Ремонт производственного фена сгорела спираль своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Во время ремонта и монтажа различных конструкций строительный фен используется для разогрева застарелых лакокрасочных покрытий, которые по-другому будет сложно удалить с поверхности. Также его применяют на строительстве при пайке металла и во время работы с пластиковыми трубами, которым при нагревании можно придать нужную форму изгиба. Однако стоит учитывать, что строительный фен – сложное устройство и при неправильной эксплуатации оно может получить серьезные повреждения, устранение которых потребует траты времени и сил.

Самостоятельное выполнение ремонта оборудования может стать необходимостью в случае, если срок гарантии уже истек, или у вас нет возможности останавливать работы на тот период, пока устройство будет находиться в сервисном центре. В такой ситуации вам необходимо знать, как диагностировать поломку и проводить ремонт.

Параметры деталей электронной платы DV3011

TR1 -BTA 16 600CMAR729R1=100Ком
D1 -6C2RSHL LM358P – микросхемаR2=97Ком
С1=3.3mF (50V)R3=100Ком
С3=0,47mF (50V)R4=21,7Ком
С18=470mF (25V)R5=
С=.22mF KX2 (250V) MEX CPF 40/85/21/CR6=50Ком
D1-9 – 1N4007 ZXR7=
D10 – 6A10R8=430Ком
Z2 -1N744A (стабилитрон)R9=
S1 – переключатель “Defond” DSE 2410 10A 250V~ T85R10=68Ком
P – нагревательные элементыR11=68Ком
F – термопредохранитель (термозвено) LEBAO R4D 250V 10A TF-135°C


Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V


Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.


Плата DB230V. Фото поближе.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений


Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.


Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.

04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:


Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V

Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:

  • N3 – S2
  • N1 – S3
  • N2 – S1
  • N – GX

Возможные неисправности

В силу своего простого принципа работы, чаще всего возникают следующие поломки бытового фена для волос:

  • совсем нет питания (устройство не включается);
  • не крутится вентилятор либо лопасти плохо набирают обороты;
  • при работе слышен запах гари либо в области двигателя что-то искрит;
  • фен не дует горячим воздухом (только холодным).

Нет питания — проверяем цепь

Первым делом, если фен для волос не включается, нужно проверить питание в розетке и целостность электрического шнура. Для этого можете использовать индикаторную отвертку или специальный тестер – мультиметр. О том, и , мы рассказывали в соответствующих статьях.

Если в розетке питание есть, а фен не работает, для ремонта тщательно просмотрите внешний вид шнура: возможно, он где то перебит, перетерся либо надрезан. Самыми проблемными местами шнура считаются место ввода в корпус устройства, а также место соединения с электрической вилкой. Если с виду никаких явных причин поломки обнаружить не удалось, приступайте к разборке корпуса. Разобрать корпус фена своими руками совсем не сложно, главное – найти все крепления и выкрутить их (они могут быть спрятаны за наклейками, резиновыми заглушками и т.д.).

Когда Вы доберетесь до внутренней конструкции (на фото выше), первым делом просмотрите место соединения электрического шнура с остальными элементами цепи. Очень часто мотор не запускается из-за того, что отпадает провод в месте скрепления. Если в Вашем случае все именно так, ремонт может завершиться несложной пайкой либо скруткой жил.

Видео урок по теме — ищем где пропало питание

Шнур исправен, но фен все равно не работает? Производим ремонт дальше и проверяем остальные элементы цепи. Если у Вас есть схема Вашей модели устройства, с помощью тестера прозвоните остальные элементы: плавкий предохранитель, выключатель и переключатель режимов. Не редкие случаи, когда бытовой электроприбор перегревается и отключается из-за того, что сгорел предохранитель. Его нужно заменить на точно такой же по характеристикам.

Кстати, бывает обратная ситуация – после включения и сушки волос фен не выключается. В этом тоже вина самого выключателя!

Другая неисправность – не действует кнопка включения/отключения питания. Мы уже рассказывали, . Ремонт в этом случае аналогичен – проверьте размыкающие контакты тестером, зачистите их до металлического цвета и если починить поломку своими руками не получится, замените выключатель. Точно так же проверьте и переключатель режимов, если фен не переключает скорости либо не регулирует температуру (к примеру, не работает на 2 скорости), попробуйте отремонтировать регулятор либо выполните простейшую замену.

Ремонтируем кнопку включения

Вентилятор не вращается – чистим его

Другой вид поломки – проблемы с вентилятором, который не разгоняется. Если фен не работает, потому что не крутится вентилятор, разберите корпус и просмотрите, насколько чистые лопасти. Иногда вентилятор не набирает обороты, потому что на него накручены волосы. Для ремонта Вам нужно всего лишь выполнить чистку — снять лопасти с вала, убрать весь мусор и заново установить вентилятор в посадочное место.

Более подробно увидеть процесс ремонта Вы можете на видео инструкции ниже. В некоторых моделях техники установлены фильтры, которые также нужно чистить.

Полная очистка всех деталей

Кстати, если при включении вентилятора пахнет гарью, то скорее всего фен воняет из-за сильного загрязнения. Очень часто тщательная очистка помогает решить проблему самостоятельно на дому с минимальным !

Воздух не нагревается – смотрим спираль

Еще одна не менее популярная неисправность – перегорание спирали, которая является основным нагревательным элементом. Если Ваш вентилятор не нагревается либо слабо греет воздух, доберитесь до спирали, прозвоните ее тестером и сделайте визуальный осмотр. Поврежденный нагревательный элемент можно постараться отремонтировать, но чаще всего после ремонта (к примеру, соединения нихромовой нити) проходит несколько месяцев и фен снова ломается. Спираль лучше заменить на новую, чтобы в дальнейшем поломка не возникала.

Проблемы с электродвигателем

Ну и последняя, самая неприятная поломка – когда фен не работает из-за того, что сгорел двигатель. В этом случае при ремонте Вы только сможете с помощью тестера убедиться в том, что неисправен именно движок. Помимо этого признаками поломки можно считать запах гари и искрение в области вентилятора. Самостоятельно отремонтировать устройство Вам вряд ли удастся, поэтому лучше либо заменить двигатель, либо отнести устройство в сервисный центр.

Вот и все, что хотелось рассказать Вам о том, что делать, если фен не работает и как выполнить его ремонт своими руками, если сломался вентилятор, выключатель либо двигатель. Надеемся, что предоставленная инструкция была для Вас полезной и интересной. Кстати, промышленную модель (строительную) отремонтировать можно по этой же инструкции в картинках. По сути, строительный фен по конструкции похож, только более защищен внешне и имеет более мощные детали внутри!

Нравится(0 ) Не нравится(0 )

Как вы уже догадались, в данной статье мы рассмотрим вариант ремонта обычного бытового фена, своими руками. Так как в ремонтную мастерскую вы его всегда успеете отнести, то попробуйте его сделать самостоятельно. Для ремонта и диагностики нам понадобиться, прозвонка, отвертки, плоскогубцы и индикатор.

Для начала делаем визуальный осмотр фена, на поиск видимых механических повреждений. Если все в порядке включаем фен в розетку и определяем характер неисправности. При любой поломке нам все равно нужно будет разобрать фен для ремонта. Допустим, фен вообще не включается и не подает признаков жизни, значит, у нас есть отправная точка. В первую очередь нужно глядеть сетевой шнур и переключатель на рукоятке фена.

Смотрим на корпус и определяем, какая отвертка нам нужна, вариантов тут много, звездочка, рогатка, фигурная, шлицевая, все зависит от модели фена. Разобрав корпус, внимательно изучаем всю начинку фена и стараемся понять что куда идет и зачем оно нужно. Положив разобранный и приготовленный к ремонту фен на ровную диэлектрическую поверхность, включаем его в сеть.

Далее берем индикаторную отвертку и смотрим, куда приходят концы сетевого шнура. Проверяем приход фазы индикатором

, если все в норме то переворачиваем вилку в розетке и проверяем фазу на втором проводе . Если вы установили что есть обрыв сетевого шнура, то постарайтесь его найти.

Хороший способ для поиска обрыва кабеля осторожно изгибать и шевелить его для того чтобы места обрыва соединились и фен кратковременно включился. Так же на фото обозначены места, где наиболее часто происходит обрыв.

После сетевого шнура ищем поломку в кнопке включения по тому же принципу. Смотрим где у кнопки вход и проверяем наличие фазы, затем ищем выход с кнопки и проверяем там. Кнопки и переключатели это основная неисправность бытовых фенов стоят они не дорого, так что не старайтесь их ремонтировать это нудно и кропотливо, гораздо проще купить и заменить своими руками. Большинство поломок

можно определить при помощи визуального осмотра фена в разобранном состоянии и индикаторной отвертки.

Электродвигатель фена в основном работает от постоянного тока , который идет от диодов. Для того что бы проверить диоды необходим тестер. На нашем сайте по электричеству вы найдете руководство о том, как работать с тестером и проверять диоды. Нет смысла подробно повторяться в этой статье.

Очень внимательно осматриваем спираль фена и если вы нашли в ней обрыв то для его ремонта нам потребуется маленькая медная трубка

. Смотрим на фото и делаем также, не стоит скручивать концы спирали между собой, так как они скоро сгорят и вам придется ремонтировать фен второй раз.

Основные поломки фена

Сетевой шнур

Переключатель

Забитый вентилятор

В моей практике поломки электродвигателя встречались не часто, и если у вас сгорел на фене электродвигатель, то нет смысла его менять, проще купить новый фен и желательно подгадать покупку к 8 Марта, что бы не тратиться на подарок второй раз)))

К любому радиолюбителю, как только информация о том, что он разбирается в электронике, разнесется по знакомым, наверняка обращаются за помощью, почти все из них. Действительно, при нынешних ценах, даже на мелкий ремонт техники в мастерской, иногда бывает дешевле и выгоднее купить новую вещь, чем сдавать дешевые вещи на ремонт. Но при наличии пусть даже небольшого опыта, подобный мелкий ремонт бытовой техники, можно не напрягаясь, провести в домашних условиях. Не имея практически никаких инструментов, с использованием для измерений одного только мультиметра, затратив максимум час — полтора времени. Вообще, имея только один мультиметр, из приборов, и самое главное, умея с ним хорошо обращаться, уже можно выполнять довольно большое количество самостоятельных ремонтов, самой разнообразной бытовой техники. Сегодня ко мне, как обычно, обратились родственники, за помощью в Polaris для сушки волос.

Опытные мастера, прочитав эту статью, конечно усмехнутся, тут делов-то на полчаса, и еще чай попить можно успеть), какие час — полтора, но данная статья, ориентирована в первую очередь, на начинающих домашних мастеров, а не профессионалов в своей области, у которых все получается, конечно намного быстрее. У меня этот ремонт, так и занял, где то полчаса. Небольшие трудности возникли лишь при разборке. После осмотра фена увидел, что в нем применен саморез со шлицем под головку типа Вилка.

Поначалу был озадачен, если бы саморез не удалось открутить, о ремонте можно было бы забыть. Это с головками под звездочку или крестовую, при необходимости, если вы сорвали шлицу, или просто банально не можете найти подходящую отвертку, еще может прокатить вариант высверливания головки сверлом, зажатым в патрон электродрели. Но у меня, к счастью, есть в наличии два набора отверток с разными битами, и одна из бит у одного из наборов подошла. Когда винт был откручен, корпус все равно отказывался открываться. Знаю по опыту, что применение силы, не всегда самый правильный выход, и если корпус не открывается с применением среднего усилия, значит там стоят защелки. Тогда я достал набор экстракторов для разборки планшетов, так как решил не корябать корпус, разными металлическими предметами. Правда это мне мало помогло, требовалось большее усилие, и без помощи перочинного ножа не обошлось. Наконец корпус был благополучно открыт.

Ремонт фена Интерскол своими руками

Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.

Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:

  • Замена симистора,
  • Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
  • Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
  • Замена двигателя.

Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.

Рекомендуемое максимально время работы – 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.

Советы экспертов

Эксперты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Причина поломки выявляется путём диагностики строительного фена. Не лишним будет выполнить разбор прибора, даже если дефект виден визуально.
  2. Чтобы после разбора и устранения неполадки правильно собрать прибор, необходимо фиксировать все расположенные детали путём фотоаппарата. Можно начертить схему, но это труднее и требует детального, кропотливого разбора составляющих элементов.
  3. При включении прибора исходит характерный еле слышимый звук. Если его вовсе нет либо появляются скрипы или шелест, то однозначно проблема — в движке.

Отремонтировать строительные фены достаточно легко, если всё делать правильно. Для этого нужно соблюдать чёткую последовательность действий, чтобы выявить поломку и быстро её устранить.


Хороший строительный фен стоит достаточно дорого. Но даже самые качественные модели со временем могут выйти из строя. Ремонтировать их самостоятельно выгоднее, чем отдавать в сервисный центр. Устройство фена простое, каждый может починить его в домашних условиях. В статье подробно разобрано какие поломки могут возникнуть, как их устранить самостоятельно не обращаясь к мастеру, дана схема ремонтных работ, а так же приведены советы экспертов.

Устройство прибора

Основные элементы, из которых состоит строительный фен:

  • двигатель;
  • нагревательный элемент;
  • вентилятор.

Мощность у аппарата большая, а производительность зависит от количества литров воздуха, которое пропускает фен за минуту.

У многих современных моделей есть такие функции:

  • регулировка потока воздуха и температуры;
  • выбор нужного рабочего режима;
  • насадки, упрощающие работу с материалами различной прочности;
  • определяющий температуру нагрева светодиодный индикатор.

В отличие от обычного фена строительный имеет намного более мощный электромотор и нагревательный элемент. Внутри корпуса из ударопрочного пластика сосредоточены электромотор, спирали и вентиляторы. Последние представляют собой нагревательные элементы.

Кроме этих элементов, внутри механизма есть дополнительные, которые играют важную роль в работе фена:

  1. Кнопка выключения. Иногда со встроенным регулятором температуры.
  2. Регулятор температуры. Выходящий из сопла инструмента воздух нагревается за счёт этого датчика.
  3. Сменные насадки. Они крепятся на сопло.

Принцип работы

Принцип работы можно описать следующими пунктами:

  1. Запуск инструмента одновременно с работой электродвигателя и ТЭНа.
  2. Вентилятор, который прикрепляется на вал двигателя, обеспечивает вывод потока горячего воздуха из сопла. Его функция состоит в охлаждении нагревательной спирали, предотвращении её расплавления.

Без работы двигателя не смогут работать ТЭНы. Они просто выйдут из строя через несколько минут или даже секунд. Если на них прикреплена дополнительная защита, то есть вероятность, что ТЭН не перегреется, не сломается. Без работы этих элементов из сопла не сможет выходить прогретый воздух. Будет дуть только холодный.

Если фен перестаёт работать, то его не следует выбрасывать и менять на новый. Вероятно, что проблема кроется в выходе из строя некоторых деталей. Не стоит обращаться в сервисный центр, так как это дорого вам выйдет. Наилучший вариант — самостоятельный разбор фена, выяснение причины поломки, её исправление.

Какие могут возникнуть поломки?

Проблемы с кнопками и переключателями

Кнопки фена заедают из-за того, что на переключателе появляются нагар, окись. Эти дефекты не позволяют пройти электрическому току по контактам. Для выявления неисправности переключателя и кнопки пользуются мультиметром.

Для этого в режиме прозвона нужно коснуться щупами выводов кнопки. Если прибор отключён, то он не должен издавать никаких посторонних шумов. Особенно подозрительны посвистывания. При включении первого — второго режимов в исправном состоянии переключателей должен издаваться еле слышный звук. В этом кроется причина: неисправны другие узлы в системе.

Разобрав фен, нужно прочистить все соединительные контакты, которые на поверхности имеют ржавчину или иные попавшие извне элементы. Иногда достаточно заменить переключатели на новые, чтобы устройство исправно заработало.

Неисправность сетевого провода


Визуально обнаружить неисправность сетевого провода невозможно. Происходит повреждение жил внутри изоляции, которые снаружи совсем не видны.

Повреждение провода возникает как по механическим причинам, например, передавливание провода дверью, так и из-за долгой эксплуатации прибора на максимальной мощности. Жила перегревается, перегорает, медный материал в результате этого становится хрупким, ломким.

Мультиметром можно диагностировать поломку этой части, следуя инструкции:

  1. разбирается фен;
  2. включается на мультиметре режим прозвона;
  3. к контакту вилки подключается один щуп от мультиметра;
  4. второй щуп поочерёдно прикладывают к контактам на клеммной колодке;
  5. если какой-то из контактов подаёт сигнал при такой манипуляции, значит, одна из жил ещё рабочая, а проблема заключается в другой жиле;
  6. подключается щуп на второй контакт вилки, и процедура продолжается;
  7. мультиметр должен издать звук при прикосновении ко второй клеммной колодке.

Неисправность коллекторного двигателя

Чтобы уточнить проблему с коллекторным двигателем, необходимо применить мультиметр. Выполняют им прозвон, а затем подключают к источнику постоянного напряжения необходимой величины. Плату с диодным мостом отсоединяют, если нет источника переменного напряжения необходимой величины.

Чтобы осуществить прозвон электромотора мультиметром, необходимо к щупам подвести выводные контакты устройства. Появившееся сопротивление — сигнал, что обмотка не повреждена. Двигатель неисправен, когда издаются нехарактерные звуки. В данном случае можно услышать пощёлкивание или скрежет.

Перегорела плата и спираль


Диагностику неисправности спирали и платы выполняют по следующей схеме:

  1. извлекается нагревательный элемент из металлической колбы;
  2. осматриваются провода на наличие подключения их к контактам спирали ТЭНа;
  3. на этом этапе уже можно увидеть возможную поломку: окисление контактов или отсоединение одного из проводов;
  4. в режиме измерения сопротивления включается мультиметр, подключается к контактам спирали;
  5. нарушение целостности нихромовой нити определяется нулевым значением прибора: спирали должны показывать сопротивление.

В результате эксплуатации электрофена нихромовая нить теряет свои первоначальные характеристики, не имеет присущих ей свойств. Она становится хрупкой, выводит из строя многие составные элементы прибора — первыми перегорают плата и спираль.

Если спираль имеет обрыв и повреждения в разных местах, то её нужно заменить на новую. Простой обрыв можно устранить путём соединения двух частей спирали. Для этого потребуется воспользоваться маленькими болтиками и гайками.

Как отремонтировать инструмент: схема

Сначала проводят диагностику строительного фена. Выполняют это визуальным путём и опытным. Для непосредственного ремонта своими руками применяют отвёртку и паяльник. Чтобы заменить нужную деталь, необходимо заранее её приобрести.

  1. Замена спирали производится с учётом значения сопротивления. Отсоединённые проводники припаиваются на место.
  2. Чтобы заменить конденсатор, деталь выбирают с учётом характеристик мощности и по номинальному значению напряжения.
  3. Внешний провод меняется путём разбора фена (его корпуса). Сначала отсоединяют повреждённый провод, проверяют исправность остальных. Когда новый провод будет подсоединён, то проверяют исправность всех проводов и самого устройства. Только потом собирают корпус инструмента, подключают к электрической сети.

Схема ремонта строительного фена:


Советы экспертов

Эксперты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Причина поломки выявляется путём диагностики строительного фена. Не лишним будет выполнить разбор прибора, даже если дефект виден визуально.
  2. Чтобы после разбора и устранения неполадки правильно собрать прибор, необходимо фиксировать все расположенные детали путём фотоаппарата. Можно начертить схему, но это труднее и требует детального, кропотливого разбора составляющих элементов.
  3. При включении прибора исходит характерный еле слышимый звук. Если его вовсе нет либо появляются скрипы или шелест, то однозначно проблема — в движке.

Отремонтировать строительные фены достаточно легко, если всё делать правильно. Для этого нужно соблюдать чёткую последовательность действий, чтобы выявить поломку и быстро её устранить.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о разборке и ремонте строительного фена:

12.03.2012

Фен Интерскол ФЭ-2000.

Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.

Сопло фена Интерскол ФЭ-2000. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.


Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.

Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.


Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.

Корпус фена Интерскол ФЭ-2000 вскрыт .



Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).

Все внутренности фена Интерскол ФЭ-2000. Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.



Двигатель с крыльчаткой.

Крыльчатка фена Интерскол ФЭ-2000.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.

Снимаем крыльчатку с двигателя фена Интерскол ФЭ-2000. Используем пинцет и сверло диаметром 2 мм.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.

Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.


Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.


Старый (слева, без маркировки) и новый (справа) двигатели.
Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.

Разъем плоский типа РпИм+РпИп (автоклемма).


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути – изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка – выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное – не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное – уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку – наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.

Плата зарядного устройства до переделки.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).


Установка (склеивание) ферритового магнитопровода. Нанесение цапонлака.
Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).

Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания.



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ремонт паяльной станции Solomon SR-976). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом – наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.

Лампа накаливания подключена вместо спирали.


Лампа накаливания подключена вместо спирали.


На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.

Степень накала спирали фена Интерскол ФЭ-2000 в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

i (2)

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

i (1)

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2


Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

i (2)

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке \рис.4\ и схематическом изображении ротора электродвигателя.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

i (4)

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

i (7)

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

i (3)

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

i (5)

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

i (2)

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

i (1)

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2


Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

i (2)

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке \рис.4\ и схематическом изображении ротора электродвигателя.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

i (4)

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

i (7)

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

i (3)

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

i (5)

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Читайте также: