Ремонт зу 2м своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Многие электронщики и радио любители, посмотрев мое видео обижаются на меня и в комментариях пишут много лесного .

Этот ролик про то как я чинил зарядное устройство. ЗУ очень примитивное Трансформатор и диодный мостик.

Описание работы схемы популярного зарядного устройства для АКБ - ЗУ-2М. Описываются плюсы и минусы схемы. Статья .

ЗУ АКБ "СВИТЯЗЬ" и ВЗ1-5А - простые, надежные, автоматические зарядные устройства на советских бросовых .

Автомобильное зарядное устройство с регулировкой тока на тиристоре ку202. При подключении перепутали провода и не .

В этом ролике будем восстанавливать старое советское зарядное устройство. За время эксплуатации, прибор пришел в .

Режимы работы

Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:

  1. Ручной – заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов.
  2. Автоматический – заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов



Краткая инструкция

Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:

Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу "АВТ".

В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет от 5 до 35 секунд, после чего начинается пауза, при которой ток не подается. Во время протекания тока светится соответствующий индикатор тока, во время паузы - нет. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5 - 1 секунды, при разряженной до 50% батарее - до 0,5 - 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95. 100%).

Если после заряда в течение 0.5 - 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи.

Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:

В ручном режиме необходимо самостоятельно постепенно уменьшать силу тока (правильный цикл 4-5А - 10мин, 3А - 30мин 2А - 2-3 часа 1А 1 час итого 4-5 часов при полностью разряженном акб).

При наличии тока должен светиться соответствующий индикатор. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока. При этом, величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В - до 16.2 В.

Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.

Кнопка "Контроль" служит только для проверки работоспособности самого зарядного устройства, и к процессу зарядки отношения не имеет.

Привет, камрады! В этой части я расскажу об окончании намотки трансформатора, но главная тема - о схеме управления величиной зарядного тока. Домотал еще две обмотки по 30 Вольт. Меж обмотками проматывал малярным скотчем. Да и вообще весь транс умотал им же. Он вроде как из бумаги на клейкой основе, и должен "дышать", а это важно чтобы была теплопередача. Никогда, слышите, никогда не уматывайте транс тряпичной изолентой. Потом ее невозможно смотать, она отваливается кусками. Вот так выглядит транс со всеми обмотками, ну или почти со всеми, но об этом далее .

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Чем управлять током? Вот это вопрос! Когда я впервые (еще 2005 году) мотнул транс, я перерыл интернет вдоль и поперек в поисках нужной схемы.

Главные критерии: простота в сборке, надежность, доступность деталей, чтоб не грелось, простота в управлении. Увы не нашел, видимо плохо искал. И тогда еще думал: вот бы мне какой-нибудь промышленный экземпляр периода СССР, я бы скопировал. Но такого шанса не предоставилось. Почему именно из СССР, ну потому что они не импульсные и зарекомендовавшие себя, проверенные временем так сказать. И вот теперь мне довелось отремонтировать зарядное устройство "Электрон 3М" с фазоимпульсным управлением на тиристорах. До него был "Электрон 3", а после и "Электрон 6". Не уверен, но возможно и промежуточные версии были. Однако "Электрон 3М" наиболее популярный прибор, служащий верой и правдой много лет. Схема управления не самая гениальная, возможно в чем-то загонная. Можно сделать проще, как скажет мой знакомый инженер. Но из-за уважения к Электрону 3М и к той эпохе, сей опус будет полностью о нём.

Данная статья пригодится тем, кто решит создать свое ЗУ с нуля и тем, кому в руки попал "Электрон 3М" для ремонта.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

В инете ходит всего одна принципиальная схема (. ), нарисованная украинцем и им же переведена печатная плата в Layout. За что ему большое спасибо. Но если к ПП претензий нет (нет номиналов некоторых), то в схеме я нашел две ошибки. Плюс нет некоторых номиналов, в частности шунта, что очень важно. Вынужден был сам начертить схему, чтобы сделать ее более читабельной и понятной. Нумерация резисторов и транзисторов оригинальные, с диодами не стал загоняться, они там все одинаковые. Итак схема электрическая принципиальная:

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

В оригинальном ЗУ трансформатор ТС - 180. Конденсаторы С3 и С4 МБМ, но можно и пленочные типа К73-17. Все резисторы на 0,5 Ватта, кроме R14, он 1 Ваттный. Так как греется, и в оригинальной плате был черного цвета. Тиристоры VS1 и VS2 - КУ202В, за не имением этих я установил КУ202Н. Они же являются выпрямителями тока. Транзисторы оставил как в оригинале - маломощные и медленные, но в этой схеме больше и не надо. И гвоздь программы ШУНТ - R8, его сопротивление 0,04 Ома. Схему можно разделить на четыре квадранта. Первый квадрант - формирование фазы управляющего сигнала. Две обмотки по 30 Вольт включены в противофазе. Первая обмотка через конденсаторы С3 и С4 задает определенный ток, а напряжение сдвигается по фазе на 90 градусов, в итоге время открытия тиристора и прихода на него нужной полуволны зарядного напряжения не совпадают. Подстроечным резистором, подключается вторая обмотка, и в зависимости от величины его сопротивления, получаем дополнительный фазовый сдвиг от 0 до 90 градусов. Второй квадрант - формирования импульсов управления. Третий квадрант - силовая часть, собственно ключи (тиристоры). Четвертый квадрант - защита по превышению по току. Порог срабатывания настраивается резистором RP.
Печатная плата срисована с оригинала. Номиналы проставил максимально точно.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Нумерацию пятачков оставил как в оригинале, что значат эти цифры я пока не разгадал. На принципиальной схеме эти цифры (подключения) тоже указаны. Выкладываю фото оригинальной печатки на гетинаксе и новою колхозную на текстолите.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

У меня шунт намотан из меди, и сопротивление меньше чем 0,04 Ома. В итоге защита по току не работает, но оно мне не нужно пока. Я просто не нашел нужный диаметр проволоки чтобы намотать. Прошу не заострять внимание на моем шунте.

После сборки платы и подпаивания проводов рекомендуется покрыть поверхность ПП цапонлаком или любым другим лаком, это защитит дорожки от окисления и коррозии, тем сам самым продлит жизнь ЗУ.
У меня корпус другой. И встал вопрос, как крепить плату. И вот что я придумал:

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

В итоге вся конструкция выглядит так:

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Радиатор от компьютера. Просверлил отверстия сверлом 5.5 мм и нарезал резьбу на 6 мм. Вкрутил тиристоры. Установлен предохранитель, кнопка с подсветкой. Еще мотнул дополнительную обмотку на 2 вольта для подсветки амперметра. Вживил в амперметр красный светодиод. На фото не очень хорошо видно цвет, но он красный.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Вот так выглядит устройство в сборе. Прошу прощения за пыль, но лень ее стирать.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Не импульсные зарядные устройства. Часть 3 - Финальная.

Минусы схемы: гул трансформатора из-за ключевого режима работы тиристоров, величина тока зависит от напряжения в сети, помехи от устройства (обязательно ставить конденсатор на первичную обмотку!).
Плюсы схемы: Надежность, доступность деталей, простота в использовании и изготовлении. Тиристоры почти не греются. Да и просто нравится она мне и все.

Выкладываю небольшое видео работы. Снимал на паяльник.


Комментарии • 25

Для разборки, может быть кому пригодиться, в трубке - винт надо открутить. Тогда трансформатор останется закреплённый на нижней крышке.

Привет мастерам! Можно ли врезать в это ЗУ китайский авометр, если кто делал подскажите.Спасибо.

а какая разница ? Берёте не известную головку и поралельно подключаете шунт резистор проволочный на 6 ампер по мощьности . сопротивление шунта подбираете что бы при 3х амперах - стрелка показывала так же 3 ампера . Вобщем Берёте АмперВольтОмметр старенький из серии Ц шек стрелочный и составляете последовательную цепочку из Блока Питания далее Ц ешка далее любая головка которую нужно исследовать и подогнать её шкалу . далее Лампочку Фарную от машины и к минусу блока питания . всё это * Последовательно ! ! ! К Исследуемой головке паралельно подключаете - Потанцеомметр ( преременный резистор ) на 10 ватт проволочный 10 ом - только его движок должен быть на ноле ом при включении БП , ну и всё . включаете питание БП и Цешка покажет проходной Ток сколько берёт на себя лампочка , далее медленно поворачиваете ось проволочного резистора и смотрите что бы показания Цешки и исследуемой Головки стали одинаковые по их стрелкам . Вот и всё , отключаете Проволочный резистор от исследуемой головки и меряете его сопротивление . вот такую величину в единицах ом надо намотать на каком нибуть двух ваттном резисторе на 150 - 300 килоом нихромовой проволочкой в Шолковой обмотке синей и меряя её сопротивление при намотке . впаиваете этот самодельный Шунт поралельно вашему головке Китайца и готово ! Только Шкала у вашего Китайца должна быть Линейной по всей шкале . а то если она кривая то стрелка может не совпадать ! БП лучьше применить - регулируемый . поставили ток по Цешке 3 ампера , лампочка светит ну и совмещайте показания Цешки и вашего Китайца одинаковыми . делов то .

Читайте также: