Регулируемая пауза дворников логан своими руками

Обновлено: 01.07.2024

Период включения "дворников" в прерывистом режиме работы не всегда бывает удобен, и это касается далеко не только ВАЗ-2108. Любой водитель знает, что в лёгкий дождик "дворники" в таком режиме начинают скрести по сухому стеклу, ещё не успевшему покрыться каплями. Выходов из этой неприятности два: включать стеклоочистители периодически вручную, что конечно неудобно или сделать настраиваемую паузу. Естественно, мы пойдем по второму пути.

В продаже имеются специальные реле, которые заменяют штатные реле стеклоочистителей, и могут программироваться особыми манипуляциями с подрулевым переключателем. Да, они имеют право на жизнь, но они неудобны в настройке - стоит почитать инструкцию, как изменить паузу, и всё станет ясно. Другим аргументом не использовать их является то, что микросхема, используемая в штатном реле стеклоочистителей, уже имеет поддержку изменяемой паузы, просто производитель не удосужился поставить регулятор.

Схемотехника

Обычно реле стеклоочистителей выполнено на микросхеме U642B или российском аналоге - КР1055ГП2. Достаточно изучить документацию на эту микросхему, и станет ясно, как сделать регулятор - это очень просто.

Схема реле стеклоочистителей на микросхеме U642B (аналог - КР1055ГП2).

На схеме можно увидеть, что за паузу отвечает вывод 2 микросхемы. К нему подключены последовательно 2 резистора - R2 и R3. R2 стоит внутри реле, его мы трогать не будем. А R3, переменный, отсутствует, т.е. закорочен - его нам и нужно установить. Но куда его ставить? Всё просто, смотрим схему электрооборудования LADA Samara: правый подрулевой переключатель имеет контакт J, к нему подходит желто-зеленый провод. Вытащим его, а в образовавшийся разрыв включим нашу схему.

Место установки резистора паузы стеклоочистителей на схеме LADA Samara.

Часто при такой модернизации ставят переменный резистор на кожух рулевой колонки. Мне же показалось это неудобным, во-первых, а во-вторых, уже было занято место на кожухе. Вместе кожуха я предпочел расположить регулятор прямо на подрулевом переключателе. А переменный резистор посчитал неудобным тем, что крутить ручку во время управления автомобилем, тонко настраивая паузу, неэффективно: нет возможности точно выставить ранее устраивавшую паузу, а смысла менять её до секунды нет. Разумнее поставить переключатель на несколько фиксированных положений, скажем, на три - стандартное, длительное, среднее - этого будет вполне достаточно, и можно быстро переключаться между ними, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Был найден подходящий переключатель, им оказался KBB70-2P3W - это движковый переключатель на 3 положения, довольно больших размеров. Как показала практика, он только-только помещается в подрулевом переключателе, и его размеры хорошо подходят для манипуляций во время движения - меньшие размеры были бы неудобны.
Но как же переключатель заменит переменный резистор?! Действительно, не заменит, кроме него понадобятся 2 постоянных резистора. В зависимости от положения переключателя, наша схема обеспечит малое, среднее и большое сопротивления. Итак, схема:

Схема переключателя паузы стеклоочистителей ВАЗ-2108.

При среднем положении имеем большое сопротивление (ток через один резистор, max пауза), при первом крайнем - малое (ток мимо резисторов, min пауза), при другом крайнем - среднее (ток через 2 резистора параллельно, средняя пауза). Минусом такого включения является "неправильная" последовательность пауз: min-max-mid вместо min-mid-max. Увы, задать другую последовательность без применения электроники невозможно, а одним из условий затеи было неиспользование каких-либо сложных схем. Впрочем, это некритично и к такой последовательности быстро привыкаешь.

Расчёты

Теперь займемся расчетом пауз и сопротивлений. Микросхема U642B по документации допускает паузы 4-20 с. На практике было получено, что в легкий дождь возникает желание включать "дворник" раз в 17-20 секунд, что в принципе соответствует max паузе микросхемы. Были проведены замеры сопротивлений и соответствующих им пауз, зависимость отображена на следующем графике.

График зависимости паузы стеклоочистителей от сопротивления.

Штатная пауза получилась 5.2 с. Две другие были выбраны - около 12 и 20 с. Исходя из этого подобраны резисторы следующим образом: сначала резистор max паузы - 41 кОм, затем дополнительный для него в параллель - 22 кОм (дает в паре с первым 14.5 кОм). При таких номиналах получились паузы 13.2 и 20.1 секунд, что близко к желаемому.

Реализуем "в железе"

И здесь начинается не менее ёмкая часть работы. Сборка переключателя и резисторов будет располагаться в подрулевом переключателе с тыльной стороны, около сгиба - там нужно освободить пространство, удалив рёбра жесткости. Прочность рычага от этого не страдает. Далее в оставшихся ребрах делаем канал для проводов, а у самого основания рычага сверлим 2 отверстия, через которые пропустим провода - это нужно для их фиксации и направления. Если использовать провода сечением 0.35 мм 2 , достаточный диаметр отверстий 1.5 мм. Можно использовать и более тонкие провода - это несущественно в данном случае. Также в рычаге сверлим отверстия для саморезов, на которые будет крепиться переключатель.

Подготовленный рычаг стеклоочистителя ВАЗ-2108.

Стрелками показаны отверстия для проводов и подготовленное место для переключателя.

Теперь модернизируем переключатель: сгибаем его крепления, и к одному из них припаиваем дополнительный лепесток из подходящего металла. У данного переключателя 6 выводов, 3 лишних вывода откусываем - они не нужны. Вид у переключателя получается не очень привлекательный, но всё зависит от вашей искусности, да и виден он не будет.

Переключатель KBB70-2P3W.

Готовим сборку переключатель+резисторы, как показано на фото. Здесь ничего сложного нет: навесной монтаж, обычные компоненты, не забываем об изоляции, хоть она здесь и не критична.

Сборка переключатель+резисторы.

Устанавливаем сборку в рычаг, прикрутив переключатель саморезами, он при таком креплении сидит плотно и надежно. Можно переключатель покрасить, хотя он и не виден с места водителя. Прокладываем провода, ближе к основанию рычага упаковываем их в термотрубку, стараясь придать ей профиль по форме рычага.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой.

Так готовый рычаг выглядит в профиль - модернизация почти не влияет на внешний вид.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой: вид в профиль.

Остается оконцевать провода "мамами": одной побольше - она будет подключаться к штатному желто-зеленому проводу, другой поменьше - эта будет соединена с коротким переходником. Кстати, о переходнике: это короткий провод, с одной стороны которого "большой папа" - его вставляем в разъем подрулевого переключателя вместо желто-зеленого провода, а с другой стороны - "малый папа". Переходник нужен для того, чтобы можно было снимать подрулевой переключатель при необходимости.

Дополнительные провода паузы.

Ставим переключатель в машину. Конструкция получается надежной, просто и быстро монтируемой. На фото стрелкой показан тот самый провод-переходник.

Подключение переключателя стеклочистителя с паузой.

Впечатления и опыт использования

Удобно! Этой функции реально не хватало! Если раньше я чаще пользовался периодическим ручным включением "дворников", то теперь устанавливаю долгую паузу и забываю о "дворниках".

Ну из-за того, что регулятор лучше "крутилка", а на штатный включатель дворников его поставить немного проблематично, то эту возможность я не стал изучать глубже. Однако вариант интересен.

Самое интересное, что я так и не понял логики присутствия/отсутсвия данной функции на Dacia (любых). Сравнивая с имеющимися машинами у себя пришел к выводу, что это "недокументированная фича".
На совершенно пустых комплектациях она есть, и включается как и на всех Рено, т.е. нажатием на кнопку ЦЗ на панели в течении 3-4 секунд, а на некоторых машинах по сути в полной комплектации - этой функции нет . (Прямой пример MCV Aljenki - комплектация почти максималка, нет только люка из имеющихся опций, а двери автоматом не запираются! )

вот еще бы решить вопрос с 3 кратным морганием при кратком нажатии на поворотник, а то на Колеосе совсем непривычно и не современно 1 кратное мигание

Спасибо Российскому Клубу Logan, найдено решение как сделать человеческим работу стеклоомывателя.
Как мы все знаем во всех Dacia если хочешь помыть стекло водичкой, сначала тянешь на себя рычаг управления "дворниками", а потом как водичка полилась на стекло, то опускаешь рычаг вниз для того, чтобы включить стеклоочиститель.
Так вот, чтобы это автоматизировать и сделать "как у всех" есть не очень сложное решение и совершенно почти бесплатное.

Судя по всему это подходит для любых автомобилей Dacia, так как ничего у них существенно не менялось в этом плане.
Так что могу 100% утверждать, что метод подходит для: Dacia Duster,
.

Специально поинтересовался на презентации, как с этим вопросом у "российского" Дастера. Сказали, что дворники будут работать одновременно с омывателем, т.е. никаких переделок не понадобиться.

Штатный вазовский стеклоочиститель отлично работает в сильный дождь, но вот в слабенький моросящий дождь назвать его работу хорошей к сожалению нельзя, я говорю про те моменты когда он работает в прерывистом режиме. Стандартная пауза между взмахом дворников это 4 секунды. Очень часто, когда дождь совсем мелкий, стекло не успевает намокнуть, и дворники практически работают по сухому. Водителю, ругая исконно русскими выражениями работников АвтоВАЗа, пригодится самому с периодичностью в 5-10-20 секунд включать и выключать стеклоочиститель. В общем, я думаю, любой владелец ВАЗика понимает, о чем я хочу сказать. И сегодня мы будем бороться с этой проблемой. Итак, снимаем с машины реле стеклоочистителя, отсоединяем колодку и несем домой:


Вскрываем крышку и отсоединяем печатную плату от крышечки. Смотрим на схему. За паузу между взмахами дворника отвечает резистор, обведенный красным кружком:


Изменяя его сопротивление можно и даже нужно регулировать паузу между взмахами дворников. Сам резистор на 62 Ком, что равняется 4 секундам между взмахами. Если вас устраивает минимально время задержки в 4 секунды, то можете оставить этот резистор, У меня же был резистор на 47 кОм, и я поставил его, чтобы минимально время задержки было 3 секунды. Если поставить на 25-30 кОм, то время задержки будет около 2 сек. Итак, если вы решили оставить родной резистор, то выпаиваем любую одну его ножку из платы, если резистор меняете на меньший номинал то выпаиваем родной резистор, а новый припаиваем только одной ножкой. Берем полметра двухжильного провода (или два одножильных) и припаиваем один провод к освободившейся ножке резистора. А второй провод на место, откуда выпаяли освободившуюся ножку. Вот так:


На проводах на фото одет прозрачный термоусадочный кембрик - очень удобный и эффективный способ изоляции. Просто одеваем трубочку на соединение и слегка нагреваем его зажигалкой, трубочка сжимается в диаметре и плотно оседает на соединении, это намного эффективнее изоленты.

Итак у нас теперь припаяны два провода, делаем на них узелок, чтобы случайно не оторвать, и закрываем крышку, протягивая наши провода вместе со штатными. Крышку реле приклеиваем. Я лично клеил термоклеевым пистолетом:


Далее берем переменный резистор:


Номинал резистора можно взять любой от 100 кОм. Чем больше номинал, тем больше можно будет сделать паузу между взмахами щеток. Например, если резистор на 100 кОм, то максимальный интервал между взмахами щеток будет порядка 10 сек. Если взять 200 кОм то интервал будет около 17 сек и так далее. Единственное, не советую брать больше 500 кОм, т. к. точность установки интервала упадет. Так вот, берем резистор и один провод (любой) припаиваем к среднему контакту, а второй к любому крайнему.

Все устройство готово:


Несем все обратно в машину. Реле ставим на свое законное место, а резистор размещаем там, где вам удобнее. Я лично разместил его на рулевой колонке рядом с переключателем стеклоочистителя. ИМХО это логичней и правильней. И надел на него ручку от регулятора печки от восьмерки:



Вот и все готово. Сейчас в прерывистом режиме у меня время между взмахами стеклоочистителя регулируется от 3 до 10 сек, резисторы стоят 47 кОм (0,25 Вт) и переменный 100 кОм 0,25 Вт. По ваттам резисторы можно взять любые (но 0,25 удобны нам по размеру). В будущем думаю поменять резисторы на 30 кОм - чтобы сделать минимальное время паузы 2 сек и переменный на 200 кОм или на 500 кОм, чтобы сделать максимальное время паузы побольше, до 17-18 сек с резистором на 200 кОм или почти до минуты с резистором на 500 кОм Все описанное в статье дорабатывалось на реле дворников PC-514 - именно оно стоит на большинстве машин, но если у вас и стоит другое реле, то думаю, что и его можно доработать аналогичным образом.

Дополнение, автор Sergey_SS.

Мысли по поводу "регулируемой паузы" терзали меня уже давненько, но "внезапно нагрянувшая" весна "подтолкнула под руку", и я полез в интернет за готовым решением данного вопроса. Из множества самых разных вариантов одним из лучших по скорости, легкости исполнения и бюджету был признан вышеизложенный материал. Картину немного омрачил тот факт, что "родное" реле у меня оказалось "старого" образца - еще с термопарой, что немного увеличило бюджет мероприятия, но, зато, на период экспериментов мне не пришлось отказываться от привычного режима "дворников".

В ближайшем магазине было куплено новое реле РС-514, но и оно оказалось не тем реле, которое описано выше (их, как выяснилось, несколько никак не обозначенных модификаций. ), хотя и на той же микросхеме. Немного посидев над платой нового реле, я нашел аналог "резистора, обведенного красным кружком". Это R2 с номиналом в 33 кОм:


Резистор R2 был безжалостно выброшен ввиду неудобства использования. Мне, учитывая отсутствие паяльника мощностью менее 100 Вт, удобнее было припаять постоянный резистор к нижнему "контакту" VD2 (левый контакт R2 по фото), а провод- к "+" конденсатора (одна дорожка с правым контактом R2). При постоянном резисторе 30 кОм и переменном 200 кОм, минимальная пауза составила около 4,5 секунды, максимальная - 32 секунды.

Общий бюджет "доработки" (по состоянию на март 2011 г.): резистор импортный, с инерционной смазкой и с ручкой - 35 руб., новое реле- 100 руб., постоянный резистор- 2 руб., провод, кусочек термоусадочной трубки, паяльник и, конечно же, руки.

В новой 21214-40-020 решил сделать регулируемую паузу в стеклоочистителях, снял штатное реле, а оно оказалось не РС514, а релюхой от семёрки 2107-3747.

Теперь о переделке. Надо выпаять резистор 4,7 кОм, нарисованный красным цветом:


Фотографировал уже после переделки, поэтому я его дорисовал. Вместо него припаял провода, на другой конец которых припаял последовательно соединенные постоянный резистор на 1,5 кОм, и переменный на 22 кОм. Пауза стала регулироваться от 0,5 сек, до 19 сек.

Анализ даташита показал, что применение данной микросхемы дает нам возможность реализовать функцию автоматического включения непрерывного режима работы "дворников" во время включения омывателей стекол. Для этого нужно соединить вывод 5 микросхемы через резистор 4,7 кОм с плюсом моторчика омывателя. Куда, чего припаивать нарисовано на фото:



Верхний и нижний желтые провода уходят на резисторы регулирования паузы, средний с припаянным резистором в термоусадке уходит на плюс мотора омывателя.

Теперь, если при работе "дворников" в прерывистом режиме. Если включить омыватель стекла одновременно с включением мотора омывателя, стеклоочиститель автоматически переключится в непрерывный режим работы, после прекращения подачи омывающей жидкости "дворники" делают еще три взмаха и автоматически переключаются обратно в прерывистый режим.

Ставил намедни данную штуковину на 21214М, вот, набросал примерный алгоритм.

Нам понадобится (примерный бюджет 350 р, все покупалось летом 2012 года в обычном магазине автозапчастей в Ленинградской области:
- 6-контактная колодка (на первом рисунке) - 60 р.
- клеммы "мама" - 10 шт. (с запасом) - 50 р.
- реле стеклоочистителя с программируемой паузой - 230 р. (723.3777-01, 411.3777, 724.3777-01, 524.3777-01, 54.3777-01, 39.3777-01)

Думается мне, что список реле неполный, прошу добавлять! Первые два опробованы лично на моих авто. Кстати, реле 723.3777-01 (нового образца!) в магазине продавалось как для Ваз 2114.

Опишу схему подключения, а как соединять - каждый сам себе хозяин, будь то скрутка или пайка, или ещё чего.

Для начала вынимаем из купленной 6-контактной колодки лишние клеммы - они нам не понадобятся, как видно на фото. Это клеммы №№3, 4 на левом разъёме и №№4, 6 на правом. Внимание! Нумерация проводов в колодке на фото условная и не совпадает с нумерацией на оригинальной схеме!


1. Соединяем между собой провода клемм под номерами 2, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 15 реле - это питание (+12 при включении зажигания).
2. Соединяем между собой провода клемм под номерами 5, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге S реле - это выход питания на мотор.
3. Соединяем между собой провода клемм под номерами 1, оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 31 реле - это масса.
4. Провод клеммы №6 левого разъёма оконцовываем клеммой и подключаем к ноге 31b реле - это индикация крайнего положения дворников.
5. Провод клеммы №3 правого разъёма оконцовываем клеммой и подключаем к ноге J реле - это включение прерывистого режима.
6. Отключаем минус аккумулятора, снимаем панель приборов (ПП) размыкаем родной 6-контактный разъём (он там такой один, не ошибётесь), в разрыв ставим нашу приблуду.
7. Оставшуюся свободной ногу реле 86 соединяем с тонким розовым проводом 2-контактного разъёма омывателя (находится так же за ПП, рядом с 6-контактным разъёмом, провод нужен тот, на котором появляется +12 при включении омывателя). Далее всё тщательно изолируем. Собираем ПП.
8. Подключаем аккумулятор - пользуемся!

Небольшое отступление по поводу аккумулятора. Несмотря на то, что наша цепь обесточена (зажигание выключено), аккумулятор всё же советую отключать! Сам поначалу пренебрегал этим, конечно, мы же самые умные, всё под контролем! Ну и когда что-то делал (не помню уже что) за панелью приборов, случайно уронил отвертку, которая провалилась и по закону подлости упала чётко на блок предохранителей, который по тому же самому закону в данный момент был без крышки… Раздался бабах и отвертка, к счастью, оказалась на полу, обошлось несколькими выгоревшими предохранителями, боюсь представить, что было бы, застрянь она там… Люди будьте благоразумны, отключайте аккумулятор и работайте спокойно!

Что ещё можно добавить… В принципе, более правильно было бы под реле подобрать колодку и все мамы вставить в соответствующие гнёзда, это облегчит в будущем процедуру замены данного реле, хотя данное устройство мне лично представляется довольно надёжным и вряд ли выйдет из строя в обозримом будущем.

А вот схема, которую нарисовал alexlozzh, (спасибо ему!) прочитав мои каракули и, видимо, покрутив в руках сабж:



Старожил

Доброго времени суток! На всех своих машинах я вводил эту фичу. Привык знаете ли. Плавная регулировка паузы дворников позволяет иметь всегда чистое стекло, при наименьшем мельтешении дворников. Особенно актуально при мелкоморосяшем дожде или снеге, когда штатного интервала мало, или наоборот не хватает. В общем Must Have.

Итак, приступаем..
Равчик-2 . Европеец. Снимаем кожуха рулевого управления ( 2 самореза со стороны руля и один снизу. Отсоединяем жгут от переключателя дворников, и снимаем его поддев отверткой один фиксатор и вытаскиваем по салазкам. переворачиваем белой порупрозрачной крышечкой вверх, снимаем ее.
. перед нами система управления дворниками. ищем мелкий резистор на 24килоома ( обведен красным) надпись на нем "243", извлекаем его аккуратно из платы ( выпаиваем или на крайняк раскусываем пополам потом выпаиваем половинки.
. подпаиваем к платке вместо резистора провоодки , желательно с разъемом, чтобы иметь возможность разбирать кожуха.
. Покупаем, вытаскиваем из старой радиолы, вобщем обзаводимся переменным резистором на 150-220 килоом. При 150 килоом макксимальная пауза составит 21 сек, при 220 килоом порядка 50 секунд.
. еще нам нужен резистор на 1.5 килоом, мощности 0.125-0.25 вт.
. соединяем последовательно: проводок от платки-резистор 1.5 килоом-центральная ножка переменного резистора-любая крайняя ножка переменного резистора-проводок на платку. ( выбор крайней ножки влияет в каком положении будет максимальная задержка, либо в крайнем левом либо правом положении, тут кому как нравится)
. подбираем красивую ручку к резистору, засверливаем в нижний кожух, собираем, проверяем , наслаждаемся

Переменный резистор задает ток заряда накопительной емкости, следовательно время нарастания напряжения до порогового уровня. Резистор 1.5 килоом ограничивает зарядный ток в минимальном положении переменного. Нужен для корректной работы схемы.

Читайте также: