Резьба по мрамору своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.08.2024

изготовление скульптур .

Перед использованием электроинструментов, были использованы те же самые основные орудия для резьбы по камню в течение сотен лет. Многие из инструментов скульптора было множество функций и могут быть использованы на различных этапах процесса резьбы. В этом видео, смотреть современный скульптор демонстрирует использование традиционных инструментов - таких, как зуб долотом, стамеской точки, сверла и рашпилем - как он создает законченную фигуру женщины из глыбы мрамора.

Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.

Виды гемм

Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:

  • Инталии — геммы с углубленным изображением.

Инталия с изображением Эроса

Инталия с изображением Эроса

  • Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.

резьба на камнях

Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера .

Камеи

Камеи

Особенности изготовления гемм

Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:

Стеатитовые печати - геммы

Стеатитовые печати — инталии

  • Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.

Для создания инталий и камей древним мастерам не требовалось слишком сложное оборудование. Достаточно было набора прочных резцов, специального станка и некоторых видов абразивных веществ, которые использовались для нанесения изображения на очень твердые виды минералов, среди которых можно назвать следующие:

  • Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.
  • Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.
  • Гранат — относится к группе минералов и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.

Кольцо с камеей на агате

Кольцо с камеей на агате

  • Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер, зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.

Камея на халцедоне

Камея на халцедоне

  • Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.

Прозрачная камея в хрустале

Прозрачная камея в хрустале

  • Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

Камея на сардониксе

Камея на сардониксе

Для работы с этими минералами абразивы использовались потому, что обычный металлический инструмент не годился для их обработки, так как он не мог даже поцарапать их поверхности.

Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.

Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.

резьба на камнях

Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.

Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.

Инталия на янтаре

Инталия на янтаре

Глиптика древнейших времен

Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.

Египетские инталии

Египетские инталии

Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.

Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.

Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.

глиптика

До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах. Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.

Браслет с камеей

Браслет с камеей

В этот период в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.

Камея в интерьере

Камея в интерьере

При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.

Камея с изображением Птолемея II.

Камея с изображением Птолемея II.

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.

Камея императора Константина

Камея императора Константина

Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.

глиптика

Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты. В настоящий момент уникальное изделие находится в Парижском кабинете медалей.

Камея с портретным изображением Александра Македонского

Камея с портретным изображением Александра Македонского

Известные мастера искусства глиптики

Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.

В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.

Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.

В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.

Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

Камеи на брошах

Камеи на брошах

Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.

Кольцо с инталией

Кольцо с инталией


Удивительные цвета, разнообразие оттенков и художественное богатство камня всегда привлекали внимание мастеров.



Удивительные цвета, разнообразие оттенков и художественное богатство камня всегда привлекали внимание мастеров. Особое место в камнерезном деле занимают малые формы, к которым относится глиптика — так называется искусство художественной резьбы по драгоценному или полудрагоценному (цветному) камню. Разновидность глиптики — это геммы, резные миниатюры.

Материалы

Лучшим материалом для резьбы гемм считается такой полудрагоценный камень, как многослойный агат. В нем используется один слой для самого изображения, другой для фона, остальные — для различных деталей. Нередко работают и с другими слоистыми камнями, например яшмами и кремнями.


Мастера древности, особенно греки, чаще использовали двухслойный агат, где из белого слоя создавали изображение, а темный был фоном. Кроме агатов еще с античных времен применяли и более мягкие камни:



лазурит, малахит и другие.




Твердые прозрачные камни (берилл, гранат, топаз) используются в камнерезном деле нечасто, но не из-за того, что с ними труднее работать, а потому что твердые камни вообще весьма редки. Поэтому ювелирная резьба по драгоценным камням – удовольствие недешевое.


Кристаллический кварц и его цветные разновидности (аметист, цитрин, морион) обычно применяли как материал для инталии. Эта традиция сохранилась и в наше время.

Долгое время не могли понять, как мастерам древности удавалось справляться с обработкой твердого камня. Ни электрических, ни механических двигателей в их распоряжении не было. Сейчас установлено, что древние мастера имели режущий инструмент, очень похожий на современный, а в качестве двигателя им служил раб, вращающий маховое колесо.

Инструменты

В наше время у профессиональных художников и у любителей вновь возрос интерес к искусству глиптики. Появились новые камнерезные станки — электромагнитные, в которых пульсирующий сердечник работает как маленький отбойный молоточек; ультразвуковые, где инструмент вообще не прикасается к камню. Современного мастера в изготовлении глиптики прельщает еще и то обстоятельство, что оборудование и инструмент резчика чрезвычайно миниатюрны. Весь комплект для работы может уместиться на трети письменного стола.

Основной инструмент для резьбы по камню — это разнообразные боры.

По характеру операций их можно разделить на четыре группы:

  1. Боры с крупным абразивом для обдирки и удаления относительно крупных частей камня,
  2. Среднезернистые — для проработки деталей,
  3. Мелкозернистые алмазные боры на металлической связке — для отделки деталей,
  4. Тонкозернистые боры на резиновой основе — для шлифовки и полировки.

Для полировки можно пользоваться также окисью хрома и алмазными пастами с диаметром зерен до 1,5 микрометра, нанесенными на фетровые кружки. Иногда применяют деревянные палочки, стержни из пластиков или металлов, на которые наносят слой алмазной пасты.

Для проработки тонких деталей удобно пользоваться алмазным штихелем, которым работают как обычным стеклорезом. Алмазный штихель выпускается промышленностью в виде авторучки, где вместо пера вставлен маленький кристалл алмаза.

Станки для резьбы по камню бывают двух типов: с неподвижным шпинделем и сверлильным патроном или цангой для зажима инструмента и с подвижным ручным цанговым наконечником. Очень хороши для работы подвижные медицинские цанговые наконечники с набором различных боров для лечения зубов.

Первый станок позволяет использовать более мощный двигатель (100—120 Вт при 3000 об./мин). Скорость обработки камня у него выше, его лучше применять для черновых, грубых операций. Для проработки тонких деталей удобнее пользоваться станком второго типа. Мастеру-резчику желательно иметь оба этих станка.

Работа идет в прерывистом ритме: соприкосновение инструмента с камнем (несколько секунд), затем инструмент и камень смачивают, и цикл повторяется.

Необходимо позаботиться о том, чтобы защититься от капель воды, содержащих шлам.

Технология процесса

Затем следует изготовление из скульптурного (твердого) пластилина или какого-либо другого пластического материала модели будущего изделия в натуральном или увеличенном масштабе.

Теперь наступает момент, когда мастер должен взять в руки камень и приступить к его обработке.

Работа включает следующие операции:

  • Выровнять рабочую и тыльную поверхности камня до нужной толщины, нанести несмываемой краской силуэт рисунка и краевой контур, а затем обточить на планшайбе камень по этому контуру;
  • Нанести по контуру уровень (плоскость) фона и с помощью отрезных дисков на обдирочном инструменте грубо сточить поверхность камня вокруг контура рисунка до глубины фона, с помощью бора уточнить окончательный рисунок контура изображения;
  • При помощи обдирочных боров проработать рельеф всего изделия в общих чертах, борами меньшего размера проработать контуры крупных деталей, затем более мелких деталей, постепенно используя все более тонкие боры;
  • Уточнить рисунок штихелями и тонко заточенными алмазными надфилями;
  • Довести и отшлифовать изображение и фон шкурками с алмазной крошкой, неалмазными эластичными кружками, металлическими и деревянными остро заточенными стержнями с алмазной пастой;
  • Окончательно отполировать всю поверхность изделия с помощью фетровых кружков окисью хрома или какими-либо другими полировочными абразивами.

При создании такого виды резьбы по камню, как инталия, получается обратное изображение, поэтому ее контуры труднее контролировать в процессе работы. В этом случае необходимо как можно чаще с помощью воска или пластилина делать отпечатки — барельефы. В остальном процесс изготовления камеи и инталии весьма близки.

Существуют и другие приемы резьбы по камню, отличающиеся от описанной выше схемы. Так, например, вполне применимы копировальные системы по принципу прибора пантографа, где с его помощью на камень в нужном масштабе с помощью боров переносится рельеф модели. Обычно такой способ применяют в серийном производстве. В любительской практике иногда для переноса крупного рисунка на небольшое изделие используют масштабный кронциркуль.

Мы коснулись в основном особенностей изготовления гемм — изделий очень популярных и любимых в прошлом и в наше время. Однако приемы обработки камня остаются общими при создании других мелких изделий и скульптур малой пластики.

Посмотрите, как красивы изделия из камня с изящной резьбой на этих фото:





Требования к качеству изделий

Художественные изделия из камня изготовляют в соответствии с утвержденными образцами и техническими условиями и описаниями (или другой технической документацией). Наружные поверхности изделий должны быть тщательно и красиво отполированы, нижние и внутренние поверхности (основания и внутренние выборки) — гладко зачищены (без следов инструмента), кроме случаев, указанных в технических описаниях. Резьба на художественных изделиях из камня должна быть четкой, хорошо выполненной технически. Собранные детали должны плотно прилегать друг к другу.

Сортность. В камнерезных изделиях 1-го сорта допускаются следующие отклонения: контрастные прожилки на лицевой стороне изделия, занимающие не более 15% всей его площади и не портящие внешнего вида; раковины, тщательно замастиченные (на 100 см2 две раковины площадью до 5 мм2), не портящие вида изделия; несквозные трещины (до 15% длины изделия), не влияющие на его прочность; посторонние включения в ангидридном камне (до 4% поверхности изделия), не поддающиеся полировке.

Маркировка. На основание каждого изделия из камня приклеивают (в шкатулку или вазу может быть вложена) маркировочную этикетку с обозначением наименования предприятия-изготовителя и его ведомственной подчиненности, частного предпринимателя (ИП); наименования материала, из которого изготовлено изделие; артикула, штрихкода, цены, даты выпуска, штампа ОТК.

Гравировка по камню представляет собой один из видов обработки каменных изделий, при котором на поверхности формируется определенное изображение в виде узора, рисунка или текста.




Общее описание технологии

Чтобы иметь представление о гравировке по камню, стоит рассмотреть технологию ее создания.

  1. Использование станков с ЧПУ предполагает максимальную автоматизацию работы. При этом от работника не требуются высокие художественные навыки или особые умения. В этом случае изображение формируется путем использования графического редактора Adobe Photoshop.
  2. С точки зрения непосредственного взаимодействия с материалом, используется ударная технология. В этом случае рисунок формируется путем нанесения микросколов на поверхность породы. Оперативность, точность и качество работы в этом случае зависит от характеристик самого оборудования.
  3. Зона обработки зависит от рабочей зоны, которую захватывает станок.
  4. Иногда резьбу по камню выполняют вручную. Правда, подобная технология считается устаревшей и встречается все реже. Ее чаще всего используют в небольших мастерских или в домашних условиях в том случае, когда камнерез работает по народным технологиям, сохраняя аутентичность работ.



На сегодняшний день существуют определенные разновидности гравировки по камню.

  • Ручная. Она выполняется мастерами, которые обладают высоким уровнем художественных навыков. Они крайне необходимы, так как в этом случае мастер работает небольшими зубцами и долотом. Для того чтобы наносить узор таким способом, необходимо выполнять насечки в ручном режиме, предварительно прорисовывая рисунок по поверхности каменной заготовки.
  • Лазерный вариант гравировки каменного изделия – это практически полностью автоматизированный вариант, когда на каменной поверхности при помощи точно сфокусированного луча формируется рисунок, узор или какой-либо текст. В этом случае применяются специальные лазерные станки. Чаще всего они работают по принципу углекислотного лазера. В этом случае сфокусированный луч может иметь разную мощность работы. Это важный параметр, который можно регулировать. В разных режимах работы лазерного станка могут образовываться либо микросколы на камне, либо изображение будет наноситься путем сплавления каменных структур.



  • Еще одна разновидность – это нанесение гравировки путем фрезерования.
  • Также могут выполняться подобные виды работ при помощи станков с числовым программным обеспечением ударным методом.
  • Иногда используются пескоструйные машины, которые выпускают струю песка под высоким уровнем давления. Благодаря такому напору каменная структура царапается, и на ней формируется то или иное изображение.

Выбор вида гравирования зависит от тех задач, которые стоят перед мастером, а также от возможности гравировальной мастерской.

Выбор гравировального устройства

Чтобы правильно выбрать граверный станок, необходимо следовать некоторым правилам.

  1. Определить рабочую зону прибора. Она должна соответствовать тем целям, которые преследует мастер. То есть, если планируется работа с достаточно большими поверхностями и требуется наносить на них узор, то рабочая зона станка должна быть как можно больше.
  2. Второй параметр, который крайне важен, – это вид самого станка. Между разновидностями станков существуют принципиальные отличия. Так, например, станок с ЧПУ требует от специалиста, который сможет обеспечить правильную программную настройку, глубокой и разносторонней подготовки. А вот если выбирается ударно-гравировальное устройство, то необходимо будет запастись расходными материалами. В этом случае это иглы, при помощи которых и наносятся изображения на каменную поверхность. А вот для фрезерных станков необходимо подготовить разные по размеру диски. Именно они важны для бормашины, так как при их помощи наносится изображение.
  3. Еще важна скорость гравировки. Это влияет на производительность. Поэтому если мастерская достаточно большая и у нее большое количество заказов, то станок должен обеспечить нанесение определенной площади рисунка за единицу времени.
  4. Также важно учесть стоимость прибора и стоимость его обслуживания. В зависимости от того, кто производит изделие (узнаваемость бренда и страна изготовителя), будет формироваться цена.
  5. Еще важна себестоимость гравировки на определенном оборудовании. Важно учесть, что на лазерном станке – это максимально высокие цены при получении продукта. Но в то же время скорость работы здесь также самая большая среди прочих устройств. Поэтому при выборе оборудования собственник гравировальной мастерской ориентируется на возможности населения заказывать готовые изделия по той или иной цене.



Таким образом, становится понятно, что корректный выбор станка для гравирования – это важный подготовительный этап для работы гравера.

Где применяется?

Стоит отметить, что такой способ обработки камня существует практически столько же, сколько обитает человечество на земле. Еще в самые древние времена люди наносили рисунки на стенах пещер. Постепенно технология изменялась, появлялись все новые приборы. Наработался определенный опыт в обработке камня, включая нанесение рисунка.

Сегодня гравировка по камню выполняется чаще всего с использованием таких пород, как:

  • габбро – это магматические горные породы, которые отличаются включением пироксена и плагиоклаза;
  • всем хорошо известный гранит;
  • мрамор – белый, розовый или темный;
  • долерит или так называемый полный кристаллический мелкозернистый магматический горный камень.

Исходя из того, какой материал выбирается для работы по камню, гравировка может выполняться с разными целями.

  • В ритуальных целях. Чаще всего из гранита, мрамора, других базальтовых пород выполняют надгробия, памятники. Они могут быть разными – от простых до самых сложных. Причем в одном случае – это просто плоскость с нанесенным рисунком, тогда как в других вариантах – это сложные художественные конструкции. Сегодняшние новые технологии позволяют нанести на камень любое изображение с любой фотографии. Это еще более повышает ценность гравировальных работ в создании памятников.
  • Второй вариант применения каменной гравировки – это создание объектов для городской среды. Достаточно часто можно увидеть гранитные плиты, на которых нанесены определенные надписи. Они могут украшать памятники, стены зданий или какие-либо другие объекты.
  • Лазерные гравировки могут применяться для создания различных табличек, вывесок или шильдиков.
  • Реже применяют гравировальные работы с использованием других материалов. Сегодняшнее высокотехнологичное оборудование позволяет это сделать с успехом. Так, например, при помощи пескоструйного или лазерного станка можно нанести гравировку на ювелирные изделия, зонтики, хрусталь, стекло, тарелки, медали, кубки и прочие изделия. Таким образом, выполняют памятные надписи, которые актуальны в этом случае, когда предметы дарят с целью сохранения памяти.



Все это является дополнительным источником дохода для гравировальных мастерских. Этот факт важно учитывать, когда основной целью является повышение уровня доходности.

Поэтому, выбирая оборудование для подобных работ, стоит учитывать перспективные возможности такого направления.

Смотрите видео о секретах гравировки на граните.

Резьба по камню как искусство

Человеку свойственно выбирать для себя что-то необычное. У нас есть миллион способов саморазвиваться и находить для себя что-то новое. И ещё большее количество увлечений, которыми можно заняться. В этой статье я бы хотела ознакомить вас с одним из самых старых и кропотливых видов искусства, которое точно не оставит вас равнодушным. Имя этому занятию — резьба по камню.

Резьба — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, изображениями птиц и животных. Со временем в ремесла развились три вида резьбы – по дереву, кости и камню. Но если два первых вида собственного названия не получили, то резьба по камню имеет в своем имени целых 8 букв и называется – глиптика. На всякий случай, запомните, вдруг будете сканворд решать – пригодится. Если вы захотели научиться вырезать по камню — для начинающих мастеров в интернете широко представлены мастер-классы, видео-уроки, пошаговые инструкции с фото и изображениями.

Немного истории

Впервые человеку в голову пришла мысль о том, что с камнем можно проводить какие-то манипуляции ещё в доисторические времена. Люди пытались обеспечить себя нужными материалами, используя при этом все подручные средства. Так появилось первое оружие, посуда и бытовые предметы. Позже это дело назвали резьбой по камню, она обрела много разновидностей, стилей и начала широко использоваться в повседневной жизни.

Особенностью этого дела является то, что каждый имеет возможность найти в нём выгоду. Кто-то сможет сделать красивую статую, которая подходила бы под интерьер, а кто-то нашёл бы себя в более кропотливом деле — огранке драгоценных камней. Также это поможет стать вам более терпеливыми и усидчивыми.

Инструменты

Резьба по камню - красивые изделия

Как и для каждого дела, тут очень важным элементом является правильный выбор материалов и инструментов. Для человека, который делает это впервые, легче будет творить на мягком камне. И стеатит очень хорошо подходит под это описание. А для большей стойкости и податливости вашего эксперимента, рекомендуется использовать алебастр или строительный гипс. Так вы сможете потратить минимум нервов во время работы и намного дольше любоваться тем, что получилось. Также у гипса есть целая палитра нежных оттенков и скульптура получится намного эстетичнее.

Прежде чем работать, не забывайте проверять своё полотно для творения на наличие трещин. Дело в том, что камень сам по себе очень хрупкая и непредсказуемая порода — одно неправильное движение, и все ваши старания пойдут насмарку. Все изъяны лучше всего можно рассмотреть на мокром камне — так что перед работой следует его хорошенько намочить. Размер тоже имеет значение, поэтому учитесь сразу выбирать камень нужной величины.

А теперь перейдём непосредственно к самим инструментам. Для этого вам понадобится:

Галерея: резьба по камню (25 фото)

Резьба по камню своими руками

Для начала нужно придумать то, что вы хотите воплотить в жизнь, а именно нарисовать эскиз. Некоторым может больше помочь маленькая модель, вылепленная из пластилина или глины, дабы иметь лучшее представление об объёме. Важно начинать с абстрактных форм, поскольку изящные детали будет сложно показать и вы только расстроитесь раньше времени.

Итак, держа молоток в одной руке, а долото в другой, вы можете начинать процесс. Очень важно вести инструментом от центра к краю — так вы уменьшите вероятность ненужных сколов. Также не забывайте работать долотом не перпендикулярно образовавшимся трещинам, а параллельно. Последние штрихи сделайте с помощью напильника и отполируйте вашу статую наждачной бумагой — так она будет выглядеть более сглажено и естественно.

Разновидности

Резьба по кирпичу

Этот подвид резьбы является одним из самых красивых способов работы с камнем. Ключевой инструмент — это напильник любой формы и размера. Наилучшим вариантом считается специальное орудие с алмазным напылением. С помощью такого инструмента, вы сможете обрабатывать практически любые камни. Цена на такое удовольствие, конечно, не маленькая, но результат не заставит себя ждать и потраченные средства того стоят. Данная обработка не требует много усилий — вам всего-то нужно высушить кирпич на протяжении нескольких дней, покрыть латексной шпаклёвкой и повторить эту процедуру при высыхании ещё раз, выбрать из специальной карты элементы вашей поделки и приклеить их с помощью клея ПВА. В конце всё окрасить и наслаждаться результатом.

Существует несколько способов обработки кирпича:

  1. С помощью обжигающей машины, мы разогреваем камень до тысячи градусов по Цельсию. На термически обработанной плите плавится верхний слой, но структура не меняется.
  2. Поцарапанный кирпич — при этой обработке заметно меняется фактура кирпича и на камне образуются небольшие царапины. В случае если вы сделаете какой-то рисунок на поверхности, стороны будут немного несхожи, но при этом неповторимы. Этот способ считается самым современным и эффективным.
  3. Отполированное зеркало — столь необычное название этот способ обрёл за счёт того, что передняя часть работы выглядит действительно как зеркало, а сам рисунок, даже если выходит немного размытым, вписывается в общую картину.
  4. Данный способ является противоположностью предыдущих. Это старение обычного кирпича. Делается это с помощью нанесённой на раскалённую плиту кислоты и недлительным выжиганием.
  5. Природное покрытые — так же как старить кирпич, ему можно придавать виду натурального, массивного камня. Делается это только вручную, но результат вы не сможете отличить от настоящего булыжника.
  6. Симметричная неровность — с помощью такой обработки вы можете сделать уменьшенный прототип скалы прямо у себя дома, используя при этом ручные инструменты (резцы и все остальное) и сохраняя нужную структуру породы.

Художественная резьба

Борнуковская резьба

Эта резьба славится своей самобытностью и уникальностью. Каждый мастер делает фигуры по-своему и вам не удастся найти аналогов среди других работ. Особенностью этой разновидности является то, что используются объёмные формы и анималистический стиль. Делают такие фигурки из бело-розового или голубоватого ангидрида, природного алебастра нежно-жёлтого и розового оттенка, а также монокристаллического гипса с гладкой, блестящей поверхностью. Мастерство — это непростое и требует большого терпения и умелости резчика.

Резчики по камню

Люди, которые этим занимаются, настоящие волшебники. Они вкладывают в это всю свою душу и некую смысловую нагрузку. Данная работа хорошо оплачивается и пользуется большим спросом среди общества. Резчиков нужно ценить и уважать, поскольку только они могут придать нашему жилищу настоящую элегантность и неповторимость.

Читайте также: