Ремизка своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024


Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.
  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.
  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Первичные механизмы


Процесс зевообразования

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.


Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Как ткать ткань в домашних условиях?


Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением, Александр Гончаров

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.


Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Как ткать ткань в домашних условиях?


Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Инженер В.А. Добровольский

"Новая деревня"
Москва - Ленинград - Саратов - Воронеж - Берлин
1924

Если взять (рис. 1) систему каких-либо нитей (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), расположить их параллельно друг другу и на равных расстояниях одну от другой, натянуть их для этого на какой-либо раме или ином приспособлении, а затем пересечь всю эту систему одной поперечной нитью (9), несколько раз меняя направление этой последней нити — то слева направо, то справа налево — и притом так, чтобы поперечная нить проходила в определенном порядке (в переплет) между продольными нитями, натянутыми параллельно,— то мы получаем то, что называется тканью, независимо от того, из какого материала будут приготовлены нити для образования ткани.


Рассматривая расположение нитей, образовывающих ткань, изображенную на рис. 1, можно видеть, что первая система нитей (от 1 до 8) имеет направление по длине ткани, нить же (9) располагается поперек ткани, переплетая продольные нити постоянным и закономерно повторяющимся способом: именно, то перекрывая сверху нечетные (1, 3, 5, 7) нити и проходя под четными (2, 4, 6, 8) то, наоборот,— проходя под нечетными и перекрывая четные; такая повторяемость наблюдается на всем протяжении ткани.

Первая система нитей, натягиваемых параллельно между собою и идущих естественным образом вдоль ткани, носит название основы; поперечная же нить, переплетающая нити основы, получает название уточной нити (уток).

Как видно из рис. 1 и последующих (рис. 2, 3, 4 и 5), уточная нить, меняя направление, всякий раз загибается около крайней нитки основы и образовывает, таким образом, у края ткани плотную кайму, идущую по всей длине ткани и называемую кромкой.

Ткань, изображенная на рис. 1, является самой естественной по простейшему переплетению в ней нитей. Кроме нее, очевидно, имеется чрезвычайное разнообразие тканей, особенно если вспомнить разного рода художественное тканье со сложным и разнообразным рисунком.

Если, однако, произвести группировку разнообразных переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения нитей приводятся к трем главным видам переплетения, кои суть: тафтяное или гроденаплевое, киперное или саржевое и, наконец, атласное.

Первый вид плетения, представленный на рис. 1, как видно из рассмотрения рисунка, построен следующим образом: нити основы разделены на две равные части (четные и нечетные нити), уточная же нить в своих переплетениях с основою проходит то над четными, то под четными нитями основы и соответственно же переплетается с нечетными нитями в такой же последовательности.

Этот вид плетения получает следующие названия в применении к определенному материалу нитей:

а) для тканей шелковых - тафтяного или гроденаплевого переплетения.
б) для тканей шерстяных — суконного переплетения;
в) для тканей льняных и хлопчатобумажных — полотняного или миткалевого переплетения.

Так как ткань рассматриваемого вида имеет наибольшее число переплетений и перекрещиваний нитей, - то эта ткань и является наиболее прочной из всех видов.

С другой же стороны, в силу того, что каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях, ткань этого вида является наименее блестящей и гладкой и в этом отношении уступает другим тканям, образцы коих приводятся ниже. Ткань по рис. 1 можно выполнить с некоторыми простыми вариантами.

Так, если нити основы пропускать то над двумя, то под двумя уточинами (рис. 2), то получается ткань, называемая основным рапсом; точно таким же способом можно получить уточный рапс: для этого необходимо пропускать двойные нити основы то над уточинами, то под ними.


К только что рассмотренному виду тканей относятся: тафта, сукно, полотно, миткаль, муслин, орлеан, люстрин, могер и т. п., а также полосатые, клетчатые и радужные материи — каннель, гро-де-тур, веллюр, оттоман, рипс, глассе, хамелеон и т. п.

Вторым видом плетения — киперным или саржевым является представленное на рис. 3 и 4; оно отличается от предыдущего тем, что в нем имеются диагонально проходящие полоски, более выпуклые нежели вся поверхность ткани, чередующиеся с узкими бороздками, образующимися чередованием неперекрытых нитей основы с перекрытыми нитями утока и наоборот.

Переплетения этого вида чрезвычайно разнообразны, но так как цель этой брошюрки ограничивается ее заглавием, то вопросу о разнообразии киперных тканей здесь отводится весьма скромное место, достаточное лишь для того, чтобы дать только главнейшее представление об этих тканях.

О киперных тканях следует сказать вообще, что они все обладают большим блеском и гладкостью, нежели ткани тафтяные, и притом в тем большей степени, чем менее связанными лежат нити основы и утка, это можно заключить уже из рассмотрения образцов, приведенных на рис. 3 и 4, из коих видно, что нить утка идет довольно свободно по верху нитей основы — этим именно и сообщается ткани блеск и гладкость. К тканям киперным относятся: бумазея, левантин, круазе, кашемир, казимир, дрель, букскин, меринос, бомбассин, казинет, наполитен, тибет, ботавия, фланель и целый ряд других.



Рассматривая образование переплетений по рис. 3 и 4, можем видеть следующий закон переплетения: каждая нить основы (1, 2, 3, 4, 5, 6. ) сдвинута от соседней и притом только на один уток; перекрытия основы и утка, будучи сдвинуты друг относительно друга только на одну нить, естественно и образовывают косые полоски.

Если, в отличие от предыдущего переплетения, строить ткань так, чтобы перекрытия нитей основы и утка не примыкали друг к другу, а были бы сдвинуты более чем на одну нитку, т. е. так, как это представлено на рис. 5, то получается новый вид переплетения, называемый атласным или сатиновым.


Рассматривая рис. 5, находим, что плетение происходит по такому закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка, идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идет таким же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей; однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты по меньшей мере на две уточных нити.

На рис. 5 изображено, например, атласное переплетение, в коем нить основы проходит, перекрывая свободно 7 нитей (оборотов) утка (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), а затем сама перекрывается утком (8).

Эта ткань носит название "восьмивязного атласа".

Очевидно, что этот вид переплетения допускает также большое разнообразие; способ же переплетения таков, что ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.

Наиболее известные материи, вытканные по приведенному закону, суть: ластик, разные сатины, английская кожа, дриль и другие.

Рассматриваемого вида переплетения, кроме того, встречаются еще в виде различных комбинаций с другими видами; именно, в так называемых "двусторонних" материях, которые показывают, с одной стороны атласное, а с другой — тафтяное или киперное плетение.

Из материй "двусторонних" следует назвать: молескин, сатин-де-шин и друг.

Указанное уже позволяет судить, насколько разнообразные комбинации переплетения нитей могут быть выполнены.

Сложные ткани, а равно ткани художественные, требуют для своего выполнения некоторого усложнения процесса производства; однако, основной метод тканья сохраняется во всех случаях.


Ткачество стало для меня ещё одной “заразной болезнью”. Уж простите за простоту слога, но за уши не оттащить, в буквальном смысле, от ткацкого станка. Семь лет тому назад я купила по случаю станок в одной из соседних деревень. Но поставить его в то время было негде, кроме как, в сарай. Всё же, я прошла экспресс – курс ткачества, за что была вознаграждена дипломом, в присутствии множества соседей на празднике “Ольгин день”. Всё это время мне казалось, что я крайне мало почерпнула тогда. Откуда?! Сходила в соседнюю деревню несколько раз, посидела за станком, помотала вместе с ткачихой основу на огромной сновалке, установленной в центре пустой комнате, да чаю попила за разговорами о житие – бытие.

Недавно станок нашёл, наконец, своё место в доме. Когда стали его собирать, оказалось, что нет многих деталей. Владиленыч сделал все недостающие фрагменты. Затем нужно было заряжать станок: подготавливать его к работе. Вязать нитченки, заводить основу, синхронизировать и отлаживать весь процесс, начинать ткать. Со всеми этими этапами мне помогал справляться интернет. Но сказать по правде, информации крайне мало на эту тему. И не всегда она доведена до новичка в доступном формате. Я сужу по себе. Иной раз не хочется беспокоить человека. А порой просто сложно задавать вопросы, так как некоторые авторы “отфутболивают”. Поэтому пришлось напрягать мозги над, казалось бы, самыми простыми – элементарными вещами. Вот тут и стали всплывать в памяти поучения и объяснения моей наставницы Нины Константиновны Петровой, к которой я ходила на посиделки за станком, за что ей огромное спасибо! Ещё раз убедилась в том, что наша память – огромный компьютер, и всё, что я пропускала семь лет назад мимо ушей, было впитано и сохранено до поры.

Ещё оказалось, что ткацкий станок замечательно вписался в наш музей. Крайняя группа туристов, которая была у нас в гостях с огромным и неподдельным интересом ощупывала, разглядывала, фотографировала стан и меня, восседающей за работой. Люди вспоминали о том, что у кого-то на пыльном чердаке тоже есть ткацкий станок, что у кого-то есть даже дом в деревне! Люди ностальгировали, что моему сердцу было очень даже приятно.

Ещё оказалось, что у ткачества очень богатая и интересная история. Для себя я открыла такие факты, как то, что ткачество выросло из плетения лозы. Ткач – когда-то была самой престижной и высокооплачиваемой профессией. Но с приходом индустриализации, ткачи стали нищенствовать. Был даже бунт ткачей! В нашей стране после революции 1917 г. на ткацкие станки были такие же гонения, как и на колокола. Станки жгли, что бы у людей не было возможности заработать лишнюю копейку. И наконец, тот факт, что существует великое множество традиций и приёмов ткачества.

Я же начала с простейшего – с домотканых половиков. Не успела я выложить несколько первых фотографий о восстановлении станка, как получила заказ на половик. Приятно! Так что стараюсь сейчас изо всех возможных сил. И если посчитаю, что работа моя получилась достойной, буду продавать свои изделия.

Но пока, я в процессе учёбы. И как во всяком обучении, ошибки неизбежны. Именно поэтому хочется акцентироваться на ошибках, тем самым помочь другим новичкам, решившим попробовать себя в этом древнем ремесле. Так же думаю, что обмен опытом в этой теме не будет лишним ни для кого. И ещё надеюсь, что кто-то пойдёт по моим стопам – достанет с чердака пыльный станок, отреставрирует его и соткёт дорожку себе в дом, в подарок друзьям, или найдёт в ткачестве возможность дополнительного заработка в деревне.

2. У меня не хватало нитченок, поэтому мне пришлось вязать их самой. К сожалению, я не додумалась сфотографировать этот процесс. Но предстоит это сделать, так как я допустила большую ошибку в выборе ниток и самого вязания. Нитки я выбрала шёлковые, и для конструкции нитченок (с открытым глазком) они не подходят. Узел на них не затягивается – всё время скользит. Вторая пара нитченок у меня была связана давно из ириса. Она прекрасно держит форму. Также я самонадеянно не стала завязывать второй узелок, крепящий глазок нитченок, поэтому затем в процессе ткачества, узел стал скользить вверх, тем самым не давая широко раскрываться зеву основы. О вязании нитченок я подробно напишу отдельным постом. Сейчас дополню, что при заряжании станка, а именно, в процессе протаскивания нитей основы сквозь нитченки, нужно быть предельно внимательной. Мне пришлось переделывать дважды, так я пропустила часть нитченок, и огромный пустой пучок у меня оказался в центре проходящих сквозь них основы.


3. Также очень долго ломала мозги над элементарным вопросом, куда, собственно, продёргивать нить основы, которая уже прошла сквозь глазок задней нитченки?!


5. Везде описывается процесс заправки ткацкого станка несколькими женщинами: вместо нити с привязанным к ней крючком вставить палочку, протянуть сквозь бердо нити , вставить одну цену, затем развязать нитку перетягивающую зев на косе, и вставить вторую цену, так что бы между ними образовалось перекрестье зева. Затем палочку с нанизанными на неё нитями основы привязывать к валу навоя и начинать постепенную намотку. Бердо вставить в набилки и подвесить на станок.
Мне пришлось делать это в одиночку. Поэтому бегала, как Фигаро туда – сюда. Распускала постепенно косу и крепила её за стан, затем подкручивала притужальник навоя. Не уверена, что нити намотаны равномерно, хотя выходящий из под набилок половик выглядит ровным. Наверное, всё станет ясно, когда будет выткана целиком вся основа. Под явно провисающие нити я подкладываю сложенный в несколько раз картон.



6. Когда коса полностью была намотана на навой, обрезала нити с берда. Обрезала их десятками, связывала узелками и оставляла на закреплённых ценах. Повесила на станок нитченки и начала заправлять нити основы через глазки нитченок. Нитченки у меня связаны на 350 глазков каждая, в основе оказалось 80 пар нитей, поэтому сдвинула плотнее на край палочек ненужные нитченки, освободив нужное количество посередине.



7. Продевая парные нити основы сквозь глазки, твердила себе: “Первая нить - в дальнюю, вторая - в переднюю”. Также связывала десятками. Затем повесила на станок набилки с бердом, и также десятками стала вставлять нити в бердо.

8. Бердо лучше всего поделить на пасмы. Обычно пасма составляет тридцать зубьев. Чтобы измерить количество пасм, зубьев в своём берде пришлось отсчитать тридцать зубьев, измерить их линейкой, затем измерить линейкой длину всего берда, и разделить на длину тридцати зубьев. Арифметика от лени и нетерпения. По уму, нужно протянуть нить через всё бердо, отмеряя десятки, и закрепить её навечно. Протянув нити через бердо, связала их десятками. Бердо у меня плотное, поэтому протягивала парные нити основы через зуб. Как оказалось, для половиков – в самый раз.


9. Привязала крепко палочку к притужальнику и начала завязывать на нём нити основы. Основа должна быть натянута равномерно, поэтому привязывала нити, начиная с краёв палочки.

Читайте также: