Ремонт вариатора своими руками буран

Обновлено: 07.07.2024

Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска .

Как работает вариатор на снегоходе Буран?

Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи.

Какой ремень вариатора поставить на буран?

Предлагаем ремни Optibelt Vario Power 33х14х1120 для мотобуксировщиков и снегоходов Буран.

Сколько стоит вариатор сафари?

Вариаторы Сафари

ПозицияНаименованиеЦена
2Вариатор "Барс"4 500 руб
3Вариатор "Сафари"3 300 руб
4Вариатор "Арктик"5 500 руб
5Вариатор сафари 19.05мм;20мм;25мм;25с выносом 20мм;25.4мм3 300 руб

Как снять вариатор на снегоходе Буран?

Застопорите коленвал со стороны маховика, вставив под зубцы шестерни подходящий металлический предмет. Вставьте в отверстие в валу вороток и открутите винт. Резьба обычная, правая. После откручивания вы сможете снять вариатор целиком.

Устройство вариатор Сафари, правила эксплуатации, обслуживание и правила ремонта агрегата, периодичность обслуживающих работ, сравнение с конкурентами.

Руководство по эксплуатации.

1. Назначение шкива.

Вариатор снегохода представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу. Вариатор состоит из двух шкивов – ведущего и ведомого, его разрез изображен на рисунке . Ведомый шкив в комплект поставки не входит.

Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи. Кроме того, ведущий шкив вариатора выполняет функцию муфты сцепления – при падении оборотов двигателя ниже 2000 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.

Внимание! НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ С НАСТОЯЩИМ РУКОВОДСТВОМ, НЕ ПРИСТУПАЙТЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ШКИВА.

2. Технические данные.

  • диаметр, мм 196
  • длина, мм 156
  • масса, кг 4,5

3. Устройство и работа шкива

alpina3.jpg

Ведущий шкив состоит из неподвижного конуса 1, установленного на нем шарикоподшипника 2, опорной втулки 11, пружины 4 и центробежного регулятора. Оба конуса , подвижный и неподвижный, изготовлены из алюминиевого сплава литьем под давлением с последующей механической обработкой, причем неподвижный конус изготовлен как одно целое с залитым стальным валом. Центробежный регулятор состоит из крышки 5, подвижного конуса 3, к которому шарнирно прикреплены стальные грузики 7, и роликов 6. На резьбовой конец хвостовика коленчатого вала неподвижный конус устанавливается с помощью воротка (момент затяжки 8…10 кГм). Подшипник служит опорой для ремня на холостом ходу вариатора. Кроме того холостой ход обеспечивает винтовая пружина сжатия, которая разводит конуса шкива при уменьшении оборотов двигателя или его остановке. На режиме холостого хода между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1…3 мм, который регулируется кольцами 8, устанавливаемыми между крышкой и валом.

Приобретенный Вами шкив вариатора отрегулирован под ремень 33х14х1120La фирм Optibelt или Rubena. Варианты возможных замен оговорены в табл.1 Приложения.

Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы грузиков, роликов и их осей действуют таким образом, что стремятся отодвинуть подвижный конус от крышки и сжать ремень в канавке шкива. Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2000 об/мин. Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.

4. Монтаж и демонтаж шкива.

Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя и выполните затяжку торцевым ключом за центральный болт 12. Момент затяжки 8…10 кГм.

Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.

Демонтаж шкива с хвостовика коленчатого вала производится в следующей последовательности:

  • снять кожух вариатора;
  • снять вариаторный ремень;
  • застопорить коленчатый вал двигателя от проворачивания с помощью металлического предмета, установленного под зуб шестерни электрозапуска;
  • отвернуть болт 12, пользуясь торцовым ключом;
  • снять с вала неподвижного конуса совместно крышку и подвижный конус;
  • при помощи воротка свернуть неподвижный конус.

Для обеспечения оптимальных условий работы вариатора должны быть соблюдены следующие требования:

  • оси шкивов должны быть параллельными, расстояние между ними должно составлять 278…283 мм;
  • расстояние между наружными плоскостями неподвижных конусов ведущего и ведомого шкивов должно составлять 56  0,5 мм.

Регулировка взаимного расположения шкивов осуществляется путем перемещения двигателя в пазах подмоторного основания.

5. Техническое обслуживание.

Смазку центробежного регулятора проводите через каждые 3000 км пробега, первую замену смазки — через 1500 км.

Для осуществления смазочных работ отверните центральный болт и снимите центробежный регулятор вместе с крышкой. Проведите частичную разборку регулятора в следующем порядке:

  • разъедините крышку и подвижный конус,
  • отвинтите гайки с одной из сторон комплекта грузиков, снимите два грузика и ролик с осей.

Промойте все детали в бензине, керосине или отработанном масле, протрите их насухо, затем смажьте оси и произведите сборку в обратной последовательности.

Аналогично разберите и смажьте второй комплект грузиков . Заполните смазкой полость вала неподвижного конуса, канавку Д и поверхности по которым скользят вкладыши 13. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.

6. Требования безопасности.

Во избежание отворачивания шкива с коленчатого вала двигателя не запускайте двигатель при снятом вариаторном ремне и кожухе вариатора.

Вариатор Арктик – обзор

Купить вариатор Арктика для снегохода Буран

Что такое вариатор на снегоходе и для чего он служит

Вариатор снегохода – автоматическая бесступенчатая передача клино-ременного типа. Он содержит ведущий и ведомый шкифы. Устройство регулирует передаточное отношение по 2-м параметрам: обороты мотора и сопротивление. Относительно сочетания данных параметров, во время движения транспорта автоматически ставится передаточное отношение. А также ведущий шкив осуществляет работу муфты сцепления – при снижении оборотов мотора меньше 2200 об/мин разобщается вал двигателя и устройство реверса.

Основное назначение вариатора – плавное изменение частоты вращения вала КПП, являющегося ведомым. Вторая роль – предохранение коробки передач и коленчатого вала мотора при неравномерных нагрузках на ходовой элемент.

Что такое вариатор Сафари

Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.

Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.

  1. Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
  2. Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
  3. Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
  4. Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.

Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.

Устройство в собранном виде на фото.


Устройство карбюратора Микуни на буране

Этот карбюратор тем и хорош, что крепится непосредственно к патрубку двигателя двумя болтами М6. Регулировать зазоры не надо, крепление жесткое, классическое, через две прямоугольные прокладки, изготовленные из бензостойкой резины. Сечение прокладочного материала — 1 мм, прокладки наклеиваются на прямоугольные патрубки в специальные пазы для крепления к двигателю.

  • расстояние между болтами М6 для крепления карбюратора — 48 мм;
  • диаметр проходного отверстия для топливной смеси, поступающей в камеру сгорания — 26 мм;
  • общая высота корпуса — 138 мм.

⇓ Первое положение — флажок опущен вниз. Топливный канал в этом положении закрыт.

Назначение вариатора:

  • сцепление, подключающее и отключающее трансмиссию;
  • передача мощности без смены шестеренок.

Какой диск на вариаторе снегохода Тайга ведущий

Ведущий шкив монтирован на коленчатом вале снегохода, и он движется с ним с одной угловой скоростью. Ведомый соединен с входным валом КПП и вращается с разной скоростью – минимальной или максимальной.

Чтобы до конца понять, какой диск на вариаторе сафари снегохода Тайга ведущий, изучите характеристики работы ведущего диска определены такими элементами: жесткость пружины, форма, вес рычагов. Изменение передаточного отношения реализуется через сжимание и разжимание шкивов. Приводной ремень снегохода приводится во вращение вокруг изменяющихся размеров их всех. Центробежная сила сжимает фланцы ведущего шкива вариатора.

Настройка вариатора снегохода

РАБОТА ВАРИАТОРА

При возрастании скорости вращения коленвала снегохода и достижении системой зна­чения низшего передаточного числа, ремень вариатора снегохода начинает вращать ведомый шкив.

Система шкив-ремень-шкив превращается в вариатор (CVT), который автоматически принимает положение оптимального передаточного отношения для текущего состояния двигателя (его выходной мощности).

Устройство и чертеж вариатора Сафари

Устройство данного клиноременного механизма не представляет каких-либо сложных механизмов, именно за счет простоты конструкции достигается высокая надежность.


Данное устройство состоит из нескольких основных частей:

  • упор;
  • нажимной механизм, который состоит из пружины;
  • два основных шкива, которые в процессе работы сочетаются в отношении как ведущий и ведомый шкив вариатора Сафари;
  • крышки корпуса самого устройства;
  • ремень на вариатор Сафари;
  • вал вариатора;
  • грузики конуса.

Устройство вариатора представлено на схеме.

Принцип работы вариатора Сафари

Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.

Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.

Советы по ремонту от специалистов

Кроме вариатора с ремнем по регламенту нужно проверять состояние гусеницы и ее натяжение, ее расслабление характеризуется глухими шумами при езде на снегоходе. Для натяжения ленты приподнимите заднюю часть транспорта, зазор определите между рельсом и опорой траков. В норме он составляет 50 мм. У направляющих катков расслабьте болты крепления и контргайки. Чем больше провисание, тем сильнее зажимают болты крепления. При достижении нужного натяжения, зафиксируйте каток контргайками. Этот процесс для двух катков.

Ситуация с изнашиванием направляющих, по которым движутся гусеницы, походит на перегрев двигателя: детали стираются, если долго передвигаться по трассе, льду. Для решения проблемы нужно найти снежный покров, чтобы остудить скобы и уменьшить трение.

Износ ремня вариатора на снегоходе можно вычислить по определенным признакам: сложность развития максимальной скорости, свист, старт с места при высоких оборотах. Если есть хотя бы один признак – поменяйте ремень после предварительного осмотра.

Чем смазывать вариатор Сафари

Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:

  • ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
  • Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.

Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.

Как разобрать вариатор Сафари

Для того чтобы разобрать вариатор, владельцу потребуется набор ключей с различными головками. Процедура проходит в несколько этапов:

  • снятие корпуса заглушки, где располагается само устройство (при этом снегоход должен быть заглушен);
  • отсоединить ведомые части вариатора от силового агрегата снегохода;
  • ослабить воздействие шкивов и отсоединить ремень;
  • отсоединить пружину перед этим ослабив натяжение.

После этого можно снять корпус, открутив его с посадочных мест.

Неисправности вариатора Сафари

К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:

  1. Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
  2. Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
  3. Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.

Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.

Правила эксплуатации и ухода

Правила эксплуатации продиктованы экстремальными условиями работы коробки, а также рекомендациями производителя. Для сохранения работоспособности вариатора на протяжении десятков тысяч километров пробега владельцу необходимо:


Что это такое

мотобуксировщик с вариатором

Как устроен

  • пружинного нажимного механизма;
  • диска на подвижном конусе;
  • упора;
  • ведущего и ведомого шкива;
  • грузиков подвижного конуса, которые крутятся на своих осях;
  • вариаторного вала;
  • крышки вариатора.

устройство вариатора

Для каждого конуса выполняется отдельная балансировка, для мелких деталей не требуется выполнение этого сложного процесса. При работе силовой установки без нагрузки на холостом ходу водителю рекомендуется следить за тем, чтобы между ремнем и подвижным шкивам оставался небольшой промежуток, составляющий 1-3 мм. Откорректировать этот зазор можно с помощью специальных колец.

Как работает

Владельцу, который собирается самостоятельно выполнять ремонт вариатора и его техническое обслуживание, нужно знать принципы его работы устройства. В то время, как начинается процесс вращения механизма, на него воздействует центробежная сила. Тут большую роль играют грузики – с их помощью конус вариатора, приходящий в движение, начинает постепенно смещаться. Диаметр вала, вокруг которого происходит движение приводного ремня, изменяется. Для того чтобы происходило противодействие смещению конуса в устройстве вариатора, установлен такой механизм, как возвратная пружина.

принцип работы

В то время как число вращений становится больше 2200 оборотов в минуту, начинается действие, обратное усилию нажимной пружины. После достижения этого числа оборотов, приводной ремень, имеющий трапециевидную форму, прижимается с помощью диска к подвижному конусу вариатора. Силовой агрегат передает крутящий момент к основному валу транспортного средства. В это время и происходит плавное понижение или повышение скорости.

Технические параметры

  • 210 мм в диаметре;
  • общий вес — 3,8 кг;
  • длину 167 мм.

Как отрегулировать

  1. Расстояния, заложенного между ременной деталью и краями конусов. Для этого следует проверить, какой промежуток остался до краев неподвижных конусов. Он должен быть не больше 55 миллиметров. Регулировка осуществляется с помощью смещения мотора в пазах, находящихся снизу. Также нужно проверить дополнительно расстояние от конусов ведомого шкива до ремня. Этот показатель по регламенту должен быть не больше 33 мм.
  2. Натяжения приводного ремня. Во время выполнения процедуры устанавливают ремень, осуществляющий привод, на нейтральной передаче мотора. Затем проворачивают ведомый шкив несколько раз, до тех пор, пока приводной ремень не совпадет с наружным диаметром. Теперь можно проверить, насколько хорошо натянута ременная деталь. Это лучше всего выполнить с помощью планки, которая прикладывается к верхней поверхности ремня. При этом прогиб этого элемента должен составлять около 32 мм. После этих процедур проводят регулировку натяжение с помощью трех винтов, которые необходимо ввернуть в резьбовые отверстия, находящиеся на ведомом диске.

преднатяг пружины

Специалисты советуют заранее посмотреть технические характеристики приводного ремня, которые устанавливаются на данном виде вариатора. Иногда его размер может равняться 35*14*1118. Тогда во время установки обязательно нужно соблюдать правильный размер промежутка между конусами шкивов и краями ремня. При этом ременная часть должна иметь упор на валу шкива. Когда зазор выполнен неправильно или его совсем нет, требуется установка дополнительных колец для правильной регулировки. Их обычно ставят между выступом вала и упором. В некоторых случаях устанавливается ремень, имеющий большую ширину. По техническим параметрам допускается применение такой запчасти. Если все выполнено правильно, то дополнительная регулировка вариатора не требуется.

Периодичность технического обслуживания

Узнать, насколько повредились такие запчасти, как втулки грузиков, можно с помощью проверки показателя радиального люфта. Если он составляет уже более 1 мм, то нужно выполнить замену деталей. Повреждение вкладышей легко проверить по величине зазора между элементами и направляющими ребрами ведущего конуса. Допускается погрешность не больше 1,5 мм.

разборка механизма

Кроме того, обязательно нужно проверять состояние вала центробежного регулятора. После длительной интенсивной эксплуатации здесь остается небольшой слой резины от нагорания приводного трапециевидного ремня. Этот дефект очень просто устранить, если воспользоваться хлопковой ветошью, смоченной в бензине. Впоследствии рекомендуется заранее прогревать двигатель при нейтральной передаче, чтобы не возникла такая неполадка.

Как снять шкив

Если требуется выполнить снятие шкива с хвостовика, то эта операция должна выполняться в такой очередности:

  1. Демонтировать кожух.
  2. Убрать ремень вариатора.
  3. Отодвинуть подвижный конус. Тогда отверстие под вороток на валу станет доступным. С помощью специальной распорки застопорить конус, чтобы не произошло обратного перемещения. Она должна размещаться между упором и подвижным конусом.
  4. Поставить какой-либо металлический предмет под зуб шестерни электрозапуск, чтобы не произошло проворачивания коленчатого вала двигателя.
  5. Воротком отвернуть вал.

Разборка регулятора

При разборке такого устройства, как регулятор, необходимо соблюдать меры предосторожности, оговоренные в технической документации. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы смазка попадала на конусную поверхность дисков. Разобрать устройство можно самостоятельно, если соблюдать правильную последовательность:

  1. Снять регулятор с транспортного средства.
  2. Зажать конус в тисках или другим способом зафиксировать его неподвижно.
  3. Отвернуть конус с крышкой и упором.
  4. Вывернуть болты, которые соединяют крышку и подвижный конус. Нужно аккуратно придерживать крышку при откручивании последних болтов. Под ней находится сжатая пружина, которая может выстрелить.
  5. Разобрать упор — удалить все прокладки, в керосине промыть ролики и оси.

После ремонта регулятор монтируется в обратной последовательности. Поврежденные прокладки на упоре заменяют на новые.

Преимущества

Недостатки

  • регулировка, которую сложно сделать непрофессионалу;
  • слабый клиновидный ремень, не выносящий попадания влаги;
  • быстрый износ трапециевидного приводного ремня.

При попадании воды на клиновидный ремень снижается качество сцепления со шкивами и ухудшается тяговое усилие, а на приводном ремне поверхность быстро изнашивается, когда превышается крутящий момент силового агрегата.

Основные конкуренты

вариатор барс

Отзывы

отзывы владельцев

Заключение

Снегоход буран — снятие ведущего и ведомого вариатора, регулировка натяжения цепи

KATRAN GARAGE

Привет.У меня два бурана,решил проверить натяжение цепи твоим способом,получается 46-48мм,если меньше становиться как струна.

@KATRAN GARAGE Думаю что метод работает,только статистики поднабрать и подвести итог.Буду у знакомых спрашивать и накапливать информацию,сюда отпишусь.

Ну значит такой метод не на всех редукторах работает.

Почему вариатор начал откручиваться на ходу

А в книге написано люфт цепи 15-20, мм

Подскажите пожалуйста, какой преднатяг на пружине,

Тормозной диск можно поставить на старый буран

Что за съёмник у тебя

Я такой в авто запчастям покупал, отличная штука! Снять можно практически все.

Дельное видео и правильное, лайк.

Спасибо, грамотный специалист. Очень помогло видео.

приветствую, а с какого китайца поставили Реле-регулятор, и как подключили??

@KATRAN GARAGE Надо ставить предохранитель в цепь. Всегда так делаю.
Дешевле купить плавкий предохранитель за копейки, чем новый стабилизатор. Кстати, хорошие регуляторы тоже горят, от КЗ и прочих неприятностей никто не застрахован.
У меня например один сгорел, штатный, который шел с завода вместе с Бураном, просто от того, что я поменял лампочку на фаре с 55 Вт на 100 Вт.

@KATRAN GARAGE Спасибо, понятно

@Михаил Поляков нужно + который выходит с регулятора соединить с акб. Этот провод как раз должен быть на переключателе света. Схема простая. Какого цвета провода я уже не помню.

@KATRAN GARAGE здравствуйте, подскажите пжста, вот чтоб заряжать аккум, какой провод +с регулятора выходит и как его подсоединить? На переключатель света? Соединить просто с клеммой такого же провода?

Любой 4х контактный регулятор напряжения. Они все одинаковые, только разъемы разные. Подбираем с такими же контактами, как и в бурановском разъеме и просто разбираем и меняем разъем, соответственно согласно бурановской схемы подключения. Но это временное решение, эти регуляторы слабой мощности и долго не прослужат. Плюс очень много брака в китайских регуляторах, нужно при покупке сразу прозванивать диоды. Лучше сразу купить хороший регулятор 30.3702 или R-98

Откуда данные о том что расстояние между метками на ведомом конусе вариатора при нормальной натяжке цепи 20-40мм. Это на реверсах нового образца что ли так? У меня в руководстве стоит 10-20мм. Сдаётся мне что и для нового образца, 20-40 это болтающаяся цепь.

Техническое обслуживание и регулировка вариатора снегохода


Всем привет! В видео показывается что и как нужно сделать на вариаторе САФАРИ перед установкой его на двигатель.

Всем привет в этом видео я хочу снять в вариатор сафари и тамбурами для этого им надо снять жалко под вас массу .

Вот решил 2 обзорчик посвященным ветром доходом урон сейчас у нас на обзоре будет вариатор что я с ним не делал как .

Заметил, что на подвижном конусе вариатора появились канавочки от ремня. Решил проверить состояние вариатора.

Друзья давайте вместе поможем ребенку ,кто сколько может.Переходите пожалуйста по ссылке.Спасибо вам за вашу .

Читайте также: