Ремонт зу 120м своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

1295 4064 5112 8554 8924 8868 8954 8864 8866 8920 9005 8859 2239 1988 8965 8968 8958 8963 8902 8999 8969 8957 8994 344 345 8879 8883 9000 8960 8991 8981 8927 8973 8953 8974 8884 16102 8564 8885 8967 9004 8942 2540 8970 8986 8874 1438 5689 2192 8857 8861 2514 8939 7667 402 1515 15222 4234 8888 8945 8875 3464 9602 7377 8858 8937 8935 347 8153 8856 8898 8746 8997 8556 9001 8992 8995 8979 8849 8984 8983 8987 8982 8934 5251 346 8951 8881 8989 8893 8882 8962 8894 9006 8949 8855 8964 9010 8975 8880 8892 8950 3230 8993 8971 8972 8923 8850 8878 8905 8895 8961 8562 8904 8896 8976 8996 8897 9009 8577 8948 8955 8853 8560 8926 8890 8756 8917 8916 8909 8930 744 8872 8947 3556 8863 8860 8852 8862 8889 8952 4433 8990 8886 9014 8978 8985 9011 8877 9007 8854 8876 8925 8966 8922 3049 8561 8988 8959 15430 10783 8977 8998 8908 8891 8918 8901 7008 9012 8919 8871 8940 8553 8944 8941 8933 8900 8903 8931 8936 8938 9008 8851 8910 8943 8915 8928 8907 8913 8911 8912 8914 8921 8887 9013 9002 2266 8867 8869 8873 8932 4229 8865 8980 8956 746 3958 9003

На смену сгоревшему "Кедр-авто 10А" после некоторых раздумий было куплено автоматическое зарядное устройство "ЗУ-120М-3" от рязанского "Оборонприбор" (не путать с тамбовским "ЗУ-120М").

Зарядное трансформаторное устройство Оборонприбор ЗУ-120М-3

Корпус прибора выполнен из жесткого коричневого пластика с многочисленными вентиляционными отверстиями. Ощущение от пластика словами не передать, это не какой-то там софт-тач! Это больше похоже ядреный тяжелый пластик, так популярный в советские времена. И когда берешь в руки этот прибор, волной накатывает до боли знакомое с советских времен ощущение какой-то топорности, усиленное как угловатыми формами устройства, так и почти 3-килограммовым весом прибора.

Провода также далеко не тонкие, как жалуются многие владельцы иных зарядных устройств. Для подключения к сети используется обычный провод с маркировкой ШВВП2х0,5. А для подключения к АКБ провода выглядят еще толще.

Зарядное трансформаторное устройство Оборонприбор ЗУ-120М-3

Устройство работает в 2 режимах. Выбор режима (тока) "4А/9А" осуществляется переключателем (тумблером) на панели. Для автомобильных аккумуляторов достаточно режима "4А". Режим "9А" нужен либо для зарядки аккумуляторов огромной емкости (до 120Ач), либо, чтобы "раскочегарить" глубоко разряженный аккумулятор.

Контроль заряда осуществляется по показаниям амперметра со шкалой до 10А.

Кроме того, прибор показывает ЭДС аккумулятора (упрощенно, степень заряженности), хотя и довольно схематично (светодиоды 10/11/12/14В), последний светодиод также сигнализирует об окончании зарядки.

Объясню свой выбор. Есть множество зарядных устройств, оснащенных даже ЖК-дисплеем. Но я сознательно не стал брать зарядное устройство с электронными мозгами, решив, что, чем проще, тем дольше проработает. По этой же причине я предпочел двухпозиционный переключатель плавной регулировке тока (как, например, в "ЗУ-90М"), тем более, я не вижу необходимости заряжать аккумулятор стартовым током 7А, по-моему, даже одного единственного режима "4А" было бы достаточно в 99,99% случаев.

Также я решил отказаться от всякого рода режимов десульфации. Не вдаваясь в теорию, скажу лишь, что десульфация дает очень краткосрочный эффект, но ускоряет умирание батареи. А на свежих аккумуляторах этот режим попросту бесполезен.

Зарядное трансформаторное устройство Оборонприбор ЗУ-120М-3

В принципе, кроме переключателя "4А/9А" никаких больше элементов управления нет. Все просто до безобразия: выставил ток, подключил аккумулятор, воткнул в розетку, через некоторое время наслаждаешься заряженным аккумулятором.

В итоге имеем простое, без лишних функций, трансформаторное зарядное устройство, позволяющее надеяться на его долговечность и ремонтопригодность.

Первый тест на разряженном аккумуляторе показал эффективность устройства. В качестве пациента был использован старый аккумулятор 55B24R на 45Ач, который использовался в гараже для освещения. Возраст аккумулятора неизвестен, мне он достался 6 лет назад вместе с машиной, причем уже тогда он был далеко не первой свежести. Этот аккумулятор больше года не заряжался: упомянутый в самом начале "Кедр-авто 10А" не видел его в упор. И вот после зарядки этот аккумулятор завел машину весьма бодренько.

Второй вопрос, что аккумулятора (по понятным причинам) хватило лишь на то, чтобы завести машину 5 раз с интервалом в 1 минуту. Главное, что зарядное устройство смогло-таки его зарядить!

В конце немного характеристик:
- Напряжение питания: 220В
- Напряжение автомобильного аккумулятора: 12В
- Емкость автомобильного аккумулятора: 50-120Ач
- Тока заряда: регулируемый 4А/9А
- Максимальная потребляемая мощность: 140Вт
- Защита от короткого замыкания, переполюсовки, перегрева

Проблемы с работой автомобильного аккумулятора регулярно возникают не только в зимнее время. Случайно оставленные открытой дверцы и включенные лампочки высадят его до нуля. Да, можно снимать аккумулятор и нести его домой для подзарядки.



Содержание

Нюансы работы аккумуляторов

Самым распространённым видом считается свинцово-кислотный аккумулятор. Срок эксплуатации устройства рассчитан, в среднем, на 5 лет. Подзарядка таких аккумуляторов требует использования хотя бы 10% тока от суммарной емкости устройства.


Ремонт блока управления кондиционером, коробкой передач, сигнализацией и так далее – недешевое удовольствие.


Разряженным является устройство с напряжением 11,9-12,1 Вольт, в рабочем состоянии уровень заряда должен составлять 12,5-12,7 Вольт.







Условия для самодельной зарядки аккумулятора

Для процесса заряжания устройства необходимо выполнение следующих требований:

  • Установка постоянного напряжения – 14,4В;
  • Возможность зарядки в течение длительного времени;
  • Самостоятельное отключение при превышении максимальных значений тока;
  • Предохранение от ошибки подключения полюсов. При подключении минуса к плюсу процесс заряжания должен быть остановлен.


Любой из нарушений вышеперечисленных требований, может безвозвратно сломать Ваш прибор.


Модели самодельных зарядок для аккумуляторов

Любое самодельное зарядное устройство не дает никакой гарантии длительной работы. Главное здесь простота и работоспособность. Далее рассмотрим примеры, как собственноручно можно зарядить автомобильный аккумулятор.















Использование лампы и полупроводникового диода

Подобный способ подзарядки аккумуляторного устройства актуален в домашней обстановке. Для его осуществления необходимо наличие розетки на 220В.


При мощности лампы в 100 Ватт величина поступающего тока будет составлять 0,17А. Для достижения значения в 2А потребуется заряжать аккумулятор минимум 10 часов.


Полностью восстановить заряд севшего аккумуляторного устройства, скорее всего, не получится, но для запуска автомобиля его хватит.


Модель зарядки, собранной из блока питания ПК

Стандартный блок питания персонального компьютера рассчитан на 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора потребуется, напомним, хотя бы 14,4 Вольт.


Сначала распаиваются все лишние провода, для зарядки нужен будет лишь зеленого цвета. Конец данного кабеля припаивается к минусовым контактам в местах выхода черных проводов.

  • Данная схема позволяет запустить зарядное устройство напрямую. Проводки, идущие от клемм аккумуляторной батареи, соединяются с минусом и плюсом на блоке питания. Плюс спаивается в месте выхода кабеля желтого цвета, а минус с концом черного провода.
  • Далее необходимо регулировать мощность, в блоке питания за данной характеристикой закреплен микроконтроллер TL494 или TA7500. Переворачиваем плату и ищем крайнюю левую ножку микросхемы.
  • К нижнему выходу микроконтроллера подходят 3 резистора. Нужно найти резистор, соединенный с выводом блока 12В, и распаять его, а затем замерить действующее сопротивление.


Для определения нужного числа кОм на место распаянного резистора припаивается резистор переменного сопротивления. Плату блока питания подключаем к сети, подцепив к ней мультиметр.


С помощью переменного резистора получаем минимально необходимое значение напряжения в 14,4 Вольт. По достижению данного напряжения распаиваем переменный резистор и замеряем сопротивление.


Далее устанавливаем постоянный резистор, рассчитанный на полученное значение. Такое самодельное зарядное устройство будет выдавать ток около 5-6А, которого вполне хватит для зарядки аккумуляторов емкостью 50-60Ахч.


Как правильно использовать самодельное зарядное устройство

Любое самодельное устройство в использовании требует особой осторожности. Вот некоторые советы при их использовании:

  • Внимательно соблюдать полярность при подключении. Произвести проверку ручной зарядки мультиметром.
  • Не замыкать контакты для проверки уровня рабочего напряжения. Хоть и советуют замыкать на 1-3 секунды с целью установления, из какой банки происходит выделение, но подобное замыкание может негативно сказываться впоследствии при заряжании устройства.
  • Подключать аккумулятор к сети следует только после правильного соединения клемм и их надежной фиксации. Отключение производить в обратном порядке.
  • Многие при работе с аккумулятором забывают о кислоте, находящейся внутри устройства. Сняв его, нельзя держать в зоне попадания солнечных лучей и допускать перегрева.
  • Поставив аккумулятор на зарядку, не оставляйте его на длительное время. Самодельное устройство для заряжания может в любой момент выйти из строя. А в качестве последствий придется приобретать уже новый аккумулятор.


Самодельные зарядные устройства идеально подходят для случаев, когда аккумулятор уже прошел больше 3-4 лет эксплуатации и близок к выработке ресурса.












Если нет финансовых средств, то подобные модели действительно помогут вам для запуска автомобиля, особенно в зимнее время. Для сравнительно новых аккумуляторов лучше приобретать сертифицированные заводские пусковые устройства.

Читайте также: