Ремонт стоек амортизаторов своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Примером для рассмотрения, возьмём двухтрубный газонаполненный амортизатор от Мерседес, подвески типа Макферсон.

Возможно кому либо пригодится! Приступаем!

В данном видео про ремонт стоек своими руками, делаем для друга из неразборных стоек от Мерседес, неразборные при помощи сварки и болгарки.

Содержание видео

И так, почистили. Берём зубило и сбиваем защитный колпак. Стойка одноразовая не разборная! Сбиваем колпак аккуратно, да бы не повредить шток амортизатора. Сбил колпак! Что мы видим!? Необычная вальцовка. Сальник амортизатора целый и его трогать не буду. Пошевелил за шток амортизатора туда сюда, направляющая втулка в идеале. Ну вот при выходе штока, амортизатор стучит. Далее берём щётку и чистим сальник стойки. Затем, берём иголочку от шприца и аккуратно вставляем её между штоком и сальником, тем самым стравливаем газ. Пшшших. Газ из амортизатора у нас вышел и теперь можно безопасно разрезать амортизатор, слить масло.

Разрезал. Слил масло. Масло для амортизаторов залито зелёное, немецкое. Постелил на пол клеенку для того что бы пыль в детали не попала. Сбиваем направляющую втулку амортизатора. Направляющая втулка целая, без задиров. Вытаскиваем шток из цилиндра амортизатора и видим то что буфер отбоя отсутствует. Куда же интересно делся буфер отбоя из амортизатора? Положил шток в сборе с поршневой системой на поселенную на пол клеенку. Заранее сделал вывод то что масло буду лить погуще, для того что бы клапана на сдерживание получше работали. Взял цилиндр амортизатора и молотком сбил с него донный клапан. Донный клапан сбил. Остатков буфера отбоя не обнаружил. Получается заводской брак, на заводе забыли поставить. Сейчас посмотрим поршень амортизатора. Как и говорил раньше, одноразовый. Достал из коробки поршень от амортизаторов ВАЗ, сравнил с поршнем амортизатора Мерседес. Не подходит. Взял донный клапан амортизатора, тоже не разборный и одноразовый. Клапан целый, его и оставлю. Среди старых амортизаторов нашёл буфер отбоя, его и поставлю.

Процесс сборки описывать не стану, всё есть в видео.

👉🏻 Ремонт амортизаторов всех брендов мира без разбора в гараже своими руками. Ремонт койловеров. Ремонт однотрубных стоек. Разборные стойки из неразборных амортизаторов или как сделать ремонт газонаполненных неразборных амортизаторов двух трубной конструкции от 70% автомобилей мира, своими руками в гараже из отечественных комплектующих. Весь архив, на моих каналах! 👇🏻


Ремонт амортизаторов

Автомобильный амортизатор представляет собой устройство, выполняющее погашение колебаний или же различных ударов, переходящих с дорожного полотна на кузов. Подобные колебания разнообразных систем подавляются поршнями, работающими в вязких средах. Благодаря таким средам амплитуда колебаний уменьшается.

Постоянный контакт автомобиля с дорожным полотном требует налаженной работы амортизаторов. Они отвечают также за безопасность подвески, обеспечивая и постоянное сцепление с поверхностью трасс колес машины.

Современные автомобилисты часто сталкиваются с полным выходом из строя или же поломкой системы подвески, основными деталями которой считаются амортизаторы. Поэтому требуется срочный ремонт, который избавит автовладельца от дальнейших осложнений. Начинать такой ремонт следует с детальной диагностики.

Амортизаторы бывают задними и передними. Чтобы выполнить ремонт таких важнейших деталей, необходимо подробное знание самой конструкции.

Устройство амортизатора

Современный амортизатор является сложным устройством, состоящим из разных деталей. Заменяются амортизаторы исключительно попарно. В случае повреждения или поломки одной стойки автовладельцу придется менять обе. В процессе восстановления или при ремонте амортизатора нужно воспользоваться руководством по эксплуатации ТС. Обнаруженная неисправность требует тщательного изучения и принятия соответствующих решений.

К процессу ремонта амортизатора надо подготовиться соответствующим образом. Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:

После подготовки перечисленных приспособлений можно начинать непосредственно ремонтные работы.

Действующие нормы безопасности требуют установки автомобиля на заранее подготовленные козлы. При этом необходимо их правильно выставить. Отвинчиваются крепежные болты рычага и гайку штока, затем убираются крепления и вынимается амортизатор. В случае правильного откручивания креплений снятие амортизатора выполняется довольно легко, однако нельзя забывать снимать внутреннюю резьбу.

Передний привод соединяется с амортизатором пружиной. Это касается передноприводных моделей. Следовательно, чтобы снять устройство безболезненно, сначала рекомендовано его отсоединение от пружины. Для подобной работы идеально подходят винтовые стяжки.

Завершив демонтаж амортизатора, можно вынимать из него внутренние части. Сначала снимается старый патрон, на место которого устанавливается новый и закручивается гайкой. Заменив патрон, можно вернуть амортизатор на место с использованием описанных действий.

Сроки эксплуатации

Так же, как и у любого изделия или детали, у амортизаторов имеются свои эксплуатационные сроки и сроки замены. Восстановление или ремонт устройства следует провести сразу же после обнаружения поломки и неисправности. Что же касается их полной замены, она выполняется каждые три года.

Для увеличения эксплуатационного срока рекомендовано выполнение следующих простых правил:

    отказаться от использования доставок для подъема подвески, которые могут повредить амортизаторный шток;

Если вы решили поднять кузов автомобиля, нужно позаботиться об установке амортизаторов соответствующих размеров. Неуклюжее управление может вызвать быстрый износ не только амортизаторов, но и всей подвески. А зимой для начала движения необходимо использовать небольшую скорость и низкие передачи.

При соблюдении всех перечисленных правил эксплуатации, своевременной диагностики, а также ремонта или восстановления амортизаторов возможно существенное увеличение срока службы всего транспортного средства. Выполняются ремонтные работы в соответствии с характером обнаруженной неисправности. Не стоит забывать и об инновационных неразборных образцах амортизаторов, которые ремонту не подлежат.

Типичные поломки

С типичными неисправностями данного узла знаком каждый автолюбитель со стажем. Если протекает масло, это свидетельствует о разгерметизации сальника штока, что может вызвать полную потерю работоспособности детали.

Также внимание следует уделить амортизатору в случае слишком свободного передвижения в трубе штока. Вызвана подобная неисправность повреждением внутренних клапанов.

Также следует насторожиться, если при отбое или же сжатии происходит люфт. Последствия будут такими же, как и со сломанными клапанами. Устройство уже не сможет выполнять свои непосредственные функции, а машина во время езды будет издавать стуки, грохот и иные неприятные звуки. Ездить в таком автомобиле не только некомфортно, но и довольно опасно.

Из внешних повреждений можно выделить трещины в проушинах или же вмятины на корпусах. Такие мелкие проблемы могут привести к более серьезным поломкам и даже повлиять на ходовую. Найдя любой признак подобной поломки, стойка снимается и освобождается от пружины.

В случае обнаружения даже малейших отклонений необходимо просмотреть амортизаторы детально. Анализируя состояние защиты, следует осмотреть пыльники. Для подобных целей используются эстакады или же специальные ямы, позволяющие осмотреть как передние, так и задние амортизаторы снизу.

Если пыльники порваны или даже немного испорчены, лучше установить новую защиту. Именно пыльники отвечают за защиту амортизаторов от малых частиц грязи в отверстия, что со временем приводит к разного рода поломкам или же повреждениям. Если амортизатор лишен такой защиты, его эксплуатационный срок существенно сокращается.

Диагностика амортизатора

Принимая во внимание основную функцию амортизаторов — уменьшение качения машины на неровных дорожных полотнах, определить неисправность можно достаточно легко. Основным признаком выхода из строя данного устройства является увеличение колебаний и появление лишних шумов, которые раньше не чувствовались.

Если колеса машины попадут в яму, то вы сможете услышать звук пробивания, который также считается дополнительным признаком поломки. Так вы сможете узнать о необходимости скорой замены или ремонта амортизаторов. Однако потребуется более детальное изучение проблемы.

Сначала необходим визуальный осмотр детали и ее тщательное изучение. При обнаружении маслянистого подтека следует непременно выполнить ремонт и вернуть амортизатор в рабочее состояние. Необходимо учесть, что процесс диагностирования данного устройства на стенде — задача достаточно сложная, поэтому многие стараются сразу приобретать новые амортизаторы или ремонтировать стойки с использованием ремкомплекта самостоятельно.

Амортизатор принято считать расходным элементом, который по истечению трехлетнего срока необходимо менять. Скверное состояние российских автодорог сокращает это время в разы — подвеска выходит из строя гораздо раньше срока, определенного производителем. Однако отчаиваться заранее не следует, так же как и выбрасывать сломанную деталь. Если не получится отремонтировать амортизатор, его всегда можно заменить.

Подтек на амортизаторе свидетельствует о нарушении герметичности, которая может привести к более плачевным результатам. Поэтому откладывать ремонт или замену детали не следует.

Прежде чем выбрать способ, необходимо учесть несколько факторов, в том числе и стоимость новой детали — если она обойдется автовладельцу во столько же, сколько и починка, не стоит пачкать руки. Кроме того, ремонт требует определенных навыков. Не стоит также забывать, что восстановленный амортизатор долго не прослужит.

Вообще, амортизатор — это многофункциональная деталь, которая ответственна не только за гашение колебаний кузова, но и за торможения. Она обеспечивает устойчивость автомобиля. Поэтому хорошо поняв суть работы такого устройства, водитель сумеет вовремя разобраться в проблеме и принять правильные решения по ее устранению. Даже после прохождения ТО амортизаторы внезапно могут заскрипеть или протечь, поэтому следить за ними необходимо постоянно.

Большинство современных автомобилей снабжается так называемыми неразборными амортизаторами. Это означает, что они не подлежат ремонту. В отличии от разборных аналогов, они имеют пятилетний гарантийный эксплуатационный срок. А на качественных автомагистралях они прослужат и больше.

Существуют и амортизаторы с подкачкой. У таких моделей изменен газовый подпор, который выполняет перестройку эксплуатационных характеристик, если авто подвержено большим нагрузкам. Работают они идеально вплоть до поломки, выполняя дополнительную опцию, описанную выше. Если такой амортизатор выйдет из строя, починить его будет достаточно сложно.

Дело в том, что модели с подкачкой при ремонте перекрывают трубки гидрожидкости, которые отвечают за исправность всей детали. Выполнить такой ремонт без вмешательства специалистов и спецоборудования практически невозможно. А приобретение новой детали обойдется в несколько сотен долларов.

Эксперты рекомендуют пользоваться при ремонте только оригинальными комплектующими и не доверять дешевым подделкам — ведь от этого устройства зависит слаженность работы системы и узлов машины. Нельзя забывать, что страховщики при возникновении соответствующего случая вмешиваются в каждую процедуру проверки, изучая все детали, чтобы найти причину и, по возможности, отказать в выплате.

Видео про ремонт амортизатора своими руками:


Об устройстве амортизаторов говорить не будем: достаточно было сказано в статье о замене стоек. Сегодня мы сконцентрируемся исключительно на поломках и их устранении.

Поломки

Причиной того может быть зима – вернее, морозы. Например, вы выехали куда-нибудь из теплого гаража, остановились выпить горячего шоколада и немного засиделись в кофейне. На штоке амортизатора из-за нагрева и последующего резкого охлаждения на морозе образовались крупинки льда. Они-то и порвут сальник на относительно новом амортизаторе. Кроме того, смерть сальнику может прийти и после попадания пыли и грязи на шток вследствие повреждения пыльника.

13C215_024

В случае с электронно-управляемыми амортизаторами, кроме чисто механических повреждений, проблемы возникают с перепускными соленоидами хода отбоя и сжатия. Если один из них подклинит, например, в открытом положении, то сделает подвеску очень мягкой только в одном направлении.

Диагностика

Каждый автолюбитель знает: если вы качнули автомобиль, а он колеблется, как на волнах – ясно, что с амортизаторами не все в порядке. Потеки рабочей жидкости тоже быстро обнаруживают в себе как минимум износ сальника. Но если вдруг покачивание автомобиля не дает какого-либо понимания проблемы, а поведение автомобиля в движении заметно отличается от нормального, на помощь может прийти специальный стенд для диагностики. Их на рынке множество – мы, к примеру, использовали Emmetec.

19

Ремонт

В любом случае, если амортизатор попал в цех ремонта, его разбирают – хоть это и не так просто. Дело в том, что в былые времена амортизаторы были разборными изначально. Ремкомплекты на них можно было приобрести в любом магазине… ну или почти в любом. Нынче производителям невыгодно, чтобы деталь можно было отремонтировать, потому с завода они либо заварены, либо завальцованы.

12

Вальцовка тоже бывает разная, и от этого зависит и сложность разборки. Если амортизатор однотрубный газонаполненный, то сначала из него стравливают газ. Срезав удерживающую часть и вытянув внутренности, все детали тщательно моют в керосине.

1

В любом случае после разборки, какой бы ни была ее изначальная причина, заменяют уплотнительное кольцо поршня, сальник и тефлоновое кольцо направляющей втулки, а также рабочую жидкость амортизатора.

5

Если на штоке обнаружится коррозия, он без сомнений отправится под замену. Проточить и отшлифовать его не получится – это не блок цилиндров с ремонтными размерами, здесь это не заложено конструктивно, а вдобавок есть необходимость в хромировании.

23

17

О проблеме донного клапана у двухтрубников говорилось выше: так вот, в случае неисправности этот клапан заменяется в сборе.

2

У однотрубных амортизаторов заменяют уплотнительное кольцо разделительного поршня. Внутренняя поверхность цилиндра поршня тоже полируется. Иногда бывает так, что выточить шток самостоятельно проще и дешевле, чем заказать новый – это относится к различного рода тюнинговым амортизаторам. А в нашем случае выточили не только шток, но и выносной газонаполненный цилиндр амортизатора, так как оригинальный потерял в герметичности.

14

15

Жидкость для наполнения амортизаторов используют разную и от разных производителей, но поиск идеальной не заканчивается никогда.

Наш мастер сказал, что долгие поиски идеальной по соотношению цена/качество рабочей жидкости привели к авиационному маслу АМГ-10. Получается дешево и очень качественно, а заодно с ним не переплачиваешь за нашумевший бренд.

Вдобавок по вашему желанию амортизатор можно сделать регулируемым, установив крышку с золотником. Увеличивая или снижая давление газа, вы сможете немного вмешиваться в характеристики жесткости сжатия и отбоя.

После ремонта

21

6

7

Для надежности шва используют специальный стенд для резки и сварки. Завершается сборка установкой и затяжкой гайки крепления.

Теперь амортизатор с рабочей жидкостью необходимо заполнить газом, чтобы создать газовый подпор. Если амортизатор двухтрубный, то для этого используют специальный переходник, устанавливаемый над штоком и немного раздвигающий кромку сальника.

Если конструкция однотрубная, то изготавливают крышку с золотником, которую устанавливают в корпус.

10

Стоит упомянуть, что существовали конструкции, позволяющие заполнить однотрубник без вмешательства в конструкцию и нарушения целостности. Речь, например, об амортизаторах старой Audi A8. Однотрубные, разборные – счастье для ремонтника… Но и они канули в Лету.

Ресурс

Послесловие


Простота и настройки

Как известно, амортизаторы бывают двухтрубными масляными, двухтрубными с газовым подпором и однотрубными.


Первые появились еще в 20-х годах прошлого века и, несмотря на то, что назывались масляными, для компенсации температурного расширения жидкости имели внутри воздух.

Правда, быстро выяснилось, что в тяжелых условиях масло перегревается и вспенивается, перемешиваясь с воздухом. Амортизатор теряет свои свойства. Тогда в полость над жидкостью начали закачивать азот, который стабилен при изменении температуры и не окисляет масло. К тому же давление газа от атмосферного подняли в два–восемь раз. Следом еще в конце 50-х серийно появился однотрубный амортизатор, в котором азот содержался под давлением до 20–30 атм и был разграничен с маслом разделительным поршнем.



Впрочем, нам в рамках статьи важнее знать, что в амортизаторе выходит из строя и как это отремонтировать, сохранив его первоначальные качества. А потому необходимо детальное изучение конструкции. На видео ниже понятно, как происходит движение масла через клапаны.

А вот они сами. Это донный клапан, или клапан сжатия:



Это поршень, представляющий собой клапан отбоя:


На вид — типичные железяки с отверстиями. Однако внутри — целая их система. Из них маленькие — так называемые дроссели — работают при медленных ходах подвески. При разгоне, торможении, в поворотах, на пологих неровностях. Большие — это перепускные клапаны, срабатывающие, когда шток амортизатора движется с высокой скоростью. Скажем, при наезде ходом на существенное препятствие.



Именно сочетание диаметра отверстий и податливости шайб определяет управляемость и плавность хода. А точнее, подвесочный компромисс, когда одно не принесено в жертву другому. Вроде бы все просто. Но попробуйте подобрать то и это, если речь идет о долях миллиметра!

Технологии вместо подбора


В середине 2000-х голландцы представили линейку FSD (Frequency Selective Damping; демпфирование, зависящее от частоты), в которой дополнительный клапан, напротив, отвечает за плавность хода.



В начале 2000-х появились амортизаторы с магнитореологической жидкостью, меняющей вязкость под воздействием магнитного поля.


Тогда же на вторичном рынке дебютировали амортизаторы с электронно-управляемыми клапанами. В частности, под брендом Monroe.


Но мы-то знаем, что еще за 20 лет до этого, в 1983-м, Toyota внедрила свой TEMS — Toyota Electronic Modulated Suspension, амортизаторы с регулируемой жесткостью. В этом случае также использовался канал в штоке с двумя боковыми отверстиями, которые приоткрывались иглой с электроприводом.



Вернуть демпферы!



Во многом ресурс амортизатора зависит от пыльника. Износился, порван? Значит, через него попадает грязь! Для того, чтобы приговорить шток, достаточно даже одной песчинки.



Зачастую, в особенности когда абразив добирается до втулки штока, помогает только замена.


Изнутри втулка покрыта тефлоном, который в данном случае частично стерт. Подобная начнет активно удалять хром со штока

Причем от такого удара могут пострадать и клапаны. Еще одна ситуация, для них рискованная — в мороз не прогрели амортизаторы медленной ездой, а сразу поскакали по неровностям. Конечно, жидкости в них используются низкотемпературные, однако при минус 35–40 градусах любая изменит заданную вязкость. Станет гуще.




Как известно, самая простая диагностика амортизаторов — качнуть автомобиль с одного угла. Колебания должны быть погашены после первого качка. Но это дает лишь представление об их демпфирующих способностях. А если автомобиль уже не столь мягок, не так, как прежде, отрабатывает неровности на сжатие и отбой? И какой у амортизаторов остаточный ресурс в принципе? Механики во мнении едины: диагностика на стенде — действенный способ определения их работоспособности. В ряде случаев, когда нужно разобрать полподвески, переднюю панель или блок стеклоочистителей, чтобы добраться до верхних креплений передних стоек, — еще недорогой и быстрый. Однако, опять же, неполный. Чтобы достоверно знать, что в амортизаторе вышло из строя, его нужно разбирать. На правом фото стенд, где проверяют демонтированные амортизаторы. Больше нужен для оценки восстановленных. Увы, есть только в крупных мастерских

С точки зрения ремонтопригодности отмечу амортизаторы различных тюнинговых фирм вроде TEIN. Как правило, они разборные и подлежат ремонту.



Koni FSD — сложные по устройству. Теоретически восстановить их можно, но на них нет запчастей. А вот амортизаторы, обеспечивающие автоматическое поддержание высоты кузова, не ремонтируются. Как минимум на японских моделях их конструкция этого не предполагает.

Стойки TEMS, напротив, восстанавливаем, поскольку ничего сложного в них нет. Так же, как и все двух- и однотрубные амортизаторы. Сальники меняем на тайваньские NAK, штоки ранее подбирали из числа подержанных. Сейчас вместе со втулками закупаем их на СААЗе — известном российском производителе амортизаторов. Тем не менее хороший запас б/у деталей — обязательное условие работы. Из него можно подобрать работоспособные клапаны. В качестве рабочей жидкости заливаем масло ВМГЗ. Оно рассчитано до минус 50. В минус 35–40, конечно, густеет, но прокачивается.


Поддаются восстановлению и китайские амортизаторы. Китайцы просто копируют клапаны японских и европейских производителей, но выполняют их на известном технологическом уровне. Кстати, и качество амортизаторов именитых, казалось бы, брендов в последнее время тоже оставляет желать лучшего. То застучат через несколько дней. А то и вовсе потекут еще в коробке.


Или обжатие алюминиевого рычага, что компенсирует износ вкладыша и убирает люфт. Либо заполнение через те же тавотницы полости шарнира капролоном. Узнаем, стоит ли это делать и как вообще восстанавливают опоры.


— Устройство масленок и заправка шаровой опоры консистентной смазкой — бесполезная трата времени. Начавшийся износ вкладыша это не остановит. А на новой детали — к чему? Разве что для собственного успокоения.

Всегда вскрываем шаровую, развальцовывая нижнюю крышку. Вычищаем полость. При необходимости, если опора долго ходила с порванным пыльником или в условиях естественного износа, полируем шар.


В случаях, когда невозможно восстановить поверхность, подбираем палец из имеющихся бэушных. Благо за годы работы накоплен большой их ассортимент. Но в любом случае из капролона вытачиваем новые вкладыши.


С этим материалом связан интересный нюанс. Есть капролон еще советского производства, который мы при возможности скупаем. Есть уже российского, тоже хорошего качества. А также выпущенный в Китае. Последний ограниченно использовали, после чего шаровые опоры с вкладышами из него пришлось перебирать по гарантии. В отличие от отечественного, ресурс шарниров с которым может достигать 50 тысяч км, китайский изнашивается в десять раз быстрее. К слову, шаровые опоры из Поднебесной недалеко ушли от этого показателя. По нашей статистике, в среднем живут 20 тысяч км. И то, скорее, на моделях не особо тяжелых. Да и различные CTR, 555 и другие бренды, чью продукцию ранее можно было ставить, рассчитывая на внушительный ресурс, сейчас снизили качество.

В исключительных случаях мы беремся за восстановление шаровых опор в отдельных корпусах, которые прикручиваются к рычагам или поворотным кулакам. Хотя, конечно, основной наш клиент — владельцы автомобилей, в которых шарнир и рычаг представляют собой единое целое. Берем в работу и стальные рычаги, и алюминиевые. Ремонт последних несколько отличается по технологии, но не по конечному результату и стоимости.


Правда, тут тоже есть исключения. Если к рычагу ни в каком виде (оригинальном или от альтернативных производителей) не предлагается сайлент-блок, а он уже изношен, то какой смысл восстанавливать шаровую.

Некоторые опоры попутно дорабатываем. Тенденция последних лет — напрессованные на них пыльники. Отдельно от шаровых они не предлагаются и после снятия уже не встают плотно.


Подбираем неоригинальный пыльник, делаем на корпусе проточку и фиксируем резину на ней кольцом. За защиту пальца от грязи и влаги можно не переживать.



А здесь обходятся лишь в 1200 рублей. Восстановление шаровых в рычагах — от 2500 рублей (корпусные обычно стоят дешевле). Плюс год или 20 тысяч км гарантии.

По ряду моделей экономия получается многократная. Но она в любом случае есть. Кроме того, при подобном подходе клиент, пожалуй, получает качество, недоступное при использовании описанных ранее кустарных способов.

Амортизаторы же — дело иное. Несомненно, их можно восстановить таким образом, чтобы они не стучали и выполняли свои демпфирующие функции. Грубо говоря, гасили раскачку кузова при проезде неровностей. Однако от их характеристик в том числе напрямую зависит, будет ли автомобиль напоминать вибростенд или холодец на блюдце. Да, в профильных мастерских уверенно заявляют — можем сделать помягче, можем пожестче. Но вы представляете себе процесс такой настройки!? Вам не понравилось… и снова снимать стойки? Требовать от мастера, чтобы он нашел тот подвесочный компромисс между управляемостью и плавностью хода, над которым бьются автокомпании, производители амортизаторов и тюнинговые ателье? Так что достоинством здесь стоит считать невысокую (в среднем 2000 рублей за штуку) стоимость обретения условно рабочих демпферов. Впрочем, есть и обратные примеры. Но чаще они опять же из области спорта и тюнинга.

Читайте также: