Регулировка стеклоочистителя своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 16.09.2024

Период включения "дворников" в прерывистом режиме работы не всегда бывает удобен, и это касается далеко не только ВАЗ-2108. Любой водитель знает, что в лёгкий дождик "дворники" в таком режиме начинают скрести по сухому стеклу, ещё не успевшему покрыться каплями. Выходов из этой неприятности два: включать стеклоочистители периодически вручную, что конечно неудобно или сделать настраиваемую паузу. Естественно, мы пойдем по второму пути.

В продаже имеются специальные реле, которые заменяют штатные реле стеклоочистителей, и могут программироваться особыми манипуляциями с подрулевым переключателем. Да, они имеют право на жизнь, но они неудобны в настройке - стоит почитать инструкцию, как изменить паузу, и всё станет ясно. Другим аргументом не использовать их является то, что микросхема, используемая в штатном реле стеклоочистителей, уже имеет поддержку изменяемой паузы, просто производитель не удосужился поставить регулятор.

Схемотехника

Обычно реле стеклоочистителей выполнено на микросхеме U642B или российском аналоге - КР1055ГП2. Достаточно изучить документацию на эту микросхему, и станет ясно, как сделать регулятор - это очень просто.

Схема реле стеклоочистителей на микросхеме U642B (аналог - КР1055ГП2).

На схеме можно увидеть, что за паузу отвечает вывод 2 микросхемы. К нему подключены последовательно 2 резистора - R2 и R3. R2 стоит внутри реле, его мы трогать не будем. А R3, переменный, отсутствует, т.е. закорочен - его нам и нужно установить. Но куда его ставить? Всё просто, смотрим схему электрооборудования LADA Samara: правый подрулевой переключатель имеет контакт J, к нему подходит желто-зеленый провод. Вытащим его, а в образовавшийся разрыв включим нашу схему.

Место установки резистора паузы стеклоочистителей на схеме LADA Samara.

Часто при такой модернизации ставят переменный резистор на кожух рулевой колонки. Мне же показалось это неудобным, во-первых, а во-вторых, уже было занято место на кожухе. Вместе кожуха я предпочел расположить регулятор прямо на подрулевом переключателе. А переменный резистор посчитал неудобным тем, что крутить ручку во время управления автомобилем, тонко настраивая паузу, неэффективно: нет возможности точно выставить ранее устраивавшую паузу, а смысла менять её до секунды нет. Разумнее поставить переключатель на несколько фиксированных положений, скажем, на три - стандартное, длительное, среднее - этого будет вполне достаточно, и можно быстро переключаться между ними, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Был найден подходящий переключатель, им оказался KBB70-2P3W - это движковый переключатель на 3 положения, довольно больших размеров. Как показала практика, он только-только помещается в подрулевом переключателе, и его размеры хорошо подходят для манипуляций во время движения - меньшие размеры были бы неудобны.
Но как же переключатель заменит переменный резистор?! Действительно, не заменит, кроме него понадобятся 2 постоянных резистора. В зависимости от положения переключателя, наша схема обеспечит малое, среднее и большое сопротивления. Итак, схема:

Схема переключателя паузы стеклоочистителей ВАЗ-2108.

При среднем положении имеем большое сопротивление (ток через один резистор, max пауза), при первом крайнем - малое (ток мимо резисторов, min пауза), при другом крайнем - среднее (ток через 2 резистора параллельно, средняя пауза). Минусом такого включения является "неправильная" последовательность пауз: min-max-mid вместо min-mid-max. Увы, задать другую последовательность без применения электроники невозможно, а одним из условий затеи было неиспользование каких-либо сложных схем. Впрочем, это некритично и к такой последовательности быстро привыкаешь.

Расчёты

Теперь займемся расчетом пауз и сопротивлений. Микросхема U642B по документации допускает паузы 4-20 с. На практике было получено, что в легкий дождь возникает желание включать "дворник" раз в 17-20 секунд, что в принципе соответствует max паузе микросхемы. Были проведены замеры сопротивлений и соответствующих им пауз, зависимость отображена на следующем графике.

График зависимости паузы стеклоочистителей от сопротивления.

Штатная пауза получилась 5.2 с. Две другие были выбраны - около 12 и 20 с. Исходя из этого подобраны резисторы следующим образом: сначала резистор max паузы - 41 кОм, затем дополнительный для него в параллель - 22 кОм (дает в паре с первым 14.5 кОм). При таких номиналах получились паузы 13.2 и 20.1 секунд, что близко к желаемому.

Реализуем "в железе"

И здесь начинается не менее ёмкая часть работы. Сборка переключателя и резисторов будет располагаться в подрулевом переключателе с тыльной стороны, около сгиба - там нужно освободить пространство, удалив рёбра жесткости. Прочность рычага от этого не страдает. Далее в оставшихся ребрах делаем канал для проводов, а у самого основания рычага сверлим 2 отверстия, через которые пропустим провода - это нужно для их фиксации и направления. Если использовать провода сечением 0.35 мм 2 , достаточный диаметр отверстий 1.5 мм. Можно использовать и более тонкие провода - это несущественно в данном случае. Также в рычаге сверлим отверстия для саморезов, на которые будет крепиться переключатель.

Подготовленный рычаг стеклоочистителя ВАЗ-2108.

Стрелками показаны отверстия для проводов и подготовленное место для переключателя.

Теперь модернизируем переключатель: сгибаем его крепления, и к одному из них припаиваем дополнительный лепесток из подходящего металла. У данного переключателя 6 выводов, 3 лишних вывода откусываем - они не нужны. Вид у переключателя получается не очень привлекательный, но всё зависит от вашей искусности, да и виден он не будет.

Переключатель KBB70-2P3W.

Готовим сборку переключатель+резисторы, как показано на фото. Здесь ничего сложного нет: навесной монтаж, обычные компоненты, не забываем об изоляции, хоть она здесь и не критична.

Сборка переключатель+резисторы.

Устанавливаем сборку в рычаг, прикрутив переключатель саморезами, он при таком креплении сидит плотно и надежно. Можно переключатель покрасить, хотя он и не виден с места водителя. Прокладываем провода, ближе к основанию рычага упаковываем их в термотрубку, стараясь придать ей профиль по форме рычага.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой.

Так готовый рычаг выглядит в профиль - модернизация почти не влияет на внешний вид.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой: вид в профиль.

Остается оконцевать провода "мамами": одной побольше - она будет подключаться к штатному желто-зеленому проводу, другой поменьше - эта будет соединена с коротким переходником. Кстати, о переходнике: это короткий провод, с одной стороны которого "большой папа" - его вставляем в разъем подрулевого переключателя вместо желто-зеленого провода, а с другой стороны - "малый папа". Переходник нужен для того, чтобы можно было снимать подрулевой переключатель при необходимости.

Дополнительные провода паузы.

Ставим переключатель в машину. Конструкция получается надежной, просто и быстро монтируемой. На фото стрелкой показан тот самый провод-переходник.

Подключение переключателя стеклочистителя с паузой.

Впечатления и опыт использования

Удобно! Этой функции реально не хватало! Если раньше я чаще пользовался периодическим ручным включением "дворников", то теперь устанавливаю долгую паузу и забываю о "дворниках".

Приведенная на рис. 5.68 схема позволяет плавно изменять частоту, с которой происходит "качание” щеток стеклоочистителя. Во время дождя это более удобно для водителя, чем несколько фиксированных значений частоты.

Микросхема DA1 работает в режиме автогенератора и управляет полевым ключем ѴТ1 (подойдет любой Р-канальный MOSFET транзистор на максимальный ток не менее 10 А).

Регуляторы частоты работы стеклоочистителя

Рис. 5.68. Схема регулятора для управления стеклоочистителем

Транзистор открывается при низком уровне напряжения на выходе таймера. Резистором R2 (он устанавливается на передней панели автомобиля) можно изменять частоту работы стеклоочистителя в диапазоне от 2 до 15 с. Включатель SA1 позволяет соединить моторчик от щеток напрямую с питанием.

Регуляторы частоты работы стеклоочистителя

Рис. 5.69. Варианты схем регуляторов

Еще две схемы аналогичного назначения приведены на рис. 5.69. В первом варианте (а) [Л43] для включения электромоторчика привода механизма, обеспечивающего движение щеток, используется реле К1 на рабочее напряжение 12 В с сопротивлением обмотки не менее 120 Ом. Во второй схеме (б) для включения стеклоочистителя применен легко доступный мощный биполярный транзистор. Показанное включение таймера обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение примерно 3 с (два цикла работы щеток — время зависит от величины R3). Паузу между циклами можно регулировать в пределах 0,5-20 с при помощи резистора R2.

Осень… И одновременно с этой “чудесной” порой года приходит проблема, над которой явно не заморачивались конструкторы и инженеры классических моделей автомобилей ВАЗ. Уже была рассмотрена “сезонная доработка”, которой рассматривался вопрос некоторого улучшения отопителя ВАЗ, и относилась эта статья именно к классическому семейству автомобилей ВАЗ.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Для семейства автомобилей ВАЗ доработка дворников тоже является довольно нужной задачей, а причин несколько:

Существенно позволяет повысить комфорт водителя. Повышает безопасность движения в дождливую погоду. Увеличивает время износа лобового стекла.

Немного добавили конкретики в преимущества доработки дворников.

ВНИМАНИЕ. Перед началом роботы, обязательно убедитесь, что на Вашем автомобиле стоит реле от ВАЗ 2107! С реле от ВАЗ 2101 – не работает!

Доработать реле стеклоочистителей

Следует начать с того, для чего это вообще нужно. В сильный дождь, дворники ВАЗ 2101 – 2107 справляются на отлично, обеспечивая достаточно приличную скорость движения. Но, если дождь противно моросит, сотни тысяч водителей “классики” проклинают завод за то, что нельзя подобрать нужную частоту работы дворников.

В итоге, получается что стеклоочистители трутся по сухому стеклу довольно длительное время, и ничего хорошего в этом нет. Чтобы нейтрализовать это неприятное явление, приходится выключать и включать дворники вручную.

Найдутся и такие, кто скажут, что в этом нет никаких сложностей – выключилвключил, да, можно согласится, но стоит Вам проехать хотя бы сотню километров, как Ваше мнение поменяется.

Схема регулировки дворников автомобилей ВАЗ 2101 – 2107

Настало время для перехода непосредственно к реализации хитрого замысла.

  • Для начала необходимо демонтировать реле, которое отвечает за паузу между взмахами стеклоочистителей. Располагается оно в салоне, рядом с ручкой открывания капота.
  • Реле крепится к кузову парой винтов, провода соединяются с помощью обыкновенной соединительной колодки. Демонтируем его и разбираем. Думаю что рассказывать, как его разобрать, будет лишним, Вы все поймете, просто взяв реле в руки и внимательно осмотрев.
  • После разборки Вы обнаружите плату, на этой плате нам нужен всего один маленький элемент – это резистор, он изображен на рисунке:

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • Далее последует немного теории. Сопротивление родного резистора – 62 кОм, это дает эму возможность удерживать интервал, примерно равный 4-м секундам. Теперь важная информация. Этот резистор оптимально заменить резистором с в половину меньшим номиналом. Он будет определять нижний порог частоты взмахов и равняться будет приблизительно 2-м секундам. Последовательно припаиваем переменный резистор к постоянному. Номинал сопротивления переменного резистора лежит в диапазоне от 100кОм до 500кОм.

Не стоит брать больше! Затем необходимо осуществить припайку двойного провода, один к плате вместо ножки резистора, второй непосредственно к резистору.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • Производим сборку реле, которое склеиваем с помощью любого имеющегося клея. Можно даже не склеивать, но для стабильной работы реле так будет лучше.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • К проводу с обратной стороны припаиваем переменный резистор, одним проводом к центральной ножке, вторым к любой из боковых. Вот что получаем:

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

7. Следующим шагом – устанавливаем реле обратно в наш автомобиль, монтируем его на старое место. Место под переменный резистор – любое на Ваше усмотрение.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Немного о номинале резисторов. В данном примере устанавливались:

Переменный – 100 Ком.

Постоянный – 45 Ком.

Номинальная мощность резисторов не имеет значения, были взяты резисторы по 0,25 Вт. При этих параметрах регулируется от 2 до 10 сек.

1 На щетках стеклоочистителей со временем накапливается дорожная пленка, снижая эффективность их работы, поэтому щетки следует регулярно промывать в мягком чистящем растворе. Проверка состояния щеток и исходного положения рычага стеклоочистителя 2 Сборки стеклоочистителей со щетками должны регулярно осматриваться. Если осмотр выявил наличие затвердений или трещин на резине щеток, замените щетки. Если при осмотре не обнаружено ничего необычного, намочите ветровое стекло, включите стеклоочистители, дайте им немного поработать, и выключите их. Неравномерный след от щеток на стекле или полоски на чистом стекле указывают на то, что щетки следует заменить. 3 Если щетки недостаточно хорошо очищают ветровое стекло, то возможны следующие причины: При прохождении автомобилем автоматической мойки на ветровое стекло попали частицы воска. Эти частицы могут быть удалены при добавлении в жидкость стеклоомывателя моющего средства, обладающего свойством растворять воск. Наполнение резервуара для жидкости средством для чистки стекол с воскорастворяющими свойствами может существенно улучшить действие стеклоочистителей. Жирорастворяющие чистящие средства не в состоянии полностью очистить стекло. При повреждении щеток, их следует заменить. Угол установки рычагов стеклоочистителей не соответствует необходимому. В ходе работы механизма стеклоочистителей может произойти ослабление крепежных гаек, поэтому их следует проверять и по необходимости подтягивать каждый раз при проверке щеток. Проверка 4 Включите и выключите стеклоочистители, при этом они установятся в исходное положение. 5 Проверьте расстояние между резинкой щетки стеклоочистителя и основанием стекла, которое должно быть 20 мм на ветровом стекле. Проверка и регулировка угла рычага стеклоочистителя

Проверку угла наклона рычага стеклоочистителя необходимо производить при низкой эффективности очистки стекла или если щетки в процессе работы перемещаются неравномерно или вибрируют. Для регулировки требуется специальный инструмент HAZET 4851-1.

Проверка 6 Установите рычаги стеклоочистителя в исходное положение. Для этого смочите ветровое стекло водой. Включите на короткое время стеклоочиститель и остановите его выключателем. 7 Снимите щетку.


8 Отведите рычаг -2-. Установите специальный инструмент HAZET и зафиксируйте его винтом -3-.

9 Осторожно отведите назад рычаг. Инструмент HAZET должен прилегать к стеклу в трех точках. 10 Проверьте угол установки по шкале инструмента и сравните с требуемым значением. Требуемое значение: -3 ° ± 2 °. Регулировка


11 Немного отведите рычаг от стекла и немного поверните гаечным ключом на 24 мм -1-.

12 Проверьте угол установки снова и при необходимости откорректируйте его так, чтобы на шкале было требуемое значение. 13 После этого снимите инструмент, еще раз установите и зафиксируйте его. Снова проверьте угол установки, при необходимости откорректируйте.

Читайте также: