Регулировка тнвд 3ct своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Спасибо за книги!
Я с Нововодолажского района!

есть еще книга топливные насосы серии утн . отсканировал когда конвертирую добавлю.

уважаемый санек я рад что вы хотите присоединиться к коллегам топлившикам. литература которую вы просите вам уже дали.самостоятельно по литературе вы не сможете изучить ремонтировать т.к она дает обшее предстовление и обшие установки рейки - двухплечки-корректора и т.д.книги будут сыпать тех.терминами которые вам не понять без специального образования или хотя-бы обьяснения на пальцах.в книгах будет много тех.диаграм которые просто не нужны а если нужны то раз в сто лет.книги что в ссылке старые а за это время тех.параметры немного изменились..они вам помогут но не научат. когда я начинал этот бизнес считал работу сунул-вынул-поехал.пришол в одну контору вкоторой был стенд =пусть металлалом будет ему пухом=. старый и такой-же форсуночный все было подключено начал подключать тнвд к стенду а не знаю как хотя книга под рукой пришлось ехать на курсы топлившиков. если вы хотите заниматься серьезно и в округе вы одни то надо постараться договариться с мастером который даст основы регулировки сборки тнвд. вам нуно стенд проверить на время \ угол\ обороты\..напишите марку стенда и форсуночного.если захотите у меня есть поставшик из харьковской губерне может что нибудь придумаем с ним было-бы ваше желание учиться. параметры тнвд тракторов завтра спать хочу.

Топливный насос высокого давления является технически важным элементом системы, который обеспечивает впрыск топлива в двигатель, работающий на дизельном горючем. Насос обеспечивает подачу дизельного топлива под необходимым давлением и в нужном количестве. Проще говоря, ТНВД отвечает за обеспечение топливной системы горючим и его правильной циркуляции.

Разновидности ТНВД

ТНВД разделяются способом впрыска топлива. Оно может производиться системой аккумуляторного впрыска или при помощи плунжера. Основным элементом насоса является такая деталь, как плунжерная пара, которая визуально представляет собой поршень с цилиндром. Внутрь цилиндра подается топливо. Затем оно через впускной клапан выталкивается плунжером наружу. В различной технике используется несколько конструктивно разных насосов:

распределительный. В конструкции агрегата есть один или пара плунжеров, которые нагнетают горючее по цилиндрам;

рядный. Данные насосы конструктивно имеют лишь один плунжер;

магистральный. Этот насос нагнетают топливо в аккумулятор.

Любая техника, даже импортная и самая надежная способна выйти из строя. Как правило, чем раньше выявлена поломка, тем более недорогими средствами можно ее решить. Если процедуру ремонта не произвести сразу, то вышедший из строя элемент насоса может повлиять на рабочие механизмы всего силового агрегата, а эта поломка приведет уже к капитальному ремонту. Каждый производитель устанавливает в паспорте определенный срок эксплуатации и при соблюдении правил эксплуатации и сроков технического осмотра необходимость в капитальном ремонте может не возникнуть. Если же пренебрегать сроками и необходимость периодического осмотра и эксплуатировать автомобиль даже при проявлении неисправности, он не дослужит до рекомендованного производителем срока и потребует проведения дорогостоящего капитального ремонта.

Наиболее часто встречающиеся неисправности

Чаще всего в ТНВД возникают следующие неисправности:

механический насос. Эта неисправность является естественной и возникает со временем. Чаще износ может возникать, когда автомобиль использовался с повышенными нагрузками. Поломка проявляется повышенным шумом двигателя при запуске, неравномерной работой, невозможностью его запуска в горячем состоянии и снижении мощности;

неисправность вследствие применения горючего низкого качества. Поскольку горючее является смазочным материалом для насоса, его чистота – это основа долговременной эксплуатации агрегата. Топливо не должно иметь примесей в виде мелких механических частиц, воды или бензина, поскольку они являются причиной поломки устройства;

проявление неисправности ТНВД может отразиться на электронике автомобиля. Устройства начинают работать некорректно или самопроизвольно отключаются.

Ремонт ТНВД зачастую производится путем предварительного разбора агрегата с заменой изношенных деталей. Для разбора и последующего сбора потребуется минимальное количество инструмента, который имеется в гараже любого автомобилиста. Если необходимых знаний по устройству наноса нет, лучше доверить ремонт специалистам автосервиса.

Регулировка ТНВД

Периодически каждый ТНВД нуждается в проведении процедуры регулировки. Ее вполне можно произвести самостоятельно при наличии необходимого оборудования. Профессиональная регулировка ТНВД проводится на специальных регулировочных стендах, которыми не оборудованы частные гаражи. Сначала с ТНВД снимается муфта опережения дозированного впрыска топлива, затем сцепляют кулачковый вал с приводным устройством, которое расположено на стенде. Далее запускается сам процесс проверки и регулировки, который отражает равномерность подачи топлива, а также объема подаваемого топлива. Также определяется момент подачи топлива. Все показатели сравниваются с эталонными и фиксируются. Процесс регулировки момента подачи топлива используется специальное приспособление – моментоскоп. Для того, чтобы момент подачи отрегулировать правильно, необходимо определить место, куда будут вкручиваться регулировочные болты, вкрученные в толкатели плунжеров.

Как видно, важным для того, чтобы ТНВД не выходил из строя строго отведенное изготовителем время, является своевременное проведение процедуры регулировки, а также качество используемого топлива. Для обеспечения надлежащего качества смазочных материалов потребуется закупать рекомендованные производителем масла, а также своевременно производить замену соответствующих фильтров, которые контролируют чистоту масла. При наличии знаний по конструктивным особенностям устройства вполне можно производить все работы самостоятельно, но проведение данных работ специалистами обеспечит высокое качество производимых мероприятий, а также сжатые сроки. Также подобный подход позволит обеспечить безошибочность мероприятий, поскольку регулировка собственными силами не обеспечит необходимой точности.


Топливный насос высокого давления – очень ответственный узел. Привод вала ТНВД осуществляется с помощью ремня газораспределения. На ТНВД возложено много задач и функций. Вот основные из них:

1. Подача топлива под высоким давлением к форсункам;

2. Изменение количества впрыскиваемого топлива за единицу времени при разной частоте вращения коленвала

; 3. Отсечка топлива электромагнитным клапаном при остановке двигателя


4. Снятие показаний оборотов (для тахометра и т.д.);

5. Корректировка количества впрыскиваемого топлива при выходе турбины на рабочие обороты (вакуумом);

6. Управление прогревом (при низкой температуре ОЖ, увеличивается топливоподача);

7. Управление количеством оборотов холостого хода (ХХ) в связи со включением кондиционера, холодильника (вакуумом).

Так же, осуществляется регулировка минимальных оборотов ХХ, ограничение максимальных оборотов двигателя. Регулировка номинальной подачи топлива, угла опережения зажигания

Для замены резиновых кольцевых уплотнений освобождаем рычаг регулятора ТНВД. Откручиваем 4 шестигранных винта (5мм) указанных на рисунке слева (поз.1).

2 – Вакуумный исполнительный механизм увеличения оборотов ХХ в связи с включением холодильника, кондиционера или кнопки увеличения оборотов ХХ.

3 – Управление прогревом (добавление оборотов при низкой температуре ОЖ).

4 – Рычаг регулятора управления топливоподачей


Для замены резиновых кольцевых уплотнений освобождаем рычаг регулятора ТНВД. Откручиваем 4 шестигранных винта (5мм) указанных на рисунке слева (поз.1).

2 – Вакуумный исполнительный механизм увеличения оборотов ХХ в связи с включением холодильника, кондиционера или кнопки увеличения оборотов ХХ.

3 – Управление прогревом (добавление оборотов при низкой температуре ОЖ).

4 – Рычаг регулятора управления топливоподачей

1. Устройство управления прогревом, отсоединяется от ТНВД посредством откручивания трех болтов;

2. Кольцевое уплотнение в месте входа управляющего рычага в

3. Внутренний рычаг; устанавливающий более ранний впрыск;

4. Установка оборотов при прогреве;

5. Рычаг повышения оборотов, снаружи;

6. Подсоединение датчика температуры к контуру ОЖ


1. Крышка корректора по давлению наддува;

2. Сальник рычага регулятора, именно из этого места порой просачивается топливо;

3. Винт регулировки номинальной подачи топлива, после регулировки на стенде – пломбируется. Если его расконтргаить, можно изменять цикловую подачу топлива регулировочным стержнем, — выкручивая его — уменьшаем подачу, вкручивая — увеличиваем. Без наличия знаний и опыта — не рекомендуем его трогать, так как велика вероятность срыва двигателя в разнос, увеличения дымности, плохого сбрасывания оборотов. Если все же при регулировке на работающем двигателе Вы переборщите, и двигатель пойдет набирать обороты, — выкрутите срочно этот винт на пару оборотов обратно.


  • В этом месте, указанном стрелкой, происходит зацепление вала регулятора с рычагами регулятора. Вал регулятора снимается с системы рычагов именно через этот паз, что позволяет отсоединить верхнюю крышку от корпуса ТНВД (показано на рисунке снизу).Аккуратно вынимаем ось рычага регулятора из крышки ТНВД. При протечках топлива, а так же после разборки обязательно следует сменить кольцевое резиновое колечко уплотнения на оси регулятора и сальник, установленный в крышке ТНВД, в месте, откуда выходит ось регулятора.


Этот клапан можно снять и отдельно проверить, подав напряжение с аккумуляторной батареи (+ на контакт, — на корпус клапана). Будет слышен характерный щелчок и клапан втянется внутрь сердечника. Таким образом, при подаче напряжения на клапан отсечки, открывается канал подачи топлива, а при снятии напряжения – происходит перекрытие топливного канала резиновым уплотнением под действием запорной пружины. Этот принцип блокировки используется в наших микроавтобусах для остановки двигателя. Без подачи напряжения на этот клапан невозможен пуск двигателя, даже если у него все в полном порядке. Этим методом пользуются многие противоугонные системы, входящие в состав сигнализаций, встраиваемые в разрыв этого управляющего провода.

На снимке слева мы видим выкрученный электромагнитный клапан:

  1. Корпус электромагнитного клапана;
  2. Плюсовой контакт катушки электромагнита (минусовой закреплен на корпусе клапана);
  3. Фильтр-сеточка, установленный на входе в плунжер


Как видим, на этом маленьком фильтрике оседает грязь, прошедшая с топливом даже через основной топливный фильтр, а где-то и ворс от самого фильтра. Этот фильтрик предотвращает попадание прочего мусора на входе топлива в плунжер, предотвращая тем самым быстрый износ прецизионных поверхностей от мелких соринок.

Чтобы достать этот фильтрик из углубления в головке ТНВД советую воспользоваться пинцетом.


  1. Электромагнитный клапан;
  2. Резиновое уплотнительное кольцо;
  3. Возвратная пружина;
  4. Сердечник – клапан;
  5. Резиновое уплотнение;
  6. Сеточка-фильтр топлива в головке ТНВД.


На снимке слева:

  1. Установленный датчик тахометра;
  2. Держатель грузов регулятора в сборе;
  3. Установленный в головку ТНВД, электромагнитный клапан отсечки топлива


Справа Вы видите индукционный датчик тахометра. Выполнен он герметичным. Внутри установлен соленоид (сопротивление катушки составляет от 600 до 950 Ом, если обрыв в цепи датчика, или сопротивление сильно не соответствует приведенному выше, следует заменить датчик). Рассмотрим принцип действия датчика скорости. Шестерня на держателе грузов вращается и каждый зуб этой шестерни приближаясь к рабочей поверхности датчика наводит


в катушке ЭДС. Вот таким образом череда импульсов, зависимых от скорости вращения коленвала, поступает на обработку в микроконтроллер, а оттуда поступает привычная, нашему взору, информация.

Рассмотрим подробнее принцип действия системы повышения оборотов на холостом ходу (ХХ), при прогреве двигателя, и при включении кондиционера. На рисунке слева приведена картина взаимодействия рычагов на регулятор ТНВД:

1. Вакуумный исполнительный механизм, управляемый разряжением при включении кондиционера или кнопки увеличения оборотов ХХ;

2. Термоэлемент, воздействующий на рычаги в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе и устанавливающий более ранний угол впрыска;

3. Рычаг регулятора ТНВД;

4. Промежуточный рычаг с регулирующим винтом




Сеточку под клапаном отсечки достаем аккуратно пинцетом, перед этим отвинчивается клемма с проводом сверху и клапан выкручивается. Осторожно, не переусердствуйте с затяжкой контакта клапана, чрезмерное усилие может разрушить изолятор.Под цифрой 5 показан болт минимальных оборотов холостого хода (ХХ), когда двигатель прогрет и убрано воздействие автомата прогрева посредством болта (поз.4), пластина рычага регулятора должна ложиться полностью на болт ограничения минимальных оборотов ХХ (для АКПП — 850 оборотов, для МКПП 700..750 оборотов), клавиша IDLE UP при этом должна быть в состоянии OFF.


Популярность дизельных двигателей неуклонно растет, что объясняется очевидными достоинствами этого вида силовых установок. Одной из наиболее важных частей агрегата является ТНВД или топливный насос высокого давления. Именно работа этого узла в значительной степени определяет эффективность эксплуатации всего дизельного двигателя.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что регулировке, техническому обслуживанию и ремонту ТНВД всегда уделяется повышенное внимание. Требования и правила организации этих важных технологических процессов рассматриваются в данной статье.

Что такое ТНВД и его разновидности


Топливный насос высокого давления отвечает за своевременную подачу нужного количества дизельного топлива в камеру сжигания. Особенность дизельного двигателя состоит в необходимости нагнетания высокого давления, которое требуется для самовоспламенения горючего, что также является одной из важных задач ТНВД.

Базовым узлом ТНВД является плунжерная пара, состоящая из гильзы и перемещающемуся внутри ее поршню. В зависимости от конструктивных особенностей различают три основных разновидности топливных насосов высокого давления, устанавливаемых на дизельных двигателях: рядные, распределительные и магистральные. Последний вариант используется сегодня особенно часто, так как он используется в системах подачи топлива Common Rail. Несмотря на серьезные различия в конструкции, мощности и габаритах, существуют общие правила, которых следует придерживаться при регулировке, техническом обслуживании и ремонте топливных насосов высокого давления дизельных двигателей.

Правила проведения работ по регулировке ТНВД


Прежде чем приступить к непосредственному описанию этапов регулировки ТНВД, необходимо отметить несколько важных правил, которых рекомендуется придерживаться при организации этого технологического процесса. Речь в данном случае идет о следующих рекомендациях опытных и профессиональных механиков:

· ТНВД вполне заслуженно считается ответственным узлом. Это означает, что изменять его регулировки без необходимости попросту не стоит;

· второе важное следствие приведенного выше правила – регулировкой топливного насоса высокого давления следует заниматься с применением соответствующего оборудования, лучше всего – на специальном стенде;

· допускается самостоятельное выполнение только самых простых работ по регулировке, обслуживанию и ремонту ТНВД;

· все настройки такого сложного механизма как ТНВД связаны между собой. Поэтому изменение одного параметра может негативно отразиться на других эксплуатационных характеристиках. Это является еще одним аргументом в пользу обращения к специалистам, обладающим достаточным для грамотной регулировки топливного насоса уровнем знаний и опыта.

Соблюдение перечисленных достаточно простых и очевидных правил позволит свести к минимуму риск непрофессиональных действий при регулировке ТНВД и, как следствие, серьезных финансовых расходов, необходимых для его последующего ремонта.

Основные этапы регулировки ТНВД

Как уже было отмечено выше, для регулировки ТНВД используются специальные стенды. Работы делятся на два главных этапа. На первом из них происходит регулирование цикловой подачи топлива, а на втором – регулировка так называемого УОНП или угла опережения начала подачи горючего в камеру сжигания. Кроме того, в процессе регулировки, как правило, выполняются еще несколько операций по техническому обслуживанию ТНВД – удаление воздуха, попавшего в систему впрыска, смазка деталей и узлов насоса, а при необходимости – подготовка к отключению на длительное время. Каждый из описанных этапов регулировки требует более подробного рассмотрения.

Регулировка цикловой подачи

Целью этого вида регулировки выступает определение оптимального режима подачи топлива в плане количества и равномерности в камеру сжигания. Изменение настроек осуществляется путем корректировки положения рейки ТНВД, которое осуществляется при помощи специального винта. У одноплунжерных насосов вместо рейки для этого используется дозатор.

До недавнего времени регулирование цикловой подачи происходило с применением стеклянных градуированных пробирок, установленных на испытательном стенде. Современное оборудование позволяет осуществлять настройку при помощи дисплея, на котором отражаются все необходимые данные, что существенно упрощает процедуру регулировки и делает ее более точной и оперативной.

Регулировка УОНП

Данная стадия технологического процесса также проводится на специальных стендах. В качестве дополнительного оборудования применяется моментоскоп, представляющий собой стеклянную трубку с присоединенным шлангом высокого давления. Он устанавливается на одну из секций дизельного двигателя. Процедура регулировки является достаточно сложно и требует наличия соответствующих профессиональных навыков и опыта работы с подобным высокоточным и сложным оборудованием.

Удаление воздуха из системы впрыска

Воздух, попавший в систему впрыска ТНВД, способен заметно снизить эффективность работы дизельного двигателя в целом или даже сделать ее невозможной. Наиболее часто подобная ситуация создается при замене каких-либо деталей насоса, например, топливного фильтра, или после длительного прекращения эксплуатации агрегата. В любом из указанных случаев для удаления воздуха происходит либо при помощи ручного насоса, наличие которого предусматривает конструкция ТНВД, либо в автоматическом режиме с использованием клапана перетока, устанавливаемого на топливном фильтре.

Смазка

В большинстве дизельных двигателей предусматривает единая система смазки ТНВД и силового агрегата. В подобной ситуации топливный насос высокого давления, по сути, является необслуживаемым и не требует какого-либо дополнительного вмешательства. Главное требование – поддержание работоспособности общей системы смазки.

Если конструкция двигателя не предусматривает наличие подобной системы, смазочное масло следует заливать в ТНВД через крышку, предварительно сняв с нее колпак. Уровень масла должен регулярно контролироваться: при избытке оно сливается, при недостатке – напротив, доливается. При выполнении серьезного ремонта старая смазка в обязательном порядке заменяется.

Подготовка к длительному отключению

В случае длительного неиспользования дизельного двигателя рекомендуется произвести консервацию ТНВД. Для этого в горючее топливного бака и в масло камеры кулачкового вала добавляется около 10% специального антикоррозионного состава. Затем необходимо запустить двигатель на четверть часа, в результате чего обычное дизельное топливо и смазка попросту вымоются из топливного насоса высокого давления, а заменивших их состав надежно защитит узлы и детали от коррозии, а горючее – от загустевания.

Наиболее частые неисправности из-за неправильной регулировки

Регулировку и техобслуживание ТНВД на специализированных стендах с участием профессиональных специалистов-механиков рекомендуется проводить регулярно. Периодичность процедуры зависит от нескольких факторов, в числе которых: марка и мощность двигателя, интенсивность эксплуатации, качество используемого дизельного топлива и т.д.

Основанием для проведения внеочередной регулировки и, при выявлении проблем, ремонта ТНВД и дизельного двигателя в целом могут стать следующие признаки неисправности силового агрегата и его отдельных узлов:

· работа двигателя с перебоями и перепадами в мощности. Как правило, проблемы в этом случае связаны с подачей горючего разными по объему порциями. Для их устранения требуется грамотная регулировка ТНВД и, если неисправность не была выявлена своевременно, ремонт;

· резкое уменьшение мощности двигателя. Основной причиной проблемы обычно становится несвоевременный впрыск горючего в камеру сжигания. В результате воспламенение топлива происходит с заметным опозданием и горючее сжигается не полностью, что ведет к появлению копоти в выхлопных газах и общему падению КПД агрегата. При выявлении проблемы на ранней стадии требуется регулировка как цикловой подачи, так и УОНП. В противном случае необходимо дорогостоящий ремонт с возможной заменой основного рабочего узла ТНВД;

· утечка или чрезмерный расход горючего. Данная проблема зачастую становится следствием ускоренного износа узлов и механизмов ТНВД и двигателя в целом, причиной которого выступает плохое качество топлива. Устранить или свести к минимуму неисправность удается только на начальной стадии. При дальнейшем использовании некондиционного горючего потребуется ремонт и, вполне возможно, замена ТНВД или его основных деталей;

· посторонний шум при запуске и дальнейшей эксплуатации агрегата. Существует различные причины возникновения нехарактерных для нормальной работы двигателя звуков. Для того, чтобы определить характер неисправности, требуется провести полноценное техническое обслуживание и диагностику агрегата, включая ТНВД. После устранения проблем обязательно осуществляется регулировка топливного насоса высокого давления.

Ремонт ТНВД

Несмотря на наличие очевидных достоинств, эксплуатация дизельного двигателя сопровождается определенными недостатками. В числе наиболее существенных из них – трудность самостоятельной диагностики и ремонта силового агрегата. Другими словами, все сказанное выше про регулировку ТНВД справедливо и по отношению к его техническому обслуживанию и ремонту.

Именно поэтому требуется регулярное обращение в специализированные сервисные или ремонтные центры, имеющие как необходимое современное оборудование, так и специалистов, способных его эффективно применять на практике. Такой подход при сравнительно небольшом уровне финансовых расходов обеспечит длительную и беспроблемную эксплуатацию дизельного двигателя в целом и ТНВД в частности. Кроме того, своевременно и профессионально выполненные регулировка и обслуживание силового агрегата не только сэкономят средства на более дорогостоящем ремонте, но и позволят в полной мере использовать многочисленные и очевидные преимущества современных дизельных двигателей.

Читайте также: