Рельефный рисунок на ткани как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Яблочный сок, клубничное варенье или гуашевые краски оставляют на детской одежде пятна, с которыми не справится даже высокотехнологичный стиральный порошок. Испорченную вещь, конечно, можно выбросить, а можно и попробовать спасти, замаскировав несмываемое пятно рисунком.

Материалы и инструменты

На ткани рисуют акриловыми красками на водной основе — они яркие, плотные и хорошо держатся на материале. Изображение быстро высыхает, образуя на ткани прочную пленку. У акриловых красок практически нет запаха, поэтому одежду можно расписывать дома на кухне.

В технике батик работать сложнее: понадобятся воск, цветные контуры, акварельные, краски для шелка или краски, которые фиксируются утюгом, а также резервы — составы на основе бензина, гутты или воды, не дающие краске расплываться.

Из инструментов нужны две натуральные кисточки — тонкая и средняя, простой карандаш, бумажный скотч, палитра для смешивания красок, украшения (бисер, стразы, бусины, пуговицы), штампы, одежда из хлопка или кусочек шелкового материала.

Рисовать можно на однотонной футболке или любой одежде из натуральных тканей. Синтетика будет растягиваться и деформировать рисунок.

Как перенести изображение на ткань

Рисунок можно нарисовать самостоятельно или по готовому шаблону. Чтобы изображение легко и без потерь переместить на материал, выбирайте четкие, хорошо прорисованные картинки с минимальным количеством дополнительных деталей. С цветами экспериментируйте на эскизе — миниатюрной версии будущего рисунка или выберите уже раскрашенную картинку.

Чтобы перевести изображение на светлую ткань, заштрихуйте обратную сторону рисунка и обведите контур картинки, надавливая на карандаш. Линии должны получиться тонкими и заметными.

Днем можно приклеить картинку на скотч к оконному стеклу, сверху положить ткань и обвести. Световой планшет работает по такому же принципу.

На гладкую ткань изображение переводят через копировальную бумагу. Чтобы пигмент не оставил следов, бумага должна совпадать по цвету с одеждой. Небольшие рисунки удобно переводить специальным маркером. Нарисуйте изображение на кальке, положите на ткань и пропарьте утюгом.

Если хотите получить более точный рисунок, прикрепите кальку с рисунком на ткань, толстой иглой сделайте дырочки по контуру (на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга) и зашкурьте обратную сторону наждачкой. Снова прикрепите кальку на ткань и посыпьте цветным порошком, например, мелом или синькой. Красящее вещество оставит точечный рисунок на ткани. Еще один вариант — прикрепите кальку с рисунком на лицевую сторону материала, по контору прострочите на швейной машинке и оборвите бумагу.

Изображение можно перенести на термотрансферную бумагу и распечатать на принтере. Бумага для аппликаций состоит из плотной бумажной основы и эластичного слоя, который переводится на ткань при нагревании. Если переводите надпись, распечатывайте картинку в зеркальном отражении. Вырежьте переведенное изображение, оставив 5 — 6 мм по периметру. Прогладьте вещь, положите картинку на ткань изображением вниз, несколько раз прогладьте утюгом, дайте изделию немного остыть (примерно 1 — 2 минуты), возьмите картинку за угол и потяните, чтобы удалить бумажную основу.

Работа с краской

Перед тем как начать раскрашивать рисунок, положите под него лист картона. Если расписываете футболку, картон должен находиться внутри нее. Не натягивайте ткань, чтобы контуры изображения не расплывались.

Тонкой кистью, двигаясь сверху вниз по основному рисунку, прокрашивайте контур. Начните со светлых участков и постепенно переходите к более темным. Кистью среднего размера закрасьте основную поверхность рисунка.

Кисти

Набор кистей ArtSpace пони (№2, №3, №5), круглая с острой вершинкой, короткая ручка, 3 шт., блистер-упаковка

Когда изображение немного подсохнет, расставьте акценты и прорисуйте углы, тщательно пропитывая ткань краской. Возьмите тонкую кисть или цветной контур и проработайте светлой краской мелкие детали: тычинки у цветов, птичьи перышки, блики на фруктах. Дождитесь полного высыхания краски (процесс длится от 24 до 48 часов) и запечатайте картинку утюгом, чтобы закрепить результат (достаточно 3 — 5 минут). Температурный режим подбирается в зависимости от типа ткани. Чтобы краска не прилипла к подошве утюга, лучше закрепилась и дольше держалась, прогладьте вещь через хлопчатобумажную салфетку. Готовый рисунок и пространство вокруг него можно украсить стразами, бисером, узором из пуговиц или вышивкой.

Батик

В технике холодный и горячий батик рисуют на шелке и хлопчатобумажных тканях. Чтобы сделать картинку в технике холодный батик, постирайте ткань с мылом и натяните ее на пяльцы или раму.

Пяльцы и рамы

Когда ткань высохнет, перерисуйте на нее изображение и нанесите резерв — состав, предотвращающий растекание и смешивание краски. Резервы покупайте в тюбиках с длинными наконечниками, которыми можно рисовать. Работая с резервом, старайтесь доводить линию до конца, чтобы краска не расплывалась. Когда покроете составом контур картинки, дайте изображению высохнуть (обычно процесс занимает сутки).

Цвет наносят в определенной последовательности: фон, основные фигуры и, наконец, дополнительные элементы композиции. Краску накладывайте в один слой, а когда он высохнет, добавьте второй, где это необходимо. На финальном этапе расставьте акценты цветным контуром.

Работая в технике горячий батик, нарисуйте на ткани разводы светлой краской и дайте высохнуть. Растопите воск на паровой бане, прогрейте жесткие кисточки и нанесите расплавленный воск на ткань, где вы хотите оставить светлые зоны. Когда воск пропитает ткань насквозь, появится темное пятно. Как только воск остынет, нанесите второй слой краски и воска. Для создания трещинок и изломанных линий, поместите ткань на час в холодное место. Чтобы воск потрескался, заполните трещинки краской и оставьте еще на один день. На финальном этапе стряхните оставшийся воск, положите ткань между двух газет и прогладьте утюгом. Воск должен расплавиться и впитаться в бумагу.

Быстрые техники

Для детей дошкольного возраста подойдут техники, где результат виден практически сразу. Расположите на ткани трафареты в форме листьев, цветов, животных и геометрических фигур. Налейте в тарелку разведенную акриловую краску, обмакните в нее щетку для обуви и держа над тканью, проведите по ней частым гребешком. Дайте краске высохнуть, снимите трафареты и сделайте у фигурок более четкий контур. Если не хотите тратить время на рисование или перевод картинки, используйте штампы. Их можно окунать в акриловую краску и создавать узоры или сюжетные композиции.

Однотонную старую одежду выкидывать на тряпки лишь из-за тусклого вида – нерационально. Этой вещи можно дать ещё одну жизнь, и обновить свой гардероб при помощи неё. При этом выполнить это довольно просто. Если где-то завалялась светлая однотонная футболка, которая уже не носится из-за того, что вещь невыразительная и неяркая. А хочется показать в облике индивидуальность, это и будет палитрой для создания шедевра.

Как сделать рисунок на ткани: мастер-класс

На какой ткани можно сделать рисунок

Если рекомендовать выбор красящих составов для разных материалов начинающим мастерам, то нужно сказать про отсутствие любых ограничений для рисования акриловыми красками. Так, есть возможность украшать любые вещи, изготовленные из денима, текстиля, льна, шелковой ткани. Во время выбора необходимо учитывать то, что покрашенные краской участки приобретут более уплотнённую структуру.

Как правило, изготовители красящих составов для тканей на упаковках тюбиков и банок обозначают рекомендованный вид материала:

Рисунок на ткани

Плотную материю лучше всего расписывать акриловыми составами с помощью трафарета. Узор в таком случае получит чёткие контуры с насыщенным цветным рисунком. Научиться выполнять роспись сможет любой человек. Для чего не нужно иметь художественное образование.

Важно! В специализированных магазинах или в сети Интернет можно подобрать трафареты с геометрическим узорами, фигурками зверей, цветочными принтами и иными рисунками.

Способы сделать рисунок на ткани

Узоры на ткани делаются различными способами. Любой из вариантов рисования будет зависеть от используемого инструмента и вида красок:

  1. Создание рельефной поверхности одновременно с рисованием кистями.
  2. Трафаретная печать с помощью разных тампонов из поролона.
  3. Нанесение изображения кисточками.

Рисунок на ткани: пошаговая инструкция

На материал нужно перенести контуры обычным карандашом. Лучше всего использовать готовый вырезанный шаблон. В этом случае очертание получится точней, нежели сделанное от руки.

Рисунок на ткани

По начерченным линиям далее наносится специальный контур: тонкая полоса краски, ограничивающая узор, делая его более отчётливым. Внутри нарисованного очертания нужно работать красками и кистью.

Акварельная краска не подходит: смоется во время первого дождя или стирки. Желательно использовать батик либо акриловые составы.

Осторожно нанесите их кисточкой на поверхность, с учётом контура узора. Тем более аккуратно нужно работать со смежными элементами, иначе краски могут расплыться.

Рисунок на ткани

Когда узор нарисован, то в расправленном виде нужно просушить нанесённый красящий состав до впитывания в текстуру и засыхания. Чтобы рисунок дольше держался, можно его прогладить с изнанки.

Нарисовать уникальную и оригинальную картинку можно очень просто при помощи акриловых красок. Сегодня этот увлекательный процесс становится довольно популярным. Если попытаться самостоятельно сделать такой шедевр, то дальше остановиться иногда просто не получается, настолько сильно затягивает этот процесс.

В последнее время стала очень популярной одежда с различными принтами. Она прекрасно отображает характер и индивидуальность своего хозяина. Наибольшее распространение получило нанесение рисунков на футболки, но необязательно останавливаться только на этой части гардероба.


Украсить можно любую текстильную продукцию:

  • шапки;
  • толстовки;
  • регланы;
  • сумки;
  • ветровки и т. д.

Такие изделия не просто дополнят ваш любимый образ, но и станут креативным презентом.

Варианты создания рисунка своими руками

На сегодняшний день можно найти множество специализированных фирм и типографий, которые занимаются нанесением принтов на различную одежду. Но гораздо приятнее, да и выгоднее, осуществить этот процесс самостоятельно.


Если вы всерьёз задались вопросом, как сделать принт на ткани своими руками, то спешим вас порадовать.

Существует несколько проверенных способов подобного handmadе:

  • с помощью цветного принтера;
  • с использованием акриловых красок;
  • шелкография.

Каждый вид довольно прост и лаконичен. Вам понадобится минимум усилий для создания собственного дизайнерского шедевра.

Рисунок на ткани при помощи принтера

Время идёт, и технологии меняются. Ещё пару десятков лет назад подобное рукоделие было возможным только при помощи китайских наклеек, которые не отличались высоким качеством, быстро теряли первоначальный внешний вид, вытирались. Сегодня решить вопрос, как сделать рисунок на ткани своими руками, вам поможет домашний принтер, непосредственно текстильное изделие, термотрансферная бумага и бытовой утюг.

Чтобы получить качественный рисунок и не испортить одежду, откажитесь от синтетических моделей. Утюг просто расплавит ткань под воздействием высокой температуры. Предпочтительны вещи, которые минимум на 80% состоят из натурального хлопка.


Процесс нанесения рисунка довольно прост:

  1. Необходимо найти подходящий макет изображения либо создать его самостоятельно в графическом редакторе, но не забывайте, что будет зеркальное отражение.
  2. Перенесите рисунок на тщательно разглаженную вещь, приложив лист бумаги изображением вниз. Для этого необходимо прогладить эскиз раскалённым утюгом в течение 1–2 минут.
  3. Чтобы не повредить принт, аккуратно уберите лист бумаги с поверхности текстильного изделия.

Вот таким нехитрым образом вы получите стильную обнову в свой гардероб. Следует учесть лишь один нюанс при выборе термотрансферной бумаги. Она бывает нескольких видов в зависимости от предназначения. Существует продукция для светлых и тёмных тканей, а также для разных моделей принтеров.

Акриловые чудеса

Как самому сделать принт на футболке, если нет принтера для печати макета? В этом случае подойдёт второй способ создания эксклюзивных изображений на одежде. Помогут вам художественные навыки или специальный трафарет. Если вы не отличаетесь особым умением рисовать, вряд ли получится создать сложный эскиз, но долю креатива внести в свой гардероб по силам каждому.


Принт на ткани своими руками получится только специальными акриловыми красками. Работать с ними не совсем просто, так как нужно соблюдать определённую скорость и технологию:


Если чётко соблюдать инструкцию, то сложностей возникнуть в данном процессе не должно.

Как сделать принт:

  • необходимо подготовить трафарет с изображением или текстом;
  • тщательно отутюжить футболку или другую вещь, которую планируете украсить;
  • подложить твёрдую основу;
  • заполнить трафарет акриловой краской с помощью губки;
  • при необходимости провести коррекцию рисунка кистью;
  • спустя 24 часа проутюжить вещь через тонкую ткань.

Если у вас есть талант и вы увлекаетесь творчеством, то можно выполнить оригинальный рисунок с помощью обычной кисти для рисования.

Шелкография

Этот способ по своей сути похож на предыдущий. Только в качестве красителя используют специальную фотоэмульсию. Краска на ткань проникает через трафаретную сетку, высушивается, а потом засвечивается. Следующим этапом создания личного шедевра является промывания трафарета водой. При этом очищаются незасвеченные участки сетки, которые и становятся печатающим элементом.


Преимущество такого способа переноса изображения в том, что нет ограничений по работе с материалами. Вы можете применить его не только на одежде, но и на посуде или пластиковой продукции.

Принт на футболку своими руками поможет создать неповторимый образ и выделиться на фоне окружающих. Это модный и стильный способ обновить поднадоевшую вещь. Вам лишь остаётся выбрать удобный и доступный метод перевода рисунка на желаемую поверхность.

Если бы тиснение по ткани до сих пор не существовало, его стоило бы изобрести: настолько эффектно выглядит декор. Технология позволяет воплотить любую авторскую идею на одежде, сумках: от однотонного изображения, приятного на ощупь, до 3D-рисунка или голограммы.

Тиснение по ткани: что это?

тиснение по ткани

Красивое тиснение по ткани

Тиснение (или эмбоссинг) – техника художественной обработки самых разных материалов способом выдавливания на их поверхности рельефных – выпуклых или вдавленных – изображений.

Технология известна с древних времен. Она легла в основу книгопечатания, с помощью нее древние ремесленники помечали свои изделия.

Сейчас применяется для брендирования и декорирования предметов одежды, сумок.

Технология основана на давлении оттиска или клише на обрабатываемую поверхность. Разновидности получаются за счет разной силы давления, использования термопресса или холодной методики, окрашивания, фольги, комбинирования способов.

Клише изготавливают из разных материалов, что влияет на конечную стоимость услуги. Полимерные формы – самый недорогой вариант, но они одноразовые. Медные и латунные дороже, зато можно использовать многократно, что важно при выпуске крупных тиражей.

Классификация тиснения по ткани

По характеру формы поверхности:

  • плоское, к нему относится блинтование, при котором плоский штамп оставляет такой же оттиск;
  • объемное;

По количеству задействованных в формировании рисунка сторон:

  • блинтовое,
  • рельефное,
  • конгревное,
  • гренированное;
  • гофрированное;
  • текстурированное;
  • бесцветное,
  • цветное,
  • с фольгой,
  • инкрустацией,
  • припрессовкой иллюстраций, голограмм;
  • при помощи плоского штампа,
  • цилиндрического штампа (валика);
  • одноуровневое,
  • многоуровневое,
  • комбинированное.

Горячее тиснение по ткани

Рисунок наносится с помощью термопресса и специального клише. Процесс выглядит примерно так: клише с отзеркаленным изображением нагревается до температуры свыше 100°С в зависимости от свойств обрабатываемой поверхности. Под давлением пресса основа меняет структуру, фиксируется форма.

Таким образом, на выходе получается очень красивое, благородное, презентабельное изображение. Если использовать фольгу, красители, то добавляются интересные визуальные эффекты.

Горячее тиснение выполняется на поверхностях, которые не плавятся под термическим воздействием. Возможно для следующих видов ткани: кожа, искусственная кожа, полиэстер, нейлон, ацетат, тафта, сатин, атлас. Качество рельефа при этом получается превосходным: он устойчив к механическим повреждениям, долго держит форму.

Недостаток: высокая стоимость.

Разновидность метода – использование горячего воздуха, подающегося из отверстий в валиках пресса. Полотно (например, микрофибра) проходит по конвейеру под ними, а из отверстий поступает горячий пар, формирующий рисунок. Волокно в месте попадания пара изменяет структуру: так получаются оттиски в виде различных текстур.

Холодное тиснение

Это нанесение золотой или серебряной фольги с помощью специального клея. Метод более дешевый по сравнению с горячим тиснением по ткани, характеризуется высокой производительностью. Однако нельзя сказать, что он придуман с целью вытеснения второго. Просто обе технологии по-разному применяются. Например, холодная – спасение для материалов, которые плавятся или разрываются из-за высоких температур (таких как синтетика).

Преимущества: возможность быстрого изменения дизайна, воспроизведения полутонов, экономически выгодно для небольших партий, более простой контроль совмещения принта.

Недостаток метода: изображение менее устойчиво к повреждениям, быстрее изнашивается.

Конгрев

Выполняется на достаточно плотных основах и дает выпуклое или вогнутое изображение. Не подходит для тонкого трикотажа, другого легкого текстиля.

В процессе задействованы две детали клише: выпуклый штамп и контрштамп (пуансон) с таким же изображением. Материал располагается между ними. Штампы вдавливаются друг в друга, оставляя зафиксированный выпуклый или вогнутый рисунок.

  • окрашенное или бесцветное;
  • фольгированное или нет;
  • одноуровневое, многоуровневое, комбинированное. Первое выполняется только в одной технике, все детали имеют одинаковую высоту, вогнутость или выпуклость. В основе многоуровневого и комбинированного – несколько техник.
  • не используются чернила, а это значительно экономит время, снижает затраты;
  • изображение выглядит оригинально, поэтому популярно как способ брендирования текстиля.
  • толстый плотный материал не перенимает мелкие детали клише;
  • тонкий быстро теряет форму.

Гофрирование – вид конгревного с получением однородного рельефа.

Гренирование

Еще одна разновидность одностороннего рельефного тиснения по ткани, в результате которого изменяется фактура исходного материала или создается рисунок с однородными углублениями.

Гренирование аналогично конгревному методу, с одной разницей: величина оттиска небольшая.

Текстурирование

Способ, при котором получается текстура, то есть мелкий одноуровневый рельеф, повторяющийся подряд бесконечное число раз.

Блинтование

Холодный метод, хотя сегодня применяется и горячее блинтование. Клише прижимается прессом к поверхности материала, оставляя неглубокий след. Плотность основы, на которую оказывается давление, изменяется, поэтому оттиск фиксируется и в дальнейшем держит форму.

При необходимости для придания оттенка используется пленка.

Горячий способ дает возможность далее применить декор фольгой, шелкографию.

Блинтование не отличается богатством декоративных задумок, зато позволяет выполнить большой тираж. Технология подходит для тканей.

Тиснение по ткани фольгой

Метод, при котором между нагретым штампом и материалом помещается слой фольги, а затем подается давление. Процесс сам по себе очень прост: под действием нагретого клише металлизированное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности изделия.

Бывает плоским, рельефным, конгревным и отличается от фольгирования.

Особенности фольги для декорирования текстиля:

  • представляет собой сухой краситель;
  • может быть традиционной золотой, серебряной, разноцветной, глянцевой, матовой, текстурной, голографической, перламутровой;
  • обладает хорошей кроющей способностью;
  • для холодного способа – используется клей, который разрушается под действием УФ-излучения, при горячем тиснении слой фольги отделяется при нагреве;
  • перед нанесением требуется специальная обработка полотна – аппретирование;
  • устойчива к воздействию химических веществ, воды, особенно в сочетании с клеем.

Требования к тканям:

  • гибкость, эластичность, чтобы изделие можно было носить с комфортом;
  • сохранение водоотталкивающих свойств после нанесения рисунка, чтобы вещь можно было стирать, не опасаясь за декоративные детали;
  • устойчивость к термическому воздействию и аппретивным веществам.

Особенности тиснение по ткани фольгой:

  • требуется создание клише, из-за чего производство становится дороже и дольше;
  • выгоднее использовать для больших тиражей;
  • позволяет наносить самые мелкие детали рисунка;
  • идеально подходит для печати шрифтов;
  • изображение четкое, долговечное.

Фольгирование – способ придания блестящего металлизированного эффекта в процессе так называемого спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры. Отличия от предыдущего метода:

  • дешевле;
  • подходит для небольших тиражей;
  • скорость выше;
  • рисунок не очень качественный, быстро истирается.

Тиснение по ткани и инкрустация

Инкрустация – украшение стразами, бусинами, камнями или другими декоративными деталями. Придает принту объем, блеск. Элементы размещаются как по всей площади эмбоссинга, так и какой-то части.

Голограммы, иллюстрации нуждаются в точной приладке: криво размещенные только испортят изделие. Иногда для их точного расположения применяют способ блинтования: делают вдавленную плашку по размеру и форме принта. Или используют специальное оборудование, оснащенное точными контрольными приборами.

Тиснение по ткани золотом

Применяется для брендирования сувенирной продукции, одежды. Этот металл – атрибут роскоши, царствования, стойко ассоциируется с солнечным сиянием, поэтому золотой логотип, орнамент придают продукции презентабельность.

Нанесение выполняют, используя следующие технологии:

Тиснение на ткани золотом – одна из самых востребованных технологий декорирования.

Наиболее популярные сочетания в одежде: белой, черной – для офиса, красной и голубой ткани с золотом – для праздника, бордовой, синей – для элегантного образа.

Эмбоссинг по ткани

тиснение по ткани

Качественное тиснение по ткани

Плотность, толщина, эластичность, коэффициент деформации, устойчивость к высоким температурам у разных тканей различается, поэтому температура, время воздействия для каждой из них настраивается индивидуально.

Так как элемент эмбоссинга приподнят над основной поверхностью полотна, то сначала делается твердая подложка, позволяющая сохранить объемную форму. Только после этого наносится краска с помощью шелкотрафаретной, термотрансферной методик или спецэффектов.

Головные уборы, сумки, одежда, украшенные продуманным тактильным изображением смотрятся оригинально, приятны в использовании, постоянно напоминают о принадлежности к дорогому бренду.

Сколько стоит тиснение по ткани?

Горячее тиснение по ткани фольгой при печать большого количества продукции стоит дороже, нежели холодное. Но оно имеет ряд преимуществ, поэтому более высокая цена в этом случае полностью оправдана.

Чтобы узнать стоимость заказа, необходимо выполнить ряд действий:

  • Определиться с количеством продукции, которую нужно декорировать. Чем больше тираж, тем меньше стоимость за оформление одного изделия.
  • Выбрать технологию художественной обработки: по сложности, температуре, виду клише.
  • Рассказать дизайнеру, какие именно изображения необходимо перенести на ткань, указать их размеры.

Чем подробнее вы расскажете о том, какой ожидаете результат, тем точнее будет информация о стоимости выполнения работ. Для обсуждения этого вопроса звоните нашим менеджерам.


С чего начать?

Техники росписи ткани

Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутное покрывало, подушки, половички и большие абажуры напомнят о теплых летних днях в загородном доме.

Умело подобранная драпировка стен, обивка мебели тканью разной фактуры и рисунка в гостиной и спальне, разнообразное оформление окон и дверей - все это позволит воссоздать черты античности, ампира, барокко, модерна и других стилей.

Чтобы правильно подобрать ткань для росписи, обязательно надо руководствоваться видом будущего изделия. Для абажуров, люстр в восточном стиле, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала.

Огромное значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет материала и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Прежде чем приступить к работе, проверьте на маленьком пробном лоскуте, как краска впитывается и расплывается на выбранной вами ткани. Так вы сможете подобрать оптимальную технику росписи и рисунок для вашего изделия.

ВАЖНО! Ткань перед работой необходимо выстирать с использованием моющих средств для удаления аппрета (вещества, используемого при окончательной отделке тканей на фабриках). Это необходимо для лучшего прокрашивания ткани. Предварительно замачивать ткань со стиральным порошком не следует, так как он, как правило, имеет отбеливающий эффект.

Закрепление ткани на раме

Перед натяжкой ткани оклейте раму скотчем. Затем прикрепите ткань к незакрепленной раме с противоположных сторон Чтобы избежать образования канавок, булавки на противоположных краях ткани следует смещать по отношению друг к другу Затем раздвиньте раму, натягивая ткань, и закрепите болтами После этого прикрепите две оставшиеся стороны ткани

Выбор техники

Сухую ткань туго перевязывают веревкой или ниткой. Внутрь узелков можно поместить пуговицы После окрашивания получаются стилизованные изображения цветов

Существует множество техник ручной росписи ткани, каждая из которых имеет свою специфику. Если вы впервые решили попробовать себя в этом искусстве, мы рекомендуем начать с наиболее древнего и простого способа. Он имеет много названий: банд-хни, тритик, планки, а наиболее распространенное - узелковая техника. При всей красоте и необычности получаемых эффектов, техника исполнения весьма проста. Перед крашением определенные места на сухой ткани туго перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом. При окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Рисунок зависит от системы завязывания: можно получить круги, окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, их сочетания. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания распущенные узелки превращаются в рисунок стилизованного цветка, листа и т. п. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы, камешки или другие фасонные детали, получая в результате окрашивания узор в виде пробелов определенной конфигурации. Ткань полностью погружается в раствор соли или содовой золы, кипятится в нем затем туда же добавляется краска. Дальнейшие операции проводятся по инструкции на упаковке краски. Современные красители позволяют производить окраску ткани в стиральных машинах при температуре 60 С. Затем ткань промывается без развязывания узлов и краска закрепляется. Высушенная ткань может повторно окрашиваться в другой цвет.

Для выполнения следующих техник росписи требуется специальная подготовка ткани, которую необходимо натянуть на раму и перенести на нее рисунок. При этом удобно пользоваться булавками, чтобы не повредить материал.

Мотивом для росписи может послужить любой понравившийся вам рисунок. Его следует сначала перенести на кальку, а затем черными чернилами или тушью - на белую плотную бумагу. Готовый шаблон подкладывают под ткань, натянутую на раму, закрепляют клейкой лентой, затем переводят контуры рисунка на расписываемую поверхность. Если ткань плотная и непрозрачная, под раму подводят лампу и освещают шаблон снизу. В продаже имеются готовые мотивы для рисунков, которые переводятся на ткань проглаживанием утюгом.

ВАЖНО! В любом случае рисунок следует переводить на уже натянутую на раму ткань и после этого снимать ее с рамы нельзя.

Контурная роспись

Рисунок лучше прикрепить скотчем, это поможет избежать смещения при его переводе на ткань При переводе рисунка на ткань с помощью фантомного фломастера можно не опасаться ошибок, линии исчезают при воздействии воды Резервирующий состав нанесите контурным рисовальщиком Заливку пространства внутри контура краской следует начинать с самых светлых оттенков, а затем переходить к более темным

Контурная роспись основана на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть.

ВАЖНО! Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Набойка

Техники росписи ткани

Перед тем как нанести оттиск на ткань, сделайте его на бумаге, удалив таким образом со штампа лишнюю краску Набойка выполняется с использованием штампов. Работу необходимо вести на столе с ровной поверхностью. Можно использовать чертежную доску, обтянутую байковым одеялом.

Раму с натянутой тканью положите на стол. Штампик опустите в приготовленную печатную краску, сделайте пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску, и только после этого сделайте оттиск на ткани. Операцию повторите несколько раз. После окончания работы штампики надо промыть и просушить.

Свободная роспись

При работе в технике свободной росписи ткань пропитывают водой для лучшей растекаемости краски Нанесите краску свободными мазками толстой кистью Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись

Техники росписи ткани

После нанесения на ткань акварельного грунта или раствора соли, можно рисовать на ней как на бумаге

Техники росписи ткани

Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли

Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Кристаллы соли или мочевины наносятся на мокрую поверхность ткани Пока работа не высохла, можно корректировать рисунок, затемняя или выбеливая определенные участки специальными средствами Для ускорения процесса высыхания можно воспользоваться феном Соль или мочевину после высыхания ткани смахивают щеточкой или широкой кистью

Способ выдувания красителя на ткань через трубочку

Используя данный способ, можно получать множество разнообразных пестрых фактур. Интересные эффекты дает напыление красителя нескольких цветов. Наносят краску каплей исключительно на сухую ткань, затем через трубочку осторожно раздувают ее на определенные участки ткани. В результате получают интересный эффект, который может быть использован в качестве живописной первоосновы при создании мотива букета или одиночного растения.

Свободная роспись способом аэрографии

Ткань натяните на раму. Приготовьте гамму красителей из и заправьте краситель в аэрограф. Распылите краску на небольшом участке ткани. Аналогичную операцию повторите с другими красителями, сохраняя небольшие участки уже нанесенного цвета. Аэрографию можно выполнять и по уже окрашенным тканям.

ВАЖНО! При использовании бумажных или изготовленных из мягкого полимерного материала трафаретов, их необходимо прикрепить к ткани по периметру клейкой лентой, чтобы избежать смещения в процессе работы. Особенно это важно при использовании тампонов, кистей и губки.

При работе в технике "марблинг" рисунок создается на поверхности краски палочкой или иголкой Ткань следует положить в ванночку с полученным рисунком всей поверхностью Эта техника очень эффектна и открывает широкие возможности для импровизации. Она может служить как самостоятельным приемом росписи, так и использоваться в сочетании с другими техниками. Особенно интересный эффект можно получить при использовании атласного шелка. Для росписи "под мрамор" необходим специальный компонент THICKENER в виде порошка, который применяют для создания основы рисунка. Состав разводится в соотношении 1 чайная ложка на 1 литр воды. Лучше всего для этого подходит плоская ванночка высотой Работу с полученной гелеообразной массой можно начинать только через час. На состав каплями наносится краска, флакончики с пипеткой обеспечивают удобство в работе. Затем на поверхности палочкой или иголкой создается рисунок. Ткань или бумагу следует положить на полученный рисунок всей плоскостью. Оставить в таком виде на 20 секунд, затем снять и быстро промыть проточной водой. Дать просохнуть, закрепить. Самое интересное, что рисунок можно постоянно обновлять и наносить слоями. Приготовленный состав может использоваться многократно. В качестве декоративной отделки можно использовать любой резервирующий состав, на участках, где он нанесен на ткани остаются непрокрашенные пятна. Техника MARBLING очень интересна и красочна, она позволяет имитировать мраморные разводы и получать оригинальные цветовые решения.

Монотипия и шпаклевочная техника

Техники росписи ткани

Осторожно приподнимите ткань с отпечатанным рисунком, следя за тем, чтобы она не сместиласьНе менее интересна и монотипия. Эта техника довольно проста в исполнении и доступна даже для детей. Вам потребуется лист пластика или стекла. На его поверхность свободными мазками наносится краска, она должна быть густой, как паста в тюбике. Затем натянутая на раму ткань плотно прижимается к стеклу. Эту операцию можно повторить несколько раз, до полного использования краски на стекле.

При шпаклевочной технике густая краска наносится непосредственно на ткань, создавая рельефную поверхность.

Фотоэффект

Техники росписи ткани

Результат, полученный способом фотоэффекта, подобен аэрографии, но процесс работы лишен неприятных моментов, связанных с трудностями работы с аэрографом Кроме классических способов ручной росписи тканей, появляющиеся на рынке краски и сопутствующие материалы значительно обогатили практику художественной росписи в получении особо оригинальных декоративных эффектов. Одним из них является и фотоэффект, который основан на определенных качествах краски. На еще не высохшую краску можно положить разнообразные шаблоны. Затем поместить работу под яркий осветительный прибор. При высыхании краска под шаблонами светлеет, придавая изображению некоторую таинственность и туманность.

Используя новые краски и материалы, можно добиться полной схожести готовой работы с аппликацией, вышивкой бисером и стразами.

Роспись по ткани - искусство интересное и увлекательное. Надеемся, что данный материал поможет вам в освоении этого непростого вида творчества.

Редакция благодарит Аллу Николаевну Новикову и Любовь Болычеву, художников по ткани Ирину Бычкову и Елену Васильеву за оказанную помощь в подготовке материала.

Читайте также: