Ремонт бендикса стартера своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Бендикс стартера (или обгонная муфта) — деталь автомобильного двигателя, которая передает вращение от стартера коленвалу. Бендикс устроен достаточно надежно. Если он и выходит из строя, то в основном из-за естественного износа металлических частей. Чтобы понять возможные причины поломки, разберем подробно, как он устроен и работает, а также, как поменять бендикс.

Бендикс стартера

Конструкция обгонной муфты

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, втягивающее реле подает бендикс вперед, его шестеренка зацепляет маховик коленвала и начинает его раскручивать. В камерах сгорания воспламеняется горючее, заводится двигатель. Как только коленвал станет вращаться быстрее, чем якорь стартера, обгонная муфта немедленно разъединит шестеренку и маховик.

Как устроен бендикс

  • внутренней обоймы с шестерней;
  • корпуса с внешней обоймой;
  • роликов с пружинами;
  • уплотнительной шайбы;
  • стопорного кольца.

Шестерня может иметь 9 зубьев, 10 или 11 зубьев. Встречается более сложный редукторный бендикс.

Бендикс стартера

Внешняя (ведущая) обойма бендикса плотно закреплена на якоре и передает вращение от него на внутреннюю (ведомую) обойму. Сцепление происходит за счет подпружиненных роликов. Шестерня на ведомой обойме цепляет маховик коленвала и раскручивает его, происходит воспламенение горючего в камерах сгорания, и автомобиль заводится. Для этого маховик и коленчатый вал должны вращаться с частотой не меньше 100 об. в мин. Поскольку шестеренка бендикса в 10 раз меньше маховика, ей нужно крутиться в 10 раз быстрее, то есть со скоростью 1000 об. в мин. Когда двигатель завелся, он начинает работать с частотой 1000 об. в мин. Получается, что теперь уже маховик должен крутить якорь стартера, причем тоже в 10 раз быстрее (10 000 об. в мин). Но этому препятствует бендикс. Когда скорость вращения коленвала, превысит число оборотов электромотора, пружины перестают давить на ролики, сцепление между внутренней и внешней обоймами пропадает, они начинают вращаться с разной скоростью это и спасает стартер от заклинивания.

Бендикс стартера

Как узнать, исправен ли бендикс стартера

Проверить это можно двумя способами: предварительно сняв его с автомобиля или на слух. Второй способ проще. Если при запуске двигателя стартер вращается, но мотор не заводится, при этом отчетливо слышен металлический лязг, то бендикс стартера неисправен.

Бендикс стартера

Если все же пришлось снимать стартер, то нужно внимательно осмотреть обгонную муфту. Признаки поломки, на которые стоит обратить внимание:

  • вращается ли она, как предусмотрено, только в одну сторону;
  • не стерлись ли зубья у шестеренки;
  • плотно ли бендикс сидит на шлицах якоря;
  • нет ли выработки у ведущей обоймы и роликов;
  • не потеряли ли упругость пружины.

Можно поменять отдельные детали муфты, но обычно узлы бендикса изнашиваются одновременно. Мастера в автосервисе советуют не экономить и купить новое устройство.

Как заменить бендикс на стартере

Можно провести ремонт бендикса стартера своими руками. Для этого понадобятся слесарный инструмент: торцевые и накидные ключи, отвертки, раздвижные пассатижи, зубило, молоток.

Бендикс стартера

Как снять бендикс со стартера

Откручиваем стартер, если нет редуктора, то аккуратно сбиваем шайбу с якоря и убираем стопорное кольцо. Снимаем бендикс с оси. Меняем его на новый, который устанавливаем в обратной последовательности. Больше всего сложностей доставляет установка шайбы и стопорного кольца. Для этого мастера применяют струбцины, специальные ключи, раздвижные пассатижи. Замена бендикса на стартере требует определенной практики.

Бендикс стартера

Иногда неисправность возникает из-за попавшей в механизм грязи и разбирать стартер не придется, можно попробовать его реанимировать. Для этого якорь с обгонной муфтой окунают на 5–7 часов в емкость с бензином и периодически прокручивают шестеренку. После стартер нужно хорошо просушить и попробовать в деле. Если он не заработал, то разборки агрегата все-таки не избежать.

Что советуют автослесари

Прежде чем снимать стартер и менять бендикс, убедится в том, что заряжен аккумулятор. Бывают курьезные случаи, когда проблема была не в обгонной муфте, а всего лишь в разряженной батарее.

Не экономить на мелочах – обязательно ставить только новые шайбу и стопорное кольцо.

Отправляясь в магазин, не поленитесь взять с собой старый бендикс. Иногда на первый взгляд абсолютно одинаковые муфты отличаются незначительными деталями.

Перед тем как установить бендикс, хорошо промыть и смазать все вращающиеся детали и шлицы якоря.

Разбирая стартер, записать последовательность действий. Так будет легче собрать агрегат.

Подводим итог

Бендикс важная деталь стартера. Он передает вращение от него маховику двигателя. Если опорная муфта вышла из строя, то машина не заведется. Определить поломку можно на слух. Если стартер крутит, но шестерня начинает проскакивать и не вращает двигатель, то вышла из строя именно обгонная муфта. Снять и отремонтировать ее можно своими руками. Но если появилась выработка на поверхности роликов, внешней обойме или шестеренке, то лучше поставить новый бендикс.

как снять бендикс со стартера

Замена бендикса на стартере – несложная процедура. Однако и она требует наличия определенных знаний и умений. Процесс замены занимает около 1 часа и не отличается на ВАЗ- 2110, 2109, ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского автозавода.

Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена

Бендикс – муфта, использующаяся для зацепления пускового электромотора и маховика при запуске двигателя. Внешне элемент представляет собой косую шестерню и располагается на валу стартера. В момент его срабатывания она с помощью соленоида выдвигается вперед и соединяется с маховиком.

Когда подача электроэнергии прекращается, шестерня возвращается на место, рассоединяясь с маховиком. Амплитуда движения муфты составляет около 10 см. От чрезмерного смещения бендикс защищен стопорными кольцами.

  • скрежет в районе маховика при попытке запустить мотор;
  • вращение стартера вхолостую, без передачи крутящего момента на маховик;
  • характерный стук в момент срабатывания втягивающего реле, после чего вращения вала не происходит.

" alt="">
Неисправную шестерню обычно не ремонтируют, а меняют. Ремонт элемента возможен, однако подобные действия не обоснованы с точки зрения финансовых и временных затрат. Поэтому при поломке муфта подлежит замене. Если вы все же хотите отремонтировать ее, подробное видео будет в конце статьи.

На заметку: если деталь выдвигается, однако не входит в зацепление с маховиком, действуют следующим образом: автомобиль ставят на 2 передачу и вручную сдвигают его на пару сантиметров. Положение маховика и косой шестерни меняется, после чего запуск двигателя становится возможным. Перед попыткой запуска машину снимают с передачи.

Подобный метод не является способом ремонта, однако позволяет завести мотор и добраться до дома или автомастерской.

Замена бендикса

Замена бендикса ВАЗ-2110 и других переднеприводных моделей начинается с демонтажа стартера.

Для этого следует:

Как заменить бендикс

Стоит заметить, что болты крепления электромотора нередко закисают настолько, что открутить их становится сложно. В таком случае не следует пытаться выкрутить болт силой. Это может привести к его поломке. Необходимо обстучать головки молотком, залить их жидкостью WD-40 и подождать 15-12 минут.

После этого можно повторить попытку. Еще одним способом открутить закисший болт является его нагревание с помощью газовой горелки.

На снятом электромоторе с вала демонтируется стопорное кольцо. Для этого необходимо сбить его с посадочного места специальной оправкой (при ее отсутствии подойдет высокая головка на 15) и снять с помощью плоскогубцев. После этого деталь легко снимается вручную.

Вышеописанная процедура отвечает на вопрос о том, как снять бендикс со стартера. В целом, на этом основную часть ремонта можно считать законченной, так как заменить бендикс на стартере после того, как старый элемент был демонтирован – дело одной минуты.

Новую запчасть надевают на вал, после чего электромотор собирают в обратной последовательности. Надевают стопорные кольца, устанавливают на автомобиль, фиксируют болтами сам стартер и клемму питания, возвращают снятую клемму на аккумуляторную батарею.

На заметку: новый элемент перед установкой обязательно проверяется на исправность, так как качество запасных частей на автомобили ВАЗ оставляет желать лучшего. Чтобы проверить работоспособность нового элемента, его следует надеть на вал и попытаться провернуть в обоих направлениях. Исправная муфта вращается только против часовой стрелки.

Оценка результатов работы

После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.

В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.


Обгонная муфта стартера или просто бендикс стартера — элемент, посредством которого крутящий момент от стартера передается на коленчатый вал двигателя автомобиля. В процессе эксплуатации авто возникает износ пружин бендикса и других составных элементов.

По этой причине необходимо своевременно выявлять признаки неисправности бендикса (коленвал не крутится, слышен скрип и скрежет при запуске мотора). При обнаружении признаков неполадок бендикс нужно проверять:

  • выполняется демонтаж стартера;
  • производится дефектовка бендикса;
  • принимается решение о ремонте/замене обгонной муфты.

Подробнее о причинах поломки, проверке бендикса на стартере, а также как производить замену обгонной муфты стартера читайте в нашей статье.

Как устроен бендикс на стартере

Устройство бендикса стартера

Бендикс стартера представляет собой относительно простую деталь и отличается большим сроком службы. Конструктивно бендикс включает в себя:

  • ведущую обойму (наружное кольцо);
  • ведомую обойму;

Ведущая обойма с роликами и прижимными пружинами имеет характерные клиновые каналы с большой шириной на одной стороне. В таких каналах вращаются подпружиненные ролики.

Принцип работы бендикса

Работа бендикса основана на инерционном воздействии на зубчатую муфту до момента зацепления с маховиком. Получается, если стартер выключен или работает двигатель автомобиля, муфта бендикса не входит в зацепление с венцом маховика.Также бендикс защищает стартер от повреждений после запуска двигателя.

Работает механизм следующим образом:

  • когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, ток от аккумулятора подается на электромотор стартера, якорь вращается;
  • за счет наличия винтовых борозд на внутренней стороне муфты и вращательному движению муфта начинает скользить под своим весом по шлицам вплоть до момента зацепления с маховиком;
  • за счет воздействия ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней также начинает вращаться;

Если зубья муфты и маховика не совпали, осуществляется небольшой поворот, чтобы получить жесткое зацепление.

Важно учитывать, что после запуска двигателя маховик начинает вращаться быстрее, чем до этого была его скорость вращения от стартера. Когда скорость маховика возрастает, муфта закручивается обратно и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (при использовании редукторного бендикса). Так осуществляется выход бендикса из зацепления с маховиком и одновременно реализована защита стартера, не рассчитанного на высокие обороты.

Обгонная муфта стартера: признаки неисправностей

Бендикс стартера признаки неисправностей

Как правило, водители обычно сталкиваются с тем, что подав питание на стартер, бендикс не входит в зацепление с маховиком, бендикс может не крутить двигатель и т.д. Зачастую проблемы с зацеплением на ранней стадии можно выявить на слух.

Основная функция бендикса сводится к необходимости войти в зацепление с маховиком и крутить двигатель.

Проблемы с зацеплением будут приводить к тому, что в момент запуска двигателя появляется металлический лязг, хруст и скрежет. При этом мотор стартера работает. Если такой признак неисправности бендикса проявился, необходима проверка обгонной муфты.

Причины поломки бендикса

Бендикс стартера неисправности

Основные причины выхода из строя бендикса:

  • диаметр рабочих роликовв обойме уменьшается в результате износа (в этом случае можно подобрать подходящие по диаметру шарики и выполнить замену);
  • ролик на одной стороне стерся в результате износа (решение — замена шариков);
  • рабочие поверхностиведущей или ведомой обоймы стачиваются в местах контакта с роликами (выработка означает необходимость замены бендикса).
  • износ зубьев шестерни (можно произвести замену шестерни или бендикса в сборе).

Сама замена бендикса требуется не часто, так как указанная деталь отличается надежностью и большим ресурсом. Однако естественный износ в процессе эксплуатации автомобиля неизбежен, что и приводит к неисправностям.

Стартер также испытывает сильные нагрузки, открыт для контакта с внешней средой (влага и пыль, грязь, масло и т.д.). Также скапливаются отложения в пазах и роликах бендикса. В результате якорь шумит, но коленвал не крутится.

Прежде всего, вращение шестерни должно осуществляться только по направлению вращения якоря стартера. Вращение в обратном направлении четко указывает на поломку и необходимость ремонта бендикса или его полной замены.

На практике, специалисты рекомендуют менять бендикс даже при возможности ремонта. Дело в том, что отдельные части муфты изнашиваются приблизительно в равной степени. Это указывает на скорый выход из строя других элементов уже после замены одной изношенной детали.

Как проверить бендикс на стартере

Проверка бендикса на стартере

Проверка бендикса предполагает снятие детали и последующую дефектовку обгонной муфты. В рамках диагностики также нужно знать, как проверить бендикс стартера:

  • сначала выполняется демонтаж стартера;
  • далее производится снятие и разбор бендикса;
  • затем осуществляется визуальный осмотр, выявляются повреждения;

Ревизия бендикса начинается с проверки того, крутится ли муфта в одну или в обе стороны. Если замечено вращение в обе стороны, необходима замена. Также требуется проверить состояние зубьев и пружины. Не допускается стачивание зубьев или ослабление пружины.

Также нужно отдельно снять и осмотреть вилку бендикса на предмет целостности и износа. При выявлении дефектов вилку можно заменить. Параллельно следует проверять наличие люфтов на валу якоря (если есть люфт, бендикс нужно менять).

Замена бендикса стартера

Замена бендикса стартера

Чтобы поменять бендикс, стартер нужно снимать и разбирать. На разных моделях авто снятие стартера может сопровождаться определенными сложностями и нюансами. После снятия стартера необходима разборка корпуса для проведения проверки/ремонта/замены бендикса;

Перед началом проверки и/или замены обгонной муфты важно понимать, что такое бендикс стартера в целом и как работает данное решение. Если ранее бендикс не снимался, однако выявлены признаки его неисправности, можно сразу купить бендикс стартера и приступать к замене.

Однако опытные специалисты рекомендуют сначала снимать стартер и производить проверку имеющегося бендикса, так как причина не всегда в нем. В любом случае, перед началом работ необходимо заранее изучить, как поменять бендикс на стартере.

Рекомендуем также прочитать статью о том, где стоит втягивающее реле и как его проверить. Из этой статьи вы узнаете о месте расположения втягивающего реле и способах его проверки.

Общие действия следующие:

  1. откручиваем стягивающие болты, производим вскрытие корпуса;
  2. выкручиваем болты крепления втягивающего реле;
  3. снимаем бендикс с оси путем снятия шайбы и удаления ограничительного кольца;
  4. тщательно удаляем грязь и отложения на внутренних элементах и поверхностях;
  5. перед установкой нового/отремонтированного бендикса ось нужно смазать высокотемпературной смазкой
  6. осуществляем установку стопорного кольца и шайбы (процедура сложная, кольцо нужно распереть при помощи рожкового ключа, струбцины, пассатижей и т.д.).
  7. после установки бендикса трущиеся детали стартера необходимо промазать высокотемпературной смазкой (не допускайте попадания излишков на детали);

В норме должен быть слышен щелчок при подключении, бендикс выдвигается вперед. Если бендикс не выдвигается, необходимо проверить и заменить втягивающее реле.

Советы и рекомендации

Проверка и замена бендикса не является сложной процедурой. При необходимости, автовладелец без опыта выполнения подобных работ может заменить бендикс на стартере своими руками. Главное, учитывать следующие нюансы:

  • новый или отремонтированный бендикс нужно проверять до установки на автомобиль, все шайбы из пластика должны быть целыми;
  • при выборе нового бендикса желательно иметь под рукой старый элемент для проверки полного соответствия;
  • при полном отсутствии опыта желательно иметь мануал;

Также отметим, что бендикс не является дорогой деталью. Например, бендикс стартера ВАЗ в зависимости от модели авто может стоить от 5 до 12 долларов США, бендикс на иномарку обойдется в 15-20 у.е.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах неисправности стартера, а также сбоях при попытке завести двигателя автомобиля.

С учетом такой цены ремонт бендикса производить не рекомендуется. Рациональнее сразу осуществить полную замену, после чего можно рассчитывать на достаточно большой срок службы новой детали.

Бендикс

Электрооборудование

Бендикс стартера - это элемент, который выполняет важное значение для нормальной работы автомобиля. В случае его неисправности перестает функционировать не только стартер, но и двигатель.

Бендикс — это одна из главных составляющих стартера. По-другому эту деталь автомобиля называют еще обгонной муфтой. Служит для того, чтобы работающий автомобильный двигатель не воздействовал на двигатель стартера, когда они сцеплены. Был изобретен в 1910 году и стал настоящим прорывом в автомобильной сфере.

Бендикс

Бендикс

Устройство

Бендикс стартера может иметь несколько вариаций устройства. В любом случае в основе его работы лежит один простой принцип.

Бендикс оснащен шестерней, которая необходима для его связи с маховиком двигателя.

Так, двигатель не заведется, если он не будет раскручен стартером до 50-100 оборотов за минуту.

И сам стартер не может разогнаться до большей скорости. Вообще, он рассчитан на короткие периоды работы, иначе бы он быстро выходил из строя.

Так в некоторых случаях появляется возможность возникновения опасной ситуации. Если водитель не выключит стартер сразу же после запуска двигателя, то он может перегреться. А это может стать причиной не только поломки этой детали, но и всего двигателя в целом. В таких случаях бендикс выступает в качестве страхового элемента. Ведь двигатель автомобиля работает намного быстрее двигателя стартера, поэтому бендикс служит для предотвращения передачи крутящегося элемента.

Замена старой детали новой

Снятие

  • Обязательно снять аккумуляторные клеммы, так как иначе в цепи может произойти короткое замыкание;
  • Поднять автомобиль на домкрат или при помощи подъемника;
  • Снять снизу пластиковую защиту двигателя, после чего откроется свободный доступ к стартеру;
  • Снять все клеммы и провода, идущие от него;
  • Аккуратно демонтировать стартер, который крепится двумя болтами. Сразу же после откручивания болтов можно его вынуть из посадочного места.

Разбор стартера

Поломанный бендикс

Происходит следующим образом:

  • Открутить два длинных болта, которые крепят корпус. Отвинтить три болта, с помощью которых прикреплены втягивающие. Теперь можно все разобрать. Делать это желательно аккуратно, чтобы не повредить какую-либо деталь;
  • Можно приступить к замене бендикса. Его необходимо снять с оси, по которой он двигается. Крепится он шайбой. Ее легко можно снять, используя длинную головку на 12. Прежде чем приступить к его установке, следует смазать ось, по которой он движется, высокотемпературной смазкой;
  • Самое сложное в этом процессе – одеть шайбу на ось, защелкнув в нее стопорное кольцо. Дело в том, что это кольцо чересчур жесткое, поэтому оно тяжело садится в свое посадочное место;
  • Когда бендикс установлен, следует смазать высокотемпературной смазкой все трущиеся детали в стартере. Однако не нужно переусердствовать, поскольку лишняя смазка может навредить их работе. Осталось только установить стартер в предназначенное для этого место и подсоединить аккумуляторные клеммы.

Ремонт

Если бендикс стартера не работает, то при повороте ключа зажигания стартер будет крутиться, а двигатель нет. В таком случае потребуется ремонт, состоящий из нескольких этапов:

Читайте также: