Ремонт командирских часов своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс; 11 и 12 — полеты входная и выходная; 21 — триб секундного колеса; 31 — колесо барабанное; 41 — пружина заводного рычага;
2 —ролик двойной; 13 — спираль; 22 — стрелка секундная; 32 — собачка; 42 и 43 — колеса переводные;
3 — ось баланса; 14 — колодка спирали; 23 — колесо промежуточное; 33 — пружина собачки; 44 — колесо вексельное;
4 — камень сквозной; 15 и 16 — штифты регулировочного градусника; 24 — триб промежуточного колеса; 34 — муфта кулачковая; 45 — триб вексельного колеса;
5 и 6 — камни накладной и импульсный; 17 — колесо анкерное; 25 — колесо центральное; 35 — колесо заводное; 46 — колесо часовое;
7 — копье; 18 — камень сквозной; 26 — триб центрального колеса; 36 — триб заводной; 47 — стрелка часовая;
8 — штифты ограничительные; 19 — триб анкерного колеса; 27 — барабан; 37 — вал заводной; 48 — стрелка минутная;
9 — вилка анкерная; 20 — колесо секундное; 28 — пружина заводная; 38 — рычаг переводной; 49 — триб минутной стрелки (минутник)
10 — ось анкерной вилки; 29 — вал барабана; 39 — пружина переводного рычага (фиксатор);
30 — накладка мечевидная; 40 —рычаг заводной;

Разборка проводится в следующей последовательности:
  1. Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
  2. Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
  3. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
  4. Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
  5. Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
  6. Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
  7. Снять анкерный'мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
  8. Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
  9. Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.

Чистка

Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.

Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.

Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.

DSC06634

DSC06636

Вынимаем механизм из корпуса и видим

DSC06635

шарики, от шарикоподшипника сектора атоподзавода, они здесь не все, ещё 2 шарика в самом механизме.

DSC06637

Разбираем механизм автоподзавода, вынимаем барабан с пружиной.

Снимем баланс и анкерную вилку.

DSC06639

Часы разобраны и готовы к промывке. Чистота-залог здоровья, а для часов особенно.

DSC06640

Старый сектор автоподзавода (с рассыпавшимся подшипником) и новый.

DSC06641

Детали механизма промыты, и его можно собирать.

DSC06644

Собираем барабан и смазываем пружину.

DSC06645

В процессе проверки деталей на дефекты, обнаружил, что полотно промежуточного колеса погнуто.

Вставляем колесо в ляуфциркуль и правим его.

После правки собираем основную колесную систему и проверяем скат колес.

DSC06649

Устанавливаем барабан, кулачковую и заводную муфту и заводной вал.

DSC06650

Накрываем барабанным мостом и прикручиваем.

DSC06651

Смазываем и устанавливаем анкерную вилку, и проверяем её работу.

DSC06652

DSC06653

Устанавливаем бушёны (подшипники баланса и противоударное устройство одновременно) и закрепляем лирами (трехлепестковые пружинки).

DSC06654

DSC06655

После настройки часы идут отлично!

DSC06656

Устанавливаем колеса автоподзавода и

DSC06657

накрываем мостом автоподзавода, и прикручиваем.

DSC06659

Переворачиваем механизм и собираем календарное устройство.

DSC06660

Календарное устройство в сборе.

DSC06662

Устанавливаем циферблат и стрелки.

DSC06664

Устанавливаем механизм в корпус и прикручиваем новый сектор автоподзавода.

DSC06665

И часы готовы. Снова будут радовать владельца долгим сроком службы.

Спасибо за внимание!

Заказал себе часы Амфибия (VOSTOK 2416/060433) с таким механизмом… Нужны были именно неприхотливые военные часы, показывающие время. Долго выбирал между швейцарскими, японскими Ориентами и сейко… Но, решил, что в армии как то не так будут восприниматься не отечественные часы… Поэтому выбор пал на русские, вроде как с историей… А теперь переживать начал, не подведут ли меня в ответственный момент эти часы? Подскажите, можно ли сделать какую-то профилактику, настройку, промывку, смазку, или что-то там такое (короче, довести их до ума), чтобы они ходили долго и на них можно было положиться хотя бы лет 10? Я не часовщик, вообще в этом ничего не смыслю, но, кажется, что все часы то внутри одинаковые почти, дело только в качестве сборки. Вот я и хотел бы, чтобы грамотный и аккуратный человек мои часы разобрал и грамотно собрал, чтоб уже одел на руку и всегда был уверен, что точное время всегда с тобой.

Часы Восток достаточно надежные, и при соблюдении правил эксплуатации проработают сколько угодно долго. Если Вы хотите чтобы Ваши часы Вас всегда радовали, то раз в 4 года им требуется профилактический ремонт. Это не прихоть мастеров, дело в том, что масло, которым смазаны часы окисляется со временем и густеет, что приводит к преждевременному износу цапф колес и они безнадежно умирают. С Вашими часами проблем с ремонтом не возникнет. Приносите часы, сделаю профилактический ремонт. Если часы на гарантии, то лучше будет, если она закончится, а после профилактика.

Являюсь владельцем Восток Амфибия 1967.
Случайно разбил стекло, стекло поменяли но…Часы начали запотевать…
Отдал еще раз в ремонт…И еще раз….И еще раз….Посоветовали эксплуатировать как есть или…выбросить…;)
Вопрос-это мне везет на криворуких мастеров или действительно сделать уже ничего нельзя?
Конечно, ремонт осложняется безелем, но все же…
Часы просто глянулись, уже подумывал о покупке новых….Но это лимитка, их уже не делают…
Да забыл сказать, часы ремонтировались 2 раза в Одессе, один раз в Киеве и 2(!) раза в Москве…


Всем привет. Как и писал ранее, механизм часов был сломан, детали были погнуты и плюс ко всему туда залез руко… Короче смотрим фото.





Пружины были залиты таким количеством смазки, что из корпусов текло. Правда смазка местами превратилась в липкую субстанцию. Это лучше чем когда совсем без смазки и ржавое.








Собран механизм был не правильно, в смысле механизм боя, бой заканчивался когда молоточки уже размахивались для следующего удара, по этому настроить красивый бой не возможно. Было все настроено как и должно быть. Дальше все было вставлено в подновленный корпус и часы повешены на стену для настройки длины маятника.




Часы отлично работают, бой изумительный.
Да, я не часовой мастер, но в часах разбираюсь и принципы работы понимаю, и еще мне это интересно.

Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?

Как почистить и смазать часы и будильник часы?

Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.

Самые интересные ролики на Youtube

Пролог

Чистка и смазка механических и электромеханических часов.

Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.

На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.

Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.

Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.

Часовые масла МЦ-3, МБП-12 и No name.

Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.

Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.

Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.

Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.

Чистка и смазка часового механизма


Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.

Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.

При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.

Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.

Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.

Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.

Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.

Дополнительные материалы

Эти адреса могут вас заинтересовать, хотя они и выпадают из темы статьи, опубликованной выше. И в завершение новостей о погоде: в Сан-Франциско предательски тепло, в деревне Гадюкино дожди.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Спасибо за помощь!

Комментарии (46)

Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.

Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.

Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.

Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.

Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.

У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?

Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.

Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.

Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.

Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.

Читайте также: