Регулятор напряжения квадроцикла своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Нет импульса на закрывание, есть только на открывание. Я уже писал. Смотри на схему Пока напряжение ниже порогового (6,8+6,8) ток через стабилитроны не идет, VT1 закрыт, VT2 открыт и тиристоры тоже открыты. Если напряжение превышает 13,6В стабилитроны начинают пропускать ток и при еще большем повышении напряжения (+ еще около 0,5В) начнет открываться VT1. VT1 собой шунтирует переход ЭБ VT2 и он закрывается. Управляющее напряжение с тиристоров снимается, но они остаются включенными до изменения полярности напряжения анод-катод на обратную.
Если аккумулятор способен сглаживать импульсы напряжения до 100В длительностью 5-10мс, схема будет работать нормально. Если у аккумулятора высокое внутреннее сопротивление - будет перерегулирование и вряд ли с этим можно что-то сделать с таким принципом работы.
Пробовал в симуляторе поставить вместо стабилитронов ТЛ431 - результат аналогичный. Поставил параллельно выпрямителю конденсатор на миллион мкФ - регулирование почти идеальное, разница при включенных и выключенных тиристорах всего пару десятых вольта.


Могу на ящик сбросить. Там все очень наглядно! При просмотре можно пошагово все процессы отследить.
Можно, конечно, попробывать мощный электролит подкинуть.
А так получается, что тиристоры в этой схеме нормально работать не могут. Может мосфетами заменить? Там уже или открыт, или закрыт.

fil220671, я в мототехнике, мягко говоря, не очень. И о генераторах мотоциклов мне известно мало. Но, судя по выявленной проблеме, сюда нужен шунтирующий регулятор. Он тоже тиристорный, но глушит выход генератора при превышении напряжения выхода.


fil220671, реле-регулятор от ВАЗ 2106 прекрасно работает.Отсекает реле ровно 14,4 вольта.
В сети нашел схему для мотоцикла.

Реле-регулятор, или стабилизатор напряжения, играет важную роль в работе современных скутеров, главной задачей которого является стабилизация напряжения. При скорости мопеда 60 км в час генератор способен вырабатывать напряжение до 35 Вольт, и без его стабилизации это может привести к выходу из строя всей электроники мопеда, включая аккумулятор. Статья расскажет, что такое регулятор напряжения и как его проверить на скутере.


Реле-регулятор напряжения на скутер четырехконтактный

Для чего используют регулятор напряжения?

Реле-регулятор стабилизирует напряжение генератора скутера на нужном уровне, не позволяя ему повышать или снижать показатель больше или меньше нормы. Это не даёт скачкам бортового напряжения выйти за установленные пределы (в зависимости от бортов это 12-14 В) и испортить работу потребителей, ресурс которых рассчитан не более чем 13 В.

То есть эта деталь берет на себя импульсы, возникающие при работе скутера (включение фар, кнопка стартера) и переводит на себя образующийся тепловой удар. При этом все тепло, которое могло бы оседать на контактах, генерируется в нем и выводится через прибор.

Помимо стабилизации напряжения, реле также преобразует переменный ток в постоянный, что необходимо для зарядки аккумуляторной батареи.

Производители мопедов устанавливают на скутеры реле зарядки с разными параметрами и подбирают их для каждого индивидуально. В зависимости от схемы регулятора отличаются и разъёмы. У китайских моделей обычно 5 клемм (папа), у японских ― 4.

Схема и принцип работы

Работа стабилизатора у всех моделей практически одинакова и заключается в распределении тока, подаваемого от генератора, для его стабилизации и дальнейшего распределения по потребителям.


Практически одинакова у всех моделей работа стабилизатора

К основным периферийным потребителям скутера относятся:

  • аккумулятор;
  • индикаторы;
  • лампочки;
  • датчики;
  • обогатитель;
  • другие узлы;
  • пусковой обогатитель.

Как работает стабилизатор? Основным принципом его работы является выполнение функции трансформатора, который понижает напряжение до оптимального уровня, приемлемого для работы электрических приборов, а также стабилизирует сеть и предотвращает неожиданные скачки напряжения.

В случае нарушения работы реле приборы скутера выходят из строя, быстро изнашиваются или перегорают.

Для избежания этих проблем и их нежелательных последствий следует знать основы правильной работы электрической схемы и узлов напряжения скутера (рисунок 1).


Схема распиновки реле напряжения и отводки основных моделей скутеров

Распиновка реле-регулятора стандартна для всех моделей скутеров китайского производства.


Распиновка реле-регулятора скутера

Стабилизатор имеет алюминиевый корпус и пластиковые контакты, к каждому из которых подходит свой провод. У каждого контакта свой цвет провода. Это делает удобным соединение прибора с проводами, если пластиковый разъем стёрся. Подсоединять провода к контактам нужно по электрической схеме (Рисунок 3).


Электрическая схема подсоединения реле-регулятора

Признаки необходимости проверки

Если на скутере стал часто садиться аккумулятор, а он еще довольно новый, это означает, что есть неполадки в работе реле-регулятора. Как показывает практика, перегорает он довольно часто. При неисправном приборе батарея прекращает полностью заряжаться и теряет свою ёмкость. А значит завести скутер с кнопки не удастся, придётся заводить с кикстартером.

Еще одним характерным признаком некорректной работы прибора может являться частое перегорание лампочек накаливания. Сами по себе они долговечны и имеют хороший ресурс прочности, но довольно чувствительны к перепадам напряжения. Это случается потому, что оптимальное напряжение в сети скутера считается 12-13 В. Повышение этого значения даже на 2 В сокращает срок службы электроники и узлов в 2 раза.

Чем больше отклонение от нормы, тем больше вероятность того, что в скутере что-либо перегорит. Поэтому при запуске скутера со стартера при скачке напряжения при неисправном реле лампочки как правило перегорают.

Признаки неисправности работы регулятора идентичны для всех моделей китайских скутеров. Особенно они характерны для реле зарядки на скутеры китайских моделей с объёмом двигателя 50 куб. Поэтому прежде чем принимать решение что-то заменить в электронике, тестирование систем и приборов следует начинать именно с реле-регулятора.


Для всех моделей китайских скутеров идентичны признаки неисправности работы регулятора

Как проверить РР мультиметром на мопеде?

Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.

Алгоритм проверки:

  1. Нужно открутить обтекатель с центральной фазой и найти на раме прибор с 4 проводами: красным, зеленым, желтым и белым.
  2. Затем завести скутер и на холостом ходу проверить напряжение: замерить его между зеленым и красным проводом, выставив мультиметр на предельное значение 20 В.
  3. Если на дисплее мультиметра показана цифра 14,6-14,8 В ― это норма. Для стабилизаторов на китайских мопедах это рабочее штатное напряжение. Если же на холостом ходу мультиметр показывает значение 15-16 В ― это высокий показатель напряжения. Это говорит о неисправности реле-регулятора.
  4. Затем нужно проверить напряжение, поступающее на осветительные лампы. На центральную лампу ближнего (дальнего) света подаётся переменное напряжение, поэтому мультиметр следует перевести в режим измерения переменного тока с параметром 20 В.
  5. Далее замеряем напряжение между зеленым и желтым проводом (зеленый ― общая электросеть мопеда). Если мультиметр показывает напряжение сети до 12 В, значит электроприборы работают без дополнительной нагрузки.
  6. Если же на холостом ходу это значение 16 В и выше, а при резком увеличении оборотов двигателя подскакивает до 25 В ― прибор не стабилизирует напряжение и, следовательно, не работает. При таких показаниях прибор нужно заменить на новый.

На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.

Для того чтобы сделать измерение, нужно:

Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.


Заменить неисправный реле-регулятор на скутере не составит труда

Как заменить неисправный реле-регулятор на скутере?

Если на контакты аккумуляторной батареи не подаётся зарядный ток при исправно работающем генераторе ― нужно менять стабилизатор. Заменить его самостоятельно не составит труда.

Для этого нужно проделать следующее:

  1. Установить скутер на центральную опору.
  2. Найти место расположения прибора в конкретной модели мопеда. Если найти сразу не удаётся ― можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации.
  3. Произвести демонтаж облицовки. В зависимости от модели мопеда стабилизатор может находиться на передней части (под передним пластиком), в задней части либо под сиденьем. В этом случае снимается подседельное пространство вместе с сиденьем.
  4. Открутить прибор с посадочного места с сохранением крепежа. Как правило, реле крепится к раме скутера болтом, реже саморезом.
  5. Отсоединить фишку разъёма и закрепить новый регулятор крепёжным элементом. Установленный прибор должен иметь распиновку и разъем, аналогичные заменённому, и подходить по параметрам именно для этой модели скутера.
  6. Подключить реле-регулятор на скутере в стандартный разъем и собрать остальные запасные части в порядке, обратном разборке.

Как изготовить реле-регулятор своими руками?

Для изготовления реле-регулятора своими руками нужны схема и немного знаний. В основу модели самодельного регулятора положен принцип разбора генератора и вывода отдельным концом провода от массы.

В качестве схемы можно взять схему подсоединения реле-регулятора (рисунок 3), и на ее основе собрать однофазный генератор.

Для сбора стабилизатора нужно:

  • разобрать генератор и снять статор с двигателя;
  • затем с генератора нужно отпаять массу, припаять к ней отдельный дополнительный провод для обмотки и вывести его наружу. Этот провод и будет одним концом обмотки. Второй конец ― провод генератора;
  • после вывода проводов нужно собрать генератор в обратном порядке.

При таком устройстве у генератора получается 2 провода (всего их должно быть 3). Подключить стабилизатор можно по такой схеме:


Схема изготовления реле-регулятора своими руками

Реле-регулятор ― вещь очень полезная и нужная для нормальной работы мопеда. Однако требует внимания и постоянного мониторинга его работы. Поэтому если прибор вышел из строя либо его показатели неудовлетворительные, лучше его заменить на новый, стоимость которого сегодня составляет от 300 до 500 рублей.

Мужики, я не радиоэлектронщик, короче тяжелый в ентом, но маленько понимаю простейшие вещи, а посему вопрос : А что мешает взять диодный мост с " жигулей" и после него поставить "жигулевский" -же реле-регулятор зарядки аккума, ну а дальше перевод бортовой сети на постоянку и все. ?

Александр_89

Ветеран

Тимур62

Участник

ПИЛОРАМЩИК

Ветеран

Ну хорошо, значит диодный мост делаем сами, а релюху берем от "жиги", ведь когда она получает постоянку ей похеру от чего, я на ЛУАЗик ставил жигулевскую релюху и все работало. Разьясните мне какая разница. Ведь если перевести всю бортсеть на постоянку, то-есть запитать ее от аккума, то сеть от этого только выиграет, а релюха будет работать только на зарядку аккума - как на машине. У меня на предидущей "Тайге" так было сделано, только не мной.

Александр_89

Ветеран

Аргентавис

Новенький

Ну хорошо, значит диодный мост делаем сами, а релюху берем от "жиги", ведь когда она получает постоянку ей похеру от чего, я на ЛУАЗик ставил жигулевскую релюху и все работало. Разьясните мне какая разница. Ведь если перевести всю бортсеть на постоянку, то-есть запитать ее от аккума, то сеть от этого только выиграет, а релюха будет работать только на зарядку аккума - как на машине. У меня на предидущей "Тайге" так было сделано, только не мной.

Вот как раз мост можно и нужно использовать от"жиги"! А релюха там работает не на зарядку аккумулятора, а на регулирование напряженности магнитного поля в якоре, периодически прерывая ток в обмотке, таким образом поддерживая напряжение в сети на уровне 13.5-14.2V А уж аккумулятор из сети берёт сколько ему нужно.

ПИЛОРАМЩИК

Ветеран

Ну хорошо, используем диоды аналогичные тем, что стоят в "жигулевском" гене, постоянку мы получили, тогда что дальше прийдется делать? Почему нельзя просто поставить в цепь купленный в магазе готовый мощный стабилитрон (трехногая хрень), и получить на выходе 12 вольт стабильного тока. После закидываем эту цепь на аккум, а с него питаем всю бортсеть. Ведь как-то же было сделано на моем предидущем снежике, я лоханулся когда продавал и не посмотрел как это было сделано.

Sergio31519

Активный участник

"Жиговская" подкова стоит дороже чем мост КВРС5010, да и в монтаже и габаритах не сравнить. Мощных стабилитронов (2-х ногая хрень) или интегральных стабилизаторов (3-х ногая хрень) необходимой мощности никогда в глаза не видел. Поэтому и строятся схемы регуляторов напряжения для магнето по приведенным выше схемам (шунтирующие) - слаботочная управляющая часть и мощная регулирующая. Ничего проще пока не придумали.
Все причины, по которым происходят "непонятки" (встречающиеся время от времени в этой ветке) при изготовлении таких устройств, как правило связаны с невнимательностью или ошибками при монтаже. Иногда, правда достаточно редко, это связано с некачественными комплектующими. У самого несколько раз попадались интегральные схемы - "пустышки".
Можно сделать схемы немного посложнее, чем приведенные здесь, но особого смысла в этом нет. Для питания особо чувствительных приборов, типа навигаторов, можно дополнительно поставить простенькую схему на базе интегрального стабилизатора (3-х ногая хрень) и двух керамических и 2-х электролитических конденсаторов.

ПИЛОРАМЩИК

Ветеран

В общих чертах понял, я теперь объясню почему меня эта тема заинтересовала. На снежике пропала зарядка аккума, при этом остальная борсеть работает нормально, вот и не могу понять - че за нах. Я механик -не электрик, просветите кому не лень, в чем причина, буду очень признателен.

Сергей Сергеев

Отключаем реле регулятор (вынимаем разъем). Берем тестер.

Ставим тестер на измерение сопротивления. Проверяем сопротивление между массой (двигателем) и проводами генератор (три провода, обычно желтые). Его не должно быть. Если хотя бы у одного оно есть, у Вашего квадроцикла сгорел генератор.

Проверяем сопротивление между проводами генератора, сопротивление должно быть одинаковое около 1 — 3 ома. Если оно больше или не одинаковое, у Вашего квадроцикла сгорел генератор.

Ставим тестер на измерение переменного напряжения. Заводим квадроцикл, измеряем напряжение между проводами генератора, оно должно быть на холостых более 18 вольт, на 3000 — 4000 оборотах более 40 вольт. Если напряжение нет или разное, у Вашего квадроцикла сгорел генератор.

Если в пунктах 2, 3 и 4 проверка прошла нормально, скорей всего у Вашего квадроцикла вышло из стоя Реле — Регулятор или что тоже бывает, неисправность проводки (почистите все клеммы, проверите целостность проводов, подключения к массе).

Главная → Обслуживание → Зарядка аккумулятора на квадроцикле.

Зарядка аккумулятора на квадроцикле.

Аккумулятор квадроцикла является одним из наиболее важных элементов в системе его электрооборудования. Учитывая количество дополнительного оборудования, устанавливаемого на квадроцикл (лебедки, дополнительный свет, сигнализация, подогревы и др.), аккумулятор часто не заряжается до конца. А владельцы не уделяют этому должного внимания, из-за чего меняют аккумулятор каждый сезон. Поверьте, при должном уходе батарея способна работать 3 и более сезонов. Давайте обратим внимание на правила зарядки аккумулятора вашего квадроцикла, рассмотрим ошибки и ответим на вопросы, возникающие при обслуживании батареи.

Внимание. Разговор по большей части пойдет об обслуживаемых аккумуляторах. Необслуживаемые не имеют пробок (в верхней части аккумулятора) и нуждаются лишь в своевременном и полном заряде, а их владельцы могут пропустить некоторые, описанные ниже пункты.

Можно ли пользоваться автомобильным зарядным устройством для зарядки аккумулятора квадроцикла?

Можно, в то случае, когда зарядное устройство имеет регулировку тока заряда и есть возможность выставить минимальный ток от 0,5 до 0,7.А. Существует простое правило: нормальным током для зарядки будет считаться одна десятая от емкости аккумулятора (расчет производить в Амперах). Конечно, гораздо проще и правильнее воспользоваться специальными, предназначенными для малого тока зарядки устройствами. В комплекте с зарядным устройством всегда идет инструкция по применению, которая содержит основные требования и правила , не пренебрегайте ее прочтением.

Нормален шум и кипение при зарядке?

Умеренное кипение вполне нормально. Объясняется это реакцией, в которую вступает электролит со свинцовыми пластинами, при которой кислота выделяет некоторое количество газа. Беспокоиться стоит, если кипение чрезмерно сильное – это свидетельствует о том , что ток заряда превышен.

Зарядка аккумулятора на квадроцикле. (3)

Почему новый аккумулятор быстро разряжается?

  • Неисправно реле зарядки или генератор. Проверить просто – при работающем двигателе нужно измерить напряжение на клеммах аккумулятора, в норме напряжение должно быть не менее 13.6 вольт;
  • Неисправна сигнализация или другое дополнительное оборудование, которое тянет на себя ток во время стоянки;
  • Пробои в проводке квадроцикла;
  • Дополнительное оборудование потребляет слишком много тока, и генератор не справляется с нагрузкой;
  • Длительный простой квадроцикла без подзарядки аккумулятора;

Что такое сульфатация?

Сульфатация – это образование сульфата свинца (белое вещество) на пластинах аккумулятора.
Этому явлению подвержены все старые и вышедшие из строя аккумуляторы.

Что влияет на процесс сульфатации?

  • Работа аккумулятора при температуре превышающей 40 градусов;
  • Перезаряд – разовый или регулярный;
  • Недозаряд;
  • Высокие нагрузки при низкой температуре;
  • Длительное хранение аккумулятора без зарядки;
  • Глубокая стадия разряда (напряжение ниже 10,5 В.) особенно при отрицательных температурах;

Как избежать сульфатации?

Постоянно следите за состоянием электрической системы квадроцикла. Аккумулятор значительно теряет заряд во время старта двигателя, и при движении заряд должен восполняться, поэтому следите за исправностью реле регулятора и генератора. При длительном простое квадроцикла извлекайте батарею и подзаряжайте ее зарядным устройством не менее чем один раз в 2 месяца. При появлении первых признаков сульфатации зарядите аккумулятор низким током в течение длительного времени (до 2 и более суток).

Зарядка аккумулятора на квадроцикле. (4)

Ампер/часы – что за характеристика?

Это единица, в которой измеряется емкость аккумулятора. Например, полностью заряженный аккумулятор с ёмкостью в 1 А/Ч теоретически должен обеспечить силу тока в 1 ампер в течение часа.

Как и зачем следить за уровнем электролита?

Электролит — это серная кислота, в нужной пропорции разбавленная водой. При эксплуатации вода испаряется, а доля серной кислоты растет, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на здоровье аккумулятора.

При падении уровня электролита (на каждом аккумуляторе есть отметка нормального уровня) нужно долить дистиллированную воду (продается в магазинах автомобильных запчастей) до отметки.

Зарядка аккумулятора на квадроцикле. (5)

Как определить, что аккумулятор заряжен?

Заряженный аккумулятор выдает напряжение в 12,8 В. Если при измерении ваш мультиметр показывает 12,5 В. и ниже, аккумулятор требует зарядки.

Какую клемму нужно подсоединить первой при установке аккумулятора на квадроцикл?

Первой всегда подсоединяется плюсовая клемма. При подсоединении провода к клемме может возникнуть искра, поэтому нужно заранее убрать все легко воспламеняющиеся жидкости. Всегда крепко затягивайте болты на клеммах, чтобы избежать замыкания. Клеммы можно обработать смазкой, предотвращающей окисление.

Зарядка аккумулятора на квадроцикле. (2)

Что случится, если перепутать полярность?
Всегда соблюдайте полярность – несоблюдение полярности грозит сгоревшим предохранителем в лучшем случае и взорвавшимся аккумулятором в худшем.

Как хранить аккумулятор зимой?

Если вы не используете квадроцикл зимой, то аккумулятор нужно обязательно снять и поставить на хранение в прохладное место, а также несколько раз за зиму зарядить его небольшим током.

Как видите, в обслуживании аккумулятора нет никаких сложностей, выполнение простых правил позволит значительно продлить срок службы батареи и сохранит ваши финансы.

А как правильно зарядить аккумулятор мы узнаем, посмотрев видеоролик.

Читайте также: