Ретикуляция серебра как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Предыдущую статью мы посвятили методам производства металлической заготовки для украшений. Эта часть технологического процесса очень важна, но за ней следуют другие, в которых участвуют инженеры, дизайнеры, огранщики — мастера самых разных специальностей, объединённые одной целью: создавать вещи, которые дарят радость своим хозяевам и всем вокруг. Такой цели в работе можно только позавидовать.

Каноническим, почти универсальным способом, которым можно изготовить большинство украшений, является литьё. На его примере удобнее всего рассмотреть этапы ювелирного производства.

Дизайн

Каждое украшение начинается с замысла художника, с карандашного эскиза. Для детальной проработки и создания технического рисунка эскиз переносится на компьютер и доводится до совершенства.

3D-моделирование

Технический рисунок попадает к 3D-дизайнерам, задача которых создать объёмную модель украшения в специальной компьютерной программе. Специалисты по компьютерному моделированию работают в тесном контакте с художниками, чтобы точнее передать замысел.

Прототипирование

3D-модель отправляется на 3D-принтер, который печатает её из специального полимера. Затем мастер-модельер дорабатывает прототип для отливки мастер-модели.

Мастер-модель

Независимо от того, из какого металла будет выпускаться серийное изделие, его первый образец изготавливают из серебра или более дешёвой латуни. Именно этот первый экземпляр после финальной доработки модельером становится мастер-моделью — прообразом будущего тиража.

Пресс-форма

Мастер-модель погружают в специальную пластичную массу, напоминающую пластилин, формуют и отправляют в печь, где при высокой температуре масса затвердевает до консистенции резины. Остывшую пресс-форму аккуратно разрезают, извлекают мастер-модель, а пресс-форма готова к дальнейшему использованию.

Восковая модель

Литьё

Восковая ёлка помещается в специальное приспособление для литья — опоку. Она заполняется гипсовым составом и на несколько часов отправляется в печь. В печи гипс застывает, восковые модели расплавляются, и воск испаряется, оставляя в гипсе полости в форме будущих изделий. Опоку вынимают из печи, остужают, а в полости заливают ювелирный сплав. После остывания металла затвердевший гипс смывают, и появляется металлическая ёлка, изделия с которой срезают и передают на дальнейшую обработку.

Монтировка

Монтировка — процесс сборки ювелирного украшения из различных деталей, один из важнейших этапов производства, использующий преимущественно ручной труд. Состоит из множества сложных и очень точных операций: опиливания, подгонки размера, сборки, пайки и так далее. Именно специалистов-монтировщиков высокой квалификации обычно называют мастерами-ювелирами.

Финишная обработка

Задачи этого этапа — устранить остаточные дефекты с поверхности металла, придать изделиям требуемый внешний вид: зеркальный или матовый блеск, алмазную огранку, декорирование различными видами покрытий и материалов.

Галтовка и полировка

По своей сути, галтовка — это шлифовка и полировка изделий в специальных ёмкостях, заполненных различными видами сыпучих материалов: металлическими шариками, кусочками керамики, пластика, стружкой ореховой скорлупы и так далее. Ёмкости вращаются или вибрируют, наполнитель создаёт абразивный эффект. Поверхность украшений приобретает нужную степень полировки. Задача ручной полировки состоит в устранении остаточных дефектов, придании поверхности изделия зеркального блеска.

Художественная обработка металла

Есть много видов декоративной обработки ювелирных изделий, которые выходят за рамки основных технологических операций.

Нанесение декоративно-защитных покрытий

Все драгоценные металлы при носке изделий теряют первоначальный вид. Особенно страдают украшения из серебра, сплавы которого от природы могут тускнеть, темнеть и даже желтеть, когда их компоненты (медь) вступают в реакцию с сероводородом воздуха. Поэтому на заключительном этапе производства на украшения наносят декоративно-защитные покрытия для нейтрализации вредных воздействий коррозийных факторов и агрессивных химических веществ, присутствующих в повседневной жизни: сероводорода, УФ-излучения, пота, влажности, а также для придания продукции особо эффектного внешнего вида.

В настоящее время наиболее технологичными видами и способами покрытий изделий из серебра являются:

Чтобы снизить содержание меди в тонком поверхностном слое серебряного изделия, его кипятят в серной или соляной кислоте. Поверхность приобретает матовый оттенок.

Гальваническое покрытие

Нанесение на поверхность изделия тонкого слоя драгоценного металла, устойчивого к коррозийным факторам, электрогальваническим методом. Изделие проходит несколько подготовительных этапов: ультразвуковую мойку, обезжиривание в растворах щёлочи и серной кислоты, промывку и обработку в парогенераторе. Затем оно окунается в ванну с электролитом либо обрабатывается специальным гальваномаркером под воздействием электротока. В настоящее время гальваника — самый популярный способ защиты и декорирования ювелирных изделий из серебра. В зависимости от металла, выполняющего функцию защитного слоя, используют следующие виды покрытий:

Пассивирование (пассивация)

Оксидирование

Электорофорезное осаждение

Покрытие изделий органическим пенополиуретаном или акрилом методом, напоминающим гальванику, путём погружения в водный раствор эпоксидной или акриловой смолы под воздействием напряжения, что заставляет смесь осаждаться и уплотняться на поверхности изделия. Выполняет исключительно защитную функцию.

Технический контроль

Ретикуляция поверхности металла

недавно слышал от знакомого ювелира про ретикуляцию поверхности золота и серебра. кто-нибудь может об этом рассказать, зачем это делают и какими способами ??

ретикуляция часто используется в ювелирном деле когда хотят добиться слоистой структуры металла. такой слой получают из чистого металла в результате золочения или серебрения, осуществляемого методом травления

если вы собираетесь заниматься этим делом, то я вам советую обратить внимание на то , что отбел растворяет медные оксиды и не растворяет оксиды серебра и медь в том состоянии, в котором она находится в сплаве. Это объясняет, почему лист стерлингового серебра, помещенный в отбел на длительное время не превращается в чистое серебро. Нагревая сплав, вы заставляете медь реагировать с кислородом и образовывать оксиды, которые могут быть растворены в отбеле. Именно по этой причине лучшие результаты ретикуляции достигаются на сплавах с более высоким содержанием меди, чем в стерлинговом серебре. вот теперь можете спокойно приступать приступать к работе

Ключевые слова: оценка, ювелирное изделие, стоимость обработки, ученическая работа, повышающие коэффициенты, уровень сложности, методика, алгоритм.

Grigoryeva E.E.

ORCID: 0000-0001-9801-7238, PhD in Economy,

North-Eastern Federal University in Yakutsk

METHOD OF CALCULATION OF RELEASING COST OF JEWELERY IN TRAINING

Abstract

The features of commercial evaluation of results of educational activity in the field of jeweler production are considered in the article. In this context, various approaches to the method of jewelry evaluation, focused on multifactor systems, are studied. At jewelry evaluation, carried out during the learning process, some factors lose their objectivity in commercial evaluation. The article presents the adapted methodology for jewelry evaluation produced by bachelors during the educational process. The algorithm of evaluation is formed, the toolkit is developed, and the advantages of the adapted estimation technique are revealed. A comparison of the evaluation results with the use of different valuation techniques is presented using the example of calculating the selling price of the Andromeda silver set.

Keywords: evaluation, jewelry, processing costs, student work, raising coefficients, complexity level, methodology, algorithm.

Опираясь на многолетний опыт преподавательской деятельности по данному профилю, можно утверждать, что применяемые методики оценки себестоимости изготовленного ювелирного изделия выполненного студентами не отражают действительной отпускной стоимости оцениваемого изделия. Применение при оценке себестоимости ювелирного изделия, ключевого показателя как время обработки изделия на определенном цикле, считаем не корректным для ученических работ. При этом стоимость обработки изделия приравнивается произведению затраченного времени ювелиром на нормативную стоимость одного часа работы[2]. Основная проблема состоит в том, что студенты превышают нормы по времени отводимые на выполнение каждой технологической операции (чеканка, гравировка, литье, монтировочные работы и т.д.) по причине недостаточного опыта и навыков. Тем самым, если учесть, что студенты затрачивают больше времени на обработку, чем ювелир, то согласно данной формуле студент должен зарабатывать больше чем ювелир. Данный факт не корректен, что и обосновывает необъективность методики оценки отпускной стоимости ювелирного изделия применяемой к студенческим работам.

На ювелирном рынке России применяются три метода определения рыночной стоимости ювелирного изделия:

  1. Затратный метод, основанный на оценке затрат на изготовление ювелирного изделия;
  2. Метод сравнения продаж, основанный на сопоставлении отпускной стоимости изделия к среднему уровню текущих продаж аналогичных ювелирных изделий на ювелирном рынке.
  3. Метод ожидаемой доходности, обычно пригоден для инвесторов, вкладывающих деньги в ювелирные изделия и драгоценные камни для защиты своих средств от обесценивания и возможного получения дохода. В расчет берется текущая экономическая ситуация на рынке и перспективные инфляционные ожидания [3, С. 66; 4, С.97; 5, С.132].

Следует иметь в виду, что при оценке различных видов ювелирных изделий требуется учитывать степень влияния различных факторов на рыночную стоимость изделия, особенно со вставками из драгоценных камней. Оценивая ювелирные изделия с драгоценными камнями крайне важно использовать метод сравнения продаж, что объясняется динамикой изменения цен на драгоценные камни, зависимые от достоверной информации биржевых продаж[6, С.63]. При этом стоимость ювелирного изделия с драгоценным камнем в большей степени формируется от стоимости драгоценного камня. Зачастую актуальная информация биржевых продаж для бакалавров остается не доступной или не достоверной, что и затрудняет применение данного метода. В тоже время, метод прямого сравнения рыночных продаж наиболее часто используется при оценке антикварных и камнерезных изделий, поскольку другие подходы не позволяют учесть типичные предпочтения покупателя [7, С.1].

Затратный метод оценки рыночной стоимости ювелирного изделия применяется для расчета величин стоимости затрат при изготовлении продукции. Необходимо иметь в виду, что у производителей отпускная цена формируемая от затрат производства является минимальной, а реализуемая цена изделия зависит от спроса на рынке и является максимальной[8, С.4]. В нашем случае, для обучения бакалавров определению расчетной стоимости ювелирного изделия, изготовленного ими самими, необходимо учитывать следующие факторы:

– стоимость материальных затрат на драгоценный металл и вставки;

– расчет стоимости обработки изготовленного изделия;

– оценка художественной ценности изделия [9, С.162];

– расчет плановой прибыли.

При разработке адаптивной методики оценки за базис принят затратный метод, где особое место уделено оценке стоимости обработки изделия. В качестве показателя определяющего стоимость обработки применены корректирующие коэффициенты, в т.ч. за уровень сложности, качества изготовления изделия и износа.

Сравнительные характеристики методов оценки себестоимости ювелирного изделия, выполненного бакалаврами, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики методик ценообразования ювелирных изделий

Примечание: составлено автором.

Оценку отпускной стоимости ювелирного изделия выполненного бакалавром предлагается формировать согласно следующему алгоритму, представленному на рисунке 1.

Рис. 1 – Алгоритм ценообразования ювелирного изделия

При оценке себестоимости ювелирного изделия необходимо иметь следующий перечень показателей и исходных данных:

– масса драгоценного металла (грамм, проба);

– стоимость драгоценных и полудрагоценных камней;

– экспертная оценка уровня сложности, качества изготовления и износа ювелирного изделия;

– экспертная оценка художественной ценности ювелирного изделия;

– текущий курс доллара США к рублю.

Размещение исходных данных и их обработка производится при помощи редактора электронных таблиц Microsoft Excel. Дополнительной функцией является выполнение сравнительного анализа предполагаемых и фактических затрат на изготовление ювелирного изделия, тем самым, бакалавр имеет возможность запланировать текущие расходы и в последующем сравнить их с фактическими показателями.

Данный программный продукт можно использовать для различных ювелирных изделий, но следует учитывать, что данная методика разработана для упрощения калькуляции. При этом в расчетах не учитываются различные показатели и нормативы использующиеся при промышленном производстве. Считаем, что данный алгоритм калькуляции достаточный для расчета отпускной стоимости ученических работ.

Оценка стоимости эксклюзивного ювелирного изделия, сделанного вручную, выше аналогичных изделий, полученных литьем по выплавляемым восковым моделям или штамповкой. Учитывается также уникальность самого изделия, где основополагающей является сама идея автора, благодаря которой и возник дизайн и стиль изделия.

Примечание: составлено студентом Чяриной О.М.

Примечание: составлено студентом Чяриной О.М.

Заполнив исходные данные по комплекту и произведя их обработку при помощи разработанного программного пакета по ценообразованию ювелирного изделия в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel, мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Рис. 2 – Структура статей расходов на изготовление серебряного комплекта “Андромеда”

Результаты адаптированной методики оценки ювелирного изделия позволяют сегментально распределить затраты с учетом общепроизводственных затрат на расходные материалы, амортизационных отчислений на эксплуатацию оборудования и др.

По результатам исследования выявлен существенный дисбаланс при расчетной и рыночной стоимости ученических работ из-за необъективной оценки временных затрат на обработку металла. Автором предлагается использовать адаптивную методику оценки ювелирных изделий изготовленных бакалаврами (учениками) с возможностью определения экономического эффекта. В качестве показателя определяющего стоимость обработки применены корректирующие коэффициенты за уровень сложности, качества изготовления изделия и износа.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Фото 1

Для очистки серебра от примесей применяется процедура под названием аффинаж.

Такая технология позволяет при помощи физических действий и использования свойств химических реакций добиться высокой чистоты металла.

Кроме того, аффинаж позволяет добыть серебро из различных устройств радиодеталей.

Процесс проведения реакции для получения конечного результата занимает различное время, которое зависит от выбранного способа аффинажа и загрязнения перерабатываемого сплава.

В статье мы расскажем о различных способах очистки технического серебра от примесей, а также представим вашему вниманию видео на эту тему.

Для выполнения работ потребуются:

  • химические реактивы;
  • необходимые навыки;
  • оборудованное место работы.

Где содержится серебро?

Основным источником технического серебра является радиоаппаратура, электрическое промышленное оборудование советского производства.

  • шахтные магнитные пускатели;
  • шахтные подстанции;
  • реле;
  • термодатчики;
  • аппаратура связи;
  • электро-вычислительная техника современного и давнего производства.

Способы очистки от примесей

В наше время в свободной продаже можно купить химические реактивы, поэтому произвести процедуру аффинажа контактов с посеребрением у себя дома не составит большого труда.

Необходимо соблюдать технику безопасности, использовать средства защиты путей дыхания, глаз и рук.

Реакции проводить при хорошем воздухообмене, с вытяжкой или еще лучше – на улице. При сплавке полученного металла соблюдать противопожарную безопасность.

Аффинаж электролитом и аммиачной селитрой

Способ подходит для тех, кто не может приобрести и использовать азотную кислоту.

Смысл данной реакции заключается во взаимодействии аммиачной селитры и серной кислоты, находящейся в электролите при повышении температуры. В результате подогрева получается устойчивое соединение азотной кислоты, которая растворяет сплав технического серебра.

Фото 3

Для проведения реакции потребуется:

  • химически стойкая стеклянная посуда;
  • электролит на основе серной кислоты;
  • аммиачная селитра;
  • электрическая печка;
  • песочная баня;
  • стружка цинка для выделения металлизированного серебра;
  • поваренная соль;
  • соляная кислота;
  • горячая вода.

Для успешного проведения химической реакции растворения 100 г технического серебра используется 2 части электролита (1 литр), 1 часть аммиачной селитры (0,5 кг). Временной промежуток процесса растворения занимает около 24 часов.

Порядок выполнения действий:

  • стеклянная емкость (трехлитровый бутыль) устанавливается на песочную баню, подогреваемую электрической печкой;
  • в тару засыпается перерабатываемый материал и реактивы: 150 г селитры, 300 мл электролита;
  • с повышением температуры происходит реакция, визуально наблюдается кипение, выделение красноватого газа, изменение цвета жидкости (появляется синий оттенок);
  • при затухании процесса растворения добавляются химические составляющие в выбранной пропорции;
  • после полного растворения погруженного металла используются теплая вода и поваренная соль для получения хлорида серебра;
  • бутыль заполняется H2O практически до горлышка, после чего засыпается соль, количество которой определяется окончанием выпадения хлопьев хлорида в осадок;
  • выполняется фильтрация для отделения хлорида серебра от жидкости;
  • в той же стеклянной емкости полученный отфильтрованный материал белого цвета заливается соляной кислотой, высота покрытия — 2 cм над осадком;
  • в подготовленный раствор засыпается стружка цинка, который реагирует с HCl и вытесняет металлизированное серебро, реакция сопровождается выделением водорода;
  • так как газ взрывоопасный, необходимо принять меры предосторожности: проветривание, отсутствие источников огня и нагрева;
  • через 20 – 30 минут получается осадок земляного цвета – это Ag;
  • следует проверить на наличие в растворе кислоты: необходимо окунуть при помощи пинцета стружку Zn в жидкость, в результате должна происходить реакция растворения;
  • если взаимодействия нет, тогда необходимо добавить в емкость HCl для удаления цинка из металлизированного серебра, чтобы при сплавке не получить хрупкий, не пригодный для использования металл;
  • осадок промывается и сплавляется в тигле при помощи бензиновой или газовой горелки.

Фото 5

Использование азотной кислоты

Процесс отделения чистого серебра из технического сплава при помощи азотной и серной кислоты не отличается особой сложностью.

Для 100 г обрабатываемого материала потребуется 200-300 мл каждого реагента.

Используются следующие приспособления и материалы:

  • кислоты в нужном количестве, исходя из веса предложенного материала;
  • поваренная соль для получения хлорида серебра;
  • цинк в виде стружки или порошка;
  • стеклянная химическая посуда;
  • электрическая печка;
  • песочная баня;
  • сода;
  • фильтровальная бумага, лейка;
  • инструменты для плавки полученного металла.

Фото 7

Метод без кислот

Выделить серебро из сплава возможно без использования кислот. Для этого необходимо подготовить обрабатываемый материал.

Процесс аффинажа такого вида рассмотрим на примере контактов из технического серебра.

При помощи молотка с наковальней либо путем прокатывания на ювелирных вальцах пластины контактов необходимо довести до тончайшего состояния.

Операция травления производится на свежем воздухе или под хорошей вытяжкой.

  • электрическая печь;
  • песочная баня;
  • керамическая или стеклянная емкость либо тигель;
  • термическая палочка;
  • фильтровальная бумага;
  • воронка и емкость для промывки;
  • реагенты: хлорид аммония — 2 части, аммиачная селитра — 1 часть;
  • концентрированный раствор аммиака;
  • медная проволока для вымещения серебра из хлорида.

Количество хлорида аммония равняется весу обрабатываемого сырья.

Последовательность действий:

Фото 6

  • подготавливаются соли, взвешиваются и перемешиваются;
  • на печку устанавливается песочная баня со стеклянной тарой, в которую помещены контакты, засыпанные реагентами;
  • в процессе нагревания следует перемешивать содержимое чаши;
  • в течение 10 минут начинает происходить реакция плавления с выделением белого газа, отделением хлорида серебра из сплава;
  • по окончании реакции печка выключается, полученные вещества остужаются;
  • хлорид серебра растворяется водой, тщательно промываются остатки пластинок контактов;
  • фильтруется через специальную бумагу, помещенную в лейку, при этом вода протекает в емкость, осадок остается на фильтре;
  • через эту же бумагу проливается концентрированный аммиак для получения растворенного хлорида серебра без примесей;
  • в полученный раствор помещается медная проволока, тем самым вымещается металлическое серебро;
  • полученный осадок промывается водой;
  • выделенное чистое серебро сплавляется.

Извлечение электролизом

Данный вид аффинажа использует свойства постоянного электрического тока. Заряженные электрические частицы серебра перемещаются с катода на анод.

В качестве положительного электрода выступает лом технического серебра, отрицательным контактом представлена серебряная пластина.

Потребуется следующие приспособления:

Фото 8

Порядок действий:

  • к положительному электроду подключается очищаемый фильтруемый материал;
  • к отрицательному контакту подсоединяется серебряная пластина;
  • трансформатор подключается к сети электрического тока;
  • через 20 – 30 минут контролируется процесс.

На аноде собирается чистое серебро, которое сплавляется.

Способ электролиза простой, не требует промывок и использования большого количества химических реактивов, подходит для использования в домашних условиях. Единственное условие — наличие азотной кислоты для получения электролита.

Стоимость аффинированного серебра

Реализовать сплавленное, обогащенное процессами вытравливания техническое аффинированное серебро, можно через пункты скупки драгметаллов.

В зависимости от качества и количества имеющегося материала возможно будет определиться, куда сдать лом драгоценного металла.

Средняя стоимость сплава, приближенного к пробе 999, составляет около 40 рублей за 1 г.

Видео по теме

В данном видео показано, как очистить техническое серебро от примесей электролизом:

Заключение

При имеющейся возможности использования азотной кислоты самым безопасным и менее затратным для домашних условий из описанных выше способов аффинажа является электролиз.

Когда такой возможности нет, то альтернативой является использование электролита с аммиачной селитрой в качестве растворителя.

Незаконный оборот драгоценных металлов преследуется законом с применением уголовного наказания. Поэтому стоит рассмотреть сдачу технического серебра как лома, так и в изделиях в специализированные пункты приема.

Читайте также: