Ремонт сцепления зил 130 своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024




подшипник выжимной установленный на муфту



Регулировку сцепления можно производить на демонтированном нажимном диске (например после замены ведомого диска сцепления, либо замены лапок нажимного диска или выжимного подшипника) или непосредственно на автомобиле через открытый лючок в маховике. Рассмотрим вариант с демонтажем КПП и всех деталей сцепления.



Демонтаж производят на смотровой канаве с использованием специальной лебедки чтобы снять КПП:

  1. Открутив 4 (четыре) гайки крепления — КПП извлекают и опускают на поддон.
  2. Теперь откручивают 8 (восемь) болтов крепления нажимного диска к маховику двигателя.
  3. Аккуратно, придерживая ведомый диск (который зажат между маховиком и корзиной) извлекают нажимной диск.
  4. Производится дефектовка всех деталей сцепления.
  5. Проверяется выжимной подшипник — он должен легко вращаться, не издавая при этом посторонних звуков.
  6. Смотрят рабочую поверхность лапок нажимного диска. Определяют толщину фрикционных накладок ведомого диска.



Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

В том случае, когда нажимный диск сцепления собран в приспособлении для регулировки , установку рычагов следует проверить при помощи контрольной пластины, как показано на рис. 1, б. При этом сферические выступы рычагов должны касаться контрольной пластины 2, установленной на ступице приспособления 1.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.
Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Вот так выглядит рычаг регулировочный или по простому лапка диска нажимного ЗИЛ 130:




Сборка нажимного диска (корзины)



Возможно провести регулировку рычагов оттяжных и не снимая корзину сцепления с маховика автомобиля.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Регулировка положения рычагов выключения сцепления автомобилей ЗИЛ-130, 131

Положение рычагов выключения сцепления регулируют при разборке нажимного диска 11 сцепления, когда требуется замена изношенных или поломанных деталей сцепления (теплоизолирующих колец, нажимных пружин и др.). Эту регулировку рычагов сцепления выполняют только на снятом сцеплении с автомобиля.

Цель регулировки рычагов выключения сцепления заключается в том, чтобы установить их в такое положение, которое

обеспечило бы полное выключение сцепления при рабочем ходе-педали сцепления, величина которого равна 130—150 мм.

При разборке, сборке, а также при регулировке нажимный диск сцепления устанавливают на вспомогательный маховик (используемый как приспособление), подкладывая под нажимный диск сцепления стальной диск толщиной 9,8 мм. В том случае, когда имеется приспособление (рис. 32, в) для регулировки положения рычагов выключения сцепления, следует его подкладывать вместо стального диска под нажимный диск, так как толщина его выступов, расположенных по окружности, равна
9,8 мм. Приспособление по своей конструкции несложно, и его можно изготовить силами ремонтных мастерских.

Кожух 10 (рис. 32, б) сцепления закрепляют на вспомогательном маховике на все болты, тем самым до некоторой степени освобождая регулировочные вилки 14 от силы нажимных пружин, что облегчает вращение регулировочных гаек 13 при регулировке рычагов сцепления.

Положение рычагов 12 регулируют в следующем порядке: расшплинтовывают пассатижами восемь болтов крепления опорных пластин 15, отвертывают болты, снимают все четыре опорные пластины, затем, вращая ключом 2 (рис. 33, а) регулировочные гайки 1, регулируют положение рычагов 3 так, чтобы сферические выступы их концов находились на расстоянии 40,2±0,5 мм от рабочей поверхности нажимного диска, замеряя это расстояние штангенглубиномером 4, как указано на рисунке; при этом концы рычагов должны находиться в одной плоскости параллельно рабочей поверхности нажимного диска с точностью не более 0,5 мм.

В том случае, когда под нажимный диск сцепления подложено приспособление 6 (рис. 33, б) для регулировки, установку рычагов 3 следует проверять при помощи контрольной пластины 5, как показано на рисунке. При этом сферические выступы концов рычагов должны касаться контрольной пластины, установленной на ступице приспособления.

Закончив регулировку положения рычагов выключения сцепления, надо установить опорные пластины на кожух сцепления, закрепить их болтами и зашплинтовать болты попарно проволокой, а регулировочные гайки закернить. Затем снять нажимный диск сцепления в сборе с приспособления, установить его на маховик двигателя на автомобиле, сцентрировав ведомый диск, закрепить на восемь болтов, причем болты должны быть затянуты равномерно без перекосов кожуха относительно маховика. После этого надо соединить рычаг 3 (см. рис. 32, а) оси вилки с приводом выключения сцепления и отрегулировать величину свободного хода педали сцепления.

Заменять детали нажимного диска сцепления с последующей регулировкой можно, не сжимая нажимные пружины сцепления. При этом надо применять метод постепенного отвертывания регулировочных гаек до полного освобождения от сжатия нажимных пружин или применять метод использования дополнительных удлиненных болтов. Эти болты ввертывают вместо двух или четырех болтов крепления кожуха сцепления ( к вспомогательному маховику) и при помощи их при постепенном вывертывании тоже освобождают нажимные пружины от сжатия, а затем сцепление разбирают, заменяют детали, собирают и регулируют.


Рис. 33. Регулировка сцепления: а — регулировка положения рычагов при помощи штангенглубиномера б — регулировка положения рычагов при помощи приспособления и контрольной пластины

Зил самосвал


Регулировка сцепления ЗИЛ-130

Ведомый диск сцепления стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демп-
фер) фрикционного типа (трение стали по стали). Упругими элементами гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин. Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 размещена в отверстиях ведомого диска 1 и дисках 5 гасителя.


диск сцепления камаз

Опорная пластина 3 имеет четыре боковых выступа, удерживающие ее в отверстиях ведомого Диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина. Ступица б ведомого диска вместе с прикрепленными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателем 4 может проворачиваться относительно ведомого диска В обе стороны на Определенный угол; при этом происходит сжатие пружины. Максимальный угол поворота определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.

Ведомый диск сбалансирован. Балансировку осуществляют установкой на ведомом диске балансировочных
пластин 10. Для выключения сцепления служит педаль (рис. 37),установленная с валом в кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали через рычаг 8 связан регулируемой тягой 7 ; рычагом 9 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничен упором в пол кабины.

Вилка 15 выключения сцепления служит для перемещения муфты 12, на ней установлен подшипник 11, который, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление. Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе под-
шипников, и при эксплуатации и ремонте его не смазывают. При необходимости этот подшипник заменяют
новым.


сцепление ЗИЛ-130

По‘мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате
отсутствия свободного хода сцепления` может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа сцепление полностью не выключается. Это ведет к быстрому изнашиванию ведомого диска И затрудняет переключение передач. Свободный ход педали необходимо регулировать в следующем порядке.

1 Отвернуть контргайку 4

2 Отрегулировать свободный ход педали, вращая сферическую регулировочную гайку 3; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 7, а для увеличения свободного хода свертывать с тяги.

З. Затянуть контргайку.

4. Пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления. ‘

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между концами рычагов 16 и подшипником муфты выключения сцепления должен быть 3 4 мм.

Обслуживание сцепления заключается в регулировании его привода, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех резьбовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазывания.

Надо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов
должен быть 80 100 Н-м(8 10 кгс-м). Болты надо затягивать равномерно, последовательно, крест накрест.

Передний подшипник первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, накладываемого на заводе-изготовителе подшипников; ‘на при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяют.

На моем ЗИЛ-130 стоит сцепление от МТЗ-82, так как двигатель стоит от трактора МТЗ. Сцепление это помощней сделано чем ЗИЛ-130. Диск сцепления стоит у меня камазовский, он более надежный. Выжимной подшипник стоит от Т-40. Лапки сцепления родные и усиленные, проваренные сваркой в тех местах где их вечно ломает.

Дополнения в конструкцию

Если на вашем сцеплении не отжимается диск сцепления, то вам нужно сделать некоторые изменения в конструкцию.

1 ) Удлинить рычаг тяги сцепления для увеличения хода отжима диска. В низу к рычагу привариваем удлинитель тяги, как показано на фото . Эта тяга даст больше хода отжима диска сцепления.


удлинитель тяги

2) Под корзину сцепления на крепежных болтах сделать вставки из электрода, как показано на фото . Эти вставки дадут меньший ход педали для отжима диска сцепления и дальнейшей регулировки.


вставки из электрода

Инструмент

1) Ключ на 19 для ослабления регулировочного болта.

2) Монтажка для прокручивания самого сцепления

3) Регулировочный ключ. Его можете сделать сами как показано на фото.


регулировочный ключ

Ключом на 19 ослабляем гайку на лапке сцепления регулировочного болта. Регулировочным ключом проворачиваем болт и тем самым подводим лапку сцепления к выжимному диску. Оставляем где-то 2мм не доходя до выжимного подшипника для свободного хода, чтобы подшипник не крутился постоянно.

регулировка сцепления регулировка сцепления регулировка сцепления

ВАЖНО

Все лапки регулируем одинаково, чтобы диск сцепления отходил равномерно. Прокручиваем сцепление монтажкой и смотрим равномерность зазора каждой лапки сцепления, от этого будет зависеть работа сцепления.

После регулировки и проверки подтягиваем контргайки на регулировочном болту, так как они часто ослабевают и сбивается вся регулировка.

Неисправности сцепления

Пропало сцепление: самая распространенная проблема, это ломает лапку сцепления. Ее можно заменить на месте, дело 5 минут. Главное возите лапку с собою в запасе. Лапку сцепления как я уже говорил надо проваривать сваркой то есть усилить как показано на фото.


лапка сцепления




подшипник выжимной установленный на муфту



Регулировку сцепления можно производить на демонтированном нажимном диске (например после замены ведомого диска сцепления, либо замены лапок нажимного диска или выжимного подшипника) или непосредственно на автомобиле через открытый лючок в маховике. Рассмотрим вариант с демонтажем КПП и всех деталей сцепления.




Демонтаж производят на смотровой канаве с использованием специальной лебедки чтобы снять КПП:

  1. Открутив 4 (четыре) гайки крепления — КПП извлекают и опускают на поддон.
  2. Теперь откручивают 8 (восемь) болтов крепления нажимного диска к маховику двигателя.
  3. Аккуратно, придерживая ведомый диск (который зажат между маховиком и корзиной) извлекают нажимной диск.
  4. Производится дефектовка всех деталей сцепления.
  5. Проверяется выжимной подшипник — он должен легко вращаться, не издавая при этом посторонних звуков.
  6. Смотрят рабочую поверхность лапок нажимного диска. Определяют толщину фрикционных накладок ведомого диска.



Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

В том случае, когда нажимный диск сцепления собран в приспособлении для регулировки , установку рычагов следует проверить при помощи контрольной пластины, как показано на рис. 1, б. При этом сферические выступы рычагов должны касаться контрольной пластины 2, установленной на ступице приспособления 1.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.
Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Вот так выглядит рычаг регулировочный или по простому лапка диска нажимного ЗИЛ 130:




Сборка нажимного диска (корзины)



Возможно провести регулировку рычагов оттяжных и не снимая корзину сцепления с маховика автомобиля.

Регулировка лапок сцепления ЗИЛ 130

Сцепление ЗИЛ 130. Регулировка корзины


Диск нажимной ведущий ЗИЛ 130 в сборе — 1шт

Диск ведомый ЗИЛ 130 с фрикционными накладками в сборе- 1шт

В процессе эксплуатации, из-за трения и температурной перегрузки — диск стирается и приходит в негодность. Повреждается также демпферная часть (отлетают пружины) и изнашиваются направляющие шлицы, а также трескается стальная основа диска.

В центральной части диска расположены демпфер и отверстие со шлицами, которые входят в шлицы первичного вала КПП. Демпферная часть с восьмью пружинами служит в качестве успокоителя.

Подшипник выжимной ЗИЛ 130 с муфтой в сборе — 1шт

Выжимной подшипник закреплен на муфте, которая имеет упоры с двух сторон. Эти упоры позволяют перемещать муфту с подшипником при помощи вилки выключения сцепления. Выжимая педаль сцепления — вы перемещаете данную вилку.

Подробную схему привода сцепления а также руководство по регулировке свободного хода педали сцепления вы можете найти в нашей статье — Свободный ход педали сцепления зил 130. Регулировка.

Таким образом, сцепление ЗИЛ 130 устроено самым простым способом, без пневмогидроусилителей и с использованием одного ведомого диска. (К примеру, на КамАЗ, МАЗ и КрАЗ используются два ведомых диска между которыми устанавливается промежуточная плита, а выжимное усилие увеличивается при помощи ПГУ).

Демонтаж сцепления для ремонта

Демонтаж удобней всего производить на смотровой канаве с использованием специальной лебедки для снятия КПП. Порядок действий для демонтажа:

  1. Открутить четыре гайки крепления КПП к кожуху двигателя.
  2. Движением в сторону ОТ двигателя стянуть КПП со шпилек крепления и опустить лебедкой на поддон. На первичном валу КПП будет находиться выжимной подшипник.
  3. Открутить восемь болтов крепления нажимного диска к маховику двигателя.
  4. Аккуратно, придерживая ведомый диск (который зажат между маховиком и корзиной) извлечь нажимной диск.

После этого можно осмотреть состояние деталей: рабочую поверхность лапок нажимного диска, оценить износ фрикционных накладок ведомого диска. Рабочий выжимной подшипник должен легко вращаться, не издавая при этом посторонних звуков.

Регулировка рычагов оттяжных нажимного диска

Регулировку лапок корзины осуществляют после ремонта или замены рассмотренных нами выше элементов сцепления. От правильно выставленных рычагов зависит надежная и долгосрочная работа сцепления. Основная задача добиться нахождения рабочей поверхности рычагов на определённом расстоянии от нажимного диска и обязательно в одной плоскости, чтобы избежать перекоса.

Для регулировки потребуется вспомогательный маховик, который можно приобрести на разборке.

Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.
Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Регулировка сцепления ЗИЛ-130



Skip to content

Ведомый диск сцепления стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демп-
фер) фрикционного типа (трение стали по стали). Упругими элементами гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин. Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 размещена в отверстиях ведомого диска 1 и дисках 5 гасителя.

Опорная пластина 3 имеет четыре боковых выступа, удерживающие ее в отверстиях ведомого Диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина. Ступица б ведомого диска вместе с прикрепленными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателем 4 может проворачиваться относительно ведомого диска В обе стороны на Определенный угол; при этом происходит сжатие пружины. Максимальный угол поворота определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.

Ведомый диск сбалансирован. Балансировку осуществляют установкой на ведомом диске балансировочных
пластин 10. Для выключения сцепления служит педаль (рис. 37),установленная с валом в кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали через рычаг 8 связан регулируемой тягой 7 ; рычагом 9 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничен упором в пол кабины.

Вилка 15 выключения сцепления служит для перемещения муфты 12, на ней установлен подшипник 11, который, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление. Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе под-шипников, и при эксплуатации и ремонте его не смазывают. При необходимости этот подшипник заменяют

По‘мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате
отсутствия свободного хода сцепления` может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа сцепление полностью не выключается. Это ведет к быстрому изнашиванию ведомого диска И затрудняет переключение передач. Свободный ход педали необходимо регулировать в следующем порядке.

2 Отрегулировать свободный ход педали, вращая сферическую регулировочную гайку 3; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 7, а для увеличения свободного хода свертывать с тяги.

4. Пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления. ‘

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между концами рычагов 16 и подшипником муфты выключения сцепления должен быть 3 4 мм.

Обслуживание сцепления заключается в регулировании его привода, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех резьбовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазывания.

Надо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов
должен быть 80 100 Н-м(8 10 кгс-м). Болты надо затягивать равномерно, последовательно, крест накрест.

Передний подшипник первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, накладываемого на заводе-изготовителе подшипников; ‘на при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяют.

На моем ЗИЛ-130 стоит сцепление от МТЗ-82, так как двигатель стоит от трактора МТЗ. Сцепление это помощней сделано чем ЗИЛ-130. Диск сцепления стоит у меня камазовский, он более надежный. Выжимной подшипник стоит от Т-40. Лапки сцепления родные и усиленные, проваренные сваркой в тех местах где их вечно ломает.

Дополнения в конструкцию

Если на вашем сцеплении не отжимается диск сцепления, то вам нужно сделать некоторые изменения в конструкцию.

1 ) Удлинить рычаг тяги сцепления для увеличения хода отжима диска. В низу к рычагу привариваем удлинитель тяги, как показано на фото. Эта тяга даст больше хода отжима диска сцепления.

2) Под корзину сцепления на крепежных болтах сделать вставки из электрода, как показано на фото. Эти вставки дадут меньший ход педали для отжима диска сцепления и дальнейшей регулировки.

1) Ключ на 19 для ослабления регулировочного болта.

2) Монтажка для прокручивания самого сцепления

3) Регулировочный ключ. Его можете сделать сами как показано на фото.

Регулировка

Ключом на 19 ослабляем гайку на лапке сцепления регулировочного болта. Регулировочным ключом проворачиваем болт и тем самым подводим лапку сцепления к выжимному диску. Оставляем где-то 2мм не доходя до выжимного подшипника для свободного хода, чтобы подшипник не крутился постоянно.

регулировка сцеплениярегулировка сцеплениярегулировка сцепления

Все лапки регулируем одинаково, чтобы диск сцепления отходил равномерно. Прокручиваем сцепление монтажкой и смотрим равномерность зазора каждой лапки сцепления, от этого будет зависеть работа сцепления.

После регулировки и проверки подтягиваем контргайки на регулировочном болту, так как они часто ослабевают и сбивается вся регулировка.

Неисправности сцепления

Пропало сцепление: самая распространенная проблема, это ломает лапку сцепления. Ее можно заменить на месте, дело 5 минут. Главное возите лапку с собою в запасе. Лапку сцепления как я уже говорил надо проваривать сваркой то есть усилить как показано на фото.

Прежде чем рассмотреть конкретно сцепление Зил 130, хотелось бы сказать несколько слов о самом автомобиле. Зил 130 является легендарным советским грузовиком, простым и неприхотливым. Первая серия машин была выпущена в далеком 1962 году, однако и сегодня на улицах городов и сел можно встретить этих исправных тружеников. Им не страшны плохие дороги и некачественное топливо. Кроме того, по трассе они могут развивать скорость до 100 километров в час. Из недостатков модели, пожалуй, стоит отметить высокий расход горючего, который может достигать 30 литров на сто километров.


Сцепление Зил 130

При должном уходе и своевременном обслуживании Зил 130 способен беспроблемно работать десятки лет. Этому есть живые примеры. Однако любому владельцу этого грузовика желательно хорошо разбираться в его устройстве, чтобы суметь проводить некоторые необходимые операции самостоятельно. Например, нужно знать как отрегулировать сцепление Зил 130. Для начала рассмотрим, как оно устроено.

Инструкция по установке ПГУ WABCO

В процессе работы сервисные станции достаточно часто сталкиваются с течью жидкости из ПГУ на автомобилях МАЗ при полном выходе штока ПГУ из корпуса. Зачастую это не является неисправностью, а всего лишь следствие неверной регулировки привода. В прилагаемом файле – копия схемы из руководства по эксплуатации МАЗа. Весь смысл регулировки – определение рабочего хода штока ПГУ. Для этого необходимо оттянуть шток ПГУ от рычага, отвести его в сторону и дать возможность полностью выйти из корпуса. Затем повернуть рукой рычаг сцепления в рабочем направлении (т.е. от ПГУ) чтобы выбрать все зазоры в приводе, потом замерить расстояние от конца штока до поверхности рычага сцепления, на которой расположена цековка под шток ПГУ.
Если размер более 50 мм, ПГУ будет работать в нормальном диапазоне, а если менее, то необходимо снять рычаг с поворотного вала и установить на один шлиц ближе к корпусу ПГУ. Если эта операция выполнена, то есть полная гарантия что плунжер ПГУ не будет выходить до упора и открывать проход жидкости между кромкой уплотнения и поверхностью фаски на торце.

1.1. Установка
При замене ПГУ сцепления, а также при его первичной установке необходимо предусмотреть соблюдение ряда мероприятий:
— для гидравлической части использовать трубопроводы и шланги с внутренним диаметром не менее 8 мм.
— после установки ПГУ на кронштейн максимальный перекос по вылету штока в исходном состоянии не должен превышать 3” (±1,5).
2. Прокачка
Прокачать гидравлическую часть привода можно только одним из следующих способов:
— давлением воздуха около 5-6 кгс/см2, подаваемым через специальный адаптер в бачок главного цилиндра сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как через открытый клапан прокачки усилителя сцепления пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
— давлением жидкости около 3 кгс/см2, подаваемым через клапан прокачки усилителя сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как тормозная жидкость в бачке главного цилиндра сцепления пойдет без пузырьков воздуха.
— прокачка вакуумным способом с помощью специальной установки RAPID CHARGE (Франция), заключающаяся в предварительном процессе создании вакуума в гидравлической части привода сцепления с последующим заполнением системы тормозной жидкостью под давлением 3 кгс/см2.

Внимание:

если была замена ПГУ на новый, прокачка с помощью педали привода сцепления, с созданием переменного усилия в гидравлической части привода не допускается, поскольку при данном способе прокачки не происходит заполнение пространства перед клапаном управления усилителя и привод будет работать с запозданием.
Проверка после установки:

Как Отрегулировать Сцепление На Бычке


Зил бычок — автоклуб

ЗиЛ 130 ЗиЛ 131 ЗиЛ 133 ЗиЛ 157 ЗиЛ 4331.

Зил бычок сцепление, кожух, диск, картер, проверка

Кожух сцепления изготовлен из стали. Крепится кожух к маховику с помощью болтов в количестве 8 штук. Все болты центрирующие. К самому кожуху крепится нажимной диск. В качестве крепления используются 4 пары пружинных пластин. Именно эти пластины и передают вращение от кожуха на нажимной диск.

Эти же пластины предназначены для того, чтобы сам нажимной диск вращался. В качестве материала для изготовления нажимного диска, используется серый чугун.

Между кожухом сцепления и нажимным диском нашли себе место 16 пружин. Эти самые пружины и обеспечивают нажимное усилие диска. Также на нажимном диске имеются рычаги, сделанные так же, как и кожух, из стали. Шарниры рычагов состоят из игольчатых подшипников.

Чтобы сцепление исправно работало долгие километры пробега, оно должно быть подвергнуто техническому обслуживанию. Техническое обслуживание сцепления включает в себя следующие мероприятия:

Разборка и сборка сцепления зил 5301

замена сцепления зил5301 он же бык.

Регулируем сцепление зил дизель

некоторые нюансы по регулировке сцепления на дизельном двигателе смотрим регулировка сцепления зил дизел…

1. Проверка и регулировка полного хода педали. Этот ход должен колебаться от 18 до 18.5 см. Ход педали это расстояние от середины педали до того места, где она упирается в пол. Над педалью сцепления установлен подвижной упор. Именно с помощью него нужно регулировать ход педали. Как только вы поймали нужное расстояние, зафиксируйте упор контргайкой.

2. Проверка и регулировка свободного хода толкателя поршня главного цилиндра. Свободный ход толкателя не должен превышать двух миллиметров. Для проверки вам потребуется плавно нажать на педаль сцепления, и как только толкатель коснется главного цилиндра, перестаем давить на сцепление. Расстояние пройденное педалью от начального положения до того момента, когда толкатель коснулся главного цилиндра, должно составлять от 0.5 до 1 см. Регулировка толкателя происходит следующим образом.

Педаль сцепления находится в самом верхнем положении; находим эксцентриковый палец, который соединяет толкатель с рычагом педали сцепления, и поворачиваем его, пока не достигнем нужного нам хода. После этого затягиваем и зашплинтовываем гайку пальца.

3. Проверка и регулировка свободного хода муфты подшипника выключения сцепления. Этот ход должен составлять 3-4 мм. Для проверки необходимо снять оттяжную пружину и переместить рычаг вилки выключения сцепления. Этот рычаг должен сдвинуться на расстояние от 6 до 8 мм. Если есть какие-то отклонения от нормы, то необходимо вращать толкатель. После этого нужно зафиксировать его в нужном положении, используя контргайку. Дальше измеряем, насколько торец толкателя выступает за резьбовое отверстие вилки. Если все нормально, то этого выступа не будет, либо он выступит максимум на 7 мм. Если торец находится в глубине резьбы, то есть, утоплен, то это допустимо максимум на 5 мм.

Если свободный ход не отрегулирован, то вы рискуете лишиться фрикционных накладок ведомого диска.

Регулировка свободного хода педали

В идеале ее свободный ход – не больше 1,5 см. Проверить его можно так: в пол под педалью упирается обычная линейка, после чего плавно давят на педаль, измеряя, сколько она прошла свободно, то есть, не соприкасаясь с поршнем.

Если показатель превышает установленную норму, значит, между механизмами есть зазор, которого быть не должно. Устранить его несложно, на примере модели 65115:




подшипник выжимной установленный на муфту



Регулировку сцепления можно производить на демонтированном нажимном диске (например после замены ведомого диска сцепления, либо замены лапок нажимного диска или выжимного подшипника) или непосредственно на автомобиле через открытый лючок в маховике. Рассмотрим вариант с демонтажем КПП и всех деталей сцепления.



Демонтаж производят на смотровой канаве с использованием специальной лебедки чтобы снять КПП:

  1. Открутив 4 (четыре) гайки крепления — КПП извлекают и опускают на поддон.
  2. Теперь откручивают 8 (восемь) болтов крепления нажимного диска к маховику двигателя.
  3. Аккуратно, придерживая ведомый диск (который зажат между маховиком и корзиной) извлекают нажимной диск.
  4. Производится дефектовка всех деталей сцепления.
  5. Проверяется выжимной подшипник — он должен легко вращаться, не издавая при этом посторонних звуков.
  6. Смотрят рабочую поверхность лапок нажимного диска. Определяют толщину фрикционных накладок ведомого диска.



Не снимая собранного нажимного диска сцепления (корзины) со вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки ключом, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

В том случае, когда нажимный диск сцепления собран в приспособлении для регулировки , установку рычагов следует проверить при помощи контрольной пластины, как показано на рис. 1, б. При этом сферические выступы рычагов должны касаться контрольной пластины 2, установленной на ступице приспособления 1.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диаметром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.
Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажимный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Вот так выглядит рычаг регулировочный или по простому лапка диска нажимного ЗИЛ 130:




Сборка нажимного диска (корзины)



Возможно провести регулировку рычагов оттяжных и не снимая корзину сцепления с маховика автомобиля.

Не снимая собранного нажимного дис­ка сцепления с вспомогательного маховика (используемого как приспособление), надо произвести регулировку положения рычагов относительно рабочей поверхности нажим­ного диска.


Вращая регулировочные гайки ключом (рис. 1,а), установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей по­верхности нажимного диска с точностью 0,5 мм, не более.

В том случае, когда нажимный диск сцеп­ления собран в приспособлении для регули­ровки , установку рычагов следует проверить при помощи контрольной пластины, как показано на рис. 1, б. При этом сферические выступы рычагов должны касаться контрольной пластины 2, установ­ленной на ступице приспособления 1.


Разборку, сборку и регулировку сцепле­ния можно производить на приспособлении ГАРО модели Р-207 (рис. 2). Пружины сцепления сжимаются тремя поворотными.

У собранного сцепления на приспособле­нии Р-207, вращая регулировочные гайки ключом, устанавливают рычаги выключе­ния сцепления в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажим­ного диска до вершин сферических высту­пов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7—40,7 мм.

При этом концы рычагов должны нахо­диться в одной плоскости, параллельной ра­бочей поверхности нажимного диска с точ­ностью не более 0,5 мм, что проверяется индикатором 7.

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0—1,5 кГм). Затем зашплинтовать болты (восьмеркой) мягкой отожженной стальной проволокой диамет­ром 1 мм.

Закернить в одной точке резьбовое соеди­нение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки.

Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять нажим­ный диск в сборе с кожухом. При этом все болты отвертывать постепенно и последова­тельно во избежание деформации кожуха сцепления.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Регулировка положения рычагов выключения сцепления автомобилей ЗИЛ-130, 131

Положение рычагов выключения сцепления регулируют при разборке нажимного диска 11 сцепления, когда требуется замена изношенных или поломанных деталей сцепления (теплоизолирующих колец, нажимных пружин и др.). Эту регулировку рычагов сцепления выполняют только на снятом сцеплении с автомобиля.

Цель регулировки рычагов выключения сцепления заключается в том, чтобы установить их в такое положение, которое

обеспечило бы полное выключение сцепления при рабочем ходе-педали сцепления, величина которого равна 130—150 мм.

При разборке, сборке, а также при регулировке нажимный диск сцепления устанавливают на вспомогательный маховик (используемый как приспособление), подкладывая под нажимный диск сцепления стальной диск толщиной 9,8 мм. В том случае, когда имеется приспособление (рис. 32, в) для регулировки положения рычагов выключения сцепления, следует его подкладывать вместо стального диска под нажимный диск, так как толщина его выступов, расположенных по окружности, равна
9,8 мм. Приспособление по своей конструкции несложно, и его можно изготовить силами ремонтных мастерских.

Кожух 10 (рис. 32, б) сцепления закрепляют на вспомогательном маховике на все болты, тем самым до некоторой степени освобождая регулировочные вилки 14 от силы нажимных пружин, что облегчает вращение регулировочных гаек 13 при регулировке рычагов сцепления.

Положение рычагов 12 регулируют в следующем порядке: расшплинтовывают пассатижами восемь болтов крепления опорных пластин 15, отвертывают болты, снимают все четыре опорные пластины, затем, вращая ключом 2 (рис. 33, а) регулировочные гайки 1, регулируют положение рычагов 3 так, чтобы сферические выступы их концов находились на расстоянии 40,2±0,5 мм от рабочей поверхности нажимного диска, замеряя это расстояние штангенглубиномером 4, как указано на рисунке; при этом концы рычагов должны находиться в одной плоскости параллельно рабочей поверхности нажимного диска с точностью не более 0,5 мм.

В том случае, когда под нажимный диск сцепления подложено приспособление 6 (рис. 33, б) для регулировки, установку рычагов 3 следует проверять при помощи контрольной пластины 5, как показано на рисунке. При этом сферические выступы концов рычагов должны касаться контрольной пластины, установленной на ступице приспособления.

Закончив регулировку положения рычагов выключения сцепления, надо установить опорные пластины на кожух сцепления, закрепить их болтами и зашплинтовать болты попарно проволокой, а регулировочные гайки закернить. Затем снять нажимный диск сцепления в сборе с приспособления, установить его на маховик двигателя на автомобиле, сцентрировав ведомый диск, закрепить на восемь болтов, причем болты должны быть затянуты равномерно без перекосов кожуха относительно маховика. После этого надо соединить рычаг 3 (см. рис. 32, а) оси вилки с приводом выключения сцепления и отрегулировать величину свободного хода педали сцепления.

Заменять детали нажимного диска сцепления с последующей регулировкой можно, не сжимая нажимные пружины сцепления. При этом надо применять метод постепенного отвертывания регулировочных гаек до полного освобождения от сжатия нажимных пружин или применять метод использования дополнительных удлиненных болтов. Эти болты ввертывают вместо двух или четырех болтов крепления кожуха сцепления ( к вспомогательному маховику) и при помощи их при постепенном вывертывании тоже освобождают нажимные пружины от сжатия, а затем сцепление разбирают, заменяют детали, собирают и регулируют.


Рис. 33. Регулировка сцепления: а — регулировка положения рычагов при помощи штангенглубиномера б — регулировка положения рычагов при помощи приспособления и контрольной пластины

Читайте также: