Решение о ребенке как сделать самый важный выбор в своей жизни

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.08.2024

Все мы встречали катастрофически нерешительных людей, которые не умеют принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Одежда в собственном шкафу, покупки в магазине или заказ в ресторане — им сложно сделать выбор. Профессиональная деятельность таких людей привязана к выполнению работы по строгому образцу или с четкой инструкцией. В семейной жизни они всю ответственность перекладывают на другого супруга. Почему? Возможно, этих людей просто не научили в детстве искусству выбирать. Ведь это не так естественно, как обучать его вежливости или правилам личной гигиены.

Лишение выбора: молчи и делай, что говорят

Некоторые мамы настолько привыкают опекать свое дитя, уча его ходить, говорить, кормя его с ложечки, что не замечают, как оно вырастает, и продолжают навязчиво заботиться о нем, когда необходимость в этом уже отпадает. Кто-то решает все за детей из страха за них и бросается как коршун на защиту малыша при малейшей опасности. Под влиянием постоянно волнующейся за кроху мамы дети становятся мнительными, боязливыми и зависимыми. Некоторым родителям кажется, что предоставление выбора ребенку умаляет их авторитет: они учат детей полному подчинению, исключая любые компромиссы и обсуждения родительской воли. А горькие плоды будут собирать не столько они, сколько их ребенок. Взрослая жизнь полна проблем и трудностей, и, чтобы суметь справляться с ними, малышу надо научиться самостоятельно смотреть на мир.

В первом малыш научится смиряться, станет безвольным, безынициативным, откажется даже в малейшей степени контролировать свою жизнь, потому что все равно не сможет ни на чем настоять и будет только подчиняться. Ему легко попасть под пагубное влияние сверстников или недоброжелательных взрослых. Полное отсутствие свободы выбора в детстве крайне отрицательно сказывается на детской самооценке. Повзрослевший ребенок будет считать себя недостаточно компетентным.

Во втором результатом станет бунтарь. Малыши устают от постоянного одергивания. Они пытаются понять окружающий их мир, и вечная преграда из указаний заставляет воспринимать мир как недружелюбное, подавляющее их место. Такие ограничения часто провоцируют детский бунт там, где его можно было бы избежать. Порой малышам часто приходится бороться даже за самые невинные свои желания. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают безропотное повиновение. В результате в отношения с детьми приходит отчужденность, а ребенок теряет жизнерадостность, растет угрюмым и скрытным.

Понятно, что все мы ужасно заняты и чаще всего нам проще самим сделать выбор и поставить ребенка перед фактом, чем ждать, пока он медленно и неумело что-то сообразит или сделает.

Тем не менее нашим детям очень важно научиться принимать решения. Именно так они смогут обрести настоящую уверенность в себе и стать впоследствии адекватными взрослыми. Маленький выбор обязательно превратится в умение брать на себя большую ответственность!

Да, вам кажется, это преступление против стиля — надеть леопардовые колготки с полосатой кофтой от пижамы и юбкой для балета. Но если вы не едете на какое-то суперответственное мероприятие со строгим дресс-кодом, разве это так важно, во что ребенок одет? Почему бы не позволить ему сделать выбор самостоятельно! Ну хорошо, если пижама с юбкой это уж слишком, ребенок всегда может выбрать, что есть на завтрак — яблоко или банан, какой мультфильм смотреть — Пеппу или Щенячий патруль, в какую настольную игру играть и куда пойти — на площадку или в парк кормить уток.

Если вам все еще кажется, что детям рановато давать право голоса и взрослый все равно знает лучше, вот 6 моментов, которые заметно облегчат вашу родительскую жизнь после того, как вы начнете потихоньку разрешать ребенку делать выбор:

Истерик станет меньше

Ребенок начнет чувствовать себя увереннее

Умение и возможность принимать решения оказывают сильное влияние на самооценку. Если малыш делает выбор, и все идет хорошо, он ощущает гордость и силу. И в будущем он будет способен принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Ребенок начнет чувствовать себя важным и ценным

Одна из главных задач родителя — дать ребенку возможность почувствовать себя нужным и ценным. Дети должны чувствовать, что их мнение важно для семьи, что их действия приносят пользу и радость! Как часто мы закатываем глаза и раздраженно вздыхаем, наблюдая, как ребенок неуклюже пытается нам помочь (а он в этот момент чувствует себя бесполезным неумехой). Так вот, если мы будем терпеливыми, доброжелательными и позволим детям самим делать выбор и сталкиваться с его результатами, они будут чувствовать себя по-настоящему ценными членами семьи!

Ребенок станет более ответственным

Жизнь так устроена: у каждого нашего выбора есть последствия. И чем раньше мы это поймем, тем проще нам будет в дальнейшем. Если ребенок решил надеть новые белые кроссовки на прогулку в осенний парк с грязью и лужами, в следующий раз он, скорее всего, вспомнит, как было неприятно ходить в мокрой и грязной обуви, и примет другое решение. Ну или хотя бы задумается об этом.

Ребенок учится лучше понимать свои желания и эмоции

Наша родительская задача — превратить малышей в эмпатичных и ответственных взрослых. И лучший способ это сделать — дать им возможность выбирать. Только так они смогут обрести уверенность, испытают чувство контроля и научатся брать ответственность за свои решения.

Воспитатель В. Н. Попова

Задумайтесь, как часто Ваш ребенок оказывается в ситуации выбора, и как часто Вы сами даете ребенку право самостоятельного решения? Вопрос выбора — более обширное понятие, его значение и роль напрямую касается становления личностных характеристик ребенка. Его умения преодолевать неопределенность, его переживание свободы воли, его самоценности.

Тогда возникает закономерный вопрос: почему взрослые решили, что ребенок существо безвольное, бесполое, действующее только по заданной программе? Нет, ребенок тоже может делать выбор.

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.

Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к концу раннего возраста, когда появляется одно из центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста — воображение. Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

Как научить ребёнка принимать решения, и когда начинать это делать

Нести ответственность за свою жизнь, а не быть марионеткой в чужих руках — базовая потребность человека. Люди не могут преуспевать, чувствуя, что ни на что не влияют. Те дети, которые умеют принимать решения, отличаются устойчивой самооценкой. Они интересуются учёбой, стремятся держаться подальше от неприятностей, спокойно преодолевают трудности и переживают неудачи.

Мы учим ребёнка принимать решения ещё в раннем возрасте. Как это происходит, рассказали в статье.

Даём возможность делать посильный выбор

За ребёнка решает взрослый, но ребёнок — тот, кто учится быть взрослым. Чем он младше, тем для него сложнее что-то для себя решить: нервная система ещё недостаточно развита для таких серьёзных вещей. Однако именно в детстве закладываются основы умения принимать решения.

Чтобы развивать это умение, взрослому нужно понимать, какие задачи малыш способен решить, а какие ещё слишком сложны в его возрасте. И создавать ситуации, в которых ребёнок будет посильно решать, выбирать.

Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Ему сложно представить себе что-то.

Как правильно предлагать малышу сделать выбор. Начинать следует всегда с двух элементов:

— Какой ложкой ты сейчас будешь есть? , — и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера.

— Какие трусы надеваем? , — и дать на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Помогаем пережить опыт конструктивного одобрения и неодобрения

Если взрослые часто ругают ребёнка, то он растёт со страхом брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, когда он сталкивается с необоснованной критикой. Увеличивается страх ошибиться и принять неправильное решение.

Если же ребёнка чересчур часто хвалят за каждую мелочь и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принять решение.

На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор — когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. Так мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как, возможно, хочет другой человек.

Как правильно. Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не задевая его личность; показывайте своё отношение.

Примеры конструктивной похвалы и критики:

— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.

— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.

… А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок сможет это обсудить. Родитель, который поможет найти варианты и предложит вместе подумать, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.

Позволяем учиться на ошибках

Важно окружать ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Так ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.

Примеры того, как ребёнок учится на ошибках. Малыш пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.

Наливал воду, разлил — взял губку и вытер. Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл. Можно привести сотни примеров из повседневной жизни.

Подготовленное развивающее пространство помогает детям не бояться ошибок: так, ошибка — это просто информация о том, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.

Статьи по теме:

Даём возможность заниматься тем, что нравится

Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.

Но и в этом случае помогает подготовленное окружающее пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, сколько нужно, чтобы прийти в доброжелательное расположение. И снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.

В традиционной системе, как правило, нет организованного, разделённого на зоны для разных занятий, развивающего пространства. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают.

Бывает, что один конкретный ребёнок не может вовлечься, потому что у него что-то не получилось. Он расстраивается и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть и ждать, когда это всё закончится. Малыш застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается. Это оставляет след на его самооценке.

Устанавливаем чёткие правила и границы

Чётко обозначенные правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок точно знает, что делать нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.

Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать, в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.

засыпаем семена в горшочки


Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Расстроилась и мама, и он сам. Если же ребёнку заранее объяснили бы, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произошло

Дети очень хотят помогать родителям. Если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак — могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро утрачивают желание влиять на что-то.

Любые правила должны быть доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое — когда он понимает, для чего накладывает на себя ограничения.

Материалы по теме:

Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни). Когда правило работает в обе стороны одинаково честно (ребёнок не трогает чужое, но и его вещи не берут без спроса), то он понимает, что нужно уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо оттого, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.

Если правила они обеспечивают конструктивные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, то малыш соблюдает их всегда — а не только когда заставили. Когда есть понимание того, зачем вообще правила нужны, ребёнок становится свободнее в принятии решений.

Фото Ольги Горевой

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: