Ремонт пожарных рукавов своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не удовлетворяют требованиям испытаний, а также при наличии проколов, потертостей, местного гниения ткани, расслоения, смятия спирали и других повреждений.

Ремонтировать неисправные рукава возможно двумя способами:

  • ? вулканизацией (на вулканизационном аппарате);
  • ? заклеиванием поврежденных мест без последующей вулканизации.

Второй способ ремонта может быть применен непосредственно в подразделении, без применения специального оборудования.

Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь следующие материалы:

  • ? клей резиновый вулканизационный;
  • ? резину сырую листовую протекторную или прослоенную;
  • ? холст или мешковину, пропитанную резиновым клеем.

При ремонте заклеиванием:

  • ? клей резиновый обыкновенный;
  • ? резину камерную или выбракованные камеры;
  • ? холст или мешковину, пропитанную резиновым клеем.

Перед ремонтом рукава чистят, промывают водой, сушат и выявляют места и размеры повреждения. Работы по ремонту рукава проводят не раньше чем через 24 часа после его сушки. Для удобства работы в ремонтируемый рукав вставляется гладкая металлическая или деревянная труба.

Наиболее серьезными повреждениями рукавов являются сквозные разрывы стенки. Устранение таких повреждений требует вскрытия стенки рукава с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. Для удобства работы слои стенки рукава по мере вырезки негодных участков отгибаются вверх.

После удаления негодных участков поврежденный участок подготавливается к ремонту:

  • ? тщательно зачищается ремонтируемый участок при помощи металлической и волосяной щеток;
  • ? промывается растворителем;
  • ? просушивается.

Тщательно зачищается и промывается с обеих сторон предназначенная для ремонта заплата из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок рукава на 35-40 мм во всех направлениях.

После просыхания заплаты и ремонтируемого места на них наносят слой клея концентрации 1:18 или 1:10, который просушивают в течение 5-6 часов при температуре не ниже 15-18 °С.

После просушки на заплату и ремонтируемый участок рукава вторично наносят слой клея концентрации 1:6, который в течение 10-15 минут подсушивают, и после этого накладывают на ремонтируемое место заплату, которую разглаживают и прижимают при помощи пресса или тисков.

Резиновая заплата второго слоя рукава должна быть на 12-20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка рукава. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и для первого слоя.

Раскрой и оклейка рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся в том же порядке, как и нанесение заплат.

Наружная обкладка должна два-три раза обернуть отремонтированный участок и перекрыть место разрыва на рукаве на длину 200-250 мм с каждого конца.

При отслоении обкладки ее заменяют новой и приклеивают к рукаву резиновым клеем.

Деформация металлической спирали рукава устраняется деревянным молотком на круглой оправке.

Прокол в рукаве устраняется заливкой поврежденного места вулканизационным резиновым клеем.

Если рукав отремонтирован способом, предполагающим последующую вулканизацию, то эта вулканизация может быть произведена на вулканизационном аппарате.

Для вулканизации необходимо иметь специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок рукава в аппарате без изменения его формы. Такие приспособления могут быть выполнены в виде металлических фасонных плит, соответствующих форме рукава, с впадинами и выпуклостями по внутренней поверхности.

Вулканизировать рукав необходимо при температуре 130— 140 °С в течение 35-40 минут.

Если же рукав заклеивают с помощью вулканизированной резины и обыкновенного резинового клея, то после ремонта его просушивают в помещении при температуре 15-18 °С в течение 2-3 суток. При просушке рукав остается надетым на трубу.

Установка заплат внутрь рукава производится с помощью приспособления для прижатия заплаты. Обработка внутренней поверхности рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в рукаве.

В случае вздутия или местного абразивного износа без повреждения армирующего каркаса, слой покрытия вокруг дефекта удаляется и готовится заплата из материала рукава того же вида.

Размеры заплат определяются размерами удаленного слоя покрытия, а края заплаты срезаются ножом под конус.

Широкая сторона заплаты, а также место на рукаве обезжириваются, наносится по одному тонкому ровному слою клея, выдерживается в течение 15-20 минут, затем заплата накладывается на ремонтируемое место таким образом, чтобы под ней не образовалось воздушных пузырей.

Ремонт сквозных разрывов с нарушением целостности армирующего чехла производится приклейкой заплат наружных или одновременно наружных и внутренних.

Рукава, эксплуатируемые на передвижной пожарной технике, ремонтируют постановкой наружных и внутренних заплат одновременно.

Заплаты изготавливают из кусков рукава того же вида. Размеры определяются величиной разрыва рукава. При этом дается припуск от краев разрыва во все стороны на 35-40 мм.

На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или целлофан для предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.

Пергамент или целлофан вводится также в рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя. Давление прижатия заплаты к рукаву устанавливается из расчета 5 кг на 1 см 2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение 1 часа.

После этого рукав извлекается из пресса и выдерживается без деформации ремонтируемого места в течение 10-12 часов.

Отремонтированный рукав испытывают согласно требованиям [19], но не ранее чем через 24 часа после сушки рукава.

Ремонт напорных рукавов

Ремонт рукавов может быть вызван появлением в рукаве свища, образованием продольного или поперечного разрыва.

Работы по ремонту рукава проводят не раньше чем через 24 часа после сушки рукава.

Рукава из натуральных волокон без покрытия, с двухсторонним покрытием (латексированные и прорезиненные), с полиуретановым внутренним слоем, получившие повреждения при работе, ремонтируют после чистки, мойки и сушки одним из следующих способов:

  • ? вулканизацией;
  • ? с применением клеев.

Рукава других групп и типов ремонтируются в соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Для проведения ремонта необходимо иметь:

  • ? вулканизационный аппарат со струбцинами;
  • ? волосяную жесткую щетку;
  • ? ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;

? 3-5 деревянных подкладок, кисть для клея, клей, бензин; суровые нитки и комплект иголок.

Ремонт вулканизацией может осуществляться несколькими способами.

Первый способ:

При втором способе заплату изготавливают из сырой резины и специального прорезиненного полотна, применяющегося для ремонта автомобильных шин. Осуществляется следующим образом:

  • 1) после подготовки ремонтируемого участка рукава на него кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее — прорезиненное полотно. Заплату из сырой резины необходимо брать такого размера, чтобы она перекрывала поврежденный участок на 20-25 мм по всем сторонам, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на 15-20 мм по всем сторонам;
  • 2) наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщательно прикатывают к рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 минут при температуре 130-140 °С.

Ремонт с применением клеев:

  • 1) место на рукаве и заплата зачищаются, у латексированных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и поверхности склеивания обезжириваются, у рукава с полиуретановым внутренним слоем поверхности склеивания также обезжириваются;
  • 2) на ремонтируемое место и заплату кистью наносят 1-3 слоя клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просушивается в течение 15-20 минут при комнатной температуре;
  • 3) после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонтируемое место и прижимается к нему;
  • 4) участок рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить в пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение 10-15 минут при комнатной температуре;
  • 5) на наружную поверхность заплаты накладывается полиэтилен для предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности в прессе или струбцине;
  • 6) полиэтилен вводится также в напорный рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя;
  • 2.4. Пожарные рукава. Оборудование для подачи воды и пены
  • 7) давление, с которым .заплата должна быть прижата к напорному рукаву, устанавливается из расчета 5 кг на 1 см 2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.

Через 24 часа после окончания ремонта отремонтированные рукава подвергают гидравлическому испытанию.

Допускается производить ремонт рукавов путем обрезания в случае, сели поврежденный участок находится нс более 300 мм от рукавной головки и если оставшаяся длина рукава превышает 16 м.


Рад приветствовать всех небезразличных к правилам противопожарной безопасности. Неважно, какова причина этого стремления соблюдать все нормы: нежелание лишний раз сталкиваться с пожарной инспекцией или настоящее беспокойство о собственной безопасности.

Так или иначе – это разумное решение. Ведь каждое из этих правил, по сути, написано огнем и ожогами, а не слепыми прихотями. И инструкция по перемотке пожарных рукавов в этом ряду занимает отнюдь не последнее место.

Только перекаткой, или перемоткой, пожарных рукавов Вы сможете убедиться в соответствии этого огнетушащего инструмента всем необходимым требованиям. Игнорирование этого, поверьте, немаловажного процесса, влечет за собой не только неприятный диалог с пожарным инспектором.

В случае реальной опасности, если обнаруживаются различные повреждения рукавов, например, трещины, слипания, разрывы и т.д., одним словом – нарушение его целостности, можете считать битву со стихией проигранной.

Поэтому какими бы нудными и, порой даже абсурдными не казались Вам требования представителя контролирующей пожарной службы, если нормативные документы их подтверждают, настоятельно рекомендую выполнить их с доскональной точностью.

Со своей стороны, я Вам помогу полностью разобраться во всех формальных основаниях проведения профилактических действий с пожарными рукавами, дабы не только избежать возможных манипуляций со стороны не чистых на руку инспекторов, жаждущих поживиться на малокомпетентных гражданах вместо того, чтобы лишний раз объяснить, помочь, но иметь возможность максимально контролировать процесс соблюдения всех норм противопожарной безопасности.

Необходимость регулярной перекатки: за и против

Знаете, я здесь вообще не согласен. В таком, без преувеличения, жизненно важном деле, как противопожарная безопасность, нельзя допускать даже самой малой возможности какого-либо повреждения оборудования.

Именно поэтому в 57-м пункте Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (ППР №390) четко сказано, что необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Если кто-то совсем далек от этих вопросов или, в связи со служебной необходимостью, впервые столкнулся с необходимостью познавать все тонкости противопожарной безопасности, и пока даже не представляет, где же вообще должен находиться пожарный рукав – не беда.

Во-первых, обязательно приобретите соответствующие нормативные документы: начните с [urlspan]ППР №390[/urlspan] и продолжайте теми, упоминания на которые Вы встретите в процессе нашего общения.

Наверняка Ваш круг вопросов не ограничится только этим, поэтому рекомендую заранее: оформляйте подписку на наш блог, и ситуация станет для Вас более чем прозрачной. Так вот, в соответствии все с тем же 57-м пунктом, рукава должны находиться в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода.

02

Непосредственно сама перекатка регламентирована пунктом 3.5.4 «Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов

Кто должен проводить техобслуживание?

По поводу организации также имеет место некая дискуссия – кто должен непосредственно проводить перекатку. Неоднозначность здесь возникла вследствие того, считать ли перекатку элементом технического обслуживания.

А техническое обслуживание, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225, должно проводиться соответствующими организациями, имеющими на то лицензию от МЧС.

Лично мое мнение, что подобные разногласия возникают исключительно вследствие жадности руководителей, не пожелавших выделить на проведение перекатки профессионалами 200 р (именно столько это и стоит), и взваливших это на плечи кого-либо из подчиненных.

Конечно же это часть техобслуживания пожарного оборудования! А к чему еще можно отнести профилактические осмотр и испытание рукава на предмет обнаружения различного рода повреждений. Каких? Да взять хотя бы трещины. Что с ними делать самостоятельно? Заклеивать суперклеем?

Естественно, что этим должны заниматься специально обученные люди, имеющие для этого все необходимое оборудование, лицензии и т.д. И, для Вашего сведения, в случае обнаружения трещин, проводится только вулканизация.

03

Когда проводить перекатку – оговорено в упомянутых государственных требованиях. Но скажу, что, помимо профилактики, ее необходимо также осуществлять каждый раз после использования пожарного оборудования. Хотя это, мне кажется, само собой разумеется.

Процесс перекатки

Итак, надеюсь, мы разобрались с тем, кто должен производить перекатку, кто за это отвечает, на каких основаниях, и так далее и тому подобное. Теперь давайте рассмотрим непосредственно сам процесс. Начнем по порядку.

  1. Раскатка. Этот этап мне кажется очевидным, а Вам? Я так и думал, но все равно посчитал нужным упомянуть. Идем дальше.
  2. Промывка. Помимо того, что таким образом рукав отмывается от осевшей за время простоя пыли, после использования также необходимо хорошо промыть оборудование.
  3. Просушка. Скатывать рукав в новую скатку необходимо полностью просушенным. Только так можно избежать слипания внутренних стенок и других крайне нежелательных последствий.
  4. Проверка на отсутствие повреждений, то есть на целостность. Если обнаружены какие-либо отклонения, например, трещины, то, дабы восстановить герметичность, проводится…
  5. Вулканизация. Данную работу под силу провести качественно только квалифицированным специалистам, обладающими не только соответствующими навыками, но и всеми нужными сертификатами, лицензиями МЧС на данный род деятельности.
  6. Перемотка на новую скатку, на новое ребро, располагающееся по отношению к старому под углом 90 о .

04

Есть несколько вариантов скатки, правильный выбор которого также имеет немалое значение. Если Вы проводили ежеквартальное техническое обслуживание пожарных рукавов, находящихся на запасном хранении, то скатка должна быть одинарной.

Если это оборудование, используемое в пожарных автомобилях или шкафах, то правильно здесь – двойная либо гармошка. Если же это промежуточная скатка перед дальнейшим ремонтом, то разумно остановиться на восьмерке.

05

После окончания процедуры, в обязательном порядке должна ставиться отметка о проведенной перекатке в соответствующий журнал перемотки пожарных рукавов. Здесь должны быть указаны дата, место, где располагается именно тот пожарный шкаф, в котором находится проверенный рукав, а так же лицо или организация, проводившая техническое обслуживание.

Только при соблюдении всего вышеперечисленного, Вы можете быть по-настоящему спокойны за свою безопасность и за то, что не придется отдуваться перед инспекцией.

Специализированное оборудование

Еще один аргумент в пользу того, что техническое обслуживание пожарного оборудования должны проводить сертифицированные специалисты – наличие соответствующего оборудования. Для перекатки пожарных рукавов используется определенный станок.


Аналогов российских производителей предостаточно: от механических, до автоматизированных, оборудованных электрическим приводом. Данное приспособление осуществляет перекат рукавов на новое ребро как в одинарную, так и в двойную скатку.

На этом, в принципе, тему сегодняшнего разговора можно считать исчерпанной. Все нюансы Вы знаете, всеми необходимыми нормативными актами вооружены. Формальную часть технического обслуживания пожарных рукавов мы обсудим при следующей встрече – это тема отдельного разговора.

Поэтому не пропустите – оформляйте подписку на наш блог и обязательно поделитесь со своими друзьями, указав им ссылку в социальных сетях.

На этом я буду с Вами прощаться. Совет от чистого сердца: побеспокойтесь заранее о своей безопасности – в борьбе со стихией никакой, даже самый вредный, пожарный инспектор роли не играет. При встрече с огнем один на один только Ваша подготовка и исправность всего оборудования и всех систем смогут помочь Вам. Берегите себя и тех, кто Вам дорог.


Профессиональный инструмент хорошо это бесспорно, но есть один большой для нас недостаток его немаленькая стоимость, а подчас и отсутствие оного даже с спец магазинах, а ждать и заказывать через инет уже нет времени
Т.к занимаюсь кузовным скорее для души, то есть время подумать и изготовить подручные приспособы что бы облегчить ремонт и повысит его качество.то что выложу уже прошло проверку в работе и показало свою работоспособность
Думаю начинающим будет интересно увидеть мой "поделки" если у самих есть выкладывайте свой.критикуите и советуйте как доработать то или иное.



мой мобильный сварочный пост.баллон прикручен к стене, бо редуктора дорогие)))


Незаменимая ВЕЩЬ)))чистит шпателя на раз.сделана из щётки для боргарки и наждака

Читайте также: