Регулировка клапанов ваз 11183 8 клапанов своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Регулировка клапанов в машине Лада Калина должна проводиться при периодическом пробеге, равном 20 тыс. км или немногим более.

Пренебрегать данной процедурой не рекомендуется, поскольку происходит изменение регламентной величины зазоров у клапанов контуров впуска и выпуска. Это обстоятельство провоцирует неплотное прилегание клапанных тарелок к посадочным седлам, что неизбежно приводит к образованию нагара, неполному сгоранию топлива, повреждению тарелок с последующим прогаром и прочим неприятностям в ГРМ в модели LADA Kalina. Как видно, при отсутствии требуемых зазоров наблюдается нарушение корректного функционирования мотора в целом, а единственным безобидным моментом здесь является акустический дискомфорт владельца из-за увеличенной шумности ГРМ.

Заметим, что регулировки механизма клапанов требует 8 клапанный моторов машин Лада Калина.

Как отрегулировать клапаны?

Главный вопрос: как регулировать клапана. Для выполнения данной процедуры владельцу потребуется обзавестись следующим набором инструментальных средств, приспособлений и расходных компонентов:

  • отвертками и плоскогубцами с удлиненными захватами;
  • головками для откручивания болтов;
  • трещоткой;
  • набором щупов;
  • воротком;
  • шприцем для удаления излишков масла из ванночек головки;
  • пинцетом для извлечения шайб;
  • регулировочными шайбами разной размерности (толщины) и устройством для утопления клапанов.

Перед тем, как начнется регулировка клапанов, даем мотору возможность остыть (температура не более 20 градусов).


Алгоритм манипуляций для двух оставшихся пар клапанов в зависимости от угла поворота коленчатого вала в авто Лада Калина выглядит следующим образом:

Регулировка зазоров клапанов

Лада Калина Универсал Бортжурнал Замена шаровых опор

Она осуществляется только на холодном двигателе: оптимальная температура окружающей среды +20 градусов. Заранее приготовьте:

  • узконосые пассатижи;
  • плоскую отвертку;
  • головки;
  • шприц для удаления масла;
  • пинцет;
  • рассухариватель клапанов (приспособление);
  • щуп (0,2 и 0,35 мм);
  • регулировочные шайбы.

Выверните болты, крепящие клапанную крышку, снимите ее и выверните свечи зажигания. Заодно осмотрите кулачки распредвала, чтобы убедиться в отсутствии выработки. Далее с помощью шприца удалите из головки масло. Прикрепите к шпилькам приспособление для утопления клапанов. Следующие этапы:

  1. Проверните коленвал и добейтесь совпадения меток на крышке ГРМ и шкиве совпали. Далее поверните вал еще на три зуба шкива.
  2. Щупом на 0,2 мм (впускной) и 0,35 мм (выпускной) проверьте зазоры. Для справки: чтобы определить, где впускные, а где выпускные клапаны, считайте слева направо: выпуск-впуск, впуск-выпуск и так далее. Регулировочные шайбы нужно заменить при легком прохождении щупа. Для этого опустите клапан вниз, используя приспособление, одновременно удерживая толкатель от проворачивания с помощью плоской отвертки.
  3. Закрепите толкатель внизу и пинцетом извлеките старую шайбу и установите подходящую новую.
  4. Удалите фиксатор и снова проверьте зазор: щуп должен проходить с небольшим усилием.


Порядок регулировки: 1 выпуск – 2 впуск, 5 выпуск – 2 впуск, 8 выпуск – 6 впуск, 4 выпуск – 7 впуск.

Регулировка клапанов Калина, с 8 клапанным двигателем, необходима, когда под капотом появляется неприятный, настораживающий звук, напоминающий металлический цокот. Это свидетельствует o том, что клапана “требуют” безотлагательной регулировки. Чтобы выполнить упомянутую регулировку потребуется подготовить некоторые инструменты, а именно: отвертки (плоскую и крестообразную), длинногубцы (или пинцет), набор щупов, шайбы для регулировки требуемого размера, ключ на 10 (головка) с воротком, а также специальное приспособление для регулировки.

Сразу хотелось бы предупредить автомобилистов о том, что регулировка клапанов Калины проводится только на остывшем силовом агрегате, не иначе, в противном случае, выставленные зазоры не будут соответствовать требуемым техническим стандартам. Снимите крышку клапанов и установите валы, коленчатый и распредвал, по обозначенным меткам. При этом поршни цилиндров 1 и 4 должны располагаться в ВМТ механизма. Методы регулировки клапанов бывают разные, мы выберем более ускоренный, при котором меньше придется вращать коленвал, и будем регулировать сразу четыре клапана.

Итак, изначально замеряем зазоры, где над клапанами подняты кулачки распредвала. В этом случае это 1,2,3,5 клапана. Тепловые зазоры для клапанов впуска Калина соответствуют 0,20 (+0,05мм), а для выпускных 0,35(+0,05мм). Расчет клапанов производится слева направо, сначала выпуск-впуск, затем впуск-выпуск, и, так далее. Зазоры, которые не соответствуют номиналу, регулируются с применением регулировочных шайб. Теперь, на шпильки крышки клапанов следует установить регулировочную планку и закрепить ее, накрутив гайки.

Затем, рычагом регулировочного механизма утапливаем до упора регулируемый клапан, и при помощи рычажка, фиксируем положение толкателя клапана (в нажатом состоянии). Используя пинцет, вынимаем старую шайбу и устанавливаем на ее место новую (требуемого размера). Удалив фиксатор, придавливаем ее рычагом для ее полной усадки на место. После этого наступает очередь следующих клапанов 4,6,7,8. Потребуется сделать один проворот вала (распредвал при этом должен повернуться на пол оборота ), и провести аналогичную работу с остальными клапанами. По мнению специалистов, при пробеге автомобиля Калина до 50 000 км., Вам, вряд ли, придется заниматься регулировкой клапановКалины, так, как при проверке их зазоры (в подавляющем большинстве случаев) соответствуют требуемым стандартам.

Клапаны на автомобилях Лада Калина выполняют важнейшую роль в системе газораспределения, отвечая за выпуск отработавших газов и впуск топливовоздушной смеси. Многие автомобилисты не задумываются о том, что эти детали, несмотря на свой незначительный размер, очень важны. А кто-то даже не знает о том, где они находятся, и что на них время от времени (в зависимости от типа двигателя) требуется проводить регламентные работы.


Зачем нужна регулировка

От грамотно сделанной операции зависит:

  • отличная работа газораспределительной системы;
  • нахождение зазоров в пределах нормы;
  • работа двигателя (он функционирует намного тише, и его значительно проще завести, а датчик распредвала, под контролем которого находится вся работа автомобиля, покажет хорошее состояние механизмов);
  • уменьшение расхода топлива;
  • лучшая работа толкателя и распредвала;
  • отсутствие нагара (камера сгорания практически останется чистой).

Регулировка клапанов Лада Калина обычно проводится после того, как автомобиль прошел более 20 тыс. км. Затягивать с этим не стоит, так как когда в клапанах появились зазоры, нарушилась настройка, произведенная на заводе, цилиндры остаются без достаточного количества топлива, а при неполном сгорании газа происходит его преждевременный выброс.

Можно смело утверждать, что при неисправности клапана нарушена вся работа автомобиля. А если клапаны прогорят, то пострадает головка блока цилиндров.

Кто приобрел такую машину, как Лада Калина 2, знают, что регулировка клапана после определенного пробега необходима.

Но конструкторы на этом успокаиваться и не подумали, в результате их творчества возник новый двигатель автомобиля Калина с 8 клапанами и объемом в 1,6 л, но облегченной поршневой системой. Самая престижная Лада Калина 2 — 16-клапанная, с объемом 1,6 л. Регулировка нужна очень редко, но клапаны могут загибаться, если обрывается ремень.

Как выполняют регулировку клапанов

Чтобы произвести регулировку клапанов Калина, необходим набор нужных инструментов:

  • несколько отверток и длинногубцы;
  • головки, чтобы откручивать болты;
  • вороток, щупы и трещотка;
  • пинцет и шприц, который понадобится, чтобы удалить излишки масла;
  • регулировочные шайбы и приспособление, чтобы аккуратно утопить клапаны.

Начинать нужно с проверки двигателя: он должен быть холодным. 20° — подходящая температура, чтобы зазоры были выставлены отлично.

Замена клапанов происходит после того, как снята клапанная крышка, т. е. изымаются болты крепления, свечи выкручиваются, чтобы двигатель лучше проворачивался, а распределительный и коленчатый валы выставлены по меткам. Распредвал должен содержать кулачки без выработки. Головка обязана быть без масла, лучше использовать шприц. К шпилькам нужно прикрепить приспособление, чтобы утопить клапаны.

Затем поршни I и IV цилиндров должны зафиксироваться в верхней точке. Есть несколько методов, один из них состоит в том, что коленчатый вал не потребуется прокручивать 3 раза и регулируя только 2 зазора, а за один оборот возможно отрегулировать 4.

Нужна предельная внимательность: обязательно четыре кулачка распредвала будут находиться в положении, поднятом от клапана, вот в этом месте и нужно измерить зазоры. Обычно это — I, II, III, V клапаны. Если зазоры отличны от номинальных, нужна регулировка, а помогут шайба и формула, с помощью которой можно узнать ее толщину, суммировав толщину снятой шайбы, номинальный зазор и зазор измененный.

Регулировочные шайбы, которые находятся в автомобиле Лада Калина, удаляются, на их шпильки крышки надевается планка. Ее укрепляют гайками. Теперь требуется утопить клапан — обязательно до упора. В то же время упорный рычажок вставляется под распредвал. Это нужно сделать, чтобы толкатель в нажатом состоянии удерживался. Прорезь на толкателе должна в это время находиться спереди, тогда легче поддевать и вытаскивать шайбу. Здесь пригодятся длинногубцы.

Новую шайбу нужно вставить на предназначенное ей место и придавить рычагом, так она сядет в углубление. Упорный фиксатор толкателя должен пока отсутствовать на своем месте.

Оставшиеся 4 клапана требуют такой регулировки. Коленчатый вал проворачивается на один поворот под 90°, пока не совпадут мерки, и все повторяется, как и первый раз. Если отрегулировано грамотно, то щуп в зазор войдет свободно, без напряжения.

Затем устанавливаются на место свечи, заливается масло, прокладку, находящуюся под крышкой клапана, придется заменить, закрепить крышку. Датчики на Калине должны показать правильную работу всех механизмов. Теперь можно отправляться в дорогу на любимом автомобиле.

Значение регулировки клапанов

Если говорить о двигателе внутреннего сгорания, можно вкратце описать такты его работы. Это впуск, затем сжатие, после этого происходит сгорание топлива, и 4 такт заключается в выпуске отработанных газов. На стандартном моторе Калины 2 и других автомобилях ВАЗ для каждого цилиндра используется по 4 клапана. Два отвечают за выпуск и два за впуск. Принцип их работы прост: при вращении распредвала одновременно открываются оба впускных, а через определенное время два выпускных.


Устройство клапанного механизма

Такт впуска подразумевает движение поршня вниз. Вместе с тем открываются клапаны впуска, подавая в цилиндр дозу смеси воздуха и бензина. На следующем этапе поршень начинает подниматься вверх, а впускные клапаны закрываются. Таким образом, идет такт сжатия. Дойдя до верхней точки цилиндра, поршень резко отбрасывается назад воспламенением смеси свечой зажигания. После того как поршень достигает крайней нижней мертвой точки, открываются клапаны выпуска. Когда он начинает подъем вверх, вместе с тем выталкиваются отработанные газы.

Соответственно, без клапанов фактически невозможна работа двигателя внутреннего сгорания. Их функция напрямую зависит от правильного вращения распредвала. А если быть точным, отросткам на нём, называемыми толкателями.

Что касается клапанов, то важнейший параметр их работы – это тепловой зазор и правильность его регулировки. Ведь для стабильного функционирования работы механизма газораспределения важна любая мелочь.

Назначение теплового зазора

Когда этот промежуток правильно отрегулирован, толкатель и кулачок распредвала прижимаются друг к другу максимально сильно, чтобы обеспечить идеальный контакт между поверхностями. При этом необходимо учитывать, что все детали ДВС преимущественно изготавливаются из разных сплавов и металлов (алюминий, медь, чугунные соединения). Толкатели, распредвал и непосредственно клапанная группа тоже металлические. Как известно, любой металл при сильном нагреве имеет свойство увеличиваться в размере. В результате зазор, который существует на холодном силовом агрегате, существенно отличается от аналогичного на прогретом. Проще говоря, клапаны оказываются либо слишком зажаты, либо не обеспечивается плотный контакт поверхностей.


Регулировка зазоров представляет собой установку специальных промежутков между клапаном и поршнем с учётом расширения металлов при нагреве. Значения эти настолько малы, что для их измерения используются микроны. При этом для выпуска и впуска применяются разные значения.

У каждого автопроизводителя, и у АвтоВАЗа в том числе, есть регламент, по которому выставляются нужные показатели. Это и называется в народе регулировкой клапанов. Производитель четко регламентирует и периодичность проведения подобной процедуры: не реже чем раз в 50 000 км пробега. Обычно для этих целей используются специальные регулировочные шайбы, которые меняются в верхней части толкателей.

Увеличенный или недостаточный тепловой зазор сказывается на работе газораспределительного механизма крайне негативно. В целом нарушается работа всего двигателя.

Отличия нагрузки на клапаны выпуска и впуска

Практически все элементы двигателя внутреннего сгорания подвергаются серьезным тепловым нагрузкам, клапанная группа не стала исключением. Диаметр их штока не превышает 5 мм. А при сгорании топлива выделяется тепловая энергия, и температура при этом на кратком отрезке времени может достигать 2 000 градусов. На выпускных деталях устанавливается больший зазор из-за более сильного нагрева от выхода отработанных раскаленных газов. Значит, и расширяется металл от таких температур больше, чем на впуске.

Последствия несвоевременной регулировки

Если не отладить тепловые промежутки, могут возникнуть две основные проблемы. Первая подразумевает чрезмерное зажатие. Вторая, наоборот, состоит в слишком больших значениях зазора.

Лада Калина Хэтчбек LUX › Бортжурнал › самостоятельная регулировка клапанов (Часть первая)

Итак начнем: выкручиваем пробку заливной горловины, снимаем верхний кожух, и отжимаем все хомуты идущие к клапанной крышке

ключем на 10 отжимаем кронштей крепления троса газа

откручиваем крышку клапанов

тем же ключем на 10, откручиваем три винта крышки ремня ГРМ

Ну вот, теперь без особого фанатизма вскрываем крышку клапанов, стараясь ее поднять в горизонтальном положении, без перекосов.

на фото видна резиновая прокладка, тщательно приклеенная к головке на герметик

Читайте также: