Ремонт унитра g602 своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Значит достал по знакомству ЭПУ Unitra G602C. Тонарм канешь переделаю на пружинное уравновешивание по статье Анатолия Марковича. Что выбрать в качестве основания? Я склоняюсь к варианту из двух ДСП плит примерно по 36 мм, склееить между собой, и между ними проложить слой изолона 10 мм. К нижнему ножки, а к верхнему сам стол проигрывателя. Кто что думает по этому поводу?

Там, как я понял, просто массивное основание. Считаете ли, что оно лучше, чем с дополнительным демпфированием как в моей идее?

Там, как я понял, просто массивное основание. Считаете ли, что оно лучше, чем с дополнительным демпфированием как в моей идее? --------------- считаю что идея хрошая но я предпочитаю массивный корпус установленный на стене или на очень массивной подставке..

Я тоже так считаю, но нет стены, на которую можно опереть массивный корпус, так что приходится извращаться с демпфированием:) В крайнем случае можно изготовить два корпуса и сравнить :)

Господа, позвольте поинтересоваться: почему такой странный выбор для крепления - стена?
Весьма сомнительно, что вибрация стены меньше, чем вибрация пола.

Ну если пол настлан из досок на брусках, то стена то уж точно меньше вибрирует. :) А тетива ролёвочного лука, упёртого концом в пол как струна звучит, это значит что пол ещё и резонатор :). Ну, впрочем у кого какой пол смотря.

Я себе делал под роликовый стол из фанеры массив 25 см толщиной снаружи отделка дубом,Получилось очень красиво а главное все равно теперь где стоит то есть на чем,а то окраска звука достала когда он был в штатном корпусе
Один минус поднимать желательно вдвоем

vBulletin® Version 3.6.8.
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot

Здравствуйте.
У меня на проигрывателе Вега 110 плывут обороты.
Пассик менял, но стробоскоп всё равно отстроить не получается.
Не подскажите, в чем может быть дело?
Заранее спасибо.Владимир.

Добрый вечер Владимир.
В порядке вероятности:
1. Промыть WD-40 регулятор оборотов (снять корпус резистора)
2. Смазать жидким часовым маслом верхний подшипник мотора, для чего снять крыльчатку и удалить возможно попавший мусор из зазора. Пластмассовый диск должен долго вращаться по инерции без пассика. Его ось надо смазать ЛИТОЛом, или подобной вязкой смазкой.
3. Потеря контакта на плате управления ЭПУ:
3.1. Предохранитель
3.2. Разъемы
3.3. Переключатель оборотов
3.4. Ложная пайка или обугленный резистор в цепи питания.
4. Неисправность стабилитрона. Подойдет любой на 11 Вольт при токе 1 А
5. Неисправность управляющего транзистора BD135
6. Неисправность двигателя (разобрать по меткам и прочистить коллектор)


Оставшиеся 5% причин потребуют привлечения специалиста.

Сообщите нам Владимр, какая в Вашем случае была причина.

Комментарии

Не забывайте так же о лампочке и фоторезисторе, если сгорит лампочка, обороты тоже не будет держать



Тонарм цел. Только разобрать для профилактики- промыть и смазать. Провода и MF101 есть в наличии.



Вал на моторчике уже выгнул, моторчик промыл и смазан. Фото до разборки моторчика.

На самом проигрывателе заменил все электролиты на свежие, на блоке питания также поменял пару стабилитронов. На оконечнике на одном канале заменил выходные транзисторы. Короче по электронике все починил.
Загвоздка теперь в плате управления двигателем. На авито полно объявления о продаже проигрывателей, но не вижу смысла из-за платы покупать целый, тем более все остальное починил.
Может у кого-то валяется не нужная готов купить и оплатить доставку.


Тонарм разбираем весь. До последнего винтика. Безжалостно.



Делать это надо на белой ткани, высоко не поднимая. Иначе потеряете маленькие шарики, которые высыпаются, если начать разбирать вертикальную ось. Их 12 штук.

Детали с подшипниками, оси, болты замачиваем в уайтспирите.


Время от времени трясем банку с деталями.

Приобретаем за 150 руб такую вот смазку:


Освежаем детали мыльным раствором, а хромированные пастой ГОИ.


Тщательно протираем дорожку, по которой будут кататься шарики нижнего подшипника универсальным очистителем.



Готовим смазку для прикатывания подшипников. Хадо пополам с автомобильной синтетикой Castrol 5W40


Тщательно протираем каждый шарик и собираем подшипник с приготовленной смазкой. Ее не жалеем. Кладем от души.


Зажимаем нижний конец оси в шуруповёрте и начинаем прикатывать подшипник. Вперёд - назад, на разных оборотах. Несколько часов (в смысле покрутил, отдохнул, что нибудь поделал, опять покрутил. итд. За день один подшипник прикатаешь, а то и все 4). Надо давать небольшой натяг при этом. Но не сильный.

Ось надо стараться центрировать
Воткнул зубочистку для ориентира.


Делаем это над белой тканью, высоко не поднимаем. Смотрите чтобы шарики не вылетели.

Остальные подшипники прикатываем так. Каждый конус к своему подшипнику. Конус оборачиваем изолентой в 1 слой, зажимаем в шуруповёрте и прикатываем подшипник. В подшипники, естественно, закладываем нашу смазку.



Здесь нужна осторожность. Время от времени надо протирать и осматривать конус. Когда на нем мы увидим ровную гладкую блестящую полоску и поймём, что скоро начнется износ конуса надо остановиться.


Собираем узел вертикальной оси и видим, что он идеален, он безупречен. Даже с заложенной ремонтной смазкой он двигается от лёгкого дуновения на него. Что же будет когда мы вымоем эту смазку и смажем капелькой часового синтетического масла.

Разбираем, все подшипники, шарики, оси итд опять отправляем в банку с уайтспиритом. Время от времени подшипники проворачиваем зубочисткой, чтобы вымывались ремонтная смазка.

Подвешиваем трубку тонарма на верёвочке и слегка бьем по ней отвёрткой. Звенит как хороший колокольчик. Это не есть гут. Запомним этот звук.


Крепким шелл к трубке. Это сложно, если не сделать такое приспособление.
Отрезаем два кусочка деревянной линейки, кусок пластивого подоконника (ровный кусок доски и тд).


Склеиваем два кусочка линейки вместе плашмя и приклеиваем к подоконнику. Шелл прижимаем (я прикручивал винтиком к линейкам), измеряем круглым калибром расстояние между подоконником и трубкой тонарма возле шелла.


Этот же калибр переносим в дальнюю часть тонарма, подкладываем под трубку и закручиваем винтик крепления шелла. Шелл установлен на трубке идеально ровно.



Можно линейки и не клеить, а сдвинуть тонарм к краю поверхности, чтобы рычажок шелла свесился в воздух. Тогда калибр надо тоньше, и его надо подбирать. А так, в качестве калибра подходит ось противовеса, ну может слой изоленты на неё надо намотать.

Тщательно промыл подшипники и собрал поворотный узел. В каждый подшипник капнул капельку часового синтетического масла. Много споров о том, смазывать ли подшипники тонарма при сборке или нет. В этом тонарме, я думаю, нужно. Если что, через пару лет ещё раз переберу, поменяю смазку. Это недолго. При сборке оставил еле ощутимые люфты в подшипниках.






Узел очень легко проворачивается, невероятно легко. Я доволен 😁😁😁

Для окончательной сборки тонарма изготовил такое приспособление и приготовил кусок подложки для ламината



Отрезал 5 кусков очень тонкого МГТФ.


С помощью проволочек - " паровозиков" протянул. проводку в тонарме. Припаял хвостовик. Трубку тонарма неплотно заполнил кусочками подложки для ламината. Эти кусочки заводил стальной проволокой с двух концов.


Закрепляю трубку тонарма. Точность установки контролировал штангенциркулем. Смотрите на фото, идея понятна. Можно просто опустить шелл на плоскость приспособления, выровнять и затянуть винт хвостовика.




Снял тонарм с приспособления


Никто никогда не задумывался сколько разъемов на пути звука от картриджа до фонокорректора?

Картридж - разъем проводка шелла- разъем контакта шелла - разъем шелла - разъем трубки тонарма - пружинный контакт внутри трубки тонарма - разъем к кабелю тонарма - разъем к фонокорректора. Придумать это может только враг. Разъемы эти - вселенское зло для звука. Поэтому - делаем одним проводом МГТФ от головки и тонарма. Если эта голова приживется, то я и ее припаяю напрямую, а так - через разъем пока(((.

Свил попарно провода каналов и одел на них экран.


Припаял разъемы для подключения головки


Поставил головку Shure M75-6. Игла - новодельная, эллипс. Проверил резонанс иглы - 9 Гц. Отлично!

Поставил антискейтинг. Великолепный тонарм!


Надо дать тонарму поиграть несколько дней, потом подтягиваешь подшипники. Люфтов не должно быть. Уходит "крикливость" звука.Перетянуть нельзя. Ооочень тонкая настройка. Груз хвостовика установил с воском, головку тоже. Чтобы нигде не было ни малейшего дребезга.
Антискейтинг у него неправильный конструктивно. В интернете есть переделка. Надо сделать, хотя кому это надо?😟
Играет шикарно!

Поставил головку Nagaoka mp110. Класс, но резонанс 7 Гц, надо подгонять, если ее оставлять. Но вообще, слушается с большим удовольствием. А если ещё и уменьшить вес трубки тонарма.

Поставил головку Victor X1 с иглой Шибата от Jico. Резонанс 9 Гц. Конечно,класс головки выше. Но особого звучания нет. Подержу ещё пару дней, может разыграется. Но пока скучновато..
P.s. Очень хорошая головка, я ее пока отложу на другой проигрыватель, роликовый и с другим тонармом. Ничего личного, просто там будет ей лучше

5 августа 2020 г.

Сегодня хочу попробовать ещё головку Shure M55e.

Попробовал. Очень интересный картридж.

Итак, вот мой рейтинг головок на этом тонарме и в моей системе.

1 место
Nagaoka MP110 эллипс

2 место
Shure M55e эллипс

Далее, с отставанием

3 место
Victor X1 Шибата

4 место
Shure M75 эллипс

Shure M75 самая разухабистая, грубая, нахальная

Victor - самый строгий и точный

Nagaoka - самая классная, от нее самое большое удовольствие. Не хочется вообще выключать вертушку.

Shure M55e дышит ей в затылок, тоже очень хороша.
Его пока и оставлю играть.

А займусь доработкой шелла под Нагаоку. Горизонтальный резонанс с ней 7 Гц, значит шелл надо облегчать. Берём ещё один такой шелл (Дима, спасибо!) и начинаем его дорабатывать



Рассверлил все отверстия сверлом 4 мм
И дополнительно просверлил 3 отверстия 4 мм. Одно спереди, два с боков


Можно смеяться, но почти полграмма - это тоже результат. Буду работать над ним дальше. Я хочу снизить вес ещё на 5, а может быть больше, грамм.

Зажал в тиски, напильником снимаю грани у тяжёлого крепления шелла. Одна грань - больше чем минус грамм


Вот окончательный вес - минус пять грамм. Ещё есть резерв грамма полтора, но чуйка советует мне остановиться.


Рычажка у шелла нет. Обратимся к старшему брату, тонарму G600.



Головка Shure m55 очень хороша на это тонарм без доработки. Сейчас слушаю, но. Я знаю Нагаоку, поэтому все же завтра попробую вернуть ее на место

10 августа 2020

Ох, до чего хороша Shure M55e на этом тонарме. Я очень настоятельно рекомендую.

Настройка проигрывателя
Итак корпус готов, монтаж завершен и оптимизирован. Включаем проигрыватель и убеждаемся, что все крутится и останавливается как надо и когда надо. На этом этапе "строительную" часть процесса "реинкарнации" можно считать законченной. Далее следует научить "пациента" правильно и без ущерба для последних воспроизводить виниловые пластинки. Для чего мы собственно здесь и собрались :)

В свое время авторы электрофона "Вега-108", снабдив свое изделие панелью импортного производства Unitra G-602 , ничего не написали в руководстве о настройке данного хитроумного механизма.

Поэтому в беспокойном уме сразу же возникли следующие вопросы:

1. Как установить и выставить головку звукоснимателя?

2. Как отрегулировать прижимную силу на тонарме проигрывателя?

3. Что такое "антискатинг" и как его правильно использовать?

4. Как произвести общую настройку тонарма и головки относительно пластинки?

Все эти вопросы желательно было решить до первого проигрывания грампластинки, что бы оно не стало последним :)

В связи с этим привожу список статей по настройке проигрывателя винила, которыми я руководствовался, решая означенные выше вопросы:

Виниловый ренесcанс в отдельно взятой квартире: Настройка проигрывателя винила (кратко).

Настройка проигрывателя - из журнала The Absolute Sound.

Что делать с винилом?

Ликбез о виниле.

Все это можно внимательно прочитать и сделать, как там написано, а можно просто повторить мои действия.

Итак начнем настройку проигрывателя.

Предполагается, что панель ЭПУ у вас изначально в полном порядке, т.е. ничего не погнуто или безвозвратно сломано, все детали на своих местах. Очень желательно, что бы сама панель перед настройкой была выставлена горизонтально.

Первое: Устанавливаем головку звукоснимателя.
В моем распоряжении была головка ГЗМ-005 Д высшего класса со сферической иглой. Для начального этапа обучения обращения с винилом этого "девайса" вполне достаточно (сломать не жалко). Однако желательно, что бы головка была новой или мало изношенной.
Т.к. головка это электромагнитная система, ее надо прикрутить НЕМАГНИТНЫМИ винтами М2,5 длиной 5-6мм из алюминия или латуни.
Для начала можно установить головку по следам от креплений старой головки или как на фото.

Провода к головке подключаются через луженые насадки. Их лучше сразу снять, почистить от окислов, перепаять на них провода, обжать и надев, немного провернуть на штырьках головки для лучшего контакта. Т. к. все эти контактные поверхности со временем окисляются, то эту процедуру надо периодически повторять.

ВНИМАНИЕ! Не советую припаивать сигнальные провода непосредственно к штырькам головки: есть опасность головку испортить!

Второе: Регулировка прижимной силы звукоснимателя в зависимости от используемой головки.
В паспорте на ГЗМ-005Д указывалась величина этой силы: 15 ± 3 мН (1,5 ± 0,3 гс). Как же ее выставить на тонарме ЭПУ G-602?

Делается это так:

1. Сначала тонарм вывешивается в "горизонталь". Для этого снимаем его с держателя, выключаем микролифт, т.е полностью освобождаем тонарм. Затем откручиваем противовес до тех пор, пока трубка тонарма не займет строго горизонтальное положение.

2. На противовесе имеется шкала без цифр (недоработка!) а на трубке тонарма, в месте установки противовеса, есть две метки. Наши действия: при строго горизонтальном тонарме, держа одной рукой противовес, другой рукой поворачиваем шкалу и совмещаем красную риску с меткой на тонарме.

Таким образом, мы устанавливаем шкалу противовеса в начальное нулевое положение.

3. Принимаем, что одно деление шкалы = 2,5 мН (0,25 гс). Получается: первое деление от красной риски - 0,25 гс, второе - 0,5 гс, третье - 0,75 гс, четвертое - 1,0 гс и т.д. Согласно, паспорта на ГЗМ-005Д, устанавливаем прижимную силу 1,5 ± 0,25 гс. Эти данные взяты из книги Конструирование любительских проигрывателей. В.К. Черкунов с.63 рис. 46а . Саму книгу можно скачать здесь. Думаю эту шкалу вполне можно использовать хотя бы ориентировочно.

Третье: Компенсация скатывающей силы или настройка "антискатинга".
На ЭПУ Unitra G-602 это устройство выполнено в виде двух-плечевого рычага с грузом. К тому же на самой панели есть деления "1" и "2". Для данной головки груз выставляется посередине между делениями. Впрочем проверить правильность установки довольно просто: при опускании головки на пластинку она не должна смещаться ни к центу, ни к краю пластинки. Правильней это можно настроить с помощью пластинки с нулевой дорожкой. Не имея такую пластинку, я воспользовался лавсановой пленкой. Вырезал из нее "пластинку" и положив гладкой стороной вверх опустил головку звукоснимателя. В моем случае головку никуда не "уводило", значит "антискатинг" был настроен правильно.

Четвертое: Окончательная настойка тонарма и головки звукоснимателя.
Для этого надо воспользаваться статьей из журнала Аудиомагазин 3/1996г. Воспользовавшись указанными рекомендациями подстраиваем головку.

Не забудьте, что ось иглы должна быть строго вертикальна. Установить головку в правильное положение можно путем ослабления винта у основания держателя головки и поворота держателя вокруг продольной оси трубки тонарма.

Таким образом, в домашних условиях был изготовлен и первоначально настроен проигрыватель винила в "базовой комплектации".

Пути доведения его до совершенства предполагаются следующие:

1. Дальнейшее улучшение вибро-развязки корпуса путем замены штатных пружин на что-нибудь менее жесткое.

2. Замена сигнальных проводов тонарма.

3. Применение различных усилителей-корректоров RIAA в том числе ламповых.

4. Использование других межблочных кабелей.

5. Установка другой, более качественной головки звукоснимателя в том числе импортного производства.

6. Можно (но осторожно!) попробовать т. н. "влажное проигрывание" виниловых дисков.

Данный проигрыватель можно с успехом использовать для прослушивания грампластинок или для перезаписи их на компьютер.

Читайте также: