Ремонт седла jost своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Видео о том как заменить ремкомплект седельно сцепного устройства и заменить шкворень на полуприцепе.

Вот такого красавчика сейчас будем делать седло и. Или вытащил не тот палец водить пришлось вот так приварить если .

И так разобрал все до конца тут тоже износ в этом месте миллиметр полтора наверно общем надо менять седло вот так .

Здарова народ очередной рабочий день буду менять ремкомплект на седле на сцепное устройство. Танюшик прикупил я .

Купили старенькое седло, решили его привести в порядок своими силами не отдавая в мастерскую ) . посмотрим что .

Забыл рассказать что когда седло за ручку открываете, а потом выезжаете из под прицепа, то ручка становится в другое .

. вот язычок трогать заезде под прицеп он в общем зацепится седло седло пойдет ли ну так называемый и зацепит седло .


Многим дальнобойщикам или хозяевам тягачей знакома ситуация, когда на дороге в зад машины словно что-то стучит. Стоит проверить подвески, рессоры и амортизирующие детали на тягачах. После чего нужно задуматься о проверке седельно-сцепного устройства (ССУ) или, как называют его профессионалы, – седла тягача. Если оно не в порядке, особенно в дороге, нужно знать, как самостоятельно отрегулировать узел, чтобы хотя бы добраться до ближайшей СТО.

Что это такое?

Седельно-сцепные устройства тягача – одни из разновидностей транспортно-соединительных деталей на тяговых машинах. Во время их изготовления непременно придерживаются всех технических требований, а при выполнении соединения – еще и требований правил уличного движения, техники безопасности. Если во время использования будет внесено любое изменение, право на эксплуатацию ТС прекращается. Поэтому, пытаясь наладить или отрегулировать ССУ на тягаче, необходимо придерживаться всех правил и рекомендаций.

Седло – основной компонент, который соединяет тягач с полуприцепом . По мере развития автостроительной сферы эти устройства совершенствуются и отвечают современным требованиям и нормам. Благодаря активному внедрению электронных систем и автоматизации на машинах использование тягачей стало максимально безопасным, ремонт – простым, а время, которое тратится на сцепку-расцепку, – минимальным.


Современные седельно-сцепные устройства включают целый перечень крайне важных компонентов, типа опорной плиты, разъемно-сцепного устройства и узла обеспечения гибкости.

Образование сцепной пары на тягаче происходит после того, как закрепленный на полуприцепе шкворень входит в прорезь плиты для опоры и фиксируется замковыми деталями.

В основном сегодня используется две разновидности механизмов для разъема и сцепления на ССУ тягача: одно- и двухзахватные. Первый вариант распространен на грузовиках европейских производителей (к примеру, Jost), второй – более характерный для автомобилестроения отечественного. Отличие в том, что двухзахватный механизм обеспечивает тяговые усилия, которые воспринимаются только захватами и пальцами, которые с ними сопряжены. А в однохватном еще и передаются на запорный кулак. Деталь, на которую возлагается максимальная ответственность, подвергается только сжимающим усилиям. Это, в свою очередь, обеспечивает дополнительную надежность и безопасность, которыми характеризуются седельно-сцепные устройства на тягаче.

Чтобы сцепление на тягаче было максимально гибким, у ССУ тягача позволено 3 степени свободы, которые обеспечат поворот полуприцепа, могут увеличивать качание и наклоны.

Виды устройств

Существует несколько разновидностей устройства, отличающихся разными характеристиками. Учитывая принцип соединения на автопоезде, они бывают следующими.

  1. Полуавтоматическими. Один этап сцепки проводится вручную.
  2. Автоматическими. Выполнение сцепления на машине полностью автоматизировано, осуществляется благодаря пневматическим и электронным устройствам.

Относительно количества захватов седла можно разделить на одно- и двухзахватные. О них мы говорили несколько выше. И последний параметр – разделение на степени свободы.

  1. С 2-мя. Благодаря такому строению, обеспечивается свободное продольное качение под определенным углом. Кроме того, полуприцеп на машине может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 90 градусов (центр окружности – шкворень). Такое соединение на тягаче целесообразно использовать в условиях ровных дорог.
  2. С 3-мя. Дополнительно такой механизм на автомобиле имеет продольную ось, которая, кроме вышеперечисленных возможностей, дает тяжеловозу еще одну – выполнять поперечное качание. При этом угол отхождения не превышает 15 градусов. Подобная сцепка – обязательное условие на бездорожье.

Необходима ли регулировка?

Чаще всего о наличии проблемы в седле сигнализирует нехарактерный исходящий звук. Он появляется не только во время остановки, но и на протяжении всего движения. Регулировка требуется в обязательном порядке. Первое, что нужно сделать в этом случае, – снять седло, проверить резинки, втулки и при необходимости – заменить их. Не забываем о необходимости чистки места хождения клина.

В обязательном порядке стоит проверить, не изношены ли подушки седельно-сцепного устройства тягача. Для этого достаточно снять седло и определить, не лежит ли оно на подрамнике. Если да, пора менять старую подушку на новую.

Важное значение имеет состояние запорных деталей устройства. Если доступ к ним открыт, можно спокойно проводить регулировку. Почаще стоит осматривать ССУ на вероятность люфта, если он есть – седло либо регулируют, либо меняют на новое. Причиной люфта чаще всего выступают полимерные вкладыши на устройстве, которые находятся между основанием седла и кронштейнами. Ведь кто-то приобретает их новыми – в ремкомплектах тягача, а кто-то предпочитает экономить и покупает отработанные вкладыши, которые использовались на легковых автомобилях.

Во время эксплуатации, особенно длительной, внимания на тягачах заслуживают замки и сайлентблоки седла. Техническое обслуживание тягача всегда предполагает тщательную диагностику этих деталей на специализированной СТО.


И еще. Регулировать ССУ необходимо вместе с полуприцепом. Регламент и все действия описаны в соответствующих руководствах к эксплуатации седельно-сцепного устройства разных производителей – некоторые нюансы могут меняться и не совпадать.

Основные неисправности, их причины и методы устранения

  1. ССУ тягача не закрывается. Причин такой поломки может быть несколько. К примеру, слишком высоко установленный шкворень. Проверьте, чтобы опорная плита находилась на одном уровне (или не более, чем на 50 мм отличалась по высоте) с ССУ. Среди других причин – неровно лежащая опорная плита, неправильный размер шкворня и так далее.
  2. Не получается открыть ССУ тягача. Чаще всего это происходит, если прицеп находится не на одном уровне с тягачом. Также подобная проблема может случиться при несвоевременном обслуживании устройства, когда его детали выходят из строя. В первом случае, чтобы поднять устройство, достаточно освободить замок ССУ, во втором – отогнать машину на СТО.
  3. ССУ тягача не остается в положении готовности. Скорее всего, деформирован запорный крюк или неисправна натяжная пружина. Детали подлежат срочной замене.
  4. ССУ тягача не остается в открытом положении. Причины – деформация стопора или неисправность пружины. Решение, как и в предыдущем варианте, замена деталей.
  5. ССУ тягача и полуприцеп взаимно перемещаются. При этом слышен характерный стук. Происходит это из-за излишнего люфта опоры или запорного механизма. Ситуацию должен оценить мастер и принять соответствующее решение.

Основные правила ухода за ССУ

Чтобы седельно-сцепные устройства тягача прослужили подольше, не выходя из строя, достаточно придерживаться простых правил ухода. Так, в обязательном порядке перед тем, как выезжать на линию, нужно проверять надежность крепления седельно-сцепного устройства тягача к раме авто. Также внимание обратить на то, в каком состоянии находятся захваты, запорный кулак и пружины защелки.

Обязательное условие – своевременное обслуживание машины на СТО. Детали, которые деформировались или износились в седельно-сцепном устройстве тягача, подлежат незамедлительной замене. Также не стоит забывать, что поверхность ССУ, захваты и кулаки необходимо чистить минимум раз в год. При этом старая смазка тщательно удаляется, а новая – наносится.

Видео о том как заменить ремкомплект седельно сцепного устройства и заменить шкворень на полуприцепе.

Господа здорово в общем сегодня купил я этот набор ремкомплект сцепного устройства мне есть новый палец продажа .

Забыл рассказать что когда седло за ручку открываете, а потом выезжаете из под прицепа, то ручка становится в другое .

. вот язычок трогать заезде под прицеп он в общем зацепится седло седло пойдет ли ну так называемый и зацепит седло .

Всем привет, дорогие друзья! Новое видео из серии ремонта и подготовки Ман ТГХ 18.480 на автомате. Дальнобой в .

Вот такого красавчика сейчас будем делать седло и. Или вытащил не тот палец водить пришлось вот так приварить если .

Здарова народ очередной рабочий день буду менять ремкомплект на седле на сцепное устройство. Танюшик прикупил я .

Купили старенькое седло, решили его привести в порядок своими силами не отдавая в мастерскую ) . посмотрим что .

И так разобрал все до конца тут тоже износ в этом месте миллиметр полтора наверно общем надо менять седло вот так .

Устройство ССУ

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

  1. Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
  2. Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
  3. Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Бесшкворневое ССУ - устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Варианты монтажа

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

  • Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
  • Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
  • Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
  • Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.

Техническое обслуживание седла

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

  • Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
  • Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

  • Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
  • На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
  • Покупать качественные смазочные вещества.
  • Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
  • Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
  • Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Своевременное техническое обслуживание ССУ - основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.

Читайте также: