Регулировка тормозов на велосипеде своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

В норме дисковый тормоз останавливает колесо максимально быстро, позволяя дозировать усилие на грани блокировки ротора. Отклонения появляются после замены тросика, колодок и капитального ремонта. Впрочем, настройки нарушаются и в ходе длительной эксплуатации, а также после снятия колеса, к примеру, чтобы заклеить камеру велосипеда в домашних условиях . Как избежать знаменитого шорканья ротора, как устранить подтормаживание, и, в конце концов, как вернуть заводской характер торможения – на эти и другие вопросы отвечает редакция журнала Autobann.

Прежде, чем регулировать: подготовка к настройке

как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза

Решение отрегулировать на горном или шоссейном велосипеде дисковые тормоза будет успешным лишь в том случае, если будет предусмотрена диагностика тормозной системы. К слову, содержание диагностических мероприятий для гидравлики и механики будет различным. О том, чем отличаются гидравлические тормоза на велосипеде от механических , разговор мы уже вели.

Если коротко, то в гидросхеме обе колодки толкают жидкость, воздействуя на поршни калипера, отчего получается четкая модуляция и легкий ход ручки. А в механике подвижна лишь одна фрикционная накладка. Она подводится к диску путем натяжки троса тормозным рычагом.

Впрочем, каким бы не был привод тормозного механизма, стоит проверить:

  • Ротор на предмет отсутствия деформаций. Для 100% уверенности в плоскостности диска, его лучше открутить, и положить на ровную поверхность. Приблизительную оценку можно дать прямо на велосипеде, вращая колесо, и оценивая расстояние до обеих колодок через прорезь в калипере. Фрикционные накладки должны быть равноудалены от диска в любом положении.
  • Степень износа тормозных колодок и их целостность. Демонтируйте колодки, вынув шплинт, и оцените остаточную толщину фрикционного материала. На поверхности, контактирующей с диском, не должно быть раковин и зазубрин.

как настроить тормоза дисковые на велосипеде


Не лишним будет взглянуть на состояние привода. Располагая тросовыми дисковыми тормозами, проверьте целостность тросика. Конец не должен быть расплетенным, а срок эксплуатации – превышать 3 года. Заменяя трос, меняйте и рубашки. Смазывать его необязательно, но если решили, то делайте это только с помощью специальной смазки, не притягивающей пыль.

На гидравлике ничего не должно течь. Слабые места – это соединения:

  1. Мастер-цилиндр – гидролиния.
  2. Тормозная ручка – мастер-цилиндр.
  3. Гидролиния-калипер.М

Статус слабых эти стыки получили из-за использования манжет, которые со временем усыхают и дают течь.

Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде

Механика постепенно уходит в историю. Сейчас ее еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, о принадлежности деталей тормозной системы к таким мировым брендам, как Shimano и Sram, говорить не приходится. Обычно это какой-то noname комплект, который имеет минимум настроек.

Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов – они чаще нуждаются в регулировке. Все потому, что одна из колодок неподвижна. По мере ее стирания расстояние между ней и диском автоматически увеличивается. Между тем колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут неравномерно изнашиваться + страдает качество замедления.

Проверка готовности системы к регулировке

Итак, сперва необходимо убедиться, что:

  • Адаптер, к которому крепится калипер, хорошо закреплён на раме или вилке (болты плотно затянуты).
  • Уже проверенный ротор надёжно зафиксирован винтами на втулке.
  • Колесо установлено на велосипед, эксцентрик/гайки затянуты.
  • Барашек регулировки натяжения троса выкручен не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или суппортом).
  • Трос закреплен на подвижном рычаге машинки.

Работа с калипером

Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде выполняется в два этапа: наладка калипера и поднастройка тормозной рукоятки. Отрегулировать суппорт – значит выставить колодки симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.

В настройке калипера важно соблюдать последовательность действий:

регулировка дисковых тормозов на велосипеде

  • Отцентрировать машинку. Ослабьте болты крепления суппорта к переходнику и, двигая калипер, отыщите такое его положение, при котором колодки будут равноудалены от диска и полностью параллельны ему. Отцентрировав машинку, притяните ее к переходнику, соблюдая правило равномерной затяжки: вращайте один болт на ¼ оборота, затем другой также на ¼, и снова повторяйте описанную процедуру с первым и вторым крепежом.
  • Выставить зазор между неподвижной колодкой и диском. На калипере механического дискового тормоза любого класса есть болт или регулировочное колесо, позволяющее приближать/удалять неподвижную колодку от диска. Здесь стоит задача воспользоваться этой регулировкой, чтобы приблизить колодку максимально близко к ротору, соблюдая зазор. Проще всего сделать это так: придвинуть фрикционную накладку вплотную к диску, но так, чтобы она не изгибала его, и немного отпустить болт для получения небольшого зазора.

настройка дисковых тормозов на велосипеде

  • Отрегулировать зазор между подвижной колодкой и ротором. На серьезных комплектах для этого предусматривается специальная регулировка – болт, двигающий колодку вне зависимости от натяжки тросика. На дешевых велосипедах эта настройка совмещена с натяжкой троса. Задача – выставить тот же зазор, что и между неподвижной фрикционной накладкой и диском.

Совет. Настройте зазор так, чтобы на середине хода тормозной ручки фрикционные накладки плотно прихватывали диск. Для этого потребуется корректировать натяжение троса с помощью барашка и положение неподвижной колодки (чтобы соблюдать симметрию относительно ротора).

К сведению. Центровку калипера можно пропустить, если эта операция была выполнена ранее, а колесо не снималось.

Настройка хода тормозной ручки

Эта наладка позволяет настроить положение рукоятки в момент схватывания тормоза. Конкретных рекомендаций по этому поводу нет. Кому-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при малейшем нажатии на ручку, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвая хватка в середине пути рычага.

Выполняется данная настройка с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Финишная доводка резкости схватывания тормоза производится барашком натяжения троса.

Внимание! После завершения всех регулировок проверьте, равноудалены ли колодки от ротора. Вполне возможно, что придется подрегулировать неподвижную фрикционную накладку.

Частные вопросы по механике

Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде

как регулировать гидравлические дисковые тормоза на велосипеде


Не забывайте про неподвижную колодку. Отдаляя подвижную фрикционную накладку с помощью троса, отодвигайте и статичную, так, чтобы соблюдалась симметрия относительно ротора.

Как натянуть

Действуйте в порядке, обратном ослаблению троса, и получите желаемый результат.

Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили

Используйте качественные колодки и своевременно центруйте калипер относительно ротора, чтобы диск изгибался как можно меньше.

Регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде своими руками

Гидравлику принято называть самонастраиваемой. Откуда взялся такой статус – непонятно. Центровка колодок относительно диска здесь тоже может сбиваться. Да и шорканье самого ротора – одна из первых жалоб владельцев даже новых байков.

В целом же настроить гидравлические дисковые тормоза на велосипеде проще, чем тросовые. Но проводя параллель между наладкой тормозного механизма и чисткой цепки, можно сказать, что работа с тормозами все же труднее, чем промыть цепь в домашних условиях .

регулировка механических дисковых тормозов на велосипеде


Основная цель – та же: отцентровать суппорт, проверить, равноудалены ли колодки от диска, отрегулировать ход ручки, если ее конструкция позволяет это. Выполнять регулировку необходимо пошагово:

Регулировка тормозов на велосипеде должна осуществляться регулярно – такое обслуживание будет гарантией безопасности эксплуатации транспортного средства. На современных велосипедов встречаются два основных типа тормозов – ободные и дисковые, но дисковые могут быть механическими или гидравлическими. От того, какой вид тормозной системы установлен на конкретном велосипеде, будет зависеть процесс их обслуживания.

Как проверить и настроить тормоза

Существует четкая инструкция по проверке и настройке тормозной системы велосипеда. Если ее придерживаться, то весь процесс займет мало времени и будет результативным.

Порядок действий при проверке и настройке тормозной системы велосипеда:

Настройка тормозной системы при ободном и дисковом типе отличается, так как используются различные вращающиеся механизмы и колодки.

Настройка ободных тормозов

zadn-tormoza

На горных велосипедах используется v-brake тормозная система – на ее примере и будем рассматривать принципы настройки, так как она же имеется и на других велосипедах с ободными тормозами. Отличие может состоять лишь в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет подкручивать/подтягивать.

V-brake (

Обратите внимание: важно соблюсти три главных правила:

  • колодки должны располагаться параллельно ободу;
  • зазор между ободом и колодкой не должен быть больше или меньше 1 мм;
  • колодки должны располагаться симметрично пот отношению друг к другу.

Как достигнуть указанных правил при настройке ободных тормозов на велосипеде:

torzmoza

Настройка дисковых тормозов

diskovyi-tormoz

Как правило, регулировка дисковых тормозов заключается в периодическом подтягивании троса. Но нередко приходится заменять и колодки, правда, на дисковых тормозах они стираются дольше, чем на ободных. Сначала нужно выяснить, какие конкретно дисковые тормоза установлены на велосипеде – регулировка тормозных колодок при гидравлической и механической системе будет различаться.

Специалисты рекомендуют принять к сведению следующие моменты:

  1. Если стоят на велосипеде дисковые тормоза гидравлического типа, то замена колодок может и не понадобиться – они способны самостоятельно это делать. Но следует учесть один нюанс – если гидравлическая система закрытого типа, то придется регулировать колодки в ручном режиме – для этого предусмотрены специальные вентили.
  2. Если предстоит настройка дисковых механических тормозов, то нужно будет натянуть трос по вышеуказанной инструкции и проверить расположение колодок – расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
  3. Для того, чтобы настроить колодки при дисковых механических тормозах, нужно воспользоваться специальными болтами – подтягивая их, можно увидеть, как движется колодка. Особенно внимательным нужно при выставлении расстояния между колодкой и диском – 0,3 мм слишком мало, ошибиться легко.

Типы тормозов и необходимость их регулировки

Тормозная система на велосипеде относится к одной из самых важных, особенно это касается горных велосипедов. От качества регулировки данной системы напрямую зависит безопасность, а порой и жизнь велосипедиста. В зависимости от воздействия на колесо тормоза делятся на ободные и дисковые. Первый тип считается самым распространенным.

Как проверить тормозную систему

Перед тем как приступать к регулировке тормозной системы необходимо пройти процедуру ее проверки. Для этого необходимо:

  • Переднее колесо приподнять таким образом, чтобы оно не касалось поверхности. Вращайте колесо и обратите внимание на то: касается ли колесо тормозных колодок кратковременно, есть ли посторонние звуки. Если колесо касается тормозных колодок, то колесо скорее всего имеет восьмерку. Требуется устранение данной неисправности.
  • Регулировка тормозной системы необходима в том случае, если при нажатии ручки тормоза колесо проскальзывает, либо заметна задержка торможения.
  • Необходимо проверить внешний вид тросов и колодок тормозной системы, так как они практически постоянно контактируют с окружающей средой. Обратите внимание на целостность тросов, даже разрыв одной жилы может привести к выходу из строя всей системы. При обнаружении разрыва меняйте весь тросик.Очистите всю систему тормозов от грязи.

Когда требуется настройка и регулировка тормозов

Настройка и регулировка тормозной системы велосипеда необходима в следующих случаях:

  • После того как вы купили велосипед, необходимо проверить его работу под повышенной нагрузкой. Затем требуется осмотр транспортного средства (ТС) и регулировка всех его систем, включая тормозную систему.
  • После падения или удара велосипеда требуется регулировка тормозов.
  • Если байк хранился в не отапливаемом помещении, то требуется регулировка тормозов.
  • При работе тормозов ощущается скрежет или другие звуки.
  • При нажатии на ручку изменилась реакция тормозной системы, ощущается задержка срабатывания.

Этапы регулировки

Транспортное средство необходимо разместить в вертикальном положении, для этого предусмотрены специальные опоры-стойки. Также необходимо подготовить инструмент, он должен быть постоянно под рукой. В состав инструментов преимущественно входят:

  • Ключи-шестигранники.
  • Специальный велосипедный ключ, либо набор гаечных ключей.
  • Набор отверток, в том числе отверток с плоским шлицем.
  • Если тормозная колодка без твердого основания, то потребуется прокладка-клин.
  • Ветошь для протирки от грязи.

Первый этап

Регулируется положение тормозных ручек на руле велосипеда

Регулируется положение тормозных ручек на руле велосипеда

Прежде всего необходимо отрегулировать положение ручки на руле велосипеда. Это может на первый взгляд показаться странным, но от положения ручки будет зависеть последующая регулировка всей тормозной системы в целом. Винт крепления ручки необходимо отпустить на несколько оборотов, затем установите ручку в удобное положение. Ручка тормозов должна нажиматься вторыми фалангами пальцев. Прежде всего необходимо отрегулировать основное положения рычагов. Используется винт регулировки.

Этап второй

Непосредственно регулировка тормозных колодок

Непосредственно регулировка тормозных колодок

Колодки должны качественно прилегать к ободу колеса, это самое важное условие, которое необходимо обеспечить. Прежде всего нужно обеспечить требуемый зазор колодок, находящихся в нерабочем положении. Наиболее оптимальное расстояние от колодки до обода должно быть в пределах одного мм. Если же у вас колодки мягкие, то необходимо использовать клин-прокладку. Последовательность регулировки:

  • прежде всего отпускаем гайку, при помощи которой крепится колодка. Она должна стать подвижной;
  • если колодка жесткая, то ориентируем ее параллельно ободу;
  • колодки не должны касаться резины колеса;
  • зажимаем гайку крепления, используя фиксирующие шайбы.

Этап третий

Регулировка тормозных колодок. Третий этап

Установка рычагов тормоза

Рычаги установлены с двух сторон обода. Для их правильной работы, необходимо сделать центровку. Касание с ободом должно происходить одновременно. На каждом рычаге имеется винт натяжения. В том случае, когда колодка прикоснулась к ободу быстрее противоположной, необходимо увеличить или уменьшить натяжение пружины. Регулировка будет закончена в том случае, если касание колодок слева и справа будет одновременным.

Этап четвертый

Регулировка тормозных колодок. Четвертый этап

Регулируем жесткость тормозной системы

Заключительный этап состоит в том, чтобы тормозная система срабатывала надежно и комфортно. Еще в начале были установлены ручки в удобное положение. Теперь необходимо отрегулировать длину тросиков и их натяжение. Нажмите просто на тормозной рычаг, тормоза должны срабатывать при минимальном нажатии. При помощи гайки натяжения регулируйте величину хода рычага. Старайтесь установить его не слишком большим, специалисты не рекомендуют это делать.

После проведения всех этапов регулировки необходимо проверить функционирование тормозной системы. Прямо на стенде проверьте работу тормозов. При нажатии на рычаги колесо должно остановиться практически мгновенно. Затем сделайте своего рода тест-драйв. Тормозная система должна срабатывать практически мгновенно после нажатия на рычаг. Качественная регулировка тормозов обеспечит вам нужную безопасность и уверенность.

Регулировка дисковых тормозов

Регулировка дисковых тормозов

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Кинетическая энергия велосипеда при использовании дисковых тормозов преобразуется в тепловую. Это происходит посредством трения тормозных колодок о тормозной диск. Дисковые тормоза в ТС могут быть механическими или гидравлическими.

Большинство велосипедистов, которые впервые сталкиваются с механическими или гидравлическими дисковыми тормозами не знают как их настроить и что с ними делать. Особенно важно знать как заменить расходные материалы. Устройство дисковых тормозов, особенно гидравлических, более технологичное, по сравнению с тормозами типа V-brake. Они более надежные, однако следует помнить, что такие узлы и механизмы не являются в плане цены бюджетными.

Дисковые механические тормоза велосипеда

1.Дисковые механические тормоза велосипеда. Схема

Дисковые механические тормоза велосипеда. Курок

Конструкция дисковых механических тормозов следующая:

  • Тормозная ручка. Монтируется на руль. В качестве крепежа используется хомут.
  • Регулятор троса. Используется для регулирования силы натяжения троса.
  • Регулятор тормозной ручки. Устанавливается ручка с учетом длины пальцев велосипедиста.
  • Для защиты троса от возможных загрязнений и повреждений используется рубашка троса.
  • Место крепления троса называется фиксатором.
  • Для приведения в действие тормозных колодок используется калипер.
  • Тормозные колодки. Изготавливаются из металла, на их поверхность наносится вещество органического происхождения. Колодки монтируются в калипер.
  • Адаптер. Монтируется в качестве прослойки между рамой велосипеда и калипером.
  • На втулку колеса монтируется ротор.

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Гидравлические тормоза работают так же как и механические. Отличие заключается в том, что усилие передается при помощи тормозной жидкости, а не при помощи троса. В таких тормозах как Avid, Hayes, Helix применяется тормозная жидкость DOT4. Также в качестве альтернативы может применяться масло Shimano. Важной составной частью гидравлических дисковых тормозов является мастер-цилиндр. В нем хранится тормозная жидкость. Для соединения матер-цилиндра с калипером используется шланг, получивший название гидролиния.

Процесс регулировки и настройки

Дисковые тормоза, которые уже некоторое время эксплуатировались, требуют дополнительной подготовительной работы. Необходимо:

Процесс регулировки и настройки колодок

  • Проверить работу ротора. Устройство демонтируется и проверяется на механические повреждения. При наличии деформации следует ротор выровнять. В том случае, если деформация не существенная, то устранение деформации можно провести при настройке тормозов.
  • Определение износа тормозных колодок. Колодки снимаются по очереди. Демонтаж производится быстро. Также следует проверить тормозные колодки на наличие механических повреждений. Если повреждения существенные, то колодку необходимо заменить.

После проведения регулировки, необходимо удостовериться в том, что колесо установлено правильно. Исключен любой перекос в правую или левую сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (при этом велосипед должен быть сориентирован ровно), затягиваем эксцентрик.

Заключение

Тормозная система в таком транспортном средстве как велосипед должна подвергаться регулировке на постоянной основе. Это даст возможность эксплуатировать велосипед безопасно в самых сложных условиях. Самостоятельная настройка и регулировка требует определенных навыков. Если грамотно настроить ободные тормоза, то они будут работать длительное время, причем не хуже, чем дисковые тормоза. Некоторые модели работают даже лучше.

При условии правильной установки и настройки, ободные V-brake тормоза демонстрируют высокое качество работы, точность и мощность тормозного усилия. Колодки, и все необходимы запчасти, отличаются низкой стоимостью и доступностью в любом велосипедном магазине.

tormoz-obod1.jpg

Мы рекомендуем проводить замену колодок, ориентируясь на состояние канавок для стока грязи. Ободные тормоза чувствительны к загрязнениям, если грязь перестаёт эффективно удаляться, существенно падает мощность тормозного усилия.

По тому насколько симметричен износ обеих колодок, можно определить правильность установки и регулировки тормоза. Если рабочая поверхность стирается неравномерно, необходимо провести регулировку колодок.

1. Ослабьте винт, удерживающий тормозной трос, разведите тормозные рычаги. Даже не снимая колесо, у вас появится удобный доступ к колодкам.

tormoz-obod2.jpg

2. Снимите старые колодки и установите новый комплект. Не нарушайте последовательность установки шайб, используемых для регулировки положения колодок.

3. Регулировочный барабан, установленный на тормозной рукоятке, в месте соединения с тросиком, необходимо закрутить до упора, а потом открутить на один полный оборот. В дальнейшем, это понадобится для точной регулировки положения колодок.

4. Установите и закрепите тормозной тросик. Расстояние между колодками и ободом должно составлять 2 мм.

5. Установите колодки параллельно ободу. Пара сферических шайб позволят регулировать угол установки колодки во всех плоскостях. Колодки должны быть установлены без перекоса, приводящего к неравномерному износу.

tormoz-obod3.jpg

6. С силой нажмите на тормозную ручку, прижав колодки к ободу. В этом положении затяните гайки фиксирующие колодки.

7. Несколько раз нажмите на тормоз, наблюдая за тем, как сходятся тормозные рычаги. Они должны двигаться симметрично, прижимая колодки к обеим сторонам обода. Если этого не происходит, отрегулируйте положение рычагов с помощью регулировочных болтов.

tormoz-obod4.jpg

Настройка дисковых механических тормозов

Дисковые механические тормоза – простая и надёжная система, часто встречающаяся на велосипедах всех ценовых категорий. В отличие от ободных собратьев, они не боятся загрязнений рабочей поверхности диска, развивая максимальное тормозное усилие в любых условиях.

В суппорте устанавливается пара тормозных колодок, одна из которых прижимается к тормозному диску, при нажатии на рычаг тормоза. Вторая – неподвижная. Её положение устанавливается шестигранным ключом или вручную.

Avid-function-1024x1024.jpg

1. Полностью закрутите, а затем, открутите на один полный оборот, барабан, установленный в месте соединения тормозного троса и рукоятки тормоза. Это потребуется для дальнейшей настройки тормозов.

2. Снимите тормозной трос с калипера.

3. Ослабив крепёжные болты, найдите положение, в котором колодки параллельны поверхности тормозного диска, соблюдая соотношение зазоров, указанных на рисунке:

H3b37.jpg

4. Установите и зафиксируйте тормозной трос на калипере. Настройте положение неподвижной колодки с помощью ключа или вручную.

5. При необходимости, подрегулируйте положение подвижной колодки с помощью изменения натяжения тросика. Это можно сделать, вращая барабан на тормозной рукоятке. В процессе эксплуатации, при износе колодок и растяжении тросика, подтягивайте барабан, сохраняя минимальный холостой ход ручки тормоза.

Настройка дисковых гидравлических тормозов

Самый современный тип велосипедных тормозов, ранее устанавливаемый только на профессиональные велосипеды, а сейчас получивший широкое распространение. В отличие от механических тормозов, гидравлика отличается простотой установки и обслуживания, отсутствие растягивающегося тросика позволяет обходиться без частой настройки.

hydro-brake-function.jpg

Для настройки гидравлического тормоза, ослабьте болты удерживающие суппорт на раме велосипеда, и несколько раз сильно нажмите на рычаг тормоза. Равномерно выдвигающиеся колодки сами отцентрируют калипер, относительно тормозного диска. Не отпуская ручку, затяните крепёжные болты.

Расстояние между колодками и поверхностью тормозного диска должно быть одинаковым с обеих сторон. Если одна из колодок выдвигается на большее расстояние, ослабьте фиксирующие болты, и вручную скорректируйте положение калипера. Неравномерный выход колодок, обычно связан с загрязнением тормозов и может наблюдаться при длительной эксплуатации. В этом случае, мы рекомендуем провести чистку и техническое обслуживание тормоза, в велосипедной мастерской.

Читайте также: