Ремонт тнвд afn своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Неисправности ТНВД на дизеле приводят к потере мощности, увеличению расхода топлива, затрудненный запуск, увеличение дымности выхлопа и прочие. Типовые поломки топливного насоса высокого давления дизельного автомобиля заключается в попадании воды в плунжерные пары, падение давления в плунжерной паре, нарушение целостности уплотнительных колец, неисправности датчика или проводки (в дизелях под управлением электроники).

Неисправности ТНВД

В идеале проверять ТНВД необходимо на специальном стенде в условиях автосервиса, однако простейшие проверки топливного насоса можно сделать и в гараже.

Типы топливных насосов

Для начала разберемся с видами топливных насосов дизельных авто, так как каждый из них имеет свои особенности и типичные неисправности ТНВД. Так, зная к какому виду относится насос можно лучше понять принцип действия и непосредственно причину поломки. Вне зависимости от вида насоса высокого давления нужно понимать, что главным узлом является так называемая плунжерная пара — поршня (плунжера) и цилиндра (втулки).

Всего существует два основных типа ТНВД:

  • с непосредственным действием и механическим действием плунжера;
  • с аккумуляторным впрыском.

Однако топливные насосы высокого давления еще делят на классы в соответствии с их устройством. В частности:


  • Рядные. Как понятно из названия, у них рабочие секции расположены в один ряд, и топливо подается в каждый цилиндр по очереди.
  • Распределительные. У таких насосов одна их секция может подать топливо в несколько разных цилиндров. Такие устройства могут быть одно- и двухплунжерными.
  • Многосекционные. Другое их название — V-образные или гидравлические аккумуляторы. Они используются для высоко мощных, однако низкооборотистых, двигателей. Встречаются достаточно редко.

У топливных насосов с непосредственным впрыском нагнетание и впрыск происходит одновременно. За это отвечает механический привод плунжера. У аккумуляторных насосов топливо подается в раздельных циклах, сначала оно поступает в аккумулятор насоса, и лишь потом в форсунки. Самые современные системы управляются электроникой и имеют название Common Rail. Работают они на основании информации от многочисленных датчиков, расположенных в разных узлах автомобиля.

Еще одна система впрыска — это насос-форсунка. В данном случае они объединены в один механизм. Такая система упрощает управление давлением, а также повышает надежность, ведь при выходе одной форсунки из строя мотор продолжит работать, хоть и с меньшей мощностью.

Для бензиновых двигателей также были придуманы топливные насосы высокого давления. Они используются в моторах с непосредственным впрыском топлива. Задача насоса состоит в подаче бензина под высоким давлением в цилиндры, где происходит непосредственное смешивание топлива с воздушной массой, образуя смесь, которая и поджигается свечой зажигания.

Признаки неисправности ТНВД

Несмотря на то, что насосы высокого давления принадлежат к различным типам, признаки их частичного выхода из строя типичные и во многом общие для всех. Так, к симптомам неисправности ТНВД относится:


  • повышенный расход топлива во всех режимах работы двигателя;
  • нестабильная работа движка, машина дергается в движении, особенно на малых оборотах;
  • затрудненный запуск двигателя, чаще именно в холодное время года;
  • падение мощности двигателя и динамических характеристик машины в целом;
  • увеличение дымности выхлопа мотора;
  • утечка топлива из насоса высокого давления;
  • появление в охлаждающей жидкости двигателя масляной эмульсии;
  • повышение шумности работы движка.

Обратите внимание, что перечисленные выше симптомы могут быть признаками поломки и других частей двигателя автомобиля, например, системы охлаждения. Поэтому состояние насоса высокого давления необходимо диагностировать отдельно.

Основные причины неисправности ТНВД

Выделяют следующие причины поломки насоса высокого давления. Обычно у них выходят из строя следующие конструктивные элементы:



Если существуют подозрения, что неисправна рейка топливного насоса либо сопряженных с нею деталей, то нужно проверить наличие/отсутствие следующих дефектов:

  • отсоединение рейки от деталей регулятора;
  • заклинивание либо отворачивание хомутиков поводков плунжеров;
  • заклинивание стяжных винтов зубчатых венцов.


При использовании машины в условиях значительных морозов иногда наблюдается примерзание отдельных деталей насоса, и частичный выход его из строя. Чтобы этого не допустить, необходимо пользоваться маслами и дизельным топливом с соответствующими температурными показателями.

В дизельных системах Common Rail может выйти из строя клапан управления (или клапан потока SCV). Обычно его меняют на новый. Реже — выполняют ревизию и меняют отдельные детали на новые. В частности, зачастую выполняют замену штока клапана с сердечником.

Как определить неисправности ТНВД

Обратите внимание, что лучше всего выполнять проверку насоса высокого давления на профессиональных стендах, специально предназначенных для этого. Они позволяют узнать рабочие характеристики насоса и других элементов топливной системы автомобиля. Однако такая проверка возможна лишь в условиях автосервиса, поскольку подобный стенд — специализированное и дорогостоящее оборудование. В гаражных же условиях можно произвести лишь частичную проверку ТНВД и определить лишь основную неисправность, в то время как другие возможные, заметить не удастся!


Проверка наличия воды в плунжерных парах

Для этого необходимо снимать ремень газораспределительного механизма (ГРМ) и осторожно покрутить шкив. Если он вращается с переменным усилием — значит, все хорошо, и воды в насосе нет. Если же вращение происходит под воздействием значительного усилия и не происходит вовсе — то влага имеет место быть. Это очень вредно как для насоса, так и двигателя в целом, поскольку мотор при запуске будет работать с повышенным усилием, вплоть до его полного заклинивания (выхода из строя).

Проверка давления в плунжерной паре

Для этого существуют специальные инструменты — тестеры, например, КИ-4802 или ТАД-01А. Если под рукой подобного инструмента нет, то можно воспользоваться манометром с высоким диапазоном измерений. Так, его нужно вкрутить на посадочное место топливной трубки, либо же в центральное отверстие головки насоса высокого давления. При нормальном работающем двигателе, показания давления должны быть приблизительно от 300 кг/см² и выше (на самом деле соответствующее значение будет разниться у различных марок автомобилей, а также режимов работы двигателя). Если же давление топлива будет ниже — значит, плунжерная пара значительно износилась и нуждается в ремонте или замене (чаще всего).

Датчики управления

В современных дизельных системах Common Rail, которые управляются ЭБУ (электронный блок управления), как правило, возникают проблемы с датчиками и/или с их сигнальной проводкой. Зачастую при этом активируется сигнальная лампа Check Engine на приборной панели. Необходимо с помощью сканера ошибок считать их номера и расшифровать. Далее, в соответствии с полученной информацией, принимать решение о ремонте.

В основном датчики выходят из строя (из-за повреждения либо старости), или возникают проблемы с проводкой. Например, провода перетираются в месте вибрации и перегибов, обрываются, у них снижается значение изоляции. Все это приводит к получению ЭБУ некорректной информации от них, что приводит к образованию неверных сигналов управления.

Утечка топлива

Если солярка течет именно с ТНВД, то, скорее всего, причина этого заключается в износе его уплотнительных колец. Для диагностики необходимо при работающем двигателе покачать ось рычага насоса. Если уплотнительное кольцо повреждено — из-под него будет сочиться дизельное топливо. Иногда утечка возникает из мест установки плунжерных пар. В таком случае необходимо диагностировать их. Для этого обычно насос высокого давления демонтируют.

Чтобы проверить герметичность клапана отсечки ТНВД необходимо выполнить следующие действия:

  • отвернуть от неисправной секции трубку высокого давления;
  • рейку насоса давления поставить в положение выключенной подачи;
  • с помощью ручного подкачивающего насоса искусственно создать избыточное давление в топливной системе.

Если клапан неисправен, то через отверстие нажимного штуцера потечет топливо. В противном случае клапан исправен.

Схватывание рейки

Можно также увидеть перемещение рейки воочию, однако для этого нужно выполнить определенные демонтажные работы. У большинства моторов необходимо снять крышку насоса. У двигателей ЯМЗ нужно отвернуть корпус ограничителя или пробку.

Замерзание насоса

При возникшей неисправности ТНВД в зимнее время, можно проверить не замерз ли он. В случае, если насос замерз, то его нужно демонтировать и занести в теплое помещение. Далее дождаться, пока он не нагреется и не восстановится подвижность рейки. Далее насос нужно разобрать, слить масло и промыть чистым дизельным топливом. После этого необходимо залить новое масло в картер и установить обратно на двигатель. А когда такое случается в особенно лютые морозы — используют еще и размораживатель для дизтоплива, чтобы разморозить всю топливную магистраль.

Использование стенда


В условиях автосервиса мастера используют специальные диагностические стенды, с помощью которых проверяют работу насоса высокого давления. В частности, первое, на что обращают внимание — производительность насоса. Также проверяют работу плунжера и управляющего клапана (клапана потока SCV).

В некоторых случаях мастера меняют клапан управления на заведомо исправный с тем, чтобы определить реальное состояние плунжерной пары.

Ремонт ТНВД

Способы устранения неисправностей топливного насоса высокого давления зависят от типа устройства, а также причины поломки. Перечислим наиболее распространенные ремонтные меры.

Замена плунжерной пары своими руками

Перед выполнением самостоятельной проверки (без использования специального стенда) необходимо иметь под рукой слесарные инструменты и новую плунжерную пару, а также иметь опыт выполнения ремонтных работ. Описание проверки состояния топливного насоса высокого давления опишем на примере распространенного ТНВД Bosch.


Ремонт ТНВД Bosch

Необходимо понимать, что демонтаж насоса зависит от конкретной модели и даже двигателя автомобиля, поэтому процедура будет описана в общих чертах. Так, для замены плунжерной пары (наиболее частый тип ремонта) необходимо:

Обратите внимание, что замену плунжерной пары можно выполнять лишь в случае, вы полностью уверены в том, что этот узел частично вышел из строя, поскольку он стоит немалых денег.

Заедание рейки

Самостоятельный ремонт в данном случае вряд ли возможен. Однако в любом случае необходимо демонтировать насос и показать его специалисту!

Профилактические меры

Как известно, профилактика — это лучший ремонт, поэтому для экономии финансов и обеспечения нормальной работы двигателя желательно выполнять несложные профилактические меры, способствующие продлению срока службы топливного насоса высокого давления. В частности:


  • промывку топливной системы необходимо выполнять приблизительно один-два раза в год;
  • обязательно вовремя менять топливный фильтр (чистить его нежелательно, потому что мелкие частички грязи, скорее всего, останутся на фильтре);
  • использовать качественное топливо (на любой заправке есть документация, в которой указывается, как давно было привезено топливо, а также дана информация о его составе, допусках и сезонности);
  • в зимнее время важно пользоваться зимним дизельным топливом, либо для понижения температуры замерзания (повышения текучести) солярки можно пользоваться специальными составами — антигелями;
  • желательно оставлять машину на длительную стоянку (особенно в холодное время) с полным баком, поскольку за ночь на внутренних стенках бака образуется конденсат влаги, который стекает вниз и смешивается с топливом, вместо этого можно пользоваться упомянутыми выше удалителями влаги;
  • не допускать критического снижения уровня топлива в баке;
  • в зимнее время обязательно нужно прогревать двигатель в течение нескольких минут до движения, учитывая показания приборов температуры охлаждающей жидкости и давления масла;
  • применять специальные смазывающие присадки для дизельного топлива, если есть подозрения на низкое качество солярки.

Перечисленные выше меры будут способствовать нормальной работе не только насоса высокого давления, но и всей топливной системы автомобиля в целом.

Капает из под крышки на ТНВД AFN - Фото1928_enl.jpg

В экзисте не пробивает,сказали есть там колечко резиновое.Нужен № или от чего подходит.
Капает из под крышки для регулировки угла впрыска,для болта колечко приобрел.
Двс AFN
защиту из за этого не ставлю.

1 460 105 306 - медная шайба под болтиком-пробкой.
1 460 210 349 - рез.кольцо под крышкой.

А вообще ремкомплект взять бошевский (стоит недорого. ) - 2 467 010 003
Почему комплект ? Очень большая вероятность - начнут подтекать другие прокладки. по опыту людей, занимающихся ремонтом ТНВД, устанавливают комплект новых прокл., как правило в одно время, ресурс у них, как бы, примерно одинаков. если где-либо побежало в ТНВД, следует ожидать, в скором времени, течь в другом месте.

Рем.комплект пришел.Открутил трубки,центральный болт,а крышку не могу стронуть.
Кто чем откручивает?2 среза на круглой крышке.

Сам не откручивал. может попробовать стронуть в другую сторону, мож резьба там левая .
Ессно всё без фанатизму.
. .

Капает из под крышки на ТНВД AFN - 18122014649.JPG

Когда открутил трубки,сдвинул с помощью этого крышку.Резьба правая.
Когда снял решил не мучаться в поисках оригинального ключа и с помощью болгарки сделал шестигранник под 22 ключ.
Поменял прокладку,теперь сухо.

Капает из под крышки на ТНВД AFN - 18122014648.JPG

Когда открутил трубки,сдвинул с помощью этого крышку.Резьба правая.
Когда снял решил не мучаться в поисках оригинального ключа и с помощью болгарки сделал шестигранник под 22 ключ.
Поменял прокладку,теперь сухо.

Увидел, что ТНВД весь мокрый, протяжка болтов ничего не дала, откуда бежит конкретно - так и не определил, поскольку явных протечек не было. Решил поменять прокладки, тем более ремкомплект есть, насос снять и менять прокладки все (почти все) на снятом. В гараже -20°С, не комфортно однако, дома - нормально.
Не снимая, на месте можно заменить много прокладок, но не все. Прокладку под головой и прокладку плунжера, то же можно на месте, однако, из-за некоторых нюансов, в первый раз, лучше делать на снятом ТНВД. Устройство несложное, но если что то пойдёт не так - снимать придётся по любому.
В целом, вид у насоса был такой:

Капает из под крышки на ТНВД AFN - ВнешВид_0.jpg

Капает из под крышки на ТНВД AFN - ВнешВид_1.jpg

. солярка полезла и на гену.

. солярка полезла и на гену.

Капает из под крышки на ТНВД AFN - ВнешВид_4.jpg

Капает из под крышки на ТНВД AFN - ВнешВид_5.jpg

. вроде как потёки видно по корпусу. х/з, похоже из под головы ТНВД.

. вроде как потёки видно по корпусу. х/з, похоже из под головы ТНВД.

Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя

Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя должен производиться в случае обнаружения проблем в работе системы. Выполнить ремонт можно самостоятельно или обратиться для проведения необходимых процедур в сервисе.

Что из себя представляет ТНВД?

ТНВД в системе топливоподачи дизельного двигателя является наиболее значимым элементом, без которого запуск автомобиля просто невозможен. Главной задачей ТНВД является обеспечение подачи горючего в двигатель под определенным давлением и в определенный момент времени. Показатель давления в топливе очень высокий, а количество подаваемой жидкости строго ограничено и определяется посредством электросистемы автомобиля. Количество топлива всегда соотносится с нагрузкой.

Топливный насос высокого давления может быть нескольких видов: насос прямого действия и насос, работающий в связке с АКБ. Первые имеют механический тип управления, а во вторых момент определяется посредством электронной системы управления.

Причины поломок

Одной из наиболее распространенных причин выхода из строя топливного насоса высокого давления является низкое качество смазочного материала и горючего. В некачественном топливе часто содержаться различные инородные элементы, загрязнения, которые воздействуют на систему ТНВД самым пагубным образом.

Солярка плохого качество приведет к неизбежной поломке форсунок.

Учитывая, что насос высокого давления стоит недешево – около 300 долларов (или 20 тыс. руб. сегодня), заправка дешевым низкокачественным горючем может влететь в копеечку. Поэтому важно использовать солярку только от проверенных производителей и вовремя ремонтировать насос своего автомобиля.

Наиболее распространенные признаки неисправности:

  • заметное ухудшение запуск;
  • резкое падение мощности;
  • серьезная дымность в выхлопе;
  • увеличившийся расход топлива;
  • появление шумов и прочих посторонних звуков.

Диагностику устройства можно провести только на специализированном стенде, который имеется в СТО. Поэтому перед выполнением ремонтных работ автовладельцу все же придется прибегнуть к помощи специалиста.

Ремонт

Есть ряд поломок топливных насосов дизельных двигателей, которые устранить самостоятельно не получится. Тем не менее, произвести замену пришедших в негодность деталей можно и своими силами. А вот для диагностики потребуется использование специального дорогостоящего оборудования, которым не располагает рядовой водитель.

В процессе диагностики ТНВД осуществляется:

  • проверка цикловой подачи при запуске и при отсечении подачи солярки во всем диапазоне оборотов вала;
  • диагностика стабильности развиваемого давления;
  • определение равномерности подачи в форсунку нагнетаемого топлива.

В случае серьезных повреждений и при выходе из строя важных узлов ремонтные работы могут быть осуществлены только в сервисе. После ремонта потребуется регулировка, которая производится только в автомастерской на специальном стенде. Чтобы оценить всю сложность работ, можно посмотреть процесс регулировки ТНВД в различных сервисах на видео.

Технологическая карта ремонта

Ремонт ТНВД, замена сальника, проверка уплотнений:

  1. До того, как разбирать систему уплотнения вала привода насоса, следует покрутить его в радиальном направлении.
  2. В том случае, если ощущается люфт, причина подтекания горючего может заключаться в сильном износе поверхности вала или неисправности подшипника.
  3. Относительно простой процедурой является замена уплотнений датчиков, определяющих положение вала. Для обеспечения наилучшего прилегания на установленные резинки и колечки можно капнуть несколько капель моторного масла.

Для небольшого ремонта насоса дизеля своими руками необходимо будет разобрать его в таком порядке:

  1. Убрать с торцевой части насоса дозирующий клапан: отвернуть 4 винта с прижимной пластины и осторожно вытащить кабель клапана опережения впрыска. Открутить 3 винта крепления клапана и вынуть устройство из гнезда.
  2. С верхней крышки снять крепление и демонтировать плату управления, что позволит получить достаточный доступ к электронике.
  3. Выставить необходимое положение вала, изъять камеру, что даст доступ к внутренней части топливного насоса.
  4. Специальным съемником снять подшипник и осмотреть поршень узла опережения впрыска. Нередко на данной запчасти имеются задиры и прочие следы износа. В данном случае следует отполировать поверхность и попробовать вновь ее установить. Установка нового поршня стоит недешево.
  5. Также в процессе работ на ТНВД можно обнаружить сор, налет, парафинистые образования, присутствующие на внутренней части фильтровальной сетки (около входного патрубка). Промывать каналы сложно, легче снять сеточку и при помощи сжатого воздуха продуть ее.

В заключительной части ремонта все снятые детали промывают топливом и устанавливают на место в обратном порядке. Части мусора в процессе чистки могут привести к заклиниванию поршня плунжера, а в некоторых случаях и к поломке приводного вала.

Вывод: очистка должна производиться очень тщательно, необходимо внимательно следить за загрязнением внутренних полостей ТНВД и не допускать его.

Ремонт своими руками:

  1. Под заднюю крышку на подшипнике вала топливного насоса высокого давления поставить уплотнительную прокладку.
  2. Закрутить гаечным ключом на 13 крепления на задней крышке подшипника.
  3. Под топливоподкачивающий насос поставить уплотнительную прокладку.
  4. Установить на место насос и закрепить устройство гайками с пружинчатыми шайбами при помощи ключа на 13.
  5. Под верхнюю крышку установить прокладку.
  6. Поставить крышку насоса в сборе с рычагами.
  7. Ключом на 10 закрыть крышку при помощи болтов с пружинчатыми и плоскими шайбами.
  8. Закрепить винтами кожухи, после чего поставить на кулачковый вал ТНВД муфту опережения впрыска топлива.
  9. Муфту закрепить гайкой, момент силы 100-120 Н.

Цена ремонта топливных насосов зависит от вида транспорта, устройства самого насоса и серьезности поломки. На легковых автомобилях отремонтировать топливный насос высокого давления дизеля можно в среднем за 3-6 тыс. руб. Диагностика будет стоить около 500 руб. Наибольшим спросом пользуется услуга ремонта топливных насос-форсунок. Их диагностика оценивается в 85-100 руб., а ремонт будет стоить около 10 тыс. руб.

Сегодня дизельные двигатели стоят на многих легковых и грузовых автомобилях. Одним из главных устройств дизельных машин является топливный насос высокого давления. Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя осуществить своими силами достаточно сложно, а часто даже невозможно. Поэтому в случае появления неисправности следует немедленно обратиться в сервис.

Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя

Наряду с бензиновыми моторами, агрегаты на тяжелом топливе стали использоваться все чаще. Если в течение ХХ века дизель был в основном прерогативой грузовой автомобильной техники, то к концу века встретить дизельную легковушку было уже обычным явлением. Дешевизна топлива, экономичность, высокий крутящий момент на низких оборотах и простое устройство — эти принципиальные особенности закрепились за дизельными двигателями и остаются актуальными до сих пор. Тем не менее, система питания моторов на солярке имеет очень сложный и высокоточный узел — топливный насос высокого давления.

Содержание:

Система питания дизеля


Система питания дизельного двигателя с одной стороны немного проще, чем у бензинового инжекторного. Она может долго работать без регулировок, а также достаточно вынослива. Сердцем системы питания был и остается топливный насос высокого давления. В его задачи входит не только поддержание давления в системе питания, но и распределения дозированного топлива в камеру сгорания, а также регулировка момента впрыска топлива, аналогично бензиновой системе зажигания.


Как видим, функций у ТНВД более чем достаточно, поэтому и устройство агрегата очень непростое. Однако какого типа не применялся бы насос, основным его рабочим элементом есть плунжерная пара. Это высокоточное и очень технологичное устройство, которое представляет собой пару: плунжер, поршень, который нагнетает давление в системе, а также гильза или втулка, в которой работает плунжер. Пара изготавливается из самых высококачественных материалов и подлежит очень точной обработке, шлифовке и полировке для достижения максимально возможного плотного сопряжения, но при этом сохраняя возможность плунжера перемещаться возвратно-поступательно внутри гильзы или втулки.


Устройство и функции ТНВД


Прецизионное сопряжение между плунжером и цилиндром обеспечивают точное дозированное поступление топлива в форсунку, поэтому при малейшей неточности сопряжения, стабильность работы дизеля будет нарушена. Исходя из этого, очень важно контролировать качество фильтрации солярки, которая поступает в ТНВД, иначе пара просто выйдет из строя. Плунжеры и цилиндры каждой пары притерты индивидуально, а плунжеры замене и перестановке местами не подлежат.


По конструкции топливные насосы могут быть трех типов:

  • рядный ТНВД;
  • магистральный, наиболее современная конструкция;
  • распределительный.

Самая старая конструкция — это рядные насосы. В них на каждый цилиндр приходилась свояплунжерная пара, поэтому ТНВД был громоздким, тяжелым и сложным в ремонте. Распределительный насос стал более современной конструкцией, поскольку в нем на несколько цилиндров приходится одна плунжерная пара. Магистральный насос высокого давления представляет собой одну плунжерную пару и нагнетает давление в топливный аккумулятор, откуда солярка распределяется по форсункам при помощи электронного управления.


Ремонт ТНВД


Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя осуществляется только в специализированных центрах при наличии соответствующего оборудования и инструментов, а также специально подготовленного технического персонала. Если топливные насосы старого образца еще могли обслуживаться и ремонтироваться силами предприятий и ремонтных баз, то магистральные и распределительные насосы требуют для регулировки ТНВД и планового ТО очень точного и дорогого оборудования, которое могут позволить себе только глобальные бренды, такие, как немецкая Бош.


Основными поломками ТНВД и признаками того, что ему необходим ремонт, как правило, становятся:


  • громкая и неравномерная работа дизеля по всем диапазонам оборотов;
  • резкая потеря мощности;
  • невозможность или затрудненный пуск на горячую.

Как правило, после появления этих симптомов следует обращаться на диагностику. Однако бываюти крайние случаи, когда в виду использования некачественного топлива, возникает клин плунжера или полная потеря работоспособности. В результате этого давление в топливной системе падает, двигатель попросту не может запуститься.

Необходимость регулировки и планового ТО


После ремонта в обязательном порядке проводится доводка и регулировка ТНВД на нескольких специальных стендах, которые устанавливают правильный момент впрыска топлива, опережение впрыска, количество подаваемого топлива на форсунки или в топливную рампу. При проведении регулировок некорректно, двигатель также не может работать правильно. Он выбрасывает черный дым под нагрузкой, наблюдается перерасход топлива, двигатель не может развивать номинальную мощность.


Только квалифицированный и грамотный ремонт ТНВД и точная регулировка по заводским номиналам могут обеспечить нормальную работу дизельного двигателя. Удачных всем дорог и чистого топлива!

Топливный насос высокого давления – как обеспечить его стабильную работу?

Ключевым конструктивным узлом системы впрыска двигателя, работающего на дизельном топливе, является топливный насос высокого давления (ТНВД).

Основные элементы и схема топливного насоса высокого давления

ТНВД выполняет задачу по подаче в определенный момент и под определенным давлением в цилиндры дизеля четко отмеренных объемов автомобильного топлива.

Другими словами, данное устройство несет ответственность за правильную циркуляцию по топливной системе горючего.

По варианту подачи топлива насосы высокого давления дизельных двигателей подразделяют на агрегаты с аккумуляторным впрыском и непосредственного действия. Во втором случае процессы впрыска и нагнетания протекают в один и тот же момент, а необходимое давление распыления горючего обеспечивается движением плунжера.

Главный элемент ТНВД – плунжерная пара. Она представляет собой небольшой по диаметру длинный поршень (как правило, диаметр устройства в несколько раз меньше его длины), который максимально плотно подогнан к рабочему цилиндру. Зазор между ними (он носит название прецизионного сопряжения) никогда не превышает 1–3 мкм. В рабочем цилиндре размещаются впускные клапаны (два или один), через которые подается горючее. Затем оно через выпускной клапан выталкивается наружу плунжером.


Конструкционно насосы делят на три вида:

  • распределительный: в нем устанавливают 1 либо 2 плунжера, осуществляющие нагнетание топлива и их распределение по имеющимся цилиндрам;
  • рядный: располагает отдельной плунжерной парой;
  • магистральный: они отвечают за нагнетание в аккумулятор топлива.

Регулировка и ремонт топливного насоса высокого давления – особенности процесса

Необходимость ремонта ТНВД может быть вызвана несколькими причинами. Наиболее частыми из них принято считать следующие:


  • Износ насоса. Определить его несложно по таким явлениям, как громкая и неравномерная работа двигателя, усложненному его запуску в горячем состоянии, потере мощности.
  • Применение дизельного топлива низкого качества. Горючее применяется для движущихся узлов ТНВД в качестве смазки. Если оно включает в себя те или иные примеси (частички грязи, капли бензина либо воды), его смазывающие возможности снижаются, что и становится причиной выхода из строя насоса.
  • Некорректная работа электронных устройств, установленных на транспортном средстве.

При ремонте ТНВД чаще всего требуется менять изношенные детали, а сделать это можно лишь разобрав устройство. В принципе, выполнить ремонтные работы самому не так уж и сложно, если вооружиться знаниями об устройстве топливного насоса, а также набором специального инструмента (тиски, газовый ключ, пинцет, комплект шестигранников и головок, штангенциркуль, отвертка). Но специалисты всегда рекомендуют доверять их мастерам СТО и автосервисов.

Как выполняется регулировка ТНВД?

Периодическая регулировка насосов высокого давления – это обязательная процедура, без которой невозможна нормальная и надежная работа всего дизельного двигателя. Проводится она на специальных стендах (например, на СДТА–1). С устройства демонтируют муфту опережения впрыска (она работает в автоматическом режиме), сцепляют кулачковый вал с приводом стенда.


После этого проводят необходимые проверки, в ходе которых выполняется регулировка равномерности и величины подачи горючего, а также начала подачи. Для этих целей применяется специальный механизм для привода шторки. Последняя вводится между мерительными цилиндрами и эталонными форсунками в тот момент, когда подача выключается, что не дает возможности топливу попасть в цилиндры.


Для регулирования начала подачи используют моментоскоп (небольшой по длине кусок топлипровода, к которому подсоединяется стеклянная трубка). А для того, чтобы отрегулировать момент начала подачи применяют регулировочные болты, которые вкручиваются в толкатели плунжеров.

Мой дорогой дизель: почему ломаются ТНВД, и как их чинят


Кратко об устройстве

Раньше, до появления Common Rail, дизтопливо под давлением, создаваемым ТНВД (топливным насосом высокого давления) отправлялось сразу к форсунке, через которую впрыскивалось в цилиндр. В новой же системе насос нагнетает топливо в топливную рампу, которая сама по себе является аккумулятором – а уже от рампы топливо по трубкам подводится к форсункам.

Благодаря подобной схеме получается, что все форсунки имеют в своем распоряжение топливо под одинаковым давлением в любое время и в любом количестве – причем давление это довольно высокое. Оно необходимо для лучшего распыления и, следовательно, смешивания топлива с воздухом, а значит, для более полного сгорания. Все это – звенья цепи, ведущей к повышению эффективности работы ДВС.

Почему нельзя было обойтись без общей топливной рампы? Чтобы ответить себе на этот вопрос, попробуйте надуть до максимального размера воздушный шарик за один присест. Если вы кит, то справитесь без проблем. Если же вы человек, то придется или очень постараться, или просто сделать несколько вдохов и выдохов. Так и здесь: систему питает небольшой насос высокого давления с малыми потерями на трение, но с возможностью накачать 1600 бар в трубку, называемую топливной рампой.

Следующий элемент в схеме – форсунки. В современных моторах они могут быть электромагнитными или пьезоэлектрическими. Вторые, к слову – последнее слово техники в дизелестроении.

Устройство ТНВД

Конструктивно насосы могут быть роторными или, как в нашем случае, плунжерными. Так как в наше поле зрения попал плунжерный насос, и на данный момент он более распространен, то и рассматривать мы будем различные вариации этой конструкции.


Принцип работы предельно прост: подпружиненный плунжер двигается внутри стакана, набирая и выталкивая из полости над ним дизтопливо. Перемещается плунжер благодаря кулачковому валу. Зачастую конструктивно в корпус установлено три плунжера. В полости над плунжером установлены односторонние клапаны на впуск и выпуск. В общем, насос устроен почти как сердце.

Читайте также: