Ревербератор своими руками схема

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Изучаем возможности микросхемы FV-1 и собираем простейший ревербератор.

Даташит на микросхему можно взять тут.

Печатная плата лежит здесь.


Вид со стороны деталей.


Вид со стороны дорожек.


Распайка внутри педали. Тумблер припаивается опционально. Можно и без него.



Магазин на Aliexpress где я купил свою микросхему. Заказывая на али, вы делаете это на свой страх и риск.

2 гнезда Jack 6.3mm
Гнездо питания
3PDT кнопка
Корпус G0124
Кварцевый резонатор 32768 Hz часовой.
Переходник SOP4-28Pin (либо изготовить по чертежу в lay файле)
Прямая PLS-40 гребёнка, мама и папа. По необходимости.

Светодиод.
Диод 1n4007 либо аналогичный.

Потенциометры.
B10k -1шт.
B50k -3шт.

Микросхемы.
FV-1
TL071
78L33

Транзистор
2SK117 либо любой другой Jfet.

Конденсаторы.
15pf -1 шт. керамический
200pF -1 шт.
1n -1 шт.
10n -1 шт.
22n -1 шт.
100n -1 шт. керамический
1uF -4 шт. керамические
Электролиты
1uF 50v -2 шт.
47uF 16v -1 шт.
100uF 16v-2 шт.

Резисторы на 0,25 Вт

100 -1шт.
1k -2шт.
2k -1шт.
4.7k -1шт.
10k -7шт.
20k -3шт.
40k-42k -1шт. точный номинал подобрать.
100k -1шт.
1M -2шт.


Усилители на микросхемах

Миниатюрный ревербератор собран на микроконтроллере PIC18F252-I/SP.

elektronnyj-reverberator

Его схема изображена на сайте. Сигнал с микрофонного усилителя поступает на вход ревербератора — вывод RA0 микроконтроллера, служащий входом встроенного в него АЦП.

Далее цифровые отсчеты быстрых значений сигнала накапливаются в банке 0 и банке 2 оперативной памяти микроконтроллера.

Одновременно микроконтроллер выдаёт в порт В информацию, ранее записанную в банк 1 и банк 3 оперативной памяти. К выходам этого порта подключён шестиразрядный ЦАП из резисторов R6—R12.

После записи очередного отсчёта в последнюю ячейку памяти банка 2 программа меняет банки местами. Теперь запись идет в банк 1 и банк 3. а воспроизведение ведется из банка 0 и банка 2. По заполнении банка 1 и банка 3 вновь происходит смена банков, и этот процесс повторяется до выключения питания.

В результате выходной сигнал ревербератора оказывается задержанным относительно входного на время заполнения пары банков. Длительность задержки можно менять, изменяя частоту отсчётов входного сигнала и, следовательно, длительность заполнения пары банков памяти.

Всего предусмотрены восемь градаций задержки, переключаемых нажатиями на кнопку SB1 (в сторону увеличения) или на кнопку SB2 (в сторону уменьшения). Каждую градацию отмечает включённый светодиод: HL1 — 70 мс. HL2 – 61 мс, HL3 – 52 мс. HL4 – 44 мс, HL5 — 36 мс, HL6 — 27 мс, HL7 — 19 мс. HL8 — 11 мс. Максимальный размах входного сигнала — 2 В, выходного — 700 мВ. Ток потребления — 10 мА.

Мне уже довольно давно хотелось собрать однотактный гитарный усилитель с "классическим" звучанием эпохи 50-х, например такой, как "Fender Princeton", а так же с классическими гитарными звуковыми эффектами - пружинной реверберацией и тремоло. Удобный случай представился в результате попытки повторить конструкцию "Firefly-R". Испытав уже собранную конструкцию я обнаружил, что в конечном итоге максимальная громкость звучания меня всё-таки не удовлетворяет; явно хотелось иметь возможность выжать "больше энергии", особенно в "чистом" (clean) звучании, не уходя в перегрузку. Поскольку место на шасси уже собранного "Firefly" имелось, срочно была произведена рассверловка под два дополнительных ламповых гнезда. Также потребовался новый, более мощный выходной трансформатор и ещё несколько технологических отверстий под дополнительные потенциометры, тумблеры. Пришлось разориться на собственно пружинный резонатор и драйвер-трансформатор к нему.


Готовая сборка усилителя

КОНСТРУКЦИЯ

О братимся к принципиальной схеме. На лампе V1a, одной из половинок двойного триода 6Н2П, собран первый каскад предусилителя. Потенциометром R4, так же, как и в "Firefly", можно регулировать усиление в районе 100 Гц. С сопротивления нагрузки R5 и разделительного конденсатора С3 сигнал направляется сразу в два интересных места - на регуляторы громкости и тембра, а так же на сетку лампы V2a, которая является драйвером блока реверберации.

Несколько слов о принципе пружинной реверберации. Пружинная реверберация, как и многие другие типы реверберации (включая цифровую), основана на следующем общем принципе - с предусилителя сигнал поступает на некоторое устройство, которое играет роль линии задержки (в случае реверберации устройство так же симулирует звучание собственно "эха" - задержку и затухающие отражения звука), после чего так называемый "мокрый" (wet), реверберированный сигнал рекомбинируется - подмешивается к "сухому" (dry), первоначальному сигналу, реверберации не проходившему. Обычно есть возможность контролировать уровень "мокрого" сигнала по отношению к "сухому", что, собственно, "является уровнем реверберации".

В пружинном ревербераторе роль линии задержки играет пружинный резонатор. Пружинный резонатор представляет собой электромеханическое устройство, в котором переменный ток звуковой частоты преобразуются в механические колебания посредством электромагнитного преобразователя, механически связанного с одной или несколькими стальными пружинами, в которых возбуждаются и распространяются колебания. Второй электромагнитный преобразователь преобразует колебания обратно в переменный ток, который затем усиливается рекомбинационным усилителем (роль которого в данной конструкции играет вторая половинка двойного триода V2b). Следует заметить, что возникающие колебания не только распространяются от одного преобразователя к другому по натянутым между ними пружинам, но и некоторое время существуют в объеме резонатора после прекращения возбуждения, отражаясь от границ активной среды (концов, за которые закреплены пружины) и постепенно затухая - это воспринимается как эффект "эха". В процессе игры всё новые колебания накладываются на уже существующие в резонаторе и это разнообразит гитарный звук. Важные параметры пружинного резонатора - это время задержки и время затухания, которое определяется как время, в течении которого реверберированный "мокрый" сигнал затухает на 60 децибел по отношению к первоначальному, "сухому" сигналу.

Большинство производимых на сегодняшний день пружинных резонаторов для реверберации имеют весьма низкое входное сопротивление (4-8 ом), что требует использования специального выходного трансформатора для согласования с лампой-драйвером - эту роль играет трансформатор Т1 в конструкции. Мною использован резонатор производства Accutronics, 4AB3C1B, который имеет входное сопротивление 8 ом. Это широко распространённая модель, которая используется во многих усилителях Fender. Выходной трансформатор Т1 драйвер-лампы - TF160 фирмы "Fender", паспортные параметры указаны в схеме.

Поскольку пружинный резонатор часто имеет внушительные габариты, целесообразно закрепление его на одной из боковых стенок корпуса усилителя (см. нижнее фото). Фирма Accutronics рекомендует закреплять его либо вертикально на боковой стенке, либо горизонтально, но не плашмя - на верхней или нижней стенках, поскольку в таком положении резонатор наиболее восприимчив к посторонним механическим вибрациям (если у вас есть усилитель с пружинным ревербератором, попробуйте несильно толкнуть его ногой во время игры - и вы услышите характерный "лязг" пружин). Целесообразно так же располагать резонатор, особенно "выходной" конец его, вдали от силовых трансформаторов, выходных трансформаторов звука во избежание паразитных наводок. Соединение со схемой усилителя производится экранированным звуковым кабелем - у большинства резонаторов металлический корпус является "землёй" и предусмотрены специальные разъемы для подключения стандартного аудио кабеля. В кожухе резонатора имеются отверстия для крепления. Рекомендуется применять средства механической амортизации при креплении его в корпусе усилителя, например, толстые резиновые шайбы. Нельзя прикручивать резонатор болтами непосредственно во избежание передачи и усиления рекомбинационным каскадом механических вибраций извне, а так же акустической обратной связи с динамиком усилителя. В результате этого в схеме может возникнуть самовозбуждение.


Вид изнутри шасси усилителя

Итак, с выходного электромагнитного звукоснимателя сигнал поступает на сетку лампы V2b. Конденсатор С11 служит для среза нежелательных верхних частот. С сопротивления нагрузки R15 "мокрый" сигнал, претерпевший реверберацию, через цепь R11, R12 направляется на сетку лампы V1b - второго каскада предусилителя, где он смешивается с первоначальным "сухим" сигналом. С помощью переменного резистора R12 осуществляется регулировка глубины реверберации.

В выходном каскаде применены лучевые тетроды 6П6С (6V6GT). Лампы соединены параллельно, что делает их общее эффективное внутреннее сопротивление примерно равным 2.5 килоом. В качестве выходного трасформатора используется универсальный однотактный выходной трасформатор звука - 125ESE фирмы "Hammond" Трасформатор рассчитан на мощность 15 ватт и позволяет выбирать сопротивление первичной обмотки в пределах от 2500 до 10000 ом при сопротивлении нагрузки - 4, 8 или 16 ом. Из-за своих габаритов трансформатор неплохо передаёт басы.

В цепь катодного конденсатора С9 включен выключатель S2 с помощью которого можно выбирать либо звонкое, яркое, выразительное "роковое" звучание (конденсатор включен), либо мягкое, кремовое, классическое "блюзово-джазовое" звучание (конденсатор выключен). Первое примерно соответствует звуку усилителей "Vox", второе - звуку классических однотактных усилителей "Fender". Такая простая модификация схемы, и так много разницы в звучании!

Генератор эффекта "тремоло" собран на лампе V3a - половине двойного триода 6Н2П. Другая половина лампы не используется. Генератор представляет собой несложный генератор инфранизкой частоты, сигнал с которого подаётся на сетки выходных ламп, осуществляя амплитудную модуляцию сигнала - это ощущается при игре как "вибрирущий" звук. Подобный эффект часто можно услышать на старых записях 60-х - "People are strange" группы DOORS, например. С помощью потенциометра R23 осуществляется регулировка глубины сигнала. Потенциометр R27 регулирует частоту генератора, или "cкорость" эффекта тремоло. Звук генератора слабо, но слышен в паузах между гитарными паузами (этим грешат многие фирменные ламповые усилки и даже моя фирменная BOSSовская примочка "Tremolo TR-2"!), и поэтому выключатель S1 предусмотрен для возможности полного выключения эффекта тремоло. Для удобства игры на сцене его можно вынести в ножную педаль.


Вид сзади - справа, на боковой стенке вертикально укреплён пружинный резонатор

КОМПОНЕНТЫ

С игнальные конденсаторы, кроме С4, С5 и С6 я советую использовать либо бумажные (в порядке убывающего предпочтения: К40У, КБГ-И, БМТ-2 - если вам удастся найти К40У-9 с военной приёмкой, это как раз то, что надо!), либо высококачественные плёночные (К72-П6, К73-17, и.т.д.) - весьма неплохие результаты дают конденсаторы типа "orange drop" фирмы Sprague - 715P, 716P. В моей конструкции применялось ассорти из этих типов .

Конденсаторы C5 и С6 в цепи регулятора тембра, а так же конденсатор С4 я советую взять слюдяные - типа КСО (поищите в старой радиоле), или американские "silver mica". Керамические кондеры и близко к усилителю не подпускать!

Сопротивления я рекомендую взять углеродисто-плёночные, типа ВС, или если это вам более доступно - старые "сarbon composition" американские резисторы, которые широко использовались в ламповой аппаратуре 50х-60х годов. Есть и другие, элитные сорта углеродисто-плёночных резисторов для аудиофилов, но они дорогие.

Сопротивление R21 в цепи катодов ламп 6П6С - проволочное и должно рассеивать мощность как минимум 10 ватт. Мне попалось в руки 20-ваттное проволочное сопротивление типа "Brown Devil" фирмы OHMITE выпуска 1930х годов! Даже 20-ваттный резистор ощутимо нагревается за несколько минут работы усилителя, так что не скупитесь на рассеиваемую мощность. Можно использовать сопротивление типа ПЭВ-10.

Сопротивления R33 и R34 в цепи фильтра мне случайно попались прецезионные проволочные, DALE RS-5, мощностью 5 ватт. Можно использовать любые, мощностью от 3 до 5 ватт.

Конструкция усилителя предполагает довольно высокое анодное напряжение на анодах оконечных ламп - 346 вольт (напряжение снято с включенными в схему лампами - напряжение холостого хода выпрямителя составляет 416 вольт!) Это близко к предельному анодному напряжению 350 вольт, указанному в паспорте советских 6П6С. В старых усилителях Fender можно найти и не такие анодные напряжения - 400 вольт и выше - американские 6V6GT старого выпуска по видимому прекрасно это издевательство переносили. За счёт этого расширяется динамический диапазон усилителя, а на овердрайве старые "Фендеры" не фуззят а рычат! Я слыхал многочисленные жалобы американских владельцев антикварной аппаратуры, что лампы 6V6GT фирмы "Sovtek" (те же 6П6С советского выпуска, перемаркированные и проданные на Запад) более часто выходят из строя в старых усилителях производства 50х с анодными напряжениями в районе 450 вольт - и вообще, похоже, не любят таких экстремальных режимов. В старых американских 6V6GT так же отсутствует противодинатронное чёрное покрытие баллона в результате чего некоторые участки испускают красивое голубое свечение под бомбардировкой электронами (не путать со свечением попавшего в баллон газа)! Недавно по заказу фирмы "Electro-Harmonix" стали выпускаться в России лампы 6V6EH, которые, согласно рекламе, предназначены как раз для такой вот старой аппаратуры с высокими анодными напряжениями до 475 вольт! Что любопытно - без чёрного покрытия внутри баллона. У них тоже можно наблюдать голубое флюоресцентное свечение отдельных участков стекла.


В общем, какие бы лампы вы не использовали - осторожно. Снижать анодное напряжение я однозначно не рекомендую, чтобы не портить красивое звучание, а повышать - попробуйте и напишите о результатах.

СРАВНЕНИЕ ЗВУЧАНИЯ ВЫХОДНЫХ ЛАМП

В выходном каскаде усилителя были последовательно опробованы четыре лампы 6П6С выпуска 1979 года (фабрика "Рефлектор") и четыре лампы 6V6GT фирмы "Electro-Harmonix" (2000 и 2003 годов выпуска cоответственно). Лампы "Electro-Harmonix" были подобраны парами по току, хотя я не уверен, что для single-ended запаралелленой схемы это имеет такое значение, как для "пуш-пульной". Инструмент - "Yamaha Pacifica" (клон "Стратокастера").

У лампы 6V6 Electro Harmonix много "высоких", очень яркий, даже несколько режущий звук (при одинаковом положении регулятора тембра). Сильно слышно скольжение по струнам между аккордами. При игре на хамбакере в некоторых положениях регулятора тембра вообще создаётся впечатление гитары, подключенной прямо в микшерный пульт - такой подъём высоких частот. У лампы довольно широкий динамический диапазон - звук компрессируется далеко не сразу и даёт не так уж много сустейна на овердрайве. Общая рецензия - может быть эта лампа и держит все 475 вольт анодного напряжения, но звучит, на мой взгляд, слишком уж ярко и хрупко. Если ваш усилитель на 6V6 испытывает завал высоких частот, можете установить эту лампу туда.

26.08.2014, Serg_H
Так называемый "пружинный резонатор" можно изготовить самому в домашних условиях. Проволока тонкая навивается на пруток (типа тонкого, сварочного электрода) в прутке с торца делается пропил ножовочным полотном. В пропил вставляют конец проволоки и зажимают в тиски между двух деревяшек. другой конец прутка изгибается в виде ручки (как у старых авто для завода мотора). крутя за рукоятку проволока плотно виток к витку навивается на прут

12.01.2012, Petro
К автору: что значит \"идея была инспирирована\"? У Вас и без этого неплохой русский.

02.10.2010, ZorgSitx
Несомнено это сейчас актуальная тема и автор попал в точку. Молодец! очень хороший блог из всех подобных которых я встречал в поиске!

15.09.2010, Александр
Здравствуйте, спасибо за статью, подскажите, где можно купить компоненты к усилителю, в частности трансформаторы итружинный резонатор. Спасибо

15.01.2010, driving
честно говоря для меня откровение ,что в усилителях такого типа используют однотактники.

Ревербератор представляет собой устройство, имитирующее реверберацию. С этой целью на воспроизводимый сигнал накладывается последовательность его запаздывающих повторений (эхо-сигналов) с постепенно убывающим во времени уровнем. Схема звукового тракта с ревербератором Р приведена на рис. 1.

Пружинный ревербератор

Основными характеристиками ревербератора являются следующие:

Импульсная реакция — зависимость напряжения на выходе ревербератора от времени при напряжении на входе в виде короткого импульса. Если интервалы времени между следующими друг за другом эхо-сигналами превышают 0,05 с, то на реальном сигнале они могут восприниматься слушателем раздельно (флаттер-эффект), что оценивается как дефект искусственной реверберации, т.к. в помещении эти интервалы существенно меньше и отдельные эхо-сигналы объединяются в слуховом восприятии. Звучание ревербератора весьма неприятно, если его импульсную реакцию составляют эхо-сигналы, следующие через равные интервалы времени, — явление, практически невозможное в помещении.

Время реверберации Тр — время, в течение которого напряжение на выходе ревербератора после выключения источника стационарного сигнала на его выходе уменьшается в 1000 раз (уровень спадает на 60 дБ) от первоначального значения. Напряжение должно убывать по экспоненциальному закону, так же как в идеальном случае убывает звуковая энергия в помещении после выключения источника стационарного звукового сигнала.

Эффект искусственной реверберации можно регулировать изменением времени реверберации, т. е. скорости убывания уровня эхо-сигналов, создаваемых ревербератором, или изменением соотношения уровней прямого и реверберационного сигналов. В устройстве по схеме рис. 1 соотношение уровней изменяется двумя переменными резисторами. Оба способа регулировки дают в некоторых пределах одинаковое изменение гулкости звучания. Это дает возможность в простых ревербераторах пользоваться регулировкой второго рода, что значительно упрощает их конструкцию.

Частотная характеристика коэффициента передачи ревербератора — зависимость напряжения на выходе ревербератора от частоты при постоянной амплитуде входного напряжения.

Пружинный ревербератор

Частотная характеристика коэффициента передачи помещения (рис. 2) существенно зависит от положений громкоговорителя и измерительного микрофона. На частотной характеристике большого помещения пики расположены нерегулярно; в среднем они распределены с интервалом 4/Тр [Гц] , а перепад между пиками и провалами достигает 25 дБ и более. Для того чтобы достаточно хорошо имитировать акустические условия большого помещения, плотности пиков частотных характеристик коэффициентов передачи ревербератора и помещения должны быть сравнимы.

Существует несколько систем ревербераторов. Далее описывается пружинный ревербератор, поскольку он имеет небольшие размеры, относительно дешев, не сложен конструктивно и поэтому доступен для изготовления в любительских условиях.

Принцип работы пружинного ревербератора

Основой пружинного ревербератора является линия задержки, состоящая из двух преобразователей (датчика и приемника механических колебаний) и натянутой между ними цилиндрической пружины (см. структурную схему пружинной линии на рис. 3).

Пружинный ревербератор

Первый эхо-сигнал в пружинной линии задерживается на время ∆t, а следующие за ним эхо-сигналы сдвинуты во времени один относительно другого на 2∆t; пики на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора располагаются с интервалом 1/2∆t, Гц (рис. 4).

Пружинный ревербератор
Пружинный ревербератор

Самодельный трехпружинный ревербератор

Технические данные ревербератора: плотность пиков на частотной характеристике ревербератора не менее 15 в полосе 100 Гц; средний интервал времени между соседними эхо-сигналами — не более 0,025 с; рабочий диапазон частот 150 — 3000 Гц; время искусственной реверберации 3 — 4 с на нижних частотах рабочего диапазона с постепенным понижением к верхним частотам до 1,5 — 2 с.

Время реверберации на частотах выше 3 кГц в помещении относительно мало и определяется потерями при распространении звуковой волны в воздухе. Поэтому создание искусственной реверберации на верхних звуковых частотах часто неприятно для слуха. Увеличение же времени реверберации на нижних частотах ухудшает четкость и разборчивость звучания. Время искусственной реверберации на верхних частотах в пружинном ревербераторе относительно мало и не превышает обычно 2 с; с понижением частоты оно постепенно увеличивается, достигая иногда 6 — 8 с. Поэтому в конструкции ревербератора следует предусмотреть демпфер, способствующий уменьшению реверберации на нижних частотах.

Выбор параметров ревербератора. Первые два пункта изложенных выше требований удовлетворяются в трехпружинном ревербераторе с временем задержки 0,029; 0,037 и 0,043 с. Плотность пиков на каждые 100 Гц частотного диапазона такого ревербератора — около 20; средний промежуток времени между соседними эхо-сигналами — около 0,025 с.

Расчет пружины. Пружина представляет собой механический фильтр нижних частот. При среднем диаметре витка D [мм] (рис. 5) из стальной проволоки диаметром d [мм] пружина пропускает колебания крутильного типа с частотами ниже частоты среза fс = 253 · 10³d/D².

Пружинный ревербератор

При использовании стальной проволоки диаметром d для получения требуемой частоты среза fс [Гц] диаметр навивки в миллиметрах должен быть равен

Частота среза пружинной линии задержки должна быть 3 — 4 кГц.

Время задержки сигнала в пружине практически не зависит от частоты (за исключением частот, близких к fс, где оно возрастает) и определяется как ∆t = 0,32n/fс.

Число витков пружины зависит от требуемого времени задержки и находится по формуле n = 3,14∆tfс.

Выбор типа преобразователя. В качестве преобразователя может быть использован намагниченный ферритовый ротор, совершающий крутильные колебания под действием переменного поля, создаваемого катушкой с магнитным сердечником. Однако наиболее целесообразно выполнить преобразователь с подвижной катушкой 1 (рис. 6), расположенной в поле постоянного магнита 2. Катушку поддерживает проволока 3. Ток звуковой частоты, проходя по катушке, взаимодействует с полем магнита и вызывает крутильные колебания катушки, которые передаются пружине 4. Приемник аналогичной конструкции осуществляет обратное преобразование.

Пружинный ревербератор

На рис. 7 указаны размеры катушки, при которых обеспечивается диапазон частот 150 — 3000 Гц при использовании пружин из проволоки диаметром 0,2 мм.

Пружинный ревербератор

Катушку преобразователя наматывают с клеевой пропиткой на оправе из дюралюминия (рис. 8 ) так, чтобы проволока проходила сквозь катушку, как показано на рис. 7. Катушка содержит 30 витков ПЭВ-1 0,04. Когда клей высохнет, катушку аккуратно снимают, слегка сжав оправку. Выводы катушек должны иметь длину 50 мм.

Пружинный ревербератор

Один из концов проволоки, предназначенный для соединения с пружиной, загибается в виде крючка на расстоянии не далее 2 мм от катушки; другой конец, имеющий длину 30 мм, служит поддерживающей проволокой.

При навивке пружин из более толстой проволоки площадь поперечного сечения намотки катушки увеличивается приблизительно пропорционально кубу диаметра проволоки (при неизменной частоте среза).

Конструкция ревербератора (рис. 9). Три пружинные линии задержки конструктивно объединены общими для датчиков постоянными магнитами 2 с полюсными наконечниками 3 у датчика и 5 у приемника колебаний. Длина ревербератора и радиус навивки пружин определены диаметром проволоки 0,2 мм и частотой среза 4 кГц (при этом D = 3,54 мм). Каждая пружина 1 состоит их двух половин правой и левой навивки для предотвращения изменений ориентации катушек в магнитном поле при усталостном раскручивании пружин. Числа витков в пружинных линиях, обеспечивающие различные задержки ∆t, должны быть следующими:

∆t, s . . . . . . . . . . . 0,029 0,037 0,043

n . . . . . . . . . . . 2X182 2X230 2X270

Стальные проволоки 7 и 8 диаметром 0,1 мм, поддерживающие катушку датчика 4 и катушку приемника колебаний 6 в магнитных полях, проходят через отверстия в металлических столбиках 9, 10 и фиксируются винтами 12.

Пружинный ревербератор

Катушки датчика и приемника, имеющие сопротивление по 3 Ом, соединяются последовательно на расшивочных платах 11, укрепленных на столбиках. Провода, подводящие ток к катушкам, проходят рядом с соответствующей поддерживающей проволокой и приклеиваются к ней в двух-трех местах.

В качестве постоянных магнитов используются части кольцевого магнита из феррита бария от неисправного громкоговорителя.

Время искусственной реверберации на нижних частотах уменьшает демпфер в виде полосок губчатой резины 1 (рис. 10), приклеенных к пластинам 2 из органического стекла и размещенных у поддерживающих проволок.

Пружинный ревербератор

Усилители ревербератора (рис. 11). Усилитель датчика обеспечивает на катушках с общим сопротивлением 9 Ом напряжение 1 В, устанавливаемое потенциометром R1 при входном напряжении не менее 10 мВ. Чувствительность усилителя приемника составляет 0,1 мВ; номинальное выходное напряжение не менее 1 В при отношении сигнал/шум не менее 50 дБ.

Пружинный ревербератор

В усилителе предусмотрена возможность смешивания основного и реверберационного сигналов; сигнал с переменного резистора R14 на выходе усилителя датчика подается в усилитель приемника после регулятора уровня R26; таким образом, смешивание сигналов проводится манипулированием резисторами R14 и R26.

Данные трансформатора ТР1: магнитопровод Ш6X6,5 из пермаллоя, обмотка I — 1800 витков ПЭВ-0,1, обмотки IIa и IIb — по 400 витков ПЭВ-0,1. Сначала наматывают 900 витков обмотки I, затем 400 витков двойного провода обмоток IIa и IIb и, наконец, 900 витков обмотки I.

Аналогичным способом собирают и налаживают две другие пружинные линии. Затем устанавливают пластины с наклеенными полосками пористой резины. Степень сжатия резины между пластинами определяет время искусственной реверберации на нижних частотах.

Измерения в пружинном ревербераторе. Проверка правильности расчета времени задержки пружин и времени реверберации требует специальной аппаратуры, недоступной радиолюбителю. Поэтому все необходимые данные предлагается получить косвенными способами, включая звуковой генератор на вход ревербератора и вольтметр на его выход. Измерения следует проводить для каждой пружинной линии задержки отдельно, отключив две другие.

Медленно изменяя частоту генератора, определяют интервал частот между соседними пиками ∆f; тогда задержка в пружине составит ∆t = 1/2∆f.

Определив соотношение пик/провал D на частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора, нетрудно найти затухание g в данной области частот механической волны при однократном прохождении ее по пружине

и время искусственной реверберации в секундах T = ∆t/g, где g в децибелах.

Применение ревербератора. При работе источника звука в помещении направление прихода отраженных звуковых волн к слушателю, как правило, не совпадает с направлением прихода основного сигнала. Включение ревербератора в звуковой тракт согласно рис. 1 не является наилучшим, так как основной сигнал и эхо сигналы воспроизводятся одним громкоговорителем и по направлениям прихода к слушателю не разделены. Ощутимый эффект присутствия в большом зале дает разделение трактов основного и реверберационного сигналов в соответствии с рис. 12. Так как требования к частотной характеристике коэффициента передачи ревербератора не являются жесткими, громкоговорители распределенной системы, воспроизводящие реверберационный сигнал, могут быть пониженного качества. При ограниченных возможностях распределения система может быть заменена одним громкоговорителем, расположенным за спиной слушателя и с вертикально ориентированной рабочей осью.

Пружинный ревербератор

Материал взят из книги:

Читайте также: