Резьбовое соединение как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

ПВХ или ПП трубы являются одними из лучших в плане баланса между стоимостью и надежностью, поэтому есть смысл их применять и для сборки систем орошения или поения животных. Проблема только в том, что их соединение подразумевает пайку. Собранная паяльником система не предусматривает возможность быстрой разборки для зимнего хранения, переноса или модернизации. Для таких случаев на трубах лучше делать резьбу своими руками. При небольшом давлении воды в системе это вполне безопасно, и очень удобно.

Что потребуется:

  • Зажигалка или горелка;
  • универсальная силиконовая смазка;
  • ПВХ или ПП трубы 25 мм;
  • ПВХ или ПП фитинги 25 мм;
  • латунные фитинги 3/4 В, 3/4 Н;
  • фумлента.

Процесс формирования резьбы на ПП трубах

Первым делом необходимо нарезать трубу на отрезки необходимой длинны.

Для нарезки наружной резьбы на трубах, нужно зажать в тиски любой металлический фитинг с внутренней резьбой 3/4 дюйма. Ее необходимо сбрызнуть силиконовой смазкой. Затем разогреваем края трубы зажигалкой или горелкой до начала оплавления пластика, и вкручивает в фитинг.

Через 5-10 минут остывшая трубка выкручивается. За счет смазки она не прилипает к металлу. В результате получаем прочную плотную резьбу.

Внутренняя резьба в пластиковых фитингах делается уже медом вкручивания в нее горячей латунной наружной резьбы. То есть, греть нужно наоборот. Рассоединять скрученные детали также можно только после полного остывания пластика.

Тем не менее, технология соединения на резьбе была и остается основной в ситуациях, когда нет возможности использовать сварку, требуется быстро собрать линию трубопровода, имея под рукой лишь ограниченный набор деталей и инструментов.

soedinenie5

Общие сведения

Использование резьбы оказалось очень удобным для соединения двух элементов цилиндрической формы. Понятно, что резьбовое соединение используется только при условии большой толщины стенок труб. Иначе профиль резьбы, накатанной или нарезанной на поверхности соединяемого участка, может ослабить металл.

Для стыковки элементов магистрали может использоваться коническая и цилиндрическая резьба. Первая применяется преимущественно в машиностроительном оборудовании, вторая используется для стыковки водопроводных и газовых труб.

Схемы стыковки участков трубопровода:

  1. Классическая схема болт-гайка. Один из соединяемых отрезков должен иметь внутреннюю резьбу, второй – наружную резьбовую накатку или нарезку. Чаще всего в этом случае либо стыкуются трубы разного диаметра (но тогда толщина стенки должна быть не менее 6 мм), либо на конце приварена толстостенная муфта. Так как один из отрезков должен вращаться, то стык получается неразборным. Поэтому применяется преимущественно на закрытых участках водопроводов и подводах бытового газа.
  2. Схема с использованием дополнительных деталей. Между торцами стальных труб монтируются и скручиваются по резьбе промежуточные элементы с внутренней и наружной резьбой. Один из соединяемых отрезков может вращаться, но чаще всего конструкция соединения позволяет разобрать узел без необходимости выкручивать основную трубу.

Прямолинейные участки стыкуются резьбовыми муфтами, ниппелями и сгонами. Если требуется соединение под прямым углом или необходимо состыковать в одной точке сразу три или четыре отрезка, то дополнительно применяются уголки или кресты. По сути, это те же муфты, но более сложной формы, с нарезанной внутренней резьбой.

soedinenie6

Сгон представляет собой отрезок трубной заготовки с нарезанной с двух сторон резьбой. Причем длина резьбового участка для каждого торца отличается.

Муфта может выполняться в виде отрезка стальной трубы со стенками большой толщины. Внутри нарезана резьба, аналогичная той, что выполнена на сгоне или на ниппеле. Муфтой также называют бронзовый тонкостенный фитинг, у которого по внутренней поверхности с разных концов нарезается правая и левая резьба соответственно.

Обязательный элемент разборного соединения – поджимная контргайка. Она наворачивается для обеспечения герметичности и прочности соединения.

Требования к соединительным элементам

Диаметр стальных труб, используемых в водопроводах, определяются в дюймах. Соответственно, размер резьбы как для трубных отрезков, так и для муфт, сгонов, ниппелей также измеряется в дюймах. Такой подход позволяет избежать путаницы при нарезке резьбы. Плашки для резьбовых участков стальных труб также маркируются в дюймах.

Установлены определенные требования по длине резьбового участка и параметрам резьбы:

Размеры резьбового участка, его длина, количество ниток привязаны к диаметру и толщине стенки стальной трубной заготовки. Параметры подобраны так, чтобы соединение двух труб получалось надежным, при этом стенка водопроводной магистрали не ослаблялась резьбовым профилем, всегда оставался запас прочности.

При покупке деталей для стыковки стальных труб нужно обращать внимание на параметры резьбового участка, симметричность профиля, одинаковую высоту вершин по всей длине нарезки.

Большинство деталей, используемых в соединениях, изготавливают из стальных заготовок полукустарным способом с помощью плашек или нарезают резцом на токарном станке. Требования ГОСТа могут не выдерживаться.

Один и тот же профиль часто с нарушением технологии нарезается как на легкой заготовке, так и на тяжелой стальной трубе. При том, что на тонкостенных заготовках профиль не режется, а накатывается. Из-за брака соединение выходит из строя в первый же год эксплуатации.

Виды разъемных соединений

Стыковка двух участков водяной или газовой трубы одного диаметра может выполняться тремя способами:

  • стяжка муфтой и контргайкой;
  • соединение двух стальных труб длинной муфтой с правой и левой резьбой;
  • сгоном и двумя муфтами.

Конкретную схему стыковки стальных труб выбирают в зависимости от места предполагаемого соединения, наличия поворота, врезки водопроводного крана или места разветвления коммуникаций.

Стыковка двух стальных труб с помощью пары муфта-контргайка

Данный тип соединения считается доступным в применении для всех желающих. Способ подходит для сборки или наращивания линии стального водопровода из трубных заготовок с предварительно нарезанной на концах резьбой. Предполагается, что подсоединяемый отрезок может вращаться вокруг оси.

soedinenie2

  1. Накручивают до упора контргайку на резьбе основной трубы, выполняют подмотку резьбового участка ФУМ-лентой. Наворачивают муфту, не доходя до контргайки 4-5 мм.
  2. Наворачивают контргайку и выполняют подмотку лентой ФУМ второй трубы.
  3. Совмещают торец с резьбой с входом в муфту, приподнимают трубную заготовку на одну линию с основной трубой. Придерживая трубным ключом, вворачивают вторую часть по внутренней резьбе. Сначала нужно провернуть рукой, затем дожать ключом.

После того как вторая трубная заготовка плотно вошла по муфтовой резьбе, притягивают контргайки и зажимают уплотняющий материал.

Таким способом ставят задвижки, врезают треугольники для ветвления водопроводной магистрали.

Соединение длинной муфтой

Зачастую в процессе ремонта или сборки водопровода нет возможности вращать хотя бы одну из сращиваемых половинок. В лучшем случае можно продвинуть по оси или отогнуть одну из труб в сторону на 10-20 мм.

soedinenie4

Длинная муфта удобна для соединения стальных труб после ремонта, например, из линии водопровода пришлось выбросить тройник или кран. Остались лишь две половинки трубы с резьбой.

Чтобы выполнить соединение, нужно очистить резьбу от старой подмотки. На ней не должно быть вмятин, коррозии. Допускается точечное повреждение ниток не более чем на 10% поверхности. На каждую трубу наворачивают по стальной контргайке, подматывают ФУМку.

Направление вращения подмотки при укладке ФУМ-ленты на профиль резьбы для каждой половины отличается. Материал наматывают по ходу вращения корпуса.

После укладки уплотнения нужно слегка развести концы стальных труб вдоль оси на величину 35-45 мм. Далее вставить между ними длинную муфту и ввести торцы труб внутрь, стараясь не допустить перекоса. Остается провернуть корпус рукой, чтобы попасть в зацепление с первым витком резьбы с каждой стороны.

Если резьба совпала, то заворачивают трубным ключом, после чего поджимаем стальные контргайки с каждой стороны.

Соединение сгоном, двумя муфтами и контргайкой

Данный способ соединения самый простой и одновременно самый массовый. Он интересен тем, что с помощью пары муфт и сгона произвольной длины можно соединить две стальные трубы, между торцами которых может быть расстояние 110-300 мм.

Использовать стальной сгон большей длины не имеет смысла. Для водопроводов сечением в 1/2-3/4 дюйма рекомендуется использовать сгоны по 110 мм, для дюймовых – 130 мм.

Единственным исключением является использование сгонов длиной по 300 мм для подключения водяных радиаторов к стоякам отопления.

soedinenie3

Соединение стальных труб подобным способом возможно при условии нормального качества профиля на резьбовом участке. Обычно на старых стыках страдают первые витки резьбы из–за коррозии или неумелого обращения с инструментом.

Поврежденные витки на конце стальной трубы нужно обрезать болгаркой, напильником сбить стальные заусенцы. На новой кромке сделать входную фаску, иначе завернуть муфту будет невозможно.

Длина сгона должна быть меньше расстояния между торцами соединяемых магистралей на 5-6 мм.

soedinenie1

Само соединение стальных труб выполняется в следующей последовательности:

  1. Внутрь на витки контргайки уложить небольшое количество порошка графитовой смазки (на кончике жала шлицевой отвертки). Удерживая контргайку в вертикальном положении, завернуть сгон длинным резьбовым участком вперед. Несколько раз прогнать гайку по всей длине, чтобы резьбовой профиль раздавил и равномерно разогнал порошок по всей резьбе. Его остатки сдуть.
  2. В дополнение к имеющейся на длинной резьбе контргайке, завернуть муфту. Пару нужно будет довернуть до конца участка, но не затягивать. С противоположного конца сгона с коротким резьбовым участком завернуть вторую муфту, но уже с подмоткой резьбового профиля ФУМ-лентой.
  3. На соединяемых концах водопровода оба резьбовых участка подмотать ФУМкой. На любой из концов магистрали наворачивается муфта со сгоном, которая на короткой резьбе. Соединение затянуть трубным ключом.
  4. Согнать муфту с длинного резьбового участка сгона на подмотанную резьбу. Сгон в этот момент зафиксировать и удерживать от проворачивания трубным ключом.

Соединение выполнено, и можно оценить качество работы. Если претензий по перекосам, герметичности или оставшейся резьбе на соединяемых участках нет – подмотать пропитанную паклю между торцом муфты и контргайкой и затянуть последнюю до упора.

После проверки стык обработать антикоррозийным раствором и после сушки окрасить пентафталевой эмалью.

Достоинства и недостатки соединения на резьбе

Правильно собранный узел может прослужить 25-30 лет без ремонта. Сгон, муфта, контргайка стоят недорого, просты в изготовлении даже в кустарных условиях.

При необходимости всегда можно разобрать соединение, заменить поврежденный элемент, намотать уплотняющую ленту. После чего узел будет служить столько же, сколько и сам трубопровод.


Резьбовое Соединение

Виды соединений

Современные коммуникации могут быть смонтированы из металлических, пластиковых, металлопластиковых, пвх, пнд и иных труб. Материал изготовления определяет выбор способа соединения стояков в единую конструкцию. Поэтому, элементы трубопроводной системы могут быть разборного и неразборного типов.

Среди множества разъемных стыковок в равной мере популярными являются соединения как с помощью резьбы, так и без нее.
К резьбовым способам относятся соединения с использованием:

  • сгона, муфты, контргайки;
  • американки с накидной гайкой;
  • резьбы двунаправленного типа.

Безрезьбовой способ включает в себя сочленение с применением:

и иных приспособлений, в зависимости от материала изготовления труб.

Об этих типах соединений дальше расскажем более подробно.

Соединение в системе отопления

Промышленность производит трубы из различных материалов. Эти изделия используют для укладки водопроводов, канализаций, газопроводов, иных трубопроводных коммуникаций.

С маркировкой

Во время прокладки систем отопления пользуются трубами из:

В зависимости от этого, стояки в отопительных конструкциях могут соединяться с помощью:

  • cварки; ;
  • фланцев;
  • пресс-соединений;
  • компрессионных и надвижных фитингов,
  • и других способов с использованием инновационных современных технологий.

Резьбовое скрепление медных труб

Сегодня наступило время для медных и пластиковых труб. Их соединяют с помощью спайки, компрессионных и пресс-фитингов. Но резьбовое соединение в системе отопления металлических труб практически остается приоритетным среди всех видов сочленений.

Резьбовыми соединениями пользуются не только при прокладке труб отопления, но и при скреплении стальных, в том числе оцинкованных водопроводных стояков.

В газовых магистралях и особенно в трубопроводах высокого давления, в качестве соединения применяют сварку.

Сочленение с применением резьбовых фитингов характеризуется:

  • быстротой сборки;
  • высоким качеством, надежностью соединений;
  • возможностью установки в труднодоступных местах.

Важно! Применяя резьбовую муфту, сгоны, контргайки, колена, краны можно не только быстро демонтировать, но и собрать трубопровод.


В разобранном виде

Без наличия фитингов с внутренней и внешней резьбой невозможно качественно смонтировать трубопровод из медных стояков. Чтобы установить эти детали системы, необходимо наличие резьбы не только на соединительных элементах, но и на концах стояков. С помощью фитингов подсоединяют все измерительные приборы.

При монтаже медных труб достаточно часто используется американка, которую справедливо считают одним из типов резьбовых соединений.

Важно! Применяя для гидросистем медные трубы помните, что медь плохо совмещается с иными металлами и сплавами, поскольку при контакте происходит химическая реакция, способная разрушить элементы отопительного контура.

Газовых

Десятки лет газовые магистрали монтировались с бесшовных металлических труб. Под воздействием коррозии их эксплуатационный срок значительно уменьшается. Этот фактор был одной из причин замены труб из металла на изделия из других материалов:

  • полиэтилена;
  • меди;
  • нержавеющей стали.

Каждый вид труб может стыковаться разными способами. А можно ли соединять газовые трубы резьбовым соединением и если да, то стояки с каких материалов скрепляются резьбой? Да, можно. Например, с помощью резьбы соединяются стальные и медные изделия.

В частности:

  1. пайкой хорошо можно сочленить медные или полиэтиленовые детали трубопровода;
  2. сварка успешно используется при прокладке стальных, медных магистралей. Например, стальные элементы можно сваривать автогеном или дуговым сварочным аппаратом;
  3. с применением фланцевых скреплений происходит монтаж магистральных трубопроводов. Кроме этого, фланцы устанавливают в тех точках трубопроводной системы, в которых расположено ответвление от главного газопровода к дому или квартире.

Металлических

По металлическим трубопроводам перемещают газ, воду, пар, бытовые стоки, иные рабочие среды.

Изделия из металла

Во время прокладки отдельных участков используют неразъемные соединения:

К разъемным стыковкам относят фланцы, сгоны, накидные гайки. Они используются в системах, которые часто демонтируются.

Металлические стояки применяются при прокладке водо- и газопроводов. Для сочленения с помощью резьбы необходимо воспользоваться сгоном, муфтой, контргайкой.

С помощью пайки соединяют медные трубы. Такие сочленения отличаются повышенной надежностью.

Как безрезьбовые виды соединения труб, так и резьбовые, бывают разборного и неразборного типов.

Разве может быть резьбовое приспособление неразборным, скажете вы? Да, может. Встречаются ситуации, когда 2 трубы соединили резьбой, а потом приварили к неподвижным конструкциям. Это пример скрепления резьбой неразъемного типа.

С резьбой внутри

Интересным видом сочленения стала стыковка с использованием резьбы двунаправленного типа. Такое соединение осуществляется резьбовой муфтой при одновременном накручивании ее на оба стояка, если соединяемые трубы имеют разнонаправленные резьбы. Поэтому, перед тем, как сделать резьбовое соединение таких труб, необходимо еще раз убедиться в наличии различной направленности резьбы на стояках.

Главное – нужно выбрать хороший уплотнитель. Можно осуществить герметизацию силиконом. Хотя многие пользуются старым проверенным способом, используя ФУМ-ленту или уплотнительную нить и масляную краску.

Оцинкованных

Цинк относится к тем металлам, которые не подвергаются коррозии. Поэтому, лучшей защиты для стальных труб от воздействия влаги – не придумаешь.

Процесс оцинкования предвидит покрытие внутренней и внешней поверхности стояка цинком. Срок эксплуатации такого трубопровода определяется качеством покрытия и толщиной наносимого слоя металла.

Соединяются оцинкованные стояки с помощью резьбы или сварки. Многие считают, что оцинкованные трубы вообще запрещается использовать для прокладки водопроводов. Но это не так. Дело в том, что такие стояки не рекомендуется применять для транспортировки горячей воды.

А вот использование изделий для снабжения дома холодной водой не представляет никакой опасности для человеческого организма. Главное, чтобы питьевым трубопроводом пользовались постоянно, и вода не застаивалась в трубах. Тогда в такой жидкости наличие цинка будет около 5 мг/л, что ниже максимально допустимой концентрации в сутки (норма 12-15 мг/л).

Важно! Степень концентрации цинка можно определить самостоятельно: если показатели наличия цинка повышенные, то вода имеет вяжущий привкус.

С краном

Используют оцинкованные стояки для прокладки автономного водопровода. С их помощью обустраивают скважины, хотя ГОСТ не предвидит использование таких стояков в качестве обсадной трубы.

Дело в том, что водообмен в скважине – небольшой, что не исключает возможности ухудшения химического состава воды. Плюс к этому, под воздействием грунтовой среды, если стыки ненадежно уплотнены, возможна электрохимическая коррозия.

Поэтому, на вопрос, нужно ли герметизировать резьбовое соединение обсадной трубы ответ однозначный: да, нужно.

В случае свинчивания стыка пользуются резьбовыми герметиками. К наиболее качественным относятся уплотнители серии РУСМА, надежно герметизирующие и защищающие резьбовые соединения.

Металлопластиковых

Старые металлические трубы, служившие долгое время, обычно заменяют металлопластиковыми. Такая замена связана с наличием ряда положительных характеристик, которыми владеет металлопластик в сравнении с другими материалами.

Он отличается:

  • долгим сроком эксплуатации;
  • простотой монтажа;
  • надежностью и прочностью;
  • невысокой стоимостью;
  • возможностью функционировать в широком температурном диапазоне: от -8⁰С до +95⁰С, что представляет возможность применять его для систем отопления.

Металлопластиковые стояки могут сочленяться:

  1. с использованием компрессионных фитингов;
  2. с помощью пресс-фитингов.

Перед выполнением стыковки, необходимо выполнить чертеж размещения стояков, сантехнических устройств, контролирующих приборов.

Потом нужно сделать точные замеры и отрезать необходимые куски трубы, разложить их вдоль будущего трубопровода. Чтобы на торцах не оставались заусеницы и шероховатости, заточенным сверлом или круглым напильником зачистить торцы. Калибровщиком выровнять деформированные края и труба готова к монтажу.

Статистика утверждает, что при ремонте инженерных сетей около 75% старых стояков меняются на пвх (поливинилхлоридные) трубы. Прокладка новых коммуникаций также чаще всего осуществляется с использованием пвх стояков. Почему так растет их популярность?

Дело в том, что:

Ремонт в помещении

  • монтаж магистрали можно выполнить своими руками. Этот факт выгодно отличает стояки от подобных изделий с других материалов;
  • их стоимость – достаточно бюджетная, что помогает сэкономить значительные средства;
  • изделия – прочны и надежны;
  • конструкции отличаются устойчивостью к коррозионным процессам, что содействует длительному сроку эксплуатации.

Стыковать трубы пвх можно с помощью:

  • раструбов. Этим способом соединяют канализационные стояки, а в роли уплотнителя выступают резиновые кольца. Их можно смазать анаэробным герметиком, что значительно усилит процесс герметизации;
  • фланцев. Такое скрепление незаменимо при наличии трубопроводов, которые подвергаются разборке, связанной с частыми периодическими профилактическими работами. Это относится к магистралям временного типа, к трубопроводам, которые часто переносятся;
  • сварки терморезисторного типа, которой пользуются при стыковке труб диаметрами от 20 мм и больше. Кроме этого, часто применяют холодную сварку (клеевое соединение). Процедура осуществляется с помощью специального клея, который кисточкой следует нанести на всю длину внутренней поверхности фитинга и по окружности трубы.

Важно! Перед проведением холодного сваривания необходимо с торцов склеивающихся стояков снять фаску под углом 15 градусов. Для осуществления процедуры пользуются фасочными резцами.

Полипропиленовых

Стояки диаметром меньше 63 мм скрепляются с применением раструбной или муфтовой сварки. Для этого используют дополнительный элемент – муфту. Для резьбовой или иной стыковки стояков применяют фитинги с раструбами.

В случае сочленения стояков 63 мм в диаметре и выше применяют стыковой тип сварки. Если же в наличии соответствующие фитинги, то можно воспользоваться муфтовой сваркой. Когда же нужно, чтобы скрепление было разборным, применяют фланцы.

С помощью специального сварочного аппарата и насадкам к нему можно надежно, быстро соединить полипропиленовые или полиэтиленовые трубы. Используя такое приспособление, скрепляют стояки диаметром 16-40 мм. Для покрытия насадок используют антипригарный тифлон, что представляет возможным осуществлять стыковку самого высокого качества.

Пластиковых

Сварка своими руками

Стыковку пластиковых труб осуществляют, пользуясь:

  • диффузной сваркой;
  • резьбой;
  • фланцами;
  • клеем;
  • фитингами;
  • электромуфтовой сваркой.

При монтировании канализации из пластиковых труб они могут соединяться в раструб. Соединение достаточно эффективное при использовании в трубопроводах низкого давления, каким является вышеуказанная канализационная система.

Отличный вариант скрепления пластиковых труб – холодная сварка. Сущность ее воздействия на соединяющиеся стояки состоит в том, что клей растворяет верхнюю часть пластика трубы, обеспечивая, таким образом, сцепление стояков на молекулярном уровне. Просто, качественно, надежно.

Эффективным и относительно недорогим способом сочленения труб из пластика является фитинговое соединение. Если нужно скрепить пластиковые трубы с металлическими, то проще всего можно это сделать с применением фитингового сочленения.

При цанговом скреплении используют фитинги обжимного типа. Стык при этом формируется в том месте, где зубцы металлического стояка врезаются в элемент магистрали.

Бурильных и трубопроводов высокого давления

С помощью бурильных труб:

  • поднимают породоразрушающий инструмент;
  • передается вращение;
  • происходит передача осевых нагрузок на инструмент;
  • подводится промывочная жидкость.

Поэтому, нагрузка на такую конструкцию – достаточно велика. Соединение бурильных стояков осуществляется бурильными замками, которые имеют специальную замковую резьбу.

Бурильные изделия

Чтобы конструкция была более прочной, эксплуатировалась на протяжении длительного времени, для защиты замковых резьб используют консистентную антикоррозионную смазку. Также резьбу защищают способом наложения на соединительные места предохранительных элементов из металла.

Одной из наиболее сложных технологических операций является процесс проектирования и монтажа трубопроводов высокого давления. Специфика функционирования не допускает возможности перебоев в работе трубопровода. В противном случае может возникнуть аварийная ситуация. Поэтому, должны быть надежными скрепления стояков с использованием качественного уплотнения резьбовых соединений.

Трубопроводами высокого давления можно перемещать на большие расстояния газ, пар, жидкости. Давление в транспортирующей системе может достигать 25 атм и выше.

Для прокладки магистралей используют трубы из стали (углеродистой и легированной), меди, пластика (в основном, полиэтилена). Скрепление труб между собой может быть разъемного и неразъемного типов.

Важно! Монтируя трубопровод высокого давления, нужно стремиться к минимальному количеству соединений разъемного типа. Связано это с необходимостью повышенной безопасности при транспортировке рабочей среды.

  • шовная сварка;
  • сварка способом плавления; .

Резьбовой герметик и герметизация

В местах, где соединяются элементы трубопровода может протекать жидкость, выходить газ. Чтобы обезопасить себя от таких ситуаций, осуществляют герметизацию резьбовых соединений труб резьбовым герметиком. Средство может быть различным на вид, но предназначение его одно – герметизировать стыки.

Моток ленты

Среди множества уплотнительных материалов можно выделить:

  • тефлоновую ленту, котора является самым простым герметиком;
  • мастику или суриковую краску в комплексе с паклей. Этим уплотнителем пользуются несколько десятков лет, актуален он и сегодня;
  • герметики, в состав которых входят специальные растворители.

Важно! Выбирайте качественный уплотнитель, который обеспечит надежное резьбовое соединение, что особенно важно при прокладке газовых труб.

Применяют также однокомпонентную пасту, с помощью которой можно легко добиться надежного уплотнения не только резьбовых, но и других типов скреплений арматуры и стояков.

Важно! Работы с данным уплотнителем сопровождаются быстротой монтажа и максимальной аккуратностью. Вещество не поддается усадке и не загрязняет внутреннюю полость стояков.

Большое преимущество материала в сравнении с тефлоном или паклей, состоит в том, что с помощью пасты происходит идеальное заполнение минимальных зазоров или трещин в системе, что обеспечивает абсолютную герметичность. Этого нельзя сказать о тефлоновой ленте, которая может разрушиться при динамических нагрузках и загрязнить внутреннее трубное пространство.

Работа с паклей сопровождается некоторыми неудобствами в виде загрязнений стояков, пола. Кроме того, она отличается сильной ползучестью, усадкой.

Соединительные муфты

При ремонте газо- и водопроводных систем или прокладке новых возникает вопрос: чем лучше соединять стояки и герметизировать появившиеся стыки.

Если речь идет о разъемных соединениях, то лучше всего стыковку стояков осуществлять с помощью соединительных муфт. Их можно использовать как в форме соединительных деталей, так и в роли переходников, если линейные размеры, в том числе, диаметры резьбовых соединений труб – разные.

Важно! Выбирая фитинг, помните, что трубы и муфты должны изготавливаться из одного и того же материала.

  1. надежностью;
  2. доступностью и широтой ассортимента;
  3. быстротой, легкостью сборки и разборки;
  4. невысокой стоимостью.

В зависимости от разновидностей стояков, производятся аналогичные соединительные фитинги. Таким же способом подбирается герметик. Если металлические фитинги чаще всего уплотняют паклей с масляной краской, то для пластиковых деталей лучше всего подходит ФУМ-лента и синтетический герметик, в частности анаэробный уплотнитель.

Резьбовое соединение американки с радиатором

Какие бы сантехнические работы не проводились, какие бы системы трубопровода не использовались, резьбовых соединений не избежать. Естественно, уплотнение стыка должно быть качественное, иначе проблем не миновать. В этой статье мы рассмотрим, чем лучше уплотнять соединение, как это делать и еще некоторые моменты. Если вы считаете, что данная операция проста и не заслуживает внимания - не торопитесь, потратьте несколько минут на ознакомление.

Чем уплотнять

Существует множество уплотнителей для герметизации резьбовых соединений. Лента "фум", лен, "тангит" - порой глаза разбегаются от выбора. В последнее время появилась новинка - анаэробный уплотнитель для резбовых соединений (прошу не путать с пастой для льна), который упрощает процедуру сильно.

Герметик для уплотнения резьбового соединения

У анаэробного герметика есть пара существенных недостатков: 1. Соединяемые детали должны быть сухими и чистыми - это может быть серьезной проблемой при ремонте и замене деталей в рабочей системе. 2. Для застывания герметика требуется время, хоть и незначительное, но это тормозит весь процесс монтажа. К тому же, есть основания полагать, что соединенные детали нельзя никак тревожить во время последующих ремонтов. В общем такое решение подойдет для новичка, для мелкого ремонта. Профессионалу этот материал не совсем подходит.

Следует заметить: хороший сантехник выполнит соединение с любым из вышеперечисленных уплотнителем и течь не будет. Мы же остановимся на проверенном временем материале, которым пользуется подавляющее большинство специалистов: сантехнический лен и паста для него.

Сантехнический лен

Вообще, льном можно пользоваться и без паковочной пасты, однако она в целом повышает надежность стыка и упрощает операцию. Льняные волокна имеют свойство гнить со временем или иссыхать на трубах с горячей водой - паста предотвращает эти проблемы. Немаловажным свойством пасты является способность держать давление в неплотно закрученной резьбе.

Сантехническая паста для пропитки льна

Бесспорное преимущество льна перед другими паковочными материалами: детали можно раскрутить на пару оборотов без потери герметичности. И сделать так можно даже через несколько месяцев после изначального монтажа! Например, лента "ФУМ" вообще не терпит заднего хода, то же самое можно сказать и о засохшем анаэробном герметике.

Как подмотать

Сразу оговорюсь: возможно кто-то выполняет эту операцию иначе. Но за свою могу с уверенностью сказать: соединение получается герметичным и надежным.

Берется небольшой пучок льна, примерно как на фото ниже, это для подмотки пол-дюймовой трубы ("1/2"). Вообще, умение брать льна ровно столько, сколько нужно для конкретного соединения приходит с опытом. Одно могу сказать точно: лучше переборщить, чем взять меньше нужного.

Две детали и пучок льна для соединения

Лен наматывается на резьбу от края к основанию, по направлению резьбы. Если смотреть на торец, то получается по часовой стрелке. Не принципиально попадать в каждое углубление и идти строго по спирали. Важно направление намотки, натяг и чтобы резьба была покрыта равномерным слоем льна по всей поверхности. Можно даже уложить намотку в несколько слоев, если пучок изначально взят слишком тонкий.

Главное взять за правило: сколько бы ни было намотано льна, нужно стараться равномерно распределить волокна, без пустых ниток резьбы.

Заусенцы на гладкой резьбе латунного штуцера

Порой встречается очень гладкая резьба, например у счетчиков воды, лен прокручивается при подмотке. Для устранения этого неприятного явления достаточно слегка поцарапать резьбу, например слегка пройдясь поперек витков острым ножом. Даже еле заметные заусенцы и царапины способны намертво остановить волокна льна от прокручивания.

Подмотка резьбы
Намотка льна на резьбу
Подмотка резьбового соединения

Далее подмотанную область нужно обильно смазать паковочной пастой. Даже если переборщить, паста легко удаляется после затягивания деталей. Детали готовы к скручиванию.

Паковка пастой
Нанесение пасты на лен

С какой силой затягивать

Таблица предельного крутящего момента для трубно резьбы

В наших реалиях попадается много некачественных деталей, которые могут давать трещину даже от незначительных напряжений. Поэтому самым лучшим выходом будет использование качественных фитингов.

Однако далеко не всегда получается работать с надежными деталями, поэтому сомнительные узлы лучше затягивать чуть сильнее, чем голой рукой. Хорошо собранное соединение на льне будет держать давление, даже если сделать затяжку от руки. Тут главная проблема в том, чтобы узел не раскрутился в будущем от механического воздействия. Поэтому в тех узлах, где теоретически не исключено раскручивание, следует использовать контргайки. Контргайкой можно хорошо затянуть узел, при этом на внутреннюю резьбу детали не будет воздействовать напряжение изнутри.

Затягивание резьбового соединения

На "глазок" оптимальным можно считать затяг чуть сильнее, чем если бы детали затягивались голыми руками. А вообще нужно учиться чувствовать материал.

После закручивания, вылезшая паста удаляется пальцем. Получается аккуратное соединение, без торчащих во все стороны льняных волокон. Вот и вся наука!

Резьбовое соединение
Готовое резьбовое соединение

В заключение хочется сказать: на самом деле работать льном довольно просто, нужна лишь небольшая практика и терпение. Ну и не бояться ошибок — а кто их не совершает?!

§ 26. Соединения деталей. Чертежи резьбовых соединений деталей

Соединения деталей

Многие изделия (например, машины) состоят из множества самых разнообразных деталей, которые соединяются различными способами. Способ соединения деталей зависит от материала самих деталей. В зависимости от характера выполнения соединений их разделяют на разъемные и неразъемные (рис. 91).


Разъемными называют соединения, которые можно разбирать и вновь собирать без разрушений и повреждений деталей. К таким соединениям относят: болтовые, винтовые, шпилечные и т. д.
К неразъемным относят соединения, которые нельзя разобрать без нарушения или повреждения деталей (соединения деталей заклепками, пайкой, сваркой и т. д.).

Читайте также: