Рекамье своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Быть красивой женщиной мечтает каждая представительница прекрасного пола. Но красота это еще не все, судьба многих женщин прошлого тому свидетельство. Благодаря своей красоте многие из них остались в истории литературы и искусства, однако просто красота этих женщин не могла быть причиной того, почему мужчин так тянуло к ним. Было еще и нечто другое: особый талант, ум, очарование, артистичность, умение собирать вокруг себя интересных и неординарных личностей. Жанна Франсуаза Жюли (Жюльетта) Аделаида, в девичестве Бернар, а в замужестве Рекамье, была одной из таких женщин. Она была звездой европейского масштаба, о которой говорили во Франции, в России и в Англии, в Италии и в Германии. Она не писала романов и не создавала картин, но обладала удивительным талантом притягивать к себе людей, открывать таланты и поддерживать их.

"Красота - приманка. Красота - искушение. Красота - чаще рок, а вовсе не залог того, что тебя будут вечно любить и оберегать. В упоении собственной молодостью и красотой не замечается, что опасность всегда рядом и она неотвратима. Эта опасность - время. "

Жан-Франсуа Валли Жанна Рекамье

Век XIX-й был веком салонов: политических, литературных, научных. Политическим, интеллектуальным и артистическим центром тогдашнего Парижа был знаменитый салон мадам Рекамье, который посещали Ампер и Сент-Бев, Иван Тургенев и Полина Виардо, Мериме и Стендаль, Мюссе и Бальзак. Она дружила с Шатобрианом, Гюго и мадам де Сталь. Ею восхищались Давид и Делакруа. Это был цвет французского искусства и науки – всех их сумела объединить мадам Рекамье. У нее была своя история жизни, которую до сих пор пытаются разгадать многие писатели и историки. Один из вариантов, совсем коротенький, опубликован в статье Н. Хитровой История салонов, отрывок из которой и приведен ниже.

На детство и отрочество мадам Рекамье приходятся годы крушения французской монархии и начало Французской революции 1789 года. В жизни мадам Рекамье было много тайн, которые привлекали к ней внимание писателей, историков, художников, политических деятелей. Ее первой загадкой стало таинственное замужество. Ей было всего пятнадцать, когда она вышла замуж за Жака Рекамье, богатого банкира, старше ее на 27 лет. Романтически настроенные писатели полагают, что это был ее отец, влюбившийся много лет назад в очаровательную мадам Бернар - мать Жюли, а в 1777 году от этой связи родилась чудесная девочка, унаследовавшая от матери красоту и хороший вкус, а от отца ум, и превратившаяся в первой половине XIX века в одну из самых очаровательных женщин Франции.

Фирмин Массот Жюльетта Рекамье 1807

В принципе, такая история - в французском духе. Однако есть другое объяснение ее неожиданного брака. Скорее, Жаком Рекамье двигал страх перед конфискацией имущества новым республиканским правительством, пришедшим к власти после Революции 1789 года. Преуспевающему и хорошо известному банкиру Рекамье было что терять, а фиктивный брак позволил ему переписать все его имущество на имя молодой жены, носящей не слишком громкое имя. Обе семьи были согласны. У господина Рекамье не было наследников, а Мадам Бернар была рада, что удачно пристроила дочь, не очень обращая внимания на невероятные слухи. Эдуард Фукс в книге "Иллюстрированная история нравов" пишет, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки не были редкостью.

Зрелый муж отнюдь не скрывал свою молодую жену. В качестве свадебного подарка он дарит Рекамье красивый дом в Париже, где она организовывает салон, остававшийся самым популярным литературно-политическим салоном Франции в течение нескольких десятилетий. У нее появляются круг друзей, среди которых особое место заняла знаменитая Мадам де Сталь - известная французская писательница начала 19 века. Знакомство двух умных женщин положило начало двадцатилетней дружбе, хотя их и разделяли 11 лет.

Жак-Луи Давид Портрет мадам Рекамье 1800

Разумеется, мадам Рекамье окружают поклонники, среди них - один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, который в 1799 году начинает настойчиво ухаживать за Жюли. Однако она равнодушно воспринимает внимание высокопоставленного поклонника, не пытаясь сблизиться с усиливающей свое положение фамилией. Рекамье отказывается от роли придворной дамы, предложенной ей Наполеоном и не ищет приглашений на изысканные балы, организованные его женой, прекрасной Жозефиной - будущей императрицей Франции. Скорее наоборот, Мадам Рекамье объединяет вокруг себя людей, оппозиционно настроенных к новой государственной политике. В 1802 году она совершает поездку в Англию - непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а, вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр.

Франсуа Паскаль Симон Жерар Портрет мадам Рекамье 1805

Гравюры с изображением мадам Рекамье

Наполеон, став императором Франции, не заставил ждать своей реакции на дискуссии в салоне Рекамье. В 1803 году он издает приказ о закрытии салона, в 1805 году способствует разорению банка господина Рекамье, а в 1807 году высылает из страны ближайшую подругу Жюли - Мадам де Сталь - также ярую противницу его политики. Это был самый тяжелый период в жизни мадам Рекамье. Муж на грани разорения, в 1806 году умирает самый близкий и дорогой ей человек - ее мать, поверенная всех ее тайн. Она мечется между стареющим супругом и мадам де Сталь, оставаясь верной ей в годы ее изгнания, что привело к высылке в 1811 году Жюли из Парижа. Мадам Рекамье смогла свободно вернуться в Париж уже в период Реставрации, где вновь открываются двери ее знаменитого салона. К врожденному очарованию добавился жизненный опыт, превративший ее в не просто интереснейшую собеседницу, но и одну из самых умных женщин той эпохи.

Неизвестный художник Виконт Франсуа Рене де Шатобриан

Именно в эти годы в ее салоне появляется еще одно лицо - знаменитый французский поэт и писатель, одинаково преуспевший как на литературном, так и на политическом поприще, Франсуа Рене де Шатобриан. Тот, кого сейчас называют основоположником современной французской литературы - Стендаль, Бальзак и Золя были после него. Жюли, которой только что исполнилось 40, неожиданно забыла о своем принципе, помогавшем ей строить свои отношения с мужчинами.

Франсуа-Луи Дежюнне Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе о Буа 1826

Она влюбилась, страстно и надолго. Это было духовное возрождение мадам Рекамье и ее салона. Посещаемый Шатобрианом, ее салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые персоны той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мериме и Сент-Бев. Она дружна с Оноре де Бальзаком и Виктором Гюго, ее связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие - многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить мадам Рекамье.

Ее имя становится символом, олицетворяющим хороший вкус и образованность, она превращается в "звезду" европейского масштаба, о ней говорят в России и Англии, в Италии и Германии. А в ее сердце - господствует Шатобриан. К этому времени он уже успел разочароваться в политике, неудачно женился и написал несколько философских трактатов. И после всех этих перипетий он нашел успокоение в обществе мадам Рекамье. Потеряв интерес к политике, он посвящает свою жизнь литературе, и Жюли становится его музой, остававшейся рядом с ним в течение последующих двадцати лет, продолжая его любить и не требуя ничего взамен.

Писатель Рене де Шатобриан Гравюра конца XIX века

Антуан-Жан фон Гро Портрет мадам Рекамье 1825

Красота мадам Рекамье запечатлена на века художниками. Самый знаменитый "Портрет мадам Рекамье" Великого Давида находится сейчас в Лувре. Существует также портрет другого художника - Франсуа Жерара, а затем и скульптора месье Шинара, создавшего прекрасный бюст "Мадам Рекамье".

Красивая история жизни, не так ли? Но у нее было не менее романтичное продолжение, хотя и весьма грустное.

Пьер Луис де Лаваль Портет виконта Рене де Шатобриана 1828

Любовь. сколько чудесных строк она рождает, если она идет от сердца. Через несколько часов после смерти своего возлюбленного виконта Рене де Шатобриана в 1848 году мадам Рекамье напишет следующие строки:

". В саду опадают розы, только что наступивший июль дышит теплотою долго незаходящего еще солнца, я стряхиваю со своей руки белоснежный ароматный лепесток принесенный порывом ветра, и замечаю, что впервые за долгие годы не слышу твоего дыхания, согревавшего дом.. Эти стены с выцветшими от времени гобеленами и старою мебелью, сколько часов спокойного счастья они помнят за почти тридцать лет нашей жизни с тобою и сколько горя запомнят теперь. Я не ведаю и зажмуриваю глаза от невольного страха: просить Господа о том, что свыше семидесяти лет – возможна ли такая милость Его ко мне? Да и зачем она мне теперь, без тебя? Для неизбывной тоски?

Не лучше ли было усердно молить Всевышнего о том, чтобы я могла уйти в Вечность под твоим строгим и любящим присмотром, ибо знаю, что не смогу пережить тебя надолго! Впрочем, довольно!

Я мысленно целую твою усталую душу, с помощью которой ты, быть может, и сможешь прочесть мысли, только что излитые на бумагу безмерно любящим тебя сердцем, и переношусь из области воспоминаний и грез поближе к твоему ложу, чтобы подложить руку под твою седую голову и беречь твой мирный и холодно – спокойный теперь сон .. И пусть же так будет еще хотя бы сотую долю мгновения, покуда Бог даст мне сил, не рыдать от отчаяния, отпуская тебя от своего сердца, ибо что же мне еще делать на этом свете, как не любить тебя, мой Рене.

Не ты ли всегда твердил мне, с ласковою усмешкою, что Любовь для женщины – целая Вселенная, а творить свою Вселенную, не есть ли истинное предназначение каждой Женщины на Земле? Смею надеяться, что я сотворила свою Вселенную вдохновенно и безупречно, и даже Ты, несмотря на весь свой снисходительный скептицизм, в своей недосягаемой сейчас для меня Высоте, всецело признаешь это, Любовь моя.

Через год, в 1849 году, мадам Рекамье скончалась от эпидемии холеры, таким образом пережив Шатобриана всего на один год. Однако образ ее остался в искусстве и до сих по остается неким образцом для подражания. Воистину красавицы не умирают!

Эулале Морин Портрет мадам Рекамье

Скульптурное изображение мадам Рекамье

Жозеф Шинар Жюльетта Рекамье 1806

Антонио Канова Жюльетта Рекамье в образе Беатриче 1822

Начало ХХ века - образ мадам Рекамье в рекламе косметического крема и сигарет


Диван — один из самых древних видов мебели, благополучно доживший до наших времен. И даже не просто доживший, а получивший творческое развитие. Современное жилище представить без дивана почти невозможно. А вы знаете все виды диванов?

Разновидностей дивана в настоящее время множество. Но мы поговорим об этом в следующий раз. А сейчас — о тех видах диванов, которые пережили века и благополучно дожили до наших времен.

виды диванов

Виды диванов: канапе

диван канапе

Впервые диван-канапе появился во Франции, о чем свидетельствует его французское название. Это маленький диванчик для сидения, на котором могут уместиться от силы 3 человека.

канапе диван

Классический канапе — с жесткими подлокотниками, мягкой обивкой и изящными точеными ножками. В плане интерьера канапе наиболее уместен в гостиных, прихожих или на верандах. Спать на нем затруднительно, а вот со вкусом отдохнуть — самое то.

Пате и десадос

пате

современный диван пате

пате диван

Пате обычно устанавливаются в центре помещения. Поэтому если вы хотите обзавестись пате, вам придется поломать голову над тем, как его разместить в вашей квартире, чтобы было удобно. В настоящее время пате большей частью имеются в холлах отелей, офисах и других помещениях, в которых много простора.

диван пате

виды диванов пате

Десадос — это, по сути, разновидность пате. Десадос больше всего напоминают два полукруглых маленьких дивана, прислоненных друг к дружке спинками.

Виды диванов: софа

софа

Это — широкий диван со спинкой и подлокотниками, расположенными на одном уровне. У софы множество форм и дизайнерских решений. Обита она может быть кожей, бархатом, плюшем, шелком и другими материалами.

диван софа

софа в интерьере

Визави, он же конфидан

визави диван

Диван визави — это, по сути, два (а в современных интерпретациях даже три) соединенных между собой кресла, расположенных по отношению друг к дружке в пол-оборота. Создавался такой диван для всяческих свиданий, душевных бесед и тому подобных волнительных моментов. В современных квартирах и домах диван-конфидан можно встретить нечасто.

Виды диванов: кушетка

кушетка


Классическая кушетка — мягкая полулежанка-полудиван, у которой одно изголовье. Спинки у кушетки нет. Лежать во весь рост на ней сложно, а вот полулежать — очень удобно (для того, в общем, она и была создана). Кушетка хороша на даче, на веранде, на балконе — то есть, в местах, предназначенных для отдыха.

диван дюшес

рекамье

шезлонг

Кушеток изобретено множество видов. Наиболее известные — диван-дюшес, рекамье, шезлонг, который обычно встречается на пляжах.

Козетка-кокетка

козетка кокетка

По сути, козетка — это видоизмененная кушетка. От классической кушетки она отличается тем, что на нее не ложатся, а сидят. Поэтому козетка снабжена спинкой и двумя подлокотниками.

диван козетка

Изначально на козетке принято было сидеть двум симпатизирующим друг дружке персонажам — кавалеру и даме. Одной рукой они опирались о подлокотник, другой рукой могли коснуться друг друга.

козетка

Виды диванов: оттоманка

оттоманка

Это турецкое изобретение представляет собой широкий диван. Спинки у него нет, ее заменяют подушки или валики. По сути, это мягкая лежанка без спинки со множеством подушек.

Диван-конфидант

диван-конфидант

диван конфидант

Это — оригинальное изобретение для бесед с глазу на глаз. Устроен конфидант таким образом, чтобы два собеседника могли с удобством располагаться один напротив другого. Классический конфидант (не путать с конфидианом) снабжен двумя спинками — по одной с разных сторон.

Пуф и банкетка

банкетка в интерьере

Пуф — также древняя разновидность дивана, дошедшая до наших времен. У пуфа приземистая форма, мягкий верх и такие же стенки, спинка и подлокотники отсутствуют, размеры его — небольшие (пуф — самая маленькая разновидность дивана).

пуф в интерьере

Ранее пуфы предназначались для того, чтобы на них могла перевести дух уставшая барышня. Ещё одной разновидностью пуфа является банкетка, которая отличается от него более широким и прямоугольным сидением.

банкетка

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар, в замужестве мадам Рекамье, слыла первой парижской красавицей, сводившей мужчин с ума, и была хозяйкой самого знаменитого литературного салона. Частыми гостями там были мадам де Сталь, Шатобриан, Сент-Бев и многие другие представители творческой элиты. Ее портреты писали самые известные художники.

Для многих ее современников, увлеченных идеалом античной красоты, мадам Рекамье казалась воплощением женственности. Ей подражали, с ней соперничали, ее любили. В первой половине XIX века она вполне заслуженно считалась одной из самых очаровательных женщин Франции.


Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась 3 декабря 1777 в Лионе. Родители Жюльетты принадлежали к крупной лионской буржуазии. Ее отец, Жан Бернар, входил в число наиболее известных нотариусов города. Жили они на улице Каж (между Роной и Соной, теперешняя улица Константины, выходящая на площадь Терро). В 1776 году он был занесен в "Лионский альманах" и фигурировал среди сорока нотариусов, статус которых приравнивался к статусу нотариусов Парижа. Звание королевского советника означало принадлежность к чиновникам среднего ранга, его носил всякий, кто занимал видную государственную должность. В 1786 году Бернар получил новую должность в Париже и семья переехала. Детство Жульетты, прошедшее тихо и мирно, было счастливым. Единственная дочь в зажиточной и очень заботливой буржуазной семье, она, похоже, была примерной девочкой образца эпохи Старого порядка.

Лион - акварель XVIII века



Девушке не исполнилось и шестнадцати, когда ее выдали замуж за богатого банкира Жака Рекамье, который был старше невесты на двадцать шесть лет. Муж окружил ее роскошью, купил особняк бывшего королевского министра финансов Неккера на улице Мон-Блан.



Recamier with Lyre.jpg

Франсуа Жерар - Портрет Жюли Рекамье - 1810 - Музей Наполеонико, Рим (Италия)



Как свидетельствуют современники, немолодой супруг питал к своей юной жене лишь отеческие чувства, используя ее светский успех для поддержания собственного престижа и деловых связей. Утверждают даже, что он так ни разу и не притронулся к своей молодой супруге, предоставив ей полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно.



Madame Récamier.jpg

Неизвестный художник - Портрет Жюли Рекамье - Музей Гарине, Шалон-ан-Шампань (Франция)



Судьбу мадам Рекамье отчасти затрагивает французский историк Ги Бретон. В своем исследовании "Наполеон и Жозефина" он сообщает, что банкир не просто питал к Жюльетте отеческие чувства - он действительно был ее родным отцом: "Известно, что мсье Рекамье был любовником мадам Бернар, матери Жюльетты. Некоторые историки уверяют, что от этой незаконной любви и родилась будущая муза Шатобриана. Однако в 1793 году банкир, боясь, что будет гильотинирован, подумал о будущем своей дочери. Единственной возможностью передать ей свое состояние была женитьба на ней, и он без колебаний заключил фиктивный брак. "

Жан-Батист Августин - Портрет Жюли Рекамье - 1801



Репутация и поведение мадам Рекамье на фоне весьма легкомысленных нравов той эпохи казались безупречными. Ее необычные отношения с мужем, известные многим, окружили ее имя своеобразным сочувствием и повышенным интересом к ее жизни. Приемы, устраиваемые Жюльеттой, привлекали самых знаменитых людей не только Франции, но и всей Европы. Она всегда была окружена толпой поклонников и почитателей, которых, по словам писателя Сент-Бева, искусно умела превращать в преданных друзей.



Juliette Récamier (1777-1849) A.jpg

Олали Морен (1765-1837) - Портрет мадам Рекамье - около 1798 года - Национальный музей Версальского и Трианонского дворцов, Версаль (Франция)



Правда, не всех. Наполеон, получивший от нее решительный отказ на свое предложение стать придворной дамой и "подругой императора" (многие аристократки уже в нетерпеливом ожидании теснились у подножия нового трона!), надолго затаил обиду. Жюльетта, пренебрегая его недовольством, продолжала принимать у себя гостей с разными политическими убеждениями; нередко это были люди, оппозиционно настроенные к новой власти. А в 1802 году отправилась в путешествие по Англии - в то время непримиримой соперницы Бонапарта.



Juliette-Récamier-2.JPG

Николя Жак (1780-1844) - Копия работы Франсуа Жерара (1770-1837) - Портрет мадам Рекамье - 1805



Для Жюльетты постоянный, непрерывный праздник продлится шесть полных лет. Шесть лет светского триумфа, разнообразных, вечно новых радостей, когда она блистала на прогулках и в загородных поездках, на спектаклях и концертах, на приемах и маскарадах. Буря удовольствий, а она будет одновременно их неустанной устроительницей и не такой уж невинной жертвой. Шесть лет у всех на виду и у всех на устах, неоспоримое царство молодой восхитительной женщины - свободной, которой безраздельно дарованы непринужденность и известность.

В Париже и в Лондоне на пути ее следования будут возникать маленькие восстания. И все же огни рампы оставят ее нетронутой, без единой морщинки. Ее богатый внутренний мир располагал к тому, чтобы быть самодостаточной и не терять голову от поверхностных знаков внимания. Потому что она искала и в конце концов нашла нечто другое в том, что принесло ей звездность.



File:Juliette Récamier (1777-1849) C.jpg

Франсуа-Луи Дежюнне - Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе-о-Буа - 1826



Она была достаточно мудрой, чтобы не оказаться пленницей самой же созданного образа. Достаточно разумной, чтобы не жаловаться на издержки славы. В Париже тогда принимали и другие женщины, богатые и красивые, но Рекамье была только одна. Возможно, этого она и желала: победить чувство неполноценности и наполнить свое существование, превратив его в легенду.

Жак Луи Давид - Портрет мадам Рекамье

Жак-Луи Давид - Портрет мадам Рекамье



В 1806 году банк Рекамье потерпел крах, Наполеон намеренно ничем не помог ему. Больше того - спустя несколько лет изгнал Жюльетту из Парижа. Она торопливо продала все свои ценности, отдала деньги разорившемуся барону, а сама навсегда покинула роскошный особняк и поселилась в Лионе. Ее подруга - писательница Жермена де Сталь - в утешение написала Жюльетте:

"Красота, не знающая себе равных в Европе, незапятнанная честь и благородный характер - какое другое богатство нужно в этой печальной жизни?"




Маргарита Жерар (1761-1837) - Мадам де Сталь и ее дочь Альбертина


Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - Портрет Анны-Луизы-Жермены де Сталь



Лишь дважды в жизни эта прекрасная женщина испытала чувство более сильное, чем дружеская привязанность. Первым, кто, по ее собственным словам, "заставил биться ее сердце", был принц Август Прусский. Чувство оказалось столь сильным, что Жюльетта написала в Париж мужу, прося его о разводе. Рекамье ответил смиренным письмом, давая согласие, но умоляя при этом не забывать, что он разорен и стар. Растерянная Жюльетта то отвечала Августу на его пылкие признания, то отправляла более чем холодные отписки. После нескольких месяцев мучительной внутренней борьбы она все-таки отказала принцу и, чтобы смягчить боль разрыва, послала ему свой портрет кисти Франсуа Жерара. После смерти принца подарок этот, согласно его завещанию, был возвращен мадам Рекамье.



1817 Krueger Prinz August von Preussen anagoria.JPG

Франц Крюгер - Портрет принца Августа Прусского



Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара. Художник Жерар работал над этим портретом в 1805 году, когда Жюльетте было двадцать восемь лет. В светлом легком платье, с обнаженными плечами, руками и приоткрытыми ступнями ног предстает перед зрителем молодая женщина, трепетная и романтичная, которую современники называли "королевой красоты".



Juliette Récamier (1777-1849).jpg

Франсуа Жерар - Портрет мадам Рекамье (фрагмент)



Когда Жюльетта снова вернулась в столицу, она обосновалась в так называемом Лесном аббатстве на окраине города. И опять к ней съезжалась вся парижская богема. На одном из вечеров в 1817 году появился и знаменитый писатель Рене Шатобриан. С той поры он стал близким другом уже сорокалетней мадам Рекамье.

Шатобриан, успев разочароваться в политике и семейной жизни, находил успокоение в ее обществе. В конце концов он решил больше времени отдавать литературе, и прекрасная Жюльетта стала его музой. Она оставалась рядом с ним в течение последующих двадцати лет, продолжая его любить и не требуя ничего взамен. Из-за него она частично потеряла старых друзей: писатель не любил общества. Он же в одном из писем к жене невинно вопрошал: "Как можете Вы верить этим сплетням насчет мадам Рекамье?"



François-René de Chateaubriand by Anne-Louis Girodet de Roucy Trioson.jpg

Анн-Луи Жироде-Триозон - Портрет Франсуа-Рене де Шатобриана



Жюльетта была не только музой: благодаря своим обширным связям она смогла добиться для Шатобриана министерского портфеля, а затем назначения посланником в Англию. Воспринималось это как должное.
В конце концов терпение мадам Рекамье оказалось исчерпанным: измученная постоянными изменами Шатобриана, она вместе со своей болезненной воспитанницей уехала в Италию.



Gros Jean Antoine Portrait of Mademoiselle Recamier.jpg

Антуан Жан Гро - Портрет мадам Рекамье - Около 1825



А вернувшись через два года на родину, почувствовала себя окончательно исцелившейся от любви к двуличному Рене.

Спустя тридцать с лишним лет на глазах всего города ежедневно в три часа пополудни парализованный Шатобриан приказывал нести себя в паланкине к женщине, без которой уже просто не мыслил своей жизни. Его встречала всегда приветливая и заботливая мадам Рекамье, к тому времени почти совсем ослепшая. Впрочем, и теперь в ее доме звучали стихи и музыка.

"Не было таланта, добродетели, своеобразия, которые бы она не отличала, не заставила обнаружить себя", - свидетельствовал Сент-Бев.

К 1820 году произошло вторичное разорение банкира Рекамье, дела которого поправились было после падения империи Наполеона. Жюльетта поселилась в монастыре. Правда, она не стала монахиней: монастырь лишь предоставил ей укрытие как знатной даме. В двух маленьких комнатах она жила вдвоем с племянницей.
Разменявшая восьмой десяток, Жюльетта Рекамье скончалась 5 мая 1849 года от холеры, пережив Шатобриана всего на год. По завещанию часть ее скромного имущества была передана городу Лиону.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными.

В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.


Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан , горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бёв , лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь , Камилл Жордан и многие другие.

Её салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые личности той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мариме и Сент-Бёв.

Она дружна с Оноре де Бальзак и Виктором Гюго, её связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие- многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить Мадам Рекамье.


Рене де Шатобриан.(Любовь её жизни)


Анна-Луиза Жермена де Сталь.

Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот , герцог Матьё де Монморанси-Лаваль , принц Август Прусский , Бенжамен Констан , брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала, держа дистанцию, сохранять дружбу, а не временных поклонников.


Люсьен Бонапарт, Лефевр


Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара

Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Её салон привлекал противников перемен и постепенно превратился в оппозиционный к Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала её салон.

После высылки Жермены де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о её удалении из столицы.


Жак Луи Давид.Портрет мадам Рекамье.1810г.

Интересная деталь.

  • Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем — рекамье.

Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приёмы; её близкий друг Рене де Шатобриан оставался с ней до самой смерти.

Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана.


Жан-Франсуа Валли. Жюли Рекамье. 1800

Много разного о ней говорят.

"Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт.

Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость."


"Тайна мадам Рекамье отравляла пьянящим ядом, и становилась загадкой, которую страстно хотелось решить. Она была неприступной богиней и, вместе с тем, кокетливой чертовкой, сводившей мужчин с ума. Какая бы женщина ни была вам по вкусу, она казалась именно такой. Она была мастером точно рассчитанного эффекта.




Антуан Жан Гро. Портрет мадам Рекамье. Около 1825 г.

Жюльетта Рекамье скончалась 5 мя 1849 года от холеры, пережив Шатобриана всего на год. Согласно завещанию, часть ее скромного имущества была отдана городу Лиону.

Её имя становится символом, олицетворяющем хороший вкус и образованность.О на не писала романов и не создавала картин, но она обладала удивительным талантом притягивать к себе неординарных личностей, открывая их талант, помогая и поддерживая их.

Читайте также: