Ремонт тахографа своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 16.09.2024

Кто вправе осуществить активизацию тахографа? Кто вправе ремонтировать тахограф? Эти и многие другие подобные вопросы возникают у владельцев транспортных средств, которые в силу закона подлежат оснащению тахографами.

При работе с тахографом должно быть четкое понимание и осознание всей меры ответственности за произведенные действия по установке и активизации, так как от правильной работы будет зависеть безопасная эксплуатация транспортного средства, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения.

    перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографови

В настоящей статье предлагаем подробно рассмотреть нормативно-правовую основу регулирующую деятельность мастерских, осуществляющих работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.

1. сведений о наименовании и адресе в пределах места нахождения … мастерской;

2. сведений о фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя …;…

Основной целью проведения процедуры включения мастерской в перечень является обеспечение использования тахографов.

Дополнительными целями допустимо обозначить:

  • обеспечение достоверности показаний тахографов при их использовании;
  • обеспечение необходимого организационно-технического уровня мастерских;
  • обеспечение условий для взаимного признания результатов деятельности мастерских.

Приказом в приложении №4 утверждены правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (далее: Правила обслуживания), первым пунктом Правил обслуживания устанавливается перечень процедур, выполняющих исключительно мастерскими, а именно:

Учитывая, что одной из составных частей тахографа является программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее: блок СКЗИ тахографа), то деятельность мастерских напрямую связана с блоком СКЗИ тахографа, его вводом в эксплуатацию и выводом, заменой, ремонтом.

Приложением к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 (далее: Положение), закреплен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, которым и является блок СКЗИ тахографа. Из указанного перечня мастерские выполняют три вида работ:

По вопросу осуществления деятельности, связной с блоком СКЗИ тахографа ФСБ России разъясняет следующее:

«В случае, если ремонт тахографа не затрагивает исправный блок СКЗИ тахографа, наличие лицензий ФСБ России для осуществления указанной деятельности не требуется.

Наказание за нарушение требований закона:

→→→ Ответственность водителей (физических лиц) распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях:

управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

→→→ Ответственность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях:

выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

Положением закреплен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.

→→→ Ответственность лиц, оказывающих услуги мастерской без лицензии ФСБ распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.14.1 Кодексом об административных правонарушениях:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Соблюдение перечисленных выше требований обеспечит участнику правоотношений отсутствие претензий со стороны надзорных органов.

ТАХОГРАФ– техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, а также о режиме труда и отдыха водителя грузовика.

С какой целью устанавливается тахограф? В первую очередь установка этого прибора необходима для осуществления контроля скоростного режима транспортного средства и контроля режима труда и отдыха его водителя, что, в свою очередь, влияет на безопасность дорожного движения. В дополнение к этому современные цифровые модели тахографов позволяют собственнику коммерческого транспорта отслеживать все его передвижения, дальность пробега и местоположение в реальном времени.

Например, в соответствии со ст. 7 этого соглашения, после управления в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут, если не наступает период отдыха. При этом, во время перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы.

Помимо этого, установка тахографа способствует созданию условий равной конкуренции в сфере автоперевозок – водители уже не будут круглосуточно гнать, а время, затраченное на один и тот же маршрут, у разных перевозчиков будет одинаковое.

Виды тахографов


На сегодняшний день выделяют два вида тахографов – цифровые и аналоговые. Аналоговые тахографы устарели и постепенно выходят из обихода. Запись данных в них производится на круговую диаграмму (с изначально заполненными данными водителя), согласно получаемым сигналам с аналоговых датчиков. Надежность и точность таких устройств серьезно уступает современным технологиям.

Цифровые тахографы, соответствующие приказу минтранса №36 от 13.02.2013, содержат криптографический модуль для повышения сохранности информации и систему глобального позиционирования. Именно тахографы такого типа используются в настоящий момент.

Устройство тахографа и принцип действия

Принцип работы цифровых тахографов базируется на обработке импульсов, поступающих в прибор с датчика скорости на КПП. Также фиксируется время, на протяжении которого передвигалось транспортное средство.


Автомобильный прибор имеет встроенную память, где сохраняется вся собранная им информация. Хранятся зафиксированные данные в устройстве до 1 года. Одновременно информация резервируется на специальной карте водителя, которая вставляется в картоприемник (слот) цифрового тахографа. В большинстве устройств имеется два слота, предусмотренных для двух водительских карт. Кроме слотов, тахограф оснащен информационным ЖК дисплеем. Для ввода информации в начале и конце пути водитель использует навигационные кнопки.

Собранную прибором информацию можно распечатать при помощи специального термопринтера, предустановленного в тахографе. Для работы принтера должна быть установлена специальная бумага, аналогичная кассовой ленте, которая вставляется в специальный слот. Несмотря на то, что все манипуляции с тахографом разрешены только мастерам специализированных центров, заменить бумагу для принтера водители могут сами, не прибегая к услуге специалистов. Каждый самописец имеет встроенный резервный аккумулятор и несколько разъемов для передачи данных, калибровки, диагностики и пр.

Что такое СКЗИ для тахографов

Все цифровые тахографы отечественного образца оснащены модулем СКЗИ. СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство предназначено для защиты сохраненных данных от постороннего вмешательства. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ.

СКЗИ необходим для:

- Защиты записанной информации от корректировки;

- Работы с цифровой подписью;

- Согласования сохраненных данных с временным штампом, что исключает возможность корректировки времени записи.

Для обеспечения идентификации работника, использующего прибор учета, используются специальные чиповые карты доступа. В чипе установлен криптографический микропроцессор, сводящий практически к нулю возможность подделки карты.

Виды карт для тахографа:

1.Карта водителя используется для идентификации водителя транспортного средства.Водитель имеет право использовать только свою карту!

2.Карта контролеранеобходима для снятия текущих показателей сотрудниками ответственных органов (ГИБДД и т.д.);

3.Карта предприятия позволяет получить расширенные данные с устройства;

4.Карта мастера применяется для настройки и установки прибора учёта;

Порядок получения карт

Для получения карты нужно обратиться в ближайшую к вам мастерскую, осуществляющую выдачу:

- заполнить заявление на выдачу карты разборчивым почерком и подписать его;

- сделать фотографию водителя или мастера согласно требованиям (если это карточка водителя или мастера) и собрать документы;

- оплатить стоимость изготовления чип-карты.

- отдать пакет документов;

Ремонт тахографа

Тема ремонта тахографа широко обсуждаема, так как высказываются различные мнения по поводу возможности стороннего вмешательства в устройство. Разберемся в этом вопросе.

В случае с аналоговыми устройствами, которые состоят из множества технических деталей, замена или починка этих элементов требуется регулярно, по мере их износа. А быстро изнашиваются, в основном, те детали, на которые в процессе эксплуатации тахографа приходится наибольшее механическое воздействие.

Что касается цифровых тахографов, то на сегодняшний день большинство сервисных центров утверждают о невозможности ремонта цифрового тахографа. На самом деле ремонт возможен, но затруднен рядом обстоятельств:

- все работы по активации и ремонту тахографов СКЗИ требуют лицензирования ФСБ РФ;

- для работы с блоком СКЗИ требуется дополнительное оборудование, программное обеспечение, специализированное оборудование и обученный персонал.

Самостоятельный ремонт в любом случае опасен, так как влечет за собой административную ответственность владельца авто. Факт вмешательства определить нетрудно – останутся вскрытыми контрольные пломбы.

Как показывает практика, цифровые тахографы не подлежат ремонту только потому, что вообще в нём не нуждаются. При правильной установке, активации и проверке цифровой тахограф просто так не выйдет из строя и прослужит полный срок его эксплуатации.

Установка и техническое обслуживание тахографа

В чём действительно нуждается цифровое контрольное устройство - так это в регулярном техническом обслуживании: первичной и периодической калибровке.

Проверка-калибровка – основная и обязательная процедура технического обслуживания цифровых тахографов. Калибровка необходима для того, чтобы исключить расхождения между сохраненными и фактическими данными. Она проводится во всех мастерских, имеющих соответствующие разрешения на работы. По окончании проверки владелец автомобиля получает пакет необходимой документации.

Калибровка тахографа проводится:

- при первоначальной установке прибора;

- при отклонении встроенных часов более чем на 20 минут;

- после проведения ремонта устройства;

- при нарушении пломбировки прибора;

- при изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;

- в случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения;

- после двух лет эксплуатации с момента последней калибровки для цифрового и через год эксплуатации для аналогового тахографа.

Производители тахографического оборудования обращают внимание на то, что при установки приборов мастерскими допускаются грубые нарушения – тахографы встраиваются в среду транспортного средства некорректно, что, в свою очередь, сводит на нет эффективность контроля соблюдения режима труда и отдыха.

1 апреля 2014 года за управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, а также за нарушение водителем режима труда и отдыха введен штраф. Соответствующие изменения затронули ст. 11.23 КоАП РФ. До 1 апреля действие этой статьи распространялось только на международные автомобильные перевозки.

Размер штрафа за отсутствие тахографа, а также за его нерабочее состояние, или нарушение правил его эксплуатации для граждан составляет от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.(ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

Согласно Приказам Министерства транспорта РФ№ 273 от 21.08.2013 г. и № 470 от 17.12.2013 г. были утверждены следующие сроки оснащения тахографами с блоками СКЗИ автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов:

для автобусов категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров — до 1 апреля 2014г.;

для транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов — до 1 апреля 2014г;

для транспортных средств категории N3, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 12 тонн — до 1 сентября 2014г.;

для транспортных средств категории N2, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн — до 1 апреля 2015г.

Для международных перевозок на транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенные организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящие международные автомобильные перевозки (ЕСТР1, Женева, 1 июля 1970 г.) - до 1 января 2018 г.

На этой неделе презжает Скания. Умер SE5000. Так что в королевстве Сторонджа тоже не все хорошо и без облачно.

Андрей, в сравнении все познается, в сравнении. Я тоже видел несколько дохлых се5000. Первых моделей. 7.3-7.4 уже еще не попадались. И кто-то на форуме говорил что есть се5000 с неработающей кнопкой(вроде как новый был). Еще была информация что несколько тах ушло в течении часа на КАМАЗах/МАЗах конца 80-х. Ну не то это количество, чтобы говорить о качестве. В отличии от.

VDO по объему на машинах стоит в три раза больше SE5000. Поэтому ровнять 1 к 1 не работающих не корректно.

я бы сказал в 6 раз больше. Но даже если и умножить количество мертвых се5000, что я лично держал в руках, в эти самые шесть раз и сравнить с количеством мертвых 1381, что так же я держал в руках, то смертность последних раза в три выше. И это даже не учитывая количества звонков, когда перевозчик констатирует факт смерти, но до меня не доезжает(другие области).

Неправда. Легко и просто Было бы желание. Ехать самому-да, не просто, а отправлять можно всё и без проблем, чем я успешно и занимаюсь уже полгода.

пн. - пт. с 08.00 до 19.00

сб. - вс. с 10.00 до 18.00

Возможно ли подмотать тахограф

Предприимчивые водители хотят узнать, как подмотать тахограф и изменить показания, фиксируемые на прибор контроля. Такая процедура покажется многим абсолютно невозможной, однако данные, сохраняемые устройством, действительно можно изменить, используя специальные приспособления.

Искушение обмануть аппарат не раз одолевало недобросовестных перевозчиков. Просвещенные сотрудники транспортных компаний знали о том, что подобные манипуляции можно производить с аналоговым устройством. Оснастив кабину цифровым прибором, они стали искать лазейки в механизме работы аппарата, пытаясь накрутить километраж на спидометре.



Подмотка тахографа своими руками: принципы действия

Как увеличить пробег и полностью изменить показатели? Разберемся в особенностях работы датчика скорости, от работы которого зависит фиксация информации в памяти устройства контроля. Когда машина находится в движении, этот прибор подает импульсы, переводимые спидометром в километраж.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Желающие накрутить пробег и обхитрить аппарат с блоком СКЗИ производят подмотку тахографа по определенной схеме:

  • Первый этап – покупка и установка на транспортное средство специального приспособления, которое искусно имитирует импульсы датчика. Его подсоединяют к указателю скорости при помощи сигнального провода.
  • Следующий пункт – активация. После нее прибор начинает свою работу, выдавая ложные сигналы. Спидометр распознает их как импульсы датчика.
  • Эти действия приводят к резкому повышению частоты колебаний и накрутке большого километража за короткий срок.

Провал этой технологии закономерен. Тахограф, установленный между датчиком и указателем скорости, отвечает за первоначальную обработку импульсов, идущих от ДСА. Цифровое устройство действует по тому же принципу, что и спидометр. Таким образом, приспособление для коррекции пробега повлияет и на него: аппарат с блоком СКЗИ проверит колебания и намотает километраж. Однако его работу отличает две особенности:

Учитывается не только скорость машины, но и время, затраченное на проезд. Именно поэтому определить накрутку очень просто: необходимо получить доступ к информации, сохраненной прибором, и соотнести показатели скорости и количество часов, проведенных в дороге. Недобросовестного водителя легко уличить при помощи распечатки показаний: линия графика движения будет не ломаной, а прямой. Эта деталь поможет раскрыть обман. При этом прибор контроля зафиксирует и превышение допустимых показателей.

Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!

Поможет ли отключение

Водители готовы даже отключить тахограф Атол Drive 5, Штрих или любую другую модель цифрового устройства, чтобы осуществить подмотку. Однако эта мера не приводит к желаемому результату: все действия сотрудника немедленно фиксируются прибором. Проверяющий заметит существенную разницу между данными указателя скорости и фактической длиной пути.



Каковы последствия подмотки

Результатом накрутки станет лишение гарантии на цифровой прибор: ее аннулируют, если водитель повредит пломбу. Такой тахограф не возьмут в ремонт работники специализированных мастерских. Попытка провести техническое обслуживание в других компаниях закончится подписанием официального документа, зафиксировавшего нарушение, и отправлением его в местное отделение Ростехнадзора. Другими словами, финал такого сценария не будет таким, каким его представлял себе водитель, решившийся на подмотку.

Оформить заказ - на карту для тахографа.

Накрутку тахографа легко произвести, однако ее просто обнаружить. Водителю не удастся увеличить пробег с помощью специальных приборов, слить и продать бензин. Невозможность безнаказанно осуществить обман делает бессмысленным сам вопрос о подмотке устройства.

Читайте также: