Реставрация фарфора своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

CraftView

Керамические изделия и глиняная посуда имеют много хороших качеств. Пожалуй, главный их минус – это хрупкость: одно неловкое движение и перед нами вместо вазы, кувшина, глиняной тарелки или фарфоровой чешки – кучка черепков. Это бывает очень обидно, особенно когда вещь "дорога как память".

Ремонт керамики. Чем можно склеить керамику и фарфор?

Чтобы восстановить винтажные и старинные керамические изделия можно применять методы музейной реставрации керамики и фарфора. Особенно подходит для случаев, когда приходится собирать керамику по мелким кусочкам.

Весь процесс ремонта керамики можно разбить на несколько последовательных этапов.

Подборка разбитых частей (фрагментов) и их монтаж – первое с чего нужно начать работу. Формально это значит собрать все куски и разложить их перед собой на столе в правильном порядке.

Предварительная сборка. Перед склеиванием необходимо провести предварительную сборку фрагментов. Это нужно, чтобы убедиться, что все части на месте, а также выбрать оптимальную последовательность склейки керамических осколков для наиболее плотной подгонки их друг к другу. Чем точнее будут подогнаны части, тем менее заметны будут линии склеивания.

Только затем следует, непосредственно, склеивание керамики.

ПОМНИТЕ: чем больше частей – тем сложнее склеивать керамику. Клеевой шов тоже имеет свою толщину.Наращивание неточностей, может привести к тому, что точно подогнать последние фрагменты будет невозможно.

Кроме того, могут возникнуть большие трудности с точным совмещением осколков из-за внутренней деформации в керамике разбитого изделия. Остаточная деформация может проявляться в разной степени в зависимости от различных факторов (формы изделия, размера и толщины осколков, плотность черепков, состава керамики и т.д.) и сыграть злую шутку даже при восстановлении целостности изделия, расколотого всего на несколько крупных фрагментов.


Склеивание керамики и фарфора в домашних условиях.

Нам понадобится эпоксидный клей. Его применяют, когда важна прежде всего высокая прочность склейки. Он обладает хорошей проникающей способностью и подходят для склеивания крупногабаритной и плотной керамики, а также частей, на которые приходится значительная нагрузка.

Пористую керамику предварительно перед склеиванием обрабатывают бесцветным пропиточным составом на основе сополимера БМК-5 и растворителя в концентрации 3-5% (можно варьировать до 5-7% в зависимости от плотности материала). БМК-5 можно использовать как клеевой состав – вязкость, которого регулируется концентрацией порошка – но этот клей уступает по прочности эпоксидному.

Чтобы снизить заметность швов на цветной керамике в клеевой состав БМК-5 можно добавлять порошковый краситель.

Также пригодятся малярная лента, резинка, воск или светлый пластилин нужен для формирования каркаса и фиксации элементов.

Ремонт керамики и глиняной посуды. Как это происходит шаг за шагом:

  1. Возьмите черепок с которого начнётся склейка. Обычно это самые большие черепки, к которым приклеивают более мелкие; черепки в основе, нижней части изделия.
  2. Если керамика пористая, места склеивания сначала нужно очистить кисточкой от пыли и укрепить пропитывающим составом на основе БМК-5. Состав наносят несколько раз через 5-10 минут до появления небольшой плёнки на поверхности разлома, которая говорит о достаточном насыщении материала.
  3. Затем на место разлома равномерно наносят клей и плотно прижимают части друг к другу. При необходимости, части фиксируют (чтобы не держать руками до застывания клея).
  4. Фиксация производят с помощью воска или пластилина. С его помощью черепки закрепляют с внутренней стороны изделия. Таким образом формируется каркас, на котором держатся осколки. Иногда удобно стягивать вместе части с помощью резинки или фиксировать их малярной лентой, которую следует наклеивать поперёк шва.
  5. Методично, черепок за черепком, следует восстановить разбитую керамику. Не стоит спешить и сразу пытаться склеить все изделие: приклеивайте по одному, или 2-3 осколка, не больше.
  6. Мелкие осколки можно склеивать клеем БМК-5 высокой вязкости, с концентрацией сухого вещества 10-15%. А поскольку такой клей не способен обеспечить такую же высокую прочность склейки как, например, эпоксидный клей, чтобы сделать изделие более прочным, эти участки можно укреплять изнутри пропитанными клеевым составом кусочком стеклоткани. . Часто после сборки крупных частей на керамике остаются заметные трещины и сколы. Убрать их или сделать менее заметными можно с помощью мастиковки. Для этого специальным составом (разрыхлителя, клея и цветного пигмента/красителя, если такой нужен) затирают швы и заполняют полости. С помощью техники мастиковки бесцветным, белесым составом хорошо убирать паутинку швов при реставрации фарфоровых статуэток и посуды.
  7. Когда куски керамики склеены, можно убрать фиксирующий каркас из пластилина или воска. Если он слишком твердый, размягчите его нагрев феном.

После просушки можно протереть или вымыть изделие, если есть такая необходимость.


Фиксация керамики резинкой при склеивании

Чем еще можно склеить керамику? Какой клей использовать?

Чем еще можно склеить керамику мы писали в одной из предыдущих статей. Например для этого можно использовать матовый клей-лак для фарфора. Но самый простой способ ремонта керамики - с помощью супер-клея. Это более быстрый и простой (но не универсальный и не всегда подходящий) способ склеить керамику. Он подходит если перед нами не старинная керамика и не китайский фарфор династии Тан или Сун.

Как склеить керамику обычным супер-клеем:

  • Соберите все осколки и очистите их.
  • Проведите предварительную сборку.
  • Обезжирьте место склеивания. Для этого можно протереть разлом ацетоном или уксусом.
  • Распределите равномерно клей на месте разлома.
  • Соедините части и дайте просохнуть.
  • Пористую керамику сначала пропитайте супер-клеем, а только затем склеивайте части повторно нанеся на них клей.
  • На отреставрированные фрагменты глиняной посуды можно нанести глазурь.

Преимущества метода: хорошая проникающая способность клея, высокая надежность швов, термоустойчивость, подходит для плотной тяжёлой керамики и фарфора, части не нуждаются в длительной фиксации.

Недостатки метода: быстрое затвердевание, невозможность коррекции осколков (если приклеили, то уже намертво), заметность клеевых швов.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не рекомендуется реставрированную посуду использовать по назначению. Вредные вещества в составе клея могут выделяется в продукты при приготовлении и хранении.

Не существует универсального клея для керамики и фарфора, поскольку глиняная посуда и керамические изделия могут очень сильно различаться по своим свойствам и характеристикам.

Поэтому существует множество различных способов и техник склеивания керамики и фарфора. Определить какой из них лучше и какой выбрать клей, можно отталкиваясь от конкретной задачи и свойств конкретного керамического изделия. Часто приходится идти опытным путём.

Ремонт керамики – это достаточно большой пласт знаний, который требует глубокого погружения, если вы решили освоить этот навык на высоком уровне.

Музейная реставрация керамики и фарфора. Что почитать?


В этой книге собрано всё пригодиться практикующему реставратору. Она достаточно хорошо иллюстрирована и охватывает все аспекты и этапы реставрационных работ.

Это, пожалуй, одно из лучших пособий на сегодняшний день, предназначенное для специалистов, музейных реставраторов керамики, как начинающих, так и с многолетним опытом работы. При составлении учебного пособия авторы опирались на многолетний практический опыт реставрации керамических изделий.



Обычно это происходит так: одно неловкое движение и ценный предмет фарфорового сервиза уже не так и ценен :-)

Пропустив через себя десятки различных статей/инструкций, выбрал несколько наиболее полезных методов и применил их к своему особому случаю, а именно:


  • Применение пчелиного воска для удержания фрагментов керамики/фарфора;
  • Применение двухкомпонентного клея для склеивания деталей;
  • Смешивание разрыхлителя с клеем для заполнения недостающих участков;
  • Применение строительного фена для удаления воска.


  • Пчелиный воск (или любой другой воск);
  • Строительный фен;
  • Двухкомпонентный клей (или любой другой клей, обеспечивающий надежное соединение);
  • Разрыхлитель.



Убедимся, что все кусочки чистые. Возьмём немного воска и слегка разогреем (вручную или с помощью строительного фена), чтобы сделать его податливым. С помощью зубочистки нанесём клей тонким слоем на торцы кусочка и уцелевшей основы. Установим первую отломанную деталь. Следует удостоверится, что края кусочков подходят друг другу, как можно лучше. Раздавим пчелиный воск, чтобы он удержал приклеенный кусок, до того момента пока клей не затвердевает. При необходимости добавим воска. Важно, чтобы поддерживающая структура была стабильной.



Снова сформируем мягкий шар из воска. Вставим его под второй сломанный кусок. Нанесём клей на кромку.

Совет. Намного легче сопоставлять детали, если наносить клей на прикладываемые куски, чем на основной чайник.

С равномерным усилием прижимаем деталь до тех пор, пока она не станет идеально подогнана и не останется там, где она должна находится.



Для того, чтобы заполнить недостающие участи, необходимо сделать спец-состав.


Добавим небольшое количество разрыхлителя в клей и начнём перемешивать до тех пор, пока смесь не достигнет консистенции густой пастой.


Наносим пасту в отверстия на поверхности фарфора, пока они не будут закрыты. Через несколько секунд начинаем формировать и разглаживать поверхность пальцами.


Если она всё ещё слишком липкая, посыпьте на неё немного разрыхлителя.


Даём клею достаточно времени для затвердевания (в моём случае шесть часов). Затем используя строительный фен, расплавим воск и удалить его из чайника.

Раз мы уж плавим воск, заранее подготовьте форму с фитилем, чтобы отлить свечу из расплавленного воска.

Чем можно склеить фарфор и керамику своими руками?

В каждом доме можно найти посуду и декоративные изделия для украшения интерьера, изготовленные из фарфора и керамики. Это советские коллекционные наборы для сервировки стола, статуэтки и другие дорогие сердцу безделушки, немалая часть которых досталась по наследству от родителей. И, порой, как бы бережно с ними не обращались, часто по неосторожности изделия бьются. Рассмотрим способы и определим, как и чем склеить фарфор и керамические изделия своими руками, чтобы изделие еще не один год радовало глаз.

  • Виды клея для фарфора и изделий из керамики
  • Чем можно склеить фарфор?
  • Клей для склеивания керамики
  • Клей универсальный для керамических и фарфоровых изделий
  • Способы как склеить фарфор своими руками
  • Инструкция по склеиванию керамики в домашних условиях
  • В заключение

Для начала следует разобраться, как действовать, если любимая фарфоровая фигурка или подаренная мамой кружка разбилась. Итак, прежде чем приступать к ремонту, необходимо выбрать подходящий клеящий состав для хрупкого изделия.

Виды клея для фарфора и изделий из керамики

Если изделие разбилось, не спешите сразу его выбрасывать. Есть специальный клей для фарфора, который поможет провести реставрацию своими руками. Чтобы восстановить фарфоровую или керамическую вещицу, необходимо выбрать одну из марок клея под конкретный случай.

Упаковки адгезионных составов для реставрации фарфора и керамики

  1. UHU Porzellan Keramik − это прозрачный супер-клей, который позволяет сделать шов невидимым. При этом чем тоньше наносите клеевой слой, тем быстрее и надежнее он схватится. Подобная фиксация выдержит лишь несущественное воздействие жидкости, поэтому склеенное изделие можно мыть, но нельзя использовать как полноценную емкость для жидкости.
  2. ABRO EC-510 − это двухкомпонентный клей для пищевой посуды на основе эпоксидной смолы. Надежно восстанавливает целостность стеклянных и фарфоровых чашек. После высыхания остается прозрачным, поэтому шва не видно. Чтобы приготовить клеящий состав, нужно смешать оба компонента. Важно, что процесс склейки требуется проводить быстро, ведь данный вид клея затвердевает за 5 минут.
  3. Супер Момент − это универсальный цианакрилатный клеящий состав. Он за считанные секунды склеивает любые типы материалов. Перед применением обязательно изучите инструкцию.

Это неполный список всех существующих адгезионных составов. На рынке представлен широкий ассортимент средств данной категории на выбор. Перед тем, как склеить фарфоровую посуду, важно провести очистку изделия от жира и загрязнений с помощью обезжиривателя.

Чем можно склеить фарфор?

Так, в продаже можно найти огромный ассортимент клеящих составов чем клеить фарфор, чтобы надежно склеить фарфоровую чашку и другую посуду. Обратите внимание на такие клеящие составы:

  • STANGER;
  • Cosmofen CA-12;
  • Araldit Rapid.

Представленный список состоит из средств зарубежных производителей, а среди русских изготовителей лучшим считается карбинольный клей. Также подойдет эпоксидная смола EPOXY GLUE, приобрести которую не составит труда в любом строительно-хозяйственном супермаркете.

Линейка клеевых составов для ремонта фарфоровых фигурок

Для восстановление фарфоровых статуэток в домашних условиях применяется и цемент, изготовленный на базе гипса. Чтобы приготовить такую смесь, нужно в порошок гипса вбить 1 куриное яйцо и хорошо перемешать. Так, удастся без труда склеить любые изделия из фарфора.

Есть еще один способ самостоятельно приготовить клей, который позволит провести реставрацию. Для этого потребуется 1 белок и пищевая сода. Белок хорошо взбить в пену и оставить его на сутки. Далее только после выстаивания добавить маленькими порциями соду, замешивая массу. По консистенции смесь должна напоминать тесто.

Откололась часть фигурки из обожженной глины

Кроме того, реставрацию проводят и пищевым клеем. Так, его не составит труда изготовить самостоятельно.

  1. Возьмите 4 ст. воды, всыпьте по 1/2 ст. л. сахара и извести. Подойдет только гашеная.
  2. Затем смесь нужно проварить 3 часа, но не допустить закипания.
  3. Остудите состав и дайте ему настояться пару часов. При этом, если появилась лишняя вода, то ее сливают.
  4. Всыпьте 500 граммов клея для плитки, перемешайте и оставьте еще на ночь.
  5. Если вновь образуются излишки жидкости, то аккуратно слейте ненужное через марлю.
  6. Массу еще раз прокипятите на медленном огне, и только после этого начинайте использовать по назначению.

Стоит отметить: такой состав считается наиболее безопасным для восстановления кухонной утвари в домашних условиях.

Клей для склеивания керамики

Часто склеивают керамическую посуду разными клеящими составами, приобретенными в магазине по совету продавцов-консультантов. Супер-клеем на основе цианокрилата можно вернуть в обиход керамическую утварь. Кроме того, для таких целей подойдет и эпоксидный клей российских производителей.

Также в свободном доступе можно найти и другие адгезивы, которые помогут реставрировать тарелку и иные изделия:

  • Секунда;
  • Монолит;
  • Супер-момент;
  • Слон;
  • Водостойкий клей Марс.

Клей универсальный для керамических и фарфоровых изделий

Для реставрации комбинированных изделий следует воспользоваться универсальными составами, которые помогут восстановить целостность посуды. Итак, определим, чем лучше склеить керамику и фарфор в домашних условиях:

  1. Казеиновый или эпоксидный клеящий состав российского производства. Доступная цена, пожалуй, главное их преимущество.
  2. Porcelain Potch от торговой марки Hobby Line. Данный клей-лак импортируют в Россию из Германии. Служит оптимальным универсальным средством.

Виды средств для реставрации разбитой посуды фото

Способы как склеить фарфор своими руками

Чтобы надежно склеить фарфор, необходимо выполнить такие пошаговые действия:

  • тщательно помойте и просушите изделие;
  • после обработайте стык ацетоном;
  • на стыки нанесите слой клея и дайте веществу подсохнуть;
  • наложите второй слой клеящего состава, затем соедините все части и плотно прижмите;
  • чтобы сделать скрепление надежнее, зафиксируйте изделие жгутом.

Чаще всего бьются фарфоровые чашки в тех случаях, когда они уже давно используются в семейных чаепитиях. Чтобы дать емкости вторую жизнь, вооружитесь супер-клеем и проведите подготовительные работы: вымойте, высушите и обработайте стыки жидкостью для снятия лака.

Далее соберите все детали, осколки и проклейте каждый элемент в два слоя. Затем чашку нужно поместить в небольшую кастрюлю, заполнить водой и прокипятить в течение трех часов. По завершению снимите кастрюльку с плиты и оставьте изделие остывать прямо в воде. После полного остывания чашку следует извлечь и проверить результат работы.

Если не хочется возиться с кипячением, для прогрева подойдет духовка. Но делать это нужно крайне аккуратно, не допуская перегрева. Иначе утварь просто лопнет под воздействием высоких температур, и тогда ее точно можно будет только выкинуть.

Скол на керамической вазе

Если от вазы откололся осколок, то вернуть изделию целостность можно так:

  1. Подготовить изделие к восстановительным работам.
  2. Подобрать заплатку, размеры которой будут на 0,5 см больше, чем выпавший осколок.
  3. Склеить разбитые части водостойким клеем и наложить заплатку.
  4. Налить в вазу воду, но так, чтобы она не намочила заплатку.
  5. Поставить кипятить на 2 часа. Сливать воду необходимо только после полного остывания.
  6. Вооружившись краской требуемого цвета, обработать стык.

Реставрация фарфора в домашних условиях дело несложное, главное строго выполнить все пошаговые действия. Тогда тарелки, чашки и другая кухонная утварь прослужит еще не один год.

Инструкция по склеиванию керамики в домашних условиях

Пищевой клей для посуды подойдет для склеивания керамических изделий. Чтобы склеить разбитую чашку из керамики, нужно следовать инструкции:

  • начинать нужно со сбора всех элементов изделия;
  • если требуется восстановить чашку, которая ранее уже клеилась, то с помощью ножа удалите остатки старого клеящего состава;
  • все элементы помыть с моющим для посуды, прополоскать и дать воде стечь;
  • собрать детали воедино, чтобы наглядно оценить планируемый процесс работ;
  • обработать стыки ацетоном;
  • на места склеивания нанести термостойкий клей для посуды тонким слоем;
  • первый слой оставить немного просохнуть;
  • нанести еще один слой и аккуратно, но крепко прижать все элементы друг к другу;
  • желательно понадежнее зафиксировать изделие, например, обмотав покрепче нитками для вязания;
  • оставить чашку в сухом прохладном месте на трое суток.

В заключение

В статье мы разобрали, что делать, если разбилась любимая кружка или подаренная старинным другом ваза. Как видно, ремонт фарфора своими руками дело несложное, главное правильно подобрать клей и четко следовать инструкции. Так статуэтка или составляющая сервиза еще долгое время будет украшать дом.

Когда не удалось разобраться во всех нюансах, то рекомендуем к просмотру видео урок по реставрации фарфоровых и керамических изделий своими руками:


Разбившаяся глазурованная керамика обнаруживает на месте раскола два слоя - пористую внутреннюю часть (как правило, белого или кремового цвета) и внешний слой глазури. Эта структура хорошо видна на первой фотографии: керамическое блюдце с золотым орнаментом до и после реставрации. На фотографии видны характерные особенности керамики: отсутствие слоя глазуровки (сравните со 2 фотографией).

Присутствие слоя глазури отличает фарфор от обычной керамики.

Постарайтесь собрать все даже самые мелкие осколки от разбившегося керамического предмета. Заверните каждый из них в папиросную бумагу и храните до тех пор. пока не придет время заняться реставрационными работами. Помните, что, если осколки загрязнены, необходимо прежде всего тщательно отмыть их.


1. Каждый осколок керамики должен быть чистым, поэтому его прежде всего следует промыть и просушить.
Вначале вымойте сломанный край осколка ватным тампоном и мыльной водой (большие поверхности можно промыть бумажной салфеткой).
Старайтесь не слишком увлажнять керамику - оставшаяся в порах вода замедлит просыхание осколка, а не полностью просохший осколок керамики просто может не приклеиться. Если для промывки мыльной воды окажется недостаточно, протрите осколок ацетоном или целлюлозным растворителем для краски. В крайнем случае, очистите
края осколка набранным на спичку или зубочистку абразивным порошком. Промойте осколок и дайте ему полностью просохнуть.

2. Если после промывки в трещинах керамики осталась забившаяся туда грязь (особенно хорошо она заметна на белой керамике), осколок следует отбелить. Помните, что для этого нельзя использовать бытовые отбеливатели, которые вместе с грязью могут уничтожить слой глазури. Для отбеливания погрузите осколок в раствор, состоящий из
трех частей воды и одной части дезинфицирующего состава для ухода за детьми.

3. Прежде чем начать наносить клей, примерьте отколовшиеся кусочки - хорошо ли они прилегают друг к другу, и много ли осколков оказалось утеряно.
При этом вы невольно запомните, в каком порядке вам предстоит склеивать кусочки, О том, как поступить c отсутствующими осколками, будет рассказано в Шаге 9.


4. Имеет смысл вначале склеивать друг с другом мелкие осколки и так переходить к большим кускам, которые будет удобнее склеивать воедино.
При этом соразмеряйте работу со временем, которое требуется для высыхания клея. Лучше всего использовать для склеивания двусоставный клей, который просыхает в течение 24 часов, моментальный клей можно использовать только в том случае, если речь идет об одном отколовшемся куске.

5. Соедините смазанные клеем куски. Удалите ватным тампоном излишки клея.

6. Если вы имеете дело с белой керамикой, добавьте в клей немного порошка титановых белил.
Если предмет сделан из темной терракоты, можно добавить в клей немного порошкообразного пигмента подходящего цвета.

Если утеряны отдельные осколки предмета, вам потребуются: калька, мастихин, тальк в порошке, чернильный ластик, пластилин, наждачная бумага, подходящие по цвету краски для керамики и (по желанию) металлизированные краски.


7. Нанесите спичкой клей на оба края соседних осколков и приклейте их друг к другу. Продолжайте приклеивать осколки, двигаясь от нижней части предмета к его вершине. Чтобы закрепить склеиваемые осколки, соединяйте их полосками клейкой ленты.

8. Дайте склеенному предмету просохнуть в течение 24 часов при комнатной температуре. Снимите остатки засохшего клея бритвенным лезвием, легко прикасаясь им к поверхности керамики. Следите за тем, чтобы не повредить бритвой слой глазури, особенно те места, где имеется позолота или серебряная краска.

9. Может случиться, что утерян небольшой осколок керамики, или может оказаться, что сохранившийся осколок не входит в предназначенное для него отверстие. В этом случае смешайте некоторое количество двусоставного клея, окрасив его в тон глазуровке (см. Шаг 4), с порошком талька до консистенции глины. Заполните отверстие получившейся пастой с помощью пальцев или мастихина. Дайте клею застыть, а затем отшлифуйте поверхность
надфилем и наждачной бумагой.


11 . Нанесите на отколотые края слой двусоставного клея. Держите пластилиновую форму в одной руке, а второй заполните ее клеевой пастой (см. Шаг 9) с помощью пальцев или мастихина. Если для заполнения формы вам потребуются обе руки, прикрепите ее к предмету клейкой лентой. Заполнив форму клеевой пастой, оставьте форму на месте до тех пор, пока паста не просохнет.

12. Когда клеевая паста полностью высохнет, удалите форму и ошкурите поверхность созданного куска наждачной бумагой. Мелкие детали можно отшлифовать чернильным ластикам. Не заходите при этом на прилегающие участки подлинной керамики, чтобы не повредить глазуровку.


13. Высохшую клеевую пасту следует раскрасить подходящими по цвету красками для керамики.
Следуйте при этом рисунку орнамента, а в сложных случаях скопируйте узор на кальку.

14. Чтобы перевести узор на поверхность высохшей клеевой пасты, подложите под мальку листочек копировальной бумаги и обведите рисунок карандашом.
Иногда для восстановления рисунка вам может потребоваться золотая или серебряная металлизированная краска.

О РЕСТАВРАЦИИ ФАРФОРА

Самым важным отличием фарфора от керамики считается наличие слоя глазуровки - его видно на
сколе. Между слоями глазуровки находится слой пористой керамики .

Не следует браться за реставрацию ценного фарфорового изделия - лучше поручить это специалисту.
Если же речь идет о не имеющем большой ценности изделии, можно сделать следующее.

Запомните первое правило: старайтесь не слишком увлажнить пористый слой керамики во время чистки, и склеивайте
фарфор немедленно после того, как промыли и просушили осколок.

Склеивать фарфор следует по тем же правилам, как и керамику, включая подкрашивание клея.

После того как клей высохнет, может возникнуть необходимость восстановить имеющийся на поверхности предмета
узор. Используйте для этого акриловые краски, позволяющие имитировать блестящую поверхность глазуровки, и эмалевые краски, которые применяются для украшения фарфоровых изделий.

Тщательно подбирайте цвета и копируйте узор, как было описано в Шагах 13-14, но никогда не пытайтесь имитировать фон, поскольку вам вряд ли удастся подобрать точный оттенок.


Ремонт волосяных трещин


1. Очистите поверхность вокруг трещины, как было описано в Шаге 1 на стр. 158, Смешайте и окрасьте двусоставный клей, как было описано в Шаге 4. Поместите предмет в духовку, установленную на О °С, и нагрейте до тех пор, пока ручка не станет горячей. При этом края трещины слегка разойдутся, и клею легче будет попасть внутрь.

2. Выньте чашку из духовки и немедленно заполните трещину клеем, втерев его пальцами или мастихином.
Старайтесь как можно плотнее заполнить трещину клеем.

3. Когда клей перестанет входить в трещину, снимите остатки мягкой тряпкой или осторожно отскоблите их бритвенным лезвием, стараясь не повредить при этом рисунок на чашке. Дайте чашке остыть.

Из книги "Ремонт и реставрация. Практическое руководство"

автор Лорен Джонсон, перевод Молькова К.

Изделия из фарфора и керамики есть в большинстве домов. Из этих материалов делают посуду, статуэтки и прочие украшения интерьера, раковины и другую сантехнику. Часто такие вещи дорогие, при этом достаточно хрупкие, на них легко появляются трещины и сколы. Обсудим, каким средством склеить керамику дома, как сделать следы дефекта незаметными.


Керамика и ее разновидности

Тип керамики зависит от ее состава. Он определяет физико-химические свойства изделий и особенности ухода за ними.

Фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика

Керамика имеет несколько разновидностей, каждая из которых обладает своими характеристиками. Пожалуй, самый известный вид материала – фарфор. Он создается при смешивании белой глины, полевого шпата и кварца. Смесь обжигают, в результате получается белое, тонкое, водонепроницаемое и звонкое изделие, из него создают посуду (кружки, блюдца, тарелки) и элементы декора.


Фарфоровый сервиз

Существует три типа фарфора:

  • Твердый. Его запекают при температуре 1500°С. Такой фарфор считается эталонным, он твердый, непрозрачный и довольно тяжелый.
  • Костяной. Создается так же, как твердый, но в его состав добавляют пережженную кость. Ингредиент придает изделию прочности, при этом оно остается белым и прозрачным.
  • Полуфарфор (мягкий). Этот тип материала был изобретен в начале XIX века, когда появилась необходимость удешевить производство фарфоровых изделий, сделать его массовым. В отличие от эталонного материала, полуфарфор обжигается при низких температурах, сохраняется его пористость, уменьшается прочность.

Полуфарфор также называют твердым фаянсом. Внешне материалы схожи, но различные технологии изготовления, составы наделяют типы керамики своими особенностями. Фаянс в отличие от фарфора:

  • пористый, впитывает влагу, из-за чего небольшие трещины на покрытии приводят к постепенному разрушению всего изделия;
  • тяжелее и толще (из-за толщины стенок звучит фаянс глухо и коротко), при этом уступает в прочности;
  • хуже проводит тепло;
  • не пропускает свет.

Фаянс стоит дешевле, чем фарфор. Он чаще используется для изготовления бытовых вещей, в том числе раковин, унитазов, плитки для облицовки, архитектурных элементов.

Еще одна популярная разновидность керамики – майолика. Раньше так называли все глиняные обожженные изделия, которые покрывались краской или глазурью. Основа майолики – красная глина, ее обжигают при высоких температурах, покрывают белой эмалью (основа) и глазурью (рисунок и роспись), затем снова обжигают. Сегодня в домах чаще всего используют плитку, сделанную в технике майолики, или изразцы для украшения интерьера. Они отличаются разнообразными цветовыми решениями и рельефностью. Материал прочный, обладает высокой теплопроводностью.

Глиняная керамика


Глиняная керамика

Изделия из фарфора, фаянса и майолики – дорогое удовольствие, глиняная же керамика доступна большинству людей. Из нее создается посуда, кухонная утварь и другие вещи. В качестве сырья для такой керамики чаще используется красная глина, в состав могут добавлять различные минералы. Материал недорогой, прочный и эластичный. При необходимости регулярного использования изделие покрывают эмалью или глазурью.

В чем трудность реставрации керамических изделий?

Реставрация керамических изделий требует внимательности и индивидуального подхода. При склеивании керамики важно учитывать ее тип: с тонким фарфором работают аккуратно, велик риск, что трещины пойдут дальше. К грубой глиняной керамике нужно приложить силу. Плитки из майолики нуждаются в специальном клее.

Покрытие на посуде после ремонта восстанавливается, иначе влага, попадающая внутрь, будет разрушать изделие. На декоративных элементах швы маскируются.

Как склеить тонкую керамику?


Работа с тонкой керамикой требует терпения и осторожности. Чтобы склеить изделие, нужно:

  1. Вымыть и просушить все осколки, при необходимости обезжирить их спиртом или специальным средством.
  2. Собрать элементы, сопоставить мелкие детали.
  3. Нанести клей на одну из поверхностей. Удобно использовать зубочистку или спичку.
  4. Соединить части между собой (не передавить, чтобы трещины не пошли дальше).
  5. Промокнуть излишки клея салфеткой. После высыхания следы средства удалить с помощью ацетона.
  6. Клеить дальше по аналогии.
  7. Оставить вещь сохнуть на 12 часов в прохладном влажном месте.


Если части плохо или неровно соединились, клей можно удалить. Для этого изделие ставят в разогретую духовку на несколько минут. Когда состав нагреется, элементы разъединяют, чистят, сушат и склеивают заново.

Перед ремонтом дорогих, ценных вещей полезно посмотреть мастер-класс по реставрации фарфора (см. видео). Если мелких осколков много, удобно использовать пинцет. Резиновые перчатки позволят не поранить руки об острые края.

Обзор готовых средств и инструкция по их применению

Клей для холодного фарфора должен быть надежным, так как повторно склеить изделие незаметно практически невозможно. Рекомендуется использовать проверенные средства:


Можно использовать готовый клей ПВА, он наименее токсичен. Однако прочность такого соединения будет меньше, чем у казеиновых и эпоксидных составов. Шов, склеенный ПВА, дополнительно покрывают лаком.

Подручные средства и правила их использования

Для ремонта тонкой керамики используются органические растворы. Их легко сделать в домашних условиях. Можно воспользоваться любым из проверенных рецептов:

  • Взять гипсовый порошок, добавить к нему белок одного яйца, тщательно перемешать. Использовать состав нужно быстро, так как гипс моментально затвердевает.
  • Взбить один белок до состояния пены, оставить его на 24 часа. Вмешать в него пищевую соду, должна получиться консистенция густой сметаны. Состав подходит для реставрации небольших статуэток.
  • Взять литр воды, добавить в него 100 г сахара и 100 г гашеной извести. Томить на медленном огне 3,5 часа (не кипятить). Состав нужно остудить, слить лишнюю жидкость и добавить 0,5 кг размельченного плиточного клея. Смесь настаивают 12 часов, после чего используют в холодном виде.
  • Холодный фарфор реставрируется простым молоком. Этот способ подходит для небольших изделий (чашек, статуэток). В емкость наливают теплое (не кипяченое) молоко, кладут в него сломанную вещь, предварительно скрепив осколки резинкой или жгутом. Оставляют конструкцию на три дня – за это время молоко свернется и прочно скрепит детали. Если шов был свежим, место разлома будет незаметным.

Как склеить глиняную керамику?

Каким клеем лучше воспользоваться и как действовать?



Чтобы восстановить разбитое изделие, нужно:

  1. собрать осколки, промыть их в теплой воде (можно использовать средства для мытья посуды);
  2. высушить, обезжирить стыки частей;
  3. нанести клей на одну из сторон, дать ему подсохнуть;
  4. нанести второй слой клеевого раствора;
  5. прижать части, дать им схватиться;
  6. убрать остатки клея салфеткой или ватной палочкой.

Приклеить остальные детали по аналогии. Готовое изделие перематывают жгутом или веревкой, оставляют на 2–3 дня.

Какими домашними средствами можно склеить грубую керамику?


Если готового клея под рукой нет, можно сделать его в домашних условиях. Для грубой керамики подойдут следующие рецепты:

  • В эмалированной или металлической емкости нужно соединить скипидар и шеллак, поставить смесь на медленный огонь. Состав нагревают до тех пор, пока шеллак не растает, консистенция должна стать однородной. Необходимое количество смеси используют для склеивания частей, она хорошо подходит для обработки сколов на сантехнике. Оставшееся средство делят на порции, остужают, оставляют на хранение. Перед применением его нужно будет только растопить.
  • Для реставрации толстой керамики, фаянса подходит состав на основе извести. Для его приготовления нужна негашеная известь, мел, жидкое мыло. Все компоненты смешивают до состояния сметаны. Такой клей используется сразу после приготовления, так как он быстро схватывается.

Как замаскировать место склейки?


Если действовать аккуратно, следы ремонта будут практически незаметны. Если же работа получилось грубой или скол был слишком большим, можно:

  • затереть остатки раствора ацетоном или растворителем;
  • покрыть изделие небольшим количеством водоэмульсионной краски или глазурью под цвет вещи;
  • швы фарфоровых статуэток или ваз обработать акриловыми красками;
  • неровный шов надо переделать, схватившийся раствор легко размягчить, нагрев вещь.

Посуду после реставрации не рекомендуется использовать для приготовления пищи, регулярного контакта с продуктами. Клеевой состав под воздействием высокой температуры или кислот выделяет вредные вещества. Также шов лучше не подвергать воздействию агрессивных моющих средств и горячей воды, он может разойтись. Антикварные изделия, вещи с уникальным рисунком или позолотой лучше доверить профессиональным реставраторам.

Читайте также: