выполненного из пенопласта.

Ни разу не строил самолёт с крылом из гнутой потолочки, решил потренироваться на этом тренере.
Собрал фюзеляж, пока без клея. Всё собирается как конструктор, очень приятно строить.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Собрал крыло. Оказалось вполне приемлемо. На UHU Por собирается очень быстро. Вклеил хвост, навесил руль высоты. Вклеил петли из упаковочной ленты в элероны, такой способ мне нравится значительно больше навески на скотч. Кабанчики вырезал на станке.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Полётный вес вышел 188г. Самолёт не обтянут скотчем и быстро испачкается при посадке на брюхо, решил добавить шасси. Шасси изначально не планировались и креплений для них не предусмотрено. При помощи ниток прикрепил стойку шасси к площадке из лёгкой фанеры, которую закрепил на фюзеляже двусторонним скотчем. Крепление легко снять, при жесткой посадке шасси отсоединятся, не выламывая элементы фюзеляжа.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки
Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Облетал.
Взлёт с рук, посадка на шасси. Летает плавно, как и подобает тренеру, позволяет крутить рули бездумно в любые стороны =) Ветер был порывами, но ничего страшного, всё терпит. Планирует хорошо, садится почти сам. Из пилотажа — получаются петли прямые и обратные, бочки, перевёрнутый полёт. Очень рекомендую данный тренер для начинающих.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Вечером пошёл вновь полетать, стал гонять ворон. На резких манёврах крыло замяло за фанерным соединителем. Доработал чертёж, добавил бальзовые полки 250х12х2 на каждую консоль сверху и снизу. Крыло придётся переделать.
Лонжероны с бальзой получились очень жесткими, теперь крыло не сломается.

Чертеж модели самолёта Тренер из потолочки

Новое крыло получилось тяжелее на 3г, но в полёте не гнётся, старое же заметно изгибалось.
Тренер он же во всеём тренер, опробовал покраску пенопласта и скотча акрилом. Маску делал изолентой. Под маску краска немного затекла, но получилось нормально. На скотч краска тоже хорошо легла.


Создание самолёта — дело в общем не хитрое, но и не простое: скачать чертежи и выполнить действия по мануалу в принципе может любой. Либо купить кит и собрать. Другое дело — когда ты строишь уже свой, собственный самолёт.

Немного лирики.

Вообще для меня было чудом, когда неодушевлённые палки-рейки и прочий мелкий мусор, превращаются в живой аппарат, который способен летать по воздуху. Магия! С детства был захвачен этой страстью, но с возрастом отошел. И вот, спустя почти 20 лет, я снова вернулся к моделизму.

За это время радиоуправление, о котором в детстве мог только мечтать, стало вполне себе распространено и даже я бы сказал, дёшево. С таким же поехавшим как я корешем, построили пробный хреналёт из потолочной плитки, затем каждый по отдельности начали строить свои самолёты. Ага, называется — "нам тридцать лет")

Создание своего самолёта — крайне увлекательное действо, ибо я две недели напролёт просто не мог оторваться! Вынашивание идеи, эскизирование, проектирование и воплощение мечтов, мечтей, мечтаний в реальный аппарат! Всё своим умом и руками, потому я думаю, что нет лучшего места для этой записи, чем здесь.
Проектная работа всегда меня захватывает с головой — это очень интересно! Особенно когда из него и веток из подручных материалов получается самолёт. Нажимаешь свитч — и оно оживает! Самодостаточный летающий аппарат, который ты создал собственными руками. При том — придумывай что хочешь! Фантазия в данный момент, может ограничиваться лишь бюджетом и временем.
Стараюсь делать всё красиво и качественно, ибо полёт самолёта — это всегда зрелище. Сейчас засилье коптеров — они меньше, проще в управлении, да и стабильнее в полёте, но самолёты всё-таки красивее и зрелищнее. Да и удовольствие от управления — несказанное! Поэтому, я считаю, что самолёт должен быть красивым.

Ливрею продумывал заранее. Наклейки так же нарисовал сам и распечатал в местном печатном салоне за 40 рублей.


На улицах довольно часто можно встретить детей, которые играют с самолетами, сделанными из пенопласта. Они очень легкие и достаточно далеко летают. Но дело в том, что можно сделать еще более совершенную модель, которая будет оснащена крутящимся пропеллером и сможет взлетать даже с асфальта.

Для начала создаем лопасти пропеллера, для чего из картона вырезаем трафарет, подходящий по форме и размеру. Прикладываем его к обычной пластиковой бутылке, обводим контуры маркером и вырезаем. Таких лопастей нужно сделать две штуки.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Смазываем лопасти клеем и к каждой из них крепим по зубочистке.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Теперь, от стержня ручки, отрезаем небольшой кусочек.

С помощью клея, три куска рейки склеиваем друг с другом, закрепляя их на краю большой деревянной рейки и поверх этих кусочков крепим на клей еще и отрезанный стержень ручки.

Всю конструкцию нужно дополнительно закрепить нитками, которые предварительно вымачиваются в клею.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Берем скрепку и из неё выгибаем зигзагообразную деталь, которая будет крепиться на противоположной стороне от носовой части планера. Закрепляем её там с помощью ниток.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Вернемся к лопастям. Отрезаем еще кусок стержня ручки и засовываем туда зубочистки, которые приклеены к лопастям. Сами лопасти нужно разместить под таким углом, чтоб они создавали воздушный поток. Делаем, как на изображении – одна ровно, другая слегка сдвинута.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Для того чтобы пропеллер крутился без проблем и не цеплялся за корпус планера, насаживаем на проволоку, являющуюся основой пропеллера, 3 бисеринки, в данном случае служащие в качестве подшипника.

Продеваем проволоку, на которой держится пропеллер в стержень от пасты, который закреплен на носовой части планера. А ту часть проволоки (в данном случае это скрепка), которая торчит с другой стороны, загибаем крюком.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Далее, используя рыболовную резинку, цепляем её за крюк, образованный от пропеллера, и за тот крюк, который был сделан на задней части рейки.

Длина резинки рассчитывается по длине рейки. Закрепив её и прокручивая при этом пропеллер, получаем эффект его вращения, при раскручивании резинки – двигатель планера готов к использованию.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Далее переходим к созданию шасси. Для этого нужно взять проволоку, согнуть её пополам и сделать две ножки, на каждой из которых будет крепиться колесико, и загнутую часть, которая сыграет роль крепления на корпусе.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Крепим проволоку к корпусу с помощью ниток и клея. Шасси должно размещаться неподалеку от пропеллера, чтобы тот не цеплялся о землю при взлете и приземлении.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Из материала, который часто используется в отделке потолков, либо подкладывается в коробки с хрупкими вещами, вырезаем колеса для самолета.

Циркулем делаем разметку и вырезаем, склеивая по два кружочка на каждое колесо. А в центр колес вставляем вырезанные кусочки стержня ручки, чтобы они без проблем вращались.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Закрепляем колеса на проволоке, после загибая её края, чтоб они не слетали.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Теперь займемся хвостовой частью. Из того же материала, что использовался для колес, вырезаем хвост.

Сначала боковые части, а потом основу. Обрабатываем грани деталей наждачной бумагой. Склеиваем их.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Теперь крепим хвост к корпусу самолета. Клеем промазываем деревянную рейку и цепляем туда хвост.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Вырезаем из этого же материала крыло. На две части разделять его не нужно, просто делаем одно сплошное крыло. Грани также обрабатываем с помощью наждачной бумаги.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Для улучшения аэродинамики, вырезаем деталь, как на изображении и клеим её на нижнюю часть крыла ровно по центру.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке
Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Теперь пришло время крепить крыло. Используя деталь, которая была зафиксирована на нем с нижней части, устанавливаем крыло, этой частью к деревянной рейке.

Для начала фиксировать его слишком сильно не стоит, поскольку для успешного полета, скорее всего, придется корректировать положение крыла.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

При запуске самолет не должен падать винтом вниз, посадка должна быть плавной.

При крене самолета, нужно наклонить крыло в противоположную сторону, зафиксировав его в таком положении.

Методом проб и ошибок, удастся создать идеальную позицию крепления крыла и тогда полет будет ровным.

Планер из потолочной плитки с мотором на резинке

Если сделать полноценный корпус, то планер станет слишком тяжелым и не сможет далеко летать.

А в таком виде, при хорошо подобранной резинке и правильно отрегулированном крыле, полет будет долгим и красивым. Удачи!

Читайте также: