Ремонт руля велосипеда своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Для владельца велосипеда крайне важно знать, что его транспорт постоянно находится в надлежащем состоянии. От того, насколько надежно работает велосипед, в конечном счете может зависеть жизнь и здоровье владельца, ведь отказавшие внезапно тормоза могут спровоцировать аварию. Обращаться к профессионалам можно и нужно, но в жизни каждого велосипедиста наступает момент, когда критическая масса знаний об устройстве велосипеда достигнута и можно заниматься текущим уходом и мелким ремонтом байка самостоятельно. Чтобы процесс переборки прошел максимально гладко, а велосипед только стал лучше, следует руководствоваться такими советами.

Необходимый минимум инструментов для ремонта велосипеда

Как и прочие ремонтно-технические работы, ремонт велосипедов невозможно осуществлять без набора необходимых инструментов. Базовый набор должен быть у каждого велосипедиста, чтобы он имел возможность провести текущий ремонт велосипеда самостоятельно:

  • Гаечные ключи – желательно несколько размеров в наборе.
  • Шестигранные ключи – в наборе.
  • Отвертки – нужны как крестовые, так и шлицевые.
  • Пассатижи в ассортименте.
  • Ножницы и хомуты.
  • Пинцет и киянка.
  • Торцевые насадки.

Помимо основных инструментов мастера рекомендуют постепенно увеличивать их количество и добавить в свою рабочую коробку: выжимку для цепи, трещоточный и втулочный ключ, спицевой ключ, щетку для чистки цепи и прочие важные велоинструменты.

Помимо перечисленных инструментов, необходимо также подготовить достаточную базу расходных материалов: масло различных видов (каждое из которых необходимо для отличной детали – для вилки, для сальников, для цепи и педалей), тормозную жидкость и гидравлическое масло, растворитель и очиститель для борьбы с грязью. Все эти жидкости не только значительно облегчат процесс ухода за велосипедом, но и позволят поддерживать его состояние на уровне идеального.

Смазочные материалы для двухколесного друга

смазка велосипеда

Смазка для велосипеда .

Велосипед – это достаточно сложный механизм, который требует регулярной аккуратной смазки для обеспечения адекватной работы всех деталей. Велолюбитель должен знать, что именно смазывать (а это и каретка, и шарнирные узлы, и подшипники, и втулка, и педали) и чем именно смазывать (для каждой детали следует применять только специальную смазку).

Для смазывания велосипеда используются такие смазки:

  • Аэрозоль подходит для обработки шарнирных соединений, а также цепи и тросиков в том случае, если требуется неотложная помощь, а времени на проведение полноценных смазочных работ нет.
  • Жидкая смазка (например, масло И5А) предназначена для цепи и барабана задней втулки. Особенность такой смазки состоит в точечном применении, что делает ее более предпочтительным вариантом. Но для катания в холоде она не подходит, так как на морозе быстро твердеет и затрудняет адекватную работу механизма.
  • Густая смазка больше подойдет для смазывания узлов подшипников, а также резьбы.

Перебираем велосипед самостоятельно: инструкция для чайника

Начиная перебирать велосипед, нужно быть готовыми к тому, что каждая деталь в нем потребует внимания и достаточных знаний о ее устройстве.

Ремонт и обслуживание рамы велосипеда

Процесс ухода за рамой заключается, прежде всего, в содержании ее в чистоте. Именно поэтому крайне важно перед переборкой велосипеда полностью очистить раму от посторонней грязи и пыли, чтобы избежать проблем с попаданием частиц грязи в рабочие механизмы.

СОВЕТ! Мытье под проточной водой с мягкой губкой и мыльным раствором – идеальное решение для подготовки рамы к переборке.

Осмотр наиболее нежных и подверженных повреждениям мест на предмет наличия трещин или сколов является необходимым действием, которое позволяет избежать проблем в будущем. Опытные велосипедисты советуют особенно тщательно осматривать следующие части: рулевой стакан, кареточную трубу, заднюю подвеску и верхние перья заднего треугольника. Если на раме будут обнаружены потертости или сколы краски, то их необходимо оперативно закрасить: краска из баллончика отлично справляется с этой задачей.

Рулевая колонка

Ремонт и обслуживание рулевой колонки велосипеда

Рулевая колонка велосипеда .

Нюансы процесса переборки колонки напрямую зависят от ее типа: если в интегрированных колонках, работающих на промышленных подшипниках, достаточно провести своевременную замену смазки, то для полуинтегрированной шарикоподшипниковой колонки необходимо вовремя заменять изношенные шарики. Явным сигналом к замене детали считают характерный скрип рулевого стакана и сложности с поворотом колеса.

Подвеска

ремонт и обслуживание подвески велосипеда

Ремонт велосипедов не обходится без обслуживание вилки, а именно в замене масла, сальников, поршней или пружин, а также в регулярной очистке ног и пыльников от дорожной грязи. Специалисты отмечают, что в процессе ухода за подвеской крайне важно не повредить кольцевые пружинки, которые и будут служить своеобразной защитой вилки от посторонней грязи и частиц пыли.

Подвеска – механизм достаточно нежный и требует особого внимания, поэтому мастера не рекомендуют перебирать или чинить ее самостоятельно. И если текущий уход может осуществить сам владелец, то переборку картриджей стоит доверить профессиональному мастеру.

Трансмиссия: цепь, система, кассета, трещотка и переключатели передач

ремонт и обслуживание трансмиссии велосипеда

Велосипедная цепь – это вторая по очереди деталь, которая нуждается в регулярном уходе. При наличии на цепи специального замка снятие цепи не является проблемой, но и при его отсутствии ее легко снять с помощью специальной цепной выжимки. Очистка цепи от грязи, смазывание роликов и проверка натяжения – это элементарный, но необходимый уход за цепью.

Система очищается, равно как и цепь, с помощью специального растворителя. А при ее сборке крайне важно соблюсти правильную постановку звезд: чтобы специальный пин на средней звезде смотрел на каретку.

Кассета, то есть набор задних звезд, также нуждается в регулярном уходе с помощью растворителя от грязи и пыли. С помощью специального приспособления – съемника процесс снятия и установки кассеты не составляет сложности даже для неопытного велосипедиста.

Для переборки трещотки действует схожий принцип: промышленный подшипник просто промывают и заново смазывают, а шариковый проверяют на наличие повреждений шариков, меняют их при необходимости, промывают и смазывают. Такой уход гарантирует значительное улучшение общей работы велосипедного механизма.

Поскольку от переключателей и их адекватной работы зависит комфорт катания, то и переборку их следует проводить особенно тщательно. Правильная постановка механизма относительно системы и звезд кассеты, а также правильная настройка винтов, ограничивающих ход лапки – необходимый минимум настройки после переборки. Кроме того, важно вовремя смазывать и чистить пружины кручения и растяжения роликов, а также проверять степень натяжения троса.

Если у Вас плохо или недостаточно чётко переключаются скорости на велосипеде, или же Вы установили новые детали, связанные с трансмиссией, Вам нужно будет произвести настройку. Узнать.

Каретка

Ремонт и обслуживание каретки велосипеда

Конструкция кареток, как интегрированных, так и картриджных, считается фактически неразборной, но на практике мастера иногда разбирают их для текущего ухода. При переборке кареток важно запомнить расположение деталей: две чашки промышленного подшипника должны занимать строго положенные им места.

Каретка

Манетки и тросики

ремонт и обслуживание манеток и тросиков велосипеда

Обслуживание манеток заключается в регулярной чистке механизма и замене смазки на новую, а поскольку этот механизм испытывает малые нагрузки, то и заниматься его обслуживанием достаточно один раз в сезон. Важно уделить должное внимание не только самой манетке, но и тросикам, протирая их маслом и гарантируя мягкое скольжение внутри механизма.

Тормозная система: калиперы, гидролинии, тормозные ручки

ремонт и обслуживание тормозной системы велосипеда

Тормозная система велосипеда .

Поскольку тормоза – это гарантия безопасности движения и сохранения жизни велосипедиста, то своевременный уход за тормозной системой можно считать основным в процессе переборки велосипеда. Проводится она по трем направлениям:

  • Переборка калиперов, проверка состояния поршней и их замена в случае необходимости на новые. Сложности в работе калиперов заметны невооруженным глазом: обычно это недостаточно сильное и слишком долгое торможение и проваливание ручки. Выявление причины и ее устранение решит все проблемы.
  • Устройство тормозной ручки примитивно: корпус, ручка и поршень – но здесь тоже могут быть сложности, например, с уплотнительными кольцами. При необходимости мастера проводят замену как поршней, так и уплотнительных колец.
  • Прокачка тормозной жидкости в гидролинии – это нормальный процесс переборки велосипеда. Потеря однородности закачанной жидкости может привести к нарушениям в адекватной работе тормозной системы, а вовремя проведенная замена гарантирует безопасность велосипедиста и надежную работу всей тормозной системы.
  • Надежный тормоз – это залог вашей безопасности. Узнайте как отрегулировать и настроить тормоза. Узнать. ? Узнайте как избавиться от этой проблемы.

Педали

ремонт и обслуживание педалей велосипеда

Педали для велосипеда .

Именно педали велосипеда считаются самым нежным механизмом, поэтому изнашиваются быстрее прочих. Проверить их работу максимально просто: для этого достаточно пару раз прокрутить педали. Слишком медленное прокручивание или быстрая остановка – признак недостаточного количества смазки. Разбирать педали следует традиционно: с торца, перебирая уже знакомые шариковые или промышленные подшипники по стандартной схеме.

СОВЕТ! Для контактных педалей важно не забывать об обязательной смазке пружинок, иначе обувь будет защелкиваться слишком туго, что создаст сложности при катании.

Колеса: втулки, обода и спицы

ремонт и обслуживание колеса для велосипеда

Колеса для велосипеда .

Поскольку колеса принято считать наиболее нагруженной деталью велосипеда, то и внимания им следует уделять несколько больше. Вовремя проведенная переборка и обслуживание велосипеда гарантирует не только комфортное катание, но и долгий срок работы механизмов. Втулки с промышленными подшипниками можно перебирать редко, одного раза за два сезона вполне достаточно: это можно объяснить большим запасом прочности. А вот механизмы с шарикоподшипниками следует перебирать раз в сезон, чтобы в случае необходимости провести замену шариков с вмятинами или потертостями.

В погоне за облегчением велосипеда производители часто экономят именно на ободах, делая их все менее прочными. Это может привести к такому неприятному явлению, как биение обода: например, традиционному осевому (восьмерке) или радиальному (при котором колесо напоминает яйцо). Исправляется такая проблема с помощью специального ключа для спиц: после снятия покрышки спицы вытягиваются в противоположную от искривления сторону.

СОВЕТ! При этом важно с одной стороны спицы подтянуть, а с другой ослабить: это будет гарантией нормальной жесткости колес.

Что в велосипеде изнашивается в первую очередь?

В велосипеде помимо текущего ухода и внеплановых поломок происходит так называемый естественный износ, то есть определенная деталь приходит в негодность и нуждается в замене спустя определенное количество километров пути. Специалисты советуют обращать внимание на износ следующих деталей:

  • Рама. Изношенная, потерявшая изначальную жесткость рама может деформироваться и даже трескаться из-за накапливания избыточного напряжения. Появление трещин при агрессивном катании неизбежно, так что специалисты советуют аккуратнее кататься и следить за состоянием швов на раме.
  • Подшипники – наиболее часто и быстро изнашиваемая часть велосипеда, требующая обязательной замены. Специалисты отмечают, что быстрее приходят в негодность подшипники в трещотке, педалях и заднем переключателе, тогда как задняя подвеска и рулевая колонка гораздо дольше сохраняют первоначальный вид. Обнаружить проблему с подшипником можно либо по характерному звуку, либо по нарушениям в адекватной работе механизма.
  • Колеса в велосипеде считаются той деталью, которая испытывает максимальные нагрузки, следовательно, и изнашивается быстрее прочих. Растяжении спиц – одна их самых распространенных проблем, которая может привести и к деформации оси втулки велосипеда, и к появлению проблем с движением.
  • Трансмиссия. От состояния цепи зависит, будет ли велосипед двигаться и как легко это будет происходить. Именно поэтому растянутая, сточенная или грязная цепь неприемлема для адекватного хода велосипеда. Цепь велосипеда в обязательном порядке должна очищаться и смазываться, а при необходимости настраиваться или заменяться полностью.
  • Подвесы. В случае возникновения первых признаков износа у подвески, а именно: потери упругости при движении, следов масла на ногах вилки из-за течи в сальниках или уплотнительных кольцах, а также изменения цвета напыления ног, следует обратить особое внимание на состояние пружин и пневмокамер, проверить целостность пыльников и башингов.
  • Тормоза. Изношенные колодки – вероятная причина аварийных ситуаций. А собственно износ может заключаться как в истирании самих колодок, так и в накапливании грязи и пыли в поршнях тормозного калипера или появлении воздуха в гидравлике.

Ремонт велосипедов и грамотный уход продлят их жизнь, также гарантируют безопасное и комфортное движение. Для многих велосипедистов самостоятельный уход за своим байком становится не только интересным и полезным, но и приятным делом, позволяющим почувствовать свою состоятельность и самостоятельность.

Что главное в велосипедной поездке? Конечно комфорт. А такое состояние может обеспечить только правильное положение тела и четко выбранная позиция велосипедиста. Но все это зависит от положения руля на велобайке, а также от его исправности.

По причинам, которые будут описаны ниже, возникает необходимость регулировки рулевого управления. Как подтянуть руль на велосипеде? Можно ли осуществить этот процесс в домашних условиях? Какой понадобится инструментарий и какова последовательность действий? На эти и другие вопросы ответит данная статья.

Зачем нужно осуществлять регулировку руля.

Существует две причины, по которым стоит заняться регулировкой рулевой колонки, например у велосипеда Stels.

Рассмотрев самые распространенные причины возникновения подобной проблемы, акцентируем внимание на нескольких рекомендациях для эффективного решения этого вопроса.

  • Безрезьбовая рулевая колонка тоже подается регулировке.


Фото 1. Структура велосипедного руля.

  • Если возникает ситуация при которой необходимо изменить высоту роля на большую дистанцию, чем это предусмотрено существующей длиной, то необходимо просто приобрести подходящий вынос.
  • Регулировку нужно производить до такого уровня, при котором езда станет для вас комфортной. У каждого человека свое тело, поэтому слушайтесь его и выставляйте руль на нужную именно вам высоту.
  • Определенным критерием может служить позиция, при которой руль и сиденье находятся на одном уровне. Но все это очень индивидуально.

Перечень инструментов необходимых регулировки велосипедного руля.

В принципе при небольшой проблеме можно остановиться на профилактическом затягивании фиксаторов. Но с точки зрения безопасности, всегда лучше перестраховаться и разобрать рулевую колонку с ее последующей регулировкой. Если вы этого не сделаете, то большая проблема сможет настичь вас в самый неподходящий момент. Например, среди потока машин или в чистом поле.

Перед тем как затянуть руль на велосипеде, нужно подобрать подходящий инструментарий.

  • Нельзя обойтись без набора велосипедных шестигранников.
  • Обязательно приготовить ветошь, с помощью которой будет убираться старая смазка.
  • Новый смазочный материал.
  • Если возможно – магнитная тарелка, которая не позволит мелким деталям разлететься во время ремонта.

Какие действия необходимы, чтобы затянуть или подтянуть руль на велосипеде Stels

  1. Перед началом ремонтных работ, нужно убедиться, что они действительно необходимы. Одновременно зажимаем передний тормоз и вынос руля. Прокачиваем велосипед в разные стороны. Если люфтит руль на велосипеде, то это сразу чувствуется.
  2. С помощью шестигранного ключа ослабляем болты фиксирующие вынос. Ослабление производится до момента возможности вытаскивания руля.
  3. Вытаскиваем вынос из собственно рамы. Его можно положить на какую-либо подставку или оставить висеть на проводках.


Фото 2. Классический вид велосипедного руля

Следующие действия проводим, если рулевая колонка не в порядке и нуждается в ремонте.

  • Вынимая руль из вилки можно рассыпать мелкие детали, сразу положите их на магнитное блюдце.
  • Разбираем проблемы подшипников. Насыпные собрать, картриджные осмотреть на проблему выскакивания подшипников.
  • При разборке запоминаем порядок расположения деталей.
  • С помощью ветоши убираем старую смазку.
  • Меняем деформированные детали.
  • Обильно смазываем новым смазочным материалом все внутренние детали.
  • Производим сборку в обратном порядке.

Как просто подтянуть руль на велосипеде?

  • После описанных выше предварительных этапов регулируем высоту выноса при помощи проставочных колец. Конический конец выноса лучше не вытаскивать при таком характере ремонта. Напоминаем, если вынос маленький – его нужно заменить на более длинный.
  • Вставляем руль на место. Не нужно переживать, если все собрали не слишком идеально. Процесс закрепления все исправит.

Как грамотно затянуть руль на велосипеде

  1. Действуем в обратном порядке.
  2. После вставки выноса, болт ставим на место
  3. Начинаем процесс затягивания.
  4. Это нельзя делать с огромной силой.
  5. Обязательно опять покачать велосипед для проверки.
  6. Если болт затянут хорошо, а люфт все равно остался, нужно добавить еще одно проставочное кольцо.
  7. В конце оцениваем соответствие руля по симметрии.

Такие ремонтные работы не требуют особых теоритических знаний или большого количества времени. Используя наши рекомендации, вы сможете избавить себя от возможных проблем или подтянуть руль на нужную высоту.

Болтающаяся или наоборот слишком сильно затянутая рулевая колонка могут полностью испортить вам поездку на велосипеде, поэтому важно отрегулировать ее как можно раньше. Разные виды рулевых колонок требуют разных способов регулировки и далее мы о них расскажем.
Некоторые из наших советов должны рассматриваться как временная мера, полезная для продления жизни вашей рулевой колонки до тех пор, пока вы не найдете время, чтобы заменить ее. Если эти шаги не дадут результата или вы будете обеспокоены безопасностью и надежностью проведенных регулировок, тогда обращайтесь в мастерскую, где эту работу сделает профессионал.

Требуемые инструменты:
Ключи для рулевой колонки (32 или 36 мм)
Торцевые ключи на 4, 5 и 6 мм
Резиновый молоток или деревянный брусок и обычный молоток
Густая смазка и цитрусовое средство для снятия смазки
Ключ с регулировкой момента затяжки
Линейка FSA для рулевой колонки (позволяет измерять углы промышленных подшипников и диаметры)
Тонкие кольцевые прокладки
Рассыпные подшипники 5/32 или 1/8 дюйма или промышленные (картриджные) подшипники

1. Обнаружение неисправностей и настройка резьбовой рулевой колонки
Ударьте передним колесом о землю несколько раз - дребезжащий звук показывает, что рулевая колонка ослаблена. Если руль заклинивается посредине в положении прямо вперед, это означает, что либо подшипники перетянуты либо они сильно изношены. Зажав переднее колесо или раму между ног и использую руль как рычаг, аккуратно установите ключ на 32мм на контргайку и поверните против часовой стрелки. Если контргайка слишком тугая, попробуйте повернуть находящуюся ниже чашку по часовой стрелке, чтобы ослабить ее и освободить верхнюю контргайку. Отрегулируйте чашку, чтобы исчез люфт колонки, при этом вращение руля должно оставаться свободным, затем затяните верхнюю контргайку.

2. Снятие выноса с резьбовой колонки
Для старых 1 дюймовых выносов вам понадобиться выбить клин выноса, чтобы его снять. Используя торцевой ключ, ослабьте болт клина, повернув его против часовой стрелки, пока он не вытащится достаточно, чтобы по нему можно было стукнуть резиновым молотком (оставьте болт накрученным на несколько оборотов, чтобы клин не выпал). Снимите вынос с рулем и закрепите его на верхней трубе велосипеда каким-нибудь ремнем или веревкой. Вытащите вилку, сняв тормоза и крыло, если требуется, затем открутите контргайку и чашку. Вытащите подшипники, промойте их очистителем от смазки или WD40 и протрите тряпкой.

3. Проверка степени износа конуса и чашки подшипников
Последующее применимо ко всем стандартным колонкам на шариковых подшипниках. Посмотрите внимательно на поверхности, по которым движутся шарики, если они изношены, то будут хорошо видны равномерно расположенные отметины, каждая маленькая вмятина соответствует одному определенному шарику. Когда колонка затянута чрезмерно сильно или слишком слабо в течение длительного периода, каждый шарик постепенно выдавливает себе маленькое гнездышко. Этот процесс заметно ускоряется мелкими песчинками и во влажных условий. Есть быстрое решение такой ситуации - добавить шарики там где их не было.

4. Временное решение для изношенных подшипников, чашек и конусов
Когда вилка снята и все детали промыты и очищены, возьмите несколько шариков, сходите с ними в магазин запчастей и приобретите там такие же на замену. Они относительно дешевые и бывают размером 1/8 или 5/32 дюйма в диаметре. Теперь положите хорошую порцию густой смазки в чашку, чтобы удерживать шарики на месте, и расположите шарики в чашке, пока они не заполнят ее полностью. Убедитесь, что они правильно расположены по всему пути движения в чашке. Так как мы делаем немного не по инструкции, вполне нормально, что они будут слегка касаться друг друга. Идея состоит в том, чтобы шарики заполнили целиком чашку и конус в том числе места с меньшим износом. Теперь нужно правильно отрегулировать рулевую колонку (шаг 1). Если у вас классическая безрезьбовая колонка, смотрите следующий шаг.

5. Безрезьбовые (aheadset) рулевые колонки
Для того чтобы настроить рулевую колонку правильно, вам надо понять, что во время настройки вынос должен иметь возможность перемещаться вдоль штока вилки вверх и вниз, поэтому нужно ослабить крепление выноса пока не будет затянута крышка якоря. Во-превых, ослабьте зажим выноса (один или два болта). Если болта два, их нужно ослаблять понемногу по очереди, т.к. ослабление одного нагружает другой. Теперь зажимайте болт крышки якоря. Он подтянет вилку вверх, зажимая шарики подшипников между чашкой и конусом, поэтому не перетяните. Затяните оба болта выноса постепенно, по очереди, пока не достигните одинакового усилия в 5-10Нм.

6. Якорь штока, удерживающий вынос
Классические безрезьбовые рулевые колонки используют якорь, устройство размещенное в штоке вилки, которое подтягивается с помощью болта на верхней крышке. Это затягивание вилки к выносу зажимает шарики подшипников в сборке между чашкой и конусом и таким образом делается регулировка рулевой колонки. Для этого необходимо, чтобы верхняя часть крепления выноса находилась на несколько миллиметров выше верхушки штока вилки. Звездообразный клин справа на верхней картинке используется на стальных и алюминиевых штоках вилки. Клин слева применяется для карбоновых и тонкостенных алюминиевых штоков. Если у вас глубокий нейлоновый колпачок для выноса (как на правой колонке), замените его алюминиевым (как слева).

7. Снятие промышленных (картриджных) подшипников
Если простые настройки регулировки не помогают, заменить промышленные или рассыпные подшипники достаточно просто. Снимите верхнюю крышку и вынос и, если вилка сама не выпала, ударьте по ее штоку резиновым молотком чтобы выбить ее. Если она оказывает сопротивление, попробуйте подцепить и вытащить клин верхнего конуса, удерживая при этом вилку, чтобы она не вывалилась на пол. Обратите внимание, что если у вас рулевая колонка Campagnolo с клином-расширителем вместо классического звездо-образного якоря, неразъемный клин конуса может "залипать" из-за того, что шток вилки слегка расширяется клином-расширителем (это также происходит на некоторых моделях Dia-Compe). В этом случае, вначале ослабьте клин расширения на несколько оборотов торцевым ключом и ударьте по нему.

8. Замена промышленных (картриджных) подшипников
Теперь сравните два подшипника и обратите внимание на разницу в длине наклонной и прямой граней. Эти подшипники бывают различных конфигураций, поэтому используйте в качестве образца ваши оригинальные подшипники, чтобы убедиться, что новые совпадают с ними. Если у вас всеми забытая полностью интегрированная рулевая колонка или нижняя чашка, вашим единственным спасением может быть полоска фторопластовой (PTFE) ленты и несколько капель клея для подшипников. В современных интегрированных рулевых колонках, чтобы определить, какой подшипник подойдет к раме, часто приходится перебрать много вариантов. Чтобы упростить эту работу, FSA сделали линейку, состоящую из металлической пластины, с шаблонами разных профилей чашек и промышленных подшипников.

10. Помните о зазоре
Обратите внимание, когда регулируете рулевую колонку и вынос руля при снятой верхней крышке находится на уровне штока вилки или слегка ниже его. В этом случае вам понадобится положить достаточно регулировочных колец ниже или выше выноса, чтобы в результате получился зазор между верхней гранью выноса и верхним концом штока вилки как показано на фото. Если у вас не будет достаточно выступать вынос или прокладочные шайбы, вы не сможете затянуть подшипники в колонке. Выбросьте нейлоновый колпачек и используйте вместо него тонкий алюминиевый. Проверьте, что расширительный клин или звездообразный якорь хорошо закреплены и не соскальзывают вверх. Окончательно отрегулируйте зажим с помощью верхнего болта крышки якоря, затем аккуратно затяните вынос как в шаге 5, два болта по очереди должны быть затянуты с усилием 5-7Нм.


Укорачивание прямого руля

И сейчас на некоторые горные велосипеды устанавливаются рули с большим размахом. Если для вас такой руль неудобен, вы можете укоротить его, оставив размах от 55 до 60 см максимум. Укоротить руль можно сразу после его установки, обрезав лишнюю часть ножовкой. Если вы некоторое время ездили с большим рулем и привыкли к нему, после чего укоротили его, первое время будьте крайне осторожны — управление велосипедом с длинным и большим рулем сильно отличается.


Инструмент и принадлежности:

□ ножовка
□ липкая лента (или специальная лента для руля)
□ надфиль

Процедура:

1 Снимите ручки и отметьте от краев руля, сколько вам нужно отпилить.
2 Наклейте липкую ленту рядом с теми местами, где вы собираетесь отпиливать руль — она будет служить вам указателем. Старайтесь пилить ровно.
3 Встаньте так, чтобы пила шла ровно, желательно попросить кого-нибудь, чтобы он подержал велосипед и руль.
4 После того как вы отпилили ненужные части, обработайте края надфилем.
5 Установите на руль все ранее снятые с него компоненты.

Рулевая колонка

Эта часть велосипеда образует связь между рулевой системой и рамой. Рулевая колонка состоит из двух подшипниковых узлов, установленных по краям передней трубки. Нижний подшипниковый узел расположен между верхней частью вилки и нижней частью передней трубки. Верхний подшипниковый узел регулируется, соответствующие устройства прикручены к верхнему краю рулевой трубки. Вынос руля выступает вверх из контргайки верхнего подшипникового узла.
Если практически все дорожные велосипеды имеют одинаковую, взаимозаменяемую регулировочную рулевую колонку, то с горными велосипедами все намного сложнее — в зависимости от модели рулевые колонки у них имеют разный размер, нередко очень большой. Как правило, размер рулевой колонки определяется внешним диаметром рулевой трубки. Обслуживание очень больших рулевых колонок требует и специального инструмента.

Регулировка рулевой колонки

Если руль велосипеда начинает поворачиваться с трудом или, наоборот, виляет из стороны в сторону, прежде всего необходимо отрегулировать подшипники рулевой колонки. Если после регулировки проблема остается, то, возможно, деформировались чашки подшипников — либо они были слишком туго затянуты, либо в результате удара шариков между собой.
В первом случае выполните нижеследующую процедуру.


Инструмент и принадлежности:

• специальные ключи для работы с рулевой колонкой (или разводные ключи)

Процедура:

1 Ослабьте хомут на верхнем подшипнике или контргайку верхнего подшипника рулевой колонки примерно на один оборот, если под ними нет зубчатого кольца, но даже если под подшипником оно и есть, этого вполне хватит, чтобы ослабить его. Если контргайку прижимает вниз винт без головки, сначала открутите его.
2 Приподнимите находящуюся под гайкой шайбу, обеспечив доступ к нижней части, где расположена чашка регулируемого подшипника.
3 Если подшипник ослаблен или слишком сильно затянут, затяните или ослабьте чашку регулируемого подшипника, повернув ее примерно на 1/8 оборота в нужном направлении. Делается это обычно не ключом, а рукой.
4 Встаньте впереди велосипеда, обхватите ногами переднее колесо, удерживайте регулируемую чашку подшипника специальным или гаечным ключом.
5 Продолжая удерживать чашку, вставьте шайбу и затяните контргайку.
6 Проверьте правильность установки и регулировки, в случае необходимости повторите п. 5.
7 Если на вашем велосипеде контргайку прижимает винт без головки, затяните его покрепче, чтобы контргайка случайно не вылетела.

Примечание

Проведите вертикальную черту на регулируемой чашке подшипника и передней трубке — это поможет вам установить чашку правильно. Если вы хотите затянуть регулируемую часть, поверните чашку вправо (по часовой стрелке) на 6 мм, а если хотите ослабить, го влево (против часовой стрелки).


Осмотр и ремонт рулевой колонки

Если возникшие проблемы не удалось устранить с помощью регулировки, придется снимать подшипники и все другие детали, чистить их, смазывать, а при обнаружении дефектов — заменять. Разбирать рулевую колонку необходимо и в тех случаях, когда вы хотите что-либо в ней заменить, к примеру вилку. Прежде чем приниматься за эту работу, снимите руль вместе с выносом (см. инструкцию в начале части). Если на вашем велосипеде установлены консольные тормоза или тормоза с центральным натяжением, первым делом ослабьте тормозные тросы.

Инструмент и принадлежности:

• специальные ключи для демонтажа рулевой колонки или разводные ключи
• подшипниковая смазка
• ветошь

Процедура демонтажа:

1 Ослабьте и снимите хомут или контргайку, установленную вверху рулевой колонки.
2 Снимите контргайку (старайтесь держать ее прямо).
3 Прижимая переднюю вилку к раме, открутите регулируемую чашку подшипника.
4 Вытащите шарики подшипника из держателя.
5 Вытяните вилку из рамы, вытащите шарики из держателя в нижнем подшипнике. Будьте внимательны — снимите все шарики и постарайтесь их не растерять. Не вставляйте шарики другого размера.

Процедура осмотра и ремонта:

1 Проверьте все детали на износ, наличие ржавчины и деформацию. В деталях подшипника не должно быть царапин, ямок. Наличие любой деформации для подшипника губительно, но самые серьезные проблемы могут возникнуть, если он еще и плохо установлен. Поэтому настоятельно рекомендую вам ежемесячно проверять установку подшипников на рулевой колонке.
2 Если чашки подшипников сильно деформированы, замените всю рулевую колонку. В этом случае обязательно замените и шарики подшипников, такими же по размеру. Покупайте либо шарики отдельно, либо, что предпочтительно, уже установленные в держатель.
3 Если вам приходится заменять обоймы подшипников на рулевой колонке, снимите старые чашки и верхнюю часть вилки и установите на их место новые. Данную работу лучше выполнить в мастерской.



Примечание

С недавнего времени особой популярностью стали пользоваться регулировочные части с установленными патронными подшипниками. Такие подшипники и снимать легче, а кроме того, не изнашиваются детали, которые вставляются в переднюю трубку и переднюю вилку.

Процедура установки:

Передняя вилка


Изогнута передняя вилка или нет

Вилка может изогнуться по-разному, поэтому существует и несколько методов ее проверки.

Инструмент и принадлежности:

• металлическая линейка
• абсолютно ровная поверхность
• абсолютно ровный брусок высотой минимум в 5 см и длиной 20 см
• штангенциркуль


Процедура проверки:

Процедура выправления:

Осмотр и замена передней вилки





Инструмент и принадлежности:

• шестигранные ключи 3—6 мм
• специальные ключи для работы с рулевой колонкой или разводные ключи

Процедура:

Передняя подвеска

В последние годы среди любителей горных велосипедов сделались весьма популярными телескопические передние вилки. Сказать, какая модель такой вилки лучше или хуже, не представляется возможным, поскольку ежегодно на рынке появляются все новые их типы, рассказывать о которых можно бесконечно. Универсальную подробную инструкцию по уходу за всеми подобными вилками также дать затруднительно.
Единственно, что я мог бы вам посоветовать, это регулярно их чистить, особенно в тех местах, где более тонкая часть выходит из более толстой. Если внутрь телескопической вилки проникнет грязь, она может разрушить прокладки (на моделях с гидравлическим демпфером), в результате чего начнется утечка масла. Не лучше будет, если грязь проникнет между сочлененными деталями — они могут слипнуться, что очень опасно внезапным отказом в работе вилки.
Регулярно проверяйте соединение деталей подвески и рулевые качества. Если заметите, что во время поездки вы теряете контроль за передней нижней частью вилки, знайте — скорее всего, механизм ее поврежден. Ограничивайте свой уход за вилкой только ее чисткой и мелкой регулировкой, все сложные виды работ проводите в мастерской Если же вы хотите научиться ремонтировать ее в своем, и не только, велосипеде, то запросите у фирмы-изготовителя подробную инструкцию на вилку.
Для того чтобы установить вилку с подвеской, пользуйтесь той же инструкцией, которая приведена выше, для установки жесткой вилки. Если вы захотели сменить жесткую вилку и установить на своем велосипеде телескопическую, обратите внимание на размер рулевой трубки. Менять вилки лучше всего сразу при покупке велосипеда. После замены обязательно покатайтесь на велосипеде, проверьте его работу. Если руль поворачивается слишком легко, проверьте установку вилки. Если вы уже купили велосипед, проверили его, а через некоторое время заметили в работе вилки какие-то неполадки, не пытайтесь их устранить самостоятельно, обращайтесь в мастерскую.




Уход за подвеской с использованием эластомера

На большинстве таких подвесок для регулировки фрикционного демпфирования есть ручка или диск, которые снимаются перед заменой подушки из эластомера. Регулируйте всегда симметрично, одинаково равномерно двигая обе стороны вилки. Любителям прокатиться по серьезному бездорожью подушки нужно ставить более жесткие, для тех же, кто катается по городу или в сельской местности на ровных дорогах, больше подойдут мягкие подушки. Если подвеска работает жестко, поверните ручку или диск по часовой стрелке, усилив фрикционное демпфирование; ослабить его можно поворотом ручки или диска против часовой стрелки. Поэкспериментируйте несколько раз, найдите более удобное для себя фрикционное демпфирование.
Замена подушки из эластомера начинается с того, что вы снимаете с велосипеда переднее колесо и отцепляете перо вилки (на большинстве моделей это делается при помощи большой навинчивающейся крышки вверху). Вытащив внутреннюю скользящую трубу, вы увидите устройство, напоминающее ползунок, — он установлен как раз между подушками из эластомера. В зависимости от степени жесткости подушки имеют особую расцветку. Самые жесткие подушки обычно имеют белый цвет, умеренно жесткие — желтый, самые мягкие — красный. Выберите ту комбинацию, которая вас наиболее устраивает, обращая внимание на жесткость и на вес подушки. Можно ставить одновременно разные подушки, к примеру самые жесткие — на концы вилки, а самые мягкие — в середине. После установки подушек соберите вилку и сразу же покатайтесь на велосипеде, проверьте ее работу. При необходимости проведите дополнительную регулировку.

Уход за вилкой, оборудованной пневматической подвеской

Такие подвески являются технически самыми сложными и одновременно самыми уязвимыми. Давление в них регулируется изменением давления газа (азота или воздуха в зависимости от фирмы-производителя и модели). На большинстве моделей, где используется воздух, давление регулируется простым клапаном (либо таким же, как на автомобильной шине, либо как на футбольном мяче). Закачивается воздух насосом или компрессором, оборудованным соответствующим переходником. Натяжение уменьшается за счет выпуска воздуха нажатием на ниппель клапана. Тем из велосипедистов, которые любят поездить с ветерком по крутому бездорожью, следует накачивать подвески сильнее, чем тем, кто ездит помедленнее, по городским или достаточно ровным сельским дорогам.
Удары на таких вилках гасятся гидравлическим амортизатором — поршнем с небольшим отверстием, перемещающимся вверх и вниз в наполненном маслом цилиндре. Обычно амортизация увеличивается за счет выбора более высокого числа и уменьшается выбором меньшего числа на ручке или диске. Если амортизация кажется вам недостаточной, замените имеющееся масло более вязким. Как правило, фирмы-изготовители предлагают купить якобы специальное масло с особыми добавками собственного изготовления, но вы вполне можете пользоваться любым другим. Лучше всего, и с точки зрения цены, и с точки зрения эффективности, использовать автоматическую трансмиссию, купить которую можно в любом автомагазине, и чем выше будет число, тем лучше амортизация.

Другие принципы работы подвесок

Читайте также: