Ремонт маниту своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Украина г. Чернигов. Канал создан для наглядного восприятия , для потенциальных клиентов, чтобы много не .

Компания Авто- Крафт специализируется на реставрации автотракторных деталей, комбайнов, экскаваторов.

Компанія ТОВ ГОЛДІ ТЕХ здійснює ремонт та сервісне обслуговування ведучих мостів Manitou, JCB, Merlo, Faresin, Dieci, .

Так то вроде в тепле загнал погрузчик места нету ни тени приходится по бампер тогда уже внизу бы там была ходится .

Авто Крафт специализируется на реставрации автотракторных деталей, комбайнов, экскаваторов. Мы находимся: .

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Однако здравствуйте.
Несмотря на то, что вилка ManitouMattocв продаже чуть меньше года, до сих пор нет объективного, непредвзятого отчета о ее работе, переборке и технических нюансах. Что ж, пусть этот отчет будет первым.
Наверняка многие помнят мою первую статью, своеобразный предобзор вилки, основанный на первых впечатлениях и проблемах с которыми я столкнулся сразу после покупки. Обзор получился очень неоднозначный, несколько резкий, и вызвал недовольство отдельных людей. Однако время все ставит по своим местам, многие проблемы, о которых я писал, подтвердились. Выявились как хорошие, так и плохие стороны. Моя задача объективно описать то, что есть.


Не смотря на то, что поступали многочисленные просьбы и вопросы пользователей, я сознательно не писал отчет раньше. Адекватный взгляд на вещи требует опыта, а на опыт нужно время. В течение лета я тестировал вилку в разных условиях, с разными настройками и маслами, и вот наступил момент, когда со спокойной совестью можно написать свои впечатления.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация


Итак, начнем.

Как говорится, все познается в сравнении. Оценивая работу Мотыги, я сравнивал ее с тем, что у меня есть, это ManitouDoradoи RockShoxSector. Несмотря на то, что Doradoпринадлежит к совершенно другому классу, буду сравнивать с ней, так как производитель заявлял, что мы получим работу Dorado в однокороной версии. Посмотрим, что из этого вышло.
Первое что надо сказать о работе Mattoc, она не плюшевая. Такой мягкой и отзывчивой работы, как у Dorado, нет. В тех местах, где Dorado едет как по ровному асфальту, на Mattoc мелкие камешки и корни отчетливо отдаются в руль, ощущается мелкая тряска и вибрация. В плане отработки мелочи Mattocчуть лучше, чем RockShoxSector. Честно говоря, в этом я ожидал от вилки чего-то большего. Точнее именно того, что нам обещали, плюшевости Dorado. А вот не вышло. Чтоб добиться чувствительной работы вилки. мне пришлось существенно изменить конструкцию. Но об этом позже.
Однако, не плюшем единым жива вилка. Невнятная работа не мелочи компенсируется отличной работой на крупных неровностях. Отличная стабильность, предсказуемость и управляемость. В этом Mattoc действительно близка к Dorado. Демпфер вилки очень энергоемкий и дает отличное ощущение контроля и ощущение связи с трассой. На скорости Mattoc будь-то просыпается, и показывает себя просто отлично, если не обращать внимание на мелкую тряску. Кажется, что в ней ходу больше чем есть на самом деле. Это как раз то, чего мне так не хватало у RockShoxSector, с его вялой и унылой работой на больших скоростях. В этом плане вилка полностью оправдала надежды. Очевидно, что вилка делалась не для любителей вялой езды и поборников плюша.
Так же хотелось бы сказать пару слов относительно работы воздушной пружины. Первое, что я ощутил, то, что она излишне линейна. Если резко вжать вилку руками, то она срабатывает до отбойника. Регулировка антипробоя меняет ситуацию, но не кардинально. Прожать вилку до упора не составляет труда. На скорости, конечно, работает компрессия демпфера, и вилка не пробивается, даже на жестких темах, но немного прогрессии на последних 30-40мм ходу, на мой взгляд, совершенно бы не помешало. Наверно это не хорошо и не плохо, просто оно так, и каждый сам решит, нравится ему или нет.
Итак, подводя итоги, по работе ManitouMattoc, то можно сказать следующее:
+ отличный контроль и предсказуемость работы на больших скоростях, стабильность и управляемость;
— недостаточно отзывчивая работа на мелочи.
Кому и что важнее, решать не мне.

2. РЕГУЛИРОВКА И НАСТРОЙКА

Сначала сухая статистика, что мы имеем покрутить в данной вилке:
— скорость отскока;
— низкоскоростная компрессия (НСК);
— высокоскоростная компрессия (ВСК);
— антипробой;
— жесткость пружины.

Если говорить про регулировки в целом, про их диапазон, и изменение работы, то, на мой взгляд, они рассчитаны на использование вилки на больших скоростях и преимущественно на спуске. Использование вилки в АМ несколько усложняется, из за того то нет быстрой блокировки.

Воздушная пружина
Следующая особенность конструкции, воздушная пружина, которая перекочевала сюда с Dorado, Конструктивно практически полная копия, сохранила в себе и присущие достоинства и недостатки, а именно, очень плавную работу, и потеря хода при интенсивном катании. Величина потери хода может быть разной, но потеря есть. У меня вилка за неделю теряла около 15мм. Если вам нужно вернуть ход назад, то достаточно прикрутить насос, и вытянуть вилку. Когда это нужно делать раз в неделю, то еще не страшно, а вот каждые 2 часа уже крайне неудобно. Данная проблема возникает по двум причинам.
Первая причина, недостаточное качество обработки внутренней поверхности ноги, в результате этого воздух медленно травит во время интенсивной работы из позитивной камеры в негативную. Если сравнивать с вилками RockShox или Fox, то у последних качество обработки намного выше, поверхность значительно более гладкая, и подобных проблем практически не возникает. С чем связанно подобное упущение, кроме желания сэкономить на достаточно трудоемкой операции – не понятно.
Вторая причина — перепускной клапан. Что у Dorado, что у Mattocон травит из позитивной камеры в негативную. Никакие танцы с бубном не помогли устранить эту проблему полностью. Рано или поздно вилка начинает травить снова.
Так же не совсем удачное решение расположить ниппель накачки снизу. Помимо того, что это элементарно неудобно, возникают проблемы с тем, что масло брызгает на ротор, если пытаться стравливать воздух без насоса. И, наконец, встреча ниппеля с камнем, в большинстве случаев, приведет к тому, что вилка полностью потеряет работоспособность, в результате излома ниппеля. В общем, возвращаемся к тому пониманию, что ничего надежнее и удобнее SoloAir еще не придумали.

Направляюще
Следующий вопрос возник относительно направляющих и того, что они сделаны без прорезей для перетока масла. Был ответ, что это новая технология, и каналы сделаны в штанах, по внешнему контору направляющих. Верно, каналы есть, идея хорошая, но почему каналы только у верхних направляющих? Нужны-то они на нижних, так как затруднено прохождение смазки именно через нижние направляющие, вверх. Зачем каналы сверху, при отсутствии их снизу – не ясно. Отсутствие каналов ощутимо сказывается на работе вилки на мелочи. Если вилку не подержать перевернутой, после длительного хранения, первое время она ощутимо залипает, пока масло на поднимется к верхним направляющим и сальникам.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Уплотнение штока демпфера
Извечная проблема RockShox добралась до Manitou, правда с точностью до наоборот. Шток демпфера уплотняется односторонней манжетой, которая удерживает масло от вытекания из демпфера в штаны и с этой задачей она справляется нормально. Однако, в обратную строну манжета не работает, и масло из штанов легко попадает в демпфер. В результате избытка масла в демпфере вилка перестает работать на весь ход, упирается, когда остается еще 30-40мм. Решается эта проблема очень просто, заменой манжеты на резиновое колечко 011-016-30 по ГОСТ 9833-73. И снова тот же вопрос, неужели за время тестирования не возникло подобной проблемы? Не верю. Потому что у пользователей такая проблема возникала неоднократно. Наверно даже у всех. Мелочь, цена резинки 2р, но об этом должны были заботиться инженеры, а не пользователи.

Вот такой вот получился список проблем, которые возникли у меня, и у других пользователей. В данном случае речь идет уже не об умозрительных заключениях, а о том, с какими реальными проблемами сталкивались пользователи в результате эксплуатации.
Конечно, хотелось бы получить комментарии Manitou, но надежды на это мало. Во первых, перевод на английский таких специализированных текстов для меня достаточно сложен, во вторых, как то не особо верится в адекватный ответ.

Сразу хочу сказать, что переборка Mattoc не отличается ничем особым от любой другой вилки. Все отличия сводятся к изготовлению двух специфических ключей, которые понадобятся для разборки и сборки.
Первое что нужно, это трубчатый ключ обточенный до диаметра 10,5мм, чтобы открутить крепление штока от штанов. Второе, это кассетный шлицевой ключ, у которого вырезан сегмент 10-12мм. Обычный ключ не проходит из за фланца на наконечниках штоков.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Первое, с чего стоит начать, это снять регулировки. Регулировка отскока снимается предельно просто, всего лишь одним шестигранником, и никаких особенностей не имеет. Регулировки компрессии чуть сложнее. После того как будет откручен шестигранник на 2 в центре регулировок, необходимо аккуратно отверткой подцепить регулировку ВСК (черную) вместе с регулировкой антипробоя. Крутилку антипробоя извлекать не нужно, потому как в ней два мелких шарика, которые отстреливают при извлечении. Да и поставить обратно достаточно сложно.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Под Черной крутилкой мы видим гайку на 13, которая удерживает крутилку НСК. Головкой на 13 откручиваем гайку, снимаем регулировку НСК, под ней уже видны шлицы под кассетный ключ. пока что откручивать не нужно.

Далее, необходимо снять штаны вилки. Для этого нужен шестигранник на 8 и трубчатый ключ на 8, про который упоминалось выше.
ВАЖНО. Наконечники штоков нужно вкрутить в штаны ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Теперь штаны можно снять. И переходить к разборке демпфера и воздушной пружины. Для этого нам понадобится кассетный ключ с вырезанным сегментом.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

После снятия нижних крышек можно извлечь пружину и демпфер отскока и слить масло. Затем уже открутить топкеп с регулировками.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Демпфер находится в отдельном корпусе, которую так же нужно разобрать, чтоб добраться до уплотнения штока. Для этого необходимо корпус обезжирить, через кусок камеры зажать в тиски. Затем можно открутить нижнюю крышку от внутреннего корпуса, с помощью кассетного ключа.

Шток демпфера разбирается с помощью шестигранника и рожкового ключа на 8.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Теперь мы получили доступ к сальнику штока демпфера, про который написано выше. Его необходимо заменить на резиновое кольцо 011-016-30. Кольцо встает достаточно плотно, но не пропускает масло.
После того как все промыто и почищено, собирается все в обратном порядке.
В воздушную пружину, при сборке, необходимо добавить 4-6мл масла 75w-90. 2-3мл в позитивную камеру, и столько же в негативную. Я не рекомендую применять вилочные масла, а тем более густые смазки в воздушной пружине.
В демпфер масло заливается по уровню, как показано на фото ниже. Нужно использовать вилочное масло вязкостью 5w. Вообще никто не запрещает налить 2,5wили 10w, смотря что нужно от вилки, и в какую погоду будет использоваться.
Для версии PROуровень масла 75мм от верхнего края, для версии EXPERT 80мм. В любом случае после сборки нужно проверить, заходит ли шток демпфера полностью в ногу. в конце должно чувствоваться ощутимое сопротивление.

Перед установкой ног в штаны, в объем между сальником и пыльником можно залить силиконовое масло, это облегчит скольжение ног в сальниках. Смазывать густой смазкой не нужно.
В штаны вилки заливается по 15-20мл моторного масла 5w-30. Вилочному маслу там делать нечего.

Настал момент поговорить о том, что можно и нужно изменит в этой вилке, чтоб заставить ее работать на все деньги.
Первое что мне очень хотелось сделать, это избавиться от пружины DoradoAir. Я считаю ее недоработанной, и не совсем удачной. Проблемы которые возникают с пружиной описаны выше. В конечном итоге было принято решение сзготовить пружину работающую по принципу SoloAir. Подробно останавливаться на пружине не буду, она неоднократно описывалась в статьях про Boxxerили Fox 40. Выглядит обновленная пружина вот так:

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

В новой пружине был уменьшен объем позитивной и негативной камеры. Кроме того, она накачивается сверху, через топкеп, что несравнимо удобнее. И что еще очень важно, удалось избавится от неудачного наконечника штока. Теперь наконечник откручивается обычным шестигранником на 5.

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация


Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация


Следующее изменение позволит использовать в правой ноге больше масла, до 40мл, вместо 15мл в штатном состоянии.
Демпфер у версии PROпомещен в отдельный корпус, и между ногой и корпусом образуется достаточно большой объем. Но этот объем замкнут и никак не используется. Если сделать связь между полостью в ноге и штанами, то хотя бы с одной стороны можно использовать больше масла для смазки ног и направляющих. Это благоприятно сказывается на работу вилки и долговечность покрытия. К сожалению сделать подобную операцию в ноге с пружиной невозможно.


Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация


Блог им. DarkWit: Manitou Mattoc Pro. Опыт эксплуатации и модернизация

ИТОГИ
Итак, в результате всей проделанной работы я, наконец то, получил от вилки то, на что рассчитывал изначально. С новой воздушной пружиной вилка заработала очень отзывчиво и прогрессивно, действительно стала похожа на Dorado. Пружина сюрпризов не преподносит, работает стабильно и надежно. Демпфер так же не получает лишнюю порцию масло из ноги. Все встало на свои места. Вес увеличилс на 30гр. что поделать, производственными мощностями Manitou я не распологаю. Думаю что это не критично. Теперь я полностью доволен вилкой, ее работой и качеством.
Однако меня не перестал мучить вопрос, ЧТО МЕШАЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЮ СДЕЛАТЬ ТАК ЖЕ?


Если внимательно почитать инструкцию к вилке от любого производителя, то можно обнаружить интересные рекомендации по уходу, при соблюдении которых вилка долгое время будет работать плавно, чётко в общем как новая, а также продлится её жизнь J.

Самая основная рекомендация- очищать и смазывать(опрыскивать) поверхность ног смазкой ХХХ*. Если ты соблюдаешь это правило и вилка не отходила 1-2 полных сезона, то дальше можно не читать.

Вернуть к жизни такую вилку реально, а надолго ли можно узнать только при осмотре поверхностей трения, значит надо её разобрать.

Те самые пресловутые поверхности трения - это в основном наружная поверхность ног и внутренняя штанов, а так же пружина. Чтоб добраться до основных достаточно снять штаны, для чего просто выкрутить болты с низу штанов (Manitou, RST, Mozo). Но не всегда это легко удаётся. Часто болт просто проворачивается, значит придется вынимать содержимое ног и разбирать с помощью длиннющего шестигранника (который иногда можно заменить металлической пластиной шириной 1-1,3см(Rock Shox, Spinner, Zoom)). После разборки , капитальной протирки ног, отчистки сальников и внутренностей штанов, осматриваем ноги если анодирование(хромирование ) стёрто до металла, то переборка позволит вилке проработать вилке нормально неделю, максимум 3 по истечении чего надо снова чистить, смазывать. Люфт в вилках часто вызван именно износом ног или пластиковых вставок в штанах, пластик в принципе можно заказать у токаря и заменить, но ИМХО лучше купить хорошую вилку.

Если с поверхностями всё ОК, в условиях максимально возможной стерильности смазать НЕ содержащей ЛИТИЕВОЕ мыло смазкой потому, что литий разрушает резину сальников и уплотнений, пользуйтесь смазками рекомендованными производителем или на худой конец продавцов в хороших магазинах. Собирать в обратном разборке порядке не забывая по возможности менять сальники и уплотнения на новые.

Теория это конечно здорово, но всем людям нада мясо, которым станет переборка моей Manitou AXEL elite с регулировкой отскока (снятие этого девайса как раз является причиной, по которой для статьи фоталась именно Manitou, а не RS Judi).

Итак если имеется масляный демпфер то первым делом масло надо слить, предварительно сняв калипер дискового тормоза или просто вынув из него колодки.



2. Потихоньку наклоняя вел на бок, сливаем старое масло в заранее приготовленную посудину.



3. Ставим вел на руль - пусть масло дальше стекает в посудину, чтобы ускорить этот процесс можно пару раз надавить на вилку, сымитировав её работу.
Далее откручиваем крышечку регулировки отскока снизу правой штанины.



4. Здесь самая соль статьи: штырь демпфера нужно ВКРУТИТЬ внутрь правой штанины шестигранником , т.е. закрутить вовнутрь по часовой стрелке.



5. Выкручиваем болт из левой штанины.




6. "На верху" левой ноги ткручиваем болтик и снимаем крышечку регулировки прелоада (фото не вверх дном вилка так стоит пока стекает масло) и снимаем штаны.

7. Выкручиваем сам регулятор прелоада


и вынимаем с пружиной которую укладываем на заранее подготовленную газету или лучше полиэтиленовый пакет, дабы не набилось лишней грязи.


8. Начинаем очистку вилки.


Пыльники довольно легко снимаются голыми руками.

Для чистки я пользовался прочными салфетками, (точнее, толчковой бумагой за неимением достаточного количества ветоши), которыми протирал насухо ноги и вычищал пыльники, а вот при прочистке штанов потребуется ветошь и изобретение собственного шомпола с технологией, которая предотвратит случайное обрывание ветоши внутри штанов, думаю, не надо пояснять, что будет если в них останется тряпка.

9. Все 4 башинга необходимо смазать тонким слоем густой смазки (не литол), например motorex bike grease 2000. Сдетать это можно тем-же шомполом с кусочком безворсой ткани.

10. Очищенные пыльники смазываем вилочным маслом или силиконкой и одеваем их на ноги вилки.

11. Пужину хорошо смазываем густой смазкой и устанавливаем в ногу вместе с регулятором прелоада.

12. Проверяем состояние резиновых колец устанавливаемых на штангу демпфера и болт штанги пружиной ноги. Их замену можно с лёгкостью отыскать в сантех магазах.

13. Сальники необходимо смазать каплей вилочного масла, густой смазки на них быть не должно! она нужна лишь на башингах в небольшом количестве.

14. Держа штаны под небольшим наклоном наливаем в них по пару кубиков масла, лейте так чтобы его часть осталась над верхним башингом, в топовых вилках туда установлено пенное колечко, которое промывается и пропитывается чистым маслом. Если есть возможность, то вместо комбинирования густой смазки с амортомаслом, используется смазка Motorex Semi Bath Oil.

15. Аккуратно надеваем штанины на ноги вилки.

16. Перед тем как зафиксировать штанины штангами (штырями которые торчат из ног), налейте через нижние отверстия ещё по 5мл масла в каждую штанину. Фиксируем штанги в штанах. Штангу демпфера нужно будет поджать нашим шомполом, вторая штанга будет поджата установленной пружиной.

17. Ставим на место крутилку отскока. Если в процессе эксплуатации вика начала течь из под крутилки то можно поставить под неё резиновое колечко аналогичное установленному на штангу демпфера.

18. Наполняем демпфер вилочным маслом вязкостью от 2,5 до 7,5 W (тут уже надо смотреть по ващим предпочтениям, когда мне нужна была более чуткая работа и я лил 2,5W, когда вилка использовалась не по назначению для замедления демпфирования заливалось масло 7,5W). Масла можно брать Motul, Motorex, LiquiMolly. Количество можно уточнить на офф сайте. Я лил под нижний край верхнего демпфера в разжатом состоянии.

19. Опускаем пыльники на место , на ноги наносим ещё немного силикона.


Вилка AXEL разбиралась полностью для замены масла, для снятия и очистки её штанов достаточно будет выполнить пункты 3,4,5,8 +смазка и сборка.

Во избежание появления потертостей на ногах как на первом фото, после каждой поездки необходимо производить очистку от пыли и смазку силиконом.

Раз в неделю катания или после особо грязной покатушки пыльники необходимо поднимать и просунув под него тоненькую салфетку протирать изнутри. Смазывать как при сборке - силикон на сальник и на ноги после установки пыльника на место.

Статья имеет полностью оригинальный характер.

Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).

0

спасибки, я так давно искала эту инфу и, наконец, нашла. У меня Splice, но разницы особой я не заметила))

0

0

0

косяк в том.. что во всех этих статьях не сказано где купить и каоке масло.. для смены и сколько его залить..

пытал уже несколько магазинов все разводят руками :(( .

думаю что по марке уже ясно .. теперь нужно определиться с жесткостью масла.

для разных типов вилок и сдлать свою статью.

0

0

0

0

кстати, для респектов на сайте есть спец ссылочки по бокам)))
для юзеров ХБ справа , для остальных слева в Меню Сайта

0

Админ. Хотелось бы поговорить касательно рекламы в этом блоге. Если вы заинтересованы, отпишите ваши условия на e-mail. Спасибо.

0

Хы, это спамер, у него нету мыла :)
А статья классная, спасибо, седня буду разбирать своего Splice, а то он стремно себя ведет - ход вилки - ровно 1см, а дальше с металлическим стуком что-то его стопорит.

0

0

нет таких фото нет, чтоб мягче работала могу посоветовать перебрать, и укоротить на 1 см резинку вставленную внутрь пружины

0

0

на зиму можно и вобще вынуть, т.к. от неё вилка на холоде сильно колеет, летом лучше оставить, хоть какой-никакой, но антипробой.

0

0

будет дзынь, и можно повредить что-нить из начинки (в частности дзынь - это удар торцев ног о дно штанин, отчего последние явно дольше жить не станут)

0

0

0

нет такого масла.
Есть моторное, заливать его в демпфер не стоит(если у вас конечно версия с демпфером), а в штанину за неимением иных вариантов(например декстрон или веретёнка) можно.

0

а если нету демфера. это надо выкрутить на короне там где ругуляторы.и туда залить? и сколько желательно залить?

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Вот уже как два месяца работаю на таком погрузчике и решил открыть тему для тех кто использует такую технику.





Аватар пользователя Алексей Евгеньевич

Доброго времени.
Снимал вот такое видео в Ростове-на-Дону на выставке ИнтерАгроМаш-2011

И фот фото тест-драйва









Читайте также: