Ремонт усилителя радиотехника у 101 стерео своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Вы здесь: Home Апгрейд акустики Доработка усилителей Модернизация усилителя Radiotehnika У 101

Главное меню

Форма входа

По теме

Мне нужен был корпус от усилителя и я его получил в виде Radiotehnika У-101. Сначала отремонтировал его и послушал, работал так себе по современному уровню класс на 2 тянул но не выше. Недостатки мала выходная мощность да и звук не подарок.

Технические характеристики: Заводские Измеренные
Номинальная выходная мощность (при нагрузке 4 ом) 20 Вт 19 Вт
Диапазон воспроизводимых частот 20-20 000 Гц 20-20 000 Гц
Коэффициент гармоник в частотном диапазоне 40-16 000 Гц 0,2%
0,5%
Номинальное входное напряжение (линейного) 200 мВ 200мВ
Переходное затухание между стереоканалами, на частоте 1кГц
40 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум 83 дБ 66 дБ
Отношение сигнал/фон, не менее 60 дБ 40 дБ
Пределы регулировки тембра на частоте 100 Гц ±(10±3)дБ
Пределы регулировки тембра на частоте 10 000 Гц
±(8±3)дБ
Средняя потребляемая мощность 80 Вт
Габариты
430х330х85 мм

Параметры измерил не все, только те которые написал.

Radiotehnika У-101

Radiotehnika У-101 темброблок

Отключил и убрал селектор каналов, который мне практически был не нужен, уж много гемора от него было. Переделал темброблок весь и полностью, в нем нет не одного проходного конденсатора, конденсатор только на входе и то плёночный поставил. Расширил регулировки тембра по частотам, и расширил диапазон регулировок. Снизил коэффициент нелинейных искажений и интермодуляционных искажений. Понизил уровни шума и фона во всём частотном диапазоне. Повысил перегрузочную способность темброблока.

Технические характеристики темброблока.

Оконечный усилитель подвергся жестокой модернизации как и темброблок. Во первых поменял выходные транзисторы на комплементарные КТ 818Г и КТ 819Г.

Radiotehnika У-101 блок питания

Перебрал весь усилитель, запитал усилитель напряжения от стабилизированного источника питания. Увеличил ёмкости блока питания в два раза. Усилитель больше 11 Вольт не выдавал в нагрузку (при питании ±25 В), это примерно 30 Вт и больше не как не хотел выдавать, что я только не делал. Коэффициент гармоник снизился до 0,1%.

Звук конечно стал намного лучше чем у заводского, но для раскачки 35 АС и параметров моего темброблока всё таки его не хватало.

Трансформатор Т101

Трансформатор ТУ 101

Пришлось пойти ещё на один кардинальный шаг, увеличить напряжение питания до ±40 В с вытекающими последствиями, а это заменой конденсаторов питания 4*10000 мкФ и установки дополнительного трансформатора только для оконечного усилителя. Трансформатор не так просто найти высотой не больше 7-8 см и мощностью 200-250 Вт. Для начала домотал родной трансформатор и получил ±40 В.

Radiotehnika У-101 трансформатор

Кондесаторы

Заменил конденсаторы в блоке питания. Заменил схему защиты выходного каскада. Доработал выходной каскад, и в вёл фазовую коррекцию по опережению.

Блок фильтров

После всех изменений усилитель настроен и отрегулирован.

Все меры дали очень хороший результат. Измерения технических характеристик усилитель показали следующие результаты.

Технические характеристики УНЧ.

Выходная мощность на нагрузке 4 Ом 2 по 100 Вт
Частотный диапазон при неравномерности 0,5 дБ 10-70000Гц
КНИ при выходной мощности 50 Вт 0,005%
Коэффициент интермодуляционных искажений 0,01%
Отношение сигнал/шум без фильтра 90 дБ

Заменил выходные разъемы для подключения акустических систем.

С увеличением выходной мощности пришлось поменять и изменить разводку проводов питания УНЧ и проводов идущих на акустические системы. В дальнейшем хочу поставить ещё один комплект выходных разъёмов для подключения акустических систем и подключения наушников.

Модернизация продолжалась около года, время меня не торопило, я хотел выжать из схемы всё и конечно ещё больше набраться опыта, не только в параметрах усилителя, но и в звуке. Порой приходится идти на компромиссное решение между техническими параметрами и звуком. Конечно я не каждый день паял и что-то делал, сделав что-то слушал потом опять делал, мерил изучал проблему изменял схему мерил и снова слушал и так в течении года так и пришёл к такому результату.

Опробовал много схемных решений на пути к качественному звуку.

Большим неудобством являлась восприимчивость усилителя к индустриальным помехам, для решения этой проблемы есть два решения, первое заменить мощные выпрямительные диоды на диоды с барьером Шотки которые не так дешево стоят, и не менее эффективной мерой оказалось установка сетевого фильтра.

Сетевой фильтр

Вот примерно, что можно получить при модернизации усилителя. Не все усилители производства СССР можно так модернизировать. Данный усилитель стал уже совсем другим усилителем. Модернизация получилась не дешевой, если сравнить с ценой тех усилителей из новодела которых он переиграл в достойных сражениях, то цена покажется просто смешной. Такому усилителю нужна хорошая акустика, для реализации его технических параметров.

Для измерения параметров и настройки усилителя я использовал приборы и программы ПК.


Понравилась, красивая, но Вашим судьбам не суждено переплестись.

Когда я впервые увидел/услышал Радиотехнику уже и не вспомню. Но отложилось в памяти, и не то что бы дикое желание купить и слушать, нет - просто приятный образ. И вот на днях мысль материализовалась и судьба приподнесла мне в подарок У 101. Уставшую, замученную бытом и отсутствием внимания.

Хоть бы супруга не прочла эти строки, а то приревнует и обьявит сумашедшим :)

Мириться с неисправностями и ужасным техническим состоянием я не могу, нет мне покоя. Поэтому вместо цветов и конфет для жены регулярно покупаю конденсаторы, микросхемы, резисторы и прочее.

Надумал я РТ вернуть к жизни. Побороть, для начала, предстояло следующее:
1. Гул трансформатрора.
2. Такой же ужастный гул в АС.
3. Хлопок при включении и какой-то страшный звук при выключении.
4. Неработающий индикатор сигнала.
5. Шуршащие регуляторы.


Он продолжал показывать полностью всю шкалу, не реагируя ни на что. В ходе выяснения причин на форуме, пришли к выводу (возможно ложному), что вышла из строя микросхема К161ПП2. Найти такую, Вы сами понимаете, не просто. Проще полностью индикатор.



Мир не без добрых людей (верьте в это, сами делайте добро и результат не заставит долго ждать) и индикатор вместе с УНЧ-П последней ревизии, тот который на одной микросхеме, мне подарил широчайшей души человек Василий (Скиф на Вегалаб). За что ему низкий поклон и огромная благодарность. Правда работоспособность модулей была под вопросом.

В приобретенном индикаторе пришлось заменить подстроечные резисторы, которые были залиты лаком для ногтей и пришли в негодность. Заработала индикация одного канала. Но у нас ведь стерео. Долго я не мучался, а сразу решил заменить К157УД2. Операция увенчалась успехом и в глазах РТ снова появилась та незабываемая зеленая искорка.

Звучание после восстановления заворожило басом. Казалось бы, 2х 20 Вт, а такой бас, что окна дрожат, перегородочка гипсокартонная на кухе вибрирует, а вечером, во время просмотра фильма на уровне громкости ниже среднего, соседка снизу позвонила и милым сдержанным голосом попросила уменьшить громкость.


А в глубине души нет покоя, нет того наслаждения при прослушивании, лишь самообман вбитыми в голову ничего не значущими терминами. Это была уже не та девушка, которую я знал.

Недели прослушивания было достаточно для того, что бы понять, что нужно вернуть родной УНЧ-П на трех микросхемах. Но вот проблемка, я уже начал жечь мосты, когда выпаял одну К157УД2 (DA 1.* на схеме) из демонтированного предусилителя, которая и ушла на ремонт индикатора. Озадачился поиском информации, более подробно разобрался в устройстве и работе 101. Пришел к выводу, что исключение из схемы DA 1.* не приводит к негативным последствиям. (DA 1.* в предварительном усилителе служит для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем, для меня это не актуально).


Сигнал от источника после селектора входов подается на R9 и R10 соответственно. Межкаскадные емкости С23, С24 от греха подальше заменены на новые, неполярные. Первый запуск после модернизации: много переживаний и одна маленькая надежда вернуть былой голос.

С первых нот знакомых композиций я понял, что цель достигнута, в 101 снова живут басы! Размашисто описывать звучание не умею, скажу просто: оно либо нравится, либо нет. Теперь мне нравится! Так, в ходе связанных событий, появилась третья версия предварительного усилителя РТ 101- двух микросхеммная.

Хлопок в динамиках при включении был следствием неправильно работающей защиты. Посторонние звуки при выключении усилителя, ровно как и реакция на вкл/откл бытовых приборов в квартире, устранена установкой помехоподавляющего конденсатора емкостью 1мкФ и напряжением >280V на контакты сетевого выключателя.

Регуляторы громкости, баланса и тембра очищены от пыли потоком воздуха и смазаны (смазка Циатим 201).

Помимо предварительного усилителя в конструкции РТ 101 были сделаны следующие изменения:

Родной коммутатор входов вместе с усилителем-корректором удален.




В результате усилитель утратил ценность для музеев, зато совместим с современными источниками и рабочий.

В общем, нашел и купил.

DSCN6938


Да уж, сарай еще тот, места на столе немерено занимает, в основном из-за глубины.

patrubki

Только кто ж знал, что я догавкаюсь и эта моя любимая фраза еще выйдет боком.

Ну, ладно, теперь подробнее о блоках.


Предварительный усилитель. Собака-подозревака чуть со стула не упала, когда это увидела. Я в Интернетах почитал — оказывается, есть такая переделка, когда удаляется первая К157УД2 в темброблоке. Если пластинки не слушать, то вполне можно обойтись без нее, меньше искажений будет. Видать, предыдущий владелец так и решил.

DSCN6945


Плата индикатора. Есть еще два лишних резистора со стороны фольги — не стал фотографировать.

В общем, что тут скажешь: потаскала жизнь латвийку. Ничего, белый конь уже в пути, щас мы тебя, принцесса, спасать будем.

Выставил по 45 мА. В левом канале вообще не пойми что было, зашкаливал мультиметр на 200 мА.



Плату левого УНЧ я отдал стабилизаторам и сместил ее на место правого канала, а TDA-шки закрепил там, где был левый.

***Отступление от темы***

Идет заяц по лесу, видит: лиса между деревьев застряла. Пошел, сделал дела всякие нехорошие и идет дальше. Встречает волка:
— Заяц, ты че довольный такой?
— Так там лиса застряла, ну, я это… Бросил пару палок!
Побежал и волк туда — сделал то же самое. Возвращается довольный, а навстречу ему медведь:
— Волк, а че это у тебя рожа аж сияет?
— Да там лиса застряла, вот я пару палок и кинул…
Медведь думает «Дай-ка и я схожу. Сходил, возвращается к волку, весь аж светится от счастья. Волк:
— Ну что, бросил пару палок?
— Да не! Палок не было… Так я ее шишками закидал!

Важный момент: температура радиатора. Стабилизаторы даже под хорошей нагрузкой холодные, TDA-шки греются, но руку на них держать можно вполне. Самый горячий угол радиатора — тот, который ближе всего к плате входов. Но даже там температура очень и очень далека от сколь-нибудь волнующей.

И вот, кажется, все нормально, можно сидеть, слушать музыку, смотреть кинцо… Стоп, еп-п-понский магнитофон! Работала часа полтора-два, и вдруг появляется розовый шум в правом канале. Ну и черт бы, казалось, с ним, так он же нарастает! Потом по характеру становится как прилив на море. Потом начинается какая-то дикая модуляция.

Вот ведь дура сумасшедшая. Если дать ей минут десять остыть — шум уходит, но потом снова возвращается. Перепаял кое-какие мелочи, поправил провода (получалось так, что вход правого УНЧ шел аккурат над его же выходом, а это предпосылка для создания положительной обратной связи и превращения усилителя в генератор), даже заменил TDA-шку (вдруг бракованную дали). Сел тестировать.

DSCN7209


Проблема хромоногости решилась на удивление просто: в местном радиомагазине нашлись подходящие ножки (передний план).

P. P. S. Я очень долго улыбался, когда увидел эту корреляцию на сайте объявлений:

187088723_2_1000x700_akusticheskaya-sistema-35as-1-usilitel-radiotehnika-u-101stereo-fotografii


Не один я живу с таким комплектом техники.

Дополнение от 20.01.16

Установил TDA2050, в защиту поставил КТ805 (у родного транзистора ноги отгнили), переделал темброблок по этой схеме (синее — убрать, красное — подкорректировать номинал):

Чтобы получить приличную выходную мощность надо иметь приличное питание. Воспользуемся подарком изготовителей трансформатора: вся вторичная обмотка выполнена одним толстым проводом (по моему 0,8мм). Следовательно, вполне можно переключить питание мощного выпрямителя VD 5… VD 8 с контактов 4 - 4* на 3 – 3*, что позволит поднять напряжение с +/-26В до +/-31В. При этом слаботочный выпрямитель VD 1… VD 4 становится не нужным и удаляется вместе с проводами, а его накопительные конденсаторы С2 и С7 подключаются параллельно соответствующим конденсаторам мощного выпрямителя. Но все связи с контактами 5,6 и 9,10 должны сохраниться.



Далее начинается колдовство.
1. Определяем на плате конденсаторов фильтра геометрическую середину между земляными выводами конденсаторов С2,С3,С4 и С7,С8,С9, зачищаем и залуживаем её. Назначаем эту точку главной общей точкой всего усилителя.
2. От неё пускаем 2 толстых провода на минусы выходных разъёмов.
3. От неё пускаем общие провода на УМ и УП.
4. От неё пускаем 2 провода на контакты 6 и 6* трансформатора, удалив перемычку между ними. Одновременно убираем связь платы выпрямителя с корпусом.
5. Организуем связь общего провода с корпусом на входных разъёмах усилителя.
6. И проверить – чтобы больше нигде не было контактов общего провода с корпусом.
И напоследок подключаем параллельно первичной обмотке трансформатора конденсатор 0,047х630В для подавления импульсных помех из питающей сети.

2 Спам

Конечно "Marantze", "Rotel", "Sherwood" из него наверно не получится, но с такими как "Dual", "Grundig", "Tandberg", "Technics", "Panasonic"
того времени выпуска и в той же весовой категории по качеству звука доработанная "Радиотехника У-101" вполне может поспорить.
Nivaga.

-1 Спам

Ответ: Зачирикался я предупреждать уже.
Высказали своё мнение - спасибо, но вместе с этим будьте любезны своё мнение хоть чем-то обосновать.

0 Спам

1 Спам

Совершенно необходимо убрать ублюдочный умножитель напряжения для питания корректора и стабилизатор на микросхеме и транзисторе КТ815 (плата входов). Дело в том, что туда приходит переменный ток с вывода 5 трансформатора, значит обратный переменный ток идет по земле. Такая схема видимо разработана для проигрывателя ЭП-101, где более высоких напряжений нету.

Заменяется резистором на 200. 300ом (с шины +31) и стабилитроном на 24в.

Еще при поднятии напряжения до +-31 греется реле (!) на плате защиты. Нужно или поставить другое реле, или подобрать резистор. В своем усилителе я оставил маломощный выпрямитель, переведя его на +-26в для защиты, предварительно и индикатора. А мощный +-31 на УМ.

2 Спам

По поводу электролитических конденсаторов:
Их в любом случае менять. Что здесь можно порекомендовать?
Все ёмкости по питанию есть смысл увеличить в 40 - 100 раз.
Блок питания: вместо банок по 2000 мкф можно спокойно поставить 10 000 мкф. размеры практически те же.
Не лишним будет зашунтировать их плёночными по 1 мкф

УНЧ: Ёмкости С14,С15,С16,С17 - 220мкф
УНЧ-П: С37,С38 - 470 - 1000мкф
Защита, блок индикации: там оставить номиналы как есть

3 Спам

К сказанному могу добавить следующее:
1. Плату входов неплохо заменить на релейный коммутатор.
2. Корректор УПЗ-15 есть смысл убрать, т к он вносит искажения в сигнао в т ч и на соседних входах.
3. Переключатель Стерео/Моно можно легко превратить в выключатель темброблока. Штука полезная.
Сигнал "до темброблока" берётся с точек, где раньше были С23 и С24.
Сигнал "после темброблока" соответственно с точек "4" и "6".
Далее Сигнал поступает на вход УМ.

Читайте также: