Ремонт вариатора скутера своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 09.09.2024

В данной статье мы постараемся рассмотреть все возможные неисправности переднего вариатора различных скутеров, а точнее сказать, его переднего шкива.

Принцип работы вариатора одинаковый практически у всех скутеров, будь то четырехтактные китайцы с двигателями 139QMB, 152QMB,157QMJ или японские, итальянские скутера с ременным приводом Honda, Suzuki, Yamaha, Gilera, Malaguti, Piaggio и другие.

1.Основная и наиболее частая неисправность вариатора скутера - это изношенность роликов. Ролики должны быть абсолютно круглыми в сечении. Если хотя бы один ролик имеет стертые грани и его окружность не имеет правильную форму, необходимо заменить все ролики, иначе ваш вариатор будет работать неправильно. Возможны провалы при старте, неравномерный набор скорости и уменьшение максимальной скорости скутера.

Неисправности вариатора скутера

2.Еще одна проблема, и она опять-таки связана с роликами вариатора, -это боковая выработка в канавке, по которой перемещается ролик. Эта выработка может произойти из-за сильной изношенности роликов или из-за установки дешевых некачественных роликов.

Ролик - это металлический (медный или латунный) цилиндр, имеющий в большинстве случаев, покрытие из пластика стойкое к стиранию. С одной стороны у него есть бортик, который препятствует выпаданию металлического сердечника из ролика.

В дешевых роликах может и вовсе не быть этого бортика. Так вот, если металлическая внутренняя часть ролика начинает выходить из него, то она может повредить боковую часть паза вариатора, в котором и перемещается ролик.

неисправность вариатора скутера

3.Следующая проблема - это выработка канавки вариатора, которая образуется при перемещении роликов. Заметить это очень просто. Канавка, по которой перемещается ролик, по всей своей длине должна быть абсолютно гладкая, без перепадов высоты и ступенек. Если в ней есть какие-либо неровности - это говорит о том, что ролики не работают во всем своем диапазоне. Это, опять-таки, отрицательно влияет на работу вариатора.

Выход: если неровности незначительные, выровнять абразивом и после - заполировать дно канавки. Если износ значительный – меняем шкив.

 неисправность вариатора скутера

 неисправности вариатора на скутере

5.Разбитая втулка или палец шкива вариатора - тоже довольна частая причина неправильной работы вариатора. Впоследствии может негативно отразится на работе двигателя в целом! В случае со втулкой, она обычно медно-графитовая, а на недорогих вариаторах, ее может не быть вообще. И в последних, разбивается внутреннее отверстие шкива. Решением проблемы, если вы конечно не профессиональный токарь, - замена шкива. В случае с пальцем вариатора, тоже.

неисправности вариатора на скутере

6.Довольно частая причина неисправности вариатора скутера - износ направляющих, или их еще называют - слайдерами вариатора. Это обычно пластиковые скобы, которые выполняют роль направляющих, при движении пластины (тарелки), контролирующей в свою очередь вынос роликов. Эти же направляющие еще выполняют и роль демпфера между шкивом вариатора и самой пластиной. Обычно работу вариатора с изношенными направляющими, можно отличить по характерному звенящему звуку. Для исправления ситуации, направляющие стоит заменить. Бывают и ситуации, когда на поверхности шкива уже видна выработка от слайдеров. При таком варианте, опять таки, - меняем шкив вариатора.

Выше мы привели основные общие причины, которые могут привести к неисправности вариатора скутера. А точнее, его переднего шкива.

Но существуют и другие причины, присущие конкретным моделям скутеров. Это, к примеру:

  • нарушение шлицевой части щеки шкива;
  • тарелки вариатора;
  • поломка крыльчатки охлаждения вариатора и другие.

Эти неисправности стоит разбирать на примерах конкретных моделей, что мы и сделаем, но в последующих статьях.

Как снять вариатор на скутере

Скутер многие из нас считают простым транспортным средством, но, чтобы осуществлять его ремонт нужно обладать специальными знаниями. По своему устройству скутер сильно отличается от мотоцикла или мопеда, поэтому без особых навыков его не разобрать.

Снимаем вариатор

Вариатором называется узел, отвечающий за передачи тяги на заднее колесо. Вариаторы редко выходят из строя, поскольку отличаются высокой надежностью, но все же иногда возникает необходимость в его снятии. На разборку вариатора понадобится не так много времени, но если вы не имеете навыков работы с инструментом, то придется изрядно повозиться.

Чтобы снять вариатор нужно иметь набор инструментов, подходящий именно к вашему скутеру, а также специальный подъемник. Работа начинается с демонтажа крышки, затем нужно выполнить такие операции:

  • под крышкой расположены передний и задний вариаторы. Начинаем демонтаж с переднего устройства. Откручиваем гайку на ведущем шкиве. Снимаем гайку и вынимаем все детали вариатора;
  • затем можно снять сам шкив;
  • снимаем шпицевую шайбу, а затем приводную шестерню;
  • вытаскиваем все остальные детали.

Как снять вариатор на скутере

Важно запоминать последовательность снятия всех элементов вариатора, чтобы собрать его в правильном порядке. Если вы не сильно полагаетесь на память, то можно записать или предварительно сфотографировать на телефон.

Разбираем шкив

Шкив вариатора разобрать достаточно просто. Этот узел состоит из корпуса, задней крышки и роликов. Разбирать шкив нужно для того, чтобы осмотреть ролики. Всего их 6, они не должны быть изношенными. В противном случае потребуется произвести их замену.

Ролики в шкиве вариатора оказывают непосредственное влияние на тягу и скорость скутера. В процессе эксплуатации ролики стираются, и изменяется их вес. В результате изменяется динамика транспортного средства. Изношенные ролики потребуется заменить на новые, ремонту они не подлежат.

Собирается шкив вариатора и сам вариатор в обратном порядке. Но прежде чем приступать к сборке, не забудьте осмотреть сальник на коленвале. Он должен быть целым, не иметь сильных загрязнений. Если пыли слишком много, то перед сборкой очистите сальник от грязи. Также осмотрите основные узлы скутера, если есть необходимость – смажьте их.

Спортивный вариатор на китайском скутере – основы установки и настройки

Бюджетный тюнинг вариатор

Китайские скутеры нельзя назвать динамичными, особенно четырехтактные модели с двигателем менее 50 кубических сантиметров. Большинство четырехтактных китайских скутеров оборудованы популярным двигателем 139QMB, который полностью представляет из себя снятый с производства двигатель Honda. Проще говоря, это бюджетная копия бестселлера, которая, тем не менее, не смогла повторить работу этого двигателя в деле.

В целом же, это рабочая лошадка, один из лучших двигателей для китайских полтинников на сегодняшний день. В стоке он показывает очень посредственные результаты, как по динамике, так и по скорости. Решается проблема различными способами, среди которых самые популярные, пожалуй, это:

В данной статье мы рассмотрим целесообразность применения спортивного недорогого вариатора на скутерах китайского производства с двигателями 139QMB.

Установка тюнинг вариатора на скутер

Итак, что нам даст тюнинг вариатора в данном случае? Стоковая трансмиссия китайского скутера рассчитана строго под конкретный объем двигателя. Кроме того, так как малокубатурную технику покупает не только молодежь, но и женщины, а также простые рабочие, люди в возрасте и т. д., динамические показатели должны быть мягкими, без подрывов и резкого разгона. Максимальная скорость скутера ограничивается отсечкой в коммутаторе и техническими особенностями вариатора. Проще говоря, после того, как ремень выйдет на максимальный радиус ведущего шкива, увеличить скорость можно только увеличением оборотов или заменой редуктора.

Но есть и способ, требующий меньших денежных и трудовых затрат – это замена вариатора на спортивный. Конечно, он не заменит вам весь потенциал, который можно получить при замене редуктора, однако скорость увеличится.

Рабочая поверхность тюнинг вариатора

Спортивный вариатор, как правило, устраняет провалы на средних оборотах, немного повышает динамику и максималку. Он раскрывает весь потенциал трансмиссии скутера на момент замены, чего нельзя сказать о стоковой детали. Как это происходит?

Весь потенциал тюнинга вариатора на двигателях 139QMB можно получить только после замены поршневой на большую по объему (например, 82 кубических сантиметра). С точки зрения конечной отдачи – это наиболее целесообразный вариант, требующий минимальных вложений.

Говоря о тюнинге китайского скутера методом замены вариатора, не имеет смысла применять дорогие и брендовые комплектующие для тюнинга, такие как Malossi Multivar, Polini, Stage6 и др. Стоимость отдельных деталей может достигать половины стоимости всего скутера. Да и установка таких деталей на скутерах китайского производства, выглядит, по крайней мере, смешно. Поэтому более рационально, в данном случае, смотреть в сторону бюджетных решений.

В последнее время, особо популярны спортивные вариаторы тайваньского и китайского производства. Они, как правило, поставляются в комплекте с роликами различного веса, пружинами сцепления и втулкой. Стоимость таких комплектов обычно варьируется в районе 35-40 долларов США, а купить спортивный вариатор можно, к примеру, тут: Вариатор спортивный 139QMB. Подобных аналогов много и они показывают куда более лучшие результаты, по сравнению со стоковыми вариаторами, установленными на скутере изначально. Следует понимать, что ожидать от этих деталей чего-либо сверхъестественного не стоит, но разница, безусловно, будет заметна сразу.

Оребрение варитора

Заменить весь комплект своими силами можно, однако необходимо знать важные аспекты и иметь хоть какой-либо опыт. Все, что потребуется в итоге, это открутить крышку вариатора, открутить гайку ведущего и ведомого шкивов. На ведущем шкиве замене подлежат сам подвижный шкив, ролики и втулка, которая спроектирована именно под эту конкретную модель. В корзине сцепления замене подлежат лишь пружинки, удерживающие колодки сцепления. Их замена будет способствовать более динамичному старту и гармонично сочетаться с настройками ведущего шкива.

Скорее всего, нужно будет немного поиграть с настройками веса роликов вариатора, идущих в комплекте. Обычно, комплект поставки включает 9 роликов (3 набора по 3 штуки различного веса). Их комбинация позволяет подобрать необходимый вес для оптимальной работы трансмиссии. Обязательно нужно помнить об их правильной установке, а именно распределению в канавках через один. В противном случае, дисбаланса коленвала и вибрации двигателя во всем диапазоне оборотов не избежать.

Как правильно устанавливать две пары (по 3 шт.) роликов различного веса в вариатор, можно наблюдать на фото ниже.

Как ставить ролики

Эта же информация находится на сайте продавца, а также в инструкции по установке тюнинговой детали.

Если после установки такого бюджетного комплекта, динамические и скоростные показатели вашего скутера вас не устраивают, стоит задуматься об увеличении поршней (если вы до сих пор этого не сделали) и заняться поиском прочих неисправностей, которые не позволяют реализовать весь потенциал скутера для стабильной и корректной работы.

Плановый осмотр вариатора и торкдрайвера, который следует выполнять в начале мотосезона. В этой статье, будет изложенная информация как из мануала так и из личных наблюдений. Начнем с вариатора, он же ведущий шкив. Откручиваем гайку крепления вариатора.


Я применяю самодельный стопор. Гайка под ключ на 17, резьба стандартная правая. Момент затяжки этой гайки из мануал от 3,8 кг\м. Достаём и разбираем вариатор на составные части.


Вариатор скутера 139qmb

2. - Пластиковая крыльчатка вентиляции вариатора.

3. - Неподвижная щека вариатор. По своей окружности имет зубья, для зацепления бендикса электростартера. Неубиваемая деталь. Внутри имеются шлицы.

4. - Втулка вариатора или втулка подвижной щеки. Паук как и неподвижная щека также неубиваемый.

5. - Подвижная щека вариатора. Проверяем плоскость щеки на предмет износа. Для этого нужно приложить ребро линейки или штангеля. Если просвечиваются зазоры - щеку лучше заменить.


Зазор между штангенциркулем и рабочей поверхностью вариатора

Эти зазоры будут негативно сказываться на скоростных характеристиках скутера. Способствовать пробуксовки ремня, его повышенному износу. Также следует осмотреть обратную сторону. Здесь мы видим три направляющие.


Направляющие вариатора

Они также могут иметь следы износа. В некоторых случаях и вовсе могут быть сломанными. Обычно такое случается, если пользователь не установил слайдера, на 7. - паук вариатора. 8. - Слайдера также могут сломаться. Их можно приобрести в специализированных магазинах.

6. - Ролики вариатора. В стандартной комплектации, вес одного ролика составляет 8 г. Наружный диаметр 16 мм. Предпочтительно чтобы все ролики имели одинаковый вес. В процессе эксплуатации ролики могут изнашиваться. Мануал нам говорит что ролике следует заменить если их наружный диаметр уменьшился до 12,4 мм и меньше. На практике же имеет место быть вот такой износ.


Ролики стерлись с одной стороны. Такие ролики естественно подлежат замене.

На скутере с коротким вариатором, колесный диск на 10 дюймов, как у меня, используется ремень 669 на 18,1.


Ремень скутера. Короткий вариатор. Под 10 колесо.

Для скутеров с длинным вариатором, колесный диск 12 дюймов, ремень имеет маркировку 729 на 17,5 или 17,7. В мануале для 139-го мотора, предел износа ремня, после которого следует замена составляет 17 мм, в широкой его части.


Переходим к токдрайверу. Для блокировки колокола сцепления также использую самодельный стопор. Гайка под ключ на 17, но бывает и под ключ на 10. Момент затяжки согласно мануалу 5,5 кг\м.


Колокол сцепления. В мануале упоминается про внутренний диаметр колокола 107,5 миллиметра, после которого следует замена. Штука массивная и надежная.


1. - Гайка под ключ на 28, она держит плиту с колодками сцепления. О разборке и смазке торкдрайвера, по ссылке.


Торкдрайвер скутера 139qmb

2. - Плита с колодками сцепления. Мануал рекомендует менять колодки, если их толщина снизилась до 2 мм. Вполне ресурсная деталь.

3. - Пружина торкдрайвера, никаких проблем с ней не испытывал. Мануал же утверждает, что пружину следует заменить, если в расслабленном состоянии ее высота составляет 93 мм и меньше.

4. - Крышка штифтов или направляющая пружины.

6. - Подвижная щека торкдрайвера или ведомого шкива, имеет три скошенных прореза-направляющие. Существуют минимум две модели торкдрайвера с разной шириной направляющих и соответственно разными диаметрами штифтов. Более того, штифты - 5 под меньший диаметр направляющих - цельные, а под увеличенные прорезы - штифты, оборудованные подшипниками скольжения. Одна из неисправностей это деформация направляющего прореза.


Снаружи установлены два резиновых кольца, которые предотвращают выброс смазки за пределы крышки штифтов. Верхнее резиновое кольцо имеет внутренний диаметр 40,1 мм и толщину 1,6 мм. Нижнее кольцо имеет внутренний диаметр 43 мм и толщину 2 миллиметра. Внутри установлены сальники, которые призваны защитить ремень и колокол сцепления от забрызгивания смазкой торкдрайвера. Эти сальники, в отличие от наружных резиновых колечек, любят терять свои способности к удержанию смазки. Но к сожалению, пока, найти запасные не удалось. Оба сальника имеют одинаковый размер 39х34 мм, может вам повезет их найти. Хотя, скорее всего, задумка производителей такова, что лучше заменить подвижную щеку в сборе, вместе с сальниками. Поэтому подвижную щеку, хоть и редко, но можно найти в продаже. Скорее всего это будет какая-нибудь тюнинговая деталь. Неподвижная щека торкдрайвера. Внутри установлены подшипники. Нижний подшипник - игольчатый. Верхней - шариковый. Подробнее о подшипниках. Бывают случаи, когда штифты разбивают свое посадочное место на валу неподвижной щеки торкдрайвера. Тогда, только замена, самой щеки.

Читайте также: