Реле поворотов своими руками на 12в для скутера

Обновлено: 05.07.2024

Войти (регистрация) через:





Календарь

Друзья сайта

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов (DM)

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов

В один прекрасный день, я подумал, что неплохо было бы оснастить свою (горячо любимую) JAWA 350-360/00 указателями поворотов, благо таковые (от Восход 3М) давно валялись в сарае без дела. Из них были извлечены 12-ти вольтовые лампы, и на их место поставлены 6V 6W. Лампы большей мощности применять не имеет смыла, т.к. генератор на "старухе" всего 45W. Оставалось дело за малым достать реле поворотов на 6V. Но здесь была засада, т.к. так в продаже его не наблюдалось. Тогда я решил сделать его сам. Для этого был взят архив журналов "Радио" 65-80 г.в. И начались поиски.

В №6 за 1973 г. я нашел что искал - простейшая схема на 3-х транзисторах.

Полный текст статьи я приводить не буду, т.к. все-таки мы не радиоэлектронщики, а мотоциклисты :) Однако кое какие пояснения я все же дам. Итак, реле состоит из несимметричного мультивибратора на транзисторах VT1-VT2 см рис.1.


Рис.1. Схема из журнала "Радио"

Транзистор VT3 работает в ключевом режиме. При данных номиналах элементов, по сведениям автора, частота вспышек лежит в районе 86-94 в мин (после сборки мной этой схемы она была ~115 в мин, но об этом позже). На транзистор VT3 автор рекомендует устанавливать радиатор площадью 30см2. Транзисторы VT1 и VT2 могут быть заменены на МП40, МП41, МП42. При этом номиналы деталей должны быть изменены.

Взглянем повнимательней на схему. Первое, что бросается в глаза: минусовой полюс аккумуляторной батарей присоединен к массе, на JAWA, же наоборот плюс идет на массу. Дело поправимо, просто изменим подключение ламп, как показано на рис 2:


Рис.2. Схема подключения для "старухи"

Второе: таких транзисторов уже сто лет как не выпускают, поэтому попытаемся найти им замену. Сразу забегая вперед скажу, что замену VT1 и VT2 мне найти не удалость. Кремниевые KT3107, которыми я попытался их заменить не работали, и мне пришлось раскурочить какую то допотопную схему, из которой я их и выпаял. Но обо всем по порядку.

Для сборки реле была вытравлена плата размером 3х5 см (см. рис.3.).


Рис. 3. Плата - вид со стороны дорожек.

Транзистор VT3 (П213Б) был заменен на современный KT816В (хотя его можно заменить на любой 816 или 814 серии, при этом больше ничего менять не потребуется). VT1 и VT2 - МП40. После сборки все заработало…но не так как хотелось. Частота миганий была слишком велика, к тому же длительность импульса и длительность паузы явно не совпадали. Надо было подбирать номиналы. После длительных упражнений с паяльником была сделана такая подборка:


R1=5.6кОм R2=150Ом R3=3.3кОм R4=68Ом С1=47мкФ; при этом обеспечивалась частота примерно 65-75 миганий в минуту. Схема стала выглядеть так (рис. 4).

Рис. 4. Конечная схема.

Резисторы я брал типа МЛТ 0.25Вт, более мощные использовать нет смысла.

Конденсатор К50-35 электролитический 16В (при пайке не перепутайте полярность).

Корпус реле был изготовлен из конденсатора (прямоугольный примерно 5.5х3.5 см (под него и делалась плата). Транзистор VT3 во время работы сильно нагревается, поэтому он припаян к плате на проводках, и закреплен винтом на металлическом корпусе.

Минимальное напряжение срабатывания реле - около 4 В.

P.S. Через несколько месяцев в мотозапчастях я увидел древнее электромеханическое реле для JAWA 634. Оно стоило 230 рублей, мое реле обходится в 10р + немного подручных средств + 2 часа времени.

Отсутствует ссылка на скачивание? Увидели ошибку? Сообщите админу нажав кнопку ниже! В описание можете ничего не писать, новость будет проверена.

Наш сайт рекомендует:

В отличие от прочих схем, ток нагрузки идет не через транзистор, а через реле. Таким образом, "мигать" можно нагрузкой любой мощности и структуры. Опятьже, транзистор не обязательно может быть мощным, а значит можно поставить попроще и подешевле.

Следующее достоинство - непринципиальность деталей. Детали использованные мною, простые, и все, кроме мигающего светодиода можно найти в использованных компьютерных железках.

Работает схема при любом напряжении от 5.5В до 16В (может и меньше-больше, но не пробовал - нет ничего подходящего)
Единственное - надо подобрать реле, чтобы срабатывало при нужном напряжении.

схема устройства и подключения:

очередное реле поворотов для всего-чего-угодно

1. светодиод - любой мигающий.
2. конденсатор - любой неполярный, на несколько десятков НФ. По-идее должен защищать от помех с генератора. Впринципе, работает и без него. Я выдрал первый попавшийся из БП
3. резистор. от 0.5к до 1.5к. По-идее задает частоту мигания, но я не заметил особой разницы между 680Ом и 1К. я оставил 680Ом.
4. Транзистор. Подойдет любой Мосфет, который сможет обеспечить ток, достаточный для срабатывания реле. у меня IRF9Z34. Найти мосфет можно в блоках питания, на материнских платах, на видеокарте. Обращаем внимание на структуру транзистора! Схема нарисована для транзистора с P-каналом!
5. реле. Любое нормально-разомкнутое реле. Впрочем можно и нормально-замкнутое, и переключающее тоже. все равно. Соответственно напряжение срабатывания должно быть близко к напряжению в бортовой сети, а пропускаемый ток соответствовать нагрузке. В компьютерном барахле реле есть в старых модемах, хабах, принтерах. наверняка еще где-нить можно найти.
6. Два диода - абсолютно любые выпрямительные диоды, или кусок моста. Я использовал какой-то миниатюрный мост из БП фотоаппарата.
Диоды можно также найти в блоке питания компьютера.

Остальное вроде понятно: лампочки - это поворотники, соответственно могут быть диоды, драйвера диодов - главное соблюдать полярность.
переключатель - переключатель на пульте.

У меня схема заработала сразу. Пока ввиде навесного монтажа. Потом сделаю платку и запихаю в корпус.


В отличие от прочих найденых схем на мигающем светодиоде, эта рабоатет только тогда, когда нужно. (все остальные мигают диодом постоянно). Соответственно мигающий диодик можно использовать как сигнализатор включенного поворотника. Использование реле позволяет вкрутить в поворотники все что хочешь - хоть галогенки
Ну и просто, реле приятно тикает ..

Реле поворотов на скутере необходимый атрибут правильной работы указателей поворота.

Когда необходимо менять реле поворотов

Если поворотники вдруг изменили частоту мигания, не мигают вообще или замирают во включенном положении и это при исправной электропроводке, аккумуляторе и лампочках, очевидно, что реле поворотов нужно заменить.

Где находится реле поворотов на скутере

В зависимости от модели скутера, его расположение может варьироваться от пространства под передним пластиком, до задней части скутера.

Ремонт реле поворотов скутера

Как правило, производитель старается размещать реле поворотов именно под передним пластиком. С виду это небольшой прямоугольный, цилиндрический или квадратный пластиковый предмет, напоминающий реле стартера внешне.

Процесс замены реле поворотов

Рассмотрим поэтапно, как правильно заменить реле поворотов на скутере:

  1. Устанавливаем скутер на центральную опору.
  2. Определяем место нахождения реле поворотов именно на вашем скутере, для этого можно воспользоваться руководством по эксплуатации вашей модели.
  3. Деталь обычно крепится к раме скутера на резиновых хомутах. Извлекаем реле.
  4. Аккуратно отсоединяем пластиковый разъем реле. Обычно он соединен напрямую с корпусом детали, без дополнительной проводки, однако на некоторых моделях можно встретить экземпляр, указанный на фото выше.
  5. Подключаем к бортовой сети новое реле поворотов и устанавливаем его на место.
  6. Все остальные операции по сборке пластика производятся в последовательности, обратной разборке.


но тут возник вопрос о работоспособности штатного реле поворотов, ведь оно срабатывает на нагрузку, которая будет гораздо меньше, и я решил, пока лампы едут из Китая, спаять электронное реле, яндекс помог, старое реле(запасное) было в наличие, и вот его-то я и решил переделать, опираясь на данную схему


зашел в магазин радиодеталей и купил мигающий светодиод(5р) и резистор(1р) с сопротивлением 1кОм, транзистора в наличие к сожалению не оказалось, забрал через 3 дня за 30р и того цена вопроса 36р))) далее дело техники и трезвых рук










проверено, одобрено, рекомендую.

Запчасти

Лада 2109 1998, 70 л. с. — электроника

Машины в продаже

Комментарии 19


Так транзистор постоянно в работе как только + подали?

Просто тихий ужас. Премия Дарвина за изобретение изобретателю. Исполнителю ничего.
А, раз уж так понравилась идею, то для имитации "щелкания", прикрутите зумер с материнки компа.


а что не так то? да примитивно, но вполне работоспособно и без дефицитных деталей. полевик сюда любой подойдет, про мигающий светодиод и резистор вообще молчу. а щелканье это вообще нах не всралось

Щелкание? Ага, только почему то ко мне начинают обращаться, что так мол и так, сделай какой то красивых зум, что бы слышать, как работают повороты. Прошу заметить, в каждой машине аккустический повторитель поворотов присутствует. Ну не считая ТАЗа, где реле впихнули под дворники и его хрен услышишь.
Вопрос возникает; а нахрена слушать повороты? Наверное автопроизводители идиоты, да? Так паганят тишину.


Ну знаете ли, многие это реле обматывают вибропластом чтобы не слышать его, кому то наоборот надо слышать иначе забывает вырубать. У всех свои хотелки. конкретный случай- примитивный, когда под рукой ничего нет, я собирал себе на 555 лишь бы не слушать этих щелчков- мне они не нужны, смысл в них? а таз вообще не машина, в стоке понятно либо щелкает либо зуммер щелчки иммитирует- так и должно быть, а остальное, дело человека который эту машину водит

Это все к тому, что некто сидит и думает, как слить воедину два девайса (реле поворотов и лентяйку) в такой маленький корпус. На реле получилось и хочется сделать на транзисторах, так вот незадача; как раз зуммер и никуда более не влазит, а поверх корпуса как то лепить нет желания.
Вот и нате вам пожалуйста.


мне это далеко, запись и правда выплыла по такому запросу, но японские корпуса побольше будут). а эта херь с транзистором расчитана как я и сказал выше на то чтобы сделать самому без особых навыков и при дефиците запчастей. не все покупают готовые решения

Это ещё не предел для моих желаний. Хочу кнопарь аварийки сделать одноконтактным. Но это на перспективу, как будет время и вдохновение.


все работает! спасибо!


на мопед подойдет?


данное реле подходит к обычным лампочкам накала?


Я все собрал по схеме, на обычных лампах проверил — не работает, там чтото с мигающим светодиодом (его частота или другие какие характеристики, не оч в этом шарю не подходят для этого), а вот светодиодная лента с китая на 12в мигала как надо.


Сделал, установил, поработало 3 дня и сдохло. Не знаю что именно, транзистор или диод. :( Придется снова снимать и покупать транзистор и диод.


я как понимаю, обычные лампы накаливания ставил? они мощные, у тебя транзистор от перегрева сдох, либо ставить на него радиатор, либо брать транзистор мощнее например IRL3205, и резистор 1кОм 1Вт.

Читайте также: