Регулировка клапанов зил 130 своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов зил 130

РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА ДТ-75М.

Трактор ДТ-75М. Регулировка зазоров в механизмах газораспределения и декомпрессии

Инструмент, приспособления: ключ торцовый S = 27, ключи гаечные S = 10,12,14,17, ключ динамометрический, отвертка, пассатижи, рукоятка для проворачивания коленчатого вала, набор щупов.

Проверку и регулировку зазоров производите на холодном двигателе или через 15 минут после его остановки:

А) отсоедините тягу декомпрессора и снимите колпаки головок цилиндров;

Б) проверьте затяжку гаек крепления стоек коромысел, момент затяжки гаек крепления «.головок цилиндров и при необходимости подтяните их;

В) включите с помощью ключа (за лыски валика) механизм декомпрессии;

Г) наблюдая за коромыслами клапанов (рис. 69) четвертого цилиндра, проворачивайте коленчатый вал рукояткой до момента перекрытия клапанов в этом цилиндре (выпускной клапан еще не закрылся, а впускной только начал открываться);

Д) выверните установочную шпильку (рис. 70) из картера маховика и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик;

Е) нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра окажется в ВМТ такта сжатия;

Ж) выключите механизм декомпрессии;

З) проверьте щупом зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулируйте. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,3 мм-с усилием.

Для регулирования зазора:

Рис. 69. Трактор ДТ-75М. Расположение двигателя

отверните контргайку регулировочного винта;

Вставьте в зазор щуп толщиной 0,25 мм;

Вверните или выверните отверткой регулировочный винт

До получения необходимого зазора, удерживая контргайку гаечным ключом;

Законтрите регулировочный винт контргайкой, удерживая его отверткой;

Проверьie щупом величину згзора, поворачивая рукой штангу толкателя, чтобы убедиться в отсутствии ее заедания;

И) отрегулируйте механизм декомпрессия для этого цилиндра:

Установите валик декомпрессора так, чтобы ось регулировочных винтов 9 (рис. 25) была вертикальна;

Отверните контргайку регулировочного винта и вывертывайте или ввертывайте его до тех пор, пока между клапаном и коромыслом будет установлен полный зазор (0,25-0,30 мм),

а затем вверните его на один оборот и законтрите;

К) вверните установочную шпильку в отверстие картера маховика;

Л) последовательно отрегулируйте зазоры в каждом цилиндре, как указано выше, в порядке их работы (1-3-4-2).

Для регулировки зазоров в клапанах и механизме декомпрессии следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения на 180°.

После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При появлении стука клапанов остановите двигатель и снова проверьте зазоры. При повторной проверке зазоры должны быть в пределах 0,2-0,35 мм;

М) установите колпаки головок цилиндров, следя за правильной установкой прокладок.

Трактор ДТ-75М. Регулировка клапанов системы смазки

Инструмент, приспособления: стенд для проверки узлов системы смазки, ключи гаечные S = 12,14,17,22,27,32,36, ключ торцовый S = 12, молоток, зубило, пассатижи, отвертка.

При понижении давления масла в главной масляной магистрали допускается при ТО № 3 производить подрегулировку

Клапанов системы смазки. Регулировку клапанов производите на стенде на давление открытия: сливной клапан — 4,5-5,0 кгс/см2; редукционный клапан нагнетательной секции масляного насоса — 9,0-9,5 кгс/см2; предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса — 2,5-3,2 кгс/см2.

Регулировку сливного клапана, установленного в корпусе центрифуги, производите регулировочным винтом, редукционного и предохранительного клапанов масляного насоса — регулировочными шайбами. После регулировки клапанов проверьте на стенде производительность масляного насоса.

Достаточно часто при длительной эксплуатации трактора дт-75 необходимо выполнять регулировку клапанов. В нашем случае двигатель а-41.

Первым делом откручиваем клапанную крышку и снимаем ее. Для начала необходимо проверить затяжку оси коромысла. Насколько хорошо они притянуты. Затем будем выставлять первый цилиндр в мерно точку, и регулировать клапаны.

Для того чтобы выставить мерно точку необходимо что бы впускной выпускной клапаны сначала открылись а зачем перекрылись один за вторым. Затем медленно вращает коленчатый вал, при помощи пускача. С левой стороны трактора дт-75 имеется по ходу движения отверстие на корпусе сцепления.


Другими словами туда вставляем какой-нибудь штырь и потихоньку вращаем коленчатый вал и штырь должен зайти в отверстия на маховике. Это будет означать верхнюю мерную точку первого цилиндра.

Затем регулируем по порядку клапана. Допустимый зазор составляет 0,25-0,30 миллиметров для обоих клапанов и впускного и выпускного.

Принцип регулировки клапанов на тракторе дт-75.

Выполняем ослабление гайки как показано на рисунке.


Затем используя отвертку, вращаем по часовой стрелке туже гайку, тем самым уменьшая зазор.


Берем щуп 0,3 миллиметры и он должен протаскиваться с небольшим усилием. После проведения регулировки клапана, держа отверткой регулировочный винт, затягиваем фиксирующую гайку. Затем проверяем щупом, не сбился ли зазор. Данную операцию необходимо провести на всех клапанах трактора дт-75.

Т ехническое обслуживание механизма газораспределения трактора ДТ-75 (и модификаций — ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) сводится к регулировке зазоров механизма, а также проверке герметичности клапанов.

У величение зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана приводит к стуку клапана. Уменьшение зазора, причиной которого является неполное прилегание клапанов, влечёт за собой обгорание фасок выпускных клапанов, заедание стержней клапанов в направляющих втулках. В итоге падает мощность двигателя, а удельный расход топлива растёт. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на холодном двигателе (для тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К) для впускных и выпускных клапанов составляет 0,25-0,3 мм.

П роверка и регулировка зазора производится по следующему алгоритму:

1) – поднять боковины верхнего щита капота;
2) – снять крышку колпака головки цилиндров (предварительно её необходимо очистить от грязи);

3) – включить декомпрессионный механизм;

4) – с помощью рукоятки поворачивать коленчатый вал до момента, пока поршень первого цилиндра не достигнем в.м.т. (верхняя мёртвая точка) в конце такта сжатия, при этом в первом цилиндре оба клапана окажутся закрытыми. Для установки поршня в в.м.т. используется установочная шпилька, которая вворачивается в картер маховика. Сначала установочную шпильку нужно вывернуть из картера, а затем вставить неразрезным концом в то же отверстие и провернуть маховик до того момента, пока шпилька не войдёт в отверстие маховика;

5) – после выключения декомпрессионного механизма следует проверить с помощью щупа зазор и, в случае необходимости, отрегулировать его посредством регулировочного винта коромысла. Регулировка зазоров между бойком коромысел и торцами стержней клапанов остальных цилиндров должна производиться согласно порядку работы цилиндров – 1-3-4-2;
6) – чтобы производить регулировку зазоров в каждом следующем цилиндре следует проворачивать коленчатый вал на пол оборота;

7) – по окончании регулировки зазоров клапанов в этом же цилиндре при поршне, который находится в в.м.т., осуществляется регулировка механизма декомпрессии. Для этого необходимо установить валик декомпрессора во включенное положение. Затем выбрать регулировочным винтом (36) [рис. 1] зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а потом отвернуть винт (36) на один оборот и законтрить его в данном положении;

8) – по окончании регулировки зазоров следует установить крышку колпака на место и закрыть боковые винты верхнего щита капота.

Грамотная регулировка клапанов двигателя ЗМЗ-402

Газораспределительный механизм восьмиклапанного ЗМЗ-402 предназначен для выпуска газов и своевременной подачи горючей смеси или воздуха в силовой агрегат. ГРМ должен быть грамотно настроен, иначе ДВС начинает шуметь, а расход горючего увеличивается. Один из базовых способов эффективной настройки — регулировка клапанов 402 двигателя своими руками.

Регулировка клапанов ЗИЛ 130, производится в автомобиле, в случае появления в отсеке двигателя, в частности, в головке блока цилиндров, посторонних шумов, а также, нарастающего, дребезжащего звука при нажатии на педаль акселератора. Все эти признаки указывают на то, что в двигателе автомобиля необходимо отрегулировать работу газораспределительного механизма .

Регулировка клапанов ЗИЛ 130 производится с учетом стандартных значений зазоров, между коромыслами, и самими клапанами, которые варьируются в пределах 0,25-0,30 мм. Следует помнить, что работы с механизмами двигателя, такие, как мелкий ремонт, или различные регулировки, должны производиться только на холодном силовом агрегате.

Для проведения регулировки клапанов Вам потребуется соответствующий щуп, отвертка, плоскогубцы. Параметры зазора устанавливаются между коромыслом и клапаном, при помощи регулировочного винта и контргайки. Затем, в двигателе ЗИЛ 130, в такте “сжатия”, необходимо установить первый рабочий цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ).

Когда коленчатый вал двигателя будет находиться в данном положении, следует провести регулировки следующих клапанов автомобиля ЗИЛ 130: впускных; 1, 3, 7, и 8 цилиндров, выпускных; 1, 2, 4, и 5 цилиндров. После регулировки данных клапанов, коленчатый вал двигателя необходимо провернуть на 1 полный оборот, и отрегулировать таким же способом остальные клапана механизма газораспределения.

Передвижение автомобиля ЗИЛ 130 на неотрегулированных клапанах, приводит к преждевременному износу, не только этих деталей, но и других частей распределительного механизма, толкателей и коромысел, что должно напоминать водителям, о необходимости своевременного технического обслуживания двигателя, в целом.

Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.

Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.

Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.

Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.

При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.

Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.

Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.

При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.

Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10

(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).

При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-

пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.

Регулировку выполняют в такой последовательности:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:

Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.


Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)

Регулировка клапанов ЗИЛ 130 — 4 правила


Регулировка клапанов двигателя на автомобиле Зил 130 как и на других двигателях требует знания четырех основных правил

  1. Где находится первый цилиндр. Потому что все видимые метки на шкивах соответствуют положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке(ВМТ).
  2. В каком положении коленчатого вала поршень первого цилиндра находится в ВМТ именно в такте сжатия. В этом положении впускной и выпускной клапаны закрыты и регулируются тепловые зазоры клапанов.
  3. Необходимо знать порядок работы цилиндров конкретного двигателя. То есть какой следующий цилиндр вступит в работу. Чтобы провернуть коленчатый вал и начать регулировку следующего по порядку цилиндра.
  4. Необходимо знать на какой угол необходимо провернуть коленчатый вал чтобы подвести поршень следующего цилиндра в ВМТ в такте сжатия

Эти четыре правила применимы ко всем четырех тактным двигателям внутреннего сгорания. Хорошо освоив эти моменты можно регулировать клапана не прибегая к помощи специалистов.

Расположение цилиндров Зил 130

Первый цилиндр на автомобиле ЗИЛ 130 находится с правой стороны по ходу движения автомобиля. На схеме обозначена нумерация всех цилиндров. Она потребуется далее для того чтобы знать где находится каждый последующий цилиндр. Для регулировки клапанов согласно порядка их работы.


Установка ВМТ в момент сжатия

Проблема возникает когда именно поршень становится в правильное положение для регулировки клапанов первого цилиндра. Поршень должен находиться в ВМТ именно в такте сжатия. На шкиве коленчатого вала имеется метка. Её требуется совместить с обозначение ВМТ на шкале.


Действительно поршень первого цилиндра встанет в ВМТ. Но то что он будет находится в такте сжатия необходимо убедится. Потому что за полный цикл работы двигателя от первого до восьмого цилиндра. Поршень становится два раза в ВМТ. Нас интересует только одно его положение. Это положение можно определить несколькими способами.

  • Если двигатель находится в рабочем состоянии на автомобиле. Можно снять наконечник со свечного провода идущего на первый цилиндр. И проворачивать коленчатый вал при включённом зажигании. В момент проскакивания искры между прводом и массой. Следует подвести метку на шкиву с обозначением ВМТ на шкале. Искра проскочит до того как поршень подойдет к верхней мертвой точке. И установив метки поршень встанет в нужное положение.
  • Можно вывернуть свечу первого цилиндра и заткнуть свечное отверстие бумажной пробкой. При проворачивании коленчатого вала пробка выстрелит. Останется только совместить метку на шкиву и обозначением ВМТ на шкале. Можно просто заткнуть отверстие пальцем. Когда из под него начнет выходить воздух останется совместить метки. Это говорит о том что в цилиндре образуется компрессия. Начинается сжатие. Следовательно клапана полностью закрыты.
  • Визуально положение ВМТ определяется по коромыслам. В положении сжатия когда поршень подходит к ВМТ коромысла не подвижны. Клапана закрыты. Во втором положении когда поршень подходит к ВМТ один клапан закрывается. Второй после прохождения ВМТ начинает сразу открывается. В случае когда клапана неподвижны остается совместить метки.

После того как поршень первого цилиндра встал в правильное положение требуется регулировать клапана первого цилиндра.

Регулировка клапанов Зил 130

Для егулировки капанов требуется ослабить стопорные гайки регулировочного винта. Между клапаном и коромыслом устанавливается щуп толщиной 0,25 или 0,3 мм. Если устанавливается щуп 0,25 мм. То при закручивании регулировочного винта. Коромысло зажимает щуп. Щуп при этом должен двигаться с небольшим усилие. В случае установки щуптолщиной 0,3мм усилие должно быть более сильным. Щуп движется но коромысло не должно давить на клапан иначе он откроется и регулировка будет не правильная. Регулировка клапанов на автомобиле ЗИЛ 130 предусматривает одинаковые зазоры на впускных и выпускных клапанах. После регулировки необходимо затянуть стопорные гайки. При этом нельзя допустить проворачивание регулировочного винта. Поэтому при затяжке его необходимо придерживать отверткой.


Порядок работы цилиндров двигателя ЗИЛ 130

Для регулировки последующих клапанов следует знать порядок работы цилинлров. Он следующий


То есть после регулировки первого цилиндра следует регулировать клапана 5 цилиндра, затем 4 и так далее по порядку.

Проворачивание коленчатого вала

Для того чтобы поочередно по порядку подводить поршня цилиндров в ВМТ требуется проворачивать коленчатый вал каждый раз на один и тот же угол. Этот угол составляет

90 градусов.

Чтобы не ошибиться. можно нанести самостоятельно разметку на шкиве

И проворачивать колен вал по своим меткам

Можно просто вывернуть все свечи и подводить поршня каждого цилиндра в ВМТ на ощупь при помощи отвертки.

Выглядеть проворачивание следующим образом. Клапана первого цилиндра отрегулированы при совмещении метки на шкиве и шкале. Далее проворачивается коленвал по часовой стрелке на 90 градусов и регулируются клапана 5 цилиндра. Затем проворачивается колен вал на 90 градусов. Регулируются клапана 4 цилиндра и так до 8 цилиндра. Согласно порядка работы цилиндров. Понять почему коленчатый вал проворачивается на 90 градусов можно просто.

За один цикл работы двигателя с первого по восьмой цилиндр коленчатый вал проворачивается два раза. Распредвал при этом совершает один оборот. Два оборота коленвала составляют 720 градусов два раза по 360. Цилиндров в работе 8. Значит делим 720 на 8 получаем 90 градусов.

Если бы цилиндров было 6 то 720 делим на 6 получается 120 градусов, четырех цилиндровые двигатели для регулировки клапанов проворачиваю на 180 градусов.

Регулировка клапанов зил 130 за два оборота

Отрегулировать клапана можно быстрее всего за два оборота коленчатого вала.

Первый оборот делается для того чтобы совместит метку на шкиву с обозначение ВМТ на шкале в такте сжатия первого цилиндра. Как у же было описано. В этом положении регулируются клапана следующих цилиндров:

Впускного и выпускного 1 цилиндра

Остальные клапана регулируются после того как коленчатый вал провернуть на один оборот 360 градусов. При этом метка на шкиву и обозначение ВМТ на шкале снова должны быть совмещены.

Схематично это будет выглядеть следующим образом


Регулировка клапанов на двигателе автомобиля Зил 130 аналогична регулировке клапанов на ГАЗ 53. Тот же принцип регулировки клапанов Камаз и клапанов на двигателе ЯМЗ 238. Различие в методах регулировки. Каждый двигатель имеет конструктивные особенности. Которые позволяют делать регулировку более удобно. Но основной принцип одинаков для всех V- образных восьми цилиндровых двигателей

Регулировка клапанов ЗИЛ-130, клапана

Клапаны ЗИЛ-130 — верхние, расположены в головке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от рас­пределительного вала через штанги, толкатели и коромысла. Клапаны ЗИЛ-130 изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускно­го клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапан имеет отверстие, заполненное на­трием.
Выпускные ЗИЛ-130 клапана для повышения срока их службы принудительно поворачива­ются во время работы двига­теля специальным механизмом. Механизм для поворачивания вы­пускного клапана показан на рис. 16.


Рис. 16. Механизм для поворачивания выпускного клапана ЗИЛ-130:
1 — клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана ЗИЛ-130; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана ЗИЛ-130; 9 — дисковая пружина механизма; 10 — возврат­ная пружина; 11 — наполнитель; 12 — наплав­ка; 13 — заглушка

В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов ЗИЛ-130

Зазоры у остальных клапанов ЗИЛ-130 регулируют после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот).

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Проверка и регулировка зазоров в клапа­нах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой за­зоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажи­гания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с про­кладками. Зазоры между клапанами и ко­ромыслами регулируют на холодном двига­теле регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коро­мысла.


Регулировку зазоров первым спосо­бом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи устано­вочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закры­ты, а между стержнем клапана и нажим­ным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.



Для регулировки зазора надо, придер­живая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закре­пить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.


Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.

Рубрика: Техническое обслуживание | Метки: Плечо коромысла, Проверка зазоров, Регулировка зазоров

ЗИЛ-130

Мотор грузового автомобиля состоит из разных комплектующих и запчастей. Для обеспечения нормального функционирования требуется своевременная и периодическая регулировка клапанов ЗИЛ-130. Водители могут обратиться на станцию технического обслуживания или выполнить настройку своими руками, если будут следовать правилам.

Процесс регулировки и порядок выполнения работы

Головка цилиндров находится удаленно от корпуса. Между ними есть специальная перегородка. Для крепления и надежной фиксации применяются болты. Проводить регулировку необходимо в том случае, когда возникают посторонние звуки в виде стука. Чтобы устранить их, необходимо отрегулировать зазоры. Для выполнения работы, требуется отключить все провода электрического тока, которые подают высокое напряжение к отдельным элементам двигателя. Их обязательно отсоединяют от свечей зажигания. Для этого требуется провернуть гайки, которые находятся в месте крепления крышки головки цилиндра. Далее происходит демонтаж крышки, на которой есть прокладки.

Чтобы выполнить регулировку клапанов и зазоров, необходимо дождаться, когда полностью остынет мотор. Для настройки применяют винт с контргайкой. Порядок регулировки выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо установить поршень первого цилиндра;
  • в момент его прокручивания два клапана ЗИЛ 131 и 130 закрываются (между стержнем и нажимным кольцом появляется максимально допустимый зазор);
  • для измерения используют щуп, а при отклонениях от допустимой нормы применяют регулировку.

Этот способ решает проблему, как отрегулировать клапана на ЗИЛ 130. Он наиболее простой и доступный для многих автомобилистов, которые могут устранить зазор самостоятельно.

Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130

Со временем части ГРМ изнашиваются и это приводит к увеличению температурного зазора. Чтобы избежать серьезных проблем с ДВС, периодически требуется регулировка клапанов ЗИЛ-130.

Следующие действия производятся на остывшем моторе:

Регулировка:

Следующие 7 цилиндров регулируют поворотом коленчатого вала, выдерживая очередность: 1=5=4=2=6=3=7=8. Своевременная регулировка клапанов ЗИЛ-130 поможет избежать многих неприятностей в работе ДВС.

Правила и рекомендации по сборке головки цилиндра

Важно помнить, что работы по монтажу головки цилиндров, необходимо выполнять на специально предназначенном стенде. Это обязательное условие, чтобы правильно собрать их, предотвратить еще более серьезные поломки. Ниже приведен правильная техника и алгоритм:

  • все отверстия в клапанных втулках нужно продуть, чтобы убрать загрязнения;
  • перед установкой впускных и выпускных стержней их нужно тщательно обработать маслом;
  • плавность движения и функционирования клапанов требуется проверить на специальном стенде (если они работают не правильно, обязательно осуществляется замена на новые детали);
  • на каждый впускной клапан перед монтажом и установкой на предыдущее место, необходимо надеть манжет (их производят из прочной резины).

Во время сборки клапанов, пружинные тарелки нужно установить на стержни. Для этого выполняют поворот рукоятки на кране в несколько оборотов. Они позволяет равномерно и правильно распределить воздух. Важно добиться, чтобы все пружины сжимались одновременно.

Шпильки нужно вворачивать в специально предназначенные плоскостные проемы. Они находятся в верхней части, где происходит прилегание выпускного и впускного трубопровода. После этого нужно перевести головку цилиндра в оптимальное положение. Необходимо в обязательном порядке проверить работоспособность всех систем и деталей.

ЗИЛ-130

Мотор грузового автомобиля состоит из разных комплектующих и запчастей. Для обеспечения нормального функционирования требуется своевременная и периодическая регулировка клапанов ЗИЛ-130. Водители могут обратиться на станцию технического обслуживания или выполнить настройку своими руками, если будут следовать правилам.

Конструктивные особенности карбюратора

Прежде чем браться за настройку или регулировку запчасти следует изучить принцип работы карбюраторов установленных на ЗИЛ 130 и 131. Итак, это двухкамерное устройство с падающим потоком воздушной смеси и двойным распиливанием топлива. Камеры карбюратора в количестве двух штук выполнены в одном блоке и работают на всех режимах двигателя параллельно.

Карбюратор в ЗИЛ 130 и 131, кстати, выполнен, таким образом, чтобы его регулировка не была проблемой для шофера. Если прибор немного забарахлит можно настроить его на рабочий лад без необходимости снимать и разбирать устройство. Однако прежде чем браться за настройку карбюратора необходимо хоть даже и поверхностно изучить его конструкцию. В частности, винты, с помощью которых собственно и производится настройка:

  • Винт регулировки качества смеси для холостого хода.
  • Стопорный вин дросселя.
  • Винт регулировки количества оборотов.
  • Стопорный винт дросселя.
  • Держатель жиклера.



Карбюратор К 88
На само карбюратор устроен на порядок сложнее. Однако для первоначальной настройки достаточно и этих знаний. Более глубокие нужны скорее для ремонта устройства, однако, доверим это дела квалифицированным автомеханикам. Если же вы обладаете минимальными слесарными навыками, регулировка холостого хода как решение большинства проблемы с карбюраторами ЗИЛ 130 и 131 не станет для вас проблемой.

Процесс регулировки и порядок выполнения работы

Головка цилиндров находится удаленно от корпуса. Между ними есть специальная перегородка. Для крепления и надежной фиксации применяются болты. Проводить регулировку необходимо в том случае, когда возникают посторонние звуки в виде стука. Чтобы устранить их, необходимо отрегулировать зазоры. Для выполнения работы, требуется отключить все провода электрического тока, которые подают высокое напряжение к отдельным элементам двигателя. Их обязательно отсоединяют от свечей зажигания. Для этого требуется провернуть гайки, которые находятся в месте крепления крышки головки цилиндра. Далее происходит демонтаж крышки, на которой есть прокладки.

Чтобы выполнить регулировку клапанов и зазоров, необходимо дождаться, когда полностью остынет мотор. Для настройки применяют винт с контргайкой. Порядок регулировки выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо установить поршень первого цилиндра;
  • в момент его прокручивания два клапана ЗИЛ 131 и 130 закрываются (между стержнем и нажимным кольцом появляется максимально допустимый зазор);
  • для измерения используют щуп, а при отклонениях от допустимой нормы применяют регулировку.

Этот способ решает проблему, как отрегулировать клапана на ЗИЛ 130. Он наиболее простой и доступный для многих автомобилистов, которые могут устранить зазор самостоятельно.

Порядок затяжки ГБЦ и усилие затяжки

Крепежные болты затягиваются динамометрическим инструментом в соответствии со схемой, приведенной в технической документации. Алгоритм затягивания болтов головки идентичен для атмосферных моторов и агрегатов, оснащенных наддувом. Предварительно крепления закручиваются с усилием 70-90 Н/м, а затем проводится второй этап фиксации с моментом 170-190 Н/м (поэтапное закручивание применяется только для версии дизеля с турбокомпрессором). Между шагами выдерживается пауза 5-6 минут, необходимая для равномерной деформации прокладки.

Окончательная фиксация деталей производится усилием 190-210 Н/м (атмосферная модель) или 230-250 Н/м (версии с наддувом), прилагать большее усилие категорически запрещено.

Если хотя бы 1 крепежный элемент прокручивается в теле блока или произошел обрыв стержня (или срыв головки), то потребуется демонтировать головку и восстановить резьбу. Эксплуатация мотора с поврежденным элементом крепления головки не допускается.

Проверка крепления блочной головки

Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.

Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.

Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей

Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей

Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.

Это интересно: Регулировка клапанов ЗМЗ-402 — порядок настройки

Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130

Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:

Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130

Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130

Все действия по монтажу цилиндровых головок ЗИЛ-130 выполняются без спешки, с использованием стендовых приспособлений.

Отладка зазора клапанов ДВС

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130

Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.

Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.

Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала — непосредственно под меткой ВМТ.

В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:

  • впуск и выпуск 1;
  • впуск 2, выпуск 3;
  • выпуски 4 и 5;
  • впуски 7, 8.

При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.

Разработка технологического процесса восстановления блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130

Порядок регулировки клапанов на ЗИЛ 130

Что бы лучше понять, что представляет собой двигатель ЗИЛ 130, изучим технические характеристики агрегата. Двигатель внутреннего сгорания предназначен для эксплуатации на грузовиках ЗИЛ: 130 и 131. Параметры представлены в таблице.

Зил 130 131 техническое обслуживание проверка и регулировка зазоров в клапанах

Проверка и регулировка зазоров в клапа­нах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой за­зоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажи­гания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с про­кладками. Зазоры между клапанами и ко­ромыслами регулируют на холодном двига­теле регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коро­мысла.

Регулировку зазоров первым спосо­бом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи устано­вочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закры­ты, а между стержнем клапана и нажим­ным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придер­живая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закре­пить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких ци­линдров. Регулировка проводится в следую­щей последовательности. Установить пор­шень первого цилиндра в в. м. т.

(такт сжатия) по методу, указанному ранее, и от­регулировать зазоры: впускного и вы­пускного клапанов первого ци­линдра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, вы­пускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот).

Зил 130 — 131 v-образный двигатель кшм и грм механизмы клапаны

Двигатель Mitsubishi 4G15 1.5 л

Клапаны (рис. 1) верхние, расположе­ны в головке цилиндров наклонно к осям цилиндров, приводятся в движение от рас­пределительного вала при помощи штанг, толкателей и коромысел. Клапаны изготов­лены из жаростойкой стали, стержни клапа­нов хромируются. Стержень выпускного клапана имеет канал, наполненный натрие­вым охладителем, а для повышения износо­стойкости рабочая фаска имеет наплавку из жаростойкого сплава. Отверстие в клапа­не закрыто заглушкой, которая обеспечи­вает герметичность. Заглушка в гнезде должна сидеть прочно.

Для повышения долговечности рабочей фаски выпускной клапан имеет механизм принудительного вращения (рис. 2, а). Механизм состоит: из неподвижного корпу­са 4, пяти шариков 5 и пяти возвратных пружин 12, находящихся в углублениях кор­пуса, конической дисковой пружины, упорной шайбы 6, воспринимающей усилие клапанной пружины, а также замочного кольца 7. Упорная шайба и дисковая пружина с за­зором свободно надеты на корпус 4У кото­рый расположен в специальном гнезде го­ловки цилиндров.

При закрытом клапане усилие пружины 8 через упорную шайбу 6 передается на наружную кромку дисковой пружины 11 (рис. 2, б), которая в этот момент своей внутренней кромкой опирается на заплечик корпуса 4. Во время открытия клапана, под действием сжимающейся кла­панной пружины, коническая дисковая пру­жина 11 начинает распрямляться и повора­чиваться вокруг шариков, нажимая на них. С этого момента усилие пружины клапана начинает передаваться на шарики 5 (рис.

Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130

Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130

Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130

Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.

Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.

Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.

Читайте также: